1. своеобразие западноевропейского историко-литературного процесса XIX века.
Гл.особенность - сосуществование реализма и романтизма. Если романтизм характеризует формула У.Блейка ("увидеть большое в малом"), то реалистов волновали др.проблемы. Наступает новая эпоха, выходит на 1-й план наука, метафизика уступает место позитивной философии (Огюст Конт "Курс позитивной философии").
Пф основана на теории, согласно которой чел.интеллект развивается через 3стадии мысли:
первая и низшая стадия - это теология,
вторая - метафизика
и третья, высшая, - позитивизм.
Т.о. теология и метафизика являются слабыми интеллектуальными усилиями детского ума человечества. А позитивизм представляет собой взрослый интеллект.
В своем "Курсе позитивной философии" Конт пишет:
"В финальной стадии, позитивной, ум оставляет погоню за Абсолютными понятиями, целью и назначением вселенной, причиной явлений и применяет себя к изучению их законов, то есть их неизменяемых отношений последования и сходства. Размышление и наблюдение, должным образом соединенные, являются средством этого познания".
Теория Конта часто описывается как "чудовищная система материализма".
Согласно Конту, раньше говорили, что небеса поют славу Богу, а теперь они поют славу Ньютону и Лапласу.
Наука перестала быть отвлеченной; главн.идея философии - это идея развития. Историческая наука доминировала среди гуманитарных дисциплин. Разв-ся идея эволюции, постепенного развития, которую историки позаимствовали у естествоиспытателей. Карл Линней придумал лестницу эволюционного развития. /Эффект разорвавшейся бомбы возник после работы Ч.Дарвина "Происхождение видов путем естественного отбора". /Сложные религиозные искания: провиденциальная концепция истории сменяется научной. Дарвин отменил идею провиденции(провиденциализм - заранее предусмотренный Божественный план спасения человека) > этический и интеллектуальный шок. / Появляется реализм>"Эпоха классического реализма"(В.Жирмунский). Как литер-ое явление реализм возникает в 30-40 гг.XIX в. и развивается. От лат. realis - "вещественный".Вводит термин "реализм" Шарль де Сент-Бёв. Реал-м - это незамкнутая литературная система, она перерабатывает открытия других литер-ых направлений. / Роман-м и реал-м долго сосуществуют, но есть различие. Для романтиков главное - двоемирие. Реалистам же чуждо потустороннее, всё сосуществует. /Осн.темы: 1)тема утраченных иллюзий, связанная с судьбой молодого человека (напр., Бальзак "Утраченные иллюзии", Диккенс "Большие надежды"); в центре - человек, переживший крушение надежд; 2)изображение судьбы женщины (об этом писали: Джейн Остен, Шарлотта Бронте, Джордж Элиот и др.); 3) Изображение судьбы ребенка (Ч. Диккенс - первооткрыватель, созд. психологич.портреты детей). / Периоды реализма: 1) до 1848 г.; 2)до 1870; 3) последн. четверть XIX в.
2. реализм как лит направление во второй половине XIX века.
Реализм возникает в эпоху Ренессанса. Он существует и в эпоху Просвещения как изображение влияния среды на характер. Как литер-ое явление Р. возникает в 30-е-40 гг. XIXв. и развивается. От лат. realis - "вещественный". Вводит термин "реализм" Шарль де Сент-Бёв. / Реализм - это незамкнутая литературная система. Реализм перерабатывает открытия других литературных направлений. / Ром-зм и реал-м долго сосуществуют, но есть различие. Для романтиков главное: двоемирие. Реалистам чуждо потустороннее. Бинарная позиция романтиков у реалистов амбивалентна, всё сосуществует. / Ю.М.Лотман гов.о 2-х моделях мира: 1) бинарная: встр-ся в Средневековье, построена на антитезах или оппозициях (грех/святость, добро/зло). Среднего не существует. 2)тернарная : мир состоит из 3-х частей: мир добра, мир зла и мир, который не имеет однозначной моральной оценки. / К моменту расцвета реализма доминирует тернарная модель мира. / Худож-е заимствования из романтизма: 1)новая повествовательная структура; 2) изображ-ие внутр. мира; 3)ведущ. жанр - новелла, как экспериментальная площадка./ Ведущим жанром реализма также становится роман. / Осн. темы: 1) тема утраченных иллюзий, связанная с судьбой молодого человека (О.де Бальзак "Утраченные иллюзии", Ч. Диккенс "Большие надежды". В центре - человек, переживающий крушение надежд); 2)Изображение судьбы женщины. Плеяда женщин-писателей (Джейн Остен, Шарлотта Бронте, Джордж Элиот - изображают судьбу женщины с т.зр. женщины. 3) Изображение судьбы ребенка. До этого дети - персонажи эпизодические. Ч.Диккенс - первооткрыватель, первым создает психолог. портрет. Вслед за ним у нас - Л.Н.Толстой, Погорельский, А.Толстой, Дост-ий. Дети появляются, чтобы показать развитие. // Особенности изобр-я героев: 1)Отображается изменение человека под влиянием обстоятельств; они типичны, хар-ны для своего времени и среды. 2) Многоплановость героев, они развиваются и не делятся на полож-х и отриц-х. // Периоды реализма: 1)до 1848; 2)до1870; 3) послед. четверть XIX в.
3. реализм во франции второй половины XIX века. расин и шекспир стендаля.
Становление реализма как метода происходит в период, когда ведущую роль в литер-ом процессе играют романтики (30-40 гг. XIX в.). Рядом с ними в русле романтизма начинают свой путь Мериме, Стендаль, Бальзак. Все они близки творческим объединениям романтиков и активно участвуют в их борьбе с классицистами. //Фридерик Стендаль (наст.имя - Мари Анри Бейль) один из первых изображает динамику душевной жизни. Его идеи - на основе эпохи Просвещения. //Почти одновременно опубликованный манифест французских романтиков - "Предисловие" к драме "Кромвель" В.Гюго и эстетический трактат Стендаля "Расин и Шекспир" имеют общую критическую направленность против законов классицист-го искусства. В трактате "Расин и Шекспир" (1825г.) Стендаль пишет, что искусство должно быть актуальным, современным, активным, а реалист должен отражать эпоху. Олицетворение такого искусства для Стендаля - тв-во Шекспира, т.к. Расин - статичен. В трактате разрабатывает формулу романа-зеркала: жизнеподобие искусства. Но это не плоское изображение. Стендаль создает форму, которая бы отразила челов.душу.// Стендаль считает, что искусство по своей природе социально, оно служит общественной цели.
4. художественный мир стендаля
Творчество Стендаля (наст. имя - Анри Мари Бейль) открывает новый период в развитии не только французской, но и западноевропейской литературы. Он один из первых изображает динамику душевной жизни. Его идеи - на основе эпохи Просвещения. / В 1825 г. вышел в свет его трактат "Расин и Шекспир", подводивший итоги борьбы романтиков с классицистами и предначертавший программу искусства. В трактате он гов., что искуссвто должно быть актуальным, современным, оно должно отказаться от классицистических условностей; предпочитает Шекспира Расину, т.к. Расин - статичен. / След. трактат - "О любви", где автор выделяет 4 типа любви (любовь-страсть, л. -влечение, физическая л., л.-тщеславие)./ Психологизм - ведущая черта творчества.У Стендаля объект изучения - он сам. Внимание автора всегда сосредотачивается на мире героя, а не на внешней обстановке. / Первым опытом социально-психологического романа стал роман "Арманс", предваривший создание общепризнанных шедевров "Красное и черное", "Люсьен Левен или красное и белое", "Пармская обитель". / В ром. "Красное и черное" - подзаголовок: "Хроника 19 века". Хроника - это литер-ый жанр, произведение, содержащее исторически примечательные события XIX века. Этот роман ознаменовал наступление зрелости писателя. / Стендалю принадлежат и "Итальянские хроники"; первая их них - новелла "Ванина Ванини". /Его перу также принадлежит "Этюд о Бейле", и неоконченный роман "Ламьель"./ Таким образом, творчество Стендаля - это новая страница в истории французской литературы. Психологизм - самая сильная черта творчества.
5. поэтика новеллы стендаля ванина ванини
Новелла "Ванина Ванини"(1829) - первая из "Итальянских хроник" Стендаля. Главные герои: Пьетро Миссирилли - смелый, отважный юноша, бедняк, карбонарий (*карбонарии - члены тайного, строго законспирированного общества в Италии), который видит свое предназначение в борьбе за свободу родины; в новелле ему противопоставлена Ванина Ванини - сильная, яркая девушка, аристократка. Случай сводит ее с Пьетро, раненым во время побега из тюрьмы. В нем Ванина обнаруживает те качества, которыми обделена молодежь ее среды, не способная на подвиги. Однако любовь молодых людей обречена. Перед Пьетро встает дилемма: личное счастье в браке с Ваниной или верность гражданскому долгу. Герой без колебаний выбирает второе. Иначе решает Ванина: она не расстанется с любимым даже во имя свободы родины. В самый канун нового восстания карбонариев она предаст их в руки полиции. Пьетро - единственный, кто остался на свободе. Однако, узнав о предательстве Ванины, он с проклятием навсегда покидает ее, разделив участь соратников./ В финале Ванина превращается в слабую, жалкую женщину, обратное же происходит с Пьетро Миссирилли. / Новелла "Ван.Ван." - отличается от романа "Красное и черное". Во-первых, это новелла-хроника (точно указ.на время и место событий), человек дается на фоне истории. Во-вторых, углубленный психологизм, проявл-ся в пространных внутр-х монологах героя, замедляет темп внешнего действия новеллы./Романтические черты в новелле: герои, обстоятельства, переодевания (2 раза), ночь. Реалистич. черты: хроникальность, обусловленность характеров, событий, социальное неравенство. / Предельный лаконизм авторских описаний, стремительный поток событий, бурная реакция героев с их южным темпераментом - все это создает тот динамизм и драматизм повествования, которые станут отличительными для всего цикла "Итальянских хроник", продолженного во 2-ой пол. 30-х гг. и занявшего особое место в творческом наследии писателя.
6. художественное своеобразие социально-психологического романа стендаля красное и черное
Написан в 1830 г. Гл. герой - Жюльен Сорель, его реальный прототип - Антуан Бертье и его судебное дело, о котором Стендаль узнал в газете. /Что может означать название: 1) Красное - карьера военного, его красный мундир, черное - карьера священника, цвет его одеяния; 2) красное - эволюция, республика; черное - реакция, роялисты, сторонники короля; 3) красное - выигрыш в рулетку, черное - проигрыш; 4)красное - огонь души, его горячая кровь, черное - мрак эпохи, лицемерие Жюльена. /Автор строит роман не на авантюрно-приключенческой основе, а на истории духовной жизни героя, становления его характера во взаимодействии с социальной средой. Сюжет движет не интрига, а действие, перенесенное, в душу и разума Жюльена Сореля, каждый раз строго анализирующего ситуацию и себя в ней, прежде чем решиться на поступок, определяющий дальнейшее развитие событий. Отсюда особая значимость внутренних монологов. / "Хроника XIX века" - подзаголовок романа. Хроника - это литер.жанр, произведение, содержащее исторически примечательные события XIX века. /Образ Жюльена Сореля - характер многоплановый, наделен умом, чувствительностью, сверхпамятью. Судьба героя связна с историч.эпохой Наполеона. Жюльен прячет портрет Наполеона у себя в вещах. Но героизм утратил значение. Расчет и умение приспосабливаться - главное. Жюльен отказывается от военной карьеры и решает стать священником. Жажда подвига, стремление пробиться своими талантами. Он и жертва собственных заблуждений./ В финале Жюльен - одинокий человек. Ум и талант опасны, если Бог дал их человеку 3-го сословия. / Точное и проникновенное изображение человеческого сердца и определяет поэтику "Красного и черного" как ярчайшего образца социально-психологического романа XIX в.
7. эстетика бальзака человеческая комедия
"Человеческая комедия" Бальзака - это объединение разносторонних текстов автора в единое целое (1840г.). Название "Человеческая комедия" - это аллюзия, соотносится с "Божественной комедией" Данте. Бальзак сопоставляет свой текст с живым организмом, состоящим из отдельных текстов. Каждый текст в миниатюре повторяет структуру целого. "Ч.к." - единое художественное целое, но не по завершенности конструкции, а по художественной структуре : в малом большое. / Название: и ирония, сатирич-е представление, и копия мира. Части романа называются сценами, человек в них - актер. В романе много шекспировских аллюзий. / Как и "Бож.комед."Данте, "Челов. комед." состоит из 3-х частей:1)этюды о нравах; 2)философские этюды; 3)аналитические этюды; /У Бальзака этюд - это анализ, который внешне напоминает научный, выявление законов общества. Труд писателя сравнивается с трудом ученого. Этюды разделяются на части. Этюды о нравах сост. из: 1)сцены частной жизни (пов. "Гобсек", р. "Отец Горио", р. "Обедня безбожника"; 2) сцены провинциальной жизни (р. "Евгения Гранде", "Утраченные иллюзии", "Музей древностей");3)сцены парижской жизни (р. "Блеск и нищета куртизанок"); 4) сцены военной жизни; 5)сцены политической жизни ("Темное дело" и др.); 6) сцены сельской жизни ("Сельский священник"). /Философские этюды: "Шагреневая кожа", "Неведомый шедевр", "Поиски абсолюта"/Аналитические этюды ("Физиология брака"), "Анатомия педагогических корпораций" и др./ У Бальзака более 2000 персонажей. Он создает эпопею Франции XIX века. В единое целое все тексты связывает прием повторяющихся персонажей. / В "Предисловии к "Человеческой комедии" Бальзак уподобляет чел.общество природе. Писатель - ученый, кот.классифицирует типы. Главн. цель писателя - уловить и изобразить огромн. кол-во страстей и событий./ *** "Неведомый шедевр" - новелла 1830г. В ней события 1612г. Изображены 3 художника, один из худ-ов показ. коллегам свою картину "Прекрасная Нуазеза", они были поражены кончиком ноги в углу картины. Здесь уже полемика автора с появляющимся импрессионизмом.
8. концепция мира и человека в человеческой комедии бальзака. шекспировские аллюзии
"Человеческая комедия" Бальзака - это объединение разносторонних текстов автора в единое целое (1840г.). Название "Человеческая комедия" - это аллюзия, соотносится с "Божественной комедией" Данте. Бальзак сопоставляет свой текст с живым организмом, состоящим из отдельных текстов. Каждый текст в миниатюре повторяет структуру целого. "Ч.к." - единое художественное целое, но не по завершенности конструкции, а по художественной структуре :в малом большое. / Название: и ирония, сатирич-е представление, и копия мира. Части романа называются сценами, человек в них - актер. в романе много шекспировских аллюзий. / Как и "Бож.комед."Данте, "Челов. комед." состоит из 3-х частей:1)этюды о нравах; 2)философские этюды; 3)аналитические этюды; /У Бальзака этюд - это анализ, который внешне напоминает научный, выявление законов общества. Труд писателя сравнивается с трудом ученого./ В 20-е гг. жанр исторического романа доминировал. Но Бальзак нашел особую форму: соединил описательность В.Скотта и драматизм Шекспира. /***Шекспировские аллюзии. В ром. "Отец Горио" Бальзака можно соотнести с трагедией Шекспира "Король Лир". Поведение старших дочерей Лира неестественно, чудовищно, оно шокирует и осуждается. В отличие от них, дочери Горио - не монстры, их поведение хотя и бессовестно, но вполне объяснимо. Зло коренится не в них, а в самом устройстве современного мира, которое анализирует Бальзак. Шекспир говорил, что между родителями и детьми рушится семейная связь. В XIX же веке родство перестает быть основой привязанности между родителями и детьми. Деньги - вот на чем основывается теперь любовь или нелюбовь. "За деньги купишь все, даже дочерей", - сокрушается несчастный Горио. +(У Лира - 3 дочери, а у бальзаковского Горио - 2).
9. философский и социальный смысл романа бальзака шагреневая кожа
(1831г.). Гл.герой - Рафаэль де Валантен из-за проигрыша решает утопиться в Сене. Перед этим заходит в антикварный магазин, где старик дает ему талисман - шагреневую кожу, которая исполняет желания, но с каждым желанием приближает владельца этого талисмана к смерти. Рафаэль не поверил. Первое желание - оказаться на пиру и получить деньги. Это сбылось. Рафаэль обвел контуры кожи на бумаге, и обнаружил, что она уменьшилась. Вторая часть романа - "Агония", о трагическом финале. Рафаэль запирается в доме, принимает снотворные, чтобы ничего не желать, иначе с уменьшением шагреневой кожи он будет умирать. В итоге он умирает. / Бальзак: "Шагреневая кожа - это форма теперяшнего века, нынешней жизни и эгоизма". Le chagrin (фр. "печаль, горе")>жизн.трагедия героя. /Главн. философ.идея романа принадлежит старику-антиквару (ему 102 года): "Жизнь-это желать, мочь, знать". Рафаэль выбирает "желать" и "мочь"(=шагреневую кожу). Основа поступков - эгоизм. Рафаэль превратился в машину. Он мог всё, но не совершил ничего. /В его доме появляется Полина. Но его любовь обречена на гибель. Итог печален./ в романе 2 героини: Полина и Феодора, которые его характеризуют. Они и психол-ны, и символ-ны: Полина - этомечта, она недостижима; Феодора - земн. начало. Феодора - это обобщенный образ бездуховного общества. Это образ женщины без души./ В романе 5 персонажей-симоволов: 1)антиквар - мудрость; 2)банкир Тайфер - деньги; 3)Полина - милосердие, любовь; 4) Феодора - эгоизм, пустота существования; 5)Рафаэль - молодость, которая попала в ловушку современности. Такая система персонажей во всех романах Бальзака. Деньги разрушают человеческие отношения.
10. художественное своеобразие повести бальзака гобсек
"Человеческая комедия" Бальзака состоит из 3-х частей: 1)этюды о нравах; 2)философские этюды; 3)аналитические этюды; Этюды о нравах подразделяются на 6 частей-"сцен", 1-я из них - "сцены частной жизни", куда и входит повесть "Гобсек" (1830 г., первое заглавие - "Опасности беспутства"). Главный герой повести миллионер-ростовщик, одни из властителей новой Франции. Личность сильная, исключительная, Гобсек очень противоречив. В нем живут два существа: скряга и философ, подлое существо и возвышенное, - говорит о нем адвокат Дервиль, от имени которого ведется повествование. Ростовщичество - сфера практической деятельности Гобсека. Отдавая деньги в долг под большие проценты, он фактически грабит своих "подопечных", пользуясь их крайней нуждой и полной зависимостью от него. Педантичный и бездушный ("человек-автомат", "человек-вексель"), Гобсек для Бальзака - живое воплощение той хищнической силы, которая настойчиво пробивается к власти. С другой стороны, Гобсек воплощает собой философа, проницательного аналитика. Исследуя законы современного мира, Гобсек открывает, что главным двигателем, определяющим общественную жизнь в этом мире, являются деньги, золото, ибо в золоте сосредоточены все силы человечества...что такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги? ..золото - вот духовная сущность всего общества. / В основе своей реалистически убедительный образ Гобсека несет в себе и романтические приметы. Туманно прошлое Гобсека, возможно, бывшего корсаром и избороздившего все моря и океаны, торговавшего людьми и государственными тайнами. Полна загадок и его настоящая жизнь. Почти глобальны масштабы личности Гобсека. Исключителен в своей философичности его ум. Символична вся его фигура. Однако романтическое начало характера Гобсека лишь подчеркивает специфику бальзаковского реализма на раннем этапе его развития, когда типическое и исключительное являются в диалектическом единстве.
11. отец горио бальзака как психологический полицентричный роман
Мысль о единой системе произведений возникла у Бальзака в 1833 году, когда он понял, что его стремление дать широкую панораму жизни Франции, приводившее к возникновению побочных сюжетных линий, не может быть реализовано в одном романе. Так стала складываться "Человеческая комедия" с её переходящими из романа в роман персонажами, , которых по замыслу самого автора должно было стать не менее 2-3 тысяч. Романы "Человеческой комедии" автор разместил по следующим разделам: 1) этюды нравов, куда входили сцены частной, провинциальной, парижской, политической, сельской жизни; 2) философские этюды; 3) аналитические этюды.
Роман " Отец Горио" знаменует новый этап в творческом развитии Бальзака, как и весь 1835 год. В нём за внешним фасадом обыденности скрыты величайшие трагедии человеческой жизни. " Отец Горио" не явояется историей жизни одного персонажа - это срез жизни общества в определённый период его развития. Роман "Отец Горио" стал ключевым в цикле "Человеческая комедия": именно в нем около 30 персонажей предыдущих и последующих произведений должны были сойтись вместе. Отсюда совершенно новая структура романа: многоцентровая, полифоничная. Один из центров связан с образом отца Горио, чья история напоминает судьбу короля Лира: Горио все свое состояние отдает дочерям, выдав Анастази за знатного графа де Ресто, а Дельфину - за богатейшего банкира барона Нусингена, а те стесняются своего отца, отворачиваются от него, не приезжают даже на его похороны, прислав лишь пустые кареты с гербами. Отец Горио - Центральный персонаж романа. Прообразом для него явился шекспировский Король Лир."Неизлечимый отец", у которого на голове есть "единственный бугорок - бугорок отцовства". Он воспринимает мир лишь через призму своего отношения к дочкам, он живет лишь ради того, чтобы выполнять их желания. Этакий "Христос отцовской любви".
Но это лишь одна, нисходящая линия сюжета. Другая, восходящая линия связана с образом Растиньяка, молодого человека из знатной, но бедной провинциальной семьи, приехавшего в Париж, чтобы сделать карьеру. С ним связаны еще три линии романа, каждая из которых обозначает возможный для него путь жизни. Вотрен, загадочная, одновременно притягательная и отталкивающая личность, предлагает путь преступления как самый быстрый способ обогащения и продвижения: Растиньяк должен влюбить в себя совершенно незаметную девушку Викторину и жениться на ней, в то время как другой, никак с ним не связанный человек убьет ее брата, и тогда она станет единственной наследницей своего отца миллионера Тайфера; расплата лишь одна: нужно будет поделиться с Вотреном миллионами Тайфера. Вотрен - своего рода философ. Он убеждает Растиньяка: "Если нельзя ворваться в высшее общество как бомба, надо проникнуть в него как зараза". Растиньяк колеблется, но не решается принять предложение: этот путь оказывается слишком опасным. Вотрена выслеживает и арестовывает полиция, он оказался беглым каторжником Жаком Колленом.
Другой путь, возможный для Растиньяка, представлен в образе Бьяншона, выдающегося врача. Это путь честной трудовой жизни, но он слишком медленно ведет к успеху.
Третий путь указывает ему виконтесса де Боссеан: надо отбросить романтические представления о чести, достоинстве, благородстве, любви, надо вооружиться подлостью и цинизмом, действовать через светских женщин, ни одной из них не увлекаясь по-настоящему. Виконтесса говорит об этом с болью и сарказмом, сама она не может так жить, поэтому вынуждена покинуть свет. Но Растиньяк именно этот путь выбирает для себя. Замечателен финал романа. Похоронив несчастного отца Горио, Растиньяк с высот холма, на котором находится кладбище Пер Лашез, бросает вызов расстилающемуся перед ним Парижу: А теперь - кто победит: я или ты!" И, бросив обществу свой вызов, он для начала отправился обедать к Дельфине Нусинген" (Младшая дочь Горио). В этом финале все основные сюжетные линии соединены: именно смерть отца Горио приводит Растиньяка к окончательному выбору своего пути, поэтому-то роман (своего рода роман выбора) совершенно закономерно называется "Отец Горио".
Но Бальзак нашел композиционное средство соединить героев не только в финале, но на протяжении всего романа, сохраняя его "полицентричность" (термин Леона Доде). Не выделив одного главного героя, он сделал центральным образом романа, как бы в противовес образу собора из "Собора Парижской богоматери" Гюго, современный парижский дом - пансион мадам Воке. Это модель современной Бальзаку Франции, здесь на разных этажах живут персонажи романа в соответствии с занимаемым ими положением в обществе (прежде всего финансовым положением): на втором этаже (самом престижном) обитают сама хозяйка, мадам Воке, и Викторина Тайфер; на третьем этаже - Вотрен и некто Пуаре (впоследствии донесший на Вотрена полиции); на третьем - самые бедные, отец Горио, отдавший все деньги дочерям, и Растиньяк. Еще десять человек приходили в пансион мадам Воке только обедать, среди них - молодой врач Бьяншон.
В центре повествования находится пансион Воке. Он является своеобразным сосредоточием, может быть, даже символом социальных и моральных законов, присущих современной Бальзаку Франции. Не случайно Растиньяк сближает суждение о законах общества виконтессы Босеан и Вторена. Каторжник, говоря о людях, понимает мир как пауков в банке, однако виконтесса сравнивает людей с лошадьми, которых можно загонять и менять на каждой почтовой станции. По существу грязны нормы жизни всех кругов общества, но дом Воке более открыто их демонстрирует. Сделать обобщения, соединить социальные группы на уровне нравственных законов Бальзаку вновь помогают вещи. С их помощью создаются портреты, так, название пансиона Воке свидетельствует об уровне культуры хозяйки и пансионеров, или, скорее, о их безразличии к тому, что их окружает. " Семейный пансион для лиц обоего пола и прочая". Детальное описание пансиона, где обитают герои, являющиеся обобщением самой среды, демонстрируют всю убогость существования героев, которые воспитываются в зависимости от этой среды. Внешность персонажа, его манера вести себя и даже одеваться неразрывно связаны с тем, что их окружает.
Описание юбки мадам Воке занимает несколько страниц. Бальзак считает, что в вещах сохраняется отпечаток судеб людей, которые ими владели, к ним прикасались, по вещам, подобно тому как Кювье восстанавливал "по когтю - льва", можно реконструировать весь жизненный уклад их обладателей.
Роман стал литературным шедевром, дал модель организации романного текста, ставшую популярной и весьма продуктивной
14. синтез романтического и реалистического начал в творчестве мериме
Ю. М. Лотман в одной из последних своих статей, обращаясь к творчеству Мериме, писал:
"Острота позиции Мериме заключается в его подчеркнутом беспристрастии, в том, с какой объективностью он описывает самые субъективные точки зрения. То, что звучит как фантастика и суеверие для персонажа-европейца, представляется самой естественной правдой для противостоящих ему героев, воспитанных культурами разных концов Европы.."
- Романтизм (мистификация).
Произведение Мериме, названное им "Гузла" ("Гусли"), было вновь связано с литературной мистификацией. Первое издание "Гузлы" (1827) состояло из двадцати девяти баллад в прозе, сочиненных самим Мериме и воспевавших величие и героизм народа, который напрягал свои силы в беззаветной борьбе за свободу, против иноземных поработителей. Добавив к ним поэму, представляющую собой перевод сербской народной песни, Мериме объявил свою книгу сборником произведений сербского фольклора. Пушкин и Мицкевич приняли стихи "Гузлы" за творение славянской народной поэзии и сочли возможным некоторые из них переложить на родной язык (Мицкевич перевел балладу "Морлак в Венеции", а Пушкин включил в свои "Песни западных славян" переработку одиннадцати стихотворений "Гузлы").
- Реализм (описывает исторические события). В "Хронике царствования Карла IX", как и в "Жакерии", Мериме обратился к изображению значительных переломных по своему характеру общественных потрясений. Действие его романа протекает в годы религиозных и гражданских войн, охвативших Францию во второй половине XVI века. Кульминационный момент в развитии этого действия - Варфоломеевская ночь, страшная резня гугенотов, учиненная католиками. Варфоломеевская ночь, как показывает Мериме, была порождена не одним лишь религиозным фанатизмом, но одновременно и язвами, разъедавшими дворянское общество. Но мы не найдем в "Хронике" ни Екатерины Медичи, ни Гизов, ни целого ряда других крупнейших политических фигур того времени. Писатель только мельком упоминает будущего Генриха IV и в своеобразном, смело взятом ракурсе, в момент, когда король как бы застигнут врасплох, изображает Карла IX. Поэтому было бы заблуждением искать в "Хронике" прямолинейных аналогий между политической борьбой эпохи Реставрации с исторической действительностью XVI столетия.
К лучшим представителям французского дворянства второй половины XVI века принадлежат и главные действующие лица романа - братья Бернар и Жорж де Мержи. В соответствии со своими эстетическими воззрениями Мериме выдвигает в качестве героев повествования не знаменитых исторических деятелей, а рядовых людей. Братья де Мержи - выходцы из кругов бедного провинциального дворянства. Бернар и Жорж привязаны друг к другу, но им суждено оказаться в противоположных, враждебных общественных лагерях. Таким образом, уже с самого начала жестокий общественный конфликт эпохи придает трагический оттенок личной судьбе героев.
Мериме в какой-то мере полемизировал с концепцией исторического романа, выдвинутой романтиками, и в часности, с литературными воззрениями Альфреда де Виньи, автора "Сен-Мара". Романтический подход к толкованию истории представляется Просперу Мериме чрезмерно произвольным и упрощенно тенденциозным.
- Романтизм После творчески плодовитого 1829г Мериме и в новеллистике продолжал сохранять связь с романтической традицией, разрабатывая мотивы, введенные в литературный обиход романтиками. Это и увлечение экзотикой ("Таманго"), изображение нравов людей, не зараженных буржуазными предрассудками ("Матео Фальконе", "Коломба", "Кармен"), и интерес к вторжению иррационального, фантастического начала в действительность ("Видение Карла XI", "Венера Илльская", "Локис"), к анализу смутных, подсознательных душевных побуждений ("Партия в триктрак"), а с другой стороны, тяга к воспроизведению колорита и духа минувших исторических эпох (заря Возрождения в "Федериго", коллизии времени заката Возрождения в "Душах чистилища"), разоблачение опустошенности светского общества ("Этрусская ваза", "Двойная ошибка"), проникнутое сочувствием внимание к судьбам деклассированных низов, "дна" общества ("Арсена Гийо"). Однако вся эта многообразная тематика решается писателем, как правило, в реалистическом ключе.
В новелле "Таманго" (1829) Мериме с язвительной иронией рисует образ типичного представителя лицемерной и бездушной буржуазной цивилизации, работорговца капитана Леду. Капитану Леду и его помощникам противостоят в новелле негритянский вождь Таманго и его соплеменники. Выступая против колонизаторской деятельности белых и угнетения негров, Мериме подхватывал тему, распространенную в передовой французской литературе 20-х годов. Так, большой популярностью пользовался в эти годы роман Гюго "Бюг-Жаргаль" (второй его вариант был напечатан в 1826 г.).
Мериме не создавал идеализированного и приподнятого над действительностью образа вождя чернокожих. Он подчеркивал первобытность и дикость своего героя. Таманго, как и другие негры, невежествен, подвержен темным суевериям, подвластен слепым инстинктам, эгоистичен и жесток. Однако Таманго присущи и глубоко человеческие черты, возвышающие негра над его поработителями. Острым сарказмом насыщается концовка новеллы, рассказывающая о жалкой и мрачной участи, которая ожидала Таманго в плену. Здесь каждое слово писателя заключает в себе глубокий иронический подтекст. Плантаторы были убеждены, что они облагодетельствовали Таманго, вернув ему жизнь и превратив его в примерного полкового литаврщика. Однако привыкший к свободе чернокожий гигант зачах от этих "благодеяний", запил и вскоре умер в больнице.
Концовка "Таманго" обозначает новую веху в решения колониальной тематики реалистической литературой XIX века за Западе. Трагическая судьба туземцев в условиях двуличной буржуазной цивилизации предстает здесь в ее неприкрашенно-обыденном, прозаически-тягостном виде. Ее изображение не только далеко отходит от рационалистических утопий просветителей XVIII века (вспомним Робинзона Крузо у Дефо и его идеальные, подчиненные воспитательным задачам взаимоотношения с Пятницей). Оно принципиально отлично и от возвышенно-патетической трактовки этой темы романтиками.
15. фантастические новеллы мериме венера ильская
Творческий расцвет Мериме - 40е годы. Это врем создания новелл. Новеллы Мериме можно разделить на 3 группы: экзотические (Маттео Фальконе, Кармен), социально-психологические (Этрусская ваза, Двойная ошибка) и фантастические (Локис, Венера Илльская). Лучшая, по мнению Мериме, его новелла "Венера Илльская", одновременно романтический страшный рассказ об ожившей статуе, реалистическая история брака по расчету и беззлобная сатира на провинциальные нравы.
Археолог отправляется в городок Илль, де была найдена медная статуя. Путешествие соединяется со 2 сюжетной линией: изображение брака по расчету. Дочь господина выходит замуж. В начале дается описание статуи (на цоколе статуи надпись "берегитесь любящих", на лице статуи - усмешка, торжество и злорадство. Ее красота сочетается с бессердечием). Создатель хотел изобразить женское коварство. В женихе жестокость сочетается с красотой (возникает мотив того, что деву отдали чудовищу). Мериме воспользовался древними средневековыми и античными легендами. Сюжет новеллы заимствовал у Лукиана (жених надел обручальное кольцо на палец статуи, после чего статуя согнула палец). Кульминация - ночью. Гости на свадьбе слышат крик после тяжелых шагов в спальне молодоженов. Жених оказывается задушенным в своей постели. Мериме оставляет концовку открытой.
16. кармен как образец эллипсной новеллы
Творческий расцвет Проспера Мериме приходится на 30-40е годы - время создания новелл. М. создает новый тип новеллы - эллипсную. Эллипсная новелла - это промежуточная форма между новеллой классической, в которой один центр, и романом, обладающим полицентричной структурой. В эллипсной новелле 2 центра, вокруг которых организуется действие. Параллельно развиваются 2 сюжетные линии, возникает ощущение, что одна главная, а др. - второстепенная. 2 центра - соединение 2х историй. К такому типу новелл относится экзотическая новелла "Кармен".
Новелла делится автором на 4 главы по принципу контраста:
1 часть - рассказ путешественника, который отправился в Испанию на поиски древнего города Мунда. Встречается с Хосе Наварро (образ романтического героя, одинокого изгнанника).
2 часть - встреча рассказчика с цыганкой Кармен. Описание Кармен дается глазами француза, человека другой цивилизации. Автор классифицирует ее красоту. С каждым недостатком она сочетает достоинство. Предстает как воровка (стащила часы).
3 часть - повествование о любви Кармен и Хосе (романтической и трагической). Рассказ ведется от лица Хосе, это монолог - исповедь человека, накануне казни, находящегося в тюрьме за свои преступления. Портрет Кармен дается глазами Хосе.
4 часть - историко-этнографическое исследование, посвященное культуре и языку цыганского народа. Это исследование является 2 скрытым центром текста. Кармен и Хосе предстают не как романтические личности, а как носители психологии и сознания собственных народов. Кармен - цыганка, подчеркнуто то, что у цыган нет родины, для них самое важное - это свобода. Предпочитает умереть, но не утратить своей свободы. У Хосе другие идеалы. Его нац-ть - баск. Ему важно, чтобы был дом, жена, дети. Мериме изображает столкновение 2х характеров, которые не способны понять друг друга (2 разных типа восприятия жизни).