Один герой хороший и должен спасти мир, а другой плохой и должен его погубить.
Однако, в романах о Свароге, А.А.Бушков особое место уделяет точности прочтения разного рода предсказаний, встречающихся в сюжете. Всегда и везде действуют оговорки.
Итак, тактико-техническое задание (ТТЗ) на выполнение работ:
- И вот как мы это проверим, - девчонка пропустила его реплику мимо ушей. - Мы сыграем в одну игру. Точнее, Сварог и Мар-Кифай сыграют. А мы будем наблюдать. Пусть Сварог слушает внимательно, ему пригодится то, что мы скажем.
- Нет, это ты послушай, сука...
- Мар-Кифай и Сварог будут участвовать в гонке. Все очень просто. Кто придет к финишу первым, тот и победит, тот получит свободу. Гонка будет проходить в одном из миров. Этот мир может вот-вот погибнуть. А может и выжить. Сварог способен спасти его, придя в город Аркаим к урочному часу. И Сварог будет наделен Печатью Силы. Если первым придет Мар-Кифай, мир обречен. И Мар-Кифай будет наделен Печатью Скорби.
Очень захотелось двинуть чертовке костяшками пальцев в кадык. Но что толку? С фантомом не повоюешь...
Сварог шумно выдохнул. Аркаим, говоришь? Придется запомнить. Не то чтобы он сдался и согласился играть по чужим правилам, но.., но если враг пока сильнее, то сопротивляться - это глупость, а не храбрость, не так ли?
- Для того чтобы уровнять шансы, - продолжал бес, - мы дадим Мар-Кифаю и Сварогу одинаковые способности. Например, способности Сварога. Более того. Пусть оба, и один и другой, на время, до финиша, станут Сварогами. И до самого финиша ни один не будет знать, настоящий он Сварог или Мар-Кифай в теле Сварога. Так интереснее. А чтобы было еще интереснее, один из них получит фору во времени, а второй - фору в расстоянии. Отправляются оба немедленно
Цитата:
Сварог способен спасти его, придя в город Аркаим к урочному часу. И Сварог будет наделен Печатью Силы. Если первым придет Мар-Кифай, мир обречен.
Противоречие в поставленной задаче:
С одной стороны Сварог пришел к урочному часу.
С другой стороны Мар-Кифай пришел первым.
Т.е. оба поставленных условия выполнены - Сварог пришел у урочному часу, хотя и не первый (а ему напрямую и не ставилась задача прийти первым!), а Мар-Кифай пришел первым - тоже в соответствии с поставленной задачей.
И что дальше????
А дальше прочтем еще раз ТТЗ:
Кто придет к финишу первым, тот и победит, тот получит свободу.
Мар-Кифай пришел первым. Значит, он победил и получил свободу.
Противоречие в сюжете:
Если Мар-Кифай пришел первым, то финальная сцена (поединок со Сварогом) бессмысленна, ибо он уже победил.
прочтем еще раз ТТЗ:
Кто придет к финишу первым, тот и победит, тот получит свободу.
Из прочтения задания ясно, что цена данной гонки - не спасение мира, а получение личной свободы.
А как же со спасением мира?
. Этот мир может вот-вот погибнуть. А может и выжить. Сварог способен спасти его, придя в город Аркаим к урочному часу. И Сварог будет наделен Печатью Силы. Если первым придет Мар-Кифай, мир обречен. И Мар-Кифай будет наделен Печатью Скорби.
А все очень просто - спасение мира и личная свобода - это два разных вопроса.
В гонке за личную свободу победил Мар-Кифай, победил и получил свободу, обрекая мир на что-то (кстати не сказано на что именно сказано "обречен", а на что?). Сварог успел к урочному часу, поэтому способен спасти этот мир, но то, что он способен, еще не означает, что спасет, ведь в ТТЗ не сказано, что "Сварог спасет мир, придя к урочному часу", сказано, что способен, т.е. обладает потенциальными возможностями и у него есть шансы.
И еще одна странность:
Этот мир может вот-вот погибнуть. А может и выжить.
"Вот-вот" - означает, что все может произойти и без этой гонки. "Выжить" означает, что катастрофа все равно произойдет, ибо "выживают" в экстремальных условиях. То есть указанная в романе гонка не имеет никакого отношения к надвигающейся катастрофе.
А теперь финальные строки:
Мар-Кифай медленно обернулся к Сварогу.
- Я подарю вам жизнь в честь сегодняшнего праздника - моей.., ну назовем это коронацией. К тому же вы мне не соперник более, милейший. Вы - один из миллиарда ползающих по земле муравьев. Отныне я ваш господин и повелитель, хотите вы этого или нет, ваш бог. Богу, как известно, можно и не молиться, если не боитесь его прогневить. Гуго, Пятница, Лана, сюда. Все, мы уходим. И вряд ли теперь встретимся.
Сварог еще успел заметить, как Гуго шутовски прикладывает два пальца к воображаемой шляпе, а потом - бах! - и все трое исчезли, будто их выключили.
В наступившей тишине было слышно, как в голос плачет толстый китаец, как проклинает все и вся Ольшанский.
Тогда Сварог вновь лег на землю Аркаима и закрыл глаза.
Он проиграл. В последний момент - проиграл.
Земля теперь полностью и безвозвратно принадлежит демону.
Куда это уходит демон Мар-Кифай? Да еще заявляет, что они вряд ли встретятся?
Понятное дело куда - нафиг с Земли, нафиг из мира, который может вот-вот погибнуть. А может и выжить. Он же получил свободу! Именно свободу ему и обещали:
Кто придет к финишу первым, тот и победит, тот получит свободу.
А про власть над миром ничего сказано не было! Что-то уважаемый демон путает!
И еще, несколько ранее:
- Молчать, тварь, - прогремел Голос. - Ты не справился с заданием. Ты не построил модель мира. Ты нарушил Клятву. Ты достоин забвения.
- Не-е-ет!!!
-- Да.
Мамочки мои! Только сейчас Сварог узнал голос кричащего и сделал движение головой, чтобы посмотреть на униженное существо. Ничего, конечно, не получилось, но сомнений не было: ведь это голосит сам господин Мар-Кифай, импозантный лорд, президент Короны и по совместительству бес, избравший полигоном для социологических исследований целую планету и загнавший цивилизацию в тупик! Куда девались его надменность, чопорность, высокомерие?
Что же это у нас получается? Нечто вроде бесовского трибунала? Одни демоны судят другого демона за то, что тот не справился с заданием, и цивилизация Короны выбралась из тупика - при непосредственной помощи Сварога со товарищи?
- Сварог действительно помешал нашему коллеге закончить исследования. Очень похоже - случайно помешал... Но в нашем деле случайностей не бывает. Кто Сварог на самом деле?
Мар-Кифай проводил исследования! "Социологические"! Загнать цивилизацию в тупик, совершенно не означает погубить мир! Ведь сказано: Ты не построил модель мира."Не построил"! - где здесь хоть что-то про разрушение и уничтожение мира? Здесь говорится, что демон занимался строительством мира по заданной программе. А зачем ему оставаться на Земле и строить модель мира в мире, который может вот-вот погибнуть.?
Нестыковка.
Теперь о Печатях:
Сварог способен спасти его, придя в город Аркаим к урочному часу. И Сварог будет наделен Печатью Силы. Если первым придет Мар-Кифай, мир обречен. И Мар-Кифай будет наделен Печатью Скорби.
Когда наделен? Изначально или после того как? Если до того, то где проявления данных Печатей в действии? Если после, то оба игрока выполнили поставленные условия и получили каждый свою печать - ведь не сказано или-или.
О добре и зле.
Поскольку речь идет о силах Зла, которые и устраивают гонку, то, что в их понимании спасти мир? Спасти мир от чего? От зла (добра) или от гибели? Это ведь не одно и тоже! И где коварство, присущее Злу? Откуда такая честность и откровенность при постановке задачи?
Ведь есть и такой момент:
- Ты совершил типичную ошибку демона, двойник! - пророкотал Мар-Кифай. - Ты не принял во внимание людей. Что люди, подумал ты, когда я так велик и могуч! А люди могут подойти со спины с простым немагическим булыжником. Меня тоже недавно долбанули по черепу, так что я знаю... Но все, хватит с тобой. Не до тебя...
Не намекает ли демон Сварогу, что тот демон? Тогда кто в облике демона? Сварог?
А вот это деяние "демона":
Неведомая сила вдруг выдрала из рук стрелков оружие, автоматы и винтовку протащило по воздуху, к ним добавился содранный с плеча арбалет, - все это образовало кучу аккурат возле "забора" из пуль. Словно включили некий огромный магнит. Правда, магнит действовал уж больно избирательно, не притягивая пряжки, пуговицы, шпильки. Только оружие.
Та самая таинственная сила играючи порвала у единственного в китайской бригаде славянина пояс, на котором болтались ножны, и швырнула их к груде оружия. Словно войдя во вкус, неведомая сила стала отрывать с мясом карманы, в сторону кучи полетели ножи. Причем сила эта обезоруживала и людей Ольшанского. С треском порвалась брючная ткань на правой щиколотке Ключника, и, болтая оборванными ремешками, по воздуху пролетела кобура с вложенным в нее револьвером. Из кармана оставшегося в живых охранника Ольшанского вырвало шипастый кастет, а у лесника был изъят нож с костяной рукоятью в кожаных ножнах.
Не есть ли это проявление в действии упомянутой Печати Силы?
А если сравнить с этим:
В наступившей тишине было слышно, как в голос плачет толстый китаец, как проклинает все и вся Ольшанский.
Тогда Сварог вновь лег на землю Аркаима и закрыл глаза.
Он проиграл. В последний момент - проиграл.
Земля теперь полностью и безвозвратно принадлежит демону.
Что, это как не проявление Сварогом или "Сварогом" скорби? Он получил Печать Скорби? Он и есть демон Мар-Кифай?
А что стало с нательным крестиком? Почему, кроме эпизода вначале книги, он нигде себя не проявляет?
Единственной связью с нормальным миром оставался нательный крестик, который тянул тело Сварога куда-то в сторону. Оставалось лишь понять, в какую именно сторону крестик его тянет - в пространстве, где не было не то что сторон света, но и вообще понятия верха и низа, не говоря уж о понятиях "правое" и "левое".
И еще, если исходить из того, что демоны, ставя задачу на гонку, говорят честно, то данная фраза:
один из них получит фору во времени, а второй - фору в расстоянии.
С учетом предшествующего диалога, говорит о том, что первым является именно Сварог, а вторым демон! То есть Сварог оказывается от Аркаима дальше, чем демон - в Африке!
Там он сталкивается с шаманом, и энергетической пирамидой - то есть обретает Силу.
Демон оказывается рядом с Аркаимом, и его путь начинается с присутствия при массовом убийстве людей, да и далее - сплошные трупы - то есть обретение Скорби.
Получается, что "Мар-Кифай" - это Сварог, а "Сварог" - это Мар-Кифай.