Русский консервативный национализм в первой четверти 19 века в России
Национализм в России как идеология, сделавшая попытку определить нацию как единую, суверенную, самодостаточную культурно - политическую общность, возник еще в первой четверти 19-го века, а "Русская партия", яркими представителями которой были Н.М. Карамзин, А.С. Шишков, Ф.В. Ростопчин и С.Н. Глинка, сыграла в становлении этой идеи основную, определяющую роль.
Русские консерваторы начала 19 века отождествляли народ с государством, и исходя из этого они строили свои конструкции. Так, А.С.Шишков писал:
- ": "...воля небес судила каждому из нас порознь скитаться по лицу земли, когда бы не вложила в нас желанья составить общества, называемые державами или народами, и не повелела каждому из оных, размножаясь, жить под своим правлением, под своими законами. Люди без сих обществ были бы столько же злополучны, как без семейств и родства. Не было бы у них ни веры, обуздывающей страсти, исправляющей нрав и сердце; ни воспитания, просвещающего разум; ни общежития, услаждающего жизнь; ни могущества, величия и безопасности, проистекающих от совокупления воедино всех частных воль и сил".
Здесь, в указанном утверждении А.С.Шишкова, мы видим отрицание частного в интересах "общего блага".
Консервативно - националистическая трактовка общества была признана утвердить власть монарха волей нации, противопоставляя себя космополитической трактовке человека.
Здесь, нужно сказать, что русский консерватизм 19 века отвергал преклонение перед всем французским - касалось ли это элементов французского костюма или целой философской доктриной развития общества. Таким образом, русские консервативный национализм "протестовал" против нации, которая отвергла монархию и воздвигла республику.
Отмечу, что французская буржуазная революция в глазах всего мирового сообщества, а то есть - в глазах мировых элит (аристократии и дворянства), отождествлялась с якобинским террором. Здесь же, своевременно отметить и тот факт, что особенно интенсивно, начиная с 1807-го года, русский национализм начинает складываться в связи с угрозой наполеоновской агрессии. Он возникает как естественная реакция со стороны аристократии (великая княгиня Екатерина Паловна была ярким представителем "Русской партии") и дворянства на внешнюю угрозу монархическому строю в Российской Империи со стороны идей республиканизма.
Например: Ф.В. Ростопчин "рисовал" карикатурные образы французов: "Мысли вслух на красном крыльце", ростопчинские "афиши" и так далее.
Так, консервативные националисты резко противопоставляли русских и Россию Франции и французам. А.С.Шишков изображал Францию как "зачумленное" место - страну, которой необходимо предоставить самой себе, изолировав ее от внешнего мира.
Само построение консервативно-националистической традиции осуществлялось по нескольким направлениям:
1) А). Идет разработка концепции самодержавия как проявления национального, самобытного русского духа. Здесь, примером может служить такой материал, как "Записка о древней и новой России" Н.М. Карамзина (ссылка - http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/karamzin.htm). Указанный материал Н.М.Карамзина содержит антинаполеоновские, антифранцузские и антилиберальные акценты.
Так, согласно теории Н.М.Карамзина, самодержавие базируется на народных традициях, обычаях и привычках. Сам историк их обозначал как "древние навыки", "дух народный", "привязанность к нашему особенному".
Б). Далее: Согласно теории А.С. Шишкова, монарх обязан любить народ, и эта любовь является залогом народного патриотизма, условием сохранения веры, языка, традиций и безопасности. В частности он писал:
- "Любовь к народу есть первейшее в царе достоинство: она приобретает ему сердца подданных, рождает в них благодарность, верность, усердие; она соблюдает веру, пределы, язык, славу, честь и благоденствие царства; хранит правду, законы, надежду на них и безопасность каждого и всех; уважает древние постановления предков, не разрушая их легкомысленно; покровительствует даже обрядам и обычаям и самому одеянию, не переменяя на чужое, худшее".
2). Усиливалась роль православной церкви, а сама православная церковь, в свою очередь, противопоставлялась иным конфессиям.
Необходимо отметить и тот момент, что в работах русских консерваторов-националистов православие выступало как атрибут "русскости", или как средство национальной самоидентификации.
3). Далее: Русская история рассматривается консервативными националистами как одна из основополагающих фундаментальных основ национального самосознания.
Примеры из прошлого идеализируются и эти мифы - идеалы призваны переформировать сознание русского дворянского общества.
Например: Н.М. Карамзин, А.С. Шишков, Ф.В.Ростопчин и С.Н. Глинка в своих произведениях часто ссылаются на героическое русское прошлое. Они делают в своих трудах "упор" ни на исторические факты, а на "русскость", апеллируя к славным воинским победам предков.
Таким образом, создается, своего рода, культ светских святых - святых от русской нации. Делается попытка переформировать сознание всего русского общества в ракурсе идей консервативного национализма.