Тетерин Виктор : другие произведения.

Год социального работника

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Пьеса о любви и долге в условиях современной России. Моя двадцатая пьеса (2019-2021 гг.)

  
  Пьеса в одном действии.
  
  ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
  
  АЛЁНА СОЛОВЬЕВА - социальный работник, 30 лет
  ПЕТРОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ - глава районной администрации, 50 лет
  ДАША - дочь Алёны, 5 лет
  ОЛЬГА - подруга Алёны, 30 лет
  БЕЛОВА ИРИНА ПЕТРОВНА - начальник управления социального обеспечения районной администрации
  ЧИНОВНИКИ РАЙОННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
  ЕФИМОВ НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ - инвалид, старше 70 лет
  СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА РОДИОНОВА - воспитательница в детском саду.
  
  
  Действие пьесы происходит в районном центре Российской Федерации. Время действия - наши дни.
  
  
  Сцена 1.
  
  День. Кабинет Петрова. Убранство кабинета в официальном стиле. На стене портрет Президента РФ и герб России. В кабинете идет заседание районной администрации с участием главы администрации. За длинным столом сидят чиновники районной администрации, во главе стола сидит Петров. Рядом на стульях сидят приглашенные лица, среди которых Алена.
  
  ПЕТРОВ. Напоминаю всем присутствующим еще раз, что текущий год у нас объявлен годом социального работника. Сегодняшнее заседание администрации мы посвятим обсуждению реализации наших планов по повышению качества социального обслуживания граждан и повышению удовлетворенности жителей нашего района сферой социального обслуживания, также необходимо обсудить имеющиеся проблемы в этой области и пути их решения. Хочу также особо отметить, что я, как глава района, буду и впредь лично контролировать всю нашу деятельность в сфере социального обеспечения нуждающихся категорий граждан-жителей нашего района. Пожалуйста, Ирина Петровна, вы у нас начальник управления соцобеспечения, вам первое слово.
  БЕЛОВА. Спасибо, Александр Иванович. Социальная удовлетворенность населения - наша основная задача. По итогам 9 месяцев текущего года населению района было оказано социальных услуг на общую сумму 35 миллионов 879 тысяч рублей. Было обслужено 1235 граждан, среди которых 342 пенсионера, 98 одиноких матерей и 35 сирот. Как показал соцопрос, проведенный в нашем районе во втором квартале этого года, большинство населения, а именно - 63 процента опрошенных положительно оценили деятельность районных органов социального обеспечения, еще 18 процентов оценили нашу деятельность как скорее положительно, 9 процентов нейтрально и только 10 процентов населения негативно оценивают деятельность районных органов социального обеспечения.
  ПЕТРОВ. Значит, нам всем еще есть над чем работать.
  БЕЛОВА. Конечно, Александр Иванович, вы абсолютно правы.
  ПЕТРОВ. Извините, что прерываю, Ирина Петровна. Это всё очень интересно, но хотелось бы услышать о конкретных проблемах, стоящих сегодня перед органами социального обеспечения в нашем районе.
  БЕЛОВА. Разумеется, Александр Иванович, я как раз хотела перейти к проблемам. Давайте послушаем о них от самих сотрудников органов социального обеспечения, так сказать, из первых уст. (Петров кивает.) Об основных проблемах в работе по социальному обеспечению граждан на примере конкретного учреждения расскажет сотрудник муниципального казенного учреждения 'Социальное обеспечение' Алёна Соловьева.
  АЛЁНА (встает, Петров с интересом смотрит на неё). К нам обращаются разные люди - пенсионеры, инвалиды, представители других незащищенных социальных групп. Все они требуют к себе внимания, у каждого своя боль, свои проблемы. К сожалению, мы не можем помочь им решить все их проблемы. Но самые острые вопросы мы стараемся решить. Например, только в этом годы мы оформили материальную помощь от нашего района для 55 граждан.
  ПЕТРОВ. Можно вас прервать?
  АЛЕНА. Конечно, Александр Иванович.
  ПЕТРОВ. Вот я вас слушал, слушал. И знаете - что мне в голову пришло?
  БЕЛОВА. Да, Александр Иванович?
  ПЕТРОВ. Мы должны уметь за сухими цифрами видеть проблемы конкретных людей. Вот это для нас самое важное. Как сказал наш Президент все наши отчеты и галочки никому не нужны, главное - это реальные изменения в жизни конкретных людей. Мы все должны прислушаться к этим словам.
  БЕЛОВА. Несомненно, Александр Иванович. Вы абсолютно правы.
  ПЕТРОВ. Продолжайте...как вас? Алена?
  АЛЕНА. Да.
  ПЕТРОВ. С конкретикой.
  АЛЕНА. Хорошо. Вот у меня лично... я лично помогаю десяти жителям нашего районного центра. И каждый из них требует к себе внимания, у каждого свои проблемы. Вот, например, пенсионерка Лазарева Марина Сергеевна, ей восемьдесят лет, она ветеран труда, прожила долгую, насыщенную жизнь, работала на стройках Советского Союз, на БАМе. У нее есть дети, но живут они далеко, помогать ей сейчас некому. Поэтому помогаем ей мы, социальные работники - стираем, готовим, ходим в магазин за продуктами. Мы стараемся помочь, но не всё в наших силах. Часто не хватает лекарств по рецепту в аптеках, средств гигиены, даже просто рабочего времени на всех не хватает. Элементарно, не хватает людей, недобор сотрудников у нас в учреждении. А ведь кому-то иногда надо и дрова поколоть, воды принести, если они в частном доме живут. Тут бы надо мужчин позвать, а их у нас в отделе нет, к сожалению. Хотя некоторым из наших подопечным иногда требуется только простое человеческое внимание. Вот есть у меня среди подопечных Ефимов Николай Михайлович, он инвалид и...
  ПЕТРОВ (смотрит на часы). О, я совсем забыл, мне пора на селектор к губернатору. Спасибо, Алена, ваш рассказ был очень интересен. (Присутствующим.) Нам всем надо брать пример с таких вот, простых тружеников системы социального обеспечения, которые работают непосредственно с народом, знают его проблемы и заботы. (Все кивают.) Так, будем считать наше заседание пока законченным. Ирина Петровна!
  БЕЛОВА. Да?
  ПЕТРОВ. Я знаю, вы всегда готовите обстоятельный доклад. Вы мне его скиньте на почту, я его еще поподробней посмотрю, возьму кое-какие цифры.
  БЕЛОВА. Конечно, Александр Иванович.
  ПЕТРОВ (Алене). И вы... Алена. Спасибо за вашу преданность делу. Я таких людей ценю.
  АЛЕНА. Спасибо, Александр Иванович.
  ПЕТРОВ. Надеюсь, что мы еще увидимся. (Всем.) Заседание закончено, попрошу освободить мой кабинет.
  
  Участники заседания расходятся.
  
  
  Сцена 2.
  
  Вечер. Квартира Алёны. У стены диван, два кресла, журнальный столик. Алёна что-то гладит на гладильной доске. Раздается звонок в дверь. Алёна удивлена, но открывает дверь. На пороге стоит Петров. В руках у него букет цветов и сумка с продуктами.
  
  АЛЁНА (удивленно). Александр Иванович, вы?
  ПЕТРОВ. Я. Извини, что поздно.
  АЛЁНА. Что-то случилось?
  ПЕТРОВ. Зайти можно?
  АЛЁНА. Да-да, заходите, конечно.
  
  Пропускает Петрова, тот заходит в квартиру.
  
  ПЕТРОВ (оглядываясь). Дочка спит?
  АЛЁНА. Да... А откуда вы знаете?
  ПЕТРОВ. Про дочь? (Усмехается.) Я в своем районе всё про всех знаю. Ты в разводе, с бывшим мужем не общаешься, дочке 6 лет. (Оглядывается, видит журнальный столик в углу комнаты, ставит на него пакет с продуктами, потом подходит к Алёне.) Алёна, это тебе. (Вручает ей букет цветов.) Я сегодня на заседании был поражен твоей красотой. И в общем.... Как говорится... Вот, принимай гостей.
  АЛЕНА (ошарашенно принимает букет из рук Петрова). Но, Александр Иванович... Подождите... Я не понимаю.
  ПЕТРОВ. А что тут понимать. Мужчина пришёл в гости к женщине. По-моему, тут всё понятно. (Смеется, потом смотрит на Алёну, стоящую с букетов с руках.) Ты букетик-то в воду поставь, а то цветы завянут.
  
  Алёна машинально идет за вазой, набирает в неё воды и ставит букет в воду.
  
  ПЕТРОВ (достаёт из пакета шампанское). Ну, давай фужеры, выпьем за знакомство.
  АЛЕНА. Александр Иванович, я не буду... Я... не понимаю.
  ПЕТРОВ. Что не понимаешь? Зачем я пришёл? Я же сказал - ты мне понравилась, хотел познакомиться.
  АЛЁНА. Вы ко всем, кто понравился, домой приходите?
  ПЕТРОВ. Конечно. (Подходит к Алёне.) Ладно уже, хватит ломаться, ты же прекрасно всё понимаешь.
  АЛЁНА (отступает от Петрова). Я не буду с вами пить. Я не хочу... я сейчас полицию вызову.
  ПЕТРОВ (садится в кресло, усмехается). Испугала ежа голой жопой.
  АЛЁНА. Я серьезно вызову.
  ПЕТРОВ. Ты серьезно? Вызовешь, да? Такая смелая? Ну давай, вызывай. Посмотрим, что они мне сделают. Знаешь, что они сделают? Ничего! Извинятся, и уедут. А вот тебя завтра уволят. Из твоего ГКУ. И больше ты у нас в районе никуда не устроишься. Соображаешь, наконец?
  
  Пауза, Алёна тихо опускается на край дивана.
  
  АЛЁНА. Зачем я вам? У вас же жена есть... И дети тоже.
  ПЕТРОВ (усмехается). Жена - это жена. Алён, ты не волнуйся, я же понимаю - для тебя всё это неожиданно, конечно. Я сегодня просто познакомиться хотел. (Встаёт, оглядывается по сторонам.) А квартирка у тебя ничего. Съемная, правда. Но ты же вроде ипотеку уже оформила, да? По программе 'Молодая семья' идёшь? Ничего, я помогу, всё нормально будет. Тем более, ты - мать-одиночка, для тебя все льготы.
  АЛЁНА (тихо). Спасибо.
  ПЕТРОВ. Да не за что пока. Ну что - выпьем за знакомство-то? (Пауза, Алёна молчит.) Ладно, Алён, время позднее, завтра на работу, я понимаю. Да и подумать тебе надо обо всём. Хотя что тут думать-то. Будешь со мной - у тебя всё будет 'в шоколаде', будешь артачиться - сама понимаешь, пеняй на себя. (Подходит к Алёне, обнимает её.)
  АЛЁНА (тихо сопротивляется). Александр Иванович...не надо.
  ПЕТРОВ (целует Алёну). Надо, Алён, надо. Ну ладно, понимаю, тебе еще надо привыкнуть ко мне. (Подходит к двери.) В общем, пока, я поехал. Спокойной ночи. Я тебе завтра позвоню. (Пауза.) Да не волнуйся ты так - всё будет хорошо, я обещаю.
  
  Петров уходит, оставив шампанское и пакет с продуктами на журнальном столике. Алёна сползает с дивана на пол, начинает беззвучно плакать.
  
  Сцена 3.
  
  Ночь. Алёна у себя в квартире пьет шампанское, сидя на полу. Она немного успокоилась, но всё равно временами всхлипывает. Алёна звонит Ольге по мобильному телефону.
  
  АЛЕНА. Оль, он ведь старый козёл... Не, ну а чё - молодой что ли? Да и вообще - какая разница-то! (Пауза.) Блин, я знаю, что Петров тут начальник. Блин, я знаю, что он всё может. Нет, ну а как мне его отшить-то? (Пауза.) Да, знаю я, что у него целый гарем. Все это знают. Не, ну а я-то ему зачем. (Пауза.) Не, ты че такое говоришь-то? Не, я не такая, я на это не подписывалась. Ну и че, что с работы попрёт. Не, конечно тяжело будет. (Пауза.) Да, какие там накопления, нет у меня ничего, сама знаешь. Всё на кредиты уходит. Да, жопа, в общем. И у мамы ничего не займешь, у неё у самой пенсия нищая. (Пауза.) Да, я понимаю, что бабник. А мне-то что делать? (Пауза.) Оль, я думала, ты меня поддержишь, а ты? Не, ну хоть посоветовала бы что-нибудь. (Пауза.) Да пошла ты с такими советами!
  
  Алена кидает телефон на пол, потом судорожно отпивает из бокала шампанское, закрывает лицо руками, начинает плакать. Открывается дверь, в комнату заглядывает Даша. Она тихо подходит к Алене, гладит ее по волосам.
  
  ДАША. Мамочка, почему ты плачешь?
  АЛЁНА. Даша, Дашенька... (Обнимает Дашу, плачет. Потом немного успокаивается, вытирает лицо, отстраняет Дашу от себя.) Даша, не волнуйся, мамочка просто устала немного. Иди спать, дочка, мама сейчас придет.
  
  Даша уходит в спальню, Алена смотрит ей вслед.
  
   Сцена 4.
  
  День. Квартира инвалида Ефимова. Убранство бедное. У стены стоит диван, на котором лежит Ефимов, рядом с диваном стол с лекарствами, стул. У входа в комнату в коридоре стоит холодильник. Звонок в дверь. Ефимов кряхтя поднимается, идёт открывать дверь, опираясь на трость. Через некоторое время он возвращается в квартиру, за ним идёт Алена, которая несёт в руках два пакета с продуктами.
  
  АЛЕНА. Здравствуйте, Николай Михайлович. Как вы сегодня?
  ЕФИМОВ. Да как я... Нормально. Могло быть и лучше.
  АЛЕНА. Ничего, ничего, главное - пободрей, Николай Михайлович.
  
  Алена выходит в коридор, складывает продукты в холодильник. Ефимов садится на кровать, ждёт её. Алена возвращается в комнату, подходит к кровати, садится на стул.
  
  АЛЕНА. Я вам купила продукты: яйца, колбасу, молоко, хлеб. Всё по списку, как вы просили.
  ЕФИМОВ. И ириски?
  АЛЕНА. Да, и ириски, как вы любите. (Пауза.) Заходила в аптеку - лекарств пока нет.
  ЕФИМОВ (зло). Сволочи.
  АЛЕНА. Может быть, на следующей неделе будут... В аптеке сказали. (Долгая пауза.) Как вы себя сегодня чувствуете?
  ЕФИМОВ. Да как... Лекарств нет, как я могу себя чувствовать. Всё болит.
  АЛЕНА. Говорят, что закончились деньги в бюджете. На которые лекарства закупают. Я в Минздрав наш звонила.
  ЕФИМОВ. На мерседесы денег у них всегда хватает, а на лекарства нет.
  АЛЕНА (после паузы). Я вам макароны сварю, хорошо?
  ЕФИМОВ. Да, Алёнушка, свари, если не трудно. (Берет Алену за руку.) Спасибо тебе.
  АЛЕНА. Не за что, Николай Михайлович. Это моя работа. (Пауза.) Мне не трудно.
  ЕФИМОВ. Хорошая ты, Ален. Эх, мне бы такую дочь.
  АЛЕНА. Спасибо, Николай Михайлович. (Гладит Ефимова по руке). Спасибо. (Пауза.) Ладно, пойду сварю вам поесть.
  
  Алена встает, выходит на кухню.
  
  ЕФИМОВ (ложится на кровать). Я ведь всю жизнь, Ален, на заводе оттрубил. Инженер, хорошие деньги получал. С женой там познакомился, она в лаборатории у нас работала. Сына родили, воспитали, всё ему дали, что могли. А теперь вот - жена умерла, сына убили. И как теперь жить? (Пауза.) Хотя - какая это жизнь. Всё равно уже помираю. Пока молодой и здоровый был - был кому-то нужный, а теперь - начхать всем на меня. Государству начхать, людям начхать. Всем начхать. (Пауза.) Вот так, Ален. Жизнь-то я прожил получается, а зачем? Чтобы в старости здесь одному подохнуть? Я ведь никому не нужен. Никому на свете! (Начинает плакать.)
  АЛЕНА (заходит в комнату, подходит к Ефимову). Ну зачем вы так, Николай Михайлович. (Садится на стул рядом с диваном, берет Ефимова за руку.) Зачем вы так говорите. Вы нужны... Вы нужны... Вы мне нужны. Зачем вы так. Никогда не надо руки опускать, в любой ситуации всегда есть какой-то выход. И у вас всё будет... нормально. Зачем вы так. (Гладит Ефимова по голове, тот понемногу успокаивается.) Ну вот и хорошо, вот и молодец вы, Николай Михайлович. Вот и хорошо. Поплакали - теперь надо успокоиться. Всё будет хорошо, Николай Михайлович, всё будет хорошо.
  ЕФИМОВ. Какая у тебя рука теплая, Аленушка. Спасибо тебе за всё.
  АЛЕНА. Ну что вы, Николай Михайлович, какие благодарности, что вы. Это вам спасибо, что терпите меня.
  ЕФИМОВ. Ты иди, готовь, я уже всё, я уже успокоился, не волнуйся.
  АЛЕНА. Точно?
  ЕФИМОВ. Точно.
  АЛЕНА. Тогда я пошла готовить. А вы пока полежите, вам надо успокоиться.
  ЕФИМОВ. Хорошо, Аленушка. Иди, я полежу. Я полежу, не волнуйся, мне уже лучше. (Алена встает, чтобы уйти.) Ален, я вот всё спросить у тебя хотел, можно?
  АЛЁНА. Да, конечно.
  ЕФИМОВ. Сколько у тебя таких, как я? Ну то есть сколько ты еще обслуживаешь?
  АЛЁНА. Еще девять человек, Николай Михайлович.
  ЕФИМОВ. Еще девять.... Да, тяжело тебе, наверное, с нами.
  АЛЁНА. Ничего, я привыкла, справляюсь. Я привыкла. (Пауза.) Ладно, пойду на кухню - кормить вас надо.
  ЕФИМОВ. Да, Аленушка, иди.
  
  Алена уходит на кухню, Ефимов лежит на диване, смотрит в потолок.
  
  
  
  Сцена 5.
  
  День. Кабинет Петрова. Петров сидит за своим столом. На столе стоит початая бутылка коньяка, два бокала и лежит открытая коробка шоколадных конфет. Стук в дверь.
  
  ПЕТРОВ. Да, заходите.
  АЛЕНА (осторожно приоткрывает дверь кабинета). Вызывали, Александр Иванович?
  ПЕТРОВ (жестом приглашая зайти Алену). Заходи, Ален. Дверь только за собой прикрой получше.
  
  Алена осторожно заходит, встает у двери.
  
  ПЕТРОВ (машет Алене рукой). Ну ты чего там встала-то, как бедный родственник. Давай сюда, к нашему шалашу. (Показывает на стул рядом с собой. Алена осторожно приближается к столу, садится на краешек стула.) Ну вот, молодец. Не стесняйся, будь как дома. (Смеется, наливает Алене коньяку в бокал.) Вот, угощайся.
  АЛЕНА. Александр Иванович...
  ПЕТРОВ (машет рукой). Для тебя просто Саша.
  АЛЕНА. Простите... Мне работать надо.
  ПЕТРОВ. Твой рабочий день на сегодня закончен. Я тебя отпустил. (Смеется, поднимает бокал.) Давай чокнемся уже что ли. Давай, бери бокал.
  АЛЕНА (пытается протестовать.) Я не пью, Александр Иванович. Я не люблю...
  ПЕТРОВ. А я что - люблю что ли? Ладно, хватит ломаться, коньяк хороший, я в нём толк знаю. (Сует бокал с коньяком в руку Алены). Вот так. Давай, выпьем за любовь. За взаимную нашу любовь. (Смеется, чокается с Аленой бокалом, выпивает, закусывает конфетой.) Вот так. А ты что ждешь?
  АЛЕНА. Я... простите, но я не...
  ПЕТРОВ. Пей я сказал. (Заставляет Алену выпить.) Вот молодец. Вот теперь ты молодец. Закусывай, закусывай. (Дает Алене конфету.) А сейчас мы с тобой выпьем на брудершафт.
  АЛЕНА (протестует). Александр Иванович, я не бу...
  ПЕТРОВ (зажимает ей рот). Саша, я сказал, зови меня Саша. (Отнимает руку, снова наливает коньяк по бокалам.) Ален, ну зачем нам эти формальности, имя-отчества, мы же свои люди. Ну, не обижай ты меня, зачем. Для тебя я просто Саша. (Дает Алене бокал с коньяком.) А теперь мы с тобой выпьем на брудершафт. (Алена пытается протестовать, Петров останавливает её). Я сказал - выпьем. За нашу любовь. (Пауза, Петров пристально смотрит на Алену.) Ален, я ведь к тебе по-хорошему пока. Ты пойми это. Будешь себя хорошо вести - я ведь тебе добром отплачу. У тебя ведь все равно выбора нет. Так что ты расслабься и получай удовольствие, как говорится. (Смеется.) Ну, давай на брудершафт. (Обнимает руку Алены, выпивает, потом берет лицо Алены в руки, целует её.) Вот так, вот теперь ты молодец. Давай пей уже. (Алена выпивает коньяк из своего бокала.) Давай еще по одной выпьем, и хватит уже. (Смеется.) Работать надо, это ты правильно сказала. Выпьем за успехи в нашей неблагодарной работе. (Снова наливает коньяк по бокалам.) Я к тебе вечерком сегодня заеду. Часиков так в девять. Можешь и ты ко мне, кстати. У меня квартира есть, для встреч как раз.
  АЛЕНА (встает). Извините, Александр Иванович. Мне надо работать.
  ПЕТРОВ. Стой, Соловьева! Я тебя не отпускал!
  
  Алена останавливается около двери, долгая пауза.
  
  Слушай, ты чего упертая такая? Не нравлюсь совсем? (Пауза.) Ладно, подумай пока еще. Только недолго. До завтра время даю. Хорошо очень подумай.
  АЛЕНА. Спасибо. Я подумаю. (Пауза.) Александр Иванович!
  ПЕТРОВ. Да.
  АЛЕНА. А вы лекарство можете достать?
  ПЕТРОВ. Какое?
  АЛЕНА. Флутамид.
  ПЕТРОВ. Это от чего?
  АЛЕНА. От рака.
  ПЕТРОВ. Зачем тебе? Заболел у тебя кто-то?
  АЛЕНА. Да, нужно.
  ПЕТРОВ. Как, говоришь, называется?
  АЛЕНА. Флутамид.
  ПЕТРОВ (записывает). Хорошо, найдем. Для тебя - всё, что угодно (Смеется.)
  АЛЕНА. Спасибо.
  ПЕТРОВ. Пока не за что. (Машет рукой.) Иди давай, работай. И подумай над моим предложением. Серьезно подумай. А то я ведь и рассердиться могу.
  
  Петров начинает смотреть в свои бумаги, Алена выходит из кабинета.
  
  
  Сцена 6.
  
  Вечер. Алена забирает дочь из детского сада, одевает ее, стоя в холле. К Алене подходит воспитательница.
  
  РОДИОНОВА. Алена Владимировна!
  АЛЕНА. Да, Светлана Николаевна.
  РОДИОНОВА. Сегодня ваша Даша очень хорошо себя вела. Весь день рисовала, играла с другими детьми, даже помогла Мише Семенову собрать конструктор.
  АЛЕНА. Спасибо, Светлана Николаевна. (Даше.) Молодец, дочка, что хорошо себя вела, вот так и всегда надо.
  РОДИОНОВА. Алена Владимировна, мы еще тут собираем на новый линолеум в детской. А то старый совсем истрепался.
  АЛЕНА (вздыхает, достает кошелек). Сколько?
  РОДИОНОВА. По пятьсот рублей.
  АЛЕНА. В чате вроде бы ничего не писали про это.
  РОДИОНОВА. Это дополнительный взнос.
  АЛЕНА. Ясно. (Протягивая деньги). Возьмите.
  РОДИОНОВА. Спасибо, что без сдачи. Ваша Даша очень развитая девочка, и читает, и поет, просто молодец. (Уходит.)
  
  Алена наклоняется к Даше, завязывает ей шарф.
  
  ДАША. Мам, а зачем нам новый линолеум? Вроде и старый был ничего.
  АЛЕНА. Значит не ничего. Ты не разбираешься. Лучше одевайся быстрее.
  ДАША. Мам, а у нас денег осталось еще на шоколадку?
  АЛЕНА. Осталось, осталось. На шоколадку только и осталось. Пошли уже.
  
  Алена берет Дашу за руку, вместе уходят.
  
  
  Сцена 7.
  
  День. Кабинет Петрова. Петров сидит за своим столом. На столе стоит початая бутылка коньяка и лежит открытая коробка шоколадных конфет.
  
  АЛЕНА (стучит, потом приоткрывает дверь). Вызывали, Александр Иванович?
  ПЕТРОВ. Что ты всё меня боишься. Садись сюда. (Алена подходит и садится на стул рядом с Петровым. Петров достает из кармана пиджака упаковку таблеток, подвигает её к Алене.) Вот твои лекарства.
  АЛЕНА (после паузы берет лекарство, тихо). Спасибо.
  ПЕТРОВ. Ален, видишь, для тебя - мне ничего не жалко. (Наливает коньяк в бокал.) Давай выпьем. (Алена осторожно берет бокал в руку.) Выпьем за твои прекрасные глаза, Ален. (Чокается с бокалом Алены, выпивает.) Давай, давай, пей, Ален, не стесняйся. (Алена выпивает.) И закусывай, закусывай. Вот, возьми. (Берет конфету, кладет ее в рот Алены.) Вот, молодец.
  АЛЕНА. Спасибо, Александр Иванович. Всё очень вкусно.
  ПЕТРОВА. Ален, ну я же просил - зови меня Саша, зачем эти формальности. Ну, скажи - 'Спасибо, Саша'.
  АЛЕНА (после паузы, тихо). Спасибо, Саша.
  ПЕТРОВ. Ну вот и молодец. Ален, ведь можешь, когда хочешь, согласись? (Пауза.) Ну как - подумала?
  АЛЕНА. Я...я не знаю. Александр Ива...
  ПЕТРОВ. Саша, я сказал.
  АЛЕНА. Я не могу. У вас семья, дети. Вы поймите меня. Я... я не могу.
  ПЕТРОВ. Я всё понимаю, Ален. Семья, дети. Я всё понимаю. (Внезапно берет лицо Алены в ладони, она пытается мотать головой, но Петров с силой сжимает голову Алены, потом долго целует её.)
  АЛЕНА (после паузы, тихо). Зачем я вам, Александр Иванович?
  ПЕТРОВ. Я с ума без тебя схожу, Ален. У меня так еще никогда не было. Влюбился, как студент какой-то. Мне жизни без тебя нет. Ты это пойми. Стань моей, Ален. Я прошу тебя. Я для тебя всё сделаю, всё!
  АЛЕНА (тихо). Зачем вы так говорите?
  ПЕТРОВ. Чтобы ты поняла, что для меня это всё очень серьезно. Этот я ведь так просто веду себя с тобой - юморю, шутки шучу. Чтобы напряжение как-то снять. А внутри всё просто горит. Как пожар какой-то. И потушить его нельзя, невозможно. Я ведь когда тебя вижу - просто с ума схожу. Понимаешь меня, Ален?
  АЛЕНА (после паузы). Понимаю.
  ПЕТРОВ (снова разливает коньяк по бокалам). Ну, тогда выпьем за понимание. (Чокается, выпивают.) Я ведь в нашем районе всё могу, ты знаешь. Казнить, миловать. Любого, лю-бо-го! А вот заставить тебя полюбить себя не могу. А мне обязательно нужно, чтоб ты сама... чтобы сама меня полюбила. Ну или хотя бы захотела, что ли. Не знаю почему мне так нужно. В первый раз у меня это. А семья, дети... Сама знаешь, какой я семьянин. Сейчас, то есть. Я ведь не люблю жену. Давно уже не люблю. Раньше любил, а потом... прошло это как-то всё. Даже сам не заметил - когда прошло. Просто понял в какой-то момент, что не люблю её больше. Бытовуха заела что ли. Да и любви-то особой не было. Женился потому что надо было. Чтобы как все быть. Не развожусь, потому что привык. Дети, опять же. Да и удобней так жить. Но жену не люблю. Поэтому и женщины у меня потом были... разные. Но это всё так - для здоровья, как говорится...Думал, что больше уже никого полюбить не смогу. Да, вот ошибся, значит. Тебя увидел - и пропал. И ничего с собой поделать не могу. Такие вот дела, Ален. (Разливает коньяк по бокалам.) Вот теперь ты всё обо мне знаешь. Как на духу всё рассказал. Давай выпьем что ли, за знакомство. За настоящее знакомство. (Чокается с бокалом Алены, выпивает, Алена молчит, не пьет.) Так что у меня всё очень серьезно. Ну как - ты согласна? (Алена молчит.) Я к тебе или ты ко мне?
  АЛЕНА (берет бокал, выпивает. После паузы, тихо). Лучше я к вам.
  ПЕТРОВ. Дочка дома, понимаю. Дети - это святое. Смотри сама, как тебе удобнее. Я за тобой заеду тогда сегодня вечером. Часиков в девять. (Снова разливает коньяк по бокалам, дает Алене бокал.) Спасибо тебе, Ален. Спасибо, что сама. (Чокается с Аленой, выпивает.) Хорошо! (Закусывает, целует Алену). Ну всё, пей давай и иди. Можешь уже домой идти, скажешь - я тебя отпустил.
  
  Алена медленно выпивает, ставит бокал, встает.
  
  Ну что такая грустная-то? Не грусти, всё будет супер, я гарантирую. Пока никто не жаловался. (Петров смеется.) Шучу. Ладно, сама потом спасибо скажешь. (Хлопает Алену по заду, она пятится от Петрова в сторону двери. Петров убирает бутылку, бокалы и конфеты в сейф). В общем, вечером в девять я у тебя. Готовиться особо не надо. У меня квартира отличная, там всё есть, не беспокойся.
  АЛЕНА. Спасибо за коньяк. Очень хороший.
  ПЕТРОВ. Да ты что, Ален, какие благодарности. Всё для тебя, всё! (Машет рукой.) Ладно, Ален, иди давай, мне работать надо. Короче, в девять я у тебя. Прилечу на крыльях любви. Жди меня, и я приду. Только очень жди.
  
  Петров смеется, Алена выходит из кабинета.
  
  
  Сцена 8.
  
  Вечер. Квартира Алены. Алена недавно приехала от Петрова. Алена сидит на диване, перед ней на журнальном столике стоит букет цветов и открытая бутылка шампанского с бокалом, кроме этого на столике кое-какая закуска. Алена пьет шампанское и всхлипывает. Открывается дверь, в комнату заглядывает Даша.
  
  ДАША. Мама, ты приехала! (Радостно подбегает к Алене, обнимает ее.) А я так ждала тебя, так ждала. Ты где была так долго?
  АЛЕНА. Так, в гостях.
  ДАША (проводит рукой по глазам Алены). Мамочка, ты плачешь. Почему? Кто тебя обидел?
  АЛЕНА (всхлипывает, вытирает глаза). Никто меня не обижал. Все нормально. Я просто устала, Дашуль. (Обнимает Дашу.) День сегодня был тяжелый.
  ДАША. Тебе надо отдохнуть, мамочка.
  АЛЕНА. Да, надо. Сейчас пойду спать. (Пауза, Алена обняла и гладит Дашу по волосам.) Дашуль, ты скучаешь по папе?
  ДАША. Ну так, иногда. А что?
  АЛЕНА. А хочешь, чтобы у тебя был другой папа?
  ДАША (мотает головой). Нет, не хочу. Какой другой папа? (Прижимается к Алене.) Мне не нужен другой папа, мне нужна только ты, мам.
  АЛЕНА (целует Дашу). А мне нужна только ты, дочка. И никто нам больше не нужен. Так ведь?
  ДАША. Да, мамочка, никто.
  АЛЕНА. Вот и хорошо. (Отстраняет от себя Дашу.) Давай, иди спать, Даш, мама скоро придет.
  ДАША. Точно скоро?
  АЛЕНА (улыбается). Точно.
  ДАША. Хорошо, я буду ждать тебя.
  АЛЕНА. Давай, Дашуль, иди, мама сейчас придет.
  
  Даша уходит. Алена допивает бокал, всхлипывает, вытирает глаза, уходит к Даше.
  
  
  
  Сцена 9.
  
  День. Квартира инвалида Ефимова. Ефимов лежит на кровати. Звонок в дверь. Ефимов кряхтя поднимается, идёт открывать дверь, опираясь на трость. Через некоторое время он возвращается в квартиру, за ним идёт Алена, которая несёт в руке пакет с продуктами.
  
  АЛЕНА. Как вы сегодня, Николай Михайлович?
  
  Ефимов машет рукой, ложится на кровать.
  
  АЛЕНА. А я вам лекарство принесла. (Достает из сумки пачку с лекарствами, кладет на стол перед Ефимовым.) Флутамид, на месяц.
  
  Ефимов осторожно берет пачку, удивленно рассматривает её.
  
  ЕФИМОВ. А что - всё-таки закупили лекарства?
  АЛЕНА. Да, закупили.
  ЕФИМОВ. Ну вот. А я снова хотел на них жалобу писать. А они сами дали. Спасибо, Аленушка.
  АЛЕНА. Пожалуйста. Лечитесь, Николай Михайлович. И, главное, духом не падайте.
  ЕФИМОВ. Да, конечно, Ален, конечно.
  АЛЕНА. Пойду приготовлю вам что-нибудь. Вы что хотите?
  ЕФИМОВ. Картошечку бы с тушенкой. Если не затруднит.
  АЛЕНА. Конечно не затруднит. Сейчас сделаем.
  
  Алена идет на кухню, начинает готовить ужин.
  
  ЕФИМОВ (достает таблетку, запивает ее водой). Теперь поживем. Вся жизнь впереди, надейся и жди, как говорится. Да, Ален?
  АЛЕНА (из кухни). Конечно, Николай Михайлович.
  ЕФИМОВ (садится на кровать). Так в наше время говорили: 'вся жизнь впереди'. И я тоже так думал раньше. Всю жизнь думал, что лучшее у меня впереди. На работу ходил как на праздник. Потому что думал, что мой труд нужен кому-то. Стране нужен. У меня вот грамот почетных одних целая папка. И рацпредложений несколько было. Я стране миллионы рублей сэкономил. Тех еще, советских. Да и не в деньгах дело вообще. Меня так воспитали родители мои. Что нужно пользу приносить обществу. Я всю жизнь так жил. Всю мою жизнь. А зачем? (Начинает плакать.) Зачем? Ну зачем?
  АЛЕНА (подходит к Ефимову) Николай Михайлович. Ну что вы, ну зачем вы опять плачете? Вы жизнь не зря прожили, вы людям помогали, пользу стране приносили.
  ЕФИМОВ (сквозь слезы). Пользу стране... пользу....Я вот умираю сейчас. Понимаешь, Ален. Я жизнь прожил, и вдруг понял - всё ведь зря было. Я тоже думал, что пользу. А всё зря, всё без толку. Сына... убили...Наталья моя...умерла... И я вот умираю... Всё зря. Ничего не осталось... Ничего.
  АЛЕНА (садится около кровати, берет Ефимова за руку). Ничего не зря, Николай Михайлович. Ничего не было зря.
  ЕФИМОВ (сквозь слезы). А зачем, зачем всё было? Зачем я жизнь свою прожил. Чтобы сейчас сдохнуть здесь от рака, никому не нужный, никому!
  АЛЕНА. А я? Я же говорила вам, что мне... вы мне нужны... Вы только живите. Главное - живите.
  ЕФИМОВ. Для чего? Для чего мне жить?
  АЛЕНА. Для меня.
  ЕФИМОВ (ошарашенно). Для тебя?
  АЛЕНА. Да, для меня. Я ведь тоже одна, Николай Михайлович. Кроме вас, кому я помогаю, за кем ухаживаю, никого у меня нет. Ну, кроме дочки моей. Но она дочка, она другое. И мне будет плохо, очень плохо, если с вами что-нибудь случится. Вы понимаете меня?
  ЕФИМОВ (медленно). Алена... ты это... ты сейчас серьезно говоришь? Что я тебе нужен?
  АЛЕНА. Конечно, серьезно. Я, может, ни с кем ещё так серьезно не говорила. (Обнимает Ефимова.) Вы, главное, живите, Николай Ефимович. Вы живите. Вы ведь... вы... вы мне нужны. Понимаете - нужны!
  ЕФИМОВ. Я понимаю. Спасибо тебе, Аленушка. (Отворачивается, вытирает слезы.) Прости меня. Я ведь никогда плаксивым не был, это я сейчас расклеился совсем. Ты прости меня, дурака старого.
  АЛЕНА. Ничего, это ничего. Вам тяжело, больно, я всё понимаю
  ЕФИМОВ. У меня ведь тоже кроме тебя нет никого, Ален. Я просто...я просто... ничего. (Отворачивается.)
  АЛЕНА. Полежите, Николай Михайлович. Вы... знаете, как мой отец... У него тоже был рак.
  ЕФИМОВ. Он умер?
  АЛЕНА. Да, два года назад.
  ЕФИМОВ. Хороший, наверное, был человек.
  АЛЕНА. Да, хороший. (После паузы, быстро.) А вам еще нужно жить, Николай Михайлович. Обязательно нужно жить. Лекарство у вас теперь есть, так что лечитесь и живите дальше. А я к вам буду приходить, буду помогать вам, чем смогу. Хорошо? Договорились?
  ЕФИМОВ. Договорились. Спасибо тебе, Аленушка.
  АЛЕНА. Да не за что, Николай Михайлович, ну что вы... (Пауза.) Ну ладно, пойду готовить.
  ЕФИМОВ. Иди, Ален, иди. Мне лучше, мне уже совсем хорошо.
  АЛЕНА. Вот и прекрасно. Лежите, Николай Михайлович, отдыхайте.
  
  Алена идет на кухню готовить, Ефимов смотрит ей вслед, молчит.
  
  
  
  Сцена 10.
  
  День. Кабинет Петрова. Петров сидит за своим столом. Стук в дверь.
  
  ПЕТРОВ (машет рукой). Да, Ален, заходи.
  
  Алена заходит и останавливается около двери.
  
  ПЕТРОВ (показывая рукой возле себя). Ален, давай сюда, ко мне, что ты как не родная.
  (Алена подходит.) Садись, разговор есть.
  
  Алена садится, Петров смотрит на нее. Алена опускает глаза. Длинная пауза.
  
  Ален, ты пойми, я ведь не монстр какой-то, просто, если мне женщина нравится - я с собой ничего поделать не могу. Такой уж я человек.
  АЛЕНА А я вам правда нравлюсь?
  ПЕТРОВ. А ты сомневаешься? А ну, иди сюда. (Начинает шутливо хватать Алену, она вырывается, но не сильно.) Блин, ну ладно, ладно, не хочешь - как хочешь. Подождем до вечера. Я вообще тебя не за этим пригласил. Я тебе хочу предложение сделать. Деловое. У нас тут в администрации должность одна скоро освободится. Хорошая должность. Начальник отдела опеки и попечительства. Вот туда мы тебя и поставим. Ну как тебе мое предложение?
  АЛЕНА (после паузы). А Елена Михайловна куда?
  ПЕТРОВ. А Елена Михайловна у нас на пенсию пойдет. Ей уже давно пора.
  АЛЕНА. Но она вроде не собиралась.
  ПЕТРОВ. Значит, соберется. Слушай, Ален, ты что - хочешь всю жизнь быть простым социальным работником? Тебе деньги лишние не нужны что ли?
  АЛЕНА (после паузы). Нужны конечно...
  ПЕТРОВ. Ну вот - твои мечты сбываются. И потом - ты же у нас соцработник, любишь людям помогать. А теперь будешь помогать им на новой должности. Согласна со мной?
  АЛЕНА. Ну, в общем, так-то, конечно...
  ПЕТРОВ. Ну и в общем, ты согласна. Я так и думал. Ты у меня умная, ты справишься. Со временем можно и в партию вступить, и дальше - вверх, по карьерной лестнице. Еще, глядишь, и меня обгонишь. (Смеется.) Иди сюда.
  
  Алена подходит к Петрову.
  
  ПЕТРОВ (усаживает ее на колени). Сядь, посиди, я соскучился. (Обнимает Алену, целует ее.) Запомни, Ален, Саша умеет быть благодарным. А ты умеешь быть благодарной?
  АЛЕНА (тихо). Да.
  ПЕТРОВ (смеется, хлопает ее по заду). Вот вечером и проверим. Ладно иди пока, я вечером заскочу за тобой.
  
  Алена встает, но не уходит, мнется.
  
  АЛЁНА. Как-то всё неожиданно, Александр Иванович.
  ПЕТРОВ. Саша.
  АЛЕНА. Саша. Я ведь привыкла уже к своей работе. И там....мои подопечные...Им надо помогать.
  ПЕТРОВ. Без тебя им помогут, Ален. Свято место пусто не бывает. (Смеется.) Ладно, не переживай, если надо будет - возьмем кого-нибудь еще соцработником. Все нормально будет с твоими инвалидами. А ты - ты сиротам помогать будешь. Им разве тоже не нужна помощь?
  АЛЕНА. Нужна.
  ПЕТРОВ. Ну вот и будешь им помогать. Ты же это любишь - помогать. Прямо призвание твое.
  АЛЕНА (после паузы). Не знаю. Может быть и призвание. Я не думала об этом.
  ПЕТРОВ. Ладно, подумаешь еще, успеешь. Иди, Ален, мне работать нужно.
  
  Алена идет к выходу.
  
  ПЕТРОВ. Ален, слушай, что хотел спросить-то. (Алена останавливается.) У тебя кто болеет-то? Родственник какой?
  АЛЕНА. Да, родственник. Дальний.
  ПЕТРОВ. А... А то бы я мог помочь, в больницу там или чего.
  АЛЕНА. Спасибо. Не надо, мы сами.
  ПЕТРОВ. Да? Ну сами - так сами. Ладно. Иди.
  
  Алена выходит из кабинета Петрова.
  
  
  Сцена 11.
  
  Вечер. Квартира Алены. Алена и её подруга Ольга отмечают повышение Ольги. Они сидят на диване, перед ними стоит журнальный столик, на котором бутылка с шампанским, закуска.
  
  АЛЕНА. Оль, давай еще по бокальчику!
  ОЛЬГА. Давай! (Разливает шампанское по бокалам.) Ален, за тебя, за то, что тебя наконец-то повысили! (Чокаются, выпивают.) Рада за тебя, подруга!
  АЛЕНА. Спасибо, Оль. Да, я и сама даже не ожидала как-то.
  ОЛЬГА (смеется). Ален, ну ладно, уж и 'не ожидала'. С такой-то поддержкой, как у тебя сейчас.
  АЛЕНА. Да, спасибо Петрову.
  ОЛЬГА. А че Петров? Ты же у нас молодая, красивая, так что всё закономерно. (Смеется.) Ну давай, подруга, по 100 грамм - и фотку в Инстаграмм. (Смеется.)
  
  Алена и Оля выпивают.
  
  ОЛЬГА. Слушай, Ален, мне всегда было интересно - а какой у Петрова орган?
  АЛЕНА. Какой орган?
  ОЛЬГА. Ну не исполнительный же. (Смеются.) Ален, ну не тупи, тот самый орган. По размеру какой?
  АЛЕНА. Оль, ну и вопросы у тебя. Совсем уже.
  ОЛЬГА. Да ладно, Ален, тоже мне святая нашлась. Ну какой? Такой? (Показывает пальцами.) Или такой? Или вообще - такой?
  АЛЕНА. Оль, ну я не знаю... Ну, может такой. (Показывает пальцами что-то маленькое, обе подруги смеются.)
  ОЛЬГА. Блин, Ален, ну ты смешить, я лопну сейчас от смеха.
  АЛЕНА. Ну ты же сама спросила.
  ОЛЬГА. Но я же не знала, что всё совсем уж так печально. (Смеются, понемногу успокаиваясь.) Да, чего только за деньги человек не сделает.
  АЛЕНА. В смысле?
  ОЛЬГА. Ой, извини, Ален, я не то хотела сказать.
  АЛЕНА. В смысле - 'не то?' Оль, я сейчас не поняла - за какие деньги? Это я что ли с Петровым за деньги?
  ОЛЬГА. Ален, ну ты че, я же не про тебя. С чего ты взяла? Давай лучше накатим еще по грамульке. (Хочет налить, но Алена останавливает её.)
  АЛЕНА. Что-то настроения больше нет. Давай, Оль, закругляться, на работу завтра.
  ОЛЬГА. Что это ты про работу вдруг вспомнила? Ален, да расслабься ты, че случилось?
  АЛЕНА. Хватит пить уже, говорю. Давай, нам с Дашкой спать пора.
  ОЛЬГА (обиженно). Ну ладно, Ален, как хочешь. Хозяин - барин, как говорится. Понимаю, на работе надо быть в форме. Там же Петров тебя ждет. Вдруг ему что-нибудь не понравится.
  АЛЕНА. Петров тут ни при чем.
  ОЛЬГА. А ну да, да, конечно. (Встает, начинает одеваться.) Петров ни при чем. Тут вообще говорить не о чем. Просто перепихнулись с ним и всё. Так ведь?
  АЛЕНА. Замолчи.
  ОЛЬГА. Или у вас с ним любовь? Тебе же ведь от него ничего не надо, ты говоришь. А должность новая - это просто так совпало, да?
  АЛЕНА (тихо). Я просто хочу помогать людям.
  ОЛЬГА. Ага, а без тебя им никто не поможет, значит? Оль, ну хватит уже невинную овечку строить. Ну, роман у вас с Петровым, ну что тут такого, в жизни всё бывает. Может, ты в него влюбилась даже? (Смеется.) Слушай, а может тогда вам с ним пожениться? Хотя, блин, ему же еще тогда развестись сначала надо будет.
  АЛЕНА. Заткнись, Оль. А ну пошла отсюда.
  ОЛЬГА. Да я-то пойду, Ален, я пойду. (Идет к двери.) Смотри только, чтобы ты сама после этого куда-нибудь не пошла. А еще подругой называлась! (Уходит, захлопывая за собой дверь.)
  АЛЕНА (кричит ей вслед). Да пошла ты сама, подруга! (Смотрит на дверь.) Вот тварь.
  
  Алена наливает себе шампанское, молча пьет, уставясь в пол, время от времени всхлипывает. Через некоторое время тихо открывается дверь, из соседней комнаты выглядывает Даша в ночнушке.
  
  ДАША. Мам, посиди со мной, пожалуйста.
  АЛЕНА(поднимает на неё глаза, быстро вытирает их). Дашка! Так - ты чё не спишь? А ну давай быстро ложись.
  ДАША. Мам, а у нас утренник завтра, ты помнишь?
  АЛЕНА. Да помню я, помню. Давай - марш в постель. Я приду скоро.
  
  Даша уходит.
  
  АЛЕНА (допивает шампанское, встряхивает головой). Даш, иди-ка сюда. (Даща выходит из соседней комнаты, подходит к Алене, Алена обнимает её.) Ты почему не спишь, Дашуль? Мы с тетей Олей сильно шумели?
  ДАША. Ну, так немного.
  АЛЕНА. Ничего Даш, тетя Оля уже ушла. Ложись спать.
  ДАША. Сейчас, мам. Можно я с тобой побуду?
  АЛЕНА. Хорошо, только недолго.
  ДАША. Я недолго... Мам, а этот дядя тебя вчера снова куда-то увозил.
  АЛЕНА (после паузы). Дочь, ну я же говорила тебе - это мой коллега по работе. У мамы сейчас много работы, поэтому мы еще и по вечерам работаем.
  ДАША. Я не хочу, чтобы ты так много работала. И дядя этот мне не нравится.
  АЛЕНА. Даш, ну мне самой это всё не нравится. Ну что поделать, маме надо работать, у мамы сейчас много дел.
  ДАША (обиженно). Ты теперь всё время поздно приходишь. И я одна всё время. Весь вечер почти.
  АЛЕНА (обнимает Дашу). Прости меня, прости птенчик, я не специально, я тоже так не хочу, но приходится. Маме тоже тяжело. Ты потерпи, пожалуйста, Дашуль, и скоро всё будет снова как раньше. Потерпишь, ведь, да? (Даша кивает, Алена целует её.) Ну вот и хорошо, я так и знала, ты же у меня молодец, Дашуль, ты умничка. (Щелкает Дашу по носу.) Кстати, насчет утренника, ты слова свои все выучила?
  ДАША. Конечно, мам. Вот, смотри. (Начинает декламировать.)
  'Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
   На ель Ворона взгромоздясь,
  Позавтракать было совсем уж собралась,
  Да призадумалась, а сыр во рту держала'.
  АЛЕНА (машет руками на Дашу). Всё-всё-всё, хватит, Даш, хватит. Молодец, я верю-верю. Всё, пошли спать, а то поздно уже совсем.
  
  Алена с Дашей уходят в соседнюю комнату.
  
  
  Сцена 12.
  
  Утренник в детском саду. Алена вместе с другими родителями смотрит выступление детей по басням И.А. Крылова. После выступления к Алене подходит воспитательница детского сада.
  
  РОДИОНОВА. Алена Владимировна! Извините...
  АЛЕНА. Да, что такое?
  РОДИОНОВА. Спасибо, что пришли на утренник.
  АЛЕНА. Спасибо вам. Очень хорошее представление было.
  РОДИОНОВА. Спасибо, Алена Владимировна. Мы с детьми очень старались. Они все такие талантливые у нас. Особенно ваша Даша. Очень талантливый ребенок, всё на лету схватывает.
  АЛЕНА. Спасибо. (Хочет идти.)
  РОДИОНОВА. Алена Владимировна...
  АЛЕНА. Да.
  РОДИОНОВА. Тут такое дело. Хотела вас попросить... У нас в садике нужен ремонт, вы знаете...
  АЛЕНА (лезет за кошельком). Да-да, конечно. Сколько нужно?
  РОДИОНОВА. Нет-нет, денег не надо.
  АЛЕНА. Да? А в чем тогда дело?
  РОДИОНОВА. Понимаете... Я хотела попросить вас...Чтобы вы посодействовали нам...в проведении ремонта.
  АЛЕНА. Я? Я, конечно, с радостью бы. Но, как я это могу... Я не совсем понимаю.
  РОДИОНОВА. Ну, учитывая ваши связи...
  АЛЕНА. Какие связи? О чем вы?
  РОДИОНОВА (смущенно). Я... Извините меня. Я не подумала. Извините...
  АЛЕНА (сердито). Мне нужно идти. До свидания, Светлана Николаевна!
  РОДИОНОВА. До свидания. Извините меня еще раз. Не подумайте ничего такого.
  
  Алена уходит, воспитательница смотрит ей вслед.
  
  РОДИОНОВА. Тоже мне - дюймовочка!
  
  
  Сцена 13.
  
  День. Кабинет Петрова. Алена сидит с бумагами перед Петровым. Перед Петровым стоит бутылка с коньяком и бокал, тарелка с закуской.
  
  АЛЕНА (протягивая Петрову папку с бумагами). Вот списки сирот на выделение жилья.
  ПЕТРОВ. Хорошо, оставь я посмотрю. (Убирает папку).
  АЛЕНА. Там есть одна семья - Сергеевы. Уже два года как интернат закончили, а жилье никак не получат. Очередь почти не двигалась почему-то, никак не пойму.
  ПЕТРОВ. К тебе что ли приходили?
  АЛЕНА. Да, вчера на приеме были.
  ПЕТРОВ. Ладно, я посмотрю. Отчет о социальном обслуживании готов?
  АЛЕНА. В общих чертах.
  ПЕТРОВ. Давай тогда, почитай.
  АЛЕНА (достает бумаги с отчетом). За прошедший год статистика обращений говорит нам, что наши услуги по-прежнему востребованы.
  ПЕТРОВ (выпивает, закусывает). Угу.
  АЛЕНА. Все большее количество наших посетителей переходят на цифровой формат общения. За 12 месяцев этого года практически треть обращений граждан поступило к нам через портал 'Госуслуги'.
  ПЕТРОВ (выпивает, закусывает). Угу.
  АЛЕНА (с раздражением). Мы тоже идем в ногу со временем. В текущем году был обновлен наш сайт, на нем появились новые разделы, для обратной связи нами стали использоваться мессенджеры - Viber, WhatsApp, также мы продолжаем активно использовать наши страницы в социальных сетях.
  ПЕТРОВ. Хорошо. Про новые технологии - это хорошо. (Наливает себе коньяк.)
  АЛЕНА (бросает бумаги на стол). Я так больше не могу.
  ПЕТРОВ. Что случилось?
  АЛЕНА. Саш, я больше не буду с тобой спать.
  ПЕТРОВ. Ты о чем?
  АЛЕНА. Я больше не могу с тобой спать.
  ПЕТРОВ (пауза, выпивает). Ален, что случилось?
  АЛЕНА Я больше не могу обманывать твою жену, не могу врать своим знакомым, людям. У нас маленький город, скоро все всё узнают, многие уже знают! Я так больше не могу!
  ПЕТРОВ. Понятно. (Берет ее за руку.) Алена, слушай сюда. Ты ничего уже сама не решаешь. Хочешь, чтобы всё было как раньше - не получится, пойми это! Ты моя, ты теперь моя, понимаешь? Или ты всё еще о своем Сергее думаешь?
  АЛЕНА (машет рукой). Да при чем тут Сергей.
  ПЕТРОВ. Правильно. Он уехал и думать про тебя забыл. У него уже другая семья, ты же знаешь. А я тут, я с тобой, ты мне нужна.
  АЛЕНА (после паузы, тихо). Зачем я тебе нужна?
  ПЕТРОВ. А ты как думаешь?
  АЛЕНА. Я не знаю. (Обхватывает голову руками.) Я ничего уже не понимаю. (Тихо.) Саша, зачем я тебе нужна? Ты ведь не любишь меня.
  ПЕТРОВ. С чего ты это взяла? (Обнимает ее). Я люблю тебя, дурочка ты моя.
  АЛЕНА (начинает плакать). Не верю, не верю я никому. Я так больше не могу, я устала от всего этого.
  ПЕТРОВ. Я понимаю тебя, маленькая моя. Ничего, ты поплачь, поплачь. Поплачь и всё пройдет. Всё будет хорошо. (Гладит Алену по голове, целует её). Поплачь, моя маленькая. Пойми, наконец, что я и правда люблю тебя.
  АЛЕНА. Тогда почему ты так меня так мучаешь?
  ПЕТРОВ. Разве? Чем я тебя мучаю, Ален? Тем, что по работе тебя повысил? Или хочешь снова продукты разносить по своим инвалидам, ишачить на них за копейки. (Смеется, потом серьезно.) Ну ладно, извини. Может быть, я груб, конечно, бываю, иногда даже слишком. Но, Ален, это просто жизнь у нас жестокая. Хочется тепла, покоя, а вокруг только холод и пустота. Всё время приходится бороться за свою любовь. И за твою тоже. (Пауза.) Ну, хочешь, давай поженимся. А, Ален? И дочку я твою удочерю. Будем жить как нормальная семья. Хочешь? Будешь жить как королева у нас в районе, все на цирлах будут перед тобой бегать. Хочешь, а?
  АЛЕНА. Ты... серьезно сейчас?
  ПЕТРОВ. Абсолютно.
  АЛЕНА. А как же... твоя семья?
  ПЕТРОВ. Ты теперь моя семья, Ален, ты! (Целует Алену.)
  АЛЕНА (вырывается). Ну погоди, погоди... Ну как твоя жена? Как твои дети к этому отнесутся?
  ПЕТРОВ. Дети уже взрослые. А жена.... Жена переживет. Я ей дом оставлю, машину. Она меня всё равно уже давно не любит. Да и я ее. (Пауза.) Но ты не волнуйся, у меня еще жилье есть (Смеется.)
  АЛЕНА. Да мне всё равно. Главное, чтобы люди не страдали. (Пауза, задумалась.) Саша, ты правду сейчас говоришь? Ну о том, что мы поженимся?
  ПЕТРОВ. Конечно, Ален. Конечно, правду. Ты что сомневаешься?
  АЛЕНА. Нет. (Целует Петрова). Нет, Саш, не сомневаюсь.
  ПЕТРОВ (целует Алену). Спасибо, моя хорошая. Давай выпьем с тобой. Как тогда - в первый раз, помнишь? (Достает из стола второй бокал, наливает коньяк по бокалам).
  АЛЕНА (после паузы). Ну давай, Саш. Если только по чуть-чуть, работать же еще.
  ПЕТРОВ (поднимает бокал). За нашу с тобой любовь. За тот день, когда я в первый раз увидел тебя, и понял, что ты - моя женщина. За тебя, моя любовь.
  АЛЕНА. Спасибо, Саш.
  ПЕТРОВ. На брудершафт, только на брудершафт.
  
  Алена и Петров чокаются, выпивают, целуются.
  
  ПЕТРОВ (прижимает к себе Алену). Ален, ты просто не представляешь - что ты для меня значишь. Я ведь каждый день, как утром просыпаюсь, сразу думаю о тебе. Просто самое первое, о чем я думаю. Я уже не могу без тебя. Веришь мне?
  АЛЕНА. Да.
  ПЕТРОВ. Тогда не переживай больше из-за наших отношений, я всё устрою.
  
  В это время у Петрова звонит телефон.
  
  
  ПЕТРОВ (в трубку). Да, да, Владимир Петрович, да, всё готово, скоро буду у вас. (Делает Алене знак рукой, чтобы она ушла. Алена встает.). Да, всё нормально. (Зажав трубку, Алене.) Ален, всё, губер звонит, давай, до вечера. (Алена выходит, Петров в трубку.) Да, отчетность в порядке, рост производства за год десять процентов.
  
  
  
  Сцена 14.
  
  Вечер. Квартира инвалида Ефимова. Ефимов лежит на кровати. Звонок в дверь. Ефимов кряхтя поднимается, идёт открывать дверь, опираясь на трость. Через некоторое время он возвращается в квартиру, за ним идёт Алена, в руках у неё пакет.
  
  АЛЕНА Ну как вы сегодня, Николай Михайлович?
  ЕФИМОВ (садится на диван). Ничего, нормально. Скриплю помаленьку.
  АЛЕНА (после паузы). Познакомились уже со Светой?
  ЕФИМОВ. Познакомился.
  АЛЕНА. Теперь она будет вместо меня. У меня новая должность, я теперь с сиротами работаю. Им ведь тоже надо помогать. (Пауза.) Но вы не волнуйтесь, она очень хороший социальный работник. И я к вам тоже заходить буду иногда. (Пауза.) Как вам Светлана, нашли с ней общий язык?
  ЕФИМОВ. Нашли.
  АЛЕНА. Ну вот и хорошо. (Садится на стул около дивана.) Не обижаетесь на меня?
  ЕФИМОВ. Да что мне обижаться? Я всё понимаю. Вам надо расти, Аленушка, у вас дочка, деньги нужны. (Пауза.) Просто привык я к вам уже как-то что ли.
  АЛЕНА (берет Ефимова за руку). Я тоже к вам привыкла, Николай Михайлович. Но ничего, Светлана тоже хороший работник, она со всем справится, я уверена. Согласны со мной? (Ефимов кивает.)
  АЛЕНА. Ну вот и хорошо. (Начинает суетиться.) Я вам тут фруктов привезла, бананы там, яблоки, оставлю пока здесь. У вас покушать есть что-нибудь? (Ефимов кивает.) Замечательно, а завтра Светлана придет - еще приготовит. (Кладет пакет на стол.) Извините меня, Николай Михайлович, мне надо бежать, надо Дашку из сада забирать. Лекарства есть у вас еще?
  ЕФИМОВ. Да, еще на три дня осталось.
  АЛЕНА. Я вам принесу новую пачку послезавтра. Или со Светой передам.
  ЕФИМОВ. Спасибо, Аленушка. Ты не волнуйся за меня, у меня все хорошо. Иди, тебя дочка ждет. (Алена хочет уходить.) Хотя это...Подожди, Аленушка.
  АЛЕНВА. Что, Николай Михайлович?
  ЕФИМОВ. Можно я тебя обниму?
  АЛЕНА (после паузы). Конечно, Николай Михайлович. (Подходит к Ефимову, наклоняется, обнимает его.)
  ЕФИМОВ. Спасибо тебе за всё, Алён. Ты ведь мне как дочка родная. (Всхлипывает.)
  АЛЕНА. Да не за что, Николай Михайлович. Вы пожалуйста не переживайте, я про вас не забуду, я к вам буду забегать. Вы... не переживайте. Все будет хорошо. Я...я...
  
  Долгая пауза, Алена обнимает Ефимова.
  
  ЕФИМОВ (отстраняясь). Ну ничего, Аленушка, ничего. Не переживай за меня, я привыкну. И... прости меня, за всё прости.
  АЛЕНА. Да за что, за что вас прощать, Николай Михайлович? Это вы меня простите, что я вас бросаю.
  ЕФИМОВ. Да я уже простил, Ален. Я всё понимаю. У тебя и кроме меня есть, кому помогать. Я всё понимаю.
  АЛЕНА. Ну да, ну да, это верно. Работа у нас такая - помогать. (Вздыхает.) Но ничего, я сама так выбрала, и мне нравится помогать. (Улыбается.) Может, это у меня такое призвание? (Пауза, Алена смотрит на часы.) Ой, времени уже полно. Ну всё, я побежала. Пока, Николай Михайлович.
  ЕФИМОВ. Прощай, Аленушка.
  
  Алена уходит, Ефимов сидит на кровати и молча смотрит на пакет с фруктами, потом ложится на кровать, натягивает на голову одеяло.
  
  
  
  Сцена 15.
  
  День. Кабинет Петрова. Петров сидит за столом и что-то рисует на листке бумаги. Стук в дверь.
  
  ПЕТРОВ (не поднимая головы). Заходи, Ален.
  
  Алена входит в дверь, Петров поднимает на нее голову.
  
  ПЕТРОВ. Ну как ты? (Пауза, Алена молчит.) На вот, возьми лекарство для родственника. (Достаёт из кармана упаковку с лекарствами, пододвигает к Алене.)
  АЛЕНА (берет пачку). Спасибо, Саш.
  ПЕТРОВ (машет рукой). Да, ладно. (Берет Алену за руку.) Всё для тебя, всё, ты же знаешь. (Пауза, Петров не выпускает руку Алены.) Ален, про то, что я вчера тебе говорил, помнишь? (Алена кивает.) Я своих слов на ветер не бросаю. И в общем... (Петров встает, достает из кармана футляр.) Это вот....Это тебе. Открой, посмотри.
  
  Алена открывает футляр, там лежит обручальное кольцо.
  
  АЛЕНА (после паузы). Это... правда?
  ПЕТРОВ (смеется). Ну, конечно, правда. Ты что - не верила мне? Ален, ну ты что, ты за кого меня принимаешь. Давай посмотрим, вроде твой размер. (Берет кольцо из футляра.) Кстати, я ведь не спросил: ты как - согласна выйти за меня? Да или нет?
  АЛЕНА. Ну я не знаю...
  ПЕТРОВ. Что?! Как это - не знаю?
  АЛЕНА (смеется). Ну да, ну да - я согласна, согласна!
  ПЕТРОВ. Вот так-то лучше! (Надевает кольцо на палец Алены.) С бриллиантом, Ален, с бриллиантиком! Всё для самой лучшей женщины на земле! Так, а теперь надо это событие немного отметить! (Достает бутылку шампанского из шкафа, бокалы). Ну что? Обмоем помолвку? (Алена кивает.) Шампанское тоже самое лучшее. Подожди... (Открывает бутылку, выстреливая пробкой.) Праздничный салют! (Наливает шампанское по бокалам.) Ну и давай выпьем за нас, за наше будущее счастье! (Чокается с Аленой, выпивает, потом целует Алену.) Как ты, Ален, ты счастлива?
  АЛЕНА (кивает). Да...я... наверно... я счастлива. Мне только все кажется, что это не на самом деле....это всё не по-настоящему. Что это во сне всё происходит как будто.
  ПЕТРОВ. Нет, Алён, это не во сне. Это наяву, в том то и дело. Знаешь, мне самому иногда кажется, что таких как ты не бывает, таких...странных, что ли.
  АЛЕНА. Почему странных?
  ПЕТРОВ. Ну... потому что ты слишком... добрая что ли. Не от мира сего, как говорится. Слишком хорошая. Не бывает таких на свете. Я по крайней мере, не встречал.
  АЛЕНА. Да ладно, Саш, что ты. Я самый обычный человек.
  ПЕТРОВ. Нет, ты хорошая. Да ты сама просто этого не замечаешь. Но мне это и нравится. Иногда правда перехлестывает, но это пройдет, я думаю. Ну ладно, это лирика. Сейчас мне надо будет решить еще некоторые вопросы юридические с разводом и всем остальным, а потом - потом мы будем уже всё время вместе с тобой.
  АЛЕНА. И Дашка?
  ПЕТРОВ. Конечно, И Дашка с нами. Всё как полагается. Дружная семья, ячейка нашего общества. (Смеется.) В общем, давай Ален, еще вечером посидим - отметим всё уже по -нормальному, да? А сейчас иди, мне надо поработать, селектор по нацпроектам скоро.
  
  Алена встает, нерешительно держит футляр в руке.
  
  АЛЕНА. Можно забрать?
  ПЕТРОВ. Ну конечно, Ален, что ты спрашиваешь. Этот тебе, конечно забирай. Или ты все еще в счастье свое никак не поверишь? (Смеется.)
  АЛЕНА. Я верю. Спасибо, Саш. За всё спасибо. (Идет к двери.)
  ПЕТРОВ. Да не за что, Ален, о чём ты говоришь. Я же люблю тебя. Давай, до вечера.
  
  Алена выходит, Петров усмехается, начинает что-то писать.
  
  
  Сцена 16.
  
  
  День. Кабинет Алены. Алена улыбается, что-то напевает, одновременно крася губы. Закончив, она смотрит на себя в зеркальце и, удовлетворенная результатом, складывает зеркальце, убирает его в сумку. Берет со стола мобильный телефон.
  
  АЛЕНА (в телефон). Алло! Свет! Да, я. Хотела передать с тобой флутамид для Ефимова... Почему не нужно? Как повесился?! Когда?! Вчера? ... Но почему? И записки не оставил. Как же это?! Почему? Ну почему?! (Пауза, переводит дух.) Ничего, ничего, Свет, ты не виновата. Это всё я. Ладно, давай, не бери в голову. Пока. (Алена кладёт телефон на стол, обхватывает голову руками.) Это всё я. Я виновата. Я, я, я!... (Алена скулит, раскачивается на стуле.) Ну почему, почему, почему? Николай Михайлович, зачем вы это сделали? Надо ведь жить, всё, что вам оставалось надо было прожить, а не так...Зачем вы это сделали? Вы же нужны были, вы мне были нужны. Ну зачем вы так, зачем?! (Алена замолкает и тихо скулит, раскачиваясь на стуле. В это время звонит её мобильный телефон. Алена переводит дух, несколько раз шумно вздыхает, чтобы придти в себя, потом берет телефон.) Да! Алло! Нет, Саш, сегодня не могу. Ну не могу и всё! Горе у меня, потом расскажу. Извини, пока.
  
  Алена кладёт трубку, смотрит в пустоту перед собой.
  
  
  Сцена 17.
  
  
  Вечер. Квартира Алены. Алена сидит на диване, рядом сидит Даша и что-то рисует.
  
  Даша. Мамочка, смотри, что я нарисовала. (Показывает Алене рисунок.) Угадай кто это?
  АЛЕНА. Слоненок?
  ДАША. Нет.
  АЛЕНА. Бегемотик?
  ДАША. Нет.
  АЛЕНА. Медвежонок?
  ДАША. Нет, это собачка.
  АЛЕНА. Да? А мама думает, думает - кто это. Точно, это собачка.
  ДАША. Да, вот у неё ушки. А вот носик.
  АЛЕНА. Носик.
  ДАША. А это хвостик.
  АЛЕНА. Хвостик. (Закрывает лицо, начинает плакать.) Хво...стик.
  ДАША (встревоженно). Мама, ты почему плачешь? Ты что, мама? Тебя кто-то обидел? (Обнимает Алену.)
  АЛЕНА (сквозь слезы). Я сейчас Даш, я сейчас перестану... Ты не бойся...Просто у мамы...просто у мамы один друг умер... и она.... она расстроилась.
  ДАША. Умер? Совсем-совсем умер?
  АЛЕНА. Совсем-совсем.
  ДАША. То есть вообще? Его больше не будет?
  АЛЕНА. Нет, доченька, его больше не будет.
  ДАША. И я тоже умру, да, мам? Мы все потом умрем? (Тоже начинает плакать.)
  АЛЕНА (заставляет себя успокоиться). Нет, Даш, ты не умрешь. Мама этого не допустит. Мама не даст тебе умереть.
  ДАША. А как это - не даст?
  АЛЕНА (улыбается, всхлипывая). А вот так, Дашуль, не даст и всё. (Щёлкает Дашу по носу.) Мы с тобой будем жить вечно-вечно. Мама тебе это обещает.
  ДАША. И мы всё время будем вместе?
  АЛЕНА. Да, доча, всё время будем вместе.
  ДАША (успокаивается, обнимает Алену). Спасибо, мам. (Всхлипывает.) Только жалко твоего друга, который умер.
  АЛЕНА (гладит Дашу по волосам). Жалко, доча, очень жалко. (Вздыхает.) Но ничего, Дашуль, не расстраивайся, ему сейчас хорошо, он ведь теперь на небе.
  ДАША. Точно хорошо?
  АЛЕНА. Точно. (Смотрит на часы.) Ладно, Дашка, давай уже ко сну готовиться.
  ДАША. Ну, мам, может еще немножечко посидим. Так хорошо с тобой сидеть. Ну совсем чуть-чуть, ну пожалуйста.
  АЛЕНА. Ну ладно, если только чуть-чуть. А потом - спать!
  ДАША. Хорошо, мам. Потом - спать!
  
  Алена и Даша сидят, прижавшись друг к другу. Алена гладит Дашу по волосам, украдкой вздыхает.
  
  
  Сцена 18.
  
  
  День. Кабинет Петрова. Петров сидит за столом, перед ним початая бутылка коньяка, закуска. Петров просматривает бумаги на столе, время от времени выпивая коньяку. Стук в дверь.
  
  ПЕТРОВ. Да? (В дверь заглядывает Алена.) Да, Ален, заходи.
  
  В кабинет заходит Алена, в руке у нее папка с бумагами.
  
  АЛЕНА. Не слишком отвлекла?
  ПЕТРОВ (машет рукой). Ну что ты. Какой-то по работе вопрос?
  АЛЕНА. Да, Саш, хотела с тобой одну ситуацию обсудить.
  ПЕТРОВ. Блин, работа всё, работа. Нет, чтобы просто зайти - мол, соскучилась по жениху, захотелось обнять его. Кстати, на свадьбу губернатора бы позвать, пусть завидует. (Смеется, Алена не улыбается.) Ладно, садись, слушаю. (Показывает на бутылку.) Коньячку? (Алена отрицательно мотает головой, садится за стол.) А я выпью. (Наливает, выпивает.) Ну и какой вопрос?
  АЛЕНА. Саш, тут такое дело... Понимаешь, у нас в районе есть одна квартира, которая недавно освободилась, когда умер... умер один человек, наследников нет.
  ПЕТРОВ. Это Ефимов который?
  АЛЕНА. Ну да.
  ПЕТРОВ. Так. И что?
  АЛЕНА. Я хотела.... То есть, я думала, что ее можно отдать сиротам. Ну, в качестве социального жилья. Но сегодня узнаю, что ее, оказывается, уже отдали под служебное жилье. Твоему брату двоюродному.
  ПЕТРОВ (после паузы). Ну да, отдали. Он работает в администрации, ему полагается служебное жилье.
  АЛЕНА. Но ведь у него же есть уже квартира. И дом.
  ПЕТРОВ. Они не его, они у матери в собственности. И вообще, Ален, не лезь не в свое дело. Жилье для сирот Минобразования дает, вот пусть они этим и занимаются. А у себя в районе служебным жильем я сам распоряжаюсь.
  АЛЕНА. Но ты же можешь эту квартиру перевести в другую категорию и отдать сиротам?
  ПЕТРОВ (раздраженно). Могу, конечно, только нахрена мне это?! Ален, ты что - мать Тереза? Хочешь всем на свете помочь?
  АЛЕНА. Ну почему всем на свете? Хотя бы кому-то? У нас в районе вон сироты Сергеевы уже третий год в очереди за жильем стоят, а очередь вообще не двигается. Им эта квартира очень нужна, у них ребенок. Я же тебе говорила про них.
  ПЕТРОВ. Да, знаю я про твоих Сергеевых. Таких Сергеевых знаешь сколько у меня? На всех жилья не напасешься. А они еще рожают и рожают!
  АЛЕНА (вскакивает). Саша...ты...у тебя же полно всего! И у брата твоего! Ну зачем ему еще эта квартира?!
  ПЕТРОВ. Всё по закону.
  АЛЕНА. Да знаю я, что по закону! Всё по закону, всё правильно! А по человеческому закону разве это правильно? Саша, ну ты что - ты разве сам не человек?!
  ПЕТРОВ (хватает Алену за руку, пытается усадить ее). Да сядь ты, мать Тереза. Сядь, кому говорю. Надо тебе объяснить кое-что. (Наконец усаживает Алену.) Что ты пристала ко мне - по-человечески, по-человечески. Я думаешь, не человек что ли. Только у нас в стране как человек не проживешь. Или будешь всю жизнь в нищете. Зато будешь ЧЕ-ЛО-ВЕК! А я вот хочу жить, как человек, понимаешь меня? И все хотят жить как люди! Только вот денег на всех не хватает. И квартир тоже. Страна у нас такая. У одних - всё, а другим хер с маслом. И не я это придумал! Так что каждый выживает как может! В силу своих способностей и умений! Я, Ален, тебе тоже, кстати, помог, чем смог. И еще помогу, даст Бог. Потому что ты мне не чужой человек. А Сергеевы твои чужие. Я их не знаю, и знать не желаю. У меня полрайона такие же Сергеевы. И всем им не поможешь. При всём моем желании. Так что, Ален, давай уже, начинай с небес спускаться к нам на грешную землю. Мы здесь не ангелы, и живем как можем. По нашим российским законам. А как у нас получается - пусть лучше прокуратура разбирается, а не мы с тобой. (Смеется.) Не дай Бог, конечно. (Берет в руку бутылку с коньяком.) Давай, Ален, лучше выпьем, успокоимся и про свадьбу нашу поговорим. Коньяк у меня отличный, сама знаешь. А?
  
  Петров разливает коньяк по рюмкам, одну рюмку протягивает Алене. Та берет рюмку, Петров протягивает свою рюмку, чтобы чокнуться с Аленой, но Алена внезапно выливает рюмку Петрову в лицо.
  
  ПЕТРОВ (ошарашенно протирает глаза, залитые коньяком). Ты что делаешь, сука?!
  
  Алена встает, берет со стола бутылку с коньяком, выливает остатки из нее на голову Петрову.
  
  АЛЕНА. На тебе твой коньяк, сволочь. Твой отличный коньяк! Нравится?
  ПЕТРОВ (пытаясь уклониться от струи из бутылки). Тварь, ты об этом еще пожалеешь! Я тебя уничтожу, слышишь, ты?!
  АЛЕНА. Саша, я думала, ты хороший. А ты! Ты! Такой же, как и все они!
  ПЕТРОВ. Да пошла ты, мать Тереза! Сучка драная! Дура конченая!
  
  Алена бросает бутылку, выходит из кабинета. Петров хватает бутылку, бросает её вслед Алене, но та уже ушла.
  
  ПЕТРОВ (шумно отдуваясь, пытается оттереть пиджак от коньяка). Уничтожу тварь, сучку, идеалистку долбаную!
  
  Стук в дверь кабинета, осторожно заглядывает секретарша.
  
  ПЕТРОВ. А ну пошла нахер отсюда!
  
  Петров хватает со стола рюмку, кидает ее в дверь, дверь быстро закрывается.
  
  
  Сцена 19.
  
  Вечер. Квартира Алены. Алена сидит на диване, рядом с ней Даша. Даша расстроена, Алена прижимает ее к себе.
  
  АЛЕНА. Дашуль, ты пойми, маме надо уехать, в другой город, на новую работу устраиваться. А ты пока у бабушки поживешь. А мама как на работу устроится, сразу тебя к себе заберет.
  ДАША. Мама, я не хочу, чтобы ты уезжала.
  АЛЕНА. Я тоже не хочу, птенчик, но так вот получилось у мамы, ей надо уезжать. Но это ненадолго, ты пойми, а потом мама тебя с собой заберет.
  ДАША. А если не заберет? Мам, я хочу с тобой поехать, возьми меня с собой, ну пожалуйста, возьми, а?! Я себя буду очень хорошо вести, я обещаю!
  АЛЕНА (прижимает Дашу к себе). Не могу, Дашуль, не могу. Маме сначала надо найти нам с тобой квартиру, работу, а потом уже она и тебя заберет. Надо немного подождать, доча, совсем немного. А ты пока у бабушки поживешь, у неё тоже хорошо, а мама будет тебе звонить каждый день.
  ДАША. Не хочу у бабушки жить, она скучная и сердитая!
  АЛЕНА. Она хорошая, просто строгая. Ну надо, потерпеть, дочь, немного совсем, а потом мама тебя заберет. (Пауза.) Ты, кстати, басню на завтра для утренника выучила?
  ДАША. Конечно, выучила.
  АЛЕНА. Ну-ка давай, прочитай мне её.
  ДАША (встает перед Аленой в позу чтеца и начинает декламировать). Басня Ивана Андреевича Крылова 'Две собаки'.
  АЛЕНА Молодец!
  ДАША. Дворовый, верный пес
  Барбос,
  Который барскую усердно службу нес,
  Увидел старую свою знакомку,
  Жужу, кудрявую болонку,
  На мягкой пуховой подушке, на окне.
  К ней ластяся, как будто бы к родне,
  Он, с умиленья, чуть не плачет,
  И под окном
  Визжит, вертит хвостом
   И скачет.
  "Ну, что, Жужутка, как живешь,
   С тех пор, как господа тебя в хоромы взяли?
   Ведь, помнишь: на дворе мы часто голодали.
   Какую службу ты несешь?" -
  "На счастье грех роптать, - Жужутка отвечает, -
  Мой господин во мне души не чает;
  Живу в довольстве и добре,
  И ем и пью на серебре;
  Резвлюся с барином; а ежели устану,
  Валяюсь по коврам и мягкому дивану.
  Ты как живешь?" - "Я,- отвечал Барбос,
  Хвост плетью спустя и свой повеся нос, -
  Живу по-прежнему: терплю и холод,
  И голод,
  И, сберегаючи хозяйский дом,
  Здесь под забором сплю и мокну под дождем;
  А если невпопад залаю,
  То и побои принимаю.
  Да чем же ты, Жужу, в случай попал,
   Бессилен бывши так и мал,
   Меж тем как я из кожи рвусь напрасно?
  Чем служишь ты?" - "Чем служишь! Вот прекрасно! -
  С насмешкой отвечал Жужу. - На задних лапках я хожу".
  (Пауза, Даша читает громко.)
   Как счастье многие находят
   Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!
  АЛЕНА (хлопает). Молодец, дочка. (Целует Дашу, прижимает ее к себе). Какая ты у меня все-таки молодец, как ты всё хорошо выучила. (Задумчиво повторяет.) 'Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят'.
  ДАША. Мам, тебе правда понравилось?
  АЛЕНА. (встряхивает головой). Правда, доча, правда. (Смотрит на часы.) Ну всё, пора ложиться.
  ДАША (недовольно). Ну вот - уже опять ложиться... А ты почитаешь мне сказку перед сном?
  АЛЕНА. Конечно, почитаю. Только сначала надо умыться и приготовиться ко сну.
  ДАША. Всё, тогда я побежала умываться!
  АЛЕНА. Давай, дочь.
  
  Даша убегает в ванную, Алена смотрит в пустоту перед собой, потом медленно проводит себя по волосам. В этот момент она обращает внимание на обручальное кольцо у себя на пальце, подаренное Петровым. Она нервно сдёргивает кольцо с пальца, хочет отбросить его от себя, потом вдруг останавливается, задумывается, осторожно кладёт кольцо на столик перед собой, молча смотрит на него.
  
  
  Занавес.
  
  
  
  2021 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"