В древних рабовладельческих обществах, в отличие от современного мира, где рабство носит завуалированный характер, деление на свободных и рабов проводилось с отчетливостью. Рабовладельческий мир делился на свободных и на тех, кого считали "орудиями труда". Примером здесь может служить история древней Греции и древнего Рима. Примерами же рабства в современном мире может служить сама РФ, так как в РФ, фактически, граждане и трудовые мигранты работают у станка по 18 часов - им это не запрещается. Кроме того, в РФ нет независимых профсоюзов, а также игнорируются нормы трудового законодательства работодателем и отсутствует должный контроль со стороны государственных надзорных органов за исполнением трудового законодательства на предприятиях, организациях страны.
Российское общество сегодня также как и в Древнем Риме, поделено на свободных граждан, имеющих сверхдоходы, и на граждан зависимых, чья жизнь и даже свобода зависит от настроений господствующего класса.
Согласно античным представлениям физический труд считался явлением позорным, а свободный гражданин не должен был им заниматься. Так, Аристотель по данному поводу говорит: - "Уже непосредственно с момента самого рождения, некоторые существа различаются в том отношении, что одни из них как бы предназначены к подчинению, а другие - к властвованию. Много разновидностей существует в состояниях властвования и подчинения".(Аристотель. Политика. М., 1911, I, 2, 8 - перевод С. А. Жебелева)
Вот еще одно высказывание Аристотеля: - "Природа устроила так, что и физическая организация свободных людей отлична от физической организации рабов: у последних тело мощное, пригодное для выполнения необходимых физических трудов, свободные же люди держатся прямо и неспособны для выполнения подобного рода работ; зато они пригодны для политической жизни, а эта последняя, в свою очередь, распределяется у них на деятельность в военное и мирное время" .
Древний грек, будь он рабовладельцем или просто гражданином каких - нибудь Афин, считал, что только политика, наука, искусство или война могут быть достойны свободного человека. А вот физический труд был уделом рабов или метеков - трудовых мигрантов древнего мира.
Торговля рабами приносила греческим полисам ощутимые доходы, так как этот вид деятельности был обложен высоким акцизом и давал государству большую прибыль. Афины соперничали в этом вопросе с Кипром, Эфесом, Самосом и Хиосом.
Здесь, мы можем говорить именно о том, что рабы в древнем мире были той силой, которой сегодня являются станки и механизмы на наших предприятиях. Так, Аристотель, давая определение правовому статусу раба, пишет: - "Раб - одушевленная собственность и самое совершенное из орудий".
Благосостояние тех же Афин или Кипра зависело от того, сколько и какого качества к ним завозился живой товар, способный производить товары "народного потребления". Да, капитализм зародился в Древней Греции, ведь именно здесь были впервые обустроены целые частные предприятия, содержащие в себе от 100 до 150 работников и принадлежащих крупному бизнесу. Труд рабов использовался эллинами повсеместно: в домашнем хозяйстве, мелким предпринимателем - греком и в других сферах деятельности этого общества. Производство товаров в больших количествах по средствам больших и малых предприятий побуждало греков к торговле и к созданию банковской системы. Банки, предприятия, торговля - все это является ценностями городской культуры, к какой и принадлежали, например, Афины, Кипр или Хиос - само существование полисов сделалось возможным лишь благодаря труду рабов (живых механизмов).
Также отмечу, что именно Древняя Греция, а затем и Древний Рим поднялись культурно над своими соседями - варварами, которые не знали классического рабства, как более прогрессивного на тот момент способа производства, и стояли на более низкой производственной ступени. Я думаю, что именно развитый производственный потенциал высвобождает большую часть населения той или иной страны для того, чтобы эта часть имела время и место для создания законов, искусства и занималась наукой. Так или иначе, но историческая практика подтверждает мои слова.
Издание booksite.ru отмечает, что "отношение к рабам было различным в зависимости от их происхождения. Рабы с севера (север для Греции - Восточная Европа, в том числе Крым, Причерноморье) были грубы, и необразованны и не очень ценились. Более выгодным товаром являлись рабы из Азии: там народ был приучен к повиновению длительными Деспотическими режимами, и в то же время азиаты имели давние культурные традиции, знали ремесла, умели угождать".
Остановлюсь и на том моменте, что одним из источников рабства, наряду с войной и торговлей, являлось рождение в неволе. Дети рабов повторяли судьбу своих родителей, а вырастить таких рабов было достаточно дорого. Почему? Дело в том, что рождение в неволе формировало в них с самого детства комплекс отрицательных черт: лень и глупость. Да, мало того, что раб не заинтересован в результате своего труда, но человек, ставший рабом от рождения, вообще ни к чему не стремится, ведь он хорошо знает о том, что все дороги общественного роста изначально закрыты для него и поэтому он с детства впитывает в себя бесперспективность своей жизни. Поэтому, если кто - то решит оспорить историю Спартака в том ракурсе, что он не был когда - то свободным человеком, а родился в рабстве, то тому следует подумать о том моменте, что раб, который никогда не был свободным, не может стремиться к свободе, так как он вообще не знает что это такое.
Как я уже отмечал, рабы занимались непосредственно процессом воспроизводства товаров: земледелием, скотоводством и ремеслом. Так, в мастерских - эргастериях трудились от 20 до 150 работников. На кораблях рабы были гребцами, на рудниках и в каменоломнях выполняли все тяжелые работы, не требовавшие квалификации.
В Греции классического периода не было вилл и дворцов, и поэтому для обслуживания скромных жилищ не было нужды в большом количестве рабов. Например: семья среднего достатка владела 3 -4 рабами, а бедные люди могли позволить себе 1 раба. Отсутствие же рабов было доказательством крайней нищеты - такой человек мог рассчитывать на помощь государства.
Однако, если мы говорим о рабстве, то мы обязаны этот класс поделить на социальные слои или страты. Одним словом, класс рабов не был однороден, ведь в нем, как и в свободном обществе, каждый раб занимал свою ступень. Например, в греческих полисах существовали государственные рабы, занимавшие самые низшие должности - писцов, глашатаев или секретарей. Также, государственные рабы использовались и в сфере "ЖКХ" - они убирали мусор на улицах, на рынках, мостили улицы и так далее.
Интересно отметить здесь очень интересный факт того, что рабы в Древнем Риме служили секретарями, чтецами, переписчиками, библиотекарями и учеными при состоятельных господах - это были главным образом греки, сирийцы и каппадокийцы. А вот ранее в древнегреческих полисах рабы служили и в тюрьмах, и в городской охране. Так, Афины имели полицию, которая состояла из 1200 скифских стрелков - трудовых мигрантов, а постепенно рабы вытеснили свободных граждан из сферы госуправления, заняв все низшие ступени на государственной службе. Вот этот факт более всего интересен. Почему? Дело в том, что любые пришельцы, пусть даже они завезены в страну для "черной" работы, постепенно, как бы, укореняются в среде местного населения и начинают сначала занимать низшие государственные должности в гос. управлении, а затем и становятся во главе политической элиты страны.
Кроме того, здесь есть над чем задуматься нашим российским гражданам, которые работают, например, в бюджетной сфере деятельности. Так, сколько получает, к примеру простой учитель в какой - нибудь Марий Эл? Отвечу - по информации профсоюза работников образования Марий Эл, по данным издания mariuver.com, средняя зарплата работников образовательных организаций республики в июле 2016 года составила 15,614 тыс. рублей. Что это значит? А значит это то, что учитель, получив такие деньги, заплатит за коммунальные услуги, приобретет еду, потратит эту зарплату на ребенка и снова останется ни с чем. Поэтому, нашего бюджетника - того же учителя, нельзя считать материально независимым человеком - он зависим от настроения руководства, районных и городских властей, РОНО и ГОНО, а также полностью не прикрыт российским трудовым законодательством. И получается, что государство самый образованный и нужный слой людей нашей страны поставило на ступень рабов - они вынужден подчиняться и молчать, а ведь их задача в другом. В чем? Учить детей и не только детей, а в целом учить и направлять общество в ракурсе его плодотворного развития, а ведь это под силу делать только свободному человеку, материально независимому и материально обеспеченному. Но, вернемся, к нашим галлам....
Многие либеральные политики в РФ сегодня также не видят ничего плохого в том, чтобы выходцы из стран Средней Азии и Закавказья поступали на службу в систему МВД, в армию России, а также могли и служить на гражданской службе. Кстати, опыт Рима здесь будет очень уместен, ведь Древний Рим также нанимал на службу германцев и галлов, которые затем образовывали в самом Риме целые кварталы, а инородцы даже входили в Сенат Рима. Кстати, помня эти факты, нельзя забывать и о том, что Рим был в конце - концов вырезан вандалами.
Здесь, я немного отвлекусь от нашей темы и иронично отмечу то, что я просто воочию вижу того самого либерального патриция из Сената, который гордо говорит на встрече со своими избирателями: - "Римляне!!! Германцы и Галлы - это наше будущее! В Риме, вбирающем в себя 2 миллиона свободных граждан, нет рабочих рук, и если мы не позовем в наш город галлов, то мы умрем с голоду!" - толпа встречает его слова приветственными криками, скандируя: - "Галлы - э - то на - ше бу - ду - ще - е! То - ле - рант - ность!" - и все в таком вот духе..... И вот уже галльский вождь поднимается на трибуну Римского Сената, где произносит: - "Римская Империя - это многонациональная страна и сам Рим убежище и дом для всех наций" - а потом, поправив тогу, под которой виднеется коровья шкура, продолжает: - "Требую датировать Галлию более, так как моя Галлия является фортпостом - заслоном от диких племен ДАИШ (запрещенная в РФ организация), иначе эти дикие ДАИШ (запрещенная организация в РФ) разорвут в клочья могущественные легионы Рима!!!" И это еще не все - я вижу интересную историю, как преторианец - следователь - галл вызывает к себе коренного римлянина, который начинал свою службу с 15 лет еще в легионах того самого легендарного Суллы, и говорит ему: - "Нарушаете.... Опять вы громко кричали в трактире у Марсова Поля о том, как вы били галльские и германские отряды, а ведь НАШИ законы это запрещают. Спать не даете НАШИМ мирным германцам и галлам в их мирных кварталах НАШЕГО города...."
К чему такая ирония? А к тому, что рабы хороши только тогда, когда они служат вместо станков, помогая свободным людям производить товары, а не тогда, когда они занимают государственные и политические должности. И, если рабов возможно заменить на умные машины, то их необходимо заменить. Но, я, разумеется, говорю здесь исключительно о Древней Греции, а у древних Греков не было еще умных машин. Однако, такие машины возможно создать в России. Так нужен - ли нам многомиллионный поток трудовых мигрантов в нашу страну из Средней Азии? Разве история нас уже ничему не учит?
Да, древний мир пересекается своими событиями с нашими современными реалиями. Приведу еще один пример. При рабовладельческом способе производства вся производственная деятельность, все виды физического труда перекладывались на рабов, производящих все ремесленные работы, все работы в сельском хозяйстве и домашнем быту. Например, в сфере сельского хозяйства рабовладелец владел поместьем (латифундией). Руководил же латифундией раб - управитель (виллик). У виллика были помощники из рабов, которые ведали разными отраслями сельского хозяйства.
Вспомним здесь и то, что колхозникам в СССР паспорта не выдавались, они были привязаны к своим латифундиям как те же рабы Древнего Рима или Греции. Крестьянину из колхоза было разрешено отлучаться лишь по однократной справке, выдаваемой председателем колхоза, с указанием цели и срока отлучки (но не более 30 суток) . Полная паспортизация началась лишь 1 января 1976 года и закончилась 31 декабря 1981 года. Так, за 6 лет в сельской местности было выдано 50 миллионов паспортов. Все эти факты говорят о том, что мы, в своем 20 и начале 21 века соседствуем с элементами рабовладения - странно, но это факт.
Обыватель тут обязательно, разумеется, спросит: - "А если председатель колхоза являлся, своего рода, этаким рабом - управляющим - вилликом, то кто же был настоящим рабовладельцем?" Отвечу - рабовладельцем была ЦК КПСС в лице всемогущего царя - Генсека этой партии. Однако, если в Древней Греции слой рабовладельцев в себя включал свободных граждан, а рабами были иноземцы, захваченные в плен греками или проданные им в рабство, то в СССР в когорту рабовладельцев входила только партийная элита из Политбюро, а народ же русский и являлся тем самым рабом, обеспечивающим эту самую партэлиту материальными благами.
А вот посмотрите на то, какие дает наставления по управлению рабами римский агроном Катон : - "Раб должен работать или спать".
Также, Катон отмечает, что только в особые праздники - Сатурналии, рабам предоставлялись отдых и некоторая свобода. В остальное же время работа должна была производиться без отдыха под надзором специальных надсмотрщиков, которые ударами кнута или бича не давали рабам останавливаться в ходе работы. А теперь вспомним статью за тунеядство в СССР, бешенную работу у заводских станков и советские праздники, а также алкоголизацию населения, вводимую через ТВ, прессу и книги, где главные герои или курили, или употребляли спиртное. Советский человек должен был в стране советов или пить по праздникам, или работать - думать ему было отказано.
Марк Красс как - то сказал, что "только тот достоин звания богатого гражданина Рима, кто может содержать на свои средства целую армию наемников и рабов". Стоик Сенека свидетельствовал об одном вольноотпущеннике, который имел целый легион рабов, а историк Тацит говорит о Педании Секунде, который имел в своем доме 400 рабов. Отдельные рабовладельцы, ввиду того, что рабы стоили очень дешево, приобретали рабов целыми партиями, что отмечает тот же Сенека, говорящий о наступившей тесноте в домах и имениях римских патрициев. Марквардт определяет количество населения Рима в эпоху императора Августа в 1,5 млн. чел., и насчитывает свободных граждан 600 тыс., а рабов в полтора раза больше - в 900 тыс. Исходя из переписи, проведенной императором Клавдием, во всей Римской Империи Гиббон насчитывал около 120 млн. населения, из них 60 млн., по его мнению, были рабами.
Кстати, времена несколько, конечно, изменились, так как сегодняшнему либеральному российскому олигархату уже не нужны сотни тысяч и миллионы рабов, ведь достаточно того, чтобы просто выкачивать нефть и газ из покоренной ими страны, уничтожая в России производство и ввозя сюда товары иностранного происхождения. При таком хозяйствовании не нужны и умные машины, а значит не нужны производственные активы. Может быть и люди им не нужны? Однако, это я хватил уж слишком, так как кому - то нужно обеспечивать работу нефтегазодобывающей промышленности, а здесь так и не обойтись без людей. Эта проблема решается российскими "патрициями" просто - нужно оставить столько населения, чтобы хватило на обслуживание этих отраслей, а также можно, что и делается, завести побольше граждан Азиатских государств на торговые склады и в торговые сети, реализующие американские, немецкие, японские, китайские и другие товары оставшемуся в живых населению России.
Вы помните о том, о чем я писал выше в своей статье? А именно об этом - "отношение к рабам (в Древней Греции) было различным в зависимости от их происхождения. Рабы с севера (север для Греции - Восточная Европа, в том числе Крым, Причерноморье) были грубы.... и не очень ценились. Более выгодным товаром являлись рабы из Азии: там народ был приучен к повиновению длительными Деспотическими режимами". Так вот, российские олигархи, я полагаю, рассуждают в точности также.
Да, у нас сегодня по разным официальным источникам находится на территории РФ порядка 10 - 15 миллионов мигрантов из стран Средней и Центральной Азии. Вот эти люди более всего, видимо, ценятся крупным спекулятивным бизнесом, а то почему бы не нанимать на работу своих граждан, ведь наши регионы обескровлены: сокращается производство - растет безработица. Но, нет же - наши граждане грубы и, наверное, умны, а вот азиаты молчаливы и не задают не нужных вопросов, ведь их воспитывали деспотические режимы.
Так, говорите, что вас пришло голосовать на выборы - 2016 всего 47%? Ну, это поправимо: - "Вот сейчас раздадим паспорта людям из Средней Азии и будет у нас все 100% "активного населения".
Да, есть над чем задуматься. Однако, что делать? Нужно прямо всем посмотреть правде в глаза и прибегнуть к здравому смыслу - нам нужны мощные и агрессивные профсоюзные организации или общественные объединения на профессиональной основе, способные защищать интересы своих участников. Если государство не желает контролировать трудовой процесс в стране, то люди должны сами объединиться в общественные объединения (или в профсоюзы) медиков, учителей и преподавателей, работников легкой и тяжелой промышленности, работников сельского хозяйства, работников культуры и других сфер деятельности общества для отстаивания своих прав. Замечу, что такие объединения должны быть не только независимы, что само собой разумеется, но и агрессивны в достижении своих целей - для них не должно быть авторитета выше, чем авторитет члена своего объединения. С этого начинается Гражданское общество, поверьте уж. Именно так мы сможем покончить с коррупцией, с беспределом в сфере трудового законодательства и в сфере оплаты труда, произвести модернизацию производства, а также свести на - нет нелегальную миграцию в нашей стране. Иначе, рабовладение будет жить и здравствовать.