(напечатано в "Экономической и философской газете", N 32, август, 2006 год. Сайт: www.eifg.narod.ru)
На мой взгляд, в статье д.ф.н. Гумницкого Г.Н. "Покорность неразумна", ЭФГ N 28, июль 2006 г: содержится критика христианской этики в целом, а не ее "православной" ветви, как это анонсировано редакцией в "теле" статьи. Ведь, десять христианских заповедей одинаково входят в катехизис и католиков, и протестантов, и "православных" христиан. Да и сама критика основывается на категорическом императиве Канта одинаково применимом ко всем христианским конфессиям.
Но это не главное, что хотелось бы сказать в связи с затронутой в статье темой. Автор статьи справедливо отмечает "негативный" (от латинского слова nego - отрицаю) характер христианской этики, сводящейся к определенному числу моральных запретов-заповедей (согласно "Толковому словарю живого великорусского языка" Даля, одно из значений глагола "заповедать" означает "запрещать"), но при этом не указывает альтернативную "позитивную" этическую программу. А такая жизнеутверждающая программа была известна уже в античные времена - это советы-наставления Эпикура (342-270 гг. до н.э.)
Вот их содержание в редакции, представленной в книге А.Яковлева "Ступени":
--
Всегда работай.
--
Всегда люби.
--
Люби жену и детей больше самого себя.
--
Не жди от людей благодарности и не огорчайся, если тебя не благодарят.
--
Наставление вместо ненависти, улыбка вместо презрения.
--
Из крапивы извлекай нитку, из полыни лекарство.
--
Нагибайся лишь затем, чтобы поднять павших.
--
Имей всегда больше ума, чем самолюбия.
--
Спрашивай себя каждый вечер: что ты сделал хорошего?
--
Имей всегда в своей библиотеке новую книгу, в погребе - полную бутылку, в саду - свежий цветок.
Эти этические нормы, как можно видеть, настраивают человека на выработку собственной активной жизненной позиции и, несомненно, содержат гораздо большую пользу для него самого и для общества в целом, нежели церковные "заповеди", сформулированные избранными богом "господами" для послушания явных и духовных "рабов" и новообращённых "язычников".