В центре живописного поселения Неистощимый Источник на перекладине висел большущий медный котел. Во второй половине дня под ним разжигали костер. Потом в кипящую воду кидали все сколько-нибудь пригодное в пищу, начиная от съедобных кореньев и трав до ящериц и мелкой дичи. Когда на поселение опускались сумерки, местные жители рассаживались вокруг котла, распространявшего умопомрачительные ароматы, и приступали к вечерней трапезе. Здесь же обсуждались насущные проблемы, совершались деловые сделки, да и просто болтали о том о сем.
Боко, сутуловатый нескладный юноша с быстрыми карими глазами, как обычно, сидел в сторонке на голой земле, поджав под себя ноги, и обгладывал лягушачью лапку. Заслуги его были таковы, что на большее Боко рассчитывать не мог.
Поблизости от юноши располагалась чумазая хромоногая девица по имени Козя, Она жевала и пережевывала вареных земляных червей, вылавливая их пальцами из глиняной миски. Время от времени девица недобро косилась на стоявшего рядом с котлом старшину Яча, наполнявшего черпаком миски земляков пахучим варевом.
Боко стало жаль Козю, давящуюся своей едой, и он протянул ей догрызть лягушачью лапку.
- Спасибо, - улыбнувшись, поблагодарила она. Голосок у нее был скрипучий и неприятный, но юноше он почему-то нравился. - О, если это были бы дождевые черви, то куда бы еще не шло. У меня же в миске одни выползки. А они длинные, толстые и противные. Фу!
- Угу, выглядят они не слишком аппетитно.
- Не понимаю, как наш старшина умудряется вылавливать для меня черпаком из котла всю эту мерзость? - пожаловалась Козя.
- А для меня мелкую болотную живность, - кивнул Боко. - Думаю, у Яча очень зоркие глаза и набитая рука.
- Что есть, то есть... Только я не виновата, что сирота, к тому же хромая и никто не берет меня замуж. Но именно поэтому мне дают всякую дрянь.
- Сочувствую.
- Я была бы верной и преданной женой.
- Возможно, - сказал Боко и вдруг разоткровенничался: - Вот я в семье пятый и нелюбимый сын, домочадцы считают меня лентяем и растяпой. Поручают самую грязную и неблагодарную работу. Ну а после того, как я чуть было не спалил до основания родительский дом, и вовсе отправили жить в землянку во дворе. Но я, клянусь, ничего не подпаливал.
Козя неопределенно пожала плечами.
- Хотя тебе, наверно, это известно, в нашем поселке ничего не утаишь.
- Да, кое-что я слышала.
Краем глаза Боко заметил, что к ним приближается верзила Яч, поигрывая большим тяжелым черпаком в мускулистых руках. Юноша сжался в комочек - признаться, он побаивался старшину.
- Козя, ты вроде бы чем-то недовольна? - спросил старшина еще не издали.
- Вы ошибаетесь, я всем довольна, - возразила та, стремительно вскочив на ноги.
- Не ври! Я же вижу, что недовольна, - сказал Яч и, усмехнувшись, стукнул девицу черпаком по голове. Козя смущено хихикнула и словно уменьшилась в росте.
- Как ей быть довольной? От голода она едва таскает ноги, - прошептал себе под нос Боко.
Старшина нахмурился и поковырял пальцем в зубах, после дважды стукнул черпаком юношу по голове.
- Во-первых, не перечь мне. Во-вторых, не делись своей пищей с другими, этим ты нарушаешь правила. Есть можно лишь у котла и то, что тебе дают. В-третьих, королевские посланцы выгребли подчистую все наши продовольственные запасы, - назидательно изрек Яч. Окинул взглядом невзрачную девицу и добавил: - Ладно, получишь завтра дополнительную порцию червей-выползков.
- Вы очень великодушны, - пробормотал Боко.
- Что? Поговори еще у меня! - Старшина отбросил в сторону черпак и схватил юношу за горло.
- Отпустите его, он задохнется, - взмолилась Козя.
- Простите меня, случайно сорвалось с языка.
- То-то же, - усмехнулся Яч и ослабил хватку. Юноша воспользовался этим и выскользнул из его рук. Затем быстро поднял черпак и, размахнувшись, ударил им в висок старшину. Тот охнул, покачнулся, накренился на бок и без чувств рухнул на землю.
Козя склонилась над ним, похлопала по щекам и со страхом произнесла:
- Ой, Боко! Ты, кажется, его того... убил. Что ж нам теперь делать?
***
- На сегодня съемки завершены! Разбор полетов - утром! Всем спасибо! Просьба, завтра не опаздывать, у нас трудный день, - скороговоркой произнес режиссер Иманов, полный брюнет среднего возраста, взглянул на швейцарские наручные часы, поднялся с кресла и поспешил к микроавтобусу, припаркованному неподалеку. За ним тут же, как собачка на поводке, последовала его помощница Оксана, пышногрудая крашеная блондинка. За ней оператор, осветитель и прочая съемочной братия.
Молоденькая актриса Света Бухарева, игравшая в фильме "У котла" Козю, буркнула: "ну и отлично", и побежала к вагончику, где находилась гримерная. Ей хотелось быстрее снять с себя, наконец, грязные обноски, в которые была облачена ее героиня.
- Не подглядывай, - не без кокетства сказала она Константину Яковлевичу, исполнявшему роль старшины Яча, когда тот вбежал в гримерку на колесах.
- Успокойся, не буду. Прикинь, Света, твой вздыхатель по картине и впрямь ест натуральную лягушку - его ж в этот момент снимают крупным планом. Тьфу, гадость! Дай что-нибудь выпить.
- Пожалуйста, - улыбнулась девушка и, прикрывая обнаженную грудь платьем, снятым с вешалки, протянула коллеге непочатую бутылку коньяка. - Представлять даже не хочу. Вот я, например, только делаю вид, что ем земляных червей.
- У тебя, кстати, неплохо получается. Да, где стакан?
- Почем я знаю. Пей из горла.
- Без проблем.
В гримерном вагончике появился запыхавшийся Игорь, игравший Боко.
- О чем воркуете, голубки? - поинтересовался он и аккуратно положил на стул черпак, принесенный со съемок. - Между прочим, отличная штуковина. Я про черпак. Обязательно куплю себе такой домой.
- Конечно, в хозяйстве пригодится, - растянула губы в улыбке Света.
- Ага. Не соскучились без меня?.. Эй, дорогой, не увлекайся, оставь и мне, как-никак я заслуженный артист, - сказал Игорь, выхватывая из рук Константина Яковлевича коньяк.
- Можно и вежливее.
- Не графья... Немного полегчало, - заметил Игорь, выпив половину бутылки. - А то мне тошно от этого фильма. В прокате он обязательно с треском провалится. На редкость дерьмовый сценарий. Да и режиссер - так себе.
- Но вы же согласились играть в фильме главного героя, - напомнила Света. Видно было, что слова Игоря задели ее за живое.
- Для тебя сниматься в любой картине - великое счастье. Я же имею право на выбор. Что касается роли придурка Боко, то ларчик просто открывался - мне срочно понадобились деньги. Черт, куда же я подевал свои банки с пивом?! - Игорь суетливо расхаживал по вагончику и заглядывал в каждый угол. - Костя, подозреваю, что это ты оприходовал мое пиво. Угадал?
- Я не пью пиво - меня от него пучит.
- Ну, не знаю. Лично мне фильм нравится, - сказала Света, поднялась со стула и что-то поправила на своем столике, игриво вильнув бедрами.
Игорь на минуту остановился, развел руками и возобновил поиски пива.
- Очень может быть, и, чтобы заполучить в нем роль героини, ты переспала с режиссером. Нет, я тебя не осуждаю, многие так поступают.
- Света - это правда?! - спросил Константин Яковлевич.
- Разумеется, нет. Он все придумал.
- Скажи: зачем мне что-то придумывать? - усмехнулся Игорь. - Да это известно всей съемочной группе, кроме тебя, приятель.
Константин Яковлевич ничего не ответил, взял со стула черпак и сильно двинул им по голове заслуженного артиста. Игорь, как подкошенный, упал на пол.
***
- Стоп! - воскликнул режиссер Наезников, краснощекий мужчина в летах, и сдвинул ковбойскую шляпу на затылок. С недовольным видом он сидел на крохотной табуретке в дальнем краю тесного помещения, изображавшего гримерный вагончик. - Не верю!
- Будем переснимать сцену? - спросил Макар, игравший заслуженного артиста Игоря, поднимаясь и поглаживая ушиб на голове. - Но треснул он меня хорошо, от души.
- Наверно, это я сыграл плохо, - вздохнул Олег, исполнявший роль Константина Яковлевича.
- Нет. К актерам у меня, в общем-то, претензий нет. Мне не нравится сценарий. Ну, не может нормальный человек - пускай и ослепленный любовью - после двух фраз стукнуть своего именитого коллегу черпаком по голове. Да так стукнуть, чтоб тот испустил дух. Бред. Надо переписать эту сцену, сделать ее более убедительной. Перепишем и снимем по новой.
- Может, не стоит? Я опасаюсь за свою башку.
- Что? Ты серьезно? Тебе, человеку из массовки, доверили одну из центральных ролей фильма - роль Игоря, прославленного артиста. Любимца публики. А ты начинаешь выпендриваться! Нет, вы видели?! - заявил режиссер, снял шляпу, протер носовым платком лысую голову и с негодующей гримасой покинул съемочную площадку.
- Мне моя башка дороже, чем этот ваш фильм, - решительно произнес Макар, глядя вслед режиссеру. - Я не соглашусь играть эту сцену еще раз даже за отдельную плату. Нашли дурака!
- Друг, не горячись, успокойся, - миролюбиво сказал Олег. - Ты должен гордиться, что снимаешься в полнометражном художественном фильме.
- И пить вместо коньяка несчастный чай и делать вид, что захмелел, - скривил губы Макар и хлебнул тройного одеколона из флакона, вынутого из кармана брюк.
- Договорились, я ударю тебя не сильно, - пообещал Олег. - Так, для проформы.
- Здрасьте, забор покрасьте! Он ударит его не сильно! - взвилась зрелая, но по-прежнему эффектная и красивая, актриса Лена, исполнявшая роль Светы. - Тогда режиссер заявит, что неправдоподобно, и заставит переснимать сцену.
- Ай, пускай двинет по-настоящему. Но только за отдельную плату. - Макар достал из того же кармана еще один флакон одеколона, взболтал в нем зеленоватую жидкость и выпил ее за несколько глотков. - Главное, успеть проспиртоваться, тогда никакая зараза не возьмет. Кроме цирроза печени.
- Точно. Но ты пойми, фильм у нас малобюджетный. Тебя позвали на роль исключительно ради экономии. А он за отдельную плату!
- Тогда я вообще откажусь от съемок.
- Мы отсняли уже больше половины материала. И что, все коту под хвост? Наши заработанные денежки тю-тю, - возмутилась Лена.
- Не волнуйся, милая. Наезников найдет выход, - заверил Олег.
- Как ей не волноваться, она его любовница.
- Какое тебе дело, Макар?
- Ровным счетом никакого. Как говорят в народе, не мешай шалаве быть шалавой. Быть шалавой иногда очень удобно.
- Тоже самое можно сказать и о твоей жене Оксане, - съязвила Лена. - Наезников рассказывал, что хотел взять себе другую помощницу. Оксанка узнала об этом и через постель уговорила оставить ее на прежнем месте. Представь, я прощаю ему мелкие интрижки - к сожалению, привыкла.
Лицо Макара побледнело, задрожали губы.
- Врешь, грязная потаскушка! - выкрикнул он.
- Нет, дорогой, она не врет. Увы, это всего лишь составная часть творческого процесса, - заметил Олег.
Макар застыл на месте, как каменный. Казалось, что он не в силах даже пошевелиться. Взгляд его бесцельно блуждал по вагончику, пока не наткнулся на черпак на полу. Актер из массовки медленно поднял черпак, взвесил его на ладони и неожиданно ударил им Лену между глаз. Та вскрикнула, пошатнулась и упала навзничь.
***
- Ладно, на сегодня хватит! - воскликнул режиссер Шатунов, тучный седовласый мужчина за шестьдесят, вскинув руки вверх и закатив глаза. - Лучшего мне от вас, старперов, все равно не добиться. За что мне такое наказание? Эх... Карина, как ты? Жива?
- Да жива, жива, - ответила Карина, игравшая роль Лены, с кряхтением вставая на ноги. У нее побаливало левое колено, впрочем, и правое - тоже. - Но падать на спину мне не комильфо - возраст уже не тот. Вот раньше. Хи-хи.
- Терпи, мадам. Свой хлеб надо отрабатывать. Тогда и сейчас.
Карина громко фыркнула, разместилась за столиком с зеркальцем и стала влажным тампоном снимать с лица толстый слой грима.
- Меня интересует, почему Палыч, когда следует повернуть только голову, поворачивается всем корпусом? - спросил Шатунов.
- Так он застудил шею, да и все остальное, - ответила Карина за Палыча, игравшего роль Олега. - Хи-хи!
В подтверждение ее слов Палыч чихнул, прикрыв рот ладонью. После трубно высморкался в цветастый носовой платок.
- Будь здоров! - пожелал Шатунов. - Про Денисова я вообще молчу. Он каждые пятнадцать минут просит прервать съемку, чтобы сходить в туалет.
- Ну, вы, как мужчина, должны меня понять, - буркнул Денисов, игравший роль Макара.
- Прекрасно понимаю. Подложи тогда эти... как их?.. памперсы.
- Ой, Шатунов, я тебя умоляю - памперсы стесняют движения. Хи-хи! - прыснула Карина.
- Нет, видит бог, я последний кретин, что согласился снимать этот идиотский фильм с актерами-пенсионерами.
- Давай не тормози, шеф! Необходимо было срочно освоить выделенные средства - иначе бы они пропали. Доверили тебе, потому как кому попало такие дела не доверяют,- подал голос Палыч. - Но вот Денисову на памперсы средств не выделили. Пожадничали.
- А тратить на них деньги из собственного кармана я, пардон, не намерен, - кивнул тот.
Режиссер Шатунов выбежал со своей стороны вагончика, где находился оператор и осветительная аппаратура, и принялся мерить шагами второю часть вагончика, изображавшую актерскую гримерку. Он был крайне возбужден: что-то бормотал себе под нос и нервно жестикулировал.
- Разве я не прав? - поинтересовался Палыч.
- Отчасти. Чтобы снять приличный фильм, много чего надо. Перечисляю: творческий дух, атмосферу, сплоченный коллектив. А что я имею? Скверный сценарий, ограниченный бюджет и старых никчемных актеров. Вечно они опаздывают, спорят со мной по разным пустякам, срывают съемки, забывают текст - в особенности наша уважаемая Карина. Но зато она прекрасно помнит: у кого чего болит.
- Ну и что? Весь мир театр, как говаривал Шекспир. Но времена меняются. Теперь весь мир - это короткометражное кино. Потому как мир стал быстрее, динамичнее и фрагментальнее, что ли? - флегматично заметил Денисов. - Карина играет в этом кино, пардон, солнышко, роль наивной дурочки.
- Вот именно. Для того чтобы сыграть возрастную девицу со склочным характером, требуется немалый талант, - добавил Палыч.
- Немалый талант? Рассмешил. Ей и играть ничего не нужно - у нее точно такой же характер. К тому, подозреваю, что у нашего солнышка "не все дома", - постучал режиссер пальцем себя по лбу.
Карина, поджав бескровные губы, подождала, когда Шатунов повернется к ней спиной, взяла черпак, лежавший у нее в ногах, и сильно ударила им режиссера по затылку. Тот, не издав ни звука, упал на колени. Затем завалился на пол, распластавшись в нелепой позе.
- Ты и впрямь сумасшедшая, Карина, - едва слышно прошептал Палыч, пятясь от женщины, сжимавшей обеими руками черпак.
- Ой, мне срочно в туалет, - бросил Денисов и пулей выскочил из гримерного вагончика. Вслед ему донесся хохот пожилой актрисы.
***
Хлипкие картонные декорации изображали дома-хибары поселения под названием Неистощимый Источник. В центре поселения на перекладине висел большущий медный котел. По сценарию во второй половине дня под ним разжигали костер. Затем в кипящую воду кидали все сколько-нибудь пригодное в пищу, начиная от съедобных кореньев и трав до ящериц и мелкой дичи.
Смеркалось. У котла сидело четверо: трое студентов ВГИКа и режиссер Колотов - моложавый мужчина, с шикарной шевелюрой и золотой коронкой на переднем зубе. Студенты, два парня и девушка, с нетерпением ждали, когда режиссер, наконец, станет распределять роли. Все три студента были готовы на любую роль. Да и сам режиссер, в принципе, мог сыграть кого угодно. Но пока он ничего еще не решил, хотя и испытывал из-за этого перед ребятами чувство неловкости (особенно перед юной фигуристой дебютанткой), и в который раз делал вид, что просматривает сценарий фильма "У котла".
Возле Колотова на земле валялся, полускрытый в траве, большой тяжелый черпак. Но валялся до поры до времени, пока у него не появится новый хозяин.