Тетерин Виктор : другие произведения.

Действующие лица (Саранск)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья о положении вещей в театрах г. Саранска.


   Действующие лица.
  
   Куда можно сходить в Саранске культурному человеку? В смысле - приятно провести время, а не просто пройтись по облагороженным улицам города. Даже беглое изучение культурной жизни Саранска приводит к неутешительным выводам: в кино идут одни продукты "фабрики грез" (и их российские клоны); с концертами у нас вообще тяжело; литературной жизни в ее нормальном понимании не проглядывается; выставки есть, но их мало, да и мало, кто ходит сейчас по выставкам. Можно посидеть в баре, коих открылось довольно много в нашем городе за последнее время, но все-таки это не совсем культурный досуг, а ведь временами хочется чего-то и "для души". Таким образом, остается театр, с которым у нас в городе тоже большие проблемы. На них и обратим внимание в этой статье.
   Театр, как известно, считается искусством для избранных, и отчасти это верно. В наш век компьютерных игр и интернета, когда любая информация передается практически мгновенно, а время дорого, мало кто отважится "убить" на спектакле два (три) часа своего времени, при этом не узнав ничего нового, не получив никаких ярких впечатлений. Именно такие стереотипы существуют относительно театра в нашем городе, и они имеют под собой все основания. Однако это еще не говорит о том, что такая ситуация характерна для театра вообще, как явления культурной жизни. Более того, театр сегодня является одним из самых "продвинутых" элементов культуры современного общества во всем мире, и постепенно становится таковым и у нас в России, чего, к сожалению, нельзя сказать пока о Мордовии.
   В нашем городе существуют два театра в традиционном понимании этого термина: Государственный русский драматический Республики Мордовия и Национальный театр Республики Мордовия (музыкальный театр им. Яушева находится несколько в другой сфере - оперного искусства). Нет даже Театра Юного Зрителя, как в большинстве регионов России (если не считать таковым ДЦ "Крошка"). Два театра на столицу региона и все! Уже одно это число говорит о том, что с театром в нашем городе проблемы. Впрочем, это еще полбеды. Как говорится, главное здесь не количество, а качество. А в этом смысле в наших театрах все еще более запущено. Такое впечатление, что со времен Советского Союза в театрах Саранска ничего не изменилось. Ситуация эта характерна, конечно, не только для Саранска, но и для многих других провинциальных театров, но ведь это же не оправдание. Чтобы не быть голословным, определим - каковы же основные проблемы театров столицы региона N13?
   Во-первых, это практически полное отсутствие спектаклей по современным пьесам в репертуаре театров Саранска. Если же такие спектакли появляются, то, как правило, материал для спектакля берется у местных авторов, зачастую - низкого качества. Иногда берутся пьесы так называемых "коммерческих" авторов, не обладающие большой художественной ценностью, но зато привлекающие зрителей своей нехитрой фабулой. Во-вторых, проблемы, связанные с мышлением режиссера, ставящего спектакль, которое тоже зачастую не изменилось со времен СССР. Используются старые приемы, старые методы, старые актеры, в конце концов, как бы смешно это не звучало. Проблема смены поколений, кстати говоря, тоже является немаловажной для театров Саранска. И уже на третьем месте, если не на четвертом, стоит проблема государственного финансирования театров, о которой так любит поговорить вся наша интеллигенция. Нетрудно заметить, что при не решении проблем, указанных выше, даже золотой дождь, обрушившийся на наши театры, не смог бы изменить в них что-нибудь кардинально.
   Еще одной большой проблемой является то, что наш театр (справедливости ради, стоит сказать, и российский, в том числе) не любит никакой критики, не терпит никаких новаций. При этом профессия театрального критика "у них" на Западе весьма почетна, и именно от рецензий на спектакли зачастую зависит судьба режиссера и постановок, количество публики, которая придет в театр. У нас же, как и во всяком небольшом (да и большом тоже) городе, все друг друга знают, процветает кумовство и желание не обидеть "хорошего человека", по принципу, описанному в басне Крылова "Кукушка и Петух".
   К чему же приводят все эти проблемы? "Родимыми пятнами" наших театров можно назвать: проблемы с репертуаром, закоснелость режиссерского мышления, отсутствие возможностей для театральных экспериментов, укорененность советских традиций "плача" по бюджетному финансированию. Итогом же положения вещей, существующего в театрах нашего города, является то, что талантливые люди (драматурги, актеры, сценографы и т.д.) не укладывающиеся в "общие рамки" процесса, вынуждены искать применение своих способностей в других театрах и уезжать из города, а зритель принужден зевать на новых постановках и в который раз говорить себе, что театр наш безнадежно отстал от жизни. Непосредственным свидетельством этому утверждению является отсутствие представительства наших театров на всероссийских конкурсах, сколько-нибудь престижных фестивалях ("Золотая Маска", "Новая драма", Чеховский фестиваль); к большому сожалению, театры Саранска стоят в стороне от всех новаций, появившихся в российском театре за последние 15 лет.
   Рассматривая все накопившиеся в наших театрах проблемы приходится предполагать, что даже, широко разрекламированное в СМИ, скорое открытие нового здания Национального театра мало что изменит в данной ситуации. И все-таки, хотелось бы верить в лучшее, и надеяться, что прогресс в этой сфере культурной жизни нашего города, хоть и с опозданием, но будет происходить.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"