Тормышов Владимир Станиславович : другие произведения.

Липецкие татары

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    Краткая история коренных жителей Липецкой области и Черноземья

  
  Липецкие татары.
  
  Большая благодарность Александру Пыжикову за помощь в работе над этой статьей.
  
  Русский этнос, так же как и татары, это совокупность многих племен. И этого не надо стыдиться, этим нужно гордиться.
  Вы вообще знали, что Орда была по своему политическому устройству федерацией?
  И что так называемое "Дикое поле" было довольно густо населено оседлыми, так называемыми белыми татарами?
  А ведь так было.
  Все исторические альтернативщики говорят: был потоп!
  Ах, потоп! Был потоп! Всемирный потоп в 19 и 18 веках!
  Был потоп, не было потопа, это никому точно не известно, однако, истина до сих пор не озвучена. И ни одного доказательства потопа сколь либо внятного не приводится. Одни только умозаключения.
  Потоп был только в их головах.
  Ну а на самом деле все было не так! Внимай, отрок, истине!
  300 лет назад некий король эльфов Элдронд, питавший ненависть к роду людскому, решил поставить в отношениях с человечеством (в ту пору процветавшем, активно расселяющемся по всей галактике) точку и развязал первую мировую войну. Потерпев множественные поражения на всех фронтах человечество было возглавлено последними героями Морготом, и его верным помощником Сауроном. Они дали последний бой агрессору, но из-за предательства битва была проиграна, и история человечества переписана.
  Один лишь Толкиен, знавший правду, написал свою книгу, но чтоб не пасть жертвой режима ловко сделал героев людей - злом, но знающие люди все поняли.
  Однако, что бы там не говорили поклонники альтернативной истории, но подлинную историю у нас писали так, как было выгодно Романовым.
  В конце XV-начале XVI вв. в Русском государстве накапливается обильный и многообразный географический материал, составивший три основные группы источников: писцовые книги, описания порубежных земель и дорожники.
  Известно доподлинно, что до 17 века с Руси, Московии и Тартарии взимали дань липецкие татары. Когда на трон в Московском княжестве посадили Романовых, началось планомерное искажение истории Славяно-Арийской Империи и всей земной цивилизации. Иудеи уже тогда сумевшие покорить всю западную Европу, старались изо всех сил.
  Ну а немецкие историки нанятые Петром, полностью убрали упоминание о липецких татарах, и написали свою историю, которая преподается в школах.
   И надо сказать, что "творцы русской истории" - Миллер и Шлёцер - всё-таки по-видимому добрались до архива Ломоносова. После чего эти архивы, естественно, исчезли. Зато, после семилетней проволочки был, наконец, издан - и совершенно ясно, что под полным контролем Миллера и Шлёцера, - труд Ломоносова по русской истории. И то лишь первый том. Скорее всего, переписанный Миллером в нужном ключе. А остальные тома попросту "исчезли". Исчезли из истории и липецкие татары.
  В отделе рукописей Российской государственной библиотеки хранится древнейший русский картографический памятник, выполненный на бумаге и относящийся к 1530-м гг. Это вклеенный в рукописную книгу из библиотеки Троице-Сергиевой лавры Чертеж земель по реке Солонице схематично изображающий небольшой участок правобережья Волги несколько выше Костромы. Составление чертежей в центральных органах управления и на местах стало обычным делом в практике Российского государства XVI-XVII вв. Почти все западное порубежье государства от Ледовитого океана до Путивля и Чернигова было представлено рядом локальных чертежей. Б. А. Рыбаков считал, что некоторые из этих чертежей могут быть датированы самым началом XVI в. Относительно крупномасштабные картографические материалы, создававшиеся для решения конкретных практических задач и отраженные в сохранившихся описях чертежей, были редки и фрагментарны. Текстовые описания покрывали почти сплошь европейскую часть страны и представляли собой главный материал для обзорного картографирования. Во второй половине XVI в. подобным описаниям подверглись почти все земли, входившие в состав государства, а некоторые по нескольку раз. Описания проводились даже по берегам Белого моря, в Ливонии, Полоцке, Пскове, Новгороде, Олонце, Вятке, Чердыне и Соли-Камской. Имеется множество иностранных карт России, содержание которых свидетельствует об использовании при их составлении русских описаний и карт. Детальный анализ источников зарубежных карт на базе глубокого изучения истории их создания и историко-географического содержания позволил Б. А. Рыбакову выдвинуть смелую гипотезу, заключающуюся в установлении даты и реконструкции содержания первой карты всего Русского государства, которую он условно назвал Чертеж Московских земель 1496-1497 гг. Б. А. Рыбаков утверждал, что этот гипотетический чертеж был одним из главных источников карты Московии Антония Дженкинсона, известной в то время по изданиям Ортелия 1570 г. и Де Йоде 1578 г. Таким образом, Антоний Дженкинсон использовал русские картографические документы. Следующей по времени создания общероссийской картой, по мнению Б. А. Рыбакова, является несохранившийся чертеж, созданный в 1514-1535 гг. (наиболее вероятно - в 1523 г.) и позже послуживший царевичу Федору Годунову основой его чертежа 1600 г., а также использованный в 1525 г. Б. Аньезе и в 1613 г. Гесселем Герритсом. В 1525 г. Д. Герасимов, который ходил с посольством в Данию из устья Северной Двины, был направлен московским посланником в Рим. В беседе с итальянским историком Пауло Джиовио Д. Герасимов высказал мысль о возможном существовании пути из Европы в Китай по северным морям и показал Джиовио свой чертеж. Итальянский картограф и гравер Баттиста Аньезе воспроизвел его, и сейчас чертеж Д. Герасимова в переработке Б. Аньезе считается первой, самой древней картой Северного Ледовитого океана. В 1525 г. Джиовио в Риме издал книгу, в которой, со слов русского посла, подробно описывалась Московия, в том числе и идея Д. Герасимова.
  Исследованные археологические памятники домонгольского периода, относящиеся к татарскому народу, имеют множество артефактов мус. (среднеазиатского и родственного салтовским) происхождения. В таких регионах, как Пензенская и Воронежская обл., история ислама прослеживается и в доордынский период; возможные маршруты миграции населения из городов Подонья в Ср. Поволжье проходят в т. ч. и через тер. совр. Тамбовщины и Липецкой обл. В VIII-XI вв. в Верх. и Ср. Посурье возникает область компактного расселения мус. населения, представленного буртасами. Центр этого гособразования располагают в центре совр. Пензенской обл., но его влияние могло распространяться и на тер. совр. Тамбовщины и Липецкой обл .
  Известно, что татары делились условно на три категории: белые, черные и дикие.
   1. белые татары, что жили оседло. К ним относятся:
  липецкие,
  тамбовские,
  казанские,
  астраханские,
  крымские
  касимовские
  и сасовские татары.
  У так называемых белых татар была цивилизация, города, села и своя история.
  ЦИВИЛИЗАЦИЯ (от лат. civilis - гражданский, государственный) - одна из основных единиц исторического времени, обозначающая длительно существующее, самодостаточное сообщество стран и народов, своеобразие которого обусловлено социокультурными причинами. Ц. подобна живому организму, проходящему путь от рождения до смерти, постоянно воспроизводящему себя и придающему неповторимое своеобразие всем протекающим в нем процессам. Вслед за А. Тойнби можно сказать, что каждая Ц. проходит стадии возникновения, становления, расцвета, надлома и разложения (гибели). Слово "Ц." иногда употребляется также как синоним слова "культура", а иногда для обозначения заключительной стадии развития любой культуры (О. Шпенглер).
  До сих пор спорят о происхождении татар. Немного истории. Известно, что термин "тюрки" возник раньше славян.
  Точных упоминаний о татарах до нашей эры точно нет.
  Предки татар: скифы, сарматы известны были в 3 веке до н.э. Проживали они на территории европейкой части РФ.
  2-3 век н.э скифов и сарматов вытеснили с европейской части РФ готские племена.
  Можно сказать, что история татар начинается с гуннов.
  Гунны разбили готов и заселили европейскую часть РФ вплоть до Урала. Это 5 вен н.э.
  В 440 г. вождь гуннов Атилла с армией гуннов напали на Римскую империю и завоевали её.
  Предки татар, гунны, растоптали этих несчастных римлян, превозносимых всеми историками.
  Со смертью Атиллы союз гуннских племен распался. Федерация гуннов прекратила свое существование.
  На месте гуннов появилась другая страна Хазарский каганат.
  И тут нужно отметить, что хазары были лишь правящей верхушкой, народ же, оставался тем же что и при готах, и при гуннах. То есть это были тюркские племена.
  Ну, это примерно как сейчас в России 20 и 21 века: на верхушке власти РФ сидят в основном евреи, а народ России составляет около 200 национальностей, большинство из которых русские.
  Все плюшки получали хазары в виде налогов податей и пр.
  Но основное население тогда были тюрками.
  И если хазары исповедовали Тору, то тюрки в большинстве имели другую веру.
  Что касается веры, то это был не только ислам и христианство, на территории европейской части Московии во времена Бориса Годунова было только около 200 верований. Про основные вероисповедания см. : "Магия и религия времен Годунова" Тормышов Владимир Станиславович.
  Многие люди, когда слышат об этом народе, могут вспомнить произведение Пушкина, которое поэт посвятил Вещему Олегу. Когда Хазарский каганат находился на пике своего развития, то представлял очень могущественное и процветающее государство.
  Народ Хазары, что это за люди? Многие люди, когда слышат об этом народе, могут вспомнить произведение Пушкина, которое поэт посвятил Вещему Олегу. Когда Хазарский каганат находился на пике своего развития, то представлял очень могущественное и процветающее государство.
  Конкретно назвать территорию каганата невозможно. Никто не отмечал владения и заборы не строил, но все же благодаря историкам и ученым некоторая информация имеется. Дербент являлся южной частью государства, а Крым юго-западной частью каганата. Хазарское государство было сформировано, а именно уже как независимое и самостоятельное в 650 году. Правил этим государством человек из рода Ашин. Если брать, в общем, то все существование данного государства протекало с постоянной войной с арабами. Также каганат дружил с Византией. В 800-м году государство растет и территория увеличивается. Теперь каганат стал хозяином земель идущих до Днепра и Оки и в это время у хазар появляется новая столица - Итиль.
  Через 50 лет отношения хазар и финно-угров становятся напряжёнными. И, в конце концов, бывшие союзники начинают войну между собой. 850 годы стали временем четко установленных территорий каганата. В столице происходит мятеж, но его подавили иудеи. В итоге, религией каганата стал иудаизм.
  Вскоре примерно в эти же годы у хазар появляется новый сосед, который называл себя Русь. Каганат к этому времени стал более мирным государством, но в итоге оказалось, что такой образ жизни они выбрали зря. В 885 году на окрепшей Руси появляется правитель Олег, который начал войну против Хазарии. Войны Руси захватывают несколько селений, ныне принадлежащих хазарам, и облагают их налогами. Сама же Хазария в это время становится терзаемой гузами и печенегами. Со стороны Руси, агрессивные действия были только началом, как говориться "дальше - больше".
  С каждым годом ситуация в стране усугубляется. В Хазарию начинают стремительно ехать мусульмане, а с другой стороны назревала угроза от русских. Но, это не является причиной дальнейшего развала страны. Главной причиной историки называют принятую, но никак не подходящую, веру - иудаизм.
  Вскоре царь теряет власть в Хазарии и с этим слабеет и государство. Для людей он был идолом, его любили и уважали, но потом он просто стал для всех вероотступником. Византия была особенно против принятого иудаизма в Хазарии. Это помогло Византии настроить весь христианский народ против каганата, что способствовало ослаблению государства. А в то же время, Русь наоборот разрастается и становится могущественней.
  В 965 году русское государство, под командованием князя Святослава, собирает войско и выступает против Хазарии. Ослабевший каганат не представлял сильной угрозы для армии Святослава. Были захвачены крупные города, в том числе и столица Итиль. Святослав хотел быстрее завладеть торговыми путями, но в бою он погиб. Русские просто разорвали на части, когда-то могущественную державу.
  Нужно отметить, что в результате всех этих войн у татар, как у народа, нет единого этнического корня. Об этом говорят многие историки, это же подтверждает и ДНК-археология.
  В становлении татар как народа принимали участие: готы, гунны, скифы, сарматы, праславяне, финно-угры, кипчаки, хазары.
  Постепенно формируется и тюркский язык.
  Предки татар в домонгольские времена создавали разные государства.
  Великий Тюркский каганат.
  Великая Болгария.
  Волжская Булгария
  Великий Эль тюрок. На отдалении многих сотен лет сложно говорить о жизни древних народов, особенно если отрывочные письменные свидетельства противоречивы, составлялись в угоду кому-либо или откровенно выдумывались. Но старые и современные географические карты представляют собой серьёзный исторический документ, и великое переселение народов II-V вв. оставило на ней свой неизгладимый след в топонимах и этнонимах, когда тюркская культура стала доминировать от Байкала до Альп.
  В Средние века, завоевав чуть не половину обитаемого мира, тюрки словно ушли из истории. Покидая Великую Степь, они превращались в "новый" народ либо сливались с другими, "тая как снег на солнце".
  История становления и начало распада Тюркского каганата достаточно полно освещена в надписях на каменных памятниках Великой Степи от Орхона до Волги.
  Тю́ркский кагана́т, Тю́ркютский кагана́т - крупное средневековое государство в Азии, созданное племенным союзом тюрок (тюркютов) во главе с правителями из рода Ашина. Одно из крупнейших государств в истории. В период наибольшего расширения (конец VI века) контролировало территории Северо-Восточного Китая (Маньчжурии), Монголии, Алтая, Восточного Туркестана, Западного Туркестана (Средней Азии), Казахстана, Крыма и Северного Кавказа. В 542 году этноним "тюрки" впервые встречается в китайских источниках.
  Вели́кая Болга́рия (Булга́рия) (греч. Παλαιά Μεγάλη Βουλγαρία) - кратковременное объединение булгарских племён (632 - ок. 671), возникшее в степях Восточной Европы. Основная территория располагалась в причерноморских и азовских степях. Территория Болгарского союза не имела чётких границ и простиралась от Нижнего Дона до предгорий Кубани и от Тамани до междуречья Кумы и Восточного Маныча. Основу объединения составило булгарское племя кутригуры, которому удалось освободиться от власти аваров, чьё могущество было подорвано неудачной попыткой захвата Константинополя (626).
  Термин "Древняя Великая Болгария" взят из византийских источников, где им обозначается область проживания основных группировок булгар до их расселения во 2-й пол. VII века.
  Во второй половине VII века одна из орд, состоявшая преимущественно из кутригурских племён, под началом Котрага двинулась с территории Великой Булгарии на север и обосновалась в районе Средней Волги и Камы, рассеявшись среди преимущественно финно-угорских племён. В результате в Среднем Поволжье в VIII веке возникает булгарский союз племён, впоследствии преобразовавшийся в государство Волжская Булгария.
  В 922 году Балтавар Алмуш в поисках военной поддержки против хазар, правители которых исповедовали иудаизм, приглашает посольство из Багдада, официально объявляет ислам ханафитского толка в качестве государственной религии и принимает титул эмира и имя Джафар ибн Абдаллах. Однако "люди" (подчинённое племя, клан) Саван во главе с "царём Вирагом", вероятно, выразили недовольство по этому поводу ("отказали"), в результате аристократия болгар разделилась на две партии (вторую возглавил "царь Аскал"). После угроз со стороны Алмуша (поразить мечом), первая партия тоже подчинилась. Очевидно, "Царь" Вираг с титулом Саван был вторым человеком (вторая ступень ниже хакана) в Волжской Болгарии после балтавара Алмуша (первая ступень ниже хакана). Кроме того, известно, что у "царя Алмуша" со своим племенем было "четыре подчиненных царя" со своими подчиненными племенами, что соответствует структуре государства и одной из теорий образования имени "Булгары" - "пять частей". Указанные события и факты были описаны в записках участника багдадского посольства на Волгу Ахмеда Ибн Фадлана.
  После Алмуша правил его сын Микаил ибн Джагфар, а затем внук Абдуллах ибн Микаил.
  В 965, после падения Хазарского каганата, ранее вассальная ему Булгария стала полностью независимой, но пострадала от восточного похода киевского князя Святослава Игоревича в те годы (964-969).
  В течение X столетия Киевская Русь организовала четыре военных похода на Волжскую Булгарию в 977, 985, 994 и 997 гг. Ответных действий булгары не предпринимали.
  В 985 киевский князь Владимир Святославич в союзе с тюрками провёл военный поход на Булгарию и заключил с ней мирный договор.
  В 986 году из Волжской Булгарии Киев посетило посольство с предложением о принятии киевлянами во главе с князем Владимиром мусульманской веры от булгар.
  В 1006 году между Русью и Волжской Булгарией был заключен торговый договор: булгарские купцы могли свободно торговать на Волге и Оке, а купцы Руси - в Булгарии. В 1088 году камские булгары ненадолго захватили Муром. В 1107 году волжские булгары осадили и взяли Суздаль.
  В 1120 году Юрий Долгорукий с половцами по поручению отца организовал военный поход на Волжскую Булгарию. Летом 1164 года Андрей Боголюбский вместе с муромским князем Юрием Владимировичем ходил на Булгарию: был захвачен город Бряхимов. В 1172 году Боголюбский ходил на камских булгар. В 1184 Всеволод Большое Гнездо и великий князь киевский Святослав Всеволодович воевали с волжскими булгарами. В 1186 году Всеволод Большое Гнездо вновь посылал войска на камских булгар.
  В 1217-1219 годах булгары захватили Унжу и Устюг. В ответ ростовские, суздальские и муромские полки под командованием брата владимирского князя Святослава Всеволодовича взяли, разграбили и сожгли крупный город Ошель. В 1221 году в Городце между Владимирским княжеством и Волжской Булгарией было подписано перемирие на шесть лет, в 1229 году в Кореневе - ещё на шесть лет.
  2 категория татар это черные татары, кочевники, которые воевали, и совершали набеги и вели войны.
  3 категория татар это дикие татары, хана или верховного правителя у них не было, и жили они в Сибири. Известно, что ими управляли шаманы и вожди племен.
  Тут нужно сказать, что татары это, по сути, тюрки и тюркские различные народы.
  ДНК археология говорит, что тюрки начали расселяться от Байкала в разные стороны, но об этом подробнее ниже.
  Надо сказать, что татар все боялись, как в древние века, так и в средние века. Именно против тюркских племен была построена Великая китайская стена.
  А на Московии - Татарский вал и Белгородская засечная (защитная) черта́.
  Белгородская засечная (защитная) черта́ - укреплённая линия (засечная черта) на южных рубежах Русского царства, созданная в середине XVII века и служившая для защиты от крымско-ногайских набегов. В комплекс сооружений засечной черты входили остроги (города-крепости), различные инженерные сооружения, естественные природные препятствия (болота, леса, реки). Административное и военное управление оборонительной линией располагалось в Белгороде. Белгородская черта эффективно снизила риск грабительских вторжений в центральные и южные районы России и способствовала русскому заселению огромных черноземных территорий. Западная часть Белгородской черты утратила своё военное значение после строительства Земской черты (1679-1680), восточная - после строительства Украинской линии (1731-1742).
  В истории допетровской России есть такая незаслуженно забытая страница, как строительство Белгородской засечной черты. Благодаря ей выросло несколько русских городов на западе страны, а воевавшие там служилые люди довольно успешно отражали татарские набеги.
  Строить её начали в семнадцатом веке, после неудачной для русского царства Смоленской войны. Тогда границам Московии с запада угрожали поляки, с юга - крымцы. И вокруг Белгорода, основанного чуть раньше, начали расти крепости, города, сёла, монастыри.
  У татар было три основных пути: Муравский, Изюмский и Кальмиусский. По ним они шли на Русь, жгли и разграбляли, доходили до Оки - то есть очень серьёзно продвигались вглубь Русского царства. Вот на этих землях и стали строить крепости. Восемьсот километров составила Засечная черта - земляной вал, протянувшийся по территории нынешних Белгородской, Липецкой, Воронежской, Тамбовской и Сумской областей. Тамбов, кстати, так и был основан - как одна из крепостей, которая должна была защищать от татарских набегов. Но все это было уже в 17 веке.
  Территории эти, в основном ранее пустовавшие, заселялись в первую очередь московскими оккупантами. То есть служилыми людьми, которые приезжали сюда специально на государеву службу. Кроме них были казаки - и черкасские, и донские. Впрочем, ещё за несколько лет до строительства Белгородской засечной черты появился термин "оскольский казак" - некоторое количество вольных казаков осело на реке Оскол до образования Старого и Нового Осколов.
  Стекались в эти земли из всей России и беглые крестьяне, привлечённые возможностью вольницы. Тогда их ещё не "приковали за ногу" к поместьям, не задавили окончательно волю, и движение было массовым. Уходили семьями, с имуществом, со скотом, собираясь обживаться на границе тогдашней цивилизации. Татары продолжали с завидной регулярностью наведываться в гости.
  Где же жили Липецкие татары и татары вообще?
  Если брать карту 1610 года, то тут видны четкие границы этой территории.
  Это карта России на основе чертежа царевича Федора Борисовича Годунова (1589-1605) составленная в 1613 год голландским картографом Гесселем Герритсом (1581-1632), дополненная и отпечатанная в 1614 году в Амстердаме, в мастерской Вильгельма Блау. Гравюра на меди 54x42 см. (http://www.etomesto.ru/map-atlas_1614/)
  Город Тула входил в территорию тогдашней Московии, а все, что было южнее через 20 км, то уже принадлежало липецким татарам. Включая Липецк, Тамбов, Воронеж, Пензу и до берега Черного и Каспийских морей. Восточная граница проживания татар и их государств были Уральские горы.
  Липецкие татары жили оседло и были в союзе с крымскими, казанскими, астраханскими татарами, мордвой, Булгарией и Чувашией. Эти народы и заселяли указанную выше территорию.
  Поскольку липецкие татары вели оседлый образ жизни стали появляться много населенных пунктов с тюркскими названиями. От этих названий и от тюркского языка мы и будем отталкиваться в этом исследовании.
  Планомерно "великие" "русские" "историки" Миллер, Шлёцер, Байер и Кун уничтожали исторические документы. И про липецких татар известно немногое.
  Проклятые немцы всю славную историю липецких татар стерли и уничтожили, как историю народа, которому русские платили дань. Потому сейчас эта часть истории замалчивается и более того не изучается.
  А если и изучается, то лишь как история русского государства Московии.
  История же татар и их государств практически умалчивается либо же дается очень кратко.
  Но кое-что в истории таки осталось.
  В ордынский период проживание мусульман на тер. Тамбовщины и Липецкой обл. сомнению не подлежит. Часть тер. совр. Тамбовской обл. входила в состав полуавтономного тер. - политич. образования - Червленый Яр; часть - в личный домен хана или находилась под прямым управлением его наместников. Кроме того, до XVII в. на тер. области сохранялись такие образования, как беляки, представлявшие собой реликты ордынской управленческой системы. На границе одного из них - Кершинского - располагается и старейшее татарское село области - Татарщино (Кёрша) Рассказовского р-на, по преданию, основанного в ордынскую эпоху (по местной легенде, новое кладбище в селе основано в 1475 г., в то время как сам Тамбов был основан в 1636 г.). Обращает на себя внимание и высокий социальный статус мус. населения данного села, владевшего православными крепостными. Неразгаданным в истории села является также несоответствие фамильного состава его населения распространенному там субэтносу с особым цокающим говором. Комплексное изучение Татарщины с привлечением разл. специалистов помогло бы пролить свет на историю обширного края.
  Липицкая битва 1216 года.
  Со временем написание и язык поменялись, потому буква "и" в названии была вытеснена буквой "Е".
  Официальная история, написанная немцами, гласит, что незадолго до смерти князь Всеволод Большое Гнездо решил назначить наследником старшего сына Константина. Всеволод хотел передать княжество прямому наследнику, презрев права младших братьев на престол. Константин согласился стать наследником, при условии, что столица возвращается в Ростов Великий (боярская элита города поддерживала Константина).
  Города Владимиро-Суздальского княжества постоянно конфликтовало друг с другом за старшинство. Бояре Владимира, Суздаля и Ростова Великого желали, чтобы князь, а значит и столица, были в их городе.
  Всеволод Большое Гнездо пытался убедить Константина отказаться от условий, но в итоге назначил наследником второго сына Юрия. Все это могло закончиться только одним - будущей войной братьев и бояр за власть.
  После смерти Всеволода, Константин при поддержке ростовских бояр предъявил права на власть в княжестве. Юрий отправился собирать союзников.
  К 1216 году Владимиро-Суздальское княжество стало наиболее влиятельным и богатым. В вассальной зависимости находилось соседнее Рязанское княжество, земли Москвы и Твери. Борьба за наследство Всеволода Большое Гнездо привлекла всех заметных властителей эпохи.
  Князья всех земель оказались перед выбором - кого поддержать, все старались сделать ставку на победителя.
  Псков, Новгород, Переславль-Залесский, Смоленск, Юрьев-Польский, Торжок, Муром - выставили свои рати на поле боя.
  Юрия поддержали все младшие братья, бояре Владимира и Суздаля, Великий Новгород, Переславль-Залесский.
  В стане Константина оказались дружины Ростова Великого, Пскова, Смоленска и князь киевский Мстислав Удатный (Удалой), желавший вернуть княжеский стол в Великом Новгороде.
  Каждая из сторон поделили земли князей из лагеря соперника.
  На княжеских советах постановили: пленных не брать! Решение нетрадиционно для Руси, потомки Рюрика планировали устроить великий передел земель.
  Однако на самом деле тут вмешались липецкие татары и сыграли решающую роль в битве.
  Известно, что в ходе Липецкой битвы 1216 года в числе убитых владимирцев оказался и князь Ярослав Всеволодович.
  И к чему это привело в последствии? Ну, надо четко учитывая роль этого человека в нашествии Батыя в дальнейшем.
   Ясно, что фактически, это он предал своего брата, Великого Князя Владимирского Юрия, организовав нашествие монголов на Северо-Восток Руси.
  По большому счету, Батый (которого липецкие татары называли попросту "Батя") и не собирался идти на север, он планировал наказать Киев за помощь половцам-кипчакам и Калку, предварительно рассчитавшись с булгарами за их победу над Субудаем.
  Все изменения в истории написаны были немцами, полностью игнорировавшими липецких татар.
  Немцы вообще не разбирались в татарах.
  И для них все татары, они же монголы были все на одно лицо.
  Потому со временем слово "липецкие" из истории было утеряно, и осталось такое понятие как просто татары.
  А ведь были еще и казанские татары, и астраханские татары, булгары, мордва, чуваши и прочие.
  Вернемся к битве: без помощи проводников и фуража, предоставленных Ярославом, "монголы", они же липецкие татары не смогли бы так быстро найти и разгромить войско Юрия.
  До Липецкой битвы липецкие татары 200 лет обкладывали данью все русские княжества, до коих у них дотягивалась рука.
  После Липецкой битвы татары еще 400 лет взимали дань. Пресловутый 1% с прибыли.
  Долгое время нам говорили об "татаро-монгольском иге" историки.
  И вот тут я хочу сказать о парадоксальности русской истории. Историки говорят об истории Московии много, но почти ничего не говорят об истории татар, которым Московия платила дань 600 лет.
  Более того, Шлетцер с компанией уменьшили время получения дани до 200 лет. Кто такой Шлетцер? Это историк, немец, нанятый Петром 1, чтобы тот переписал историю так, как выгодно было Романовым, узурпировавшим власть в Московии.
  ШЛЁЦЕР (Schlözer) Август Людвиг [5.7.1735, Гагштадт (Гагштатт), близ г. Кирхберг, графство Гогенлоэ-Кирхберг, Священная Рим. империя, ныне г. Кирхберг-ан-дер-Ягст, земля Баден-Вюртемберг, ФРГ - 8.9.1809, Гёттинген], нем. и рос. историк, нем. статистик и публицист, ин. поч. член Петерб. АН (1769). Из семьи протестантского пастора; отец Х. А. Шлёцера. Потомств. дворянин Рос. империи (с 1804). Учился в Виттенбергском (1751-54) и Гёттингенском (1754-1755, 1759-61; среди учителей - И. Д. Михаэлис) ун-тах. Владел др.-греч., др.- евр., лат., русским, франц., швед. и многими др. языками. Занимал должности адъюнкта (1762-65; состоял при Г. Ф. Миллере) и ординарного проф. истории (1765-69; в 1765-66 и с 1767 находился в Гёттингене) при Петерб. АН. Ординарный проф. истории Гёттингенского ун-та (с 1769). Инициатор основания Общества истории и древностей российских (1804).
  Составил "Русскую грамматику" на нем. яз. ("Russische Sprachlehre", 1764, крайне негативно оценена М. В. Ломоносовым, опубл. в 1875 в переводе на рус. яз., в оригинале - в 1904). Первым из исследователей применил метод филологич. критики к анализу рус. летописей. На основе сличения ряда списков "Повести временных лет" стремился "очистить" её первоначальный текст от искажений позднейших переписчиков, начало умышленного подделывания рус. политич. истории относил ко времени царствования Ивана IV Васильевича Грозного. Вслед за Г. З. Байером доказывал сканд. происхождение варягов, их призвание новгородцами оценивал как попытку защититься от варяжских грабежей ("Nestor. Russische Annalen...", Bd 1-5, 1802-09, перевод на рус. яз. - "Нестор. Руския летописи...", ч. 1-3, 1809-19; труд Ш. оказал значит. влияние на развитие рос. историч. науки). Впервые издал Краткую редакцию Русской правды (1767), положил начало публикации Никоновской летописи (ч. 1, 1767), способствовал изданию С. С. Башиловым Судебника 1550 (1768). Опубликовал на нем. яз. материалы о начале правления имп. Екатерины II ("Neuverändertes Ruß land...", 1767, 1771, "Beylagen zum Neuverändertes Rußland...", Bd 1-2, 1769-70). Автор сочинений по всеобщей истории (напр., "Vorstellung seiner Universal-Historie", Bd 1-2, 1772-1773, перевод на рус. яз. - "Представление всеобщей истории", 1791 и 1809). Развивая идеи Г. Ахенваля, разрабатывал теорию и методы статистики как совокупности знаний по государствоведению ("Stats-Anzeigen", Bd 1-18, 1782-1793, "Theorie der Statistik...", 1804, и др.). Описал в кон. 18 в. первые годы своей жизни в России ("A. L. Schlözer"s öffentliches und privat-Leben... vom J. 1761 bis 1765", 1802, перевод на рус. яз. - "Общественная и частная жизнь... от 1761 до 1765 г.", 1875).
  Ломоносов был против такого написания истории, но после смерти Ломоносова, все его исторические труды частью были уничтожены, частью изменены.
  Так вот Шлетцер с компанией назвали липецких татар татаро-монголами, а Батыя (Батю) вообще сделали чуть не зверем.
  С точки зрения немцев: какая разница: татары там или монголы? Убираем еще приставку, связанную с местом проживания "липецкие", добавляем монголы, и еще для осознания суровости момента добавляем слово "иго".
  В чем заключалось "иго?
  Я начну с цифр. 1 раз в 6 лет собиралась дань для липецких татар. Самая большая сумма, что была собрана, это было 70 000 рублей. Причем татарам отдали лишь 5000 р.
  Остальное оставляли в Москве, в казне князя, но народу и татарским посланцам говорили, что отдали все полностью.
  Деревня Хитропоповка нервно курит в сторонке.
  Даже если смотреть на всю сумму, то это составляло 1% от доходов одного работника.
  Я сейчас плачу современным татарам Путину и компании в более чем в 35 раз больше.
  Но я же не кричу на каждом углу об путинском иге и геноциде русского и татарского народов.
  То есть миф об иге был придуман и распиарен позже немецкими историками, чтобы преувеличить роль русских правителей в деле освобождения Московии от уплаты дани в 1% от прибыли с работника.
  Батый, он же Батя, не был монголом. Он был липецким татарином родом из села Казинки. Местный фольклор нам напрямую так и говорит. А вот старая песни из тех давних времен:
  "Я сильный Татарский богатырь!
  И Русь меня боится вся!
  Я казинский Хан Батый!
  Я зверь из Татарской орды!
  Меня боятся все славяне.
  Во мне есть могучая сила (по-татарски сила, энергия - "тормыш")
  я - великий Хан Батый!
  Я был рожден в Казинке,
  Чтоб покорить Москву.
  Я вождь Татарской всей орды.
  Я Мудрый Хан Батый!" (перевод с татарского ТВС)
  Эта песня до сих пор поется на родине хана Батыя, в селе Казинка, как на русском языке, так и на татарском наречии липецких татар.
  Если брать эпос липецких татар, то до сих пор на свадьбах можно часто слышать песни о татарском эпосе:
  "Хас-Булат удалой,
  Бедна сакля твоя;
  Золотою казной
  Я осыплю тебя.
  Дам коня, дам кинжал,
  Дам винтовку свою
  А за это за все
  Ты отдай мне жену.
  Ты уж стар, ты уж сед,
  Ей с тобой не житье,
  На заре юных лет
  Ты погубишь ее.
  Под чинарой густой
  Мы сидели вдвоем,
  Месяц плыл золотой,
  Всё молчало кругом.
  "Князь! Рассказ ясен твой
  Но напрасно ты рек,
  Вас с женой молодой
  Я вчера подстерег.
  Береги, князь, казну
  И владей ею сам,
  За неверность жену
  Тебе даром отдам.
  Полюбуйся поди -
  Князь невестой своей
  Спит с кинжалом в груди
  Она в сакле моей
  Тут рассерженный князь
  Саблю выхватил вдруг
  Голова старика
  Покатилась на луг.
  С ревом бешеным вдруг
  Ударяясь в волну
  Князь-убийца прыгнул
  И пошел он ко дну".
  И в Липецкой и в других областях Черноземья до сих пор поют песни о татарах, в том числе и на тюркском языке.
  Если брать Орловскую область, то в 1987 году я был на фестивале народной музыке в Орле, и слышал несколько десятков песен, исполняемых старушками - "славянками" на чисто тюркском языке.
  Теперь давайте разбираться, кто такие татары вообще. Как я говорил татары это тюрки.
  Вот что пишет автор ДНК генеалогии Клесов: "Татары, башкиры, чуваши, карачаево-балкарцы, крымские татары: это - довольно необычное сочетание этнических групп, но все они в своей части составляют Российскую Федерацию народов, и их гаплогруппы-рода во многом перекликаются, накладываются, пересекаются в своей древней или относительно недавней истории.
  Всем помнится поговорка - "поскреби русского, увидишь татарина". Однако поговорка неверная. Хотя основная гаплогруппа у русских и татар одна, R1a, в относительном количестве 48 % и 25 %, соответственно, но это преимущественно разные ДНК-линии, или субклады. Они не выходят одна из другой, они - от древних общих предков, тысячелетия назад. Так что только те древние предки проявятся при "поскребении", но проявятся симметрично, и у русских, и у татар.
  Если переходить к деталям, то у русских две основных ДНК-линии (Y-хромосомы) - Z280 и М458 (в соотношении 78 % к 22 %), а у татар, башкир и карачаево-балкарцев Z93. Другими словами, половина русских и четверть татар уже разные по происхождению, И сколько ни скрести, ничего там не "увидишь", кроме как тысячелетия назад. А поговорка явно адресуется к "татаро-монгольскому нашествию", и в этом отношении она неправдивая. Ложная.
  Три упомянутые ДНК-линии разошлись примерно 5500 лет назад (Z93 и две другие), и 5000-4200 лет назад (Z280 и М458). Татарской (в данном контексте) линии Z93 у русских практически нет, как и монгольских гаплогрупп С и Q. Поэтому с "поскрести" мы уже разобрались. Нашествие было, нет сомнений, и иго было, в виде сбора унизительных налогов и осуществления сюзерен-вассальных отношений с русскими княжествами, тоже унизительных, а вот ДНК от "татаро-монголов" к русским не переходила. Говоря более прямым языком, не было колонизации русских татарами, а сбор дани - не колонизания, и не изменение генофонда русских княжеств". (Книга: "ДНК-генеалогия от А до Т" автор Клесов).
  И я тут согласен с профессором - ига не было.
  Клесов указывает, что и праславяне и древние татары возникли около озера Байкал и далее расселялись по миру.
  Кстати, язык индейцев в Америке и тюркский язык имеет много общих слов. Тюркский язык, что остался в названиях населенный пунктов, вполне может служить доказательством присутствия тюркских племен на той или иной территории.
  Рассмотрим это на примере распространения тюркских названий по Евразии.
  Итак, мы уже имеем тюркский народ, который позже стали называть татарами, и тюркский язык, который оставлял следы расселения татар по Земле. Плюс эти же факты подтверждает ДНК археология.
  На мой взгляд, этих трех составляющих вполне достаточно, чтобы говорить о целенаправленном движении и расселении тюрок (татар) по свету.
  "Что касается "великого расселения" - это опять фигура речи. Расселение славян, в основном носителей гаплогруппы R1a, c Русской равнины в Европу продолжалось в течение всего I тыс. до н.э. и до середины I тыс. н.э., по данным ДНК-генеалогии (Rozhanskii & Klyosov, 2012), многими племенами. Так что не "началось великое расселение славян" в середине I тысячелетия н.э., а продолжилось, и продолжалось до этого не одну тысячу лет.
  Картина складывается следующая: скифы - это в основном потомки ариев, носителей гаплогруппы R1a, которые не ушли на юг, через Кавказ в Месопотамию и на Ближний Восток, и не ушли на юго-восток, в Иран и Индию, примерно 4000-3500 лет назад. Это те, которые остались в северном Причерноморье и рассеялись по Великой степи от низовьев Дуная через прикаспийские территории, Среднюю Азию, Южный Урал и до Алтая, и далее, до Китая и Монголии. Часть из них остались европеоидами, часть стали монголоидами, продолжая оставаться носителями гаплогруппы R1a.
  Я ещё поясню, как это происходило, на основании данных по ископаемым гаплотипам. Естественно, за два с половиной тысячелетия, от 4500 лет назад и до рубежа старой и новой эры, у разрозненных кочевых и оседлых племен менялись обычаи, "плыли" диалекты, но они оставались в основном носителями гаплогруппы R1a и говорили, в целом, на арийских языках, которые лингвисты называют "иранскими", хотя сам Иран, как я уже упоминал, к этому не имеет особого отношения. Надо, впрочем, сказать, что лингвисты относят "иранские" языки к арийской ветви индоевропейской языковой семьи, тем самым соглашаясь, что древними носителями этих языков были арии. К ним относились и скифы.
  Таким образом, историческая фиксация скифов как "начинающихся" с середины-конца II тыс. до н.э. является весьма условной и произвольной. Случайно или нет, черта под временем скифов отделяет миграции ариев на юг (Индостан, Иран, Месопотамия) от миграций их вдоль евразийских степей. Вспоминая хрестоматийный вопрос - "а кто же в лавке остался?", ответ - "остались скифы".
  В истории народов вообще нет ничего внезапного и четко очерченного временными рамками.
  Народы не появляются из ниоткуда и не исчезают в никуда. То же было и со скифами. Они плавно переходили в своем существовании от ариев Русской равнины, получили произвольное и обобщенное название "скифы", просуществовали в этом довольно неопределенном качестве две с половиной тысячи лет - огромный срок даже по историческим меркам (такой же срок отделяет нас от основания Древнего Рима).
  В ходе I тыс. до нашей эры и первых веков нашей эры скифы, в основном носители гаплогруппы R1a, перешли частью в Европу, вплоть до Атлантики, остальные осели по территории Казахстана, южного Урала, Средней Азии, вплоть до Алтая, и сейчас там продолжают жить их потомки - киргизы, казахи, башкиры, узбеки, таджики, хакасы, тувинцы, тубалары, кумандины, челканы, алтай-кижи и другие. Скифы западные продолжают сейчас жить как современные западные и восточные славяне, в населении Центральной и Восточной Европы, принадлежащему к гаплогруппе R1a.
  Это же относится и к "предшественникам" скифов, киммерийцам, и к сарматам, которые по традиционным историческим сведениям вытеснили скифов на временнóм рубеже эр, а через несколько столетий как-то якобы исчезли сами. На самом деле и киммерийцы, и сарматы (предположительно, носители в основном той же гаплогруппы R1a) также никуда не исчезли, они были ассимилированы как народ, но остались в потомках населения Восточной и Центральной Европы от Черного моря до Балтики, от Алтая до Урала и до Атлантики. Среди славян определенно много потомков скифов и сармат - и русских, и украинцев, и белорусов, и поляков." ( А. Клёсов - Кто такие скифы, кто их предки и потомки?)
  Как я указывал ранее скифы были одними из предков тюрков.
  Сначала татары жили около озера БАЙКАЛ. И по-тюркски БОЙ+КУЛ "богатое озеро".
  Далее двинулись на запад и названия говорят сами за себя:
  Байканур - поселился, место поселения Бая.
  Сравните с липецким селом Баево. Далее часть прататар двинулась на юг, а часть пошла на север и на запад за лучшей долей.
   Древняя столица Бухары - БОЙКЕНТ, город БАЕВ, ныне Пайкент.
  Есть тюркский город Афганистана - БАЛХ тоже, когда-то быль "БАЙ+ЛИК"
  Есть в Хорезме город БОГОТ (BOG"OT), который, скорее всего, назывался раньше БОЙГОТ. Ныне существуют в Узбекистане такие селения, со словами БОЙ - БОЙАУЛ, ТУКБОЙ, БОЙСОЙ, БАЙКУРГАН.
  Часть татар двинулась на Русь, названия ниже тюркские приведу.
  Часть древних татар дошла до Центральной Европы. Это не значит, что она оккупировала Европу. Я бы назвал это заселением.
   Древнее название Чехии (8-век до нашей эры) по славянски БОГЕМИЯ (Bohemia) этимология этих слов состоят из Воi(o) haemum ("бойлар хамма") что значит "ВСЕ БОГАЧИ".
  Ну, а Германский БАЙЙЕР (Земля Богачей).
   БАВАРИЯ (по лат. Bai (u) varii - Родина богачей).
  Русское слово "БОЯРе" в первоначальном скифском варианте БОЙЛАР - БОЙЙАР (богачи).
  Известно, что гаплогруппа характерная древним татарам была обнаружена при помощи ДНК исследований и в Америке. Грубо говоря, индейцы Америки и современные татары имели одних предков.
  Это говорит о том, что древние татары, смогли попасть на территорию Америки и заселить её.
  Опять вернемся к тюркскому языку и посмотрим на названия. Вот что сохранились в Америке от древних индейцев.
  Байя - это второе название города Сальвадор в Бразилии, есть отдельный штат в Восточной Бразилии таким названием, Байя-Бланка - так называют залив Атлантического океана у восточных берегов Аргентины.
  Ну, есть еще город названием Бай-Бланка в Аргентине.
  Татары расселялись по всему миру. Так Бай - название озера на Филиппинах.
  Бай - народность живущий в Китае. Байдраггол - река в Монголии.
  Двигались татары и по России. И заселяли Европу. Слова из тюркского языка остались и в обиходе и в названиях городов.
  Байдара - русское название лодки приморских чукчей. Слово Байдарка взята от этого слова. Байдарская долина есть в Крыму. Байжансай - поселок городского типа в Чимкенте, Казахстан.
  Татары заселяли мир, временами создавая смешанные браки, временами сохраняли свой этнос.
  Про это говорят названия.
  Байлен - город в Испании.
  Байлот остров в Канаде.
   Баймак - город в Башкирии.
   Байонна (в баскском - буквально Хороший гавань)- город на ю.з. Франции.
  Байонна также - город в США.
  Байё - город во Франции (Нормандия).
  Байрёйт - город в ФРГ.
  Байрам Али-город в Туркмении, Байсун тау-горный хребет в Узбекистане.
  Бай-Тайга - горный массив в Туве, Россия,
  Байхэ река в КНР.
  Байшань - нагорье в Центральной Азии. Байшу-Алентежу - историческая область Португалии.
  Байя - город в Венгрии.
  Байгора - река в Липецкой области.
  Вернемся к липецким татарам. Здесь тоже много названий населенных пунктов на тюркском языке. Это говорит о том, что тюркское население тут было коренное.
  Более того, первые русские на территории липецких татар как поселенцы появились лишь в 17 веке, когда татары были разбиты и земли отошли к Московии.
  Лишь после 1618 г. на территориях современных Орловской, Тульской, Липецкой, Тамбовской, Воронежской и Пензенской областей и Поволжья появились русские переселенцы, и позже стали появляться смешанные браки.
  Но коренное население тут были липецкими татарами.
  При этом часть населенных пунктов была переименована, а у части все же остались тюркские названия:
  Телюлюй, Избердей, Казинка, река Байгора, село Ямань, пруд Емань, АКСАЙ, КУЙМАНЬ, КАРАМЫШЕВО, КАТАРАЕВО, КНЯЖАЯ БАЙГОРА, КРУТЧИНСКАЯ БАЙГОРА, АРГАМАЧ-ПАЛЬНА и многие др.
  Давайте подробно разберем некоторые название населенных пунктов, имеющие тюркское происхождение.
  Это говорит лишь о том, что тюркское население вплоть до 17 века тут было коренным.
  В краеведческих работах иногда указывается на большее число татарских сел в Тамбовщине и Липецкой обл. на более ранних исторических этапах. В кон. XVIII в. темниковские поселенцы основали второе из сохранившихся по сей день татарских сел - Энгуразово Уваровского р-на; при этом еще до основания села, купцы из Темникова неоднократно останавливались в этом месте по пути на Борисоглебскую ярмарку. Некоторые исследователи склонны связывать это село с более древними историческими периодами.
  АКСАЙ
  Деревня Усманского района Октябрьского сельсовета. Имел также другие названия: Штыки и Боровские выселки. Последнее говорит о том, что он основан выходцами из с. Борового того же района. Возникла до революции. В 1911 г. отмечается, как деревня прихода церкви с. Куликова. Название тюркского (татарского) происхождения, получено от балки, на которой находится. Здесь ак - белая, чистая, сай - балка.
  БАЕВКА
  Деревня Становлянского района Кирилловского сельсовета. Известна с середины XIX в. По данным 1866. г. - сельцо владельческое Одоньево (Баевка) при пруде, 4 двора. Происхождение топонима от скифского слова "бай".
  Одного из самых распространенных слов среди скифов можно назвать слово "БОЙ" (богатый) или по-европейски "БАЙ". Ну а потомками скифов были, как и часть русских, так и часть татар.
  Орел - от тюркского слова "айыр" - угол, или "айырлы" - угловаты". Это слово обозначает то же самое, что и термин, принятый у русского народа, - "угол" в смысле "междуречье, место у двух сходящихся рек". Это разветвление вполне может быть названо углом, если смотреть на него вверх по течению. Именно в таком месте - при слиянии рек Орел и Ока и стоит город.
  АРГАМАЧ-ПАЛЬНА
  Село Елецкого района и сельсовета. Название произошло от возвышенности Аргамач и речки Пальны. Имя речки от слов пал, пальное место. Так назывались степные пространства, которые в XVI в. и, видимо, раньше выжигались для преграждения пути кочевникам с юга на Москву. Не исключено и такое объяснение: речка в некоторых старых источниках записана как Полна, Полная, Польная. Возможно, что название произошло от слова поле. Речка, текущая через поле, т.е. через безлесную местность. Гора Аргамач упоминается в отписке елецкого воеводы И. Мясного 1593 г.: "и от городовые стены (города Ельца - прим. ред.) вниз по Сосне до острожной башни, которая на Аргамачьей горе, острог не поставлен" . Строительство башни, а затем и острога и послужило толчком к возникновению здесь населенного пункта. Происхождение названия горы неясно. Возможно, что это перенесение названия горы в Ельце (в документах, - Аргомачья, Агромачья, Громачья). Вот что писали орловские краеведы сто лет назад: "Название свое село получило, согласно преданию, от слова Аргамак. Так якобы называли коня Тамерлана. Восточный завоеватель имел стоянку в этой местности".
  Самара - от тюрского слова samar - мешок либо кырг. samar в значении таз, кувшин. Возможно, место, на котором возник город, было центром сбыта всякого рода гончарных и жестяных изделий.
  АСЛАМОВО
  Село Измалковского района Афанасьевского сельсовета. В одном из краеведческих издании дореволюционного периода об этом селе говорится: "По сказаниям старожилов и церковной летописи, название свое село получило от его основателя, неизвестного по имени купца-татарина (Аслам - татар. - купец). Если это свидетельство справедливо, то первое заселение местности Асламово нужно относить к татарскому периоду, именно к XV или к началу XVI столетия. В пользу такого соображения говорит отчасти и другое предание, что около села в былое время пролегала какая-то большая татарская дорога. И в настоящее время еще указывают на один довольно заметный курган, насыпанный будто бы татарами". Из документальных источников известно, что это село уже было в 1620 г., имело тогда Покровскую церковь и входило в Воргольский стан.
  Саранск - от тюркского слова "сары" - желтый, название было дано из-за цвета песка, который преобладает в почве местности.
  ВЕРХНИЙ ТЕЛЕЛЮЙ
  Село Грязинского района, центр Верхнетелелюйского сельсовета. Возникло в начале XVIII в., в документах 1781 г. отмечается как село с церковью. Название - по местоположению в верховье р. Телелюй. Имя речки финно-угорского происхождения. Его окончание - фонетически изменённый мордовский элемент лей, ляй, что означает ручей или небольшая речка.
  Саратов - тюрк "сары" - желтый, "тау" - горы. Город, стоящий на желтых горах (песчаниках).
  ЗАБИТЮЖЬЕ
  Деревня Добринского района Талицкого сельсовета. Название - по местоположению за р. Битюгом относительно центра сельского Совета - с. Талицкого Чемлыка. Слово "битюг" заимствовано из чагатайского (староузбекского) языка - bitü. В переводе - верблюд. Гидроним напоминает о временах, когда здешние места были завоёваны кочевниками.
  Таганрог - слово "рог" издавна использовалось для обозначения мыса или косы, а тюркское слово "таган" имеет значение "металлическая подставка для котла". Существует предположение, согласно которому на мысе, выступающем в море, в давние времена зажигался сигнальный огонь.
  Тула - от татарского тулы - полный, изобильный. Буква "ы" на татарском языке читается (произносится) примерно как русское "ы" в слове "опыт". Есть также версия, что название города происходит от имени жены ордынского хана Джанибека - Тайдулы (Тайтулы).
  КАРАМЫШЕВО
  Село Грязинского района, центр Карамышевского сельсовета, на левой стороне р. Воронежа. Археологи обнаружили около села стоянки человека, жившего более трех тысяч лет назад, относящиеся к эпохе бронзового века. Село же здесь возникло в первой половине XVII в. Известно, что в 1648 г. в связи со строительством Белгородской черты Карамышево включено в Сокольский уезд и перенесено в более безопасное место на правом берегу р. Воронеж. На "старом Карамышевском селище" был поставлен стоялый острожек. В конце XVII в. село перешло на прежнее место. Название произошло от фамилии Карамышев. Такая фамилия встречается у служилых людей татарского происхождения XVII в.
  КНЯЖАЯ БАЙГОРА
  Село Грязинского района, центр Княже-Байгорского сельсовета. Возникла в самом конце XVII в., в документах с 1702 г. упоминается как "новоселебное село". Название - по человеку с княжеским титулом, имевшему какое-то отношение к данному месту, и по р. Байгоре. Тюркское слово "бай-гора" - юго-восток. То есть, название речка получила во времена татарского нашествия, своим местоположением обозначая юго-восточное направление относительно какого-то объекта.
   КРАСНАЯ ПАЛЬНА
  Село Становлянского района Краснополянского сельсовета. Возникла в XVII в. основана русским переселенцами. Название говорит само за себя. Ибо в то время липецкие татары еще были в силе и совершали набеги.
  Известно, что здесь уже была Петропавловская церковь, почему село называлось также Петропавловским, или Петровским. В царствование Петра Первого много строившихся церквей освящалось в честь святых апостолов Петра и Павла. Этот факт по-своему был истолкован в местном предании: якобы Петр Первый останавливался в селе и повелел построить в нем церковь. В названии слово "Красный" - хороший, пригожий. Пальна - имя небольшой речки, в верховье которой находится село. Имя речки от слов пал, пальное место. Так назывались степные пространства, которые в XVI в. выжигались для преграждения пути кочевникам с юга на Москву. Не исключено и такое объяснение: речка в некоторых старых источниках записана как Полна, Полная, Польная. Возможно, что название произошло от слова поле. Речка, текущая через поле, т.е. через безлесную местность.
  КРУТЧИНСКАЯ БАЙГОРА
  Село Усманского района, центр Крутче-Байгорского сельсовета. Возникло в начале 1720-х гг. Название - по крутому берегу на р. Байгоре. Тюркское слово "бай-гора" - юго-восток. То есть, название речка получила во времена татарского нашествия, своим местоположением обозначая юго-восточное направление относительно какого-то объекта.
  КУЙМАНЬ
  Село Лебедянского района, центр Куйманского сельсовета. Известно с 1687 г. Название - по р. Куйманке, которая под таким же именем упоминается в документах 1650 г. В названии реки вторая часть, возможно, от "мано", "мани" - влажный, мокрый. Сравните - Куймань и Куйманка, город Усмань и река Усманка, село Ямань (раньше Емань) и ручей Еманка. Первая часть названия Куймань, возможно, от тюркского слова "куй" - овца.
  Татарщина. Село по прежнему административно-территориальному делению относилось к Татарщинской волости Тамбовского уезда Тамбовской губернии. Прежнее название села - деревня Тенишевка, видимо от имени Тениша мурзы князь Долотказина, которому вместе с Кутломаметкой Худяковым и товарищами в 1697 г. была пожалована земля "за Шатцим Большим Ценским лесом в бортных и вотчинных угодьях по речке Керше и по речке Ламоису в Кершенском и во Закрацком ухожье". Всего в выписи из дозорных книг упомянут 101 человек.
  По переписи 1710 г. в селе, называемом "Село Покровское что на реке Керше Татарщина тож", проживало 79 чел. мурз и татар в 8 дворах. Данным мурзам принадлежало 8 дворов, в которых проживало 93 человека крестьян. Всего в селе Покровском на 1710 год проживало 611 человек православного вероисповедания (русское население и новокрещенное) и 79 татарского. Имелась церковь (дата открытия прихода неизвестна), в которой служил священник и 2 причетника (дьячка). Точная дата основания села неизвестна. Неизвестно также когда оно получило свое название - село "Покровское, Татарщино тож".
  По третьей ревизии 1761-67 гг. в Тамбовской округе находились только три татарские деревни - Тенишева, Енгалычевка, Михалёвка, в которых проживали только "мурзы и татары" - 205 чел. в 35 дворах.
  В 1862 г. в д. Тенишевка проживало 795(389 мужчин, 406 женщин) чел. в 93 дворах, имелась мечеть магометанская; в с. Покровское - 806(396 мужчин, 410 женщин) чел. в 93 дворах, имеется в наличие церковь православная, завод винокуренный, мельница.
  В 1877 г. в д Тенишевка Тамбовского уезда Татарщинской волости проживало 1104 чел. в 122 дворах, в с. Покровское соответственно 982 в 129.
  В Тамбовской области есть также много сел с татарскими названиями: Алкалатка, Балыклей, Рамза, Алкужи, Татарщино, Мучкап, Понзари, Верхоценье, Кариан, Керша, Криуша Ингуразовские выселки, Ржакса и другие.
  Тюрки, они же татары это коренное население как Липецкой, так и Тамбовской области вплоть до 17 века.
  Мечети и татарские кладбища до сих пор существуют в этих местах.
  И так далее. И таких названий сотни и сотни.
  Потому можно считать доказанным, что в указанном мной районе Российской федерации вплоть до 1618 года жили татары и были коренным населением, о чем говорят нам и карты и названия населенных пунктов.
  Кроме липецких, крымских, астраханских и самых многочисленных казанских татар были еще и белые сасовские татары. Согласно определению, данному в Татарском энциклопедическом словаре - это жители сёл Бастаново, Теньсюпино, Большой Студенец, Алёшино, Тархань, иначе - Бастанские татары. Они отличаются по своему бастанскому говору татарского языка и ряду культурно-бытовых особенностей.
  Согласно обнаруженным печатным и архивным документам в Мещере не позднее сер. XVI в. сложилось 5 групп служилых татар: касимовские, арзамасские, темниковские, кадомские и цненские (2).
  Цненская группа являлась самой малочисленной, однако при этом не была изолированной. Она постоянно пополнялась выходцами из других групп татар, особенно касимовских и кадомских.
   Постепенно термин цненские татары сменился на название шацкие татары - по названию уездного города, по которому проходила служба.
  Первые упоминания цненских татар относятся к сер. XVI в. Так в 1558/59 г.
  в связи с походом на Ливонию упоминаются "цненские люди" (3)
   А в 1557 г. упоминается Кулак князь Темгенев как воевода в г. Шацк. В 1597 г. упоминается
  князь Исень Ушаков с товарищами(4) , а в 1619/20 г. Ураз мурза Васильев с товарищами. (5)
  Это были представители княжеского рода Темиревых-Енаевых (6) и они владели "татарской деревней" и бортными ухожьями в районе населенных пунктов Старотомниково и Княжево современного Моршанского района Тамбовской области. Другими старыми местными княжескими фамилиями являются Амесевы-Енгалычевы-Тенишевы и Долотказины-Бегильдеевы, упоминаемые в жалованной грамоте 1575 г.
   Помимо князей и мурз были также и нетитулованные татары, которые проживали в д. Тархань и имели статус тархан и вотчинников. Так первое известное упоминание тархан братьев Кудяковых
  относится к 1585/86 году. (8)
  А из жалованной грамоты 1697 г. мы узнаем, что татары д. Тархан были вотчинниками Кершенского ухожья.
  Литература:
  1 . "ДНК-генеалогия от А до Т" автор Клесов
  2. В исторически сложившемся термине "цненские татары" мы используем традиционное написание цненские, вместо современного литературного написания цнинские.
  3 Разрядная книга 1475-1598 гг. - URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XV/1460-
  1480/RK_1475_1598/text6.htm 4 Известия ТУАК. Вып. XIII. - Тамбов, 1887. - С. 15, 21-22. - "татаровя цненские князь Исень Ушаков, да
  Тохтар мурза Васильев сын Енаев, да Узраз мурза Елгадеев". 5 Известия ТУАК. Вып. XVI. - Тамбов, 1887. - С. 17. - "Шацкого города ценских мурз Ураза мурзы
  Васильева, да Олмакая мурзы Тохтарова, да Момакая мурзы Еникеева вотчина бортной ухожей". 6. Ишеев, М. Татарские княжеские роды на Цне // Сб-к мат-лов 6-й ежегод. всеросс. науч.-практ. конф-ции
  7."Фаизхановские чтения". - Н. Новгород: Медина, 2010. - С. 64-70. 7 Акты служилых землевладельцев XV - начала XVII века. Т. III / сост. А.В. Антонов. - М.:
  Древлехранилище, 2002. - С. 247-248.
  8 "... вотчинною купчую запись на Ломоиский ухожей, что купили ... у ценских татар у Енговатка да у Кудашка Кудяковых детей 94 году. А про оброк сказали, что они тем торханам платили с того ухожея по той по купчей по гривне на год денгами". - РГАДА, ф. 1166, оп.1, ед.хр. 1, л. 148. - Цит. по Напольникова, П.К. Цнинская мордва. Вхождение в состав Московского государства в XVI - первой четверти XVII века": дис. ... канд. ист. наук. Напольникова, П.К
  - Тамбов, 2017. - 178 с. - С. 30.
  9 Посольство в Рим и служба в Москве Павла Менезия (1637-1694) / Н.В. Чарыков. - СПб., 1906.
   10 Ишеев, М. Дело о дворянстве мурз Маматказиных, как источник информации по истории деревни Татарщино Тамбовской области. - TatarGen.Ru, 2012.
  11 Известия ТУАК. Вып. XL. - Тамбов, 1895.
  12. А. Клёсов - "Кто такие скифы, кто их предки и потомки
  13. Пыжиков А.В. Грани русского раскола. Заметки о нашей истории от XVII века до 1917 года
  14. Пыжиков А.В.Славянский разлом. Украинско-польское иго в России

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"