Внл-2015
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: Краткие впечатления от рассказов конкурса "Вера, Надежда и Любовь - 2015"
|
Краткие впечатления от веры, надежды и любви
Не помню где и когда, но уже упоминал о критериях, с которыми подхожу к чужим рассказам на "Самиздат". Будь этот сайт коммерческой площадкой - "линейка" была бы другой. Но ждать многого от бесплатных черновиков - глупо. Итак...
Всё просто.
Мне нет дела, если у вас пару раз пропущена запятая, неверное окончание или ошибка в спряжении.
Плевать - где-то в этом мире ещё существуют литературные редакторы и корректоры.
Но не один из них не станет за вас придумывать яркого героя, конструировать увлекательную фабулу и подходящими словами рисовать живой не отпускающий мир.
Я ищу истории, в которых есть душа автора, искренность и что-то большее, чем изысканное словосложение, за которым виднеется лишь желание потрафить той или иной тусовке.
Обращение к участникам конкурса.
Народ, не сидите в своих разделах как грибы под берёзами - каждый на своём косогоре. Ходите друг к другу в гости. Общайтесь, черт вас побери!
Читайте чужие рассказы!
Пишите рецензии!
Критикуйте!
Хвалите!
В конце концов - это всё что у вас останется после финала. Победите вы или нет - неважно. Опыт показывает, что победитель не получит ни значимого притока читателей в свой раздел, ни предложения от крупного издательства. Но знакомства и опыт - останутся с вами.
Если авторы пассивны - конкурс мёртв.
Топ-3 (на текущий момент):
- "Ромашка" - Калинин Алексей
- "Другое - цвета зари..." - Мудрая Т.А.
- "Сосна и хризантема" - Свительская Е.Ю.
"Чужие и близкие" - Бородкин А.П.
Странный рассказ.
Оставляет странное ощущение.
Вроде и написан профессионально, но чувствуется именно уровень рабочей квалификации, а не вовлеченности автора в происходящее. Чем-то перекликается с эпизодом из самого рассказа, когда герой, даже "с бодуна", так проводит операцию, что пациент может ходить.
А вот будь врач трезвым - смог бы и бегать.
Так и здесь. Написано мастерски, но... как-то... специально для конкурса, словно автор не успел или не захотел прикипеть душой к героям. Он как заправский рыбак расставил в знакомых омутах "рабочие крючки". Как искусный ювелир вздохнул, сдвинул кипу и привычно огранил эпизоды, а затем, как скучающий крупье, бросил шарик на рулетку, зная наперёд каким фишкам выпадет удача.
А может, я просто не жалую рассказы про сумасшедших?
Наверное.
Жил-был хирург. Любовница ушла, ребёнка увела, жизнь потеряла смысл. Любовь...
Хотя какая любовь - лишь болезненное разрушающее наваждение.
Сначала он писал ей письма.
Затем, не получая ответа и не находя цели в жизни, сошёл с ума. Но, зато, погрузившись в глубины подсознания, смог выстроить "идеальный мир", в котором свободно менял законы бытия.
И вот этот переход изображён мастерски.
В начале рассказа герой видит мир как умный, образованный и умудрённый жизнью человек. Множество деталей. Внутренняя непротиворечивость реальности. Законченные проработанные образы окружающих людей - у каждого своё прошлое, пусть и не всегда рассказанное, но проглядывающее сквозь мелкие детали.
И вторая половина рассказа. Теперь герой видит не мир, а отдельные крупные мазки, словно он слишком близко подошёл к картине.
Абстрактные пришельцы, которые будто бы прилетели из какого-то фантастического сериала на неизменном корабле-матке. Абстрактные "космические десантники", которые выдают в эфир стандартные патриотические речёвки из американских блокбастеров про трансформеров. Абстрактный, едва намеченный, мир. Кажется, что его собрали из кубиков "Лего", утянутых подсознанием героя из классических фантастических фильмов и сериалов.
И именно эти "мазки" помогают герою играть с реальностью, не отвлекаясь на её проработку. Нет, он решает более важную, личную задачу - отмстить бывшей любовнице.
Сначала убивает в наказание, а затем дать шанс на воскрешение.
"Любовь" свела героя с ума. Она же и не даёт ему вырваться в реальный мир, а заставляет конструировать условия для грядущего воссоединения с семьёй, условия для всё более глубокого погружения в безумие.
Интересно наблюдать за противостоянием "Любви" и остатков "Разума" героя.
"Любовь" хитра. Она не даёт почувствовать подступившее сумасшествие. Она не делает героя богом - это могло бы его насторожить, а просто сваливает вину за "нереальность" происходящего на маленькую девочку. Ведь мы с вами так привыкли, что в современных фильмах и сериалах именно "маленькие девочки" являются проводниками мистических сил. Такой образ вызовет меньшее отторжение. Так и происходит.
"Разум" борется, но что он может? Разве что указать герою на нестыковки в окружающем мире. Он не придаёт значения тому, что сестра предлагает слетать в лунную оперу в то время, когда в Солнечную систему вторгается флот инопланетян. Он отмахивается от напоминания о том, что не могли другие люди не заметить изменения реальности. Да много от чего отмахивается.
Жаль. Это не даёт читателю надежды на исцеление героя.
И от этого грустно.
Апдейт от 11 сентября: Автор через комментарии поправил, что всё происходящее в рассказе следует воспринимать как "реальность", а не сумасшествие героя.
Жаль.
Значит, я увидел в рассказе больше, чем заложено писателем.
Я-то поразился тонкому неоднозначному сюжету, который позволял одним простакам видеть незамысловатую фантастику, а другим - скрытую правду.
Думал, что встретил автора, который смог разграничить реальность и безумие не простым указанием "в лоб", а сменой авторского стиля с реализма на "фантастические штампы" из американских киношек с летающими такси, бравыми космодесантниками, "роем" инопланетян и хэппи-эндом в конце.
Я ошибался.
Если уж автор самолично утверждает, что у него "всё происходит всерьёз и по-настоящему" - к чему спорить? Но тогда мои авансы были преждевременны. Обычная качественная фантастика уровня "Терра Новы" и "Перезагрузки".
"Тень прошлого" - Берецкая Анна
Хм, удивлён. Судя по пустому разделу, автор - новичок, но первый рассказ вышел явно не "комом", а на уровне "топа" писательниц романтического фэнтези "Самиздата" (разумеется, я их не читал... так, одним глазком заглядывал... для расширения кругозора).
Есть, конечно, над чем работать. В комментариях много дельных подсказок, но главное в другом. У вас получился именно рассказ, причём не самой просто композиции, а это кое-что говорит о потенциале автора.
Завязка в настоящем + флешбек, который тянет на отдельную историю с самостоятельной завязкой-развитием-развязкой + финал в настоящем. Браво!
Сюжет не "провисает", действие - динамично, герои (ох уж этот вечная история "учитель-ученица", ну да ладно, жанр есть жанр) - прописаны достаточно хорошо для романтического фэнтези и такого крохотного текста.
Мой совет: пишите дальше, тренируйтесь, прислушивайтесь к советам по поводу "грамматики" (грех отказываться от бесплатной корректуры), а главное - с каждым новым рассказом наращивайте планку.
"Сосна и хризантема" - Свительская Е.Ю.
В своё время попадались мне в руки исторические романы Эйдзи Ёсикавы, посвящённые временам становления сёгуната Токугава. И сформировали они несколько иной взгляд и на саму Японию, и на самураев, её населявших.
Взгляд отличный как от распространённого в Европе, так и от представленного в этом рассказе. Как если бы сравнивать настоящих рыцарей средневековья с их образами в балладах менестрелей.
Да что там... взять хотя бы знаменитую дуэль Миямото Мусаси с Сасаки Кодзиро, когда самый известный в Японии воин, популяризатор боя двумя мечами, сначала вывел противника из себя опозданием на несколько часов, а затем подбежал и врезал дубиной по голове Кодзиро, который и меч достать не успел.
Не скажу, что "Сосна и хризантема" - сказка, но романтизированная история - точно. Это неплохо, хотя если бы автор взяла и слегка развеяла возвышенный флёр - я бы оценил работу чуть выше. В конце концов, преданий о благородных самураях как капель в пруду.
И всё же рассказ хорош. Здесь и двойная история, которая закольцовывается из прошлого в настоящее как Уроборос сквозь время. И тонко, словно каллиграфической кистью, прописанные эпизоды. Как с той же чайной церемонией, которая задаёт чуть отстранённый тон финальному поединку Мацу, когда противники превращаются из живых людей в силуэты на бамбуковом свитке. И образ Кикуко, что словно ушат холодной воды "вправляет" Тэцу мозги.
P.S. В самом конце, герои прячутся от якудза на ветках сосны. Хм... Надо быть акробатом, чтобы взобраться на пять-десять метров по гладкому стволу. Всё же у взрослых крепких сосен, которые способны выдержать двух человек, крона ой как далека от земли. :)
"Эвридика из Парабели" - Прудков Владимир
Хороший, лёгкий в плане слога рассказ.
Жаль лишь, что после прочтения он оставляет не слишком хорошее послевкусие.
Странно, ведь написано действительно "на уровне".
Возможно, дело в герое.
Каким пришёл, таким и ушёл. Как был не счастливым погребённым рутиной человеком, таким и остался. Не нашёл в себе смелости вырваться из пассатижей бытовухи несмотря на встряску. Несмотря на шанс. Несмотря на то, что по большему счёту он уже не нужен ни жене, ни взрослой дочери.
Не смог уйти не оглядываясь. И потерял свою Эвридику.
Не девушку, она здесь элемент второстепенный. Не верю я в "жениться на проститутке", тем более что девчонка - путана скорее по призванию, чем по необходимости.
Настоящая "эвридика" - это возможность пробудиться ото сна налаженного быта, которую подарила Кириллу судьба в виде ошеломляющей "интрижки на стороне". Возможность вновь почувствовать себя молодым.
Но он, как и Орфей, слишком часто "оглядывался по сторонам", чересчур заботился о мнении окружающих и упустил свой шанс.
Хорошо хоть девушка пожалела мужика и прислала письмо, которое можно предъявить жене и доказать "реальность" выдуманной племянницы. И то хлеб.
Грустно это. Не люблю я такие истории, где герой как был "тряпкой", так ею же и остался. Профукал "надежду" на любовь; а "веры" в него как не было, так и не появилось.
Депрессивная история, написанная лёгкой рукой.
Потому и не ставлю рассказ в свой "топ 3", хотя и не удивлюсь, если увижу его на финишной черте.
"Возвращение мага" - Чайка Л.С.
В "бурные девяностые" телеэкран оккупировало немало подростковых сериалов. Преимущественно для женской аудитории.
Можно вспомнить "Баффи". Можно "Зачарованных". Можно что-нибудь ещё.
Судя по условностям в построении сюжета и характеров, рассказ "Возвращение мага" из той же когорты. Молодые слегка нервические герои. Странные, нелогичные по меркам "повседневной жизни" ситуации и поступки. И, конечно, любовь с первого взгляда между "ангелом и демоном".
Всё это есть и здесь. Тем более что сам рассказ воспринимается именно как один из эпизодов - первую серию нам показали на конкурсе "Призрачная реальность".
К чести автора, она смогла прислушаться к имевшим место замечаниям и в новой истории герои начали сами влиять на ситуацию, а не служить "оправой для решающих проблемы амулетов", которыми их снабдила всеведущая бабушка.
В "комментариях" автору выдали прорву рекомендаций. Зачастую - толковых. Согласится с ними автор или нет... увидим в следующем произведении.
В итоге: рассказ вышел на любителя. Впрочем, подростковая женская аудитория именно этого и ждёт. Непобедимая девушка-красавица - есть. Самоотверженная девушка-пофигистка - есть. Гламурный "негодяй", которого любовь превращает в "милого парня" - есть. Хеппи-энд - в наличии.
Что тут скажешь: "Продолжение смотрите на следующей неделе:)"
"Терра Нова" - Андрей Андреев
Долго гадал: что же именно мне напоминает этот рассказ.
Сегодня озарило.
Ну конечно же!
Ведь не так давно я посмотрел все части "Безумного Макса". С первой по четвёртую.
И хотя в самом конце рассказа герой утверждает, что его зовут Алекс, уж я то знаю - это Макс:)
Судите сами: ну кто ещё весь фильм (рассказ) будет строить из себя эгоистичного и самодостаточного рейдера пустошей, а в конце отдаст плоды победы тем, кто больше в них нуждается?
Кто ещё крут, но не пафосен?
Кто ещё не может изменить себя и осесть в "оазисе"? Кто ещё в финале уйдёт в пустыню в одиночестве таким же, каким появился в начале истории? А зачастую потеряв и то немногое, что было раньше?
Конечно же он! Воин дороги.
Одним словом - хорошая история.
В "комментариях" автору надавали много советов касательно исправления "нестыковок" и "фактических" ошибок в антураже. Если подтянуть указанные моменты - получится лучший "постап"-рассказ конкурса. И один из претендентов на победу в финале.
"Эффект случайного попутчика" - Секретная Ксения
Редкий случай, когда автор использует слово не только для передачи сюжета, но и для воздействия на подсознание.
Рубленые топором фразы. Нередки предложения всего лишь из подлежащего с определением.
"Думаю о своем. Фирменный поезд. Не то, что раньше. Мягкая обивка. Розетка. Пакетик с завтраком и одноразовыми комплектами. Все для комфорта. Села удобно. Расслабилась. Включила плеер, вставила наушники. Смотрю в окно. Не обращаю внимания на соседа. Он не хотел разговаривать. Ну, и не надо".
Судя по тому, что текст насквозь пропитан стилем минимализма - автор использовала этот приём сознательно. Возможно, чтобы придать рассказу оттенок современной, бесконечно ускоряющейся жизни. Возможно, чтобы подобно квантам сцепить читателя и героев в единую систему, где не нужно тратить время на передачу события. Ведь оно будет восприниматься как своё личное состояние.
На деле - получилось. Или, как минимум, вышло оригинально.
Главное - соблюдена мера. Будь рассказ длиннее, или будь это повесть, такой приём вызвал бы болезненное чувство наждачной шероховатости и напряжения, как в несмазанном колесе рассохшейся телеги, что истосковалось по живительному маслу "сложных" развёрнутых предложений.
Впрочем, экономию "смазки" компенсирует сюжет. На второй мужской взгляд - привычная история про любовь. На первый - романтичная сказка об одиноких, заслуживающих счастья людях. На третий - оригинальная петля времени, которая хватает сюжет и ставит его с ног на голову.
Я не искушённый ценитель стопроцентных рассказов "для девушек". Считаю, что "любовь" имеет право на жизнь только как одна из сюжетных линий, а не единственная. Но, своеобразная манера письма и многослойность восприятия не дают смести историю в корзину.
Свою изюминку автор внесла, а... что ещё требуется от сильного конкурсного рассказа?
"Башня Мыслителей" - Осокина Ярослава
Полку сказок на конкурсе прибыло.
Красивая романтичная история, творческое переосмысление известной детской книги для взрослой аудитории.
На протяжении всего рассказа ждал, что Тин, наконец-то, осыплет Бодо волшебной пыльцой, и они вместе улетят в "Неверленд". Но автор, похоже, отложила этот сюжетный ход для продолжения. :)
Единственный минус: использование прямой речи для оформления диалогов. Если расставить тире вместо кавычек - рассказ, как и героиня, оторвётся от смотровой площадки на вершине башни, взлетит в небо, сбросит как мёртвый кокон ватность и заторможенность, превратится из гусеницы в быструю и свободную бабочку.
Если бы не этот недостаток...
"Ключ от волшебной маски" - Ладыжец Е.А.
Странное послевкусие оставляет рассказ. Тем и цепляет.
По форме (и по строчке в графе "жанр") - это детская сказка. И написана она мягким приятным слогом, от которого сложно оторваться пока не дочитаешь до конца.
Но не спешите предлагать её детям. Если, конечно, не хотите воспитать раболепного гражданина для какой-нибудь антиутопии в модном американском стиле.
"Прости нас, пожалуйста. Мы не смогли найти другого выхода", - этими словами описываются все граждане сказочного королевства.
И бедняки. И мещане. И элита.
Ни у кого даже мысли не возникает об уничтожении тирана и освобождении страны.
Нет, все как покорный скот готовы "прятать глаза" и превращать детей, которые ещё не способны на фальшь - в пустышки.
В какой-то мере это напоминает нашу "оппозицию". Диванных либералов, которые недовольство способны выражать лишь через бесплатный wi-fi в кафе-мороженое. А когда "Роскомнадзор" блокирует любимый сайт Навального или Каспарова, они не идут на площадь (как армяне недавно), а радостно пишут в фейсбуках: "А нифига! А мы через прокси всё равно тусоваться там будем!"
Одним словом - общество без потенции к борьбе, а как следствие - к переменам, ведь эволюция - это борьба.
Ровно такое же общество я вижу и в этом рассказе. Вместо сопротивления - готовность существовать, готовность прятаться за масками, поругивать в душе или на кухне режим и ждать "когда случай освободит от необходимости носить личины".
Нет, я понимаю, что не каждый готов идти на баррикады. Но зачем воспитывать детей в покорности к неприемлемому?
Зачем через сказки насаждать "нормальность" переламывания себя через колено?
Я не понимаю.
Ведь даже в старых русских легендах, герой пусть и выполняет поначалу идиотские пожелания царя-самодура, но в конце неизбежно варит его в молоке (как один из вариантов).
К сожалению, автор в своей сказке героя не рисует. Девочка просто снимает маску. Возможно - поможет снять другим. Но кто спасёт её, когда нынешний "добрый" король уступит место следующему и ещё "неизвестно какому"?
Самого главного-то в неё родители не вложили. Не научили, что лучшее решение проблемы - это самое простое решение.
И оно не в маске, а в твоей решимости уничтожать негодяев.
Не в "избегании", а в борьбе.
А раз этого нет, то передо мной не сказка. И не стоит её предлагать детям, которые по наивности ищут в конце победы справедливости.
Но её стоит читать взрослым.
И думать.
А потому рассказу самое место в моём "Топ 3".
"Перезагрузка" - Ромашко Елена
Если случится чудо и сюда заглянет настоящий читатель, а не только автор-конкурсант, то порекомендую ему познакомиться с другим рассказом Елены Ромашко: "Хранитель".
Мне он знаком по одному из самиздатовских конкурсов, а потому с первых строк я заметил преемственность, как в сюжете, так и в эмоциях, что обуревают героя.
Но, есть и отличие.
Немаловажное.
Такое, что ставит "Перезагрузку" на ступеньку выше, чем "Хранителя".
Конечно - это герой.
В старом рассказе призрачный Хранитель изначально и безоговорочно любил и защищал свою подопечную от коварного "Врага". Теперь же мы видим человека изменчивого, человека, который из наёмного убийцы с "ничего-личного-это-лишь-бизнес" в глазах, превращается в ведомого религиозным озарением Защитника. Фанатичного, непреклонного, готового отдать жизнь за "святую Мирру".
Для небольшого рассказа - это хорошая находка и, несомненно, свидетельство писательского мастерства. Если прибавить быстрый не скучный сюжет, аллюзии на виртуальную реальность и нестандартный апокалипсис - передо мной один из лидеров конкурса.
И лишь повторение из рассказа в рассказ сюжетной канвы "хранитель-малышка" не даёт мне поставить рассказ в "Топ 3". Впрочем, если вы открываете произведения Елены Ромашко в первый раз - вас это смутить не должно. Надеюсь, автор доберётся до финала.
P.S. если же чудо случилось и этот абзац видит "читатель", то порекомендую ему заглянуть на страничку автора и познакомиться с рассказом: "Три дня лета". Вот он - настоящая качественная проза на 100% соответствующая этому конкурсу.
В нём есть и вера, и надежда, и любовь. И предвкушение. И радость. И страх. И сожаление. И печаль. И разочарование. И тяжесть обязательств. И ложь. И ложь во спасение.
И небанальные не одномерные герои.
И нет в финале ни трагедии, ни хэппи-энда. Лишь жизнь обычных людей, которые, в отличие от большинства героев современных романов, не могут ни стрелять из пулемёта, ни соблазнять королей взмахом ресниц. И которые не топят читателя в бурлении показных гипертрофированных "эмоций", когда герой превращается в персонажа театра кабуки - у которого переживания выражаются не мастерством актёра, едва заметным изгибом губ или глазами, а маской - гротескной и фальшивой.
И автор всей этой гипертрофированной эмоциональной пены смогла избежать. Сняла, хотя современные поварихи наоборот взбивают "погуще и повыше".
Очень понравилось.
Жаль, что рассказ не участвует в конкурсе. Вот его-то я бы без сомнений поставил в "Топ 3". И сомневаюсь, что кому-то удалось бы "Три дня лета" оттуда выбить.
"Записки памяти пациента 23/07" - Коломыцева Е.В.
Есть в современном языке кремлёвского агитпропа такое слово как "креакл".
"Луркмор" трактует его следующим образом: "Креакл - представитель креативного класса. Мем появился в начале 2013 года и быстро стал популярным. Самоназвание несистемной оппозиции. До недавнего времени то же самое часто называлось "интеллигенцией" в узком смысле слова (в широком смысле слова - это все, кто заняты умственным трудом). Сам "креативный класс" считает себя нравственным эталоном и научной элитой общества".
Резюмируя - это мыслящие люди в оппозиции нынешней власти.
В рассказе автора - это причина всех земных и человеческих бед.
Креаклы "****рали полимеры" и укатили в голубые дали единственной пригодной для жизни планеты, оставив Землю рабочим и крестьянам.
Ну ладно. Фантастика же.
Хочет автор винить в проблемах общества только лишь "учёных и врачей" - его право и его совесть. Надеюсь лишь на то, что Екатерина Вячеславовна не состоит в родстве с Якуниными и Чубайсами, и не защищает дальних родственников, переваливая с больной головы на здоровую.
Но это так... отступление на второстепенную тему. А по сути - передо мной рассказ о платонической любви мужчины к андроиду.
Тема зарождения сознания в бездушной машине - крайне интересная, особенно в последнее время. Игры "эппл" и "майкрософт" с электронными помощниками в операционных системах, опыты "гугла" по созданию искусственного интеллекта, последние исследования учёных, поставивших под сомнение существование у человека "свободы воли"...
Что-то в этом есть и, наверняка, в ближайшие годы мы с "Этим" столкнёмся. И не только на страницах увлекательных книг.
Рассказ крайне эмоционален. Возможно - чересчур, но спишу это на автора-женщину, которая описывала внутренние переживания сурового героя-мужчины. При этом до последних абзацев не раскрывалось, что капитан любит не женщину, а андроида.
Замысел - интересный. И во многом удался. Вот только его воплощение портят несколько мелких шероховатостей, которые стоило бы продумать, если взялись за фантастику. Я не про физически-точные описания орбит или силу Кориолиса. Я говорю о логических нестыковках:
1.Катастрофическое состояние Земли и нереально продвинутые технологии, которые позволили отправлять межзвёздные экспедиции в разные уголки Вселенной (заметьте - даже не галактики).
2.Катастрофическое состояние Земли и нежелание переселить население в тот же пояс астероидов, где достаточно ресурсов как для промышленности, так и для получения воздуха с водой. При наличии "заоблачных" космических технологий людей заставляют жить под кислотными дождями.
3.Нехватка ресурсов на ремонт "старого андроида" и предложение заменить его на "современную модель". Нонсенс!
И т.п. Но снижать оценку за это не буду. Я не Хьюго Гернсбек и не жду от рассказов "твёрдой логичной Научной фантастики". Это "просто" фантастика - фантазия автора.
Что понравилось: идея снаряжать межзвёздные экспедиции за счёт самих космонавтов. Напоминает о годах Великой Отечественной, когда селяне сбрасывались всем колхозом, покупали на заводе танк и написав на борту краской: "От "Нижней Рогачёвки"! Дави врага до самого Берлина!" - отправляли машину на фронт.
Отличная находка! Особенно для реалий придуманного общества.
Вот за это, а также за тему очеловечивания искусственного интеллекта, а также... за то, что своим рассказом заставили меня думать... о многом... спорном или интересном - включу-ка я вас на время в мой текущий "Топ 3".
А там - видно будет.
"Шарф с футбольной символикой" - Олонцева Анастасия
Отличный жанровый рассказ для романтичных женщин.
Текст гладкий, читается легко. Сюжет бьёт точно в целевую аудиторию.
Посмотрел другие произведения на страничке автора... Что можно сказать - рука у вас "набита". :)
Вы хорошо знаете и понимаете: для кого пишете, как и о чём. Это плюс и признак профессионализма.