Русская культура: "О памятнике гражданину Минину и князю Пожарскому
Памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому на Красной площади города Москвы, на мой взгляд, являет собой идею национализма в ее философском, художественном значении. Памятник выражает идею консолидации русских сил в их борьбе за свои свободы, композиция словно призывает современное поколение русских граждан к единению, к обретению своих корней, и к последующему национальному возраждению.
(В статье мною использованы материалы - http://a-minin.ru/referats/minin-monument.html,)
Памятник гражданину Минину и князю Пожарскому установлен на Красной площади рядом с собором Василия Блаженного. Скульптор И.П.Мартос работал над памятником с 1804 по 1817 годы, а финансовые средства на памятник были собраны по всенародной подписке - всем миром, гражданами!
Нужно обязательно отметить, что памятник Минину и Пожарскому был первым памятником в Москве, который поставлен не в честь монархов, а в честь национальных русских героев.
В этом великолепном архитектурном творении, вызывающем восхищение и гордость за русскую нацию, И.П.Мартос воплотил высокие идеалы русского национализма и гражданской доблести - сам памятник, по своему содержанию, является знаменем русского национализма.
Скульптор И.П.Мартос смог показать тот момент в своем произведении, когда Кузьма Минин, указывая рукой в сторону Москвы, вручает князю пожарскому старинный русский меч, и призывает его встать во главе русского войска. Мы видим, как раненый воевода Пожарский, опираясь на свой щит, приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение национального русского самосознания в трудные для Русского Мира час.
Фигура Минина возвышается, господствует в композиции, а его рука вскинута вверх. Вскинутая рука Минина - это не только призыв к Пожарскому, но и призыв ко всей русской нации подняться на борьбу с антирусскими силами. В этом призыве чувствуется вся мощь русского характера, вся его непостежимая сила духа.
Подстриженные в скобу волосы Минина, и его русская рубаха, расшитая по краю узором, говорит нам о том, что его образ в композиции выражает весь русский народ без званий и титулов, а его могучий торс и широкий шаг явствуют о мощи и уверенности нации в своем правом деле служения Отчизне.
Князь Пожарский изображен сидящим на ложе в античном одеянии- он еще не оправился от своих боевых ран, но он воспринял призыв Минина. Фигура Пожарского выражает мысль - князь Пожарский обдумывает предстоящие события. Я сравнил бы его с нашими современными лучшими людьми Отечества - военными, учеными, высокими специалистами и другими, кто понимает опасность, нависшую над русским народом, однако - занимает еще выжидательную позицию, пока не пытаясь вступить в решающую схватку.
В одной своей руке князь Пожарский держит щит, на котором изображен Спас,а другая его рука положена на меч, протянутый гражданином Мининым. Меч - это не только символ борьбы, здесь он является центром всей композиции. Меч связывает между собой две фигуры, устанавливает между ними единство. Автор композиции этим говорит, что Русский Мир может быть объединен общей целью защиты своего Отечества от оккупантов.
Вся композиция в целом выражает идею единения русской нации. Так, барельеф разделен на две части - в правой части группа мужчин приносит пожертвования на общее "русское дело", а в левой части изображена группа женщин, несущих свои пожертвования. Напомню, что гражданин Минин сам, стоя на площади Нижнего Новгорода, призывал граждан сдавать деньги и драгоценности на борьбу с польскими оккупантами.
Женщины, в левой части барельефа, изображены коленопреклоненными - они отдают свои драгоценности на освобождение Отечества. Памятник великолепен в своем художественном стиле, например - изображения плавных движений рук русских женщин как бы говорят нам, что они не просто производят сдачу драгоценностей - нет, они возлагают свои драгоценности на алтарь своего Отечества.
Перейдем к другой стороне постамента, которая посвящена победе Пожарского над иноземными оккупантами. Барельеф разделен на две части. На одной части изображены русские воины во главе с воеводой Пожарским - боевой конь Пожарского топчет врагов, а на другой части барельефа изображено то, как группа польских оккупантов с ужасом бежит от русских победителей.
Господа! А вы знаете, что если к памятнику подойти с задней стороны, то вы увидите, как руки Минина и Пожарского скрещены на мече! Думаю, И.П.Мартос это сделал не случайно - он хотел выразить самую суть своей мысли в данном произведении - а именно, выразить мысль о "единстве русской нации", единстве полном и окончательном, без титулов и сословий. Да! Этот памятник является духовным гербом нашего Русского Движения - я в этом просто глубоко уверен!
А теперь, господа - немного о создании памятника Минину и Пожарскому.
И так, в 1803 году члены Вольного общества любителей словесности, наук и художеств выступили с предложением начать сбор финансовых средств на постройку памятника. Общество предложило во главе композиции поставить народного героя Кузьму Минина, а сам памятник установить в Нижнем Новгороде, то есть - в том городе, где и было собрано ополчение.
Приступает к работе над памятником известный скульптор И.П.Мартос, а в 1807 году он публикует гравюру с первой модели памятника.
В 1808 году массовый энтузиазм по поводу установки памятника Минину и Пожарскому сошел на нет. Жители Нижнего Новгорода повторно поднимают вопрос о создании такого памятника, и установке его в том месте, где Минин
собирал средства на борьбу с оккупационным режимом.
2 мая 1808 года даётся указание президента Академии художеств "о сочинении нескольких проектов по поводу монумента: - "коим дворянство и граждане Нижегородской губернии желают ознаменовать подвиги гражданина Козьмы Минина и боярина князя Пожарского и представить в непродолжительном времени". То есть, учреждается конкурс на проект памятника - к конкурсу привлекаются скульпторы Прокофьев, В. И. Демут-Малиновский, Пиминов-старший, архитекторы Томон и Михайлов.
В ноябре 1808 скульптор И.П. Мартос побеждает в конкурсе на лучший проект памятника. После этого издается императорский указ о начале сбора средств на создание памятника.
1 января 1809 года была объявлена всенародная подписка - сбор финансовых средств, и по всей России разосланы гравюры с изображением проекта памятника.
К 1811 были собраны нужные финансовые средства для начала работы над композицией. Было решено установить памятник Минину и Пожарскому в Москве на Красной площади, а в Нижнем Новгороде поставить обелиск.
21 мая 1817 года из Санкт - Петербурга отлитый памятник отправился в Москву водным путём со специальным визитом в Нижний Новгород в знак уважения и благодарности нижегородцам за проявленный героизм в Смутное время и за участие в создании памятника.
6 сентября 1817 года памятник в Москву был доставлен, а до февраля 1818 года шли работы по установке памятника на Красной площади города Москвы.
4 марта (20 февраля) 1818 года состоялось торжественное открытие памятника, которое сопровождалось парадом и исполнением оратории Степена Дегтярёва "Минин и Пожарский".
Примечание - первоначально памятник Минину и Пожарскому находился в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды, но в 1931 году памятник переместили к собору Василия Блаженного.