Основные положения эстетики Чернышевского наиболее полно отражены в его диссертации "Эстетические отношения искусства к действительности" (1855). Само название очень точно передает замысел автора и суть его работы. Как соотносятся искусство и действительность? Это важнейший вопрос эстетики, который решается по-разному в зависимости от того, кто на него дает ответ: материалисты или идеалисты. Во времена Чернышевского в области эстетики господствовала идеалистическая теория, опирающаяся на учение философа-идеалиста Гегеля. Борьба, которую вел Чернышевский, была трудной, он сражался с сильным противником.
Свое понимание; прекрасного Чернышевский основывает на убеждении о первичности материи, реального мира. Эта действительность, этот мир прекрасны сами по себе, а вовсе не как отблеск какой-то идеи. Так возникает основополагающий тезис его диссертации: "Прекрасное есть жизнь". Тут же Чернышевский уточняет, конкретизирует свою позицию: "...прекрасно то существо, в котором видим мы жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям". Выражение "наши понятия" призвано было дать представление о передовых взглядах, основанных на защите народных интересов, ориентирующихся па народное восприятие красоты как наиболее истинное и объективное.
По убеждению Чернышевского-материалиста, действительность всегда выше искусства. В споре с идеалистами, которые "приподнимали" искусство над жизнью, Чернышевский склонен был как бы "принижать" его: он даже полемически называл искусство "суррогатом" (в том смысле, что реальная, живая, настоящая жизнь всегда богаче, ярче, значительнее своего отражения).
В полном соответствии с материалистическим решением вопроса об отношении искусства к действительности Чернышевский четко формулирует цель и задачи искусства: "... воспроизведение всего, что интересно для человека в жизни; очень часто, особенно в произведениях поэзии, выступает также на первый план объяснение жизни, приговор о явлениях ее".
Эстетические взгляды Чернышевского не были мертвой схемой, они уточнялись в его дальнейшей деятельности. Но от основных положений своей теории он никогда не отказывался.
В современной эстетике творчески развиваются многие положения, впервые выдвинутые Чернышевским. Марксистско-ленинская эстетическая теория понимает искусство как специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, утверждения определенной системы ценностей. Искусство необходимо как особый метод общественного воспитания человека, его эмоционального и , интеллектуального развития. И в этом отношении оно не может быть заменено, например, наукой и не является, следовательно, формой популяризации научных сведений.
Чернышевский последовательно и настойчиво утверждал мысль об искусстве как о воспроизведении, отражении реальной жизни. Но мы знаем теперь, что искусство, как писал Писарев, "не только отражает объективный мир, но и творит его" [29, 194].
Значение эстетических воззрений Чернышевского было очень велико для своего времени, но они не устарели и в наши дни, "если их рассматривать не как системы готовых истин и не как образцы эстетики вульгарного толка (встречается и то, и другое к ним отношение), а как определенный этап аналитического исследования искусства, результаты которого для нас недостаточны, но необходимы".
Преимущественное внимание Чернышевского-критика привлекали новые произведения русских писателей, обращавшихся к освещению насущных общественных проблем. Он восторженно встретил появление "Губернских очерков" Салтыкова-Щедрина, видя в них развитие тех самых гоголевских традиций, которые считал важнейшими для русской литературы. В статье "Русский человек на гепиех-уоиз" (о повести Тургенева "Ася") Чернышевский выступил против политической трусости и безволия либералов, проявляющихся во всех сферах жизни. Это был прекрасный пример публицистической критики.
Несомненное художественное чутье Чернышевского ярко проявилось в его рецензии на ранние произведения Л. Толстого. Он проницательно отметил те черты таланта писателя, которые стали ведущими и определяющими для его последующего творчества: правдивое воспроизведение крестьянского сознания, выдающийся дар психологического анализа, мастерство в исследовании "диалектики души", чистота нравственного чувства.
Последнее литературно-критическое выступление Чернышевского "Не начало ли перемены?" было посвящено рассказам молодого писателя-демократа Николая Успенского. Эта статья даст прекрасное представление о так называемой "реальной критике", выдающимися представителями которой были Чернышевский и Добролюбов. Для них нередко литературное произведение было поводом, своего рода трамплином для перехода к суждениям общественно-политического плана. Так, критическая статья о сборнике рассказов Н. Успенского превратилась по существу в воззвание, в котором высказывались самые заветные идеи великого революционера-демократа о необходимости прямого, сознательного участия народа в революционном переустройстве жизни.
Литературно-критические статьи Чернышевского являлись не просто иллюстрациями его эстетической теории. Практическая работа и области литературной критики способствовала в ряде случаев дальнейшему углублению и уточнению эстетических взглядов вождя революционно-демократического движения.
У раннего Чернышевского порою проявлялось все же узкое понимание общественного назначения и функций искусства. Так, в начале своей деятельности он полагал, что передовые идеи эпохи могут быть наиболее полно выражены тогда, когда художник является их сознательным провозвестником, обладает теоретически оформленным революционным мировоззрением. Однако служение интересам современности проявляется в художественной литературе не всегда в прямой, непосредственной форме. Даже писатель, по своим субъективным устремлениям далекий от передовых идей своего времени, может объективно стать выразителем реально совершающихся исторических процессов. Такой взгляд на литературу отразился в наиболее глубоких и зрелых статьях Чернышевского.
1. периодизация
Критика разделяется на 2 периода: ДО и ПОСЛЕ реформы 1861 года. Эти же события и ознаменовали и творческий литературный и критический процессы.
Основные этапы:
1) 18 век - сначала театр, затем лит.критика
появляется классицист.эстетика - без прикрас и отвлечений указать на наиб.важные моменты
2) 1/2 XIX в - появляется проф.критика в лице Карамазина (первый), Кочановского, Киреевского. Критика этого периода толкует пр-е как единое худ.целое.
3) 2/2 XIXв - критики рассматривали лит.пр-я с т.зр. отражения социальной реальности, соц.проблем.
Эстетич.критика (идея чистого искусства): Дружинин - внимание к худ.достоинствам пр-я; Аненков; Боткин. Эстетические критики рассматривали лит-ру как искусство.
Органич.критика: Григорьев.
Почвенническая (братья Достоевские)
4) 3/3 XIX в. - нач. XX в. - появление социологической критики. Внимание к лит-ре с т.зр. социальной остроты, социальной направленности. Добрынин, Чернышевский.
1я пол. XXв - появление марксисткой критики на основе реальной и социологической критики (Плеханов, Луночарский, Ленин). Представители это направления стремились контролировать весь лит.процесс. жёсткий контроль за критикой
Булгаков, Ахматова, Зощенко, Цветаева НЕ ПОДЧИНЯЛИСЬ
2я пол. XX - нач. XXI (наше время). Нет хороших критиков уровня Белинского. последние годы блестящих писателей (Р.Быков). Ни поэтов, ни прозаиков, ни драматургов => нет критиков за неимением лит-ры
1. восемнадцатый век
метод проявлялся не только в лит-ре, но и в др.видах иск-ва, в т.ч.в критике
введён термин "критика" кантемиром в 7ой сатире "О воспитании" в примеч: "Критик - это острый судия", затем у Тредиак.в "Письмах..."
Своеобразие: период становления и возникновения критики.
- критика в форме басен, сатир, пародий, эпиграмм
- писатели - Карамзин, Херасков
- молодые лит-ры 19в (Батюшков) испытали влияние сент-ма
- теоретич.и критич. мысль 70х гг отражала развитие лит-ры
- критика была слита с лит-рой (эписмтола Сумарокова - в стих.ф.)
- критика обращена к версификации
Главные принципы критики 18в:
1) лингвостилистический - реч.погрешности, грамматич.и логич.ошибки (вместо "кастальских" - "кастильские воды"), внимание к лексике
2) нормативный - строгое соблюдение правил (Буало "Поэтика"). многие оды, напр., писались все как одна (количество актов трагедии, напр.)
3) вкусовой (выдвинут сентименталистами) - идею вкуса выдвинул Карамзин. низкий стиль и высокий стиль. нужно писать 2м стилем, кот.не оскорблял вкуса благородного читателя.
1) Это начальный этап в развитии РЛК; связан с утверждением классицизма в лит-ре (1740-1770е)
2) Постоянная оглядка на европейский опыт
3)Критика не была отделена от других форм литературно-худ-ой и науч. деятельности. Была слита с теорией лит-ры и лит-ной практикой. стиховедение, литвед и критика неразделимы.
4) На первых порах профессиональной критики не было, были писатели-критики
5) Чаще всего критическое выступление становилось обоснованием авторского права на инд-сть, формой защиты от возможных нападок. Это были "письма", "рассуждения", "предисловия" к сочинениям, эстетические трактаты и "риторики" ("Рассуждение об оде вообще" Тред., "Письмо о правилах российского стихотворства" и "Краткое руководство к красноречию" Лом., "Наставление хотящим бытии писателями" Сум.)
6) Критика одновременно была средством лит.борьбы, выливаясь в форму эпиграмм, сатир, пародий, стих. посланий, крит.статей
7) Главным образом споры шли вокруг проблем версификации, лит. жанров, стилевой упорядоченности и языковой ясности
8) критика носила грубый и пошлый хар-р
9)В 1770-90е становится тесно связанной с журналистикой, занимает важное место в периодических изданиях; поднимаются такие проблемы как подражательность и самобытность лит-ры, природа писательского таланта, роль отдельных жанров в совр. лит. процессе, назначение сатиры, исторический путь развития отечественной словесности.
10) Полемика между "Всякой всячиной" Екатерины II и новиковским "Трутнем" о том, что должно быть объектом сатиры и в какой мере допустима она в периодич. изд-ях ("улыбательная", о человеч.слабостях или же острая социальная, в том числе сатира на лица)
11) Обновляются формы лит.кр. - появляются жанры рецензии, лит. фельетона, критич.заметки, обозрения
12) К к. 1770-х одной из новых функций критики становится информативная - на страницах ежемесячного "СПБго вестника" появилась рубрика "Известия о новых книгах", также в журнале "Зеркало света". Крит.материалы занимали важное место в "Собеседнике любителей российского слова" Дашковой.
14) Посл. треть 18 в. - зарождение и расцвет сентименталистской критики
Развивается критика на основе сужден писателей и постепенно становится фактом литературн жизни. Начин развиваться с осмысления и формирован эстетическ основ русск лит-ры, когда активно перерабатыв сюжеты античн, средневеков, Возрождения.
Вклад классицистов в развитие теории критки в том, что писатели 18 в хорошо были знакомы с европ авторами в 40-50 гг.
Задача русск критики была общей - развитие русск лит-ры на основе принципов классицизма.
В конце 18 в критика приобрет нац черты. В центре вниман критики наход вопросы теории и эстетики, теории стихосложения.
"Пиитика" Ф. Прокоповича (общие законы правдоподобие, сообразность).
Необход следоав наилучшим образцам.
Кантемир "Вопросы литерат теории" (опир на ис-во поэзии Горация, Буало).
Большое значение придавал сатире - его политическ и обществен знач. Труд - это форма служения общ-ву. Все остальн жанры - это дело незрелых людей. Сатира наиб действ способ влияния на обществ нравы, так как чел-к наиболее всего стремится попасть под насмешки. Объектом сатиры - явл обобщен человеч пороки - результат греховности.
Тредьяковский - первый русский критик литер, переводчик.
У него историч подход к лит-ре (русск лит-ра явл приемницей древней простонародн поэзии).
Статья 1755 "О древнем, среднем и новом стихотв российском".
Обознач критерии худож перевода: 1) точность передачи основной мысли;
2) ясность и сила поэтич изложения. Он ратовал за богатство рифм, но главное, чтобы не было поврежд смысла.
Был одним из первых, кто употребил слово "критика". Критика осуждает плохое произведение, но суждение должно быть умеренным. Он оставался приверженцем высоких, сложных выражений - кабинетный ученый.
М. В. Ломоносов (формиров воззрения под влиян классицизма)
В его трудах больше рассужден по вопросам эстетики, так как у него как ученого энциклопед склада развито чувство природы. Пытался уловить её красоту, это рождало мысль об эстетическ наслаждении. Мысль о 3ех штилях. Лексическ система русск языка
(высок штиль - церковнослав, средний - общеупотребит, низкий - разговорн).
1757 "Предисловие о пользе книг церковных в российск яз".
Высок жанры - оды и героич поэмы - высок штиль;
Средние - сатира, историч проза, научн сочинен;
Низкая - комедии, песни, описан обыкнов дел.
"Рассужден об обязан журналистов" (1755)
Роль журналистики и критики (цели):
1) давать ясн и четкие изложен содержан, толковать смысл произвед
2) выносить суждения о произведен по существу дела (оценка содержан); потребности выполнен - худ форма; нравствен значение сочинения.
Журнал существ для того, чтобы было стремлен познакомиться с появл произведением.
А. П. Сумароков.
Рационалистич подход к лит-ре. Задача ис-ва - бороться за принципы разумно-прекрасного и разумно-справедливого. Торжество разума разруш человеческ страсти, поэтому надо бороться со страстями.
Пороки:1) страсти (трагедии); 2) глупости (станов предметом комедии)
Цель трагедии - вести к добродетели, очищаться от страсти через разумн начало.
"Наставление хотящим быти писателями" 1774г.
(Богатство рус яз не соответств уровню лит-ры. Некотор писатели не способны пользов богатством родной речи и они прибегают к использов иностр слов. Однако "что есть хорошо на языке французском, то может скаредно во складе бытии русском.)
Пафос его критики сосредоточен на развитии национальн самосознания. Основа нашей культуры - церковнославянск. Его заслуга - одним из первых высказал мысль о сближении церковной и светской культурн традиции (в народн песнях).
1. классицистическая критика
Развивается критика на основе сужден писателей и постепенно становится фактом литературн жизни. Начин развиваться с осмысления и формирован эстетическ основ русск лит-ры, когда активно перерабатыв сюжеты античн, средневеков, Возрождения.
Вклад классицистов в развитие теории критки в том, что писатели 18 в хорошо были знакомы с европ авторами в 40-50 гг.
Задача русск критики была общей - развитие русск лит-ры на основе принципов классицизма.
В конце 18 в критика приобрет нац черты. В центре вниман критики наход вопросы теории и эстетики, теории стихосложения.
"Пиитика" Ф. Прокоповича (общие законы правдоподобие, сообразность).
Необход следоав наилучшим образцам.
Кантемир "Вопросы литерат теории" (опир на ис-во поэзии Горация, Буало).
Большое значение придавал сатире - его политическ и обществен знач. Труд - это форма служения общ-ву. Все остальн жанры - это дело незрелых людей. Сатира наиб действ способ влияния на обществ нравы, так как чел-к наиболее всего стремится попасть под насмешки. Объектом сатиры - явл обобщен человеч пороки - результат греховности.
Тредьяковский - первый русский критик литер, переводчик.
У него историч подход к лит-ре (русск лит-ра явл приемницей древней простонародн поэзии).
Статья 1755 "О древнем, среднем и новом стихотв российском".
Обознач критерии худож перевода: 1) точность передачи основной мысли;
2) ясность и сила поэтич изложения. Он ратовал за богатство рифм, но главное, чтобы не было поврежд смысла.
Был одним из первых, кто употребил слово "критика". Критика осуждает плохое произведение, но суждение должно быть умеренным. Он оставался приверженцем высоких, сложных выражений - кабинетный ученый.
М. В. Ломоносов (формиров воззрения под влиян классицизма)
В его трудах больше рассужден по вопросам эстетики, так как у него как ученого энциклопед склада развито чувство природы. Пытался уловить её красоту, это рождало мысль об эстетическ наслаждении. Мысль о 3ех штилях. Лексическ система русск языка
(высок штиль - церковнослав, средний - общеупотребит, низкий - разговорн).
1757 "Предисловие о пользе книг церковных в российск яз".
Высок жанры - оды и героич поэмы - высок штиль;
Средние - сатира, историч проза, научн сочинен;
Низкая - комедии, песни, описан обыкнов дел.
"Рассужден об обязан журналистов" (1755)
Роль журналистики и критики (цели):
1) давать ясн и четкие изложен содержан, толковать смысл произвед
2) выносить суждения о произведен по существу дела (оценка содержан); потребности выполнен - худ форма; нравствен значение сочинения.
Журнал существ для того, чтобы было стремлен познакомиться с появл произведением.
А. П. Сумароков.
Рационалистич подход к лит-ре. Задача ис-ва - бороться за принципы разумно-прекрасного и разумно-справедливого. Торжество разума разруш человеческ страсти, поэтому надо бороться со страстями.
Пороки:1) страсти (трагедии); 2) глупости (станов предметом комедии)
Цель трагедии - вести к добродетели, очищаться от страсти через разумн начало.
"Наставление хотящим быти писателями" 1774г.
(Богатство рус яз не соответств уровню лит-ры. Некотор писатели не способны пользов богатством родной речи и они прибегают к использов иностр слов. Однако "что есть хорошо на языке французском, то может скаредно во складе бытии русском.)
Пафос его критики сосредоточен на развитии национальн самосознания. Основа нашей культуры - церковнославянск. Его заслуга - одним из первых высказал мысль о сближении церковной и светской культурн традиции (в народн песнях).
ода, трагедия, эпопея
Теория оды.
Ода - жанр высокий, предназначенный для нравственного воспитания людей. Кодексом классической оды стала теория оды Буало. Первый заговорил об этом Державин, который в "Рассуждении о лирической поэзии или об оде" обобщал не только опыт предшественников, но и собственную художественную практику. В качестве первоосновы художественного творчества видел вдохновение. Тредиаковский подчёркивал, что жанру оды присущ лирический беспорядок, "божий язык"; она близка к псалмам по "высокости" речей и резко отличается качеством и других лирических произведений, содержание которой почти всегда составляет любовь. На основе теории оды появляется теория вдохновения.
Теория трагедии: А.П. Сумароков. Опирался на античные трагедии, традиции Расина. Конфликт человека и общества; чувства и долга. Сюжет любой трагедии - столкновение, 1 сюжетная линия (по классицизму). Образ - персонификация какого-то качества (достоинства или порока). Триединство места-времени-действия часть нарушались на практике. Невозможность соединения высокого и комического, высокого и низкого. Сумароков написал критической эссе "Мнение во
сновидении о французских трагедиях", созданное на рубеже 60-70-х гг. XVIII века.
Трагедия "Дмитрий Самозванец" - одна из величайших трагедий.
Теория эпопеи: Эпопеей занимались Херасков, Тредиаковский и Сумароков. Жанр высокий, историко-героический, ориентирован на античность. В основе лежит вымысел, но при наличии исторических героев (Пётр I, Иван Грозный, Александр I и др.), обладает достойными качествами. Задача - воспитание гражданина, усовершенствование его нравственных качеств. Народ - безликая масса, толпа, которая следует за вождём.
7. Литературоведение и критические труды А.П. Сумарокова
Считал средний стиль основой литературы. Написал 2 эпистолы о русском стихотворстве. Сильное влияние творчества Н. Буало. Требовал соблюдения чистоты жанра, создал теорию драмы, призывал писать только стихотворными формами. В отличие от Буало расширил жанры, которые нужно уважать песней и комической поэмой. Он начал издавать первый в России частный журнал в 1759 г. - "Трудолюбивая пчела".
Критические труды: 1) "К легкомысленным стихотворцам"; 2) "О стихосложении" (амфибрахий); 3) "Критика на оду" (Ломоносова); 4) 1774 г. "Хотящему быть писателем" = эпистола о языке и поэзии.
Сумарокову не нравилось в творчестве Ломоносова барочное начало. - Завершил теоретическое обоснование классицизма. - Средний стиль - основа русской литературы.
Создаёт теорию драмы: мнение о трагедии. Россин, Вольтер - брали высокое начало, соблюли все правила классицистического искусства, создавали стихотворные произведения (язык Богов, избранных, для избранных).
Создаёт теорию оды (вслед за "Об оде вообще" Тредиаковского). Пишет статьи "к бессмысленных рифмотворцам" (Лом., Тред.)
Век журналов и журналистов-критиков. Екатерина II - журнал "Всякая всячина". Литературная критика соединяется с теартальной и журнальной.
Журналы 50-70-х гг. содержали положительную и отрицательную критику, которая стала интересна и обществу. Началась активная полемика в журналах (Екатерина II и Новиков, Крылов и Карамзин, Крылов и Хвостов).
Проблема управления литературой. Был период, когда ей руководили, был список авторов и книг запрещенных. Петр I контролировал только придворную литературу. Екатерина II попыталась руководить литературой всей, цензуру она не ввела, была духовная цензура. Императрица хорошо оплачивала труд писателей. Были те, кто готов писать по заказу, и те, кто не хотел так работать.
В 1759 г. Сумароков начал издавать первый частный журнал "Трудолюбивая пчела", на страницах которого публиковались критические статьи и заметки.
Полемика в журналах. От обсуждения вопросов версификации, выдержанности жанрового канона, стилевых и грамматических норм критики к постановке более широкого круга вопросов и проблем: самобытности литературы, проблемах заимствования (школа Ломоносова - за, Сумарокова - против), о таланте (Г. Теплов "О качестве стихотворных сочинений" - критиковал Тредиаковского за отсутствие таланта), о назначении сатиры (спор Екатерины II с Новиковым, улыбательная сатира неуместна), путях развития литературы.
В ходе полемики "Всякой всячины" и "Трутня" на первый план были выдвинуты проблемы сатиры. Речь шла о том, что должно бытьобъектом сатиры и в какой мере допустима она в периодических изданиях. "Всякая всячина" отстаивала сатиру в "улыбательном" духе, не затрагивающую отдельные лица. Журналам рекомендовалось писать о человеческих слабостях, не касаясь при этом вопросов общественной жизни. Вступив в смелую полемику с Екатериной II, Новиков утверждал необходимость острой социальной сатиры, в том числе и на лица. В его статьях ярко проступало не только публицистическое, но и литературно-критическое начало: за примерами Новиков обращался прежде всего к сатирическим жанрам (комедии Мольера и Сумарокова).
Перемещение критических споров на журнальные страницы потребовало обновления форм литературной критики. Появились такие жанры, как рецензия, литературный фельетон, критическая заметка, обозрение, которые лишь к концу 18 века обретут легкость и изящество формы.
Критика на страницах периодических изданий 1760-1770-х гг. была еще фрагментарна и эпизодична. Лишь к концу 1770-х гг. отклики на текущие события литературной жизни стали приобретать более систематический характер, и одной из функции критики стала информативная. На страницах "Санкт-Петербургского вестника" появилась рубрика "Известия о новых книгах", содержавшая информацию о только что вышедших книгах.