и успешное политическое водительство численно сильнейшего
племени, отличающегося настоящей уживчивостью и добротой.
Иван Ильин.
Если внимательно рассматривать экономически и социально успешные государства, то можно обратить внимание на следующую особенность - каждое на пути к успеху ориентировалось и опиралось на среднестатистического гражданина. Эти государства, совершенно очевидно, строились на том, что все законы и политика подлаживались в основном под менталитет гражданина являющегося носителем культуры и традиционных ценностей страны. Именно не на людей населяющих государство, а на гражданина. Однако в успешном государстве учитывается еще и некое коллективное бессознательное, это в основном опять же какие-то национальные особенности, сложившиеся в стране во времени, исторически. И причем история, традиции, не только учитываются, но на них делается ставка, как в культуре, так и в экономике. (Самый яркий пример - послевоенное японское экономическое чудо)
Почему же успешные государства в деятельности своей ориентируются на гражданина. Да потому, что масса, так любили называть народ коммунисты, она и есть масса, куда пошли граждане туда идет и масса. Для пущей ясности - аналогия из животного мира, ведь все мы отчасти животные. Побежал гражданин-баран под поезд и все стадо-масса овец, не раздумывая, бежит под колеса.
Попытки властей некоторых европейских стран ориентироваться на массового жителя страны, очевидно, ведут эти страны к внутренней нестабильности, экономическим и социальным проблемам. Это мы воочию наблюдаем сейчас.
В мире десятки государств с успешно развивающейся экономикой. Кажется, для того, чтобы понять, что сегодня твориться с Россией и что нужно сделать, чтобы она стала страной успешной достаточно внимательно рассмотреть два самых экономически процветающих государства, но устроенных очень отлично друг от друга. Я имею в виду Соединенные Штаты Америки и Японию. Почему именно эти два? Да потому, что соизмеримы они с Россией в своей экономической потенции, и во влиянии на остальной мир. Правда, может показаться, что страны скандинавские устроены сегодня симпатичнее. И все же другие они, совсем другие, из другого ряда, и масштаб другой и влияние на мир другое.
Соединенные Штаты Америки - самая молодая из экономически успешных стран и самая богатая из них. Кажется очевидным, что Штаты являются страной акселератом по сравнению с такими странами как: Англия, Франция, Германия, Япония, Китай и так далее. США - страна мощная, по-юношески самоуверенная и, возможно, по этой причине не такая мудрая, как страны вышеперечисленные. Вознеслись Штаты на удивительных дрожжах, невиданных до ее появления. Когда страна строилась, и создавала свою законодательную базу, почти 100% населения ее составляли граждане. История возникновения США общеизвестна. Энергичные сильные люди со всего мира съезжались в Америку в поисках лучшей доли. Счастья они искали в основном в тяжелом труде по освоению новых земель. Цель была одна, и все были одинаковы, изначальных привилегий там ни у кого не было, поэтому быстро договорились о законах и о том, что законы надо соблюдать. Совсем не случайно самые уважаемые люди в стране - ковбой (пастух) и полицейский. Государство не может существовать без нравственных устоев. И что интересно, главенствующая в государстве религия, полностью соответствует менталитету основной массы граждан страны. Протестанты-баптисты - христианская конфессия наиболее подходящая для людей энергичных и предприимчивых, способных самостоятельно принимать решения, действовать и отвечать. Важно и то, что протестантство стремление к богатству трактует как самое богоугодное дело, а туда из поколения в поколение едут в основном желающие стать богатыми.
Очевидно, что сегодня экономическая и политическая мощь США держится на долларе, ставшим мировой валютой, и в очень большой степени на постоянной подпитке энергичными, самостоятельными и толковыми эмигрантами со всего мира. Экономия для Америки здесь очень большая. Мир, в том числе и Россия, тратят громадное количество средств на поддержание доллара и на подготовку специалистов, а Штаты только печатают, используют и зарабатывают.
Судьба России сложилась таким образом, что она за последнее столетие, может быть, является для Штатов одним из основных доноров в поставке гениальных эмигрантов. Вспомним такие фамилии как создатель самолетов и вертолетов - Сикорский, мотоциклов - Харламов и Давыдов, телевидения - Зворыкин, видеомагнитофона - Александр Понятов. Кроме этого стоит вспомнить и фамилии экономиста - Леонтьева, балетмейстера - Баланчина, танцора - Барышникова, музыканта - Менухина и т.д. В 30-х годах прошлого века на большинстве промышленных предприятий главными инженерами были русские. Есть в США пантеон славы, так вот в нем очень много русских фамилий.
Ведет Россия себя в последние десятилетия странно, ведь выставляем мы из дома лучших своих сынов и дочерей, гоним цвет нации. Выгоняем мы именно граждан. Уезжают они постоянно, и до сих пор поток не уменьшается, а мать-Россия почему-то равнодушно взирает на это, вероятно полагая, что не убудет. Очевидно, что это не так, убывает и еще как убывает. Ведь Господь, давая жизнь человеку на этой земле, каждому определяет предназначение и в соответствии с этим дарует способности. Способности руководить, управлять, предвидеть, видеть многие явления жизни не так как видят все, соответственно действовать и нести ответственность за все это, даруются меньшинству и как раз это меньшинство гонится из России или уничтожается пятое поколение подряд. Возьмем всего лишь 1917 год. Из России выгнано почти три миллиона граждан и столько же уничтожено. И что же это были за люди? Да, часть из них - это те, кто способствовал развалу страны, кто предал и царя и отечество. Однако абсолютное большинство это - культура, честь и совесть России, это почти вся элита гражданского населения. В них как раз было аккумулировано все лучшее, что накопила нация за последние тысячу лет. Вместе с ними выкурили мы из страны русский дух и этим облегчили задачу коммунистам-интернационалистам почти полностью уничтожить русскую культуру и ее носителей - русскую нацию.
И вот поколение за поколением вырастаем мы, лишенные духовных и культурных сокровищ, накопленных нашими предками. В связи с этим возникают интересные вопросы. Какие нравственные качества культивируются сегодня в большинстве русских семей? Что за такой "русский" рождается сегодня? Разве ощущаем мы себя русскими? Разве мы ощущаем себя единой семьей? На эти вопросы, конечно, ответ есть, ответ очень короткий и очевидный. К сожалению, большинство населения сегодняшней России утратило национальное самосознание, потеряло веру в будущее страны и веру в возможность разумного управления государством.
Вот уже двадцать лет назад на карте появилось государство - РОССИЯ. Первый шаг сделан, а где же второй и главный. Ведь провозгласить - это пустое, главное - стать. А для этого путь один - возвращение к русской культуре, возвращение к православию, восстановление правдивой русской истории, которая должна уже давно быть и в школьных учебниках. И что ж тут бесконечно искать какую-то национальную идею. Ее искать не надо. Вот она, и другой идеи просто нет и быть не может.
Построить успешное, процветающее государство - задача конечно стратегическая, а не тактическая. Тактические действия не могут дать долговременного успеха. Совершенно очевидно, что опыт США не поможет нам в стратегии. У нас совершенно непохожие истории, и расположены мы в разных климатических зонах. Самое же главное то, что населяют наши страны совсем разные люди, а как раз население и определяет успех. Америка - страна индивидуалистов, а мы исторически народ общинный и соборный.
Парадокс в том, что не нужно нам почти ничего брать от США. Эта страна сегодня самая бесперспективная в стратегическом отношении. Именно она и есть колосс на глиняных ногах, у которого нет будущего. США обречены, и развалятся быстрее, чем мы это можем себе представить. Есть три неоспоримые причины, указывающие на это. Первая - то, что США, как государство, не имеет в своей основе нации. Ведь та искусственная общность людей, собравшихся когда-то на территории Америки нацией, конечно, быть не может. А только нация всегда стремиться к нетленности, к победе над смертью. Иван Ильин утверждал, что только государство, построенное на базе нации, устремлено в вечность. С этим трудно не согласиться. Дело в том, что разум нации имеет такую особенность, что охватывает большой период будущего своей предусмотрительностью и этот период уходит за пределы земной жизни человека. Разум нации связывает цели своей повседневной жизни с вечностью. Существуют задачи текущего дня и целой жизни, которые чаще не совпадают. Разумные задачи в целях дня, бывают гибельными в целях поколений.
Папа Иоанн-Павел II24 в 1981, в своей речи на Филиппинах говорил, что в случае конфликта национальной безопасности и прав человека приоритет должен быть отдан национальной безопасности, то есть целости более общей структуры, без которой развалится и жизнь личностей. Говорил как раз о том жизненно важном, что естественно в государствах имеющих в своей основе нацию.
Вторая причина в том, что в Штатах поменялась вера - с христианской на веру в мамону, и родилась смертельная эпидемия, которая называется "идеологией потребления". На этой болезни построена вся их экономика. Эпидемия распространилась на Европу, и частично уже на нас. Нация, или народ, пораженный этой болезнью, впадает в животное невменяемое почти истерическое состояние потреблять все больше и больше. В результате появляется полувиртуальная модель экономики. Это непроизводительная субэкономика обогащения. Гипертрофированное развитие несозидательной субэкономики создали сегодня глобальный необъявленный дефолт Запада, и США в первую очередь. Экономика США это, по сути, гигантская финансовая пирамида.
Третьей причиной является то, что физический и биологический мир, который такие государства нещадно эксплуатируют, вынужден от них избавиться, поскольку они угрожают его существованию.
О том, что США сегодня неспособны ни на какие серьезные исторические повороты, пишет в своей работе "В поисках свободы" и Григорий Померанц:
"Но американская культура в целом, начавшаяся с высадки колонистов в Виргинии (XVII в.), не имеет способности к повороту в своей исторической памяти. Она очень односторонне воплощает дух Нового времени, дух Просвещения. Поэтому "Американский век" не может длиться вечно. Последний подвиг Америки - укрощение тоталитаризма. Новыми лидерами станут страны, которые лучше других сумеют создать новый стиль жизни, включить паузу созерцания в череду дел, избавиться от лихорадки деятельности. Пионерами могут быть и большие, и малые страны, сильные и слабые. Мы не знаем, кто вырвется вперед. Но начинать должны все, кто не опустился до вымирания и резни".
Вернемся к нашей истории. Союз Советских Социалистических Республик развалился, и сейчас мы строим новую капиталистическую Россию, но вот с экономикой ничего не получается, да и здоровое общество никак не вырисовывается.
Как же сложен человек по природе своей! Он и животное, он и дух свободный, созидающий, созданный Творцом по своему образу и подобию. Однако создал Господь человека существом еще и социальным, по-другому - стадным. Вот, например, Николай Рерих утверждает, что не менее 80 % от общего количества человечества - это чистая толпа, которую он называет - стадом. Это люди, для которых самостоятельно думать - самое тяжелое занятие в жизни. Они не способны адекватно оценивать жизненную ситуацию, принимать решение, действовать и отвечать за свои действия. Жизненный опыт подтверждает правоту Рериха. Для большинства населения нашей страны самое важное в жизни, и самое главное мерило правильности жизни - "жить как все". Очень часто приходится слышать такие фразы: "Люди говорят", "Все так делают" и т. д. Кстати, это нормально для государства, которое развивается естественно, без насильственных социальных переворотов, без кривды. В таком государстве консерватизм населения является благом и гарантом эволюционного развития, поскольку опирается на традиции и многовековой опыт народа, на правду.
Если же брать и рассматривать, например, Россию, то можно увидеть картину противоположную, наш коммунистический консерватизм совсем не благо. Четыре поколения подряд население страны жило в надуманном обществе, и за неимением граждан управляли в этом обществе государством совсем не те, кто Богом был создан для управления. Управленцами становились в основном люди безнравственные, умеющие талантливо врать. Чтобы быть у власти, нужно было постоянно демонстрировать бесконечную преданностью коммунистической идее, вождям, и способностью не задумываясь выполнять все их задания: и бредовые, и абсурдные, и преступные.
Еще в тридцатые годы прошлого столетия это очень точно подметил В.И.Вернадский25: "Наблюдая современную жизнь развала, поражаешься одной явной аномалии. На поверхности у власти и во главе лиц, действующих, говорящих, как будто дающих тон - не лучшие, а худшие ...".
Многие из этих людей, занимаясь всю жизнь не своим делом, властвуя не по праву, понимают Власть как узаконенное воровство. Это мы все отчетливо видим, глядя на тех, кто рвется к Власти. За много лет этой кривизной пропиталось все общество, и она уже принимается за норму. Власть распоряжается государственным богатством, почти как своим собственным. Нравственные правила жизни, наработанные поколениями предков, уже забыты, а новых нет. Получается совсем по Достоевскому, раз Бога в душах нет, то все дозволено.
Ведь посудите сами, власть построила свою вертикаль, и окончательно противопоставила себя населению страны, создав собственный негласный профсоюз. Иначе как же можно понять такое; сегодня средняя зарплата работников самого низкого властного звена - районных администраций значительно выше, чем у учителя. Это ж у кого труд сложнее и важнее для государства у учителя или человека, перекладывающего бумаги в какой-то администрации. С какой стати? Объяснение есть, оно и смешное, и наивное, и, конечно, циничное: "Если мы будем официально класть много народных денег в собственные карманы, то будем меньше воровать".
Дети из семей таких руководителей зачастую попадают во власть по праву номенклатурному. Праву отработанному и закрепленному коммунистической номенклатурой во время правления Брежнева. А ведь ловко придумали - минимум знаний, минимум умения, но максимум положения, максимум возможностей и максимум денег. Видимо именно поэтому все законы и действия власти до сих пор ориентируются совсем не на благо России, а на благо узкой властной прослойки. Как очевидное следствие этого с экономикой ничего не получается. Власть, к сожалению, в нашем обществе рассматривается не как служение народу, а как кормушка. Несомненно, что властная прослойка такое общество формировала сознательно и сегодня оно ее устраивает, ведь править они могут только народом, в котором граждане отсутствуют.
И все же гражданских обществ сегодня в мире много, а государств успешных мало. Подумал я, что этого, пожалуй, недостаточно - и для успеха нужно еще что-то. Ведь вот получается и в Южной Корее, и в Китае, а у нас нет. Именно поэтому вспомнилась книга Владимира Цветова26 о Японии и японском экономическом чуде. Называется она - "Пятнадцатый камень сада Реандзи". Вышла книга в 1986 году и раскуплена была очень быстро, несмотря на тираж в несколько сотен тысяч. Интерес к тому времени в СССР к этой стране просто перезрел. На информационный рынок поступала о Японии лоскутная и очень противоречивая информация.
"Природа Японии - нищая природа, жестокая природа, такая, которая дана человеку назло. Шесть седьмых земли Японского архипелага выкинуты из человеческого обихода горами, скалами, обрывами, камнями и только одна седьмая отдана природой человеку, для того чтобы он сажал рис", - так образно написал о Японии писатель Пильняк.
Почему же небольшая страна, бедная полезными ископаемыми и расположенная на каменных островах вдруг стала экономическим чудом? Всего за пару десятилетий она превратилась в одну из ведущих стран мира? Этот вопрос интересовал многих. И вот, наконец, появилась удивительно качественная книга на эту тему. Книга воспринималась как откровение и казалась искренней и острой.
Взял с полки, открыл, и зачитался, как и в первый раз. А зачитался не только потому, что хорошо написана, а потому, что вдруг понял - в ней есть все ответы на вопросы, которые не можем мы в России разрешить последние двадцать лет. Книга начала отвечать на вопросы уже с первых страниц с обращения к читателям автора.
Автор начинает рассказ из сада монастыря Реандзи. Это главная достопримечательность города Киото. Столетия назад мудрый монах Соами разбросал по белому песку пятнадцать черных необработанных и разных по величине камней.
На самом деле замечаешь лишь четырнадцать. Пятнадцатого камня перед глазами нет. Его всегда загораживают соседние. Идешь по деревянной галерее и всегда видишь лишь четырнадцать камней. Разные люди проходят по галерее, и разные мысли вызывает у них сад. Цветову показалось, что "Сад камней" может символизировать собой своеобразие экономической структуры Японии, где утесы монополистического капитала возвышаются над морем песчинок - бесчисленных мелких и мельчайших предприятий, которых не видно, а можно представить как метафору науки. Ведь это наглядная модель познания. Обязательно остается что-то неизвестное. Мы уверены, что видим то, что есть, до конца. В голову не придет, что есть что-то, что мы не видим. Находясь в разных концах галереи сада, созерцающий видит свои камни, и их всегда четырнадцать. Возможно, Соами хотел, чтобы люди поняли, что все могут видеть одно и то же, но воспринимает увиденное каждый по-своему.
Дальше Цветов рассуждает, что, возможно, ключ к идее, заложенной в "Саде камней", это - конституция, составленная принцем Сетоку еще в седьмом веке, и до сего дня поражающая глубиной рассудка?
"У каждого человека есть сердце, - гласит статья конституции. - А у каждого сердца есть свои наклонности. Он считает это хорошим, я - дурным. Я считаю это хорошим - он дурным. Но я вовсе не обязательно мудрец, а он вовсе не обязательно глупец. Оба мы только обыкновенные люди".
Не кажется ли странным начало книги об экономическом чуде, сотворенном современной Японией? Книга почему-то начинается с древней японской мудрости, с монастыря, с конституции седьмого века!
Немецкий журнал "Ауссенполитик" сетует, что с большим трудом удается совмещать в своих представлениях Японию - страну созерцательного мировоззрения, эстетического отношения к действительности, коллективизма в человеческих отношениях, тесной связи человека с природой, края храмов и садов - с Японией, страной жестокой конкуренции, внушительной тяжелой промышленности, технического прогресса, городов гигантов и многих других последствий мощного роста экономики.
Очевидно, что в главном у России с Японией много общего, несмотря на то, что Япония находится на ограниченной и давно хорошо освоенной территории, а Россия все время ассимилировала и живет практически на безграничных пространствах, которые освоить не в состоянии. Объединяет нас то, что обе страны имеют более чем тысячелетнюю историю, и исторически монархические с императором во главе. Но самое главное, что нас объединяет так это то, что наши страны долго были странами аграрными, и основой организации населения была община. В общине, как в Японии, так и в России учили детей иерархическим патриархальным отношениям и созерцательному отношению к миру. Одно из доказательств тому - нестяжательная русская экономика.
Есть, конечно, и серьезные отличия. Русский человек значительно предприимчивее и авантюрнее, поэтому удалось ему создать империю и расположиться на 20% земной суши. А еще разница в менталитете, из-за которой народы русский и японский пошли в двадцатом веке разными путями. Это отличие лучше всего видно в сказках.
Первая сказка, которую слышит маленький японец, - о черепахе и зайце. Заяц, быстрый бегун, проиграл соревнование черепахе, потому, что заснул по дороге. Черепаха победила благодаря настойчивости и труду. "Труд - основа основ!" - этому учит каждая японская мать своего ребенка.
Русские матери рассказывают детям сказки, где главный герой - Иванушка-дурачок, который ленив настолько, что даже с печи не слазит, а ездит прямо на ней "по щучьему веленью и своему хотенью". И как раз ему-то достается царевна и полцарства в придачу. Видно здесь, уже в сказках, заложены и зависть, и авантюризм, которые привели нас к революции 1917 года, и страшному вековому эксперименту над русским народом.
В двадцатом веке в Японии тоже провели эксперимент, который в отличие от нашего дал фантастические результаты. Собственно об этом и есть книга Владимира Цветова, и она, очевидно, отвечает на вопрос: "почему Япония сегодня самое успешное государство в мире?".
Книга Цветова совсем не случайно начинается с описания сада монастыря Реандзи и древней японской мудрости. Видимо это и есть фундамент успеха. Успех может иметь только то государство, в основе которого нация, знающая и любящая свою историю, опирающаяся на духовный потенциал, накопленный предками, укрепляющая и развивающая национальные традиции.
Председатель одной из крупнейших в мире судостроительной фирмы "Мицуи дзосэн" Исаму Ямасита сказал: "После второй мировой войны, когда Япония приступила к реиндустриализации, люди потянулись на большие промышленные комплексы и существовавший многие века дух деревенской общины начал разрушаться. Тогда мы возродили общину на своих промышленных предприятиях. Менеджеры обязаны создавать условия, в которых люди могли бы наслаждаться общинной жизнью. Мы, руководители, несем ответственность за сохранение общинной жизни".
Сегодня в Японии общины везде: и в детском саду, и в школе, и в университете.
Все средние школы и высшие учебные заведения имеют свои знамена и гимны. Гимн возносит учебное заведение так высоко, что принадлежность к нему воспринимается как императорская милость. Перед знаменем клянутся хорошо учиться и быть честным в спортивной борьбе. Японцы не только лучше всех в мире поняли, что успех везде достигается конкретными людьми, но и реально поставили человека на первое место. Правда это первое место не абсолютное, а при условии служения общине (фирме) и императору.
Так американский бизнесмен вкладывает деньги сначала в капитальное строительство, в технологи, в оборудование и только потом в персонал. Японский бизнесмен - прежде всего в персонал, а уж затем в капитальное строительство, технологию и оборудование. И именно в Японии наиболее полное воплощение обрела теория американца Д. Макгрегора - "о внутренней мотивации участников производства".
Также как система индивидуального конвейерного труда Тейлора, проиграла в свое время соревнование в производительности труда системе, основанной на коллективном труде Мэйо, также сегодня и США - страна индивидуалистов, проигрывает соревнование Японии, причем проигрывает по всем позициям, не только по производительности труда. Так и должно быть, ведь в основе этой победы - нация и ее традиции. Без этого любое государство ущербно и перспективы не имеет.
И самый, пожалуй, главный аргумент, доказывающий лидерство Японии в мире - продолжительность жизни. Из развитых стран у нее показатель самый высокий - 4 место в мире. Для сравнения США - 48-е, Польша - 80-е,... Россия - 142-е. Продолжительность жизни среднего японца сегодня на четырнадцать лет больше чем среднего россиянина. Это говорит о том, что в Японии создано относительно здоровое общество, в котором населению жить комфортно. Самые уважаемые там - старики и дети, а власть строит свою политику, опираясь на национальные традиции, интеллектуальные и духовные способности своего народа. Ценность каждого гражданина в Японии очень высока.
Могу свидетельствовать, что с советских времен положение гражданина в России никак не изменилось. Как раньше, так и теперь власть всех уровней ведет себя по отношению к гражданину как к преступнику. Очевидно, что пока не будет гражданин в своей стране хозяином, а власть реально не поймет, что она служанка его, никакой перспективы нам не видать.
В России есть институт, называется который Русской Православной Церковью. Совсем недавно голос ее народ совсем не слышал. А сейчас и голос слышит и видит, как из года в год растет ее авторитет. Мы замечаем, что понемногу и Власть начинает действовать с оглядкой на Церковь. Так вот именно Церковь и раньше, и теперь говорила и говорит о том, что расцвет России возможен только в случае возврата нации к историческим, духовным и культурным корням.
И почему бы нам не взять на вооружение именно этот, самый успешный сегодня в мире опыт и не вспомнить свой, доказавший в течение целого тысячелетия свою эффективность. Да и альтернативы нет, придется идти по этому пути, ведь все остальные дороги ведут в тупик.