Аннотация: Публикация:Тепикин Виталий. Судьба с криптонимом К.Р. // Независимая газета - Ex libris. 2008. 13 ноября (Љ41). С. 6.
СУДЬБА С КРИПТОНИМОМ К.Р.
Элла Матонина, Эдуард Говорушко. К.Р. - М.: Молодая гвардия, 2008. - 672 с.
Наталия Чернышова-Мельник. Баловень судьбы. История Константина Романова. - М.: Энас, 2008. - 320 с.
Виталий Тепикин
В серии "ЖЗЛ" появилась необычная книга, на обложке которой рядом с изображением биографического героя всего лишь инициалы - К.Р. Не сказал бы, чтобы уж очень узнаваем был благородный портрет, да и эти две буквы сегодня большинству ничего не скажут. МК, ДДТ, ВВП или БГ - вот это да, это пожалуйста, извольте-с.
Когда-то под криптонимом К.Р. в России печатался поэт, чью лирику отличали искренность, простота и добросердечие. За это его понимали и любили. Критики, конечно, критиковали: дескать, несерьезные темы поднимал, бежал от проблем. А К.Р. все вспоминал наставление Николая Страхова поэтам: "Слушайтесь вашего внутреннего голоса и, пожалуйста, не слушайтесь критиков. Это для вас самый опасный и вредный народ. Они все лезут в судьи, тогда как должны бы быть только вашими толкователями".
На дворе стоял конец ХIХ века, в культурных кругах литературой увлекались повально, поэтического счастья тоже искали многие. "Это уже не плеяда, а целая туманность, - писал все тот же Страхов, - состоящая из звезд, не различаемых простым глазом". К.Р. выходил из туманности своей музыкальностью стиха, новой тональностью, замеченной композиторами. Петр Чайковский, например, не только сочинял романсы на его стихи, но давал вдумчивые комментарии в письмах: "Мне хотелось бы, чтобы почаще случались такие отступления от обычных стихотворных приемов..."(из письма от 26 августа 1888 года по поводу эксперимента К.Р. с сочетанием разнородных стоп).
В сочинении Эллы Матониной и Эдуарда Говорушко органично раскрываются и инициалы, и жизнь, скрытая за ними. Великий князь Константин Константинович Романов, внук Николая I, обладал не только фамильным титулом и поэтическим даром. Природа наделила его острым умом, разносторонними способностями, жизненной энергией, а судьба - возможностью их реализовать. Это все он, К.Р., возглавлял Преображенский полк, управлял Российской академией наук, организовывал научные экспедиции в Каракумы, на Шпицберген, Землю Санникова, создавал первое в России высшее учебное заведение для женщин. Придумал специальные комиссии помощи нуждающимся художникам, ученым.
Заявлено повествование "К.Р." как документальное. В устоявшихся традициях "ЖЗЛ" в нем нет подробных ссылок на источники и архивы. Поэтому можно где-то и отступить от факта, интерпретировать события. Но сразу чувствуется глубокое погружение в тему, куда авторы ловко увлекают и читателя.
Параллельно с этим томиком мне попалась книга Наталии Чернышовой-Мельник "Баловень судьбы". Автор - питерский журналист, увлекающийся историей. Ее детище "поляповатее". Возможно, не так бы все бросилось в глаза, если б не тематическое соседство. Чуть-чуть выждать... Ан нет: год-то юбилейный, 150 лет со дня рождения Константина Романова. Вот и взялись нагнать три сотни страниц. Дизайнеры потрудились над обложкой, чем-то роковым веет от нее. Главки маленькие, обрывистые, местами напоминающие школьное сочинение. Есть претензия на документальность, но цитируются дневники, письма, воспоминания, подготовленные и изданные Эллой Матониной, автором "К.Р.". А заголовок вообще скопирован из ее публикации в "Новом мире".
Под занавес Чернышова-Мельник приберегла клубничку - дневниковую запись о гомосексуальных наваждениях великого князя. Вот, дескать, не постеснялся рассказать нам.
Но так и не взяла в толк, что не нам и не ей он рассказывал, а "единственному собеседнику - дневнику".