Исламизация западной и восточной Европы, которая все больше набирает темп, ставит европейское общество перед выбором. Этот выбор, по сути своей, касается, практически, всех сфер жизни общества. Ислам - это не только религиозное представление о потустороннем мире, ислам предполагает жесткое следование установленным Кораном правил поведения для мусульман. Готов ли европеец, с его демократическими взглядами, принять нормы Корана?
В нашей стране, согласно данным Госкомстата, в 2010 году в РФ было 65,6 млн. мужчин и 76,2 млн женщин, и здесь я хочу особо заострить внимание на проблемы женщин в мусульманском мире.
Говоря о интеграции мусульманской Азии в европейскую культуру, я хочу отметить, что нормы Корана могут прямо видоизменить культуру поведения европейской женщины, это касается ее поведения в семье, отношения к мужчине, участие женщины в общественной и государственной жизни страны, а также, простой бытовой культуры. Разберем подробнее этот вопрос.
Проблема правового положения женщин, исповедующих ислам, нужно рассматривать как одну из составных проблем правового положения женщин в целом. Международное законодательство содержит нормы, защищающие права и свободы женщин, это - Всеобщая декларация о правах человека от 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г., Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г., Конвенция против пыток и прочих видов жестоких, бесчеловечных и унизительных наказаний от 10 декабря 1984 г., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г., Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.
Однако, мусульманское право и Международные нормы в области прав женщин вступают между собой в непримиримый конфликт. Имеется ряд причин, согласно которых защита прав женщин - мусульманок осложняется природой мусульманского права, то есть - системой правил поведения в исламе.
Мусульманское право формулирует свои представления о жизненном укладе мусульман, и в том числе правовое положении женщин-мусульманок.
Например - ст. 130 Конституции Афганистана 2004 г. гласит: "Суды при осуществлении судопроизводства выполняют нормы настоящей Конституции и других законов. В случае если в Конституции и других законах отсутствует подходящая норма, то суды разрешают дело в соответствии с требованиями фикха ханифитского толка и в пределах, установленных настоящей Конституцией" (Виташов Д.С. Источники мусульманского права в общей системе источников права Афганистана // Международное публичное и частное право. 2006. N 5 (32). С. 58.)
В мусульманском мире женщина не имеет равного статуса с мужчиной, что и фиксируют нормы мусульманского права, вот цитата из Корана - "..женщина является живым человеческим существом, имеющим точно такую же душу, как и мужчина.." (Магомед К.Т. Праведная мусульманка. 2-е изд., доп. Дагестан, 2003. С. 34.)
То есть, положение женщины - мусульманки в исламском мире подстраивалось под статус мужчины, статус которого признается высшим по отношению к статусу женщины. Например, права незамужней женщины достаточно ограничены, так незамужняя женщина может быть выдана замуж без ее согласия посредством заключения договора о браке ее представителем, а действительность подобного договора выражается в том, чтобы действия представителя соответствовали положениям закрепленным в нормах шариата, которые регламентируют заключение брачного союза.
Обратим внимание и на такой момент - мусульманское право при разрешении вопроса о том, с кем будет проживать ребенок в случае расторжения брака, исходит из того, что правом воспитания ребенка наделяются мать и ее родственники, внимание - а в случае, когда родственники матери отсутствуют - таким правом наделяется отец и родственники отца.
Но, это преимущество матери, родственников по материнской линии предоставляется только на определенный период - до того времени, когда ребенок сможет самостоятельно удовлетворять свои минимальные необходимые ежедневные потребности, а впоследствии ребенок подпадает под отцовскую власть.
Исходя из религиозных норм, обязанность по содержанию семьи возлагается на мужа, это его исключительное право, и данное правило основывается на следующем аяте - "Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества" (Коран. Сура "Ан-Нисан", аят 3.)
Законы шариата говорят, что изменение семейного статуса ведет и к изменению правового статуса личности, изменению совокупности прав и обязанностей, которыми наделена данная личность.
Изменение статуса женщины при вступлении ее в брак, полностью меняет ее правовое положение, то есть - она попадает под опеку мужа и уже не имеет права без разрешения мужа работать и менять место жительства.
Однако, мужчина наделен правом запретить жене работать, но он обязан дать ей такое разрешение, в случае если в обществе существует нехватка рабочей силы в тех областях, где шариат допускает применение женского труда.
Исламскому миру свойственно неукоснительное выполнение мусульманских обычаев, следование предписаниям Корана, Сунны, Иджмы, других источников мусульманского права, которые регламентируют отношения между членами общества (уммы).
Публичная сфера правоотношений не регламентируется мусульманским правом, это объясняет широкое распространение дискриминации в отношении мусульманских женщин, то есть - мусульманское право исключает участие женщины в общественно - политической жизни общества и государства.
Женщина-мусульманка без согласия мужа, а незамужняя женщина-мусульманка без согласия своего отца или близкого родственника, не могла участвовать в публичной сфере деятельности общества. Например, Х. Баш заявляет - "Женщина в исламе обладает правом на такой труд, который соответствует ее достоинству...", "Она может выполнять работу, которая не уронит ни ее величия, ни чести" (Баш Х. Права женщин в исламе / Пер. с турецкого; под ред. Али Хайдара. Казань: Мастер-Лайн, 2001. С. 21.) - а вот под величием и честью женщины следует понимать скромность, служение дому, семье, покорность своему мужу.
Нормы ислама устанавливают статус мужчины и женщины в сфере семейно-брачных отношений, и данные статусы не являются равными по своему правовому положению, так различие в статусах проявляется в угнетенном положении женщин - мусульманок по сравнению с положением мужчин - мусульман.
Например, мужчина-мусульманин может иметь не больше четырех жен, он может принудить женщину к вступлению в брак и продолжению брачного сожительства, он имеет право уполномочить женщину расторгнуть брак (женщина-мусульманка, согласно мусульманскому праву, не может расторгнуть брак), он имеет право запретить разведенной женщине вступать в новый брак и так далее. Также в Коране говориться - "..им (то есть - мужчинам) дано преимущество.. непокорных жен увещайте и покидайте на ложах, ударяйте их...", "...женщины имеют (по отношению к мужьям) такие же права, как и обязанности, согласно шариату и разуму, хотя мужья и выше их по достоинствам" (Коран. М., 2004. Сура 4. Стих 38.) Отмечу, что в данной Суре прямо указывается на более низкое положение женщины по отношению к мужчине.
И так, рассмотрев некоторые моменты норм Корана, мы можем задаться вопросом - готова ли Европа, а в частности - русское общество, принять азиатскую культуру, выражающуюся в жестком следовании нормам шариата?
Думаю, что нет, миграция из Центральной и Средней Азии в нашу страну ведет и так к острым конфликтам в социуме, если же в стране будут появляться целые азиатские анклавы, исповедывающие ислам, то это неминуемо приведет к противостоянию норм ислама и норм российского законодательства, что мы уже воочию наблюдаем в западноевропейском мире.
Здесь я заостряю внимание, что нормы шариата для выходца из Средней или Центральной Азии являются первоочередными в их применении, так как азиаты - мигранты из Таджикистана и Узбекистана, воспитывались преимущественно в мусульманской среде и на нормах Корана.
Потому, даже если конфликтные ситуации в стране будут "сглажены", то столкновение наших культур приведет к тому, что одна из культур должна будет поглотить другую. Если культура Азии поглотит русскую европейскую культуру, то за этим последует и изменение нашего законодательства в русле ввода норм шариата в российское законодательство.
Так вот, каждый сторонник интеграции с зарубежной Азией пусть спросит себя, готов ли он принять нормы шариата, или готов ли он к тому, что этих норм будут придерживаться его дочери? Здесь нет простоты проблемы, здесь есть право выбора каждого из нас - мы идем по европейскому пути развития, придерживаясь всех прогрессивных демократических завоеваний европейской культуры, или же мы готовы к тому, чтобы принять мусульманскую культуру и как итог этого - мусульманское право.