РАД. Об исходе его [Ариг-Буки] дела [1.2, т.2, с.167].
Когда Асутай получил известие о даровании [Булга-аке] свободы, то сказал: "Как это возможно, что Булга останется в живых? Я стану на очную ставку с ним и докажу его большие преступления".
Он сказал Булга: "Ты рассказал монгольскую басню, смысл которой в том, что мы дело сделали и возможно, что от него откажемся, и в этом [не] следует проявлять беспечность. В этом и заключается твое великое преступление, за которое ты должен умереть".
Булга-нойон не отрицал этого и согласился с ним. Эти слова доложили каану, [который] сказал: "Раз так - пусть его казнят".
За Илджидаем было больше вины, чем за другими, так как он оклеветал Курмиши, сына Кадана, и приложил усилия к тому, чтобы его убили. Поэтому его передали Кадану, чтобы [тот] его казнил. Много преступлений было также и за Токузом, который постарался, чтобы перебили множество [людей] каанова улуса. Все упомянутые эмиры были казнены. А Хуку, сына Гуюк-хана, Чапата, сына Нагу, Кутука, сына Карачара, и еще несколько других царевичей [каан] выслал в Туркестан. Затем он пожелал допросить Ариг-Буку и стал ждать прибытия Хулагу, Берке и Алгу. Так как они были очень далеко и [дело] задерживалось, то царевичи той страны Тогачар, Йисункэ, Екэ-Кадан, Нарин-Кадан, Хулакур, Чин-Тимур, Чавтух и прочие, [а также] монгольские и китайские эмиры собрались вместе и допросили Ариг-Буку и Асутая.
УЛУС ХУЛАГУ
РАД. Об обстоятельствах его [Хулагу] болезни и его кончины [1.2, т.3, с.61-62].
Когда наступил год быка, что случилось в месяце раби'-ал-ахыре лета 663 [I 1265], он несколько дней предавался пирам и охоте. Вдруг после бани на тело его напала хворь, так что он ощущал в себе тяжесть и слег в постель. В ночь на субботу, 7 числа месяца раби'-ал-ахыра [27.1], он принял из рук китайских лекарей слабительное. От его действия появился обморок и завершился ударом. Сколько искусные врачи ни старались и ни силились вызвать рвоту, поскольку жизненный путь достиг до точки смерти, они остались бессильными прогнать эту болезнь. Никакая мера [не могла помочь] от предопределения и никакое лекарство исцелить от судьбы. В ту пору обнаружилась хвостатая звезда наподобие клина и появлялась каждую ночь. Когда же эта хвостатая звезда исчезла в ... месяце, соответствующем ночи на воскресенье 19 числа месяца раби'-ал-ахыра лета 663 [8.2.1265], случилось великое несчастие. Жизнь его продолжалась сорок восемь полных солнечных лет. Он отошел от бренного привала к вечному местопребыванию на берегу Чагату.
Ходжа мира, Насир-ад-дин Туси, в стихах на смерть его говорит:
Как только Хулагу на зимовку ушел из Мераги,
Предопределение пробило последний час его жизни
В лето шестьсот шестьдесят третье, на воскресенье
В ночь девятнадцатого раби'-ал-ахыра.
На горе Шаху, что напротив Диххарегана, устроили ему большой заповедник и, свершив обряды оплакивания в его ставках, гроб с ним захоронили в том заповеднике.
В первый день икинди-месяца, соответствующего 28 числу упомянутого месяца раби'-ал-ахыра [17.2], отошла Арыкан-хатун, мать Аджая, и в те же дни умер эмир Алгу-битикчи. 2 числа шун[?]-месяца года быка, соответствующего первому дню месяца рамазана лета 663 [17.6.1265], скончалась Докуз-хатун, которая от Тулуй-хана досталась Хулагу-хану. Кончина ее была через четыре месяца и одиннадцать дней после кончины Хулагу-хана и за три дня до восшествия на престол Абага-хана. Бог, да будет он велик и превозвышен, да уделит государю ислама Газан-хану на долгие годы и века без числа счастливый жребий в жизни и державе и да сделает его наследником долгих лет. "Он всемогущ и расположен услышать [молитву]". Аминь.
МАГАКИЯ. История народа стрелков. гл.19 [4.2]
В те дни появилась звезда волосатая. Она показалась впервые утром в субботу, в праздник киота. Хвост и лучи ее увеличивались со дня на день. Сначала она появлялась по утрам, через несколько дней в полдень, и таким образом ежедневно замедляя свой восход, она стала показываться вечером в 11 часов дня. Лучи ее с востока доходили до середины нашей земли и до того размножились, что привели в ужас всех жителей, ибо никто из них не видывал на земле ничего подобного. Увеличивая свои лучи в длину и ширину, звезда осталась в таком виде до начала зимних месяцев, а после того тем же путем постепенно стала уменьшаться в объеме так, что мало по малу свет ее лучей стал слабеть и она перестала показываться.
Гулаву-хан тотчас понял, что появление звезды касалось его, и потому он пал ниц перед Господом и поклонился ему. Страх его увеличился, когда свет лучей звёзды стал ослабевать. Весь свет заметил, что лучи звезды удлинялись на столько, на сколько простирались владения Гулаву-хана; достигнув этого предела, они стали ослабевать. Гулаву-хан прожил после того только год и исчез се лица земли, оставив 30 сыновей. В том же году скончалась также добродетельная жена его, Тавус-Хатун, и смерть их причинила великую скорбь всем христианам. В те дни преставился смертью во Христе царский отец, барон Константин, покрытый сединами и полный днями, погрузив в великую печаль как благочестивого царя Гетума и других сыновей своих, так и всю страну армянскую, потому что он был причиною благоденствия страны и подпорою престола сына своего, Гетума. По этому Христом венчанный царь Гетум с большою почестью похоронил барона, отца своего. Да прославит душу его Христос Бог и причтет его к сонму св. князей в царствии своем.
ВАРДАН ВЕЛИКИЙ. Всеобщая история [4.5]
В начале 714 года армянского летосчисления (1265) явился к великому (повелителю) величайший посол, сильный жезл которого поразил храброго победоносного Хулаву; настиг его приговор, (произнесенный) над праотцем нашим: и он, как сын Адама, испил из той чаши, из которой все вкусили и вкусят.
КАЗВИНИ. О делах царей тюркских и монгольских [3.17]
Хулагу умер при Мерагской Чагату 19 реби II 663 г.х. (8.2.1264)
РАД. События, предшествовавшие его [Абака-хана] восшествию на ханский престол [1.2, т.3, с.66].
Когда Хулагу-хан скончался, они, согласно своему обычаю, преградили дороги и отдали приказ, чтобы ни одно живое существо не передавало бы [об этом], и тотчас послали гонца к Абага-хану в Хорасан, так как он был старшим сыном и наследником [престола], а также вызвали Аргун-агу, который находился на должности везира и находился при Абага-хане. В то время Абага-хан был на зимовке в Мазандеране, а Юшумут - в областях Дербента и Аррана, которые ему принадлежали. На восьмой день после смерти отца [Юшумут] прибыл. Разузнав о настроениях эмиров, он тщательно рассмотрел и обдумал обстоятельства дел. Так как он понял, что ничего не удастся, то после двух дней пребывания вернулся назад.
В году хукер, соответствующем 19 джумада-л-уля 663 г. х., Абага-хан расположился ставкой на [реке] Чагату. К прибытию все приближенные и эмиры вышли навстречу. Так как Элькэ-нойон был эмиром ставок и на службе ильхана долгое время шел стезею приверженности и усердного служения, то он подал Абага-хану ош и вино и наедине изложил [ему] обстоятельства [печального] события. После выполнения обрядов оплакивания, все жены, царевичи и зятья собрались и устроили совещание относительно его восшествия на престол. В ту эпоху было много давнишних старших эмиров: Элькэ-нойон, Сунджак-нойон, Сонтай-нойон, Самагар-нойон, Шиктур-нойон, Аргун-ага и другие, перечисление которых затянулось бы. Из них Шиктур-нойон, которому Хулагу-хан передал свою последнюю волю и поручил билики, и Сунджак-ага раньше других эмиров засвидетельствовали права Абага-хана на наследование престола и заместительство, а он отказывался и препоручал другим братьям. Братья единодушно преклонили колено, что мы-де, рабы, а тебя считаем заместителем отца. Абага-хан сказал: "Кубилай-каан старший брат, каким образом без его соизволения можно воссесть [на престол]".
Царевичи и эмиры сказали: "При наличии тебя, являющегося старшим братом всех царевичей и ведающим давние обычаи, правила, законы и добрые предания и [которого] Хулагу-хан при жизни своей сделал престолонаследником, как может сесть другой".
И все без лицемерия согласились. В пятницу 5 числа шун[?]-месяца года хукер, который был годом быка, соответствующего 3 рамазана лета 663 [19.6.1265], по выбору ходжи Насир-ад-дина Туси, "да смилуется над ним господь", под знаком созвездия Девы, Абага-хана посадили на царский престол у Чаган-наура в области Перахан и выполнили все обряды, которые на этот счет установлены.
РАД. Об устройстве Абага-ханом нужд владений и об управлении делами царства [1.2, т.3, с.67].
Абага-хан, после восшествия на ханский престол, раздарил женам, царевичам и эмирам безмерные богатства деньгами, драгоценностями и дорогими одеждами, так что польза от этого получилась для всех воинов. После соблюдения обычаев пиршества и поздравления с восшествием на престол он обратился к управлению и устройству важных дел и нужд улуса и войска. Хотя он и был обладателем венца и престола, но до прибытия гонцов от его величества Кубилай-каана и присылки ярлыка на его имя он восседал на стуле и правил.
Во-первых, он приказал, чтобы все законы, которые установил Хулагу-хан, и указы, которые он по разным поводам издал, соблюдались и исполнялись бы твердо и были охраняемы и защищаемы от порчи переиначивания и замены. Сильные чтобы не насиловали и не обижали слабых, и все народы чтили бы обычаи и правила отцов и дедов.
Через неделю отправили во все владения царскую грамоту, в которой содержалась радостная весть о благословенном восшествии на престол. Султанов, меликов, эмиров, хакимов и челобитчиков, которые присутствовали, по достижении [ими] предмета желания, вернули обратно.
Прежде [всего] он послал своего брата Юшумута в Дербент, Ширван и Муган до Алтана, чтобы он охранял те пределы от врага, а другого брата Тубшина он тоже назначил с полночисленным войском в Хорасан и Мазандеран до берегов Амуйе.
Битикчия Тугу, сына Элькэ-нойона, и Тудауна, брата Сунджак-нойона, который был дедом эмира Чобана, он послал ко двору мелика в Рум, а когда с ними приключилось происшествие, он отправил вместо них Самагара и Кехюркея.
Дурабай-нойона он назначил в Диярбекр и Дияррабиа, которая граничит с Сирией. Грузию он вверил Ширемуну, сыну Чурмагуна. Владения инджу он препоручил Алтачу-аге. Владения Багдад и Фарс он отдал Сунджак-аге.
Аргун-агу, который заведывал откупами во владениях, он по-прежнему утвердил [в должности]. Должность везира он на прежнем основании пожаловал счастливому сахибу Шамс-ад-дину Мухаммеду Джувейни. Столицу Тебриз он установил местом царского пребывания. Летним становищем он избрал Аладаг и Сияхкух, а зимним становищем Арран и Багдад, а иногда Чагату.
Сахиба Ала-ад-дина Ата-мелика он назначил наибом эмира Сунджак-аги в Багдаде, а должность везира в Хорасане он пожаловал ходже Изз-ад-дину Тахиру, а после него его сыну ходже Ваджих-ад-дину. Владением Фарс правил Абу-Бекр как потомок атабека, а управлял откупами его [Фарса] Шамс-ад-дин Тазику, а Керман он вверил Туркан-хатун, Тебриз - малику Садр-ад-дину, Диярбекр - Джелаль-ад-дину Тариру и мелику Рази-ад-дину Баба, Исфаган и большую часть областей Ирак-и Аджама - ходже Беха-ад-дину Мухаммеду, сыну сахиб-дивана Шамс-ад-дина, Казвин и некоторую часть Ирака - мелику Ифтихар-ад-дину Казвини, Диярраби'а - мелику Музаффар-Фахр-ад-дину Кара-Арслану, владение Нимруз - мелику Шамс-ад-дину Курту, Грузию - Давиду и сыну его Садуну.
Около сотни почтенным ученым из учеников учителя рода человеческого, ходжи Насир-ад-дина Туси ;да смилуется над ним господь', которые состояли при дворе, он уделил из общего вознаграждения. В тот год он зимовал в Мазандеранских краях и весною лета 663 [1265] возвратился в стольный город Тебриз. Аминь.
РАД. О битве войска Абага-хана с Нокаем и Беркеем, их поражении и обращении в бегство [1.2, т.3, с.68].
В начале века Абага-хана толпа противников и завистников покушалась на эти края, и в другой раз Нокай со стороны Дербента двинулся с полным войском отомстить за кровь Тутара. Дозорные известили об его прибытии, и царевич Юшумут 4 числа алтынч-месяца года быка, соответствующего 3 шавваля лета [6]63 [19.7.1265], согласно указу воссел [на коня], чтобы отразить Нокая. Он перешел через реку Куру и близ Чаганморена, который называют Аксу, обеим ратям случилось встретиться. С обеих сторон построили ряды и завязали бой. Многие с обеих сторон были убиты, а Куту-Бука, отец Тогачар-аги, в этой битве совершал удалые подвиги, пока не был убит. Нокаю тоже стрела попала в глаз, и рать его обратилась в бегство и дошла до Ширзана. Абага-хан переправился через реку Куру, а с той стороны подоспел Беркей с тремя стами тысяч всадников. Абага-хан с войском опять перешел на этот берег реки и приказал, чтобы прервали переправы. Обе стороны на обоих берегах реки Куры построили лагери кольцом и стали стрелять друг в друга стрелами. Беркей пробыл четырнадцать дней на берегу реки, и так как переправиться было невозможно, он двинулся в Тифлис, чтобы там перейти через реку. По пути он занемог и скончался. Гроб с ним отправили в Батуеву [столицу] Сарай и похоронили.
РУКН ЭД-ДИН БЕЙБАРС [3.4]
В 663 г.х. вступил на престол Абага и снарядил рать на войну с войсками Берке.
АЛЬ-МУФАДДАЛ [3.7]
В этом, т. е. 663 г.х. (24.10.1264-12.10.1265) пришло к султану (Египетскому) известие, что войска Хулавуна собрались у сына его Абаги, что Хулавун умер 7-го ребиэльахыра (27.1.1265) от падучей болезни, которая приключалась ему ежедневно по два раза, что он скончался в городе Мераге и перенесен в крепость Телу, где и похоронен, что над ним построена часовня, и что Берке напал на Абагу и разбил его.
АЗ-ЗАХАБИ [3.8].
В 663 г.х. пришло известие, что Татары сделали царем своим Абагу, сына Хулаку, и что Берке настиг да поразил его
ИБН КАССИР [3.11]
В 663 г.х. пришло известие о том, что султан Татарский Хулаку отошел к проклятиям Аллаха всевышнего и гневу его, 7-го ребиэлахыра (27.1.1265), от болезни колики, в городе Мераге, и схоронен в крепости Тела, где над ним построена часовня, что Татары собрались вокруг сына его, Абаги, что царь Беркехан двинулся на него, разбил его и рассеял рати его (Абаги). Эльмелик-Эззахыр обрадовался этому радостью сильною.
АБУ БАКР. Султанат Абака-хана [6.12]
Продолжался восемнадцать лет. Его родословная:
Абака-хан - сын Хулагу-хана. Говорят, что [он правил] семнадцать лет, три месяца и семнадцать дней. У него было два сына: Аргун и Гейхату. Когда умер отец, он [Абака-хан] был в Мазандаране. Прибыл [оттуда], занял престол в Чаган Ha'ype и захватил власть в 663 году (1265). Йошмута [он] послал в Ширван, Тубшина назначил в Хорасан, Тугуза битикчи - сына Илкан-нойана и Тудана - деда эмира Чобана послал в Рум, Дарбай-нойана послал в Дийарбакр, Сирамун-нойана - сына Чормагуна послал в Грузию, инджу он поручил Элтеджу-нойану, провинции Багдад и Фарс дал Сунджаку, брату Тудана, а диван - Аргун-ага, Табриз он сделал столицей. Ала ад-Дину Ата Малику передал наместничество в Багдаде. В тот год он зимовал в Мазандаране. Йошмута послал в Арран.
МАГАКИЯ. История народа стрелков. гл.20 [4.2]
Через год после смерти Гулаву созван был великий курильтай, на котором возвели на ханский престол Абага, старшего сына Гулаву. И был Абага красив видом и высок ростом между 30 братьями своими. В дни его правления по всей земле было изобилие на все предметы потребления.
В те же дни преставился в Христе, в глубокой старости, св. и пречистый патриарх армянский Тер Константин, оставив после себя доброе имя. Молитвами его да дарует Христос мир поклонникам своего имени; а благочестивую душу его, любившую православие веры и все порядки церковные, да сделает соучастницей блаженства св. Патриархов, по смыслу слова: раб добрый и верный, войди в радость господина твоего, в жизнь вечную. Исполнилось слово мудреца: когда уменьшается число добрых и добродетельных, то увеличиваются сонмища злых. Так случилось и с нами.
Жестокий и свирепый султан египетский, прибыв с большим войском в Дамаск, отправил оттуда послов к царю армянскому с какими-то незначительными требованиями. Но царь армянский не только не дал ему ничего, но назвал его еще собакой и рабом. А назвал он его рабом по следующей причине: когда татары взяли Багдад, в нем находились два невольника султана египетского, Фендухтар и Схур, которые по взятии города тотчас сели на коней и поскакали но направлению к Египту. Татары погнались за ними во весь опор. Фендухтар носил уже в то время бороду и сидел на плохой лошади, а Схур был еще мальчиком и имел превосходную лошадь. Заметив, что их догоняют, Схур слез с своей арабской лошади, дал ее Фендухтару, а сам сев на плохую лошадь, сказал ему: "Садись на хорошую лошадь и беги! Я молод; меня если и схватят, то не убьют, а сделают невольником; ты же спасайся и выкупи меня, когда у тебя будут средства!"
Тотчас нагнали их татары, схватили Схура и сделали его невольником. А Фендухтар, которого не могли догнать, потому что у него была превосходная лошадь, успел бежать в Египет. Как только он прибыл в Египет, там умер султан, и Фендухтар возведен был в султанское достоинство. Вот это-то произшествие имея в виду, армянский царь назвал его собакой и рабом, и нетолько не заключал с ним союза, но презирал его и враждебно относился к нему, надеясь на барона, отца своего, бывшего еще в живых и полагаясь на верность князей своих. Узнав такое о нем мнение царя армянского, султан отправил свою конницу по дороге Маро в страну армянскую, а сам остановился в Хархэ.
Он предписал войскам своим: войти в неприятельскую страну, беспощадно истребить христиан, разрушить церкви, сжечь все городские и сельские постройки, погостить в стране дней 15 и увести в неволю женщин и детей христианских. Так они и сделали. Царь армянский сведав о выступлении турок против него, собрал войска свои, и поручил их царственным сыновьям своим, Леону и Торосу. Сам же с малым отрядом отправился к татарам, стоявшим между Абластаном и Кокосином и промедлил у них, не зная о раздоре, царствовавшем в его войсках. Когда же он убедил наконец татарских предводителей придти к нему на помощь, а сам двумя днями раньше их прибыл на родину, то тут только получил весть о вторжении турок, о поражении своих мятежных войск, которые предали царственных сыновей его в руки хищных волков, а сами бежали в замки свои. Прекрасного царевича Тороса турки зарезали на коне во время битвы, а барона Левона схватили и увели в рабство в Египет.
Это известие сокрушило сердце и жестоко опечалило душу благомыслящего царя Гетума, так как несчастье постигло его внезапно, и он не мог вынести удара. Поэтому он удалился в славную обитель Акаиц, и утешаемый братьями пробыл там до тех пор, пока турки выступили из страны его. Между тем неприятели в точности исполнили все предписания своего жестокого султана: предали огню город Сис, резиденцию царей армянских, сожгли прекрасную и великолепную церковь, натаскав в нее с этою целью дров, разрушили гробницы царские, перерезали христиан, и многих увели в плен из городов и сел.
После всего этого с огромною добычей и с награбленными сокровищами они отправились восвояси, оставив страну армянскую в запустении. Те же, которые схватили барона Левона, узнав, что он действительно сын царский, с радостью привели его к султану, который увидя его возрадовался; но в тоже время его сильно опечалила смерть барона Тороса, и он с гневом укорял тех, которые его убили. Убийцы же говорили: "Мы незнали, что он сын царский, потому что он многих из нас убил и многих ранил, и мы едва могли одолеть и убить его".
После того султан сказал Левону: "Твой отец называл меня рабом и не хотел вести со мной дружбы. Кто же теперь раб, я или ты?"
Много подобных упреков наговорил он царевичу; но после приласкал его, полюбил и утешал словами, советуя небояться ничего, а быть спокойным, и обещался через несколько дней отправить его к отцу его, парю армянскому. После того султан Фендухтар отправил барона Левона в Египет.
МАГАКИЯ. История народа стрелков. гл.23 [4.2]
Мы уже говорили о семи ханских сыновьях, из которых трех умертвили, двое изъявили покорность, а одного заточили в темнице на острове Соленого моря. Один из покорившихся, Такудар, имел под своей властью большое число всадников и приобрел такое количество сокровищ, золота и другого имущества, что нужно было 300 верблюдов и 150 телег, чтоб переносить все его богатства, не считая табуны лошадей и стада, которым не было счета. Число всадников доходило до 40.000 людей воинственных, бесстрашных и бывалых в деле. Они разбойничали на больших дорогах и грабили караваны, идущие из города в город; нападали также по ночам на деревни, обирали их, уводили скот, а жителей поражали стрелами; входили в монастыри, вешали священнодействующих иереев головой вниз и вливали им в нос соль смешанную с сажей, и говорили при этом: "Несите нам море вина и горы мяса!"
В других местах они заставляли монахов держать во рту собачьи хвосты за то, что эти несчастные (т. е. монахи) не имели в монастырях вина. Они обыкновенно требовали у монахов: иди доставлять им столько вина, чтоб они могли напиться и унести с собой сколько хотели, -- или держать собачьи хвосты так, как мы описали. Таким образом восточные монастыри находились в страшном угнетении со стороны беззаконного предводителя. Узнав об этом армянские и грузинские князья единодушно отправились к Абака-хану, бросили свои мечи перед ним и сказали ему: "Или дай нам в руки Такудара и его всадников, или прикажи умертвить нас перед своими глазами, чтоб не видеть нам долее тех оскорблений, который наносятся нашим церквам и священнослужителям".
Точно также жаловались и татарские войска и говорили: "войска Тукудара и на нас нападают в поле и отымают наших лошадей". Даже сам хан выражал свое неудовольствие перед армянскими и грузинскими войсками и перед татарскими предводителями, и говорил: "Такудар разбогател и до того стал могуществен, что нас ни во что не ставить, не исполняет наш ясак и стремится опустошить край своими всадниками и своею беззаконною жизнью".
После того Абака-хан приказал Сирамуну, которого, как мы раньше писали, прозвали золотым столбом, взять с собою 100.000 человек. В тоже время он вручил ему свой знак. Хан повелел также армянским и грузинским князьям со всеми их силами итти на Такудара, безпощадно истребить его шайку, отнять все его имущество, а самого Такудара живым привести к нему. Войска армянские и грузинские чрезвычайно обрадовались этому приказанию, которое освобождало их страну от притеснений Такудара, и приготовились выступить в поход. Между тем Сирамун, сын Чорма-хана, человек расположенной к христианам, взял ханский знак и 100.000 всадников, внезапно настиг Такудара и истребил его дружину, отнял все его имущество, а самого его, с 700 всадников, привел к хану. Хан, насмеявшись над ним, дал ему одну жену, ножик с отломленным концом, и под прикрытием 10 человек отправил на остров Соленого моря, находящегося между областями Гер и Зареванд. Исполнилось слово пророка: Был человек в почете и не познал.
УЛУС ДЖУЧИ
РАД. Об обстоятельствах жизни [Берке] [1.2, т.2, с.82].
Когда Хулагу-хан в 663 г.х. скончался на зимнем стойбище в Чагату и на место его воссел на престол сын его Абага-хан, то между ними и Берке все так же продолжалась вражда.
РАД. Летопись султанов [1.2, т.2, с.167-168].
В Руме был султаном Изз-ад-дин Кей-Кавус, сын султана Изз-ад-дин Кей-Хосрова, который был разбит при Кусэдаге войском монголов под начальством Байджу-нойона. Он правил совместно со своим братом, [султаном] Рукн-ад-дином. А так как Му`ин-ад-дин Парванэ был управителем государства [со стороны] Рукн-ад-дина и воспитывал его, то между ними вышел раздор, и султан Изз-ад-дин предоставил правление брату и направился в Ладикийю, а оттуда - к кесарю Византии.
Когда войско Берке дошло до Стамбула, его [Изз-ад-дина] отвели к Берке, [который] дал ему султанство над городом Крымом (Кумом), и там он скончался. А его брат Рукн-ад-дин в 664 г.х. [13.10.1265-1.10.1266] принял от рук неверных мученическую кончину. Его сын Гияс-ад-дин Кей-Хосров ибн Клыч-Арслан воссел на султанство, и его [также] зверски убили в Эрзинджане. После него султанская власть утвердилась за Гияс-ад-дином Мас`удом ибн Кей-Кавусом, который в настоящее время является султаном.
АН-НУВАЙРИ [3.5]
В 663 г.х. (24.10.1264-12.10.1265) хаджиб Шуджаэддин Ибнеддаие отправился послом к царю Берке, чтобы удержать его от вторжений во владения Ласкариса, согласно просьбе его (последнего). Для этого он (султан) послал с ним три описания священных процессий, совершенных в Мекке, в честь царя Берке. Отправил он с ним (также) два флакона с водою Земземскою и маслом бальзама и др.
ИБН АЛЬ-ФУРАТ [3.16]
В шеввале 663 г.х. (17.7-14.8.1265) хаджиб Шуджаэддин Ибнеддаие отправился к царю Берке послом от султана для прекращения набегов царя Берке на земли Ласкариса, согласно просьбе Ласкариса об этом. Отправил он (султан) его по этому предмету и по другим делам. Он послал с ним (также) три описания процессий, совершенных в честь царя Берке в Мекке-- да возвеличит ее Аллах всевышний -- (описания), которым подобный не делались (прежде) по заключавшимся в них стихам, изречениям пророка и золотым украшениям. Отправил он с ним также два флакона с Земземскою водою, бальзамовым маслом и пр. Вместе с ним поехал один из подданных царя Берке: Джемаледдин Махмуд.
КАЗВИНИ. О делах царей тюркских и монгольских [3.17]
Беркай-хан отправил царевича Ногая с огромной армией для завоевания Ирана. Абака-хан выслал против него своего брата Юшумута с войском. 3 сафара 664 г.х. (14.11.1265) они сразились. Беркаевцы были разбиты. Чтобы отомстить (за поражение) Беркай-хан сам двинулся в Иран и прибыл к берегу реки Куры. Не имея возможности переправиться, он направился к Тифлису, чтобы перебраться через Куру по мосту, но смерть не дозволила ему (совершить это), и он умер в пути от колик. Войско его обратилось в бегство; некоторые были взяты в плен и он (Юшмут?) отдал их в рабство кому попало.