Данная работа не есть литературное произведение, а скорее справочное пособие, в котором собственно от меня ничего нет. Это компиляция всех доступных мне источников по монголо-татарскому нашествию, которые мне пришлось проработать при написании опровержений новохроноложских теорий. Образцом послужил труд Бичурина (Иоанкифа) "История первых четырёх ханов из дома Чингисова", представляющая собой параллельное изложение по годам двух хроник: промонгольской "Юань Ши" и китайской сунской "Тхун-цзянь-ган-му". Я расширил как временные рамки, так и количество источников. Поскольку для ранней истории датировок нет, я был вынужден изложить хронику по предшественникам Чингис-хана. Четкая хронология по годам начинается с 1195 года.
Надеюсь, что данная работа может послужить справочным пособием для всех, кто пишет на тему монголо-татарского нашествия.
КАЛЕНДАРИ
Средневековые летописцы указывали даты событий каждый по своим календарям. Следует привести их к общему знаменателю.
Христианский солнечный календарь.
В католических странах применялся юлианский календарь со счётом лет от Рождества Христова (Р.Х.). Разница между юлианским и григорианским в XII-XIII вв. составляло 7 суток.
На Руси применялся юлианский календарь со счётом лет от Сотворения Мира (С.М.). Разница между С.М. и Р.Х. составляет 5508 или 5509 лет. Дело в том, что существовало несколько разных календарных стилей, связанных с тем, что византийский календарь отсчитывал год с 1 сентября, а восточные славяне при принятии христианства сохранили древнее начало года в марте. Летоисчисление, использующее византийское начало года, называется сентябрьским стилем. Летоисчисление, в котором год начинается в марте следующего года (то есть, на полгода позже византийского начала года), называется мартовским стилем. Летоисчисление же, использующее мартовский год, начинающийся на полгода раньше византийского, называется ультрамартовским. До начала XII века на Руси преобладал мартовский стиль, а в XII--XIII веках стал широко использоваться ультрамартовский стиль. Этим объясняют то, что хронология в разных летописях может отличаться на один год. Например, в Лаврентьевской летописи битва на Калке датируется 6731, а в Ипатьевской 6732 г. от С.М. На самом деле это один и тот же год, который в переводе на григорианский календарь, длился с 7.3.1223 по 6.3.1224 г.
Армянский календарь. Чтобы перевести год армянского календаря в юлианский надо прибавить 551.
Восточный солнечно-лунный календарь.
Создан в Китае. Другие восточные календари либо полностью идентичны китайскому (корейский), либо во многом сходны с китайским, но имеют некоторые отличия (вьетнамский -- Кролик в зодиакальном цикле заменён Котом; тибетский -- несколько изменены имена животных по Зодиаку; японский -- изменён принцип расчёта, в связи с чем возникают расхождения в годах по сравнению с другими календарями). Элементы китайского (китайско-уйгурского) календаря благодаря монгольским завоеваниям стали достоянием исламских народов. В частности, названия животных, переведённые с монгольского на турецкий, стали использоваться для ведения хронологических записей, чиновничьих и исторических документов на территориях распространения персидского и турецкого языков от Малой Азии и до Индии.
Основан на 60-летнем и 12-летнем цикле. Наступлением нового года признаётся второе, считая от зимнего солнцестояния (21--22 декабря), новолуние, которое происходит не раньше 21 января и не позже 20 февраля по григорианскому календарю, или с 14 января по 13 февраля по юлианскому. В тексте указан юлианский стиль.
Мусульманский лунный календарь.
Летоисчисление ведётся от Хиджры (16 июля 622 года н. э.) -- даты переселения пророка Мухаммада и первых мусульман из Мекки в Медину. Поэтому в мусульманских странах календарь называют календарём Хиджры. Год в исламском календаре состоит из 12 месяцев и содержит 354 или 355 дней. Так как продолжительность года исламского календаря на 10 или 11 дней меньше солнечного года, его месяцы довольно быстро смещаются относительно сезонов. Например, те месяцы которые в какое-то время приходятся на лето, через некоторое время будут приходиться на зиму и наоборот.
ИСТОЧНИКИ
1. ПРОМОНГОЛЬСКИЕ ИСТОЧНИКИ
1.1 Юань Ши (фрагменты) 1369 г. Официальная история монгольской династии Юань (Чингис-хана), является сборником биографий. Взята за основу датировок. До 1250 г. цитируется по книгам Храпачевского: "Военная держава Чингис-хана" и "Золотая Орда в источниках. Том.3".
После 1250 г. цитируется по книге Бичурина "История первых четырёх ханов из Дома Чингисова".
1.2 РАД. Рашид Ад-Дин. Сборник летописей придворного летописца ильханов (Джами ат-таварих) 1307 г.
1.3 ССМ. Сокровенное сказание или Тайная История Монголов (Юань-чао би-ши). 1240 г.