|
|
||
1 |
Все авторы условно делятся на "стилистов" и "сюжетников". Сочетание первого и второго - явление редкое, и подчас автор доводит до совершенства разработку мира и истории, забывая о языке. Или же делает наоборот... В общем, я удивилась, когда встретила на СИ произведение, написанное прекрасным языком и при этом завлекательное настолько, что невозможно отложить книгу на пять минут.
Коротко роман "Вторая встречная" можно охарактеризовать, как грамотную ироничную прозу с детективной линией. Если вы любите истории, в которых невозможно предугадать новый виток сюжета, то эта книга, определенно, для вас. Автор удачно обходит все возможные штампы, нагло показывая скептикам язык. "Думали, здесь будет так? А нет, у меня все по собственной схеме изготовлено, без клише", - так и проскальзывает в тексте. Отсутствие шаблонов распространяется не только на сюжет, но и на самобытных героев и мир. Ладно, обо всем по порядку.
"Вторая встречная" - это городское фентэзи. Сей жанр у читателей стал прочно ассоциироваться с банальнейшими историями. Потому, слыша о фентэзи в условиях современного мегаполиса, мы сразу же представляем оборотней, вампиров и ведьм. В лучшем случае - из книг Лукьянеко и Пехова, в худшем - из романов о кровососущих влюбленных красавцах. Мир, который создал автор "Второй встречной", самобытен. Вемы - именно так здесь называются маги - не швыряются файерболами и не боятся солнца. Их дар куда глубже и многограннее. Хотели бы вы чувствовать чужие эмоции? Конечно же. А если становится дурно среди большого скопления людей, ведь чужие эмоции лезут в голову? Уже не уверены, так? А путешествовать по сюрреалистичным мирам все мечтают, не правда ли? Но миры эти таят множество опасностей, а из очередного путешествия можно вернуться сумасшедшим... Что показательно, именно на таких противопоставлениях: дар - плата за него, и строится главная идея романа. Первые строчки аннотации гласят: "Каждый дар забирает больше, чем отдает". Увы, для героев "Второй встречной" - это не просто слова. Мотив потери и предательства в романе сидит глубоко, но не навязывается. Особенно меня радует не желание автора поучать читателя. Нет ни долгих занудных лекций о прекрасно-далеком, ни философских воззрений. С другой же стороны, роман Керлис сложно называть пустым развлекательным чтивом. Мысли в книге заложены глубокие и мудрые. Ну, а если кто-то в силу обстоятельств их не воспримет должным образом, для него роман превратится в просто хорошую историю с толикой юмора.
Текст написан грамотно. Язык легкий, мягкий. Если анализировать отдельные словосочетания, то чувствуется ненависть автора к предложениям-гусеницам и деепричастным оборотам. Фразы не вычурные и не заумные, однако, язык ни в коей мере нельзя назвать бедным..Имеются "вкусные" слова, иногда (при необходимости) добавляется сленг. Что до стилистики, то ее можно назвать гладкой. Спотыкаться у меня не получалось при всем желании, хоть иногда я забываюсь, смотрю на текст не как читатель, а как редактор. И тогда начинается... В большинстве случаев. А в этом романе сложно найти не то что опечатку, даже кривое предложение отыскать не получается.
Отдельное внимание следует уделить юмору. Как мне кажется, причислять "Вторую встречную" к жанру иронического фентэзи не стоит. Ведь перед автором не стоит задача, "как покруче пошутить". Герои не юморят специально, а диалоги не напоминают сборники анекдотов. Беззлобная ирония ненавязчива и скорее присутствует в атмосфере, чем в отдельных фразах. Все же жанр, да и тематика (персонажи "Второй встречной" имеют дело с серийным убийцей) обязывает. Позволю себе здесь, для наглядности, привести пример. Ведь текст должен говорить сам за себя. Ниже представлена цитата из романа (так один из героев второй встречной отзывается о коллеге):
"Особенно смущало верхнее письмо в ящике: секретарша Леночка умоляла убрать с ее фотографии влезшую в кадр подружку, обещая чай, печеньки и бесконечную благодарность. Леночка наводила на меня ужас с первого дня. Она совсем не умела ходить на каблуках - спотыкалась и шаталась, как маятник. Подарить бы ей футболку с надписью "Осторожно, занос полметра", ради безопасности окружающих. Но это еще полбеды, самым пугающим было другое. В зависимости от наряда размер ее груди удивительным образом менялся от нулевого до четвертого. Мистика, не иначе. Признаюсь, я предпочел бы удалить с фотографии Леночку - подружка была гораздо симпатичнее. И вообще, почему я должен заниматься всякой ерундой? У меня миллион идей пропадает".
Отдельно и долго можно говорить о героях романа. В центре стоят двое - Лейка и Влад - пара яркая, надо сказать, автор вывел на первый план противоположные характеры. Два фокала, два первых лица - достаточно редкое сочетание, но для "Второй встречной" это соединение стало находкой. А если учесть, как мастерски автор проводит грань между персонажами, как тонко взаимодействуют характеры (у героев разнится лексикон, любимые фразы и манера поведения), то становится ясно - забыть о них не получится ни через день, ни через два. Привыкать к двум первым лицам сложно, не скрою. Но адаптация прошла на удивление быстро. Отчасти, потому что оба героя самостоятельны, нет чувства, что одного из них ввели как информатора. А отчасти, потому что сюжет движется очень динамично и не успеваешь задуматься: а кто? а где? а что? Воды в тексте нет совершенно, лишних сцен тоже. При всем желании, читать по диагонали не получится, ведь пропустив пару абзацев, вы с трудом поймете, что происходит дальше
Главная героиня Лейка достаточно сложная личность. Она холодная, отстраненная, депрессивная и... злобная. Хм, нет, скорее, строгая. Лейка плохо сходится с людьми и гораздо уютнее чувствует себя среди статуэток и старых шкатулок, нежели рядом с ребенком. Ее история продумана до мелочей: от тяжелой утраты, до первых шагов к выздоровлению. Автор - тонкий психолог. Настолько чисто, ясно и достоверно прописана затяжная депрессия героини, что невольно начинаешь проникаться. При этом текст не теряет ту самую легкость, не становится вязким и не угнетает. Автор добивается этого благодаря контрасту: атмосфера - язык - эмоции героя. Если первое и второе ироничные и светлые, то третье - жутко-темное. Что примечательно, Лейка не ноет и не жалуется на судьбу. Ее внутреннее состояние подается через интерьер квартиры, любовь к уборке и затворничество. Нет слезливых монологов и жалоб на жизнь. Лейка приняла все таким, какое оно есть и не пытается сделать лучше.
Для примера, опять же, покажу одну цитату. Так выглядит жилище Лейки. А о хозяине ведь судят по его дому:
"Я осторожно приподнялся на локтях, радуясь, что способен хотя бы на это. Обстановочка вокруг была та еще. Меня притащили в антикварную лавку или музей? От обилия старья разбегались глаза. Статуэтки, шкатулки, хрустальные вазы, фарфоровая посуда, салфетки с вышивкой, допотопная техника и мебель самого древнего вида. Ужаснее всего смотрелись ковры - они были везде! Уверен, будь возможность, их прилепили бы даже на потолок. Я как завороженный уставился на резные старинные часы, напоминающие избушку".
Влад, второй фокальный персонаж - абсолютная противоположность Лейки. Молодой ветреный веб-дизайнер, любитель вкусной еды и неисправимый оптимист. А еще, безумно добрый балбес. Благодаря собственному "везению" он регулярно влипает в сомнительные истории, но при этом не впадает в панику и уж тем более, не замыкается в себе. Он - обычный. Не в плане серости, нет. Таких парней как он, очень много - и оттого Влад кажется очень близким, очень родным и очень понятным. С Лейкой у них диаметрально противоположные вкусы: она любит готовить - он любит есть, она тянется к тихим уголкам и изолированным квартирам, он обожает супермаркеты и шумное метро.
Не стоит ждать от истории сверхромантичной любовной линии. Здесь нет розовых соплей и сцен а-ля сериал для взрослых. Более того, в романе вы не найдете ни одного поцелуя. Но это вовсе не значит, что любовной истории вовсе нет. Она существует: в намеках, воспоминаниях, боли от предательства... Они существуют, но они не напоказ и автор ими не спекулирует, чтобы заманить читателя в свои сети.
Рискну предположить, что во "Второй встречной" сравниваются две формы любви: влюбленность-увлечение к коллеге у Влада и глубокое чувство у Лейки, которое она понесла через года. Первое чувство гаснет, едва Влад ближе знакомится с очаровательной коллегой, а второе... несмотря на жестокость, обиду и расставание, живет, Лейка любит своего бывшего Пашу. А будут ли они вместе? Ответ можно найти в последних главах... не факт, что этого романа, ведь у "Второй встречной" есть продолжение.
Когда я давала определению жанру, я ошиблась, наверное. Это не просто городское фентэзи. Это фентэзи-детектив в городском антураже. Здесь вы найдете убийство, коварного маньяка, который планомерно уничтожает людей со сверхсилой и магов, которые пытаются распутать клубок из загадочных происшествий. Кстати говоря, вычислить того, кто в итоге окажется преступником, практически нереально. Финал не роялист, нет! Когда перечитываешь, ясно видишь намеки-подсказки, раскиданные по тексту, дабы натолкнуть читателя на правильную мысль. А натолкнется он или нет - все зависит от сообразительности. Признаю, я не очень-то умею разгадывать загадки. Эх...
Детективная линия занимает центральное место. Благодаря тому, что читатель смотрит на мир глазами двух персонажей, он видит многие подробности недоступные при ином подходе. Влад - как свидетель смерти одной из жертв, расскажет о темной улице и сердечном приступе. Лейка, как маг, поделится опытом и затеет расследование. А ведь убийства происходят каждую ночь и ей нужно спешить, иначе следующей жертвой станет подруга или она сама...
"Вторая встречная" - это роман, который хочется перечитывать. Каждый раз ты находишь что-то новое: новые оттенки, новые шутки, новые эмоции. Я не могу выделить любимый момент в романе, потому что весь он - любимый.
. | ||
2 |
Рецензия к рассказу
3 |
4 |
5 |
Алексей Зырянов, Тюмень
6 |
Владислав Григорьянц
Уроки истории: по следам неизвестных исторических событий
7 |
8 |
9 |
Хабарова Л. Красный броневик Хочу представить вам спонсора увлекательнейшей бессонной ночи - безумную фантастическую повесть талантливого автора, и, что немаловажно в данном контексте, профессионального историка Хабаровой Леоки. Это лучшее из того, что я читала за последние пару месяцев. "Броневик" напомнил, в хорошем смысле, "Улитку на склоне", Стругацких, то эфемерное ощущение элегантного бреда, подчиненного строгой логике. Нужно немало мастерства, чтобы создать такое, удержаться на тонкой фантасмагоричной грани. Повесть интересная, образная, местами жутковатая, но, главное, она заставляет думать. Не только чувствовать и сопереживать, но именно задействовать мыслительный ресурс, что в моем понимании является отличительной чертой настоящей литературы от развлекательной. Структура изложения очень изящная. Завязка из тех, что сразу задают тон легкой грусти и определенной безнадежности - читатель уже знает, что героиня не вернется, и воспринимает все происходящее через серую призму. Читатель предвкушает динамичные, мрачные события и получает ожидаемое сполна. Потом, вдруг, на страницах появляется дневник главного героя - емкий, горький, ясно отражающий психологическое состояние Белова. И еще обозначается загадка, хорошая такая. "Зато понял одну важную вещь. (...) Важный вопрос. Главный вопрос...". И вместе с героем гадать начинает читатель. Развязка повести впечатляет лаконичностью и стройностью. Все вопросы и кажущиеся несуразности вдруг укладываются в четкую, логичную картину. Итак, "Сотрудники научно-исследовательского института отправляются на новогодний корпоратив, но сбиваются с пути... Теперь их жизнь уже никогда не будет прежней. Кому удастся отыскать дорогу домой?" А что скажете вы?
10 |
Потерянное поколение
Рассказы из сборника "Выход есть" опубликованы в литературном журнале "Нева", 2011.
В 2014 году готовится отдельное книжное издание сборника.
11 |
ЧВ-15: Иголка в стоге сена (читательская находка)Котянова Н. Обещание Я читаю довольно много. Хотя, конечно, понятие много и мало - довольно таки относительное. Например, моя шестилетняя дочь, которая научилась читать не так давно, прочла за месяц "Волшебника Изумрудного города". И для неё это много! А другая, той, что 12, за месяц проглотила несколько толстых книжек. И при всей её занятости - это тоже много! Я же... сложно измерить количество прочитанного в словах, страницах или книгах и определить много это или мало. Так что, много или мало - величина относительная, но я себя причисляю к много читающим. Как читатель, я почти всеядна. Не люблю, пожалуй, только черный ужас. И довольно придирчива - если текст кишит ошибками или сквозь него приходится продираться или начинаю зевать - закрываю без сожаления. Однако, история о которой я хочу рассказать - совсем не такая. Она легко читается, от неё не хочется отрываться. В ней витает дух славянских сказок, такой как в нежно любимом мною "Волкодаве". В этот мир хочется попасть и посидеть с героями за чаркой медовухи. А герои в ней живые, яркие, с необычными именами. В ней, при наличии волков-оборотней, есть оборотни-русалки. Где еще такое встретишь? В ней красиво сплетаются кружевным узором мистика (а что, разве оборотни - не мистика?) и приключения, предательство и верность, любовь и ненависть. И конечно, как и должно быть в сказках - любовь преодолеет все преграды. Перед написанием рецензии, я еще раз перечитала эту историю. И снова получила не меньшее удовольствие от чтения, открыла для себя некоторые новые подробности. И снова слезы на глазах, когда Илька объяснялась с суженым. И улыбка от детских приключений. И, по-моему, это лучший отзыв, когда читатель говорит, что перечитывает с удовольствием и с не меньшими эмоциями. ПС: советую почитать и другие истории автора!)
12 |
13 |
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"