По поводу статьи "Загадки Нефертити, или не родись красивой" ("7 дней", N 31, 2007).
Излагаемая в популярном духе в названной статье история Египта XV - XIV вв до н.э. звучит несколько по другому в книге английского историка Лоренса Гарднера "Чаша Грааля и потомки Иисуса Христа" (М., "Вече", 2001). Привожу выдержки из этой книги (с. 20-21).
"После смерти фараона Тутмоса его сын, взошедший на престол под именем Аменхотепа III, женился на своей сводной сестре Ситамон. <...> Вскоре после этого он взял в жены Тейе - дочь своего первого министра Юя-Иосифа [в журнальной статье он назван главным визирем Эйе. В книге Л. Гарднера указано, что по происхождению он был евреем, проданным в начале XV столетия до н.э. египтянам в рабство, но по прошествии десяти лет ставший наместником фараона. Позднее его отец Иаков (Израиль) с семьюдесятью членами своего семейства, спасаясь от свирепствовавшего на земле Ханаанской голода, также перебрались в Египет]. При этом, однако, был издан указ, согласно которому ни один из сыновей новой супруги фараона не обладал правом престолонаследия. Объяснялось это не покидавшими египтян в течение всего периода наместничества ее отца Иосифа опасениями, что евреи захватят власть в их стране, Поэтому, когда Тейе забеременела, было отдано специальное распоряжение об умерщвлении ее ребенка при рождении, если им окажется мальчик. Родственники-евреи Тейе проживали в Гошене [Египет], а сама она в ожидании родов находилась в собственном летнем дворце вблизи Зарва, расположенного немного выше по течению Нила. И она, в самом деле, родила-таки сына! Но придворные повитухи, сговорившись с молодой матерью. Положили младенца в корзину из тростника и пустили вниз по течению к дому Леви, единокровного брата Иосифа.
Мальчик по имени Аминодав, родившийся приблизительно в 1394 году до Р.Х., получил надлежащее образование у жрецов храма Ра, располагавшегося в восточной части дельты Нила. В юношеские годы он перебрался на жительство в Фивы. К тому времени его мать приобрела при дворе значительно большее влияние, нежели старшая жена фараона. Произведя на свет единственную дочь, названную Нефертити, царица Ситамон так и не смогла родить своему супругу сына и наследника престола. Аминодав отверг весь сонм фиванских божеств с мириадами идолов и ввел новый культ Атона - всемогущего бога, изображавшегося в виде солнечного диска с отходящими от него человеческими руками. Атон соответствовал иудейскому богу Адонаю и фиванскому Адонису, имя которого означало "владыка". В это же время Аминодав (по-древнеегипетски Аменхотеп - "Слуга Амона") поменял свое имя на Эхнатон ("Угодный Атону").
Восседавший тогда на троне фараон Аменхотеп III страдал от неизлечимой болезни и не имел прямого наследника престола по мужской линии. Для того чтобы управлять страной в это трудное время, Эхнатон взял в жены и соправительницы свою единокровную сестру Нефертити. По прошествии определенного срока Аменхотеп III скончался, и Эхнатон смог взойти на престол, формально приняв имя Аменхотепа IV.
У Эхнатона и Нефертити было шесть дочерей и сын по имени Тутанхатон. Фараон закрывал фиванские храмы, исповедовавшие культы многочисленных египетских божеств, и возводил новые, посвященные Атону. Он лично управлял царским двором, состоявшим целиком из его домочадцев [можно представить, кто преимущественно они были по национальности - Ф.Т.], - что совершенно не соответствовало обычаям фараонов того времени. Нововведения фараона-реформатора не встретили широкого отклика в стране, и среди своих подданных он не пользовался популярностью. В особенности это касалось униженных им жрецов местного бога Амона и солнечного божества Ра. Заговоры против него зрели один за другим. Раздавались громкие угрозы поднять вооруженный мятеж, если монарх не позволит поклоняться традиционным богам наравне с безликим Атоном. Но Эхнатон не отступал и был вынужден, в конце концов, отречься от престола в пользу своего двоюродного брата Сменкхара, которого в скором времени сменил на троне сын Эхнатона Тутанхатон. Взойдя на престол в возрасте одиннадцати лет, Тутанхатон был обязан сменить свое имя на Тутанхамон. Но и он жил и царствовал недолго, встретив свою смерть в возрасте двадцати лет.
Между тем Эхнатон был изгнан из Египта. Захватив с собой увенчанный бронзовой змеей царский скипетр, он с горсткой верных людей укрылся в одном из отдаленных уголков Синайского полуострова. Для своих приверженцев он остался единственно законным монархом и наследником престола, которого был лишен. И они по-прежнему уважительно называли его Мосом, Мосисом или Моисеем ("потомком" или "рожденным от"), - по аналогии с Тутмосом ("Рожденным от Тута") и Рамсесом ("Потомком от Ра").
... Моисей (Эхнатон) вел свой народ от Пи-Рамсеса (вблизи современного города Кантра) на юг через Синайский полуостров к озеру Тимаш ...
Среди тех, кто вместе с Моисеем спасался бегством из Египта, находились сыновья и родственники Иакова (Израиля). По наущению своего предводителя сыны Израилевы соорудили у подножья горы Синай скинию, а после смерти Моисея начали свое нашествие в страну покинутую их пращурами еще в незапамятные времена" [землю Ханаанскую (нынешнюю Палестину)].
Получается, что описанные в журнальной статье "загадки" относятся к "смутному времени" египетской истории, порожденному попыткой еврейской диаспоры захватить и упрочить власть над коренным народом Древнего Египта.
Позднее подобные попытки этой же диаспоры не без успеха осуществлялись в Римской империи (приход к власти Константина, провозгласившего позднее иудео-христианскую религию государственной), в Хазарском каганате (описано в книге Л. Гумилева "Древняя Русь и Великая степь"), во Франции (династия Меровингов), в Великобритании (династия Стюартов), теперешней России. В подтверждение этого направляю в ваш адрес статьи "Миф или действительность?" и "Русь православная?".
С уважением Феликс Федорович Тягунов, Москва, 03.08.2007.