С треском взлетает сигнальная ракета. далеко. На фоне дрожащего круга света гротескные контуры. Они застывают. Пятно света съеживается, после вспышки тьма становится непроглядной.
И тишина. Все застыло.
Вдали крик.
Пунктир очереди просекает по горизонтали.
Тьму рвут в клочья вспышки и грохот.
Все, что копилось под покровом темноты, разряжается сотней молний с тысячей
громов.
В мерцании разрывов, грудью на трассы очередей, скачками несутся фигуры. Они в ореоле непрерывных вспышек пороховых газов. Установленные на них стволы непрерывно изрыгают пламя.
Волна огня быстро смещается и перехлестывает через какие-то темные нагромождения, скрывается вдали, за стенами, деревьями. Там грохот и непрерывная пульсация вспышек.
Осталась только одна фигура, напоминающая кентавра в броне. Она медленно дотлевает, огоньки пробиваются из сочленений и развороченного корпуса, дым срывается клочьями. Потом подламываются передние ноги, фигура складывается, падает ничком на землю.
Титры в стиле историко-революционных фильмов 1960-х: косая надпись на фоне черно-белых клубов дыма:
СКС (Стальная Кавалерия Сибири)
Эпиграф.
Нам умирать не привыкать
Припоминая чью-то мать,
Раз присягнув - не изменять
Жестокой правде эскадрона...
(настоящее - музей)
...Разработчик Маслов подтвердил, что это единственная сохранившаяся модель Урала-З. Выставленный экземпляр укомплектован пулеметом Д-б и автоматическим гранатометом МаГ-4О...
Огромное светлое сооружение со множеством ярусов и плоскостей с экспонатами пронизано солнцем: лучи падают наискось сверху, дробятся на светлых поверхностях, многократно отражаясь от господствующей светло-бежевой окраски.
Экспонат, к которому привлечено внимание, стоит в окружении старинной громоздкой техники начала двадцать первого века, слева от танка "Армата - БКВ" , словно прячась за броню. Эта примерно та конструкция, которая мелькнула прологе: в собранное из угловатого металла химерическое соединение человеческого контура и пристроенного сзади корпуса на второй паре человекообразных ног. Вся фигура в доспехах, на вид массивных и угловатых. На выносных плечевых шарнирах торчат вверх стволы. На заднем корпусе нагромождение навесных патронных ящиков и прочих непонятных приспособлений.
- Костротряс... - задумчиво, ни к кому не обращаясь говорит пожилой мужчина. - да, это он...
Он по-стариковски неопрятен, хотя видно, что пытался приобрести приличный вид.
Кафтан добротен, но висит мешком, ворот под дряблой шеей расстегнут, кадык выпирает из полу-расстегнутой плетенной гривны.
Молоденькая девушка, которая говорит уверенным, хорошо поставленным голосом отличницы, на мгновенье сбивается, но продолжает:
- В самом начале Второй гражданской Челябинск смог переправить в Сибсоюз опытную партию из 10 бионизмов. Они приняли участие в боях за Омск в составе колонны Меркулова, в ходе которых все были повреждены или уничтожены. В дальнейшем комплектование соединений сибирского ополчения шло с предприятий Новосибирска и Иркутска. Это были модернизированные модели К-7 и К-7м.
- Костотрясы... -повторяет старик. - динамическая стабилизация на них была ни к хренам собачьим. А синхронизация опор - еще хуже. На моих глазах нештатный поворот сломал ребро кавалеристу, так его приложило изнутри о грудную броню.
Его выслушивают вежливо и отстраненно.
Девочка-отличница точно отслеживает окончание бурчания старика, тут же продолжает:
- Регулярные части Сибсоюза позднее формировались на базе "изделия 8", которое уступало "К-седьмым" по тактико-техническим данным, но зато было проще в изготовлении и более ремонтопригодно в полевых условиях. Для лесного периода Второй Гражданской это обстоятельство было определяющим.
- А на самом "Уральце" вы воевали? - робко задает вопрос другая девчушка
Старик отрывается от своих мыслей, отрывается от экспоната, потом, с некотором удивлением, глядит на окружающую его группу юношей и девушек. Потом припоминает обстоятельства и нехотя произносит:
- Не помню... Тогда лепили скакунов из чего угодно...На динамически- стабилизационный костяк навешивали все что взбредет в голову, а головы были такие, что сейчас даже сам не поверишь...
Активистка продолжает барабанить заученный текст, мало обращая внимание на приглашенную персону.
После перечисления тактико-технических данных бионизмов и особенностей их применения, она впадает в патетику:
- Стальная Кавалерия Сибири покрыла себя неувядаемой славой на всех этапах
Второй Гражданской, хотя и заплатила за это высокую цену - среди всех родов войск наибольшие потери личного состава в процентом отношении были именно в СКС: не будет преувеличением сказать, что кавалеристы воевали по колено в крови.
Паренек морщит лоб, пытаясь представить себя эту картину, потом осмеливается спросить:
- Так было на самом деле?
Старик нехотя отрывается от своих дум, говорит равнодушно, обращаясь к прошлому:
- Нет, кровь бы выбежала через вентиляцию и расшатанные стыки. Мне приходилось откорябывать пятна крови и пригоревшей кожи от внутренней обивки, а потом заливать хлоркой, чтобы избавиться от трупного запаха...Это не так страшно...
Туг он неожиданно переходит на крик:
- По колено в крови? Нет, моя милая, мы воевали по пояс в дерьме, собственном дерьме... Страшно было лезть на пули полным габаритом, чуешь? Это когда прешь буром, а тебя непрерывно колотит кувалдой, сбивает с ног... Уши распухают, как ватные, ноги трясутся от перегрузки, пот разъедает глаза, а ты прыгаешь взглядом от одной щели к другой смотрелке... и страх выворачивает нутро наизнанку... блюешь, и срешь, и прешь дальше, куда- то стреляешь... и прилетает ответка... пороховые газы из расшатанного корпуса втекают внутрь...а потом с сотрясением того, что осталось от мозгов, выпадываешь из грудины, а тебя волтузит корчами по земле, пока не отпустит... и поймешь, что все в твоем дерьме... и надо вставать и отмывать бионизм... а ноги не держат, и руки трясутся как с перепою...набиваешь ленты патронами, крестишься, и снова в вонючий корпус...
Он смолкает, так же неожиданно как взрывается, вытирает тыльной стороной ладони пузырьки слюни на губах. Все вокруг молчат, всем неудобно от приступа нелепого старика.
Парнишке не по себе, он чувствует себя виноватым за то, что спровоцировал эту вспышку, он пытается продолжить встречу как ни в чем не бывало:
- На днях была весть от Совета Труда и Обороны, что товарищество скульпторов из Рудничного предложило расположить на заброшенном терриконе памятник, в полном составе матчасти, со всем вооружением. Увековечить навсегда. Они даже получили разрешение - ведь все скакуны сейчас подлежат утилизации, их списывают со складов.
...Огромное пространство, заросшее сурепкой, залитое тусклым желтым цветом. Небо сине-свинцовое, только-только после грозы, которая рокочет в отдалении. Воздух плотен и дрожит от испарения.
Раскисшая грунтовая колея, среди высокой травы, в рост человека.
По ней, в экономном автономном режиме (неровными рывками) бредет цепочка скакунов. Полуголые всадники рядом с ними, гоняются друг за другом, падают в лужи, барахтаются в веселой борьбе. кто-то вскочил на корпус скакуна и пытается удержаться на крупе, отчаянно размахивая руками.
Сваливается в траву под дружный хохот. Переворачивается на спину, раскидывает руки крестом. И замирает, глядя в небо.
Слабый ветерок колышет метелки трав. Капли с листьев срываются вниз, бесшумно исчезают в дерне.
Он глядит на низкое свинцовое небо, словно прозревая его, даже не пытаясь понять, что он видит.
Он очнется спустя долгое время, далекие крики всадников призовут его.
С неловким смешком поднимается и бежит за цепочкой своих товарищей, уже исчезнувших за извивом колеи, в желтых зарослях.
(настоящее - жилище старика)
Стандартное капсульное помещение конца двадцать первого века, выглядящее неуютным и нежилым.
Тот самый старик из предыдущего эпизода сидит на выдвижной кровати.
Он раздет, официальная одежда небрежно скомкана и лежит поодаль. На теле - обширные пятна бугристой кожи темного цвета, шрамы. Левое плечо - в бандаже. Ноги до колен обтянуты серебристой сеткой на липучках.
На столе распакованный обед, у зря-стены беззвучно клубятся объемные образы: что за передача - непонятно, старик не обращает на нее никакого внимания.
Старик бормочет себе под нос, иногда разводит руками, пожимает плечами. Встает и делает несколько шагов. Возвращается и садится. Его взгляд блуждает по привычному беспорядку: разбросанной одежде, нескольким сумкам с торчащими пеналами, бутылкам.
Он решается и делает несколько шагов к световому контуру у зря-стены. Вполголоса вызывает образы будущих собеседников. Они перелистываются. наконец, появляется изображение полного старика с брезгливо изогнутым ртом. На его кафтане несколько орденских витых полосок. Рядом с его изображением всплывает другое - старое цифровое фото в одной плоскости: несколько молодых людей, обнявшись, стоят перед механическими скакунами. В одном из них можно опознать нашего старика - он стоит чуть поодаль, сгорбившись и подобравшись, смотрит исподлобья.
Старик ждет ответа на свой вызов.
Тишина.
Нетерпеливо повторяет его... Безрезультатно.
Два изображения - старинное фото и новое, объемное, с брезгливым стариком, висят в воздухе рядом. Становится понятно, что рослый парень с командирскими ромбами в центре старого снимка и тот, с кем хочет поговорить наш старик - одно и то же лицо. Только между ними десятилетия жизни.
Тишина. Невнятно бормочет передача.
Наш старик садится на кровать, свешивает руки.
(прошлое - бои в городах)
Улица вдоль ряда стандартных панельных домов с выбитыми стеклами. Ветер полощет занавески и носит целлофановые пакеты.
По улице уходят беженцы. Куда - непонятно, отдаленный рокот со всех сторон. Люди бредут по улице с сумками, толкают перед собой детские коляски, набитые барахлом, огибают остовы сгоревших машин.
Очередь с бутылками и пакетами у шланга, выброшенного из окна на первом этаже.
Две свежие рыжие насыпи могил возле ярких детских качелей.
Грязная кошка равнодушно смотрит на все происходящее со спинки скамейки.
Выгоревшие киоски и несколько перевернугых грузовиков образуют баррикаду.
Беженцы протискиваются через узкую щель, не шире габаритов легкового автомобиля.
Группа ополченцев с бело-зелеными шевронами пытается следить за порядком. Позади баррикады, за вывороченным углом дома, стоят несколько полу-разбитых грузовиков, дымится костер с котелком, громоздятся ящики. Все это соседствует с мебелью, вытащенной из разрушенных домов.
Поодаль стоят две бионизма - механические скакуны, обвешанные пулеметными лентами. Один из них с оператором внутри, топчется на месте, при движениях что-то подвизгивает, несколько ополченцев прислушиваются к звукам и спорят о их происхождении.
На женщин, стариков и детей ополченцы не обращают внимание. Останавливают мужчин. Кое-кто остается после допроса, стоит на коленях под дулами автоматов.
Через блок-пост пытается пройти группа с черными повязками, все они вооружены, пререкаются с ополченцами. Стихают только под выстрелом поверх голов. Спор продолжается спокойнее - вожак отправляется с ополченцем к грузовику, отъезжает с ним, остальные складывают оружие и дожидаются разрешения на пропуск.
С ними двое пацанов лет шестнадцати, в гопническом прикиде, они едва таскают огромные мешки и теперь рады передышке. Таращатся на скакунов, видят их вблизи впервые и не скрывают восторга. Скакуны неуловимо напоминают средневековых рыцарей, закованных в броню.
Бело-зеленые ополченцы с презрением глядят на черных, периодически вспыхивают перебранки.
Жизнь продолжается своим чередом под пульсацией далеких гулов: бредут женщины с детьми и с колясками, дымят костры с варевом, ополченцы спят или коротают время за болтовней. Мало кто помнит, какая была мирная жизнь - да и была ли она вообще? Сейчас счастье - вот такая передышка.
И она коротка.
Близкий разрыв. Медленно расползается облако пыли, отдаленный хрустальный звон осыпающихся стекол. Второй. Третий. Потом они сливаются. Нащупывают баррикаду.
Площадка мгновенно пустеет. Люди привычно растворяются в убежищах. Пыль оседает на брошенных баулах, которые отмечают путь беженцев, сверху планируют куски дымящегося рубероида.
Потом резко - суматоха.
Орудийные выстрелы частят, к ним присоединяются очереди.
Перебежками к баррикаде пробираются ополченцы, окружающие здания огрызаются огнем. Кто-то из командиров бело-зеленых орет на людей с черными повязками:
- Чо расселись, анархия, мать вашу, в рот вам порядок до самых гланд! Это вам не сервизы тырить, с-с-суки!
Черные повязки неохотно разбирают оружие, пробираются к баррикаде.
Первая из машин, неровно раскачиваясь, идет к пролому. Ополченцы с тыльной стороны баррикады провожают ее внимательными взглядами. По пути ход выравнивается, закинутые за корпус пулеметы выдвигается в боевое положение. Скакун оказывается в проломе, на линии огня, лязгают рикошетящие пули, что не останавливает движение - оживает пулемет, выплевывает длинную очередь - несколько шагов- и новая цель заливается огнем - первого скакуна не видно, за ним выдвигается второй - ухает гранатомет.
- Пошли, земляки!
Ополченцы без лишней торопливости исчезают в проеме, пробираются, пригнувшись, вдоль осыпавшихся стен вслед за бронированными скакунами, приостанавливаются, бьют короткими очередями. Пацаны торопятся вместе с контратакующими, копируя их действия: то хоронясь в проемах, то выглядывая из-за укрытия и нащупывая огнем какую-то цель.
Чадит какая-то техника, обстреливавшая баррикаду, полузадвинутая за панельное здание.
Бой потерял первичную устремленность, рассыпался на беспорядочную стрельбу всех по всем, в сторону баррикады оттаскивают несколько человек. Остальные оттягиваются назад, скакуны осторожно отступают задним ходом, сторожа выстрелы - в ответ всегда следует щедрая очередь. Из дворов и переулков собираются ополченцы, бегут обратно.
Вроде все, отбились... И тут один из скакунов подпрыгивает и валится на бок, его даже откидывает на пару метров, протаскивает по асфальту.
- Вон-второй этаж- не, левее!
Окно в здании через пару домов окутывается пылью... Из подбитого скакуна выкатывается человек, юркает под защиту крыльца. Лицо залито кровью из рассеченного лба, одна рука свисает, он мотает головой и успокаивается только тогда, когда опускается на землю.
Безостановочно бормочет в микрофон:
- Уходи, уходи!
Подбегает ополченец, плюхается рядом, он единственный в форме и даже с капитанскими погонами, быстро переговариваются, принимает решение:
- Стаканыч и Васильев - остаетесь до темноты, пока не вытащим металл! Резвого пришлю ... и ты, пацан, тоже остаешься, хоть за куревом потом сгоняешь!
Пока пацан крутит головой в недоумении - ополченцы исчезают. Остаются только тех, кого назначили в прикрытие, водитель механического скакуна, которого мутит и он старается не шевелиться. Немного погодя подбирается толстяк с пулеметом, по-хозяйски устраивается в кирпичной куче поодаль, долго ворочается и бурчит под нос
Ополченцы глядят косо на черную повязку, пацан задиристо лыбится, по-гопнически раскорячивается и заламывает кепчонку на затылок. От него отстают...
Пацан начинает скучать и перебирается поближе к водителю скакуна.
-Чо, земеля, хреново?
- Рука выбита...да сотрясение наверняка... Гребанная жестянка: залезаешь на двоих, выползаешь раком. И так всегда...
- А смысл?
- Того, нафига залезать? Э-э, пацан, когда ты в этой штуке, то ты - бог. Или дьявол на худой конец. Сам в броне, а от пульта у тебя залп на килограммы свинца. Идешь, сносишь все перед собой... Сама смерть смотрит на тебя с уважением. А для пехоты - ты царь. Или рыцарь. Можешь все.
- То-то ты сейчас дохлеешь... - беззлобно ржет пацан.
Водитель соглашается:
- Оплата по чеку, приходит квитанция - распишись... - закрывает глаза перед очередным приступом головокружения.
Собрат подбитого скакуна осторожно подбирается в багровой темноте сумерек, стараясь не греметь на пустынных улицах, в которых любой звук порождает зигзаги эха.
Группа прикрытия осторожно переваливает ломанное железо на низкую тележку, туда же укладывают водителя. Пацан суетится, вертит головой, надолго застывает, вглядываясь в черные контуры домов на фоне неба, подсвеченного заревом далекого бесшумного боя.
А потом все возвращаются к баррикадам, толкая тележку перед собой, а второй скакун крадется следом, и от его ритмичного перестука опор становится спокойнее - он заслоняет от опасности.
Боевики с черными повязками исчезли, как выяснилось атаки, в суматохе, прихватив свои мешки.
Пацан остается один среди людей с бело-зелеными повязками и ему явно не уютно. С деловым видом он подбирается к пятачку света, около заваленного набок скакуна. А там его заставляют светить переноской в развороченные внутренности и подтаскивать инструменты.
(настоящее - вокзал)
Старик бредет по терминалу. Он вроде бы знает цель, но часто останавливается, отвлекается, долго стоит у рядов вешалок с накидками, выбирая таежный вариант - попрочнее и с защитой от гнуса. Садится отдышаться, смотрит на суету.
Старинный кирпичный вокзал, чуть ли не ровесник Транссиба, скорее мемориал, чем настоящий терминал. За окнами переплетение эстакад скоростных составов, причальные мачты с аэродирижаблями. На всех уровнях бодрое движение, на которое можно смотреть бесконечно. Вечереет, небо со спокойным золотым закатом перечеркивают трассы освещенных окон летящих поездов.
Старик держится уверенно - сказывается опыт бесконечных разъездов по Сибири. Он набирает нужное ему, рюкзак мало-помалу наполняется и с каждым разом поднимать его все тяжелее и тяжелее. Воздушные диски-носильщики все разобраны, ему приходится тащить рюкзак чуть не волоком.
Кто-то сзади подхватывает рюкзак, на ходу бросает: - Куда? - На нижний перрон, восточное направление... - Лады, по пути! - и старику приходится семенить за мужчиной, даже прихрамывающим, взвалившим рюкзак на правое плечо - левое занято своим грузом.
- Добрались...
Мужик не кажется утомленным. Он молод, но кажется старше из-за хорошо развитой мускулатуры, которая придает вид заматеревшего средовека. Он поворачивается плавно, точно и экономно. Простая спортивная одежда. Рядом - шестиногий носильщик, принявший вертикальное положение и теперь ставший вровень со своим хозяином. Носильщик - а старик разбирается в шаговых бионизмах - боевой. И с вмятинами, которые не получишь на городских улицах.
- Далеко, дед?
- На Синегорскую базу.
Мужик, собравшийся идти дальше, задерживается и внимательно осматривает старика.
- Неделю назад там резко повылазили грузди...Но и гнуса после дождей столько, что рои приходится отпинывать от себя, иначе не пройдешь. Роевик-инструктор Волотман! - он отдает честь небрежно, но уважительно.
- О! Единственный род войска, который вечно в жопе!
- А ты из тех, кого вечно нужно искать?
Это пароли, по которому свои узнают своих.
- Не напрягся, внучок? - старик кивает на носильщика, поводящего фасеточными органами слежения, пока люди заняты разговорами. - Тащишь за собой как минимум радиационный комплект...
- Стандартный доспех с элементами выживания, - немного туманно говорит роевик, но по его виду становится понятно, что стандартного ничего тут нет.
- Решил немного поразмяться перед третьей ступенью обучения, мозги проветрить, перед тем как их снова накачают по полной.
- Проветривал мозги, а зашиб ногу? - ухмыляется Шемякин.
- Есть маненько...- сокрушается роевик. - Дурная башка завсегда ногам представляет неприятности. - Он оценивает старика, колеблясь между желанием оказать помощь и нежеланием казаться навязчивым. - Что так потянуло в глухомань?
- Слышал, стальных скакунов отправляют в лом...и решил своего проведать. Матчасть Второй кавбригады там хранилась с расформирования. Хоть попрощаться по-людски с напарником.
- Наконец-то Синегорье начали очищать от хлама! Ладно, отец, не ершись, сам понимаю, что такое снаряга, тем более бионизм для оператора - я вот сам со своим носильщиком ношусь как со списанной торбой, даром что у него рефлексы первого уровня. Жалко его, дурака, сжился с ним, как с собакой... А он ласковый и доверчивый...А вот у тебя, отец была настоящая интеллектуальная техника, хоть и примитивная как махновская тачанка. да ладно, не парься, я же не со зла, тут все свои... А ты что, точно из Второй Ишимской?
- Да, - приосанивается старик. - Могу сказать что ветеран, был кандидатом еще в первом наборе.
- Ишь, ты! Как уцелел-то в мясорубке? Я из ваших Кондратьева знаю, мы его курсантами Буденным звали, не за усы, а за походку - всегда ходил враскорячку, как будто только с седла слез, да еще словно в галифе одет...
- Кондратьев...- старик насупился. - Да мы с ним цапались как две шавки, когда он еще во взводных ходил... Да, геморрой у него какой-то неизлечимый...
- Да уж, старик говнистый! - беззлобно хохочет роевик. - Не хотел бы я служить под его началом. Из Второй Ишимской курсантам поминали Шамаева, его введение в курс роевой тактики, вроде написанный в госпитале после ранения. С ним был знаком?
Старик перебирает в памяти имена и лица, качает головой:
- Конечно, потом я слышал о нем, как же не знать, человек-то известный, и то, что он ходил в третьем эскадроне во взводных... так не припомню. много нас было - и много сгинуло. Сейчас вспоминаешь как чехарду лиц...а он или не он - кто разберет. Не буду примазываться, не помню...
Роевик становится серьезным:
- Черт, пускать под пресс скакунов СКС - дело кислое. Понимаю, отец, ой как понимю...
Старик устало говорит:
-Я как получил своего - так с ним и проковылял два года по всей Сибири. Ломало нас и плющило не раз, обоих сразу, но как-то выжили. У моего всю начинку меняли только в Гражданскую пару раз, потом еще две плановые модернизации. доводили до стандартов роевой тактики, до уровня нейростратегии. Нас тогда призывали из запаса...и новых операторов... проходили внеочередные сборы, помимо ежегодных. Мне всегда казалось, что он помнит меня...а наладчики говорили, что это так на самом деле, у него действительно память на алгоритм действия оператора, рефлексы скакуна подстраиваются под конкретного всадника, он начинает думать как я...и даже быстрее...становится тобой.
- Ладно, отец, сам знаешь наших бюрократов, пока решат, пока оформят, пока приказ дойдет до Синегорья... а там тыловая база на сотни складов - ваши скакуны нас с тобой переживут. Да и не тебе одному их жалко... Какой пацан не мечтал очутиться в Стальной Кавалерии!
(прошлое - самосуд)
Тот пацан, из воспоминаний о городских боях...
Стал старше. Выцветший камуфляж, не по росту, коротковат, почти целый...
Закатанные по локоть рукава обнажают предплечья, в царапинах и пятнах масла.
Сжимает плечи, весь напряжен, голова опущена, осторожный зырк взглядом по сторонам.
Стоит на коленях. Мелко дрожит затекшая нога.
За его спиной спорят несколько человек. Их можно было бы назвать всадниками - операторами боевых бионизмов, но их вид настолько разномастен, что меньше всего они напоминают регулярную часть. Кавбригады только начинают формироваться, уцелевших в боях скакунов забирают из добровольческих отрядов, сводят в ударные части. Так что сейчас это просто банда. до Второй кавалерийской еще далеко, до почетного названия "Ишимская", в честь битвы, решившей судьбу Второй Гражданской - тем более. Почти никто из них не доживет до этого...
- Гнида...
- Крысятничать у своих - хуже нету. Крысеныш и есть!
- Млять, замочить паскуду, да по норам, чего ждать...
- Кондратьев! Чо Блинов-то говорит?
Кондратьев откашливается, бубнеж стихает:
- Ничего он уже не скажет. Врач сказал - не жилец. А те разведчики, что ихвытаскивали, передали со слов Блинова, что Крысеныш шарил на стоянке эвакуированных. Там их накрыли.
- И на кой Крысеныша-то вытаскивали? Там бы и припечатали свинцом, быстро и нам без хлопот. .
- Черт их разберет, Блинов был еще в сознании, для него было важно вернуться всем вместе. Место в кузове было, на КПП выгрузили всех...
- Блинов-то известный херувимчик, чистоплюй-интеллигент, парень хороший, да не к нашей своре со своими проповедями. Допизделся фраер с перевоспитанием блатных.
Парень на коленях поднимает голову.
- Серегу не трогайте, он был мне другом, единственным пацаном среди вас, с-с-сук.
- Ну, вот ты его и загнал в могилу, друг...
Парень неловко встает, морщится от боли в ноге:
- Хрен с вами, добивайте. Хоть отдохну от вас, правильных гнид, на том свете. А с Серегой - я не хотел. Мой грех. Мой косяк. Мне с этим все одно не жить. Он был лучшим из нас.
Кондратьев чувствует взгляды всех присутствующих. Похоже, он наслаждается всеобщим вниманием.
- Блин еще сказал, там, на КПП, когда я подошел - что он мечтал о новой кавалерии. И что мы должны ею стать. И лицо... Парни, он не боится умирать! Он что-то знает о нас такое...Не знаю что...
Удар под ребра. Крысеныш втягивает воздух сквозь стиснутые зубы, падает на колени.
Кондратьев подцепляет Крысеныша пальцем за подбородок и подтягивает к себе:
- Блин умирает за то, чтобы даже ты, крыса, стал человеком. Помни это. Ты у меня на мушке и твоя пуля в патроннике. Запомни это. Вильнешь в сторону - пуля догонит! Пшол вон, сучонок!
Отдергивает руку, с отвращением вытирает о комбинезон.
Пожав плечами, расходятся остальные.
Крысеныш пытается подняться, ему почти это удается, но он валится снова на колени и с трудом удерживается от того, чтобы не упасть вперед.
Когда удается твердо встать - идет вслед за своими. У него мокры лицо и штаны.
(настоящее - состав)
Старик просыпается от толчка, прокатывающегося по всему составу. В полусне путается, куда уплывают пол и стены вагона, сперва назад, потом вперед.
Старая ветка, сохранившая подвижные составы с незапамятных времен...
Плацкартный вагон, прикрепленный к веренице платформ с контейнерами, в котором почти пусто, редко где в проход свисают края одеял или ноги лежащих.
Уплывают огоньки станции, становится совсем темно.
Старик вытаскивает руку из тепла спального мешка на ощутимый холод, проводит ею, словно старается что-то нащупать подле себя.
Удивляется, что рядом нет ничего. Он же знает, что оператору положено лежать рядом со своим скакуном, а тот, со сложенными опорами, должен находиться с наветренной стороны, заслонять от порывов ветра. И еще от скакуна идет тепло, слабое, ощутимое только тому, кто ночует на голой землей, на ворохе листьев или груде ветвей - так работают системы в спящем режиме, заставляя корпус периодически вибрировать.
Легкие снежинки тают на корпусе...но в снегопады заметало целые эскадроны, так что приходилось самому выбираться из-под слоя снега, а потом поднимать в шаговое положение целый сугроб, в котором был спрятан скакун... Отогревая дыханием пальцы, соприкасающиеся с остывшим металлом.
...А сейчас скакуна рядом нет.
Старик удивляется этому уже полвека...
(прошлое - Боровинский слом)
Крысеныш ведет скакуна. Сам он в комбинезоне, прожженном во многих местах, его скакун разбит и его приходится вести вручную, через каждые несколько шагов корректировать ход на внешней панели. Неизвестно, сколько они идут, и сколько им надо идти. Кругом пустота разрушенного города: руины с осыпавшимися стенами, посеченные деревья, асфальт, поставленный торчком воронками и гусеничными траками.
Крысеныш матерится однообразно и устало: "Бля...бля...бля...".
Только они вдвоем движутся среди разрушений, среди мусора, устлавшего землю.
Обрезиненные опоры скакуна стучат громко и неровно.
Впереди - патруль. Бело-зеленые нашивки у автоматчиков - ополченцев. Свои.
Несколько картин меняют друга: мотающийся на ухабах борт грузовика, где лежат рядом два трупа под кусками брезента, скакун и Крысеныш; перевалочный пункт, где кричат женщины и поверх их голов ложатся несколько автоматных очередей; скользнувшая в грохоте серебристая тень над самыми крышами и нарастающие вслед ей клубы пыли...Крысеныш лежит за корпусом скакуна и видит, как по броне корпуса ползет божья коровка...Взрывная волна приподнимает их и окутывает кирпичной пылью.
...Крысеныш со своим скакуном у ремонтных фургонов. Скакун подтянут на кран- балке, пара ремонтников сноровисто потрошат механические внутренности, попутно выговаривая что-то Крысенышу. Тот беспомощно огрызается.
Потом идет вдоль фургонов, опустив голову.
Внутренность одного из таких фургонов: КП с экранами по одной стене, скомканными спальными матрасами в углу (кто-то спит, завернувшись с головой), ряд разномастного оружия - в другом
Кондратьев поднимает взгляд от стола, от котелка, над которым курится пар.
- Где комэск? - спрашивает Крысеныш, не скрывая своего отвращения.
- Митрич в госпитале. Я за него.
Крысеныш яростно растирает лоб, пытаясь уложить информацию в голову. Долго молчит, в то время как Кондратьев, как в ни в чем не бывало, хлебает дальше из котелка.
- Ну, это, твою мать... Товарищ комэск! Кандидат Шемякин вывел технику сержанта Фролова с места боя. Фролов убит, захоронен в воронке. На моих глазах убиты Пряхин, Рыбченков, Максимов. Их техника уничтожена. Лупенко и Зубарев вывезены пехотой, о них я больше ничего не знаю.
Кондратьев поднимается без лишней торопливости, расправляет плечи, проводит рукой по воротнику в поисках оторванной пуговицы. Долго и откровенно наслаждается видом Крысеныша, который стискивает челюсти и смотрит в пол.
- Знаешь, Крысеныш, никогда не думал, что когда-то не захочу тебя пристрелить. А сейчас...Я сейчас почти рад, что ты выполз. Конечно, лучше бы выжили другие, а не ты... Но если так...
Новоявленный комэск роется в свалке у пульта. Извлекает флягу, взбалтывает у уха и расплескивает содержимое по двум пластиковым стаканчикам.
-Давай, за наших... В других отделениях положение не лучше...
- Ну, если ты за командира, то точно капец котенку... - огрызается Крысеныш.
Кондратьев добродушно скалится и опрокидывает стакан в рот, разрывает кусок хлеба и половину протягивает Крысенышу.
- Садись... Вон-табурет.
Крысеныш присаживается настороженно, наклоняется вперед, словно готов вскочить в любой момент. От водки он закашливается, хлеб глотает не жуя.
Смотрит зло, исподлобья:
- Драпать собрались? Скакунов сжигать? Я своего не отдам...волок три дня ...гады... Дайте хоть цинк...я им покажу...
Крысеныш мгновенно раскисает от голода, усталости, микроскопической дозы спиртного. Что-то говорит, размахивая руками, но уже невнятно.
Кондратьев невозмутимо продолжает стучать ложкой о стенки котелка. Из коробки с пайком протягивает пару упаковок Крысенышу, тот сглатывает в один волчий глоток, продолжает бурчать. Пока не склоняется на стол и засыпает.
Кондратьев внимательно изучает стол в поисках съестного, но ничего не находит, грустно вздыхает и оттаскивает Крысеныша в угол - там кто-то храпит - забрасывает оба тела спальными мешками.
Работает рация, выплевывая хрипы и крики, входят и выходят люди, озабоченно что- то говорят: на спящих не смотрят. Один из вошедших обращает внимание на Крысеныша и подходит к нему с таким видом, что готов пнуть спящего.
Комэск отрывает взгляд от бумаги, ухмыляется:
- Дядь Гриш, ты в очереди: сперва эту гниду я задавлю...
- Бляхин кот! - взрывается пришедший. - Я понимаю, мина вблямбила в корпус, но так изгваздать двужуху в полный хлам - это надо уметь! Даже если верить Крысенышу, что он на ручнике тащил корпус три дня... Ну не урод? - последний вопрос уже звучит риторически.
- И мне этого урода ставить в отделенные... - обреченно говорит комэск. - Больше некого... Что со скакуном?
- К обеду поставим на копыта... Но восстановим только экономный ход - больше не вытянет механика. Крысеныша пришли ко мне, пусть помогает и готовит навеску - запасные стволы есть, только битые, со сгоревших.
- Лады, дядь Гриш. Я за язык тебя не тянул - Крысеныш мне нужен к обеду. Хоть как огневая точка в засаде. На свертке с трассы, встанет там с ополченцами. Когда попрут танки - пусть посечет пехоту. На минут пять засады хватит...
- Если попрут жестянки от Боровинок - у нас у всех те же пять минут... - отзывается зампотех. - От бригады приказ спустили?
- Бригады нет. - равнодушно отвечает Кондратьев. - Два эскадрона гуляют где-то. Штаб видели два дня назад. А на меня свесили ремчасть с госпиталем. Типа я должен телепортироваться с таким балластом в безопаску. Да еще с обезноженными скакунами. Да с третью состава в строю...
- Митрич после ранения приказывал уничтожить все и уходить на своих двоих. - осторожно говорит дядь Гриш.
Новоявленный комэск молчит. Долго.
Потом делает неопределенный жест:
- Хватит, набегались. Будем торчать здесь, пока не посекут. Видишь сам, дядь Гриш, к нам тянется пехота, из других эскадронов выходят окруженцы к нам. Мы тут словно место, за которое цепляются люди. Хотя и цепляться не за что... Но если мы поутру взорвем все нафиг - куда тогда идти всем нам? Вон, Крысеныш, вот от кого не ожидал - добрался таки, урод... Переживем завтрашний день - будет у нас эскадрон!
Теперь молчит дядь Гриш.
- Все равно бежать некуда... - наконец говорит он. - Мы не знаем, куда они пошли от станции. А куда делась наша техника, что шла на ликвидации прорыва? Все вертится где-то около нас... Да, попробуем зацепиться за развилку, авось выстоим и протянем до своих...