Темежников Евгений Александрович : другие произведения.

В С Монголии 1800-1859

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ МОНГОЛИИ 1800-1859



Вооруженные силы стран мира: Общее оглавление
Вооруженные силы Монголии: 1860-1879
Сокращения и обозначения


    МОНГОЛИЯ [ArmChina]

 []

  Китайцы называют монголов Мэн-ку, точная численность монголов в XIX веке неизвестна, хотя существует общее мнение, что они неуклонно сокращались. Современные власти предполагают, что в 1800 году эта цифра составляла 3,5 миллиона человек, из которых около 2.250.000 приходилось на Внутреннюю Монголию, 700.000 - на Внешнюю Монголию и 200.000 - на китайский Туркестан и Коконор.
  В той мере, в какой они собирали свои палатки и переезжали домой два раза в год - в свой летний лагерь каждую весну и в свой зимний лагерь каждую осень, монголы оставались кочевниками, как и их предки, зависящими от своих стад лошадей, бактрийских верблюдов, волов, коз и овец для получения средств к существованию. Хотя тургуты, поселившиеся в Хами и Турфане, приняли ислам несколько столетий назад, подавляющее большинство монголов оставалось набожными буддистами, как и их китайские повелители, собственный Богдо-лама монголов, занимающий третье место в православной буддийской иерархии после тибетского Далай-ламы и Панчен-ламы.
  В XVII веке монголы состояли преимущественно из трех больших групп племен, включая южных монголов, которые в основном занимали территорию сразу за Великой стеной вдоль северной границы Китая; северные монголы или халхи (Ке-эр-ке по-китайски), состоящие из трех ханств (Тушету, Цецен и Дзасакту), простирающихся от пустыни Гоби до Сибири; и западные монголы или калмыки, занимающие эти районы Туркестана, впоследствии известные как Джунгария и Таргабагатай. Завоевание маньчжурами началось с разгрома монгольских племен, живших в Маньчжурии в 1620-х годах. Южные монголы были покорены примерно десять лет спустя. Потерпев поражение от калмыков в 1688 году, халхи добровольно подчинились маньчжурскому императору Китая в 1691 году. Тем не менее, они подняли восстание, когда маньчжуры вторглись в Джунгарию в середине XVIII века, но были подавлены настолько всесторонне, что больше не представляли угрозы для империи. В результате они были практически проигнорированы, после чего ужасные вещи стали бесполезными... но уважайте их как опасных, если их обидят. Месни записывает, что "со многих наших раненых сняли скальпы. Мяо-цзы не заботятся о том, чтобы на самом деле лишить жизни раненого солдата, но они хотят забрать трофей домой в качестве доказательства своей доблести. Каждый Мяо-цзы носит нож для снятия скальпов, помимо меча и пистолета или копья, и, без сомнения, он получает награду за каждый скальп, который он может снять." Их пристрастие к скальпированию привело к кровожадным репрессиям, императорские командиры поощряли скальпирование Мяо в отместку и инструктировали своих людей не жалеть мяо, попавшего в их руки, за голову каждого мужчины, женщины или ребенка Мяо предлагалось 10 таэлей. Единственное участие Ло-лос в восстании Мяо заключалось в роли вспомогательных сил на стороне правительства маньчжурской администрацией, пока угроза, исходящая от российской экспансии во второй половине XIX века, не вызвала возрождение интереса.
  В то время как заброшенный регион Халха стал известен как Внешняя Монголия (Вай Мэн-ку), земли южных монголов - или Внутренняя Монголия, как она стала (Нэй Мэн-ку) - были фактически ассимилированы Китайской империей. Обе зоны были переданы под контроль Ли-фань Юаня, или монгольского управления, но в то время как южные монголы, лишенные своей автономии примерно с 1635 года, к XIX веку были тем, что Месни кратко описывает как "практически натурализованные маньчжуры"... находясь под тем же контролем, что и маньчжуры, с их регулярными организациями и правительством". Внешняя Монголия, напротив, "поддерживала систему самоуправления, подчиняясь сюзеренитету маньчжурских императоров в Китае". Эта неспособность поглотить Внешнюю Монголию так же всесторонне, как Внутреннюю Монголию, неизбежно означала, что ее независимость духа никогда не была полностью подавлена: в то время как племена Внутренней Монголии, например, гордились тем, что "близко подражали" китайцам в одежде и манерах, племена Внешней Монголии часто выражали свою неприязнь к китайской культуре.
  К западу от региона, обозначенного как Внешняя Монголия, лежала территория западных монголов, которых китайцы называли оэлотами или элеутами (Э-лу-те), но через русских среднеазиатских подданных в западных источниках чаще называют их турецким именем калмыков. Поскольку они состояли из четырех отдельных племен, они называли себя дурбен ойрат, что означает "четыре нации", это были чорос (чо-ло-ши), дурбет (Дер-бо-те), тургут (Ту-эр-гу-те) и хошойт (Хо-шу-те), причем хан чороса был выдающимся. В свое время они составляли "Левую руку" (Восточное крыло), или Джунгар, более ранней монгольской конфедерации, из которой "Правая рука" или Боронхар давно исчезла. Следовательно, для маньчжуров, которые завоевали их в 1757 году, земли калмыков в районе Или к северу от гор Тянь-Шаня были известны как Чун-ке Эр, что западные люди обычно называют Джунгарией.
  Наконец, в северном тибетском регионе Амдо или Коконор ("Голубое озеро") - Цинхай (цин-хай) для китайцев, которые аннексировали его в XVIII веке, - было пять племен цин-хай мэн ("цинхайские монголы'), состоящие из 21 знамени хошойтов, двух знамен чороса, одного знамени хойтов (Хуэй-те), четырех знамен дурбетов и одного знамени халхаса. Эти 29 знамен управлялись из Си-нина, примерно в 50 милях к востоку от озера Коконор. В начале века он также был частью Цинхая, но с тех пор был включен в состав провинции Кансу.
Все монголы были обязаны нести военную службу для китайцев, когда их призывали, в обмен на что они освобождались от уплаты налогов китайскому правительству. Они служили исключительно в качестве кавалерии.
  Организация
  Независимо от того, где их можно было найти, будь то Внутренняя Монголия, Внешняя Монголия, Китайский Туркестан или Коконор, маньчжурское правительство применяло одну и ту же административную структуру ко всем своим монгольским подданным. Каждая племенная группа представляла собой аймак (по-китайски пу), состоящий из группы родственных семей, которые могли проследить свое происхождение от одного общего предка. Каждым из них правил наследственный принц, который пользовался абсолютной властью над своими соплеменниками. Его часто все еще называли ханом, хотя значение этого титула было значительно уменьшено решением маньчжурского правительства поставить ханов в ту же категорию рангов, что и менее важных князей, которыми эти ханы когда-то правили. Это, наряду с созданием многочисленных дополнительных князей, было частью "преднамеренного плана предотвращения путем фрагментации любой возможной угрозы организованного сопротивления". Фактически маньчжуры ввели совершенно новую систему ранжирования для монгольского правящего класса, состоящую из четырех степеней наследственного принца и четырех наследственных герцогов, ниже которых были тай-чи (монгольский дай-джи) или дворяне. Безусловно, большинство монгольских князей и дворян, кстати, могли претендовать на происхождение от членов семьи Чингиз-хана: например, все, кроме четырех из 49 князей Внутренней Монголии и джассака (о которых см. Ниже), были потомками Чингиза или его братьев; ханы Тушету, Цецен и Дзасакту происходили от самого великого хана; а бег Хами происходил от императора династии Юань. Все они теперь были наемными вассалами Поднебесной империи, и в их военном качестве князья аймака должным образом именовались китайским титулом чан-чиин.
От одного до восьми аймаков составляли конфедерации неравного размера, называемые чуулган, или по-китайски мэн ("лиги"): к 1812 году Внутренняя Монголия состояла из 24 аймаков, организованных в шесть лиг, халкас - четыре аймака в стольких же лигах, монголы коконор - пять аймаков в одной лиге и так далее. Всего существовало 19 лиг, плюс 11 аймаков, которые не входили ни в одну лигу. Командира чуулгана китайцы называли мэн-чанем, а его заместителем был фу менчан. Это была ненаследственная должность, на которую обладатель назначался после отбора из списка кандидатов, представленного императору монгольским управлением.
  Каждый аймак состоял из одного или нескольких хошунов (или, точнее, хохуу или хушуу), что означает "знамена'. Хотя первоначально этот термин обозначал военный контингент, предоставленный подгруппой племени, маньчжуры использовали его для описания монгольского территориального деления. В 1725 году первоначальные 34 знамени Халха были увеличены до 75, и к XIX веку эта цифра выросла до 86, в то время как 24 аймака Внутренней Монголии насчитывали 49. Из этих 86 ханство Тушету составляло 20, ханство Цецен - 23, ханство Дзасакту - 18 и ханство Саин-нойон - 22; остальные три знамени состояли из "отдельных колонистов" в Коконоре, по-видимому, два знамени калмуков и одно из хоитов. Между Желтой рекой, Великой китайской стеной и пустыней Гоби поселились алашанцы (А-ла-шан) или алашанские элеуты, которых иногда называют западными калмыками. Уэйд записывает в середине века, что в общей сложности 11 аймаков и 34 знамени, дурбеты и хоиты составляли 15 знамен (под амбанем Кобдо), тургуты 14 (десять из них под чианг-чиином Или), хошойты четыре (также под чианг-чиином Или) и собственно алашаны. Кроме того, в пяти монгольских аймаках в Коконоре было еще 29 знамен, в то время как мусульманские тургуты Хами и Турфана составляли по одному знамени каждый.
  За исключением некоторых племен или частей племен во Внутренней Монголии - чахар и тумед, - которые были поставлены под прямой контроль маньчжурских генералов, каждым хошуном управлял принц по имени ча-са-ке (очевидно, произносится джассак). Хотя они часто передавались по наследству, многие занимали свои должности по назначению императора. Его помощника звали се-ли тай-чи. Именно из числа ведущих джассаков были выбраны командиры лиги, Уильям Майерс объяснил, что "эта должность назначается Императором по рекомендации монгольского управления". Тактическим подразделением знамени был сумун (`стрела'), которым командовал сумун джанггин, подразделение и офицер, которых часто называли китайским термином цо-линг. Сумун джанггин неизменно был представителем знати (которых называли цаган ясун или "белая кость", точно так же, как мы называем нашу знать "голубой кровью"; Монгольских простолюдинов называли кара ясун, `черная кость'). Сумун составлял основную единицу монгольской военной организации. Из источников ясно, что количество сумунов на знамя сильно различалось - знамена Корчина, например, состояли из от трех до 46 сумунов и составляли в среднем 20, а знамена Ордоса варьировались от 13 до 84 и составляли в среднем 39. Уэйд, работающий по китайским источникам первой половины века, говорит нам, что на самом деле баннер мог содержать от одного до 50 сумуней. Он говорит, что джассаку знамени помогал один заместитель (мейрен джанггин), если в его команде было менее десяти сумунов, и два, если в ней было больше десяти.
  Каждый сумун состоял из 150 (традиционная цифра) и 200 домашних хозяйств, и теоретически требовалось, чтобы он мог собрать 150 всадников (Прежальский говорит, что два офицера, два младших офицера и 150 мужчин) в возрасте от 18 до 60 лет, только священнослужители освобождались от такой службы. На самом деле, однако, только сумун некоторых крупных лиг Внутренней Монголии содержал полную квоту домашних хозяйств, и многие могли собрать не более 100 всадников. В полном составе сумун обычно состоял из шести отрядов по 25 человек, каждый под командованием человека, известного только под китайским титулом линг-цуй, или сержант, под которым шел ши-чанг (Месни говорит ши-ван) или "глава десяти семей". Ни при каких обстоятельствах люди не могли переходить с одного знамени или сумуна на другое. Только один человек из каждых трех - другими словами, 50 человек в каждом сумуне - был "обязан постоянно иметь оружие и снаряжение", в обмен на которые он получал пайки от китайского правительства. Его называли ма-чиа или `всадник в доспехах", хотя от доспехов давно отказались. Двое других мужчин, описанных как сянь-сан ("безработные"), не получали ни жалованья, ни пайков, но, тем не менее, "считались обязанными служить, если их призовут в случае чрезвычайной ситуации, когда... все те, кто работает таким образом, будут получать зарплату и пайки". В мирное время ожидалось, что только ма-чиа будут доступны и будут использоваться для пограничного пикета и для охраны правительственных стад, но в военное время ожидалось, что сумун выставит двух из каждых трех мужчин (ма-чиа и одного из резервистов), тем самым обеспечивая эскадрон из 100 человек. Поскольку ма-чиа предоставил лин-цуй или сержантов для каждого отделения из 25 человек, следует предположить, что ма-чиа и сянь-нань были смешаны вместе, а не содержались в отдельных подразделениях.
  За исключением случаев, когда за оружие и снаряжение на действительной службе отвечало знамя, для покрытия расходов на которое джассак имел в своем распоряжении "фонд, образованный за счет имущества тех, кто умер без завещания, за счет различных штрафов и других источников дохода". Теоретически командующий аймаком должен был инспектировать свои войска раз в три года, как и джассак раз в год", помимо инспекций... во время кемпинга и обзоров", но Прежальский утверждает, что "каждый хошун обычно избегает этого путем подкупа. Ленивые монголы скорее заплатят эденьги, чем пойдут на военную службу". Это отсутствие инспекций неизбежно привело к низкому уровню вооружения.
  Уэйд приводит цифры о численности мачиа, теоретически доступной из Внешней Монголии, следующим образом: халхас 8250; старые тургуты Или 3950; хошойты Или 1050; новые тургуты Урунгу и джакканские хошойты 200; дурбеты и хойты Кобдо 1400; племена коконор 5000; алашань 400; старые тургуты реки Эдсиней 50; и мусульманские тургуты Хами 650, и из Турфан 756. Это составляет в общей сложности 21.700 человек, плюс около 2560 линг-цуй и 1070 офицеров, организованных в 199 знамен и 1727 сумунов. Внутренняя Монголия могла бы направить еще 75.300 ма-чиа, линг-цуй и офицеров. Кроме того, там было 172.750 сянь-сан. Однако, хотя все эти цифры звучат впечатляюще, Прежевальский подсчитал, что на самом деле, скорее всего, будет доступно менее десятой части от общего числа.
  Только организация чахаров (чье название, Ч'а Ха-эр, означает просто "кочевые пастухи") и Т'умед сильно отличалась от описанной выше, вследствие того, что их правящие классы были ликвидированы после восстания. Уэйд утверждает, что чахары были "регулярно организованы как военный корпус по образцу столичного корпуса, большинство из которых представляют класс солдат". Он говорит, что они насчитывали более 8000 человек в восьми "довольно равномерно распределенных" знаменах (три из которых были обозначены как "высшие", а пять - как "низшие", точно так же, как в организации знаменосцев регулярной армии Китая), и что было 62 цо-линга или сумуна, или примерно восемь цо-линг на знамя; русский путешественник в 1811 году, несомненно, отметил, что каждая из двух чахарских "дивизий", с которыми он столкнулся в качестве пограничников в китайском Туркестане, состояла из восьми рот. И чахары, и т'умеды, чьи собственные два знамени общей численностью 49 сумун, предположительно, были организованы аналогичным образом, но в меньшем масштабе, перешли под командование ту-тунга из Калгана (Чанг-чиа коу). Монгольские флаги были китайской разновидности, хотя надписи на некоторых были написаны монгольским шрифтом, а не китайским (на котором очень немногие монголы могли говорить). Китайская практика, по-видимому, также соблюдалась в обычае, когда один человек из каждых десяти обычно нес флаг.
  Обычно монгольские войска, служившие в полевых условиях, делали это в составе китайской армии и, следовательно, руководствовались тактикой, применяемой последней, которая использовала монголов главным образом в роли фуражиров и разведчиков.
 []  []
126-127 Халки; 128-130 Калмыки; 131 Тургут; 132 Чахар


  ВООРУЖЕНИЕ
  Характерное монгольское оружие на протяжении всего столетия состояло из лука, 12 футов (3,7 м) копья и сабли: М. Путимцев, например, заметил в 1811 году, что, хотя они были вооружены неодинаково, у большинства были луки и копья, а у некоторых только копья; у всех были сабли. Огнестрельное оружие не было обычным явлением. Говорят, что впервые они были применены в большом количестве во время вторжения джунгарских калмыков в Тибет в 1718-20 годах, но еще в 1880-х годах Гилмор заметил, что увидеть даже одно огнестрельное оружие среди монголов было необычно.
  Мощный составной лук был около 5 футов (1,5 м) в длину. Роберт Шоу описал тех, кого он видел в Кашгаре в 1869 году, как "сделанных из рога и перевязанных кишками. Два конца загнуты назад, так что струна как бы касается двух локтей, а затем ее поддерживают две опоры, похожие на скрипичные мосты. Расстояние от моста до моста составляет 44 дюйма; сама носовая часть от кончика до кончика составляет 5 футов 6 дюймов. Стрелы длиной 39 дюймов, с тремя перьями и железными наконечниками различной формы." Тридцать стрел обычно носили в колчане, перекинутом за спину. [ArmChina]



    НЫНЕШНЕЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ [Бичурин]
    А) РАЗДЕЛЕНИЕ НА ЗНАМЕНА
   Монголы по вступлении в китайское подданство, получили новое образование, по которому аймаки разделены на уделы под названием знамен, т. е. дивизий, сообразно с военным разделением маньчжурского народа; дивизии разделены на полки, а полки на эскадроны. Полк состоит из 6 эскадронов, эскадрон из 150 кавалеристов. Большие аймаки разделены на несколько дивизий, но сии дивизии для внутреннего управления опять сосредоточены в степные губернии под маньчжурским названием чулхань, что значит: сейм. или съезд.
    Б) НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ
   В Восточной, то есть Внутренней Монголии находится 24 аймака, в коих считается 49 знамен, как-то:
Название аймаков ЗнаменЭскадроновРядовых
1. в аймаке Корцинь 613620 400
2. в аймаке Чжалайт 1162 400
3. в аймаке Дурбот 1253 750
4. в аймаке Корлос 2578 550
5. в аймаке Аохань 1558 250
6. в аймаке Наймань 1507 500
7. в аймаке Баринь 2426 300
8. в аймаке Чжарот 2324 800
9. в аймаке Аро-корцинь 1507 500
10. в аймаке Онют 2588 700
11. в аймаке Кэшиктэн 1101 500
12. в аймаке Восточная Халха 11150
13. в аймаке Карцинь 314321 450
14. в аймаке Тумот 217926 860
15. в аймаке Учжумцинь 2304 500
16. в аймаке Хаоцит 2121 800
17. в аймаке Сунит 2334 950
18. в аймаке Абга 2223 300
19. в аймаке Абганар (Пишут: кбага, Абашнар.) 2162400
20. в аймаке Дурбэнь-хубут 1203 000
21. в аймаке Маомингань 14600
22. в аймаке Урат 3243 600
23. в аймаке Западная Халха 14600
24. в аймаке Ордос 727441 100
Итого: 491293193 960

   Халха содержит в себе четыре аймака, называемых ханствами, как-то:
   а) аймак Цицин-хана, составляющий восточную дорогу, по-китайски Дун-лу;
   б) аймак Тусету-хана, составляющий заднюю дорогу, по-китайски Хэу-лу;
   в) аймак Чжасакту-хана, составляющий западную дорогу, по-китайски Си-лу;
   г) аймак Саинь-ноина.
   От аймака Саинь-ноина к западу лежат округа Улясутайский и Кобдоский, которые по управлению непосредственно принадлежат к составу китайского государства. До завоевания Чжуньгарии они составляли владения известного по Сибирской истории Алтан-хана (и Алтын-хана).
   В Халхе считается:
Название аймаков ЗнаменЭскадроновРядовых
1. в аймаке Тусету-хана 20537 950
2. в аймаке Саинь-ноина 24385 700
3. в аймаке Цицин-хана 2347750
4. в аймаке Чжасакту-хана 19253 700
Итого: 8616318 100

   В Хухэноре большая часть монголов из бывшего чжуньгарского поколения хошот, но с хошотами пришла небольшая часть из прочих трех ойратских поколений. По новейшему исчислению в Хухэноре находится:
Название аймаков Знамен Эскадронов Рядовых
1. в аймаке Хошот 21 80 12 000
2. в аймаке Чорос 2 6,5975
3. в аймаке Торгот 4 12 1 800
4. в аймаке Хойт 1 1 150
5. в аймаке Халха 1 1 150
Итого: 29 100,515 075

Название аймаков Знамен Эскадронов Рядовых
заордосских элютов 1 9 1 350
эрцинэйских торготов 1
В Чжуньгарии в аймаках (*)
Дурбот 14 35 5 250
Хойт 2 3 450
Торгот 12 82 12 300
Хошот 4 12 1 800
Итого: 34 141 21 150

   (* Ушедшие из России в 1771 году торготы и хошоты получили в Чжунгарии следующее распределение: торготы разделены на поколения южное, северное, восточное и западное; хошоты отдельно кочуют.
   Южное поколение состоит из четырех дивизий, в коих считаются 54 эскадрона, или 8100 человек конницы. Сие поколение принадлежит потомкам хана Убаши и кочует в Харашаре по реке Хайду.
   Северное поколение состоит из трех дивизий, в коих считается 15 эскадронов, или 2250 человек конницы. Они размещены в 150 верстах от Чугучака на восток - по урочищам Хобок и Саринь.
   Восточное поколение состоит из двух дивизий, в которых считается семь эскадронов, или 1050 человек конницы. Они расположены от Ань-фэу-чен на восток до Болганзи.
   Западное поколение состоит из одной дивизии, в которой четыре эскадрона, или 600 человек конницы. Расположены от Ань-фэу-чен на юго-запад до Боро-бургасу.
   Хошоты, с частью хошотов, возвратившихся из Хухэнора, составляют две дивизии, в которых считается 12 эскадронов, или 1800 человек конницы. Они кочуют по Большому Чжулдусу. Итак, число ушедших из России калмыков простирается до 13 800 человек, внесенных в перепись, а общее число их -- считая с семействами -- не может быть выше 95 000 душ обоего пола.)
   Монголов, кочующих в пограничных местах Монголии, как-то, от Бухтармы до Тунки в Кобдо и Улясутае, в Чахаре и Тумоте от Долон-нора до Ордоса, считается:
   (* Сии 18 000 положены были выше в числе маньчжурских войск потому, что китайский двор содержит их на собственном жаловании)
1. в Чахарском корпусе 8 120 18 000 (*)
2. в аймаке западных тумотов 2 49 7 350
3. чахаров в Или 8 16 2 400
4. чжахациньцев 1 4 600
5. мингатов 1 2 300
6. урянхайцев 17 17 2 550
7. дамцев 8 8 1 200
Итого: 45 216 32 400
Всего: 143 1913,5 280 685




    ИСТОЧНИКИ
[Бичурин] Бичурин И. Статистическое описание Китайской империи. С-Пб, 1842
[ArmChina] Heath Ian. Armies of the nineteenth century China. Hardcover. 2009.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"