Началась уборка лука. Мы с матерью частично сдали лук, но большая часть нашего урожая была вдали, в конце участка, в буртах. Мы сильно уставали, потому упаковав лук в сетки, оставляли их на ночь около палатки. Утром сетки исчезали. Три дня караулили, но выбившись из сил, крепко уснули, а утром обнаружили, что все три бурта до половины были разграблены. Со мной случилась просто истерика. Я каталась по земле, рыдала и причитала, как все русские бабы, выражая своё неутешное горе: «Господи, труд наш был впустую! Мамочка, мы ничего не заработали! Господи, прошу тебя, дай знать кто вор. Пусть ничего не случится с ворами, но я хочу знать кто это! Господи, все в твоей Божественной воле! Сделай так, чтобы они больше никогда не воровали, наставь воров на путь истинный!» Я рыдала, а мать иронически посмеивалась: « Валь, успокойся, не плачь. Я мужа любимого потеряла на фронте, ребенка в плену. Было о чём плакать и причитать. Запомни, что у воровитых людей добро оборачивается прахом и несчастьем. Я знаю воров. Алешка сдал свой лук два дня назад, а его палатки доверху набиты луком. Рядом с палаткой несколько упакованных луком сеток. У нас за ночь украли более трех тонн лука, значит воровали все вместе – бригадирша с мужем и Алешка с женой. Воры молодые, здоровые и сильные, для себя трудились.
Не прошло и часа, как прибежала взволнованная бригадирша и закричала: « Несчастье, Алешка с мотоциклом разбился. Ты чего побледнела? Жив он. Ушибами да синяками отделался, но мотоцикл вдребезги, не подлежит ремонту, а ему он ой как нужен. Не знаю, что теперь он будет делать». Они ушли, а мы сидели и долго молчали. Мать была в состоянии какого-то ступора, даже не шевелилась и как-то странно, как бы изучая, смотрела на меня. Наконец, заговорила: «Валь, конечно ты у меня не святая, но уж точно не от мира сего. Удивляюсь и не всегда тебя понимаю. Нас ограбили, а ты молилась Богу, чтобы с ворами ничего не случилось. Я давно заметила, если тебя кто-то незаслуженно обидит, у него обязательно случается неприятность, да и по себе не раз такое наблюдала. Ведь я тебя часто ругаю незаслуженно, ты уж прости меня, дуру старую». Она взяла мои руки в свои огрубевшие ладошки и несколько раз поцеловала. Я почему-то сильно смутилась и говорю ей: «Ну что ты мамочка, ты всегда ругаешь меня по делу. Разве ты не права, когда говоришь мне: « На тебе только дым возить!» Я ужасно хилая, слабая, часто болею и плохо справляюсь с домашними делами. Так что ты меня прости. Ты самая справедливая мать на свете. Вы с бабушкой спасли мою жизнь в плену, отрывая от себя последний кусочек хлеба. А когда я заболела скарлатиной, ты уговорила хозяйку, пани Яньтю, положить меня в городскую больницу и скрыть, что я русский ребенок. Благо, что я говорила только по-польски, от русского совсем отвыкла. (Немецкие власти строго запрещали русским военнопленным переходить из села в село, ходить в город, тем более там лечится.) Ты сильно рисковала. А разве можно забыть, когда ты голодная, истощенная, ежедневно проходила по 13 км в город, чтобы только посмотреть на меня в окошко и поплакать, так как я все время была без сознания и меня искусственно кормили». Здесь в больнице происходили со мной странные мистические явления, которым в то время я не находила объяснения, потому более подробно остановлюсь на своей болезни. Обслуживающий персонал больницы обратил внимание на странную «поляку», худую, истощенную и очень бедно одетую, которая ежедневно смотрела на свою дочку в окошко, горько плакала, но к врачу никогда не обращалась. Однако, через неделю мать не выдержала и на ломанном польском вперемешку с русским обратилась к доктору. Доктор сказал: «Я давно понял, что вы русская военнопленная, хотя ваша дочь в бреду говорит только по-польски. Не бойтесь, я вас не выдам, для меня дорога жизнь каждого ребенка. Здесь лежат дети разных национальностей: литовцы, поляки, латыши, есть и один русский мальчик. Он лечится от скарлатины, идет на поправку. Лежит в одной палате с вашей дочкой, но мы опасаемся за его жизнь, и принимаем все меры предосторожности. К счастью, его скоро заберет русский священник. Мать сказала: «Священника хорошо знаю. Когда умер мой годовалый сыночек и мне не на что было его похоронить, не во что одеть, хозяйка привела меня в русскую церковь. Моего сына священник похоронил в одной оградке со своими родными. Всю жизнь не забуду его доброты и буду за него молиться. Мальчика тоже знаю. Его отец – летчик, служил в одной части с моим мужем. Мать мальчика погибла во время бомбежки. Почти весь состав с русскими семьями был уничтожен. Мы не успели на вокзал, так как жили за городом в военном городке, потому остались живы». Мать умоляла доктора спасти жизнь единственной дочери. Доктор сказал: «Сделаю все возможное, что от меня зависит. Обещаю. Приходите на 13-й день болезни, тогда наступит перелом, а пока все это время она будет без сознания, температура зашкаливает. Я давно заметил, что русские дети более крепкие, быстрее идут на поправку. Будем надеяться на лучшее, а пока молитесь».
На 13-й день болезни температура у меня немного снизилась, я пришла в сознание. Доктор с сияющим лицом сообщил об этом матери. Сообщил он и о том, что русского мальчика забрал священник, а за жизнь его они опасались потому, что он, играя с бумажными самолетиками, кричал: «Лети, лети и бей фашистов». Я часто прокручивала в памяти воспоминания о своем пребывании в больнице города Вильнюса. Дело в том, что находясь без сознания 13 дней, я продолжала, как ни странно, жить интересной жизнью: гуляла по длинному плохо освещенному коридору, заходила в палаты, пыталась познакомиться с детьми, но на меня никто не обращал внимания, и я с этим смирилась. А когда меня перевели в большую палату, где лежало много выздоравливающих детей, я всех их знала и помнила их имена. Эти странности я приписывала влиянию лекарств. Теперь мне стало ясно, что я покидала свое тело, потому в тонком теле меня никто не видел.
Опять возвращаюсь к теме бумеранга. Через год ко мне пришла бригадирша и сообщила, что Алешка с женой были на заработках, очень хорошо заработали, но вскоре случилось несчастье – сгорело половина дома и много имущества. Я откровенно ей сказала: «Мы с матерью знали, что вы вчетвером нас ограбили, но простили вас, однако, тогда я помолилась о том, чтобы вы никогда больше не воровали, не причиняли людям горя. Не сомневаюсь, что Алешка взялся за прежнее греховное дело, вот и получил тут же удар бумеранга, т.е. наказание за воровство». Бригадирша выводов для себя не сделала. Вместе с мужем они поехали на заработки в Россию, воровали по крупному и угодили на 3 года тюремного заключения.
СОН, ИМЕЮЩИЙ ИСТОРИЧЕСКИЕ И КАРМИЧЕСКИЕ КОРНИ
Однажды, это было в далеком советском прошлом, мне приснился удивительный сон. Я нахожусь в каком-то громадном мраморном здании, где захоронены все русские цари. Вижу много надгробных плит различных цветов, от оранжево-коричневого до черного. Хожу, с интересом рассматриваю, но надписей надгробных не вижу. И вдруг, где-то вверху, под сводами усыпальницы, раздался грохочущий голос. Вибрация голоса была настолько сильной, что все здание как бы содрогнулось. Голос обращался ко мне, так как в здании никого больше не было: « Царь Иван Калита просит помянуть его!!!» . (Почему царь, ведь он был князем?) Разумеется я его помянула и не один раз. Долго думала , «гадала», почему он обратился ко мне, и не находила ответа. Контактов у меня в то время не было, теософией еще не занималась.
Вскоре, по житейским делам (за покупками), поехала в Москву. На окраине города увидела небольшую церквушку и зашла помолиться. Вспомнила сон об Иване Калите. Может быть он как-то связан с этим местом на окраине Москвы думала я? Видимо там, в Потустороннем Мире, он знал, что я скоро буду в Москве. Кто я такая, чтобы поминать его? Надо обратиться к священникам. А вдруг кто-то из них его далекая родня? Случайностей не бывает. Обратилась к пожилому батюшке с просьбой помянуть князя, рассказав о своем сне. Батюшка, недовольно буркнув, сказал: «Тебе приснилось, ты и поминай». Подошла к молодому священнику, тот обещал помянуть. На том я и успокоилась, выполнив свою миссию, как мне казалось. Но история с Иваном Калитой имеет для меня более глубокие кармические корни. Моя жизнь и судьба тесно переплетена с его жизнью и государственной деятельностью. Об этом я узнала во время контактов в 1991-1992 гг. Позднее напишу об этом подробно.
ОБ ИКОНАХ
В некоторых религиях и религиозных сектах запрещается изображения Богов, святых и написание икон. Иконы считаются просто обыкновенными деревяшками, не имеющие никакой силы, но это далеко не так. Мне пришлось в этом убедится. В далеком советском прошлом (мне было около 30 лет) я поехала в церковь, которая находилась в обычном одноэтажном доме в поселке Моряков. Икон было много, в том числе и старинных, и довольно хороший иконостас. После службы я подходила к некоторым иконам приложиться. Какая-то сила потянула меня в дальний уголок к иконе Божьей Матери. Приложившись к иконе, я почувствовала, что от неё идет спасительный ток, он то ослабевал, то усиливался. Ток не был резким, как электрический, скорее мягкий, нежный. Видимо здесь барахлит проводка, слегка пробивает, решила я и поспешила к священнику.
- Батюшка, у Вас в церкви нелады с проводкой. Вон там, в уголке около иконы пробивает ток.
И указала ему эту икону. А он в ответ:
- Здесь у нас вообще нет никакой проводки.
- Так что же это? Дотроньтесь до иконы, чувствуете, опять идет слабый ток!
- Благодать Божья, вот что это. Не каждому дано это почувствовать.
И сказал, как называется икона. К великому сожалению, забыла, но помню, название связано с Кавказом, то ли Тифлисская, то ли Грузинская.
ПОМОЩЬ СВЯТЫХ
90-е годы были не менее тяжелые и страшные для советских людей, чем война. Советский Союз рухнул, как карточный домик. Разрушено было все: промышленность, военный комплекс, сельское хозяйство, наука, культура, вся система управления страной. Запрещена компартия. К власти пришла кучка продажных либералов, для которых основной целью жизни было богатство, деньги, нажива любой ценой. Судьба государства их не интересовала. Советские идеалы разрушались, их поливали грязью. Основная масса советской интеллигенции «сошла с ума», забыв, что мы жили в стране, экономически ни от кого не зависимые, что нас боялись и уважали, мы были социально защищены. У нас была бесплатная медицина, бесплатное образование. Всех нас сплачивало чувство коллективизма, ответственности, справедливости. Все это рухнуло! А сколько было смертей от голода, холода, от инфарктов и как много было разрушено семей!!!
В это время у моей матери случился инфаркт. Лечить было не на что, т. к. деньги на книжке пропали (собирала несколько лет по десяточке на похороны). На всю своюпенсию купила матери лекарства. Мне разрешено было находиться рядом с ней, т.к. она вела себя неспокойно. Больных слабо, бедненько, но кормили. Мне же приходилось голодать, доедая то, что оставалось от матери. На её пенсию покупала её соки. Всю ночь пикали искусственные аппараты для тяжелых больных, а когда они замолкали, врачи, медсестры срывались со своих мест и бежали спасать их. Но через день, два кто-нибудь умирал.
Однажды, впритык к моим стульям, в полночь, поставили тележку с умершей женщиной, накрытой простыней. Теперь с удивлением анализирую свои ощущения – их не было. Ни боли, ни страха, ни сострадания, а какая-то отрешенность от окружающего, душевная пустота и спокойная безнадёга. Мне удалось даже заснуть рядом с мертвецом. Теперь понимаю, что это была реакция всего организма, психики на экстремальную ситуацию, иначе можно сойти с ума. Так врачи привыкают к трупам, солдаты – к павшим в бою.
Тогда у меня уже были контакты, была немного знакома с эзотерикой, потому, в тяжелых жизненных ситуациях руководствовалась мудростью Востока. Я знала, что только тот человек, который выстоит в экстремальной ситуации, не опустится морально и нравственно, непременно поднимется в духовном развитии на ступеньку выше как в этой, так и в следующей жизни.
Маму выписали умирать дома. Два моих отпуска пролетели (один – на свой счет), я бросила работу. Медсестра сказала, что через два, три дня мама умрет( речь отказала, тело не реагировало на боль). Похоронить было не на что, помочь было некому. Подруги уехали на все лето в Россию. Впервые за два месяца я плакала много, долго и молилась святому Серафиму Саровскому. Это мой святой, под его иконой я родилась. Отец уехал в Тулу на курсы лейтенантов, а мать приехала рожать в деревню, к сестре.
Чем дольше плакала, тем легче становилось на душе, потом задремала. И тут же приснился пророческий сон. Передо мной большие морщинистые руки старца. В его руках громадная книга на старославянском языке, возможно Библия. Слегка хрипловатым старческим голосом он читает текст книги. Запомнила всего лишь одну короткую фразу: «Реку′, помощь тебе, сподобимся…». Далее голос постепенно удалялся, разобрать было трудно.
Меня охватило радостное волнение. Твердо была уверена, что это был святой Серафим Саровский, и он обещал мне помочь. Решила позвонить на работу, а вдруг на счету остались деньги. Звоню старшему мастеру, а он кричит в трубку: «Вы где пропали? Почему не приходите? Никто Вас не увольнял. Приезжайте получить помощь». Через два дня мать умерла. Мне была оказана большая помощь: сделали в цеху гроб, памятник, вырыли могилу, выписали продукты на поминки. Из Макеевки приехали две двоюродные сестры. Похороны были хорошие, даже с поминками. Руководство цеха сохранило мою рабочую точку. Всю жизнь им благодарна, всегда молюсь за их здоровье и благополучие. Настоящие советские люди, в беде человека не бросают.
Очень давно я купила небольшую книжечкуБерёзикова «Неопознанные этюды», мне её не вернули, видимо, понравилась. Он пишет, что человек, в своем духовном развитии, проходит через семь степеней посвящения: землей, водой, огнем. Далее идут 4,5,6 степени посвящения: пророческие сны, мистические явления, ощущения и видения Тонкого мира, озарения. На этих фазах посвящения задействуются интуитивные свойства человеческой души. Седьмая степень посвящения – это контакты, различные феномены. Абсолютно все люди проходят через несколько степеней посвящения. Их может быть две, три, иногда больше, это зависит от духовного развития человека, как в этой, так и в прошлой жизни. Посвящение проходит иногда незаметно, особенно, если человек ненаблюдательный, но если пошевелить свою память, можно вспомнить незабываемые в жизни эпизоды, которые потрясли человека до глубины души. Посвящения происходят чаще всего в детстве, юности, реже у взрослого человека. В ранние годы душа ребенка чище, чувствительнее, ближе к природе, и не запятнана грехами.
Переживания Берёзикова во время посвящения идентичны моим. Описаны они мастерски, сочным, ярким языком. У меня, к сожалению, такого дара нет. Да и описать духовные, по сути эзотерические переживания, не под силу ни одному писателю, ибо нет таких слов, чтобы точно передать состояние душевного экстаза, полета куда-то ввысь, в неизведанное, доступное только ей, бессмертной сущности. Описать это невозможно, можно только самому пережить. К трактовке Березикова о степенях посвящения добавлю свои выводы и наблюдения. Число степеней посвящения может наверстать уже взрослый человек. К подобным степеням посвящения относятся тяжелейшие переживания и действия человека в экстремальных ситуациях, из которых он вышел с чистой душой, победителем, не совершив моральных и нравственных проступков. Этот опыт непременно войдет в сокровищницу бессмертной души человека. Туда же войдет передовая идеология его мировоззрения, даже политическая, так идеология, которая двигает эволюцию человечества вперед, к прогрессу.
Иногда я буду позволять себе делать отступления от темы, подробно описывая каких-нибудь людей, события, по той причине, что они имели большое влияние на моё детское мироощущение и духовность. Это произошло в Литве, в одном из сел, где проживало несколько семей русских военных, попавших в плен. Вильнюс бомбили. Русские зенитчики, спасая женщин и детей от бомбежек, сумели вывезти человек 50 в лес. Эвакуация была столь опасной и спешной, что никто с собой ничего не взял. Некоторые женщины выбежали в халатиках и домашних тапочках, тащив на горбу своих детей. Нас отвезли в лес, подальше от адских бомбежек.
В лесу было всем голодно и холодно. Моя мама тоже была в халатике, но мне успела прихватить пальтишко и буханку хлеба. Воды не было, всех мучала жажда. Дети постоянно плакали. Ели только ягоды, которые здесь были в изобилии. На второй день, ночью, из-за кустов вышли двое русских солдат. Воинская часть была уничтожена фашистами, солдаты бродили по лесу, собирались в группы, чтобы перейти линию фронта. Они рассказали, что в двух километрах от нас литовские нацисты зверски убили человек 50 русских женщин и детей, а маленькую, плачущую девочку проткнули штыком. Литовский отряд насчитывал человек 45-50, все вооружены автоматами, потому наши солдаты были бессильны что-то сделать. Они отвели нас подальше от дороги, в глубину леса к озеру, чтобы не мучала жажда. Озеро называлось Бездонным, вода была зеркально чистой и очень вкусной.
Невыносимо было смотреть на голодных, ослабших детей. У некоторых сдавали нервы, психика. У одной женщины начались преждевременные роды, другая стала заговариваться.
На пятый день в лес пришли поляки. Разговаривали с нами недружелюбно, ехидно, обзывали безбожниками, исчадиями ада, предрекали скорый разгром советской армии и гибель страны.
В общем, белые и пушистые пришли нас спасать. Погрузили в машины и развезли по окрестным селам. Две недели русские пахали на польских буржуев, а потом староста доложил о русских в немецкую комендатуру. Теперь уже немцы погрузили нас в машины и отвезли в местный концлагерь. Уже позже нам стало известно, что некоторые помещики обивали пороги комендатуры и просили некоторые семьи русских передать для работы в их хозяйствах в обмен на поставку продуктов для администрации комендатуры.
Однажды мать вызвали в комендатуру. Вызов не предвещал ничего хорошего. Мать попрощалась с детьми, свекровью и в сопровождении немца пошла в комендатуру. Там она увидела пани Янтю. Переводчик объяснил, что пани желает взять вас к себе, ей нужны работники сильные, ловкие, потому свекровь должна остаться здесь, она медлительная. На это мать ответила: «Когда муж уходил на фронт, то просил беречь мать. Я её не оставлю. Умрем все вместе.». Изумленная пани Янтя сказала: «Пани, вы же женщина, мать. Вам не жалко своих детей? Вас ожидает судьба евреев. Нет, никогда не смогу понять вас, русских»!!! Где уж понять европейцу или американцу загадочную русскую душу, её жертвенность во имя ближнего своего, как и страну нашу?
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить
Федор Тютчев
И все же хозяйка нас всех забрала. Мы были на свободе, но жизнь наша лучше не стала. Жадный хозяин морил нас голодом. «Хрен редьки не слаще. В концлагере давали хотя бы кусочек хлеба в день» - говорила мать.
Летом 1944 года нас освободили. Работники НКВД расспрашивали местных жителей об отношении помещиков к русским семьям. Никто из хозяев не пострадал, т.к. их отношение было более-менее гуманно, и только нашего хозяина сослали в Сибирь. Мать его не выдала, она глубоко верующий человек, но местная беднота была более чем откровенна. Они рассказали, что пан имел много земли, скота, 6 коров, но жене категорически запрещал давать детям хотя бы стакан молока. Русские трудились до изнеможения. Маленького мальчика можно было спасти, ему необходима была медицинская помощь и нормальное питание, а он голодал. Пан наотрез отказался помочь русской женщине. Мальчик был сильный, крепкий, хотел жить. Когда мать поила его водичкой, он ручонками цепко хватал её за шею, грудь. Даже после его смерти синяки были долго видны. Женщина так убивалась, что многие опасались за её жизнь.
Хозяин из тюрьмы прислал нам письмо с просьбой написать начальству лагеря о том, что он был добрым, великодушным человеком, хорошо кормил русских и постоянно заботился о детях. Мать выполнила его просьбу, письмо послала. О дальнейшей его судьбе ничего не известно.
В ранние детские годы (в 3.5-4 года) я имела опыт странного явления, которое можно охарактеризовать, как феномен, связанный с моей духовной сущностью, т.е. с Божественным «Я».
Часто ночь я слышала чудесную музыку, будила мать и просила послушать, на что мать отвечала: «Это от голода. Не ной, слышишь топот? Немецкий патруль около дома. Спи». Объяснение странному явлению нашла в эзотерической литературе. Оказывается, что слышала «музыку сфер». Наша Вселенная то расширяется, то сжимается, она постоянно вибрирует, звенит. Её звучание напоминает прекрасную музыку. Музыку сфер можно услышать высоко в горах. Для этого надо быть очень чутким человеком, с чистой душой. Йоги и адепты часто в горах слышат музыку сфер Вселенной. Йоги никогда не едят мяса, их диета крайне скудна, они никогда не врут даже в мелочах, ведут праведный образ жизни, постоянно занимаются духовной практикой. Об Адептах и говорить не приходится. В свои 3.5 - 4 года постоянного голода, истощенная и безгрешная, как и все маленькие дети, в силу сложившихся тяжелых жизненных обстоятельств, на некоторое время я стала маленькой йогой, которой выпало счастье услышать Божественную музыку сфер нашей Вселенной.
Сила молитвы
Большинство жителей Советского Союза были атеистами, в Бога не верили, молитв не знали. Даже теперь вера у многих людей основана на догме. Они никогда не будут докапываться до истины, если что-то непонятно в Библии или Коране, да и молитвам не придают должного внимания. А напрасно. Приведу пример, как сильна и действенна молитва человека, особенно в экстремальных ситуациях.
Наш пан с целью увеличения дохода занялся прибыльной продажей самогона. Можно было запрячь лошадку и, припрятав самогон, самому отвезти его в город старому еврею-скупщику. Неизвестно как еврею удалось выжить, видимо, фамилия была польской.
Но зачем пану рисковать жизнью, если можно использовать безропотных русских холопок. Их не жалко, даже если получит пулю в лоб.
Все шло хорошо по задуманному плану, но однажды случилось непредвиденное. На сей раз самогон несла бабушка. Пожилая женщина, измученная непосильной тяжелой работой, голодом, с трудом передвигалась по дороге в Вильнюс. Она прошла уже треть пути, как вдруг рядом с ней остановилась немецкая легковая машина. Кроме шофера в машине сидели два немца, отнюдь не простые солдаты, на их погонах блестели неизвестные бабушке знаки отличия. Шофер приоткрыл дверцу и вежливо пригласил: «Ком, ком, матка». Бабушка запротестовала, но жесткие нотки в его голосе ничего хорошего не предвещали. По всей видимости, это расценивалось немцами, как широкий жест милосердия немецкой элиты по отношению к старой, уставшей польской пани. Ни жива, ни мертва, бабушка с трудом взгромоздилась на сиденье и уселась на бутылках. Всю дорогу она читала молитвы. Она посылала их в небеса, в голубое пространство. Ее молитвы были похожи на вопль измученной, несчастной души. Дорога была гладкой. Вот уже показались вдали первые домики, как вдруг на ухабе машина резко подпрыгнула вверх, а вместе с машиной и бабушка с бутылками. Бутылка треснула и вонзилась в её мягкое место. Немцы услышали запах и задергали носами. Бабушка засуетилась и дала знать, что ей необходимо выйти. После небольшой паузы дверца приоткрылась и бабушка вышла на дорогу. Она засеменила в кустики, где выкинула разбитую бутылку, извлекла из тела большой кусок стекла, остатками водки продезинфицировала рану и наложила подорожник, чтобы остановить кровь. Потом она в изнеможении долго лежала на земле и плакала, плакала и благодарила Бога за свое спасение. Разумеется, что немцы не дураки, все поняли, но пожалели старушку. Не сомневаюсь, что ее молитва была столь сильна, что энергетически создала преграду злой немецкой воле.
Расскажу еще один случай об энергетической силе молитвы.
Бабушка рассказала пану о своем чудесном спасении, но пана это не испугало. Он сказал, что теперь носить самогон будет только молодая пани. Однажды, как всегда, мать, сдав бутылки еврею, возвращалась домой. По дороге ей стало плохо, видимо от голода и усталости. Кружилась голова, от слабости подкашивались ноги, а надо было пройти опять 15км. Она давно съела свою картошку и брюкву, которую, как всегда, давали ей в дорогу на обед. Дорога проходила через бывшее военное поле. Кругом не было ни души. Мать горячо молилась: «Господи, спаси мою дочку, она слабеет с каждым днем. Сделай чудо, помоги мне найти деньги или что-нибудь заработать». Как вдруг в двух шагах от себя увидела несколько немецких марок, а через несколько метров дорога была усыпана немецкими марками. Мать собрала их целую кучу и пошла на рынок. Она купила несколько буханок хлеба (хлеб был очень дорогой), сала, масла и других продуктов, сытно сама поела, поблагодарила Бога за чудесный подарок и пошла домой. Экономно расходуя, продуктов удалось растянуть почти на месяц. Потом началась весна, наше спасение. В лесу обилие ягод, грибов, диких фруктов.
В молодости много путешествовала, видела красивейшие места Кавказа, Восточной Сибири (Ангара, Цуна и др.), но уже никогда не воспринимала красоту природы так глубоко и так остро, как в ранние детские годы.
Каждый раз, когда всплывают в памяти восхитительные прибалтийские пейзажи, на меня накатывает теплая волна безмятежного счастья, и я не могу отделаться от чувства, что к этим чудным местам навсегда влипла и приклеилась энергетика моей большой детской любви.
Через дорогу от нашего дома жили пожилые супруги, большие любители цветов. Каких только цветов там не было, но особое восхищение вызывал громадный розарий. Подобного разнообразия роз мне никогда не приходилось видеть. Дом и сад огибала небольшая речушка, где её течение замедлялось. По берегу речки сплошной стеной росли пахучие ивы. Их пышная крона склонялась до самой воды. Розарий простирался до самой речки. В конце дорожки между ивами был небольшой просвет. В круглом (от ив) просвете можно было наблюдать медленное течение речки. Создавалось впечатление естественного аквариума. В просвет проникали солнечные лучи и слегка освещали дно. Там плавало много пиявок и маленьких рыбок. Этот райский уголок был моим излюбленным местом. Здесь я была счастлива, здесь находила себе утешение.
Как всегда ранним утром мне удалось улизнуть в свой райский уголок от хулиганистых мальчишек. Они меня постоянно обижали, а иногда лупили только за то, что я была русской, советской.
Здесь, в розарии я пережила очень сильное, утонченное мироощущение природы, которое никогда больше в жизни не повторялось. Это было то, что Березиков охарактеризовал первой степенью посвящения человека землёй.
В это утро всё было необычно. За ночь распустились почти все розы в саду. Капли росы блестели на разноцветных лепестках как изумруды. Сад и розарий благоухали свежестью и восхитительным запахом роз. Даже рыбки с пиявками плавали быстрее, радуясь чудесному утру. Вода в речке журчала, как тихая музыка, в которую вливался бурный разноголосый птичий хор в саду. Что-то напомнило мне орган, который слушала в католическом храме. А над природным храмом райского уголка было голубое небо, ласково и нежно светило солнышко, поднимаясь всё выше и выше.
От созерцания неземной красоты окружающего мира меня охватило неописуемое счастье, восторг и любовь ко всему, что росло, цвело, летело, пело. Я ощутила себя частицей всего живого. Душа моя вздрогнула, как натянутая звенящая струна, и я вся растворилась в этой симфонии всеобъемлющего единства и любви, гимна жизни и божественной красоты природы. Потом тело обмякло, наступило состояние потрясающего блаженства души и полного глубокого счастья.
Я не Березиков и не писатель, чтобы суметь передать глубинные состояния души человека, но старалась как могла.
До освобождения Литвы было еще долго, но советские семьи верили в победу Красной Армии, и вера давала нам силы выжить. Осенью наша семья вновь дышала на ладан. Мать с бабушкой постоянно молились, и помощь приходила как-то неожиданно. Польские фермеры собрались торговать в Белорусских сёлах, которые находились, которые находились недалеко от Литовской границы. Мать напросилась взять её в поездку. Из Белоруссии она приехала какая-то просветленная, сияющая, даже помолодевшая. Она рассказывала, что все село встречало её, как родную, с объятиями и слезами. Им тоже тяжело жилось, но они делились с ней последним. Оттуда мать привезла много продуктов, благодаря которым нам удалось пережить зиму. Бабушка удивлялась и не могла понять, почему поляки и белорусы, проживающие почти рядом, такие разные. Белорусы добрые, сердечные. Отзывчивые, они нас любят, а для поляков русские - враги. На это мать отвечала: «В Белоруссии советская власть, а здесь буржуйская».
Как-то мать, как всегда, в конце недели, прошагав 15км с тяжелым грузом, пришла к еврею-скупщику. Дождь лил, как из ведра, она вымокла до нитки, а надо было возвращаться домой и вновь пройти 15км. Мать расплакалась и рассказала старику еврею о том, что пан морит их голодом, о том, что её давно приглашают работать фермеры-старички, у которых хозяйство поменьше, но староста не отпускает. Рассказала и о том, что свекровь чуть было не попала в беду. Мудрый еврей дал такой совет: «Припугни старосту, скажи, что пойдешь жаловаться на пана в немецкую комендатуру, что он морит советок голодом, принуждает торговать самогоном. Настаивай, чтобы разрешил уйти от него».
План сработал. Напуганный до смерти староста, тут же дал согласие, чтобы мы перешли к другому хозяину. На следующий день, связав свои пожитки в узел, мы поселились в большом старинном доме с мезонином в отдельной комнате. И хотя работы тоже было не мало, но жестокости в характере старичков не наблюдалось, да и от опасной торговли самогоном мать избавилась.
Советки, как нас называли поляки, целыми днями работали в поле или в лесу, собирая хвою для подстилки скоту. Польские подростки их часто обижали, наслушавшись взрослых бредней о злых русских. Больше всего досталось мне, как самой маленькой и хиленькой. Обидеть советку, довести её до слёз считалось героизмом, и они соревновались друг с другом в жестокости.
Около нашего дома протекала небольшая речушка, где целыми днями купалась детвора. Завидев меня во дворе, они хватали меня за шиворот, тащили к речке и кричали: «Топите советку!». Они сажали меня в корыто и пускали по течению реки. Некоторое время корыто плыло, потом переворачивалось и я тонула, что вызывало бурный восторг мальчишек. Им вода доходила до горла, а мне было с ручками. Я начинала отчаянно барахтаться, бить руками и ногами и, наконец, течение прибивало меня к берегу. Меня тошнило, рвало и я ревела. Через некоторое время процедура повторялась, и так продолжалось до тех пор, пока я не походила на мокрую, полудохлую курицу, и у меня уже не было сил плакать.
Однажды пани соседки пригласила мою мать на похороны. Я, как всегда, увязалась за матерью. Мне очень хотелось понять, то такое смерть. Мать и пани, как могли, отвечали на мои наивные вопросы. Для себя я сделала такие выводы: пани умерла, так как перестала дышать, что она скоро улетит на небо, в рай, где её встретит Матка Боска. Матка Боска всех любит и защищает. В раю красиво, много света, лесов, цветов и всякой вкусной еды. Мысль о небесном рае не выходила из моей головы. Надо перестать дышать, думала я, тогда Матка Боска заберет меня на небо. В раю никто не будет меня топить. И я решила умереть. Когда мальчишки в очередной раз потащили меня к речке, я не сопротивлялась, шла с радостью. Корыто перевернулось, и я оказалась на дне. Зажав пальцами нос и рот, стала ожидать смерти и полёта в рай, но смерть не наступала. Стала задыхаться, но терпела из последних сил, но сил уже не было. Вода хлынула в нос и рот. И опять я оказалась на берегу. Ребятишек как ветром сдуло, они перепугались, думали, что советка утонула. Как печально, ведь я ждала чуда. Чудо случилось, но не в раю, а здесь, на берегу, на грешной польской земле. Произошло то, что Березиков называет «посвящением человека водой».
В этот раз меня почему-то не рвало, вода вытекла без всяких усилий. Во всем теле чувствовалась необычная легкость и радость свободы. Ярко светило солнце. Я легла на спину, раскинув руки, и стала смотреть в небо. Моё тело неожиданно напряглось и вздрогнуло. С ног до головы на меня накатывались лёгкие волны, похожие на воздушный массаж. Они вливали в мой ослабленный организм бодрость и спасительную энергию жизни. Внезапно моё тело и всё окружающее пространство начало вибрировать, загудело, зазвенело, как фонарный столб, по которому проходил электрический ток. Странные вибрирующие звуки напоминали музыку, которую я раньше слышала по ночам. Особенно сильно и мощно звенело и гудело небо. Мой взгляд и всё моё существо устремились в эту бездонную синеву, откуда, как мне казалось, исходила эта великолепная музыка. Моё тело и душа ликовали от неописуемого счастья и восхищения, впадая в духовный экстаз. Это был гимн всеутверждающей жизни. Это была Величественная Божественная симфония Вселенной, которую Адепты Востока называют музыкой сфер, а Березиков – посвящением человека водой.
Я согласна как с Березиковым, так и с Адептами Востока. Это была вторая степень посвящения человека водой, где были задействованы не только стихии воды, но и воздуха. Они-то и привели в действие музыку сфер Вселенной.
К моему большому удивлению мальчики никогда больше меня не трогали. Видимо, боялись, что я утону. Как знать, возможно, мощный феномен природных сил создал преграду против их хулиганских жестоких действий. Я могла бы утонуть, случись со мной судорга.
Через дорогу от нашего дома на высоком бугре стоял небольшой домик бедной вдовы, которая постоянно общалась с русскими семьями. С её дочкой Басей мы стали неразлучными подругами. За нашим домом простирался не очень густой лес, множество песчаных откосов, красивых полянок. Всюду летом было много ягод, грибов.
Поляки неплохо были осведомлены о победах русских на всех фронтах. У некоторых из них имелось подпольное радио. За несколько дней до прихода нашей Армии поляки начали перетаскивать мебель и все ценные вещи в глубокую балку. По свидетельству стариков глубокая балка всегда во всех войнах спасала жизнь жителей села.
Вскоре село опустело. Мать с небольшим узлом ушла вместе с полячкой, а мы с бабушкой почему-то замешкались. Я сравнительно легко влезла по крутой тропинке к Баскиному домику, уселась на бугре, ожидая, пока вскарабкается бабушка. Неожиданно вдали я увидела целую колонну немецких мотоциклистов и закричала: «Баптя, баптя, немцы!». С испугу бабушка скатилась на животе вниз на обочину дороги. На бешеной скорости мимо бабушки первым пролетел рыжий веснушчатый фриц и во всё горло расхохотался, остальные, пролетая мимо тоже хохотали. Бабушка вновь карабкалась вверх и причитала: «Господи Иисусе, храни и помилуй! Пропадите вы пропадом водяные» (самое её сильное ругательство). В балку пришли без приключений. Никто из поляков в село носа не показывал. Они одинаково боялись как немцев, так и русских. По поводу русских говорили: «Нам их власть ненавистна. Лучше работать на воём участке земли, чем гнуть спину в колхозах».
Как долго отступали немцы, не помню. Все сидели в балке. Время тянулось бесконечно долго и нудно. Помню лязг и грохот техники по ночам. Помню зарево над Вильнюсом, город бомбили. Осколки и пули всё же прилетали в балку и свистели у нас над головой. Родители прижимали детей к земле, а любопытным ребятишкам задавали трепку. Потом всё стихло. Мальчишки сообщили, что идёт уже русская техника: танки, пулеметы, «катюша» и др. Когда пошла русская пехота, все стали возвращаться в свои дома.
Вильнюс освободили 13 июля 1944 года. Мне было пять с половиной лет и многое хорошо помню. Помню, как по обе стороны дороги стояли поляки и русские женщины с детьми. Поляки смотрели на советских солдат хмуро, исподлобья, а богачи даже с ненавистью. Русские женщины и дети плакали от радости.
До сих пор в моей детской памяти как живая встает колонна советских пехотинцев, таких родных и таких долгожданных для наших измученных сердец. Солдаты выглядели очень уставшими, их гимнастерки запыленные, большинство из них имели свежие кровоточащие ранения, но колонна двигалась быстро.
Солдаты шли на Запад, на Берлин, они освободили уже большую часть нашей страны. У кого-то из них была забинтована голова, у кого-то рука, нога, шея. Один солдат шёл только в одном сапоге. Вторая нога была забинтована от щиколотки до колена. Второй высоченный солдат, косая сажень в плечах, больше похожий на сказочного богатыря, шёл вообще босиком. Пальцы его ног кровоточили, на пятках видны были волдыри. По всей видимости, что на его громадные медвежьи лапы трудно было подобрать обувь его размера. Русские женщины, стоявшие у дороги, глядя на солдат, плакали навзрыд. Каждая из них видела своего мужа, брата, родственника.
Моя бабушка, завидев издали лейтенанта, похожего на её сына (моего отца), бросилась ему на шею и разрыдалась. Мы затащили его домой. Кроме ягод нечем было угостить, но хозяйка принесла молока. Лейтенант рассказал, что уже пятьдесят третьи сутки они идут от Витебска с тяжелыми боями, а теперь дан приказ идти быстрее, делая передышку всего на полчаса. У пехотинцев нет времени, чтобы помыться, привести в порядок одежду, перевязать лучше раны.
Очень скоро русских женщин с детьми вызвали в Вильнюс, поставили на учет, выдали продуктовые карточки, по которым мы покупали хлеб, тушенку, сахар и прочее. Жить стало лучше, была защита и помощь. Военные врачи провели осмотр русских детей. Когда меня осмотрели, доктор, глядя на меня, что-то казал медсестре. Мать услышала фразу: «Жаль, такая была девочка». Испуганная мать спросила: «Доктор, она жить будет?» Доктор ответил: «Все зависит от Вас. Хорошее питание, уход за ребенком, диета. Дистрофия, стрессы, нервная система, кишечник, сердечко барахлит. Букет болезней ».
Еще до поездки в Вильнюс мне удалось ближе познакомиться с русскими солдатами. Польские ребятишки узнали, что недалеко от села в лесу расположился русский лагерь. Они взяли меня в качестве переводчика и пошли в лагерь целой ватагой. Недалеко от лагеря, на песчаном откосе у дороги сидели два русских солдата и ели тушенку. Мы глотали слюнки. Солдат, съев тушенку, бросил банку нам под ноги. Ребятишки «куча мала» бросились поднимать её. Мне каким-то чудом удалось выхватить её. Солдат был в восхищении. Он сказал: «Ай да молодец, рыженький чертенок!» Я была возмущена до глубины души, т.к. мои волосы были белыми, но не рыжими, а у солдата волосы имели цвет зрелой пшеницы. Я подняла вверх голову и на чисто русском языке, хотя никогда на русском не разговаривала, возмущенно крикнула: «Ты сам черт рыжий!» Боже мой, то тут было! Переполох! Солдаты бросились меня ловить, ребятишки с испугу разбежались и попрятались в кусты. Меня изловили. Я вырывалась, вопила и лепетала уже по-польски: «Пан, пан, я ни бэнду. Як Боги кохим ни бэнду!» Ребятишки, пытаясь меня защитить, из кустом хором кричали: «Пан, пан, Валюся советка, она советка». Солдаты обещали дать мне хлеба с маслом и банку тушенки. Мы помирились и дружным коллективом пошли в лагерь. Это был военный полевой госпиталь, сколоченный из сосновых досок. Раненые лежали на нарах в три яруса. Меня представили солдату, на вид которому было 45-50 лет. Невысокого роста, одет в старую фуфаечку, только пояс и брюки были солдатские. Лицо уставшее, в морщинках и очень доброе. Этот солдат запомнился мне на всю жизнь, хотя общалась с ним не более 20 минут и произнес он всего два слова. Крайне редко встречаются такие люди, которые способны молча, почти ничего не говоря, согреть тебя только выражением своего лица, расположить и заворожить какой-то святой благодатью. Странно все это, но забыть его не смогла. Много тайного в человеческих душа, много. Он подвел меня к небольшому грубо сколоченному столику у маленького окошка, принес буханку хлеба и во всю длину буханки отрезал кусок хлеба, намазал хлеб толстым слоем масла и посыпал песком. «Ешь тут» - сказал он. Польские ребятишки прилипли к окошку и с завистью смотрели, как я ем хлеб с маслом. Желудок мой не вместил весь хлеб, остаток хлеба с маслом положила в карманчик фартука. Кстати, я никогда не ходила в отрепьях. Лучшая портниха села Зуня, у которой жених был русским, из своих платьев перешивала мене одежду. Она меня очень любила и одевала, как куколку.
На обратном пути нас сопровождал рыжий солдат автоматом. Он вручил матери две буханки хлеба и две банки тушенки.
После освобождения города мы не сразу уехали на Родину. Железные дороги были перегружены. Везли солдат, технику, строительные материалы, одежду и питание для Армии. Кроме того, КГБ и специальное отделение воинской части проводили большую работу по зачистке неблагонадежного населения, чтобы создать условия для установления советской власти в Литве. Проверяли и нас, опрашивая жителей села.
Руководство КГБ нам сообщили, что все жители села очень высокого мнения о советках, их необычайном трудолюбии, терпении, выдержки. Много говорили о наших золотых руках, о том, что советки любую работу делают лучше и быстрее.
Руководство КГБ выразило нам благодарность за патриотизм, любовь к Родине, за скромность в поведении и благоразумие во всех случаях нашей нелегкой жизни, а главное – за спасение своих детей. В заключение сказали: «Родина вас не забудет».
Родина наша выстояла в нелегкой борьбе с фашизмом, но её европейская часть почти вся разрушена. Десятки тысяч сел о поселков городского типа были сожжены и сметены с лица земли, разрушено около 2 тысяч городов, сотни заводов, фабрик, электростанций и т.д. Мы знали, что на Родине нас ждет голод и тяжелый труд по восстановлению разрушенного. Главное было то, что мы выжили, что скоро приедем на Родину, что там свои родные русские люди, добрые, отзывчивые, всегда готовые прийти на помощь. Нас всех сплачивало чувство патриотизма и коллективизма. Зато здесь, в Литве, фашисты при отступлении села не поджигали, не бомбили. Наше село почти не пострадало от бомбежки города, не считая убитой козы, которую тут же и прирезали, да погибшей собаки. Кое-где осколками были слегка повреждены крыши домов. С приходом нашей армии поляки стали иначе к нам относиться: лебезили, заискивали, неожиданно подобрели, угощая русских детей. Особенно пресмыкались те поляки, которые, потеряв совесть, эксплуатировали советок. Как-то мать по заказу полячки за две ночи связала мужские шерстяные носки. Полячка ничего не заплатила, эту обязанность «верующая» пани возложила на Божью Мать: «Матка Боска отблагодарит за Ваш труд». И подобные эпизоды случались регулярно. Нас считали рабами, и мы должны были платить им за то, что дышали их воздухом. Однажды бабушка решила попросить подаяние в соседском селе, хотя сильно стеснялась. Услышав русскую речь, дверь захлопывали, а вслед неслись оскорбления и проклятия: «Тоя кровь ваша» (собачья кровь). В селе было немало жителей, даже среди бедняков, которые люто ненавидели советскую власть и русских людей, не скрывая этого даже с приходом Советской Армии. Однажды случайно я оказалась очевидицей бурной дискуссии матери с ехидной полячкой. Она осуждала советских солдат (речь шла о колонне русских пехотинцев). Она говорила, что русские солдаты грязные, неряшливые, почему бы им не помыться и не привести себя в порядок. «Как только им не было стыдно идти по селу в таком жутком виде», - ехидничала пани. На это мать ответила полячке, что наши грязные, неряшливые солдаты освободили свою страну, сломали хребет фашистской гидре. Что касается Польской Армии, то она сдалась почти без боя. Вот почему так спешат наши солдаты. Надо быстрее освободить Литву и Польшу. Польские мужички сидят по домам, и совесть не мучает их, что за них гибнут русские солдаты, а жены мужичков с издевкой замечают пыль да грязь на лицах и гимнастерках наших героев. И сколько еще их погибнет на чужой земле. Мать рассказала полячке о польских партизанах, которые ведут борьбу с немцами, но они не так многочисленны, чтобы решить судьбу Польши. Польская Армия бездействует. Об этом мать узнала от русских солдат. А что касается польской культуры и чистоты, позвольте, пани, напомнить вам дикарский (на наш взгляд) способ мыться по субботам. Наливается ванна воды. В нее влезает тучный пан. Потом в эту же ванну по очереди влезает сначала пани Янтя, затем в эту грязную воду погружается сын, который целыми ночами шляется по девкам, затем влезают две взрослые девицы. Эта дикость, пани, у нас русских, вызвала омерзение и отвращение. Как же далеко вам до России, которую вы считаете отсталой, некультурной. У нас в России почти в каждом доме есть баня. По субботам ее хорошо натапливают, и вся семья по очереди моется. Мы поливаем себя чистой водичкой из ковшика, а на лавках паримся и хлестаем себя березовыми веничками для улучшения кровообращения. И так было в Росси испокон веков, потому русские мужики такие сильные, крепкие. Россию никому не победить.
А полячка опять за свое, не сдается, начала унижать русских женщин: «Не обижайтесь, пани, за правду. Многие поляки поляки бывали в России и рассказывали, что женщины в России какие-то неухоженные, одеваются бедно и безвкусно. Наши полячки элегантные, одеваются модно, а какие они рукодельницы». Мать сказала, что русские красавицы в любой одежде хороши. А что касается рукоделия, полякам не помешало бы поучиться у русских женщин. Она рассказала о том, как древнее, русское рукоделие, которым и поныне пользуются крестьяне, удивило и поразило поляков. Богатый фермер из соседнего села, брат пани Янти (полячки его знали) сделал матери большой заказ: отпрясть овечью шерсть и связать для их большого семейства 13 изделий (варежки, носки, перчатки разных размеров) и детскую шапочку. Мать заколебалась, т.к. времени не было, целыми днями потом трудилась в поле, в лесу и в домашнем хозяйстве. Работа была трудоемкая и требовала много времени. На ночную работу сил уже не было. Пан договорился со своей сестрой освобождать советок от домашней работы хотя бы на 2-3 часа. К зиме заказ был выполнен.