Тягунов Феликс Федорович : другие произведения.

Фантасмагории полеты

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Фантасмагории полёты!

   На фоне безудержной критики и посыпания некоторыми авторами собственной головы пеплом статьи А.П. Федотова "От эпохи стихии к эпохе управления", Л.С. Гординой "Ноосферный завет молодому поколению Землян" и Н.И. Шелейковой "Жизнестрой" в N 22-23, июнь 2008, "Экономической и философской газеты" (как и недавняя статья Л.С. Болотовой "И тогда не нужны будут тюрьмы", "ЭФГ", N 11-12, март 2008) нацелены в будущее и полны оптимизма. Содержащиеся в них конструктивные предложения по прогрессивному пути развития России и всего человечества являются достойной альтернативой ожесточённо навязываемому американскому сценарию глобализации, разделяющему человечество на "белых" и "цветных". Именно полными жизни и огня и должны быть современные манифесты, призванные объединять людей доброй воли во имя светлого будущего человечества.
   Впечатляет своей продуманностью концепция Ноосферной Республики (Цивилизации) Землян, представленная Л.С. Гординой в форме Ноо-Конституции. Убедительно выглядит и тезис о наличии в современном сообществе Землян необходимых компонентов (материальных и финансовых ресурсов, технологии, информации) для создания социальной организации Земного масштаба. Как справедливо полагает А.П. Федоров, они практически уже есть. Это, прежде всего, институты ООН с её филиалами. К ним можно причислить и транснациональные корпорации разного назначения, многофункциональную и многоотраслевую международную инфраструктуру, международные финансовые организации, глобальные информационно-вычислительные сети, спутниковые системы мониторинга и связи и т.п. Весьма конструктивными выглядят предложения по созданию Глобальных автоматизированных систем управления и мониторинга управляемой человеческой цивилизации. Справедливо отмечена и зависимость этой Республики как организационной системы от окружающего мира, что предполагает её открытость для взаимодействия с внешней средой, под которой понимаются не только природные сферы Земли, но и другие космические объекты, а также возможные внеземные биосистемы и цивилизации. Но вот, что касается целей создания Ноосферной Республики, то здесь хотелось бы подискутировать с авторами. На мой взгляд, если уж замахиваться на осуществление столь грандиозного, космического масштаба, проекта, то и ожидаемый результат от его реализации должен быть тоже выходящий за рамки планеты Земля. Ведь, в исходных-то посылках статей Человек рассматривается как существо космическое. А "сохранение Земной цивилизации" (А.П. Федотов), "предотвращение гибели планеты и уничтожения человеческого общества" (Л.С. Гордина), "равноправное взаимодействие со всеми "царствами" [Земной] Природы" (Н.И. Шелейкова), - цели вроде бы и интересные, но представляются, уж, слишком абстрактными и земными. Просится что-то более конкретное и более широкое, то, что в теории организационных систем называется "миссией организации".
   В чём же может заключаться космическая миссия Республики Землян?
   Наиболее ёмкий на философском уровне ответ на этот вопрос, на мой взгляд, был дан ещё в начале 20 века профессором Московского университета Н.А. Умовым (1846-1915). По мнению учёного, предназначение человечества заключается в противодействии хаосу. Этот хаос проявляется в неживой природе в виде стихийных планетарных или космических катастроф, в живой природе - в виде стихийных процессов эволюции, в человеческом обществе - в виде стихии производства и обмена продуктов (стихии рынка). Очевидно, хаосу должны быть противопоставлены структурная организация и порядок в функционировании.
   Но с чего начать? Конечно же, для любого землянина ближе всего проблемы человеческого общества. Как говорится, своя рубашка ближе к телу. Проблемы человеческого общества для нас ближе и родней. Поэтому и авторы названных статей сосредоточились в первую очередь на вопросе стабилизации стихийных процессов в человеческом обществе.
   О социальных дисбалансах в человеческом обществе хорошо известно. Они достаточно чётко раскрыты в названных статьях. Это и социальное неравенство, и вооружённые конфликты, и необузданное потребительство "продвинутых" господ, и т.п. И их надо ликвидировать. Создание Ноосферной Республики Землян с плановым ведением производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ как раз и направлено, прежде всего, на ликвидацию этих дисбалансов. Когда-то Ленин ставил задачу создания единой фабрики с единой конторой управления для России (о Всемирной Социалистической Советской Республике он мог только мечтать [Полн. Собр. Соч., т. 40, 1974, с. 287]), а тут - единая фабрика с единой конторой управления для всей планеты Земля. Это в определённом смысле впечатляет. Но в то же время такая организация означает лишь противодействие хаосу в человеческом обществе. И уже здесь Природа подводит нас к мысли на космические темы. Ведь вполне реален путь преодоления ограниченности природных ресурсов планеты Земля за счёт освоения ресурсов других космических объектов сначала Солнечной системы, а затем и более удалённых. И не нужно в этом случае искусственно ограничивать деторождение Землян - Природа таких запретов не устанавливала! Кроме того, если вдуматься, то предлагаемое в статьях совершенствование человеческого общества - это всего лишь новое прочтение многовековой общечеловеческой идеи справедливого всеединства, двигавшей, в частности, и пассионариев-большевиков в 1917 году, и в какой-то мере уже реализованное на практике в 20 веке на разных континентах планеты. Для 21 века требуется что-то новенькое, уже базирующееся на достижениях прошедшего века и служащее исходным пунктом для более дальнего, космического, полёта человеческой мысли. Но об этом поговорим чуть ниже.
   А как же противодействие хаосу в других сферах?
   Нельзя сказать, что Природа не делала попыток самостоятельно справиться со своим хаосом. По-видимому, первым шагом в этом направлении было образование звёздных и планетных систем, вторым шагом было образование живой материи для борьбы с остыванием (замедлением движения, "закоснением") планетного вещества и, наконец, очередь дошла до Человека разумного. Зачем же потребовался он? Наверное, это последовало после того, как выяснилось, что живая природа не справляется с возложенными на неё "вселенскими" задачами. Об этих задачах можно судить со всей определённостью, исходя из учения академика Вернадского о биосфере.
   Как известно, изучая функции земной биосферы, В.И Вернадский пришел к выводу, что современная атмосфера Земли практически полностью является продуктом жизнедеятельности земных организмов, т.е. вторична по отношению к первоначально существовавшей (до появления на Земле живых организмов) атмосфере. Из этого можно заключить, что восполнение в окружающем пространстве выбывающих (за счет энтропийных процессов) элементов вещества и энергии первичной природы, т.е. восстановление и поддержание нарушающихся здесь природных балансов вещества и энергии и является миссией живой природы на Земле. Растения, разлагая своими корнями косное вещество поверхности планеты, выносят его в биосферу и далее в атмосферу, восполняя ушедшие до этого из этих сфер вещество и энергию. К примеру, выбывающий, вследствие окислительных процессов (в частности, пожаров), кислород возмещается в результате метаболической деятельности деревьев. Метафорически говоря, "миссия" деревьев на Земле - перемещать кислород в направлении, противоположном процессам неживой природы, то есть противодействовать хаосу Природы по кислороду.
   Обобщая этот пример на весь растительный мир (сюда же нужно, по-видимому, отнести и грибы), можно сказать, что миссия растений на Земле заключается в противодействии хаосу неживой Природы по элементам атмосферы.
   Экстраполируя этот вывод на животных, можно предположить, что их миссией на Земле является противодействие хаосу в биосфере и атмосфере Земли путём перемещения вещества и энергии по поверхности планеты в направлении, противоположном стоку водных и воздушных масс (в прямом направлении действуют ветер и водные потоки). Помимо перемещения своих тел (что недоступно любому телу неживой природы, например, камню), животные способны перемещать "в гору" (по поверхности Земли, включая гидросферу) не только себя, но и другие предметы окружающей среды, в том числе и органического характера (например, семена растений, что, помимо прочего, увеличивает возможности этих растений выполнять свою "миссию" в восстановительных природных процессах за счёт расширения ареала их произрастания).
   Аналогично, можно найти миссии и для представителей любого другого царства органической природы. По-видимому, миссии насекомых и микроорганизмов аналогичны миссии животных, но только с большим ограничением по ареалу.
   Ну, а что же предназначено Человеку с его разумом?
   Очевидно, что и Человеку как существу биологическому изначально была уготована та же миссия, что и животному миру. Однако, для чего же "мозги"? Наверное, Природа ждёт от Человека разумного чего-то большего, чем от обычного животного. В чём Человек превзошёл остальных животных? А в том, что не стал ждать милостей от Природы, а стал сам производить для себя продукты жизнедеятельности, приводя в движение большие пласты вещества и повышая потенциал окружающей живой и неживой Природы. Он стал изобретать более совершенные, нежели существовавшие в Природе, орудия труда, и таким образом, ещё шире, глубже и выше стал внедряться в неживую и живую Природы, увеличивая свои возможности противодействия хаосу в них. Таким образом, экстраполируя от животных на человека, можно сказать, что миссия людей (человечества в целом, как биологического вида) заключается в восстановлении и поддержании нарушающихся природных балансов вещества и энергии не только на Земле (в чём проявляется "геологическая сила" человечества, по Вернадскому), но и за её пределами ("космическая сила" человечества) путём перемещения практически любого элемента вещества и любого доступного в настоящее время вида энергии на расстояния, из мест и в места, которые недоступны "неразумному" животному миру, с помощью изобретаемых самими людьми (в результате разумной творческой деятельности) машин и механизмов, выводимых новых пород животных и новых видов растений, новых более совершенных технологий преобразования твёрдого вещества в жидкую, газообразную, плазменную и иную более тонкую и лёгкую фазы.
   Например, люди достают с больших глубин уголь, нефть, другие полезные ископаемые, исходный материал которых когда-то располагался на поверхности Земли, перемещают огромные массы вещества и энергии между континентами Земли, осуществляя их сбалансированное распределение по поверхности Земли. Более того, если животные расширяют ареал биосферы в пределах одной планеты, то Человек способен расширить этот ареал до масштабов всей Вселенной, запуская космические аппараты за пределы Земли и Солнечной системы в противовес падающим на поверхность Земли космической пыли, осколкам метеоритов и т.п. По прогнозу И.С. Шкловского на создание "супербиосферы" вокруг Солнца человечеству потребуется до 1500 лет, а на распространение этой "супербиосферы" на всё космическое пространство - несколько миллионов лет ("Вопросы философии", 1989, N 3, с. 67-89)
   Таким образом, космическая миссия Человека - раскрепостить косное вещество, заставить его двигаться и участвовать в обменных процессах всей Вселенной, восстанавливая нарушающиеся балансы вещества и энергии. Информацию об этих нарушениях мы постоянно получаем из Космоса. И именно её нам ещё предстоит научиться хорошо расшифровывать и предпринимать ответные ходы.
   Созвучна этой миссии, на мой взгляд, серия статей Обозревателя в NN 13, 17-18, 20-21, 22-23 "ЭФГ" за 2008 год под названием "Основной вопрос". Следуя выводам этой серии статей, можно конкретизировать и Социальную миссию Ноосферной республики (о чём говорилось выше), которая, по-видимому, должна заключаться в создании Общества коллективного Разума, настроенного на созидательную деятельность Человека во Вселенной, на постепенное превращение его, в терминах русского философа В. С. Соловьёва, в "богочеловечество" - "сотворца бога". Иными словами, Человек должен стремиться по своим знаниям, навыкам и умениям достичь того идеала, который предписывался нашими предками божествам, то есть стремиться быть способным создавать и управлять вселенскими объектами типа звёзд и планет, обеспечивая нормальную жизнь разумным Вселенским существам. Ну, уж, если бросить взгляд и ещё дальше, то почему бы при этом не попытаться осуществить и реализацию фантасмагорической мечты человечества - продления времени жизни разумных существ вплоть, по мысли Н. Ф. Федорова, до обретения ими бессмертия и возвращения к жизни ушедших их поколений? Надежды на это вселяют успехи генной инженерии и эксперименты с клонированием животных.
   Из последнего вытекает, на мой взгляд, и критерий прогрессивности функционирования создаваемой Ноосферной Республики Землян - неуклонное увеличение продолжительности жизни не только для эгоистического "золотого миллиарда", но и для всех Землян.
   В этом, на мой взгляд, и должен заключаться "русский вызов" глобализации по-американски!
   Феликс Фёдорович Тягунов, Москва, 25.07.2008.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"