Белый камень
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
Ольга ТОТ
БЕЛЫЙ КАМЕНЬ
1
< АКТРИСА >
Разные роли играла.
Вниманием не обижена.
Разные.
Главные. Долгожданные.
И за которые стыдно.
Роли... Трудное счастье.
Тесно - в одних.
Другие - на вырост.
"Вот если б сейчас мне ту роль, вот уж я... С этим-то опытом, знанием..."
Или: "Ну как мне вот это играть, вот сейчас?.."
Да хоть как, а играю.
Время немилосердно.
Вчера казалось: она, роль моя, где-то там, к ней иду, на свет путеводной звезды.
Сегодня - что все они, роли мои, позади, и сыграно - чуть, остальное - мечты.
Вот - новая роль.
Моноспектакль.
Почему-то не рада.
Но - если не я, то она...
Если я... ей достанется...
И - режиссер - главный наш.
То есть - отказ неприемлем.
И - я-то ведь профессионал,
и Леди Макбет, и Ёжика,
что должна - всё сыграю.
Итак...
Нужно с чего-то начать.
Начало, середина, конец - так положено.
Начать представлять.
Вы пришли сюда, ожидая увидеть что-то.
Что - я не знаю.
Тем не менее, с моей стороны было бы неразумно не оправдать ваши ожидания.
Я одна, а вас много.
Вас много, а я совершенно одна
здесь, перед вами.
Деваться мне некуда.
Буду дальше тянуть - получу сюда и сюда.
Хотя, вовсе не факт, что после спектакля я не получу сюда и сюда.
Вот ведь да.
Как бы я ни старалась предугадать...
Как бы я...
Я...
Я знаю, как выглядят мои руки, колени, стопы.
Но я не видела свое лицо.
Никогда.
Только в зеркале, на фотографиях, на экране.
А это не то.
Спину свою я никогда не...
Сердце своё...
Прикосновенье своё не к себе никогда не...
То, как люблю...
Какова я в любви?..
Голос свой...
Голос...
Вот - я записала свой голос, вот - слушаю.
Но ведь это не я.
Это всё не моё.
Эти слова произносит другой человек.
Он - не я...
И слова...
Вы же всё не так слышите...
Не как я.
Сквозь себя пропускаете.
Что бы я ни сказала...
Это другой человек говорит,
тот, кого я не знаю...
2
<РОЛЬ>
Она... Я жила с мамой.
Они... Мы жили вдвоём.
Я знала отца.
Он был странный тип.
Молодился.
Так глупо стеснялся меня.
Я его старила.
Напоминала о возрасте.
Напоминала о его возрасте его новым подружкам.
Я была пропастью между ним и подружками.
Пропасть следовало обходить, чтоб в неё не свалиться.
Чтоб не состариться.
Будто старость тождественна возрасту.
Старость - понятие двадцатилетних.
После тридцати начинаешь по-другому смотреть на сорокалетних стариков и старух.
После сорока возраст отождествляется со здоровьем - и только.
Тонкая медицинская карта - ты молод.
Толстая - ...
Мама была пухленькой, пышечкой.
Носила обувь на плоской подошве.
Подружки отца были сплошь каблукастыми и такими... бразильскими.
Маму устраивал её возраст, вес, её я, её всё.
Очевидно, отца всё это не очень устраивало.
Он продолжил поиски молодости.
Я продолжила расти,
увеличивать расстояние
между ним и предметом его поиска,
хотя была связью
между "тогда" и "сейчас",
между тем молодым моим папой и этим отчаянно молодящимся дяденькой,
однажды, в испуге...
Впрочем, не важно.
Он всегда был младше меня.
Казался огромным, а был таким маленьким.
Я и мама, мы жили весело.
Играли в снежки, в догонялки.
Жили дружно, но тесно.
Мечтали, что у нас будет свой дом.
Как на картинке.
На этой.
Вокруг дома - вот так же - море цветов.
Я стояла, смотрела.
- Замёрзнешь, пойдём.
Падал снег.
Но я чувствовала аромат
тех цветов.
- Ноги промочишь, идём.
Не шевелясь, я смотрела
на неё,
на цветы в руках у неё.
- Где этот дом?
Мама сказала: нигде, его нет.
- И тётеньки нет?
Мама сказала, что тётенька - это актриса, а картинка - афиша.
Афиша...
- Зачем она здесь?
- Так тётенька нас приглашает.
- В гости? У неё день рожденья?
- Приглашает в театр.
- В этот дом?
- На спектакль.
- Спектакль?..
- Представленье. Идём.
- Мы пойдём?
- Почему бы и нет.
Идём. Не то околеешь.
Это был взрослый спектакль.
Я не поняла ничего.
Только то, что она что-то знала.
Эта - актриса.
Старушка.
Лет пятьдесят, но - красивая.
Знала что-то такое...
о чем-то таком...
Обо мне?
Обо всём!
Что-то видела.
Что-то такое,
что и мне захотелось увидеть...
3
Я знала -
нужно выбрать профессию
какую-нибудь,
освоить её,
работу найти,
чтоб деньги платили,
чтоб всё покупать,
путешествовать,
видеть мир, себя показывать миру,
потом чтобы замуж,
чтоб всё как у всех,
у людей,
чтоб не отстать от процессии,
чтоб дети, дом, сад, две машины,
чтобы всегда были деньги.
Я слышала,
мне говорили:
"Не лезь ты сюда,
стань врачом, стань флористом".
Но я хотела сюда,
вот сюда,
в этот свет,
мечтала увидеть...
Подружки тоже мечтали -
на возвышение,
чтоб смотрели, чтоб видели,
чтобы духи и цветы,
наряды такие вот,
хотели на подиум, в объектив,
нисколько не удивились,
узнав: я - в актрисы решила пойти.
Понятно, актрисе не нужно быть очень красивой.
Понятно, подружки завидовали,
хотели того же,
вот только боялись
слова говорить.
Я тоже боялась, но хорохорилась.
Убеждая их, убедила себя
в том, что я... я - она...
в том, что я... я - вот там...
Дело было за малым -
войти в этот круг,
шагнуть вот туда.
Мне говорили, я слышала:
"Год потеряешь, два потеряешь, время уйдёт, ничего у тебя не получится".
Я отвечала, я слышала:
"Год потерять - или жизнь потерять? Что, по-вашему, лучше?"
4
"Ещё не окончила школу,
ей было всего-то шестнадцать,
но - подала документы
в ВУЗ, в этот свой, в театральный.
Их приняли, её документы.
В небе звёзды зажглись.
Её глаза засветились.
Она - в двух шагах от мечты.
Ну, не в двух.
Ну, в пяти.
Там, где всем сердцем, душой.
Там, где волшебно, красиво.
Там... Ну, почти.
Вот уж загадка, как с документами у неё получилось.
Возможно, по их недосмотру.
Народу-то много.
Сюда же все лезут.
Желающих - толпы.
Её посмотрели.
Потом, наконец, посмотрели в бумаги.
Сказали, что взяли бы.
Прямо сейчас.
Если б не слишком молоденькая.
"Не слишком", - так и сказали.
Слишком - как это, "слишком", применительно к возрасту?
Слишком толстая - это понятно.
Хотя тоже не очень.
Слишком высокая, слишком худая.
Но - слишком старая - это про лошадь?
И - слишком уж молодая...
Но сказали так, как сказали.
Через год она вновь пришла на прослушивание.
Вновь в тот же ВУЗ.
Ей было семнадцать.
Не слишком уже.