Религии в нашем понимании в мире Неи нет. Точнее, есть довольно смутные представления о неких "изначальном законе" и "изначальной силе". Но эти понятии никак не персонифицируются, им не поклоняются, образ "творца" или "создателя" отсутствует в мифах как факт.
Объектом поклонения в Мариде, Мальо, Келеноре, Уторе и Сунлане являются некие "Светлые". Их деяния детально описаны в книгах. Весьма вероятно, в основе мифов о "Светлых" - судьбы реально существовавших та-ла, достигших божественного могущества.
В Келеноре наиболее почитаемы Тим Пресветлый и его мать Эйван Животворящая.
Легенда о них связана с историей войны с королем Кромешных демонов. Граница между земным, то есть Срединным, миром, и миром Тьмы, Кромешным, весьма проницаема. В какой-то момент (причем как этот момент соотносится по времени с катаклизмом, неизвестно), воинство кромешных демонов проникло в Срединный мир и практически захватило его. Остановить захватчиков удалось лишь великому воину, старшему сыну Эйван Ярри. Он не только очистил землю от демонов, но и проник в Кромешный мир и навел там шороху. Однако короля демонов спасла его дочь, прекрасная Ночь, которая еще до начала войны избрала Ярри своим суженым. Ярри и Ночь исчезли из мира, предварительно решив вопрос о "разделении сфер влияния". Король демонов обязался не пытаться более проникнуть в Срединный мир и даже уступить часть земель в Кромешном младшему брату Ярри, прекрасному Тиму. Тим остался жить в Кромешном мире, построив там Сияющие Чертоги, в которые попадают души праведников и те души, которые после смерти сопровождают до чертогов души жрецов-тимитов. Остальные души вынуждены как-то приспосабливаться к существованию в мире Тьмы, и далеко не всем это удается. Часть превращается в тварей Тьмы, а часть становится их кормом.
Жизнь же матери Ярри и Тима, Эйван, после окончания войны была спокойной и созидательной. Своим могуществом она уничтожила те разрушения, которые нанесла война земле, сделав ее вновь цветущей и плодородной. Закончив дела земные, Эйван исчезла из Срединного мира, но ее благословение осталось на Земле, и особенно - в тех местах, которые непосредственно связаны с мифом о ней.
Поклонение Эйван, по мнению жителей Келенора, повышает плодородие земель и вообще любое плодородие. Это, по сути, культ жизни как таковой, культ материнства. Поэтому храмы Эйван - обязательная принадлежность любого человеческого поселения. Поклонение "Великой Матери" практикуется не только в Келеноре, но в большинстве известных стран.
В Келеноре, Уторе и Сунлане так же почитаем Нан Милостивец. Известно, что несколько веков после катаклизма он путешествовал по обитаемым землям Неи и учил людей лекарскому искусству.
Ярри почитают в Уторе и Сунлане как Великого Воина, но поклонение этому "Светлому" не дает тех возможностей, как поклонение Тиму, Эйван и Нану. Жрецы этих трех "Светлых" не только, как тимиты, получают возможность проникать в Кромешный мир, но и с помощью молитв могут подчинять себе ту Серую Силу, которой манипулируют маги. Причем жреческие обряды порой имеют больше силы, чем магические заклинания.
Именно этим трем "Светлым" люди поклоняются наиболее усердно.
Жрецы, живущие при храмах, как правило, объединяются в жреческие общины со своими законами. Однако довольно много жрецов "Светлых" живет вне общин, в городах и деревнях, совершая обряды на маленьких алтарях или вообще - в лесу или в горах. Наниты по примеру своего патрона много путешествуют, занимаясь врачеванием и, помимо того, другими науками. Главная обязанность тимитов - это успокоение душ умерших. Довольно часто посвященные тимиты живут обычной жизнью крестьян или городски обывателей. Разница лишь в том, что их зовут к умершим, чтобы прочитать над гробом молитву и сопроводить душу в Сияющие Чертоги.
Храмов Эйван не так уж много, зато поклонение Эйван - обязательная часть любых календарных обрядов, связанных с плодородием. Жрец Эйван, по сути, хранители традиций этих обрядов.
Кроме поклонения "Светлым", у всех народов, населяющих Нею, существует культ "темных та-ла". Таких "темных" множество. Они обычно покровительствуют отдельным участкам земли или могут помочь на море. Многие из наиболее родовитых аристократов могут похвастать родственными связями с "темными" та-ла. Поклонение "темным" та-ла не предполагает строительства храмов или каких-то особых жреческих навыков. Это - всего лишь небольшие жертвоприношения, которые делаются в лесу, в горах или на берегу моря. Причем не имеет значения, что приносится в жертву. Это обычно или "первый глоток" - часть вина в начале любой трапезы выливается из кубка на землю, или кусочки хлеба, которые оставляются так, чтобы их могли склевать птицы, или какие-то ленты, бусины, колокольчики, которые привязываются к ветвям деревьев-алтарей.
Поклонение "темным" та-ла не предполагает каких-то особых молитв или жесткого следования каким-то канонам в обрядах. Главное - помянуть "темных" от души. Тогда можно рассчитывать на определенную степень удачи и покровительства со стороны случая.