1. русская литература серебряного века как художественный феномен.
Литература серебряного века относится к числу мировых читательских приоритетов. 20 век не похож на век 19. Быстро развивается наука, прежде всего естественные дисциплины, меняется представление человека об окружающем мире и другим становится мироощущение человека, оно становится трагическим, окружающий мир часто воспринимают как катастрофу, а слово кризис становится ключевым словом эпохи.
Александр Амфитеатров "Закат старого века"
Михаил Арцыбашев "У последней черты"
Викентий Версаев "Без дороги", "На повороте".
Пограничная эпоха. Все понимают отличие 20в. от 19в. Блок: "Уже январь стоял под знаком совершенно иным, чем декабрь 1900".
Литература 20 века отличается от литература 19 века. В 19 веке - четко сложивашаяся иерархия писательских имен, в 20 веке - сложнейшее созвездие имен и нет деления на первостепенных и второстепенных.
В 19 веке худ-эстет (?) последовательно сменяли друг друга, а 20 век - многоярусная художественная реальность, где одновременно есть и реализм, и модернизм, огромное число литературных направлений, групп, школ.
Неореализм - характеризуется тремя основными признаками:
1. Отход от натурализма
2. Обоновление реалистических традиций.
3. Открытость модернистскому опыту.
В конце 19 в появляется понятие "Серебряный век", сначала носит расширительный характер, только на рубеже веков входит в литературоведческий обиход. ("Платиновый век" Омри Ронен, "Серебряный век как умысел и вымысел" Амст"97, Москва'00)
Периодизация.
1. 1890е - 1917 г.
Начало 3 пролетарское освободительное движение - октябрьский переворот.
В.Ходасевич "1917 г показал воочию, что мы присутствуем при смене двух эпох"
К началу 90-х гг. западными словистами литература серебряного века была изучена лучше. Доскональнее всего изучили Вячеслава Иванова и Александра Белого (символизм). Convivium- общество, изучавшее идеи Иванова.
Русская литература рубежа веков включает в себя понятие литература серебряного века. Писателя Серебряного века можно назвать писателем рубежа веков, но не каждого писателя можно отнести к Серебряному веку.
4 необходимых условия для отнесения писателя к литературе Серебряного века.
1. Интерес к сложной, многообразной человеческой личности.
2. Идея жизнестроительства (жизнетворчества)
3. Религиозно-философские искания.
4. Конфликт с "железным веком" (опр. В.Крейда)
К.Бальмонт - Дионисийство и либертизм
Н.Гумилев - Апологетика сильной личности"
З.Гиппиус - Описание снов
Д.Мережковский - Описание галлюц. состояний.
Гумилев: любимые герои - сильные личности.
Текст - поэтическая декларация.
Худ.программа - "Мои читатели" - белые стихи, общий размер.
Театрализованность эпохи.
Шекспир "Как вам это понравится": "Весь мир театр и люди в нем актеры".
Пронизаны мистификациями (поэтесса Елена Дмитриева, поэт Николай Клюев).
Поэты выглядят театрализовано (К. Бальмонт "Хамы, расступитесь! Идет сын солнца...", Игорь Северянин)
Увлечены идеями Хилиазма - Царство Божье на Земле.
В иммиграции Мережковский Гиппиус окажутся близки к католицизму, а Иванов открыто перейдет и будет главным хранителем Ватиканской библиотеки.
В христианстве - секстантские идеи - хлыстовство. Символист Добролюбов бросает семью и организовывает секстантскую общину. В.Брюсов
Конфликт с "железным веком". Большинство русскиз поэтов уходят в 37 лет.
2) основные темы и мотивы поэзии серебряного века.
В основном представлен поэзией. Б.Чичибабин "У прозы есть предел". Поэзия устремлена в будущее, ввысь. Поэзия - это непременно тайна, загадка.
Поэзия - невероятная свобода дыхания, поэзия не подчиняется законам, выбивается из рамок, не подчиняется нормам. (напр, Василиск Гнедов - поэма конца - без слов, только жест - новаторская. Основоположник перфоманса). Видимый тупик оборачивается невидимым новаторством.
Главный закон поэзии: "Так я хочу!" А. Блок.
"Для меня все преимущество и проклятье современной лирики состоит в том, что каждый волен вкладывать в нее свой смысл" (приписка из письма Шершеневичу Блока)
Основные темы и мотивы.
1. Трагическая тема эмиграции.
2. Назначение поэта и поэзии.
3. Тема вины и покаяния.
Трагическая тема эмиграции.
Эмигранты надеялись вернуться. Страны русского рассеяния: Китай (Харбин, Шанхай), Франция, Сербия, Чехия, Югославия, Болгария.
А.Федоров эмигрировал в Болгарию. Текст в жанре молитвы:
Здесь труд мой был и будет впредь,
Как мох в скале.
Не дай мне, Боже, умереть
В чужой земле.
Текст построен на антонимах, мох на скале - писатель в эмиграции.
Лирика не имеет названия. Выплеск эмоций. Прием строфического кольца.
Эмиграция изменила тональность творчества многих авторов.
Петр Потемкин. Примитивист, учился в военно-хирургической академии, на 4м курсе курсовая работа "между творчеством психически больных и модернистов нет разницы" потом бросил институт и стал модернистом. Его творчество - эстетический примитивизм. ("Черная Молли")
Мигрировал в Париж. Тональность творчества приобретает трагическую окраску.
Георгий Иванов. Акмеист. Жизнь в эмиграции - инобытие, жизнь после смерти. Поэзия парадоксальна, построена не противном. "Мы не молоды, но и не стары"
Мы не молоды. Но и не стары.
Мы не мертвые. И не живые.
Вот мы слушаем рокот гитары
И романса "слова роковые".
О беспамятном счастье цыганском,
Об угарной любви и разлуке,
И - как вызов бокалы - с шампанским
Подымают дрожащие руки.
За бессмыслицу! За неудачи!
За потерю всего дорого!
И за то, что могло быть иначе,
И за то - что не надо другого!
Аллитерация на р подчеркивает холодность, неуютность пространста. В качестве эпиграфа у Иванова Адамович. Были друзьями. "имя тебе непонятное дали". Крупный поэт русского западного зарубежья.
Хорошо, что нет Царя.
Хорошо, что нет России.
Хорошо, что Бога нет.
Только желтая заря,
Только звезды ледяные,
Только миллионы лет.
Хорошо - что никого,
Хорошо - что ничего,
Так черно и так мертво,
Что мертвее быть не может
И чернее не бывать,
Что никто нам не поможет
И не надо помогать
Тема вины и покаяния.
Бердяев говорит, что все люди и народы делятся на два типа: одни культивируют чувство обиды, а другие живут с постоянным чувством вины.
Достоевский: "Всяк за всех виноват".
Тема вины появляется в творчестве Максимилиана Волошина. Он был над схваткой, помогал и белым, и красным. Мотив личной ответственности каждого за происходящее в стране. " В годы гражданской войны".
Владимир Корнилов "40 лет спустя". Считает, что автор должен простить своего врага, принять несимпатичного ему персонажа. "В поселке под Москвою".
Борис Чичибабин "Плач по утраченной Родине" диссидент, боролся с социалистическим государством.
Тема поэта и поэзии.
Ахматова: Стихи родятся из сора.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Пастернак: Поэзия - это творчество, самоотдача.
Самойлов: Стихи из яды.
Ермаков "Генезис"
Маяковский: Поэзия - тяжелый труд.
3) русская философия и эстетика в контексте литературы серебряного века. сердце, эрос, другой в философской традиции рубежа веков.
Русский религиозные философы.
Религиозная философия играет особую роль.
Н.Бердяев
Л.Шелестов
И.Франк
В.Розанов
Б.Вышеславцев
Н.Федоров
Отец П.Флоренский
Отец С.Булгаков
Отец Павел Флоренский 1914г "Столп и утверждение истины, опят православной теодицеи". Теодицея - богооправдание.
Фундаментальный труд о гармоничном существовании человека в мире, сосуществование с Богом. Написано в виде писем к другу. Снабжено комментариями.
1909 "Вехи" философы пытаются подвести итоги первой русской революции 1905г. И наметить пути исторического развития России.
Сборник предупреждает об опасности марксистского пути, т.к если по этому пути - будут новые потрясения (февраль 1917, октябрь 1917)
Авторы возлагают вину за происшедшее на русскую интеллигенцию (от Радищева до Бомбометателей)
2009г симпозиум "Уроки сборника "Вехи"". Солженицын "Вехи и сегодня кажутся нам как бы присланными из будущего".
Философские сюжеты.
Развиваются в трех направлениях: Сердце, Эрос, Другой.
Сердце - наиболее популярен у писателей Серебряного века (или Душа)
Карамзин: "Писатель есть сердце-наблюдатель". Есть в творчестве каждого представителя Серебряного века. Лирическая кардиософия - поэзия сер.века.
Категория помещена в свой контекст у каждого автора.
В.Ходасевич - категория помещена в гармонический контекст, тк ЛГ находится в гармонии с собой, Богом, окружающим миром.
С.Надсон - говорится о больном, разбитом сердце, тк влияют житейские реалии - потерял невесту в 22г, болел туберкулезом, умер в 24. Усталость разбитого сердца.
С.Есенин - ранний отличается от позднего. Поздний - светлые начала. Категория передается через близкие ему понятия. Душа - яблоня. Если человек не следует естественным побуждениям - душа остывает, гаснет.
Ранний - категория сердца помещена в нарочито грубый, сниженный контекст.
Эрос - тема любви - самая распространенная в сер.веке. Каждый пишет о любви по-своему. З.Фрейд "По ту сторону принципа удовольствия" - жертвенность русского эроса.
Другой - христианские традиции. Не делай другому то, чего не хочешь себе.
За исключением Сологуба. Сологуб противопоставлял христианские традиции - странный, черный, мрачный ЛГ служит дьяволу. С молитвой о спасении обращается к дьяволу.
4) русское искусство рубежа веков и литература серебряного века.
"Серебряный век" русской культуры оказался на рубеже веков. "Век" продолжался недолго - около двадцати лет, но он дал миру замечательных философов, продемонстрировал мелодию поэзии, воскресил древнерусскую икону, возникли новые направления в живописи, музыке, театральном искусстве. "Серебряный век" - период формирования русского авангарда. Никогда не было в русском искусстве столько направлений, группировок, объединений, ассоциаций, как в начале XX века. У каждого из них были свои творческие теоретические программы, почти все они отрицали достижения предыдущих поколений, враждовали друг с другом и пытались предсказать будущее, которое было для них самих неясным и туманным, поэтому почти всегда трагический оттенок в творчестве многих художников и поэтов. Выражение и название "серебряный век" является поэтическим и метафорическим, не строгим и не определенным. Его придумали сами представители серебряного века. У А. Ахматовой оно присутствует в известных строчках: "И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл...". Его употребляет Н. Бердяев. А. Белый назвал один свой роман "Серебряный голубь". Редактор журнала "Аполлон" С. Маковский использовал его для обозначения всего времени начала XX века.
В самом названии имеется некое противостояние предшествующему, золотому веку, когда русская культура переживала бурный расцвет. Она излучала яркий, солнечный свет, освещая им весь мир, поражая его своей силой, блеском и великолепием. Искусство тогда активно вторгалось в общественную жизнь и политику. Оно в полной мере соответствовало известной формуле Е. Евтушенко: "поэт в России - больше, чем поэт". Напротив, искусство серебряного века стремится быть только искусством. Излучаемый им свет предстает лунным, отраженным, сумеречным, таинственным, магическим и мистическим.
В 90-е годы в литературе восприятие мира становится более свободным. Личность художника становиться более раскрепощенной, ощущение замкнутости мира начинает ослабевать. Однако реальной действительности противопоставлены несколько вариантов. Одни утверждают, что изображение жизни в произведениях искусства должно быть "не такой, как она есть, и не такой, как должна быть, а такою, как она представляется в мечтах". Другой подход-изображение действительности и попытка "сконструировать жизнь", сделать ее такой " какой она должна быть".
Период "переходных" культур всегда драматичен и противоречив. Всегда сложны и непримиримы отношения между традиционной классикой прошлого - знакомой, привычной, понятной, хотя уже не особо интересной, и формирующейся культурой будущего, культурой нового типа, такой новой, что ее проявления непонятны, она пугает, вызывают негативную реакцию. Это понятно: в сознании общества смена культур происходит достаточно болезненно. Изменение ценностных ориентиров, идеалов и норм духовной культуры вызывает недовольство у представителей старшего поколения. Старые ценности выполнили свою функцию, а новых ценностей еще не создали, они только складываются, они только зарождаются и историческая культурная сцена остается пустой.
В России сложность состояла в том, что общественное сознание складывалось в условиях, когда Россия переходила к новым формам экономических отношений. Теряются традиционные общинные связи, происходит маргинализация, которая захватывает все большее количество людей. Российская интеллигенция оказалась беспомощной перед новыми требованиями политического развития: развивалась многопартийность, и реальность значительно опережала теоретическое осмысление принципов новой политической культуры. Русская культура в целом начинает терять один из основополагающих принципов своего существования - "соборность" - ощущение единства человека с другим человеком и социальной группой, развивается ощущение "внеземного" существования человека. Характерной чертой новой культуры является космологизм - элемент и новой картины мира, и нового ее осмысления. Космологичность русской культуры формируется как неотъемлемая необходимость нового времени, как выражение настроения. В философии этого периода космологизм обосновывается теоретически - он присущ Вл. Соловьеву, В. Розанову, Н. Лосскому. Космическая направленность ощущается в русской поэзии (В. Брюсов, А. Белый, А. Блок), в русской живописи (М. Врубель) и русской музыки (А. Скрябин).
Пессимистические настроения возникают в переходные периоды, крепнет чувство наступления конца мира. Последние десятилетия XIX века в России - это глубокое разочарование в путях истории, неверие в существование плодотворных исторических целей, ожидаемый конец мира связан с предчувствием конца русской империи, русской государственности, которые считались священными. Новый тип культуры формируется на основе критицизма: духовная культура строится на фундаменте переосмысленного опыта и новых идей. Невозможно за два десятилетия решить вопросы, волновавшие веками русскую интеллигенцию, полностью использовав преимущества и недочеты культуры предшествующего периода. Главным в формировании нового типа культуры выступает вера, а не разум, поэтому в России ищут не просто новые ценности и новые идеалы, ищут ценности "вечные" - "абсолютное добро", "вечную и нетленную красоту".
Критицизм, основой которого является вера, вызвал к жизни неоднозначное отношение и к культуре, и к цивилизации. К концу XIX века в России возникает вопрос о цене культуры и даже, как замечает Бердяев, "о грехе культуры". С позитивной стороны пытается осветить взаимосвязь культуры и цивилизации Петр Лавров в неоконченных "Исторических письмах", который считает, что цивилизация дает "условную ложь" человеческого существования, а идеалом его является "неприкрашенная правда". Разоблачение "возвышенной лжи" привело к выводу о том, что "в природе больше истины и правды, больше божественного, чем в культуре".
5) философия города (москва - спб) в контексте лит-ры св
СПБ основан в 1703 г, столица перенесена из Мск, Карамзин считал строительство Спб "блестящей ошибкой".
Спор между Мск и Спб - противостояние в культуре, философской традиции.
Спб - Европейский город, похожий на другие столицы.
Мск - Азиатский город, непохожий ни на что другое.
Мск - город сердца, город души. Спб - город ума.
Мск застраивалась естественно, хаотично, на 7 холмах.(улочки, переулки).
Спб выстроен геометрически, рационально. (В.Шершеневич, имажинист "Поэзия без образа безобразна")
Мск - русский феникс (пожар 1812), "третий Рим, четвертому не бывать"
Спб - город Антихриста, Петр 1 - Антихрист, порывал с русскими народными традициями. Город-Вавилон, русская клаустрофобия.
В 1767 Екатерина II планировала обратиться к созданию памятника, воплощающего символ города. Должны была бы быть фигура Святого Петра, но воплотили фигуру Петра 1 (медный всадник). Двойной памятник. Фальконе.