Ткаченко Константин : другие произведения.

Каким может быть возрождение "России" и "русских"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Замкнутый круг предстоящего возрождения страны: "русские" не могут возродить державу, а грядущая империя окончательно уничтожит "русских" как народ

  По следам одной дискуссии.
  После долгого и достаточно сумбурного спора я утвердился во мнении, что сейчас общество мыслит клише, которые не поддаются анализу и прогнозированию. Самые популярные и самые непонятные понятия из них - "русские" и "Россия".
  По-прежнему непонятно, что каждый подразумевает под "русскими". Лично я вижу в данном термине смешение различных исторических и социальных групп, которые по отношению друг к другу представляют различные народы.
  
  Русские - великороссы, этнографические русские.
  Жители европейской части России в шестнадцатых-восемнадцатых веках, в девятнадцатом веке распространились по всей территории Российской империи в качестве горожан и крестьян-переселенцев.
  Место жительства: преимущественно в сельской местности.
  Род занятий: достаточно примитивные земледелие и скотоводство, впрочем, обусловленные природными условиями; в последний период - восприятие достижений западной науки и техники, образование пролетариата, технической и научной интеллигенции.
  Национальные представления: достаточно чёткая самоидентификация как "русских - православных", но при этом стремление к распространению понятия "русский" на тех, кто принимал православие и служение империи как идеологию, земледелие - как образ жизни и русский язык - в качества средства общения. "Русские" поглощали малые народы, находящиеся в полосе распространения; государство проводило (периодически) политику насильственной русификации.
  Культура: традиционная культура аграрного общества - народная, сосуществующая с культурой образованных классов. Последняя восприняла многие элементы культуры западной, но реального влияния на народную культуру не наблюдалось.
  Государственная идеология: вера в монархию как в единственную форму существования государства, так как царь - посредник между миром людей и Богом. Наряду с этой высшей формой государственной организации существовала местная. исходящая из народных представлений - объединение в соседские общины-миры.
  Исповедание: православное в форме навязываемой религии, скорее обрядоверие.
  Языки: литературный русский, регулируемый государством, которым владели грамотные люди, то есть десятая часть населения, а также множество местных говоров и жаргонов.
  Я колеблюсь, можно ли рассматривать в качестве русских - великороссов такие народы/народности как тогдашних малороссов, белорусов, казаков, сибирских старожилов и даже такие конвиксии как старообрядцев. В любом случае тогда не было такой чётко очерченной границы как сейчас между русскими, украинцами и белорусами, которых развели нормативные национальные языки и культуры: существовало множество переходных форм между народами.
  
  Советские русские.
  Начали формироваться в 30-х годах, через поколение стали большинством населения.
  Место жительства: преимущественно в городах, причём население представляет собой горожан в первом или во втором поколении.
  Род занятий: наиболее многочисленная группа - рабочие государственных заводов; следующая по численности - крестьянство, занимающееся сельских хозяйством на государственных же (фактически) предприятиях промышленными технологиями; техническая и научная интеллигенция.
  Государственная идеология: коммунизм советского образца, тоталитарный и патерналистский. Разделение власти между несколькими центрами силы, например, государственной (советской) и идеологической (партийной). Человек принудительно прикреплялся к "коллективу" - от пионерской организации до производственного коллектива.
  Национальные представления: весьма размытые, так как политика государства заключалась в создании новой исторической общности - "советский народ", в котором бы были стёрты классовые и национальные различия; русским считался любой владеющий русским языком, если он образом жизни не контрастировал с окружающими.
  Культура: в весьма сжатые сроки была достигнута поголовная грамотность, насильственное приобщение к новейшим научным достижениям, способность населения выполнять технические и научные задачи. Культура однозначно воспринималась как средство массового воспитания населения, направлялась и поддерживалась исключительно государством. Был создан оригинальный вариант классовой культуры, который отобрал из мировой культуры всё "прогрессивное", а прочее предал забвению. Также тщательному пересмотру было предано традиционное наследие. Народная культура подвергалась преследованиям как идеологическая основа возрождения великороссов. В целом по стране существовал единый стандарт культурности, который поддерживался государством из практических соображений.
  Исповедание: принудительный атеизм, но, в то же время, советский коммунизм многое воспринял от русского православие - мессианизм, милленаризм, вера в государство как инструмент осуществления идеи на Земле.
  Язык: литературный русский, заметно отличающийся от дореволюционного предшественника исключение одних пластов лексики и внедрением других, упрощением форм. Один из нормативных, почти искусственных языков нового времени.
  
  Русские - россиянцы.
  Как либералы и западники присутствовали всегда, даже в Российской империи, в которой составляли значительную часть дворянства. В СССР стали проявляться с середины 50-х. во второй половине 80-х обеспечили под лозунгами демократии и приобщения к общемировым ценностям в блоке с бюрократией победили в гражданской войне.
  Место жительства: преимущественно в городах, окончательно утрачена связь с окружающими сельскохозяйственными районами до такой степени, что можно говорить об антагонизме.
  Национальные представления: скорее всего - отсутствуют по отношению к украинцам и белорусам, которые по традиции считают практически русскими; нарастающее размежевание с другими народами СНГ и РФ. Часто проявляется западное представление о размывании национальных различий в пределах "золотого миллиарда", к которому себя причисляют, но, таким же образом, считают низшими всё остальное население планеты.
  Идеологические представления: весьма расплывчатые, потому что либеральная идеология не соответствует практике государственного строительства.
  Культура: резкое падение технической и научной культуры, положительных знаний о мире, сопровождаемое внедрением религиозных представлений (при этом не в форме, которая бы согласовывалась бы с имеющимся уровнем знания, а наоборот, отрицающей научные и технические представления). Эталоном считается так называемая мировая культура, исключительно западная, в соответствии с которой происходит анализ наследия: отрицается то, что не соответствует новым стандартам, то есть практически всё. Заметно разделение культуры на элитарную и культуру низов, последняя вырождается в самые примитивные формы.
  Исповедание: частично возвращение к православию, но в не-догматической и в экуменической форме, распространение нео-языческих родноверческих и восточных культов. Распространён атеизм. но не воинствующего научного толка советской эпохи.
  Язык: формально литературный русский язык советской эпохи, при этом деформируемый массированным внедрением сленгов, потерей централизованного регулирования за счёт ухудшения образования - процесс, который вернее описать как деградацию и новообразованию диалектов.
  
   Современные русскоязычные россияне, которые отождествляют себя с русскими, представляют собой смешение всех трёх типов - а не один из них в чистом виде. Поэтому лозунги, адресованные одному народному типу, имеют воздействие на одну часть населения, но не действуют на другую - или вызывают враждебную ответную реакцию. Поэтому нереальны планы нового собирания народа, которые выглядят разумными, но подразумевают использование одного из перечисленных типов - импульс гаснет во враждебной среде.
  На самом деле картина сложнее. Современные русскоязычные россияне размываются различными идеологическими течениями, к тому же большинство населения (именно населения, так как народом ЭТО назвать трудно) по примитивности своего мироощущения под определённую категорию не попадают. Быдло - оно и есть быдло. Эта часть соотечественников инертна и способна только реагировать на внешние раздражители. Впрочем, данное обстоятельство не исключает активного и положительного участия быдла в каких-то социальных проектах - главное, найти нужный кнут и нужный пряник.
  Исходя из предложенной классификации (согласен, весьма грубой), можно рассматривать и варианты возрождения страны.
  Современное существование "русских" в качестве амфорных "россиян" имеет основание не только в сознательном идеологическом воздействии. Также есть вполне объективные обстоятельства, которые препятствуют новому образованию новой мощной России с титульной русской нацией.
  В первом же рассмотрении выясняется, что задачи возрождение "русских" как народа и имперской России как государства не то что не совпадают, а, скорее, противоположны. Возрождение истинно русских означает развал страны, возрождение великой страны - дальнейшее размывание психотипа русских ради новой модификации государство-образующего народа.
  
  Начнём с идеи возрождения России через возрождение русских в наиболее чистом виде. Видимо - на базе великороссов, этнографических русских которые представляли большинство населения Российской империи сто лет назад. Сейчас я не рискну определить их удельный вес - процентов 10-15%.
  Как мне представляется, в окружающем мире такая трансформация России возражений не вызовет. Даже наоборот, нео-русская идиллия в виде дородных дебелых баб в сарафанах и кротких мужиков - пахарей в косоворотках будет приветствоваться. Только каким будет такое государство и сможет ли оно хотя бы сохраниться в прежних границах?
  Для рассмотрения будущности такой России можно привлечь пример весьма близкого народа - сербов. Пример бывшей Югославии, то есть территории, в которой государство-образующий народ хоть и составляет большинство населения, но существует в окружении других народов, имеющих достаточную численность и компактность проживания, чтобы отстаивать свои права.
  Сама по себе Социалистическая Федеративная Республика Югославия была сербским проектом - как и предыдущее Королевство Югославия. Сербы на востоке Балкан - единственный народ, сохранивший память о своём имперском прошлом, а также силы, чтобы возродить в современности региональную супердержаву. Как и русские, они были готовы оплачивать тяготы создания такого государства и поддержания его до последней возможности. Прочие народы СФРЮ находили относительную пользу в сосуществовании с сербами, но тяготели к иным центрам цивилизации: хорваты и словенцы - к Европе, мусульмане - к исламскому миру, черногорцы и македонцы находятся в постоянных сомнениях. Сербская Югославия пала по той же причине, что и СССР - она оставалась инородным образованием в границах глобальной Европы: этого достаточно для вынесения приговора. После продолжительных попыток удержать другие народы в поле своего влияния, сербы были вынуждены перейти к стратегии отступления и замыкания в рамках национальных анклавов. Этому способствовали национальные чистки, которые проводились в бывшей Югославии повсеместно и привели к созданию районов с относительно однородным населением. Произошла консолидация сербского народа в границах естественного проживания. Одновременно с этим заметно упрощение социальной жизни за счёт отказа от строительства многонационального государства. Столь же серьезное воздействие имело забвение результатов модернизации по Тито, когда в аграрной и отсталой Югославии была создана современная промышленность. Для кастрированной Югославии, которая уменьшилась в несколько раз, современная инфраструктура стало обузой, на поддержание которой не осталось ни сил, ни желания. Сербские анклавы превратились в самоуправляемые общины, живущие преимущественно за счёт сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности, находящиеся во враждебном окружении и изоляции и исповедующие сходные взгляды. В них действительно происходит возрождение сербского народа - но за счёт отказа прежней исторической миссии государство-образующего народа Югославии.
  
  Можно (гипотетически) представить, что в пределах РФ достаточно этнографических русских для ново-образования чего-то вроде Российской империи. Можно допустить, что появляется политическая сила, направленная на возрождение страны как аналога Российской империи - патриотическая, русская и православная по духу. Ничего невероятного в этом нет.
  Проблема в том, что великороссы не в состоянии сейчас возродить Российскую империю. Причина очень проста: у нынешних этнографических русских утеряно то самое представление о сакральности высшей власти, которое некогда позволило трансформироваться Московскому царству в империю и по инерции три столетия поддерживало огромную страну. Такой идеологии в стране однозначно нет. Её не исповедуют даже политики, связанные с РПЦ, или грезящие былым, до-революционным величием. Взгляды, которые исповедуют даже нынешние монархисты, на самом деле в терминологии начала двадцатого века относятся к право - либеральным. По партийной принадлежности они близки к конституционным демократам, кадетам по простонародному. Заметим, что именно кадеты были активными участниками, если не вдохновителями низвержения монархии - тем самым они запустили механизм распада страны, которая зиждилась на молчаливом признании самодержца основой государственного строя.
  Я не случайно в описании великороссов отметил двойственность их представлений о характере власти - сочетании веры в доброго царя, помазанника Божиего, олицетворения божественной санкции на само существование государства, с практической организацией жизни в форме соседских общин - "миров". Либералы начала двадцатого века ликвидировали сакральную санкцию власти и предложили в качестве замены власть демократическую, основанную на волеизъявлении народа. Мера понятная и логичная для людей с либеральной западнической психологией, но совершенно чуждая великоросскому психотипу. Крестьянская Россия 90 лет назад восприняла ликвидацию монархии как исчезновение власти в принципе. Далее началось то, что можно описывать с различных точек зрения: с одной (либеральной)- полнейшая анархия, разложение власти, с другой (народной)- самоорганизация общества в виде всевластия на местах "миров" и более продвинутой их разновидности - советов. Эта народная местная власть сопротивлялась три года попыткам возродить власть центральную - как со стороны белых, так и со стороны красных.
  Если рассматривать "сербизацию" как прецедент современный, а Россию периода Временного правительства - как прецедент исторический, то на пересечении их можно прогнозировать последствия возрождения страны на базе исключительно русской идеи.
   Этнографические русские неспособны создать обширное государство без трансцендентной идеи. Советская власть лишила их представления о самодержавии как инструмента построения царства Божия на земле, правда, взамен предоставила вполне качественный заменитель - такую же религиозную идею советского коммунизма. А без такой идеи самое большее, на что они способны - образование общин как места жительства и церковного окормления. На базе таких общин возможны образования районов и областей, в которых, на самом деле, русские будут представлены в чистом виде без инородных включений. Но сомнительно, что такие общины выйдут за пределы сельской местности или небольших городов, станут преобладающими в мегаполисах, поспособствуют созданию современной промышленности. Такое государство отступит на столетие назад, в тот период, когда существование этнографических русских и аналогичных им народов выглядело естественным.
  Не стоит забывать, что будирование русской идеи вызовет ответную реакцию от других национальностей: волна национализма возвратится от них с ещё большей силой. Сосуществование представителей разных национальностей станет маловероятным. Так что наиболее вероятный прогноз - образование чисто-русских анклавов, перемежающихся с анклавами других национальностей.
  Такая страна может даже сохранять внешние атрибуты единства, но фактически окажется разорванной на множество самоуправляемых анклавов. Возможно, такая структура окажется удачной: с точки зрений внутренней и внешней политики будет достигнут status guo. Если исключать возможность внешней агрессии, что для бОльшей части территории РФ маловероятно, то "сербизация" действительно может оказаться выходом.
  ...До следующего этапа собирания земель Северной Евразии, в ходе которого сохранившиеся русские окажутся только этнографическим материалом для формирования нового сверх-этноса.
  
  
  Может ли быть возрождение России в виде великой страны, мощной экономической державы, по необходимости имеющей глобальный размах политики? Может.
  Нечто похожее произошло в Германии - после капитуляции Германской империи и безвластия Веймарской демократии возродился Третий Райх. Народу была дана чёткая идеология, поставлены задачи и предоставлены средства их осуществления. И деморализованная масса дисциплинированно превратилась в полноценный народ. Я не буду говорить о том, что сама идеология национал-социализма потом привела народ к гибели, потому что в доктрине расового превосходства были причины конфронтации со всем окружающим миром. Сейчас обсуждается только механизм. А события восьмидесятилетней давности позволяют быть осторожными оптимистами в отношении России - если нечто подобное удалось тогда, то возможно повторение.
  Третий Райх искал решение своих проблем - перенаселения, недостатка ресурсов и рынка сбыта продукции за счёт социального мира и внешней экспансии. Фашистская Германия собиралась жить за счёт колонизации Восточной Европы, неэкономических изъятия ресурсов и использования труда туземцев. Немцы потому с такой лёгкостью примирились с тоталитаризмом по Гитлеру, что видели ясные перспективы: себя - в качестве господствующей нации. Примером для них служили колониальные империи Англии, Франции, Испании и США.
   Для современной России закрыт путь экспансии, то есть получения извне необходимых ресурсов для столь сложной и затратной задачи.
  К тому же страна исторически реализовывала иной путь построения империи - путём крестьянской колонизации. Колонизация "по Западу" в большинстве случаев проводилась иначе - путём истребления туземного господствующего класса и внедрения вместо него европейских администраторов и торговцев. Такой путь позволял беспрепятственно выкачивать ресурсы из колоний, совершенно не заботясь о туземном населении. Создание империи "по-русски" заключалось в распространении самих русских как основного тяглового населения - эксплуатация туземцев рассматривалась как второстепенная. Империя прирастала не за счёт занятых территорий, а за счёт увеличения эксплуатируемого русского земледельческого населения. Именно готовность русских к жертвам ради существования империи, обеспечила трёхсотлетнюю историю династии Романовых. Других ресурсов у страны не было - кроме как мобилизационной готовности русских отдавать сколько нужно и сверх того ради своего государства.
  Победившие большевики столкнулись со схожей задачей, только гораздо более трудной: им предстояло без всякой помощи в считанные годы провести индустриализацию страны, то есть повторить то, на что страны Запада за счёт колоний потратили многие десятилетия. Одно из решений заключалось в модернизации этнографических русских, как народа, которому была непонятна такая задача, и создание на его обломках совершенного нового народа с заранее заданными параметрами. Одной из прежних черт, тщательно сохранённой, оставалась готовность трудиться ради идеи (которая отождествлялась с государством) на пределе своих сил. Результатом для советских русских было благоденствие государства, а не своё собственное благополучие.
  Возрождение России сейчас невозможно за счёт внешних заимствований или эксплуатации внешних территорий. Следовательно, остаётся повторять в иных условиях опыт большевиков - принуждать население к тяжёлому неоплачиваемому труду во имя идеи, беспощадно подавляя сопротивление и сомнения.
  И вот тут вся либеральная капиталистическая идеология, усиленно внедряемая последние 20 лет, приходит в разительное несоответствие с поставленной задачей. Созданная либералами модификация русских - "россиянцев" как аналог населения Запада может только паразитировать - на прошлом, на эксплуатации того, что находится вне границ "золотого миллиарда". Но создавать, то есть тратить время и силы ради идеи, которая может не реализоваться - не может. Это население воспитано с установками, которые требуют эквивалентной оплаты за свой труд, причём достаточно высокой, обеспечивающий европейский уровень комфорта. Россия возрождающаяся будет иметь средства на материалы, механизмы, закупку технологий - но никак не на оплату труда. Как в начале сталинской индустриализации, население будет принуждаться к труду - хорошо, если не ГУЛАГом. В лучшем случае будет поддерживаться минимальный уровень комфорта "винтиков", который обеспечит выполнение ими поставленных задач.
  Но террор сам по себе никогда не обеспечивал решение комплексных масштабных задач: как раз сталинская индустриализация показывает, что насилие было только одной из составляющих комплекса мер, причём далеко не самой главной. Сталин располагал "советским народом", способным выполнить поставленную задачу. Теперь такая модификации русских потеряла своё значение - она вымирает, теряет влияние, к тому же заражена левыми идеями, которые могут не соответствовать новой идеологии.
  Новому режиму придётся создавать из населения РФ аналог советских русских. Только русские, по-прежнему, единственный народ, который по численности, образованности и психотипу в состоянии служить государство-образующим народом новой империи. Только они готовы вкладывать свою энергию без материального воздаяния в реализацию какой-то идеи. Но, как это было в СССР, создание такой модификации пойдёт за счёт дальнейшего уничтожения чисто русских черт национального характера.
  Я не знаю, на основании какой идеологии может начаться возрождение страны. Судя по протестным настроениям население скорее поддержит националистов, строящих авторитарное общество с патерналистским уклоном. Иначе говоря - прямо противоположное современному обанкротившемуся строю.
  
  
  По крайней мере - так обстоит дело в свете бытующих представлений. Для одновременного удовлетворительного решения обеих задач необходима какая-то принципиальная иная идеология, чем ныне известные.
  Или, наоборот, давно известная, но не получавшая возможности для полной реализации.
  Например, областническая идея воссоздания России как федерации по территориальному признаку. Федерация подразумевает гораздо более гибкое, чем в унитарном государстве, реагирование на изменение обстановки и приспособление в окружающей обстановке. Территориальная федерация также делает второстепенным национальный вопрос, поскольку подсказывает возможность объединения вокруг ландшафтных или географических ориентиров. В федеративном устройстве отсутствует упор на разграничение по национальному признаку. Национальное размежевание может быть переведено на низший уровень, районный, рассматриваться как индивидуальная потребность гражданина.
  Такая идея не исключает возрождения этнографических русских в пределах новообразованных федеративных частей.
  С другой - федерация не требует такого уровня пассионарности, который необходим для создания империи. В настоящее время он попросту недостижим. Население РФ не готово на новые жертвы ради светлого будущего в глобальном масштабе или хотя бы на одной шестой земного шара. Округ вроде Сибири или Урала делает обозримым предполагаемые усилия, приближает предполагаемую цель. Абстракция вроде "России" приобретает черты конкретности - например, "Западной Сибири", региона хоть и огромного, но вполне обозримого, чьи проблемы известны всему местному населению. На таком уровне мобилизация населения кажется более вероятной.
  Современная Россия по многим параметрам близка Республике Индии в начале своего существования: многонациональность, тяжёлое колониальное наследие, отсутствие общепризнанной идеологии. Внятной идеологии Индия так и не получила - кроме общего ощущения, что выжить иначе как вместе невозможно. Индия представляет собой федерацию. В таком виде она существует 60 лет. Унитарный СССР протянул 79. Сопоставления сроков достаточно, чтобы поближе присмотреться к индийскому опыту. Или к государственному устройству США - подлинной федерации.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"