ХРОНОЛОГИЯ (годы до нашей эры) 750-600. "Период ориентализации": торговля и войны с греками, киприотами и финикийцами. Формирование архаичной этрусской культуры и могущественной городской аристократии; расцвет Ватлуны (Ветулонии) и образование этрусского Додекаполиса.
730. Согласно Эфору (Страбон, VI, 267), побережья Сицилии кишат "тирренскими пиратами".
600-480. "Архаический период": расширение политического господства этрусков.
616-509. Этрусские цари правят Римом.
540-474. Войны этрусков с греками.
539. Морская битва при Алалии, между этрусско-карфагенским флотом и фокейскими греками. Поражение этрусков
509. Изгнание этрусских царей из Рима. Попытка Тарквиниев восстановить господство с помощью городов Тарквиния и Вейи438-425.
509. Битва у Арсийского леса. Победа римлян над этрусками.
506. Битва при Ариции. Поражение этрусков от греков и латинов.
483. Первая Вейентсккая война.
477. Битва у Кремеры. Победа Вей над Римом.
474. Морская битва при Кумах. Поражение этрусского флота у от Иерона Сиракузского.
438-425. Вторая Вейентская война.
437. Битва при Фиденах. Победа римлян над этрусками.
450-400. Самниты захватывают территорию этрусков в Кампании.
400-350. Вторжения галлов в этрусскую долину По.
405-396. Третья Вейентская война. Римский консул Фурий Камилл завоевывает Вейи.
388-308. Возрождение политической и военной мощи Тарквинии при семействе Спуринна.
br 310. Битва при Вадимонском озере. Победа римлян над этрусками.
295-290. Третья Самнитская война. Поражение этрусков и самнитов от римлян.
283. Битва при Вадимонском озере. Победа римлян над этрусками и галлами
280-264. Завоевание Этрурии римлянами.
90. Все этрусские города получают римское гражданство.
ЭТРУССКАЯ АРМИЯ
Социальная и политическая эволюция Общины вилланов Южной Этрурии, которые жили в крупных агломерациях на новых путях торговли и коммуникаций, постепенно трансформировались в крупные города (например, Тарквинии, Вейи, Вульчи и Ветулония) и пережили впечатляющий расцвет в VII веке до нашей эры. Наличие богатых месторождений полезных ископаемых давало серебро, медь и железо, а торговые контакты по всей Италии и всему Средиземноморью принесли народу вилланован предметы роскоши и богатство. Это поощряло стремление к завоеваниям и, как следствие, рост военной культуры. (С другой стороны, в Северной Этрурии объединение сообществ, по-видимому, происходило медленнее и менее заметно.)
Общины раннего железного века Южной Этрурии вскоре контролировали тысячи квадратных километров и начали разрабатывать концепцию гражданства. В конце периода Вилланована, после внешних завоеваний, внутренние конфликты увеличили концентрацию богатств и политической власти, фундаментальной опорой которой был военный элемент. Коммерческая и экономическая экспансия привела к созданию сильно олигархического общества, в котором богатая и могущественная городская аристократия (принцепсы) установила свою власть над низшими классами. Концентрация религиозной, политической и военной власти видна в записанных именах магистратов и жрецов.
Когда этруски начали становиться моряками и торговцами, они, очевидно, были более подвержены внешним нападениям, а угрозы со стороны кельтов и римлян вынудили создать более эффективные военные структуры. Их организация еще не до конца ясна, но, учитывая сильное эллинское влияние, мы можем предположить, что их ранние военные институты в основном соответствовали греческой модели. В libri rituales каждой общины описывались их военные институты, но до наших дней дошли только фрагменты из работ классических авторов.
Начиная с VII века до н.э., каждое городское ядро получило достаточную независимость, чтобы создать отдельную армию. В этот период этруски, особенно жители прибрежной и Южной Этрурии, переняли греческий метод ведения боя. Диодор (XXIII, 2) утверждает, что в первых сражениях между римлянами и тирренами последние сражались в фалангообразном строю. Опять же, согласно Афинею (VI, стр. 231), шеренговое построение (στάδια μάθη) было заимствовано у тирренов, которые атаковали фалангой. (Оба эти автора, вероятно, опирались на текст Ineditum Vaticanum.) Однако этрусская фаланга не была простой копией греческой модели.
Лучше всего экипированным воином был аристократический гоплит, о котором у нас есть много свидетельств из материальной культуры, таких как ойнохое из Искья-ди-Кастро (музей Виллы Джулия). Низшие классы обеспечивали более легко экипированных воинов. В мирное время гоплиты обеспечивали оборону городов и портов и служили в качестве морской пехоты. В городах их окружала своего рода "городская стража", которая охраняла городские ворота, движение транспорта и судоходство. Греческие наемники, возможно, способствовали этой социальной эволюции, в том числе те, кто служил на флоте и строил укрепления. Северные и внутренние города, более подверженные италийскому и кельтскому влиянию, осуществляли эти изменения медленнее и более ограниченно.
Поскольку этрусские города были социально менее компактными, чем греческие, им было сложнее содержать большое количество профессиональных воинов, и они предусматривали набор определенных классов только в чрезвычайных ситуациях. Как следствие, гоплиты, или тяжелая пехота, всегда вооруженная, составляли меньшинство элиты. Однако в VI веке произошли глубокие перемены, когда низшие классы начали оказывать давление, чтобы их приняли в армию и, соответственно, к активному политическому участию. Возможно, именно в этот период армия была разделена на классы, соответствующие земельному богатству, как описано Ливием (I, 43) для этрусско-римской армии Сервия Туллия:
(а) первый класс тяжелых гоплитов, с бронзовым шлемом (galea), круглым щитом (clipeum), поножами (ocreae) и кирасой (lorica), мечом и копьем.
(b) второй класс, вооруженный аналогичным образом, но имеющий только бронзовую нагрудную броню в качестве защиты и несущий овальный щиток вместо клипеума гоплита.
(c) Третий класс, вооруженный аналогично, но без нагрудников. В боевом порядке второй и третий классы прикрывали первый, главной обязанностью которых было заполнять бреши в передних рядах и выбирать подходящий момент, чтобы прорвать ряды противника.
(d) четвертый класс легких воинов, вооруженных только дротиками; в основном наемники, им были поручены разведка, перестрелки и защита флангов. Использование наемников (μισθοφοροι) засвидетельствовано, например, в отрывке Дионисия (V, 14-15), описывающем приготовления Тарквиниев к войне против Рима. Некоторые города охотно посылали войска граждан, но другие посылали наемников или любых других доступных людей, чтобы выполнить свои обязательства по отношению к Тарквиниям.
(e) пятый класс, вооруженный пращами и камнями, в который также входили корницины и тубицины (музыканты). Однако эта конкретная модель организации не может быть применена в целом к 12 городам Додекаполиса. Обычно царь или рекс (lucumo, латинское слово от этрусского lauchume) был лидером общины, которая была разделена на курии (семейные группы или роды) главным образом для целей военного сбора. В Этрурии, как и в Риме, цари осуществляли imperium domi militiaque, то есть как гражданскую, так и военную власть. У всех городов были свои лукумоны, и когда конфедерация вступила в войну, один царь из них избрался командующим всей армией, и каждый город отправил к нему ликтора в знак своего повиновения. Армиями командовали важные представители городской олигархии. Эти генералы и адмиралы отвечали за оборону городов и портов, военные флоты, организацию армии, материально-техническое обеспечение и вооружение. На этрусском языке они назывались зилат, с добавлением магистр или пурт. Между ними была разница: вероятно, пурт был полевым генералом, в то время как зилат был верховным судьей государства, что соответствует латинскому претору. Мы не знаем, сколько генералов или офицеров было в армии одного города, но это, вероятно, определялось размером каждого города-государства. В любом случае, на поле боя ответственность обычно нес один человек с подчиненными ему офицерами (хотя совместные операции с другими городами могли усложнить цепочку командования).
Этрускам так и не удалось вывести в поле большие армии; классовая напряженность диктовала, что не все классы носили оружие, и большинство жителей города были не воинами, а торговцами и ремесленниками. Более того, многие города были в основном автономными или даже соперничали друг с другом, и не было никакой возможности предсказать количество или качество войск, которые примут участие в каком-либо конкретном сражении. Структура этрусской конфедерации городов позволяла создавать местные ополчения, а не крупные армии под единым командованием, что требовало более эффективной и последовательной организации. Некоторые ученые также объясняют военные недостатки этрусков просто относительно небольшой численностью населения.
Согласно Проперцию (IV, 1, 29), этрусские цари были первыми, кто устроил регулярный военный лагерь для армии. Более того, "хорошо организованный осадный лагерь, построенный из деревянных конструкций, был подарен Порсенной римлянам после заключения с ними мира" (Dion. Hal. V, 34).
Организация
В поздний этрусский период очень отчетливое расслоение общества повлияло на военные структуры. Почти до конца самоидентификации этрусков как народа аристократия заявляла о своем праве руководить армиями, основывая свои притязания на воинском мастерстве и лидерстве. Только у них были полномочия и ресурсы, чтобы призвать и (предположительно) вооружить войска и выступить в поход. Довольно старомодный метод комплектования армий отразился бы на поле боя несколькими способами.
В своем описании армии Вейи противостощей римлянам в 480 г. до н. э., Дионисий (IХ,5, 4) пишет, что римские консулы были озадачены его размером (πλήθος) и по качеству вооружения (τήν τών λαμπρότητα όπλων). Сама армия Вейи была пополнена высокопоставленными людьми (hoi dynatotatoi) из других городов Этрурии, которые привели с собой своих клиентов и иждивенцев (penestes). Слово пенестес, вероятно, относится к "вассалам", находящимся выше рабского статуса, но обязанным предоставлять сельскохозяйственную рабочую силу и военную службу определенному династотатосу, клану или семье. В свою очередь, динатотатос был связан какими-то личными или семейными обязательствами перед тем, кто собирал армию для борьбы за город. Призыв армий конфедерации, по-видимому, основывался на семейных связях между династотатами разных городов (Ливий, II, 6). Тот факт, что кланы внутри города могли посылать войска сражаться от имени клана, а не города, должно быть, уменьшал авторитет городских институтов, одновременно повышая авторитет отдельного аристократа и его клана.
Вполне вероятно, что динатотатос сам отвечал за оснащение своих людей, и что его статус отражался на количестве войск, которые он мог предоставить, и их военном снаряжении. Маловероятно, что различные элементы армии были обучены вместе или единообразно вооружены; скорее всего, она состояла из двух различных групп, аристократии и вассалов, каждая из которых выполняла узко определенные функции. Пенесты были полностью вооружены и должны были быть снабжены круглым этрусским шлемом, мечом или топором и, возможно, щитом. Тем не менее, вполне вероятно, что у некоторых из них был бы только шлем и одно наступательное оружие. Ливий (IX, 37,12) упоминает крестьян, нанятых их хозяевами и вооруженных для борьбы с римскими мародерами, которые напали на этрусскую территорию с гор Чимини в конце IV века до нашей эры. В таких обстоятельствах легкое вооружение потребовало бы ведения боевых действий в разрозненных формированиях и столкновений между отдельными лицами.
Тактика Сильное греческое и восточное влияние на искусство и материальную культуру Этрурии со второй половины VII века до нашей эры распространилось на организацию и тактику армий. Современная организация общества на роды сформировала основу для формального упорядочения и иерархии внутри подразделений, хотя размер отдельных сил первоначально оставался небольшим, а их тактика ведения боя простой, при этом значительные различия в вооружении диктовались индивидуальными предпочтениями и финансами.
Основной тактикой, по греческому образцу, была фаланга - непрерывная линия гоплитов, вооруженных длинными копьями, с флангами, защищенными кавалерией. Коннолли считает, что мы можем с уверенностью сказать, что этруски переняли старый лохос с его 8 шеренгами и 12 шеренгами гоплитов. В музее Барракко на стеле V века из региона Кьюзи изображены такие воины, идущие на битву в сопровождении своих сопровождающих; они носят шлемы с гребнями и наушниками, доспехи и поножи - классическое снаряжение тяжелого пехотинца. Среди вспомогательных подразделений стоит упомянуть социально скромных пращников, которые принимали участие в операциях с поля боя. Их присутствие наряду с более или менее тяжеловооруженной пехотой и кавалерией делало армии этрусков сложными и разнообразными силами, обладавшими значительной боевой мощью.
Воины-аристократы, выезжавшие верхом, служили бы разведчиками, а в бою вступали бы в бой с другой кавалерией; представляется вероятным, что этруски использовали свою кавалерию как отдельный род войск. Некоторые плиты терракотовых фризов VI века, изготовленные в Южной Этрурии в архаичном стиле и найденные как в Этрурии, так и в Лациуме, изображают воинов верхом на лошадях в сопровождении "оруженосцев", сидящих на таких же лошадях. (Щиты принадлежат пехотным гоплитам, что побудило некоторых ученых предположить, что это не кавалеристы, а "конная пехота".) Мы знаем, что приорские всадники Тарквиния Приска вышли на поле боя с двумя лошадьми, на одной из которых ехали конюхи, на другой - оруженосец. Граний Лициниан пишет (XXVI, 2): "Я не премину упомянуть о всадниках, которых Тарквиний удвоил, так что priores equites вели в бой по две лошади каждый'. Выражение equites priores позволяет постулировать, как указывает Хелбиг, параллельное существование equites posteriores, то есть всадников только с одним верховым животным, которое использовалось в чрезвычайной ситуации приором eques, или его оруженосцем, или обоими.
Источники скудны описаниями этрусских сражений с участием очень больших групп войск, да и в любом случае они не требовались войнам того периода. Аристократический способ ведения боя, по-видимому, засвидетельствован в VII веке, и на некоторых иконографиях изображены тяжеловооруженные мужчины, участвующие в единоборстве, лучники, кавалерия и воины, выезжающие на колесницах в гомеровской традиции. Тенденция динатотатов вступать в мономахию (единоборство) с другими людьми аналогичного ранга подтверждается изображениями на саркофагах и настенных росписях. Богатство воинов проявляется в таких элементах, как лошади или доспехи, а их мастерство - в обучении обращению с лошадьми, колесницами, луками или копьями ближнего боя. Примером такого эпизода является конный поединок в битве при Сильвии Арсии между римским претором Брутом и Арунсом, сыном Тарквиния Гордого.
Хотя этруски и не выставляли больших армий, они часто добивались важных успехов, быстро передвигаясь и атакуя врага вблизи его главных центров, как это произошло при Сиракузах. Только в заключительный период истории этрусков угроза, исходившая от Рима, вынудила их набрать большие армии, и - поскольку в своих последних войнах против Рима этруски действовали в союзе с галлами и самнитами - трудно знать в деталях, какую тактику они тогда применяли.
ОРУЖИЕ И СНАРЯЖЕНИЕ Хотя организация более поздних этрусских армий все еще находится в стадии разработки, у нас есть веские доказательства их наступательного и оборонительного снаряжения благодаря многочисленным археологическим находкам. Они, особенно из Южной Этрурии и Лациума, подтверждают высокий уровень качества по сравнению с копьями многих современных италийских народов. Бронза, железо и другие металлы были широко распространены в то время, когда некоторые группы в Центральной Италии все еще использовали деревянные копья, закаленные на огне.
Согласно Силию Италийскому (VIII, 488), Ветулония была первым этрусским городом, который "разжигал сражения бронзой". Иконография, литературные описания и археология объединяются, чтобы создать образ богатых воинов, защищенных с головы до ног железом и бронзой и вооруженных копьем, мечом и щитом. Однако материал (такой, какой он есть) из погребальных контекстов отражает некоторые глубокие различия между Северной и Южной Этрурией, особенно в VII-V веках до нашей эры, а также различия между городами в пределах этих обширных регионов. Одним из решающих факторов были различия в запасах металлической руды. Действительно, нам говорят, что в 507 году до н.э. Порсенна заключил с Римом мирный договор, в котором говорилось, что римляне не должны использовать железо, кроме как в сельскохозяйственных целях.
НАСТУПАТЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ
Мечи и кинжалы В VII-VI веках до н.э. мечи были эволюцией виллановских типов, все еще очень похожих, но теперь в основном из железа. С VI века наряду с местными были представлены греческие модели, и вскоре предпочтение стало отдаваться им. Прямой меч (ксифос) принадлежал греческому гоплиту, длиной около 60 см, но использовались и более длинные образцы. На этрусских статуэтках этого периода обычно изображены мечи с прямыми широкими лезвиями.
Изогнутый меч (копис или махайра), очень популярный в Греции и Испании, был, по мнению многих авторов, греческим импортом с Востока, распространявшимся в Средиземноморье наемниками и купцами. Однако итальянские археологи полагают, что этрусские мечи этой типологии были местным новшеством, разработанным на основе изогнутой виллановской "сабли"; они имели длину 60-70 см и были заточены только с одной стороны. У нас есть ранний образец, датируемый VII веком, из Ветулонии, в котором оружейнику удалось создать клинок, сваренный по образцу.
Ведутся споры о том, следует ли нам искать в Этрурии предка римского гладиуса, как бы сильно римляне его ни модифицировали или развили. В этрусском искусстве представлены почти все мыслимые типы коротких обоюдоострых колющих мечей, но, помимо греческого импорта, в ориентализирующийся и классический периоды фактические останки все еще демонстрируют сохранение треугольной формы, например, те, что были обнаружены в Черветери, Корнето, Ветулонии и других местах. Иконография указывает в том же направлении: керамическая находка из Клузиума грубо изображает воинов, лезвия мечей которых треугольные, с навершиями в форме полумесяца. Мечи, изображенные в руках двух воинов на золотой фибуле из гробницы Понтесодо в Вульчи (около 650 г. до н.э.), явно являются колющим оружием. Гробница с рельефами в Черветери, датируемая самое позднее IV-III веками, вероятно, представляет собой период перехода от треугольного лезвия к лезвию с параллельными краями. Примерно у половины образцов лопасти треугольной формы с легким намеком на выпуклость, в то время как края остальных параллельны примерно на две трети их длины, а затем быстро сужаются. Это веские аргументы в пользу того, чтобы приписать Этрурии появление короткого меча для рубящих ударов как источника гладиуса. Еще одним доказательством является этрусское происхождение слова balteus, "перевязь". В иконографии меч обычно изображается свисающим с перевязи, которую носят через правое плечо. В гробнице Франсуа представлено несколько перевязей из темно-коричневой или индиго кожи, а ножны, предположительно, сделаны из кожи, покрытой бронзой.
Некоторые образцы высокоэтрусской металлургии (например, из Клузия, III век до н.э.) имеют лезвия, изготовленные из чередующихся слоев более твердого и более мягкого железа - замечательное техническое достижение для того периода, демонстрирующее эволюцию техники на заре романо-этрусской фазы. Иногда такие клинки изготавливались из метеоритного железа, называемого сидерус, которое считалось божественного происхождения.
Топоры Топор был в основном заменен мечом, но он все еще был характерной чертой этрусской армии. Он использовался пехотой и некоторыми типами кавалерии, а двуручные топоры использовались отдельными подразделениями. Его форма была заимствована у его виллановского предшественника, но теперь он был сделан из железа, а не из бронзы.
Копья и дротики Более поздние этрусские копья и дротики, выполненные как из бронзы, так и из железа, отличаются от виллановских типов главным образом более длинными наконечниками. Они сохраняли треугольную или листовидную форму, а те, что были сделаны из железа, иногда не нуждались в укрепляющих пазах. Крепление головки к деревянному древку в целом не изменилось, но более поздние образцы, возможно, были предшественниками римской пилы. Найденный романо-этрусский пилум с железным наконечником длиной 69 см был II-I веков до н.э. в Сантуарио дель Акрополи в Вольтерре, а в гробнице Джильоли в Тарквинии представлены три тяжелые пилы. Пилум из Вольтерры явно римский, но примечательно, что это самое традиционное римское копье нашло свое первое иконографическое изображение на этрусской могиле, а его прототип - в той же могиле. Во время Пунических войн Этрурия была арсеналом Рима: Популония поставляла железо, а Арреций - 30.000 щитов и столько же шлемов, в общей сложности около 50.000 пил, гаес и хаст, а также различные металлические изделия для 40 кораблей.
Существуют литературные и археологические свидетельства того, что именно в Этрурии в римской армии появились хасты. Плиний (VII, 201) указывает на возможное этрусское происхождение римского hasta velitaris: "(invenisse dicunt) hastas velitares Tyrrenum'. Исидор (Ориг., XVIII, 57) приводит альтернативную этимологию, приписывая его изобретение неизвестному городу Велесу: "Велиты, от этрусского города под названием Велес".
Колющее копье было основным оружием гоплитов, о чем свидетельствуют находки в могилах (Tomba dell'Orco) и иконография ("Саркофаг амазонок"). Хорошо сохранившаяся роспись на терракотовой плите около 600 года до н.э. из Цере изображает высокоразвитое этрусское копье с красным древком и черным металлическим наконечником. Еще одним свидетельством развития наконечников копий являются некоторые этрусские копья, сохранившиеся в Перудже, где два лезвия расположены под прямым углом, что дает четыре режущие кромки, и, по крайней мере, в одном примере представлены три лезвия. Копье в основном использовалось для нанесения ударов, но также, как показано в могиле Кверчиола (Тарквиния), для отражения других копий, брошенных в воина. Для IV века в Монтефьясконе мы имеем единственный образец наконечника копья, сваренного по образцу из чередующегося мягкого и твердого железа, но эта высокоразвитая металлургическая технология не была широко распространена.
Луки, стрелы и пращи В VII веке до н.э. лук, по-видимому, был частью снаряжения воина-аристократа. На Искье из Кастро изображен гоплит в полном доспехе с луком в руках, что перекликается с универсальными боевыми навыками, описанными Гомером. На стеле Канничелла из Орвието (конец VI века) изображено нечто подобное.
Аристократическое использование лука противоречило идеалу греческого гоплита в том смысле, что оно зависело от индивидуального опыта, а не от боевого духа, но лучники встречаются в архаичном этрусском искусстве (например, расписные терракотовые "Кампанские плиты", современные сербским реформам, и плиты "Бокканера", обе из Цере). Этрусские могилы сервийского периода в Лациуме рассказали больше о стрельбе из лука. Находки наконечников стрел редки, но бронзовые образцы VI века имеют небольшие угловатые крылья, концы в виде ласточкиного хвоста и конические или пирамидальные гнезда, в то время как железные наконечники стрел имеют три крыла. Оперение (fletching) на бляшках выглядит довольно объемным. Наконечники имеют форму "ласточкиного хвоста" или листа, оба с цилиндрическими гнездами. Редкий образец бронзового наконечника стрелы был найден в кремационной гробнице N 1 в Некрополи делла Герручча, Вольтерра (первая четверть VII века до н.э.)
Из Этрурии сохранились редкие следы пращей, и мы знаем, что этруски наносили оскорбления на свои пули для пращей. На овальной свинцовой дроби, найденной в залежах шлака в Популонии, вырезано слово hur, в то время как на других из разных местностей изображено hurtu; оба слова явно связаны с латинским urtare ("ранить'). Этрусского пращника можно увидеть на фреске в гробнице "Охота и рыбная ловля" (Тарквиния): он одет в короткую тунику (или, возможно, стеганую куртку и шорты) светло-фиолетового цвета, а его праща имеет красный шнур.
ЗАЩИТНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ: ШЛЕМЫ Исидор (Ориг., XVIII, 14) сообщает нам, что слово cassis было этрусским: "cassidam autem a Tuscis nominatam: illi enim galeam cassim nominant, credo a capite ("Этруски вместо этого называют шлем cassis, я полагаю, от "голова""). Большое разнообразие шлемов, найденных в разных местностях, показывает, что разные типы использовались одновременно, даже гоплитами одного и того же города. В иконографии наличие или отсутствие гербов может указывать на различия в рангах, но более вероятно, что элитные воины этрусков просто брали с собой на поле боя широкий спектр снаряжения.
Шлемы в форме "горшка" или "колокола" Менее сложный и распространенный в армиях этрусков, чем в виллановский период, так называемый шлем типа "колокол" имел цельную чашу со слегка расширяющейся нижней каймой. Находки, как правило, лишены каких-либо украшений, и большинство из них, вероятно, принадлежали низшему классу воинов. Однако образцы, сильно украшенные геометрическими узорами, были найдены за пределами этрусских территорий (например, один из Толентино). В Этрурии простой цельный "горшок" был представлен в первой половине VII века до н.э. так называемым типом "Ветулония" (второй круг некрополя Пелличче и Томба дель Дуче). Эти шлемы, вероятно, были снабжены кожаным ремешком для подбородка, а на шлеме, найденном в Томба-дель-Дуче, видны остатки вероятного бронзового щитка для щеки. Прототип ветулонии, также видимый на ситуле Чертоза, повлиял на варианты курсивного письма, от которых произошел тип Негау.
Шлемы Негау Это была наиболее распространенная типология (получившая свое название от деревни близ Зеняка, Словения, где было найдено большое количество таких шлемов). Обычно они имели яйцевидную форму (например, музей Тоди), с отдельным креплением гребня. В этрусском мире были развиты два подтипа: так называемая "Вольтерра" (третья четверть VI века) и "Ветулония" (преобладавшая с последней четверти VI века до IV века). В хорошо сохранившемся бронзовом образце подтипа Вольтерра (Государственный музей, Берлин, инв. L53) купол шлема украшен двумя львами и спиральными мотивами, а лобная нижняя часть - небольшой выступающей львиной головой. Типология Vetulonia показывает небольшие выступы, расположенные вблизи макушки. Этот вид шлема, по-видимому, был отлит в виде заготовок, а затем обработан до окончательной формы молотком. Некоторые образцы очень тщательно проработаны, например, один из пизанских, датируемый V веком до н.э., на котором изображены боковые спирали с цветами в центре, держатель для гребня в форме льва и фронтальный протом. Другой, хранящийся в Григорианском музее Ватикана, имеет щитки для щек в форме человеческой бороды, образуя таким образом своего рода маску-шлем. Оба этих шлема имеют вулчиское происхождение; Вулчи, вероятно, был одним из центров производства шлемов негау подтипа ветулония, а также источником отдельных элементов в форме Пегаса и Бельфорона, а также протомов гарцующей лошади. Другой прекрасный экземпляр Vetulonia type 2 (конец VI - начало V века, из Капоскалы), ныне выставленный в Григорианском музее Ватикана, украшен в лобной части маленьким крылатым Силеном.
Шлемы негау были широко распространены в этрусском и италийском мире (например, в Ареццо, Фьезоле). Свидетельством их "массового производства" стала находка в Ветулонии в 1905 году залежи не менее чем из 125 образцов, на которых было написано клановое название хаспнас. Эти шлемы, вероятно, принадлежали роду хаспна и раздавались их клиентам и вассалам, когда возникала необходимость.
Коринфские шлемы Шлем в коринфском стиле, хорошо сохранившийся в Южной Этрурии, был импортирован из Греции и использовался главным образом этрусскими гоплитами. Этот шлем, со всеми его вариантами, прочно засвидетельствован в Этрурии и Лациуме с VII века до нашей эры (например, находки в Ветулонии, Популонии и Чивитавеккье). Оно обеспечивало полную защиту головы и лица, закрывая уши, щеки, нос и шею, оставляя открытыми рот и глаза (по крайней мере, в образцах, найденных в Центральной Италии). Особенно великолепные образцы украшены насечками (первоначально окрашенными) или аппликациями из драгоценного металла. Ранние этрусские образцы изготавливались из кованого бронзового листа, состоящего из двух частей, но более поздние образцы отливались в виде заготовок, а затем чеканились. На коринфском шлеме, датируемом 600 годом до н.э. из Мареммы (Тоскана), представлены верхнее и заднее кольца, используемые для крепления держателя гребня, вероятно, изготовленного из дерева.
Хотя некоторые предполагают, что такие шлемы были в основном церемониальными, они встречаются в сценах сражений, изображенных на нескольких сотнях этрусских керамических сосудов. Все воины на энохое из Искья-ди-Кастро, кроме одного, носят коринфские шлемы, исключение составляют шлемы типа негау. Ваза в форме коринфского шлема из кургана III в Черветери (630 г. до н.э.) представлена с высокой трубой на куполе и сфинксом, выгравированным высоко сбоку.
Апуло-коринфские шлемы Из находок и произведений искусства мы знаем, что этруски, особенно в V и IV веках, использовали так называемые "апуло-коринфские" или "этруско-коринфские" шлемы, облегченную версию коринфского типа. Это появилось на аттических сосудах еще в VI-V веках по всей Центральной Италии и уже изображено на статуэтках из Вейи в начале VI века (плита с изображением уходящих воинов из святилища Пьяцца д'Арми, Вейи, музей Виллы Джулия). Его носили поднятым на голову, а не закрывающим лицо, как показано на "Саркофаге амазонок" из Тарквинии. Великолепный экземпляр из Вульчи типа Е по классификации Боттини (представляющий собой маску, полностью закрывающую глаза и нос) хранится в Британском музее. Его глазницы, брови и носовая часть выглядят довольно стилизованными. Иногда присутствовал горизонтальный шейный щиток, в то время как череп часто украшался вырезанными фигурами кабанов. Тот факт, что изображения Минервы в Лациуме и Этрурии всегда показывают богиню в таком шлеме, может связывать его использование с защитой этого божества.
Халцидийские шлемы Греческий халцидийский тип постепенно вытеснил коринфский, и он широко использовался вплоть до римского периода (например, фронтон Таламоначчо). Различные образцы хранятся в музеях Флоренции и Перуджи, хотя самый известный образец был найден в Тоди в Умбрии (V век) - богато украшенный шлем с тиснением на щитках щек и лбу. Иконографическими примерами являются голова архаичного бронзового воина из Вольтерры, фигура воина на терракотовом акротерии из Фалерий и статуэтка из Фальтероны. Молодой гоплит в халцидийском шлеме, украшенном центральным гребнем и высокими боковыми плюмажами, изображен в Томбе делле Биге, Тарквиния (490 г. до н.э.), а аналогичный шлем - в почти современной Томбе делла Скиммия, Кьюзи (480 г. до н.э.). Этрусские оружейники из Вульчи изготовили и использовали его грубый вариант, такие образцы имели небольшую защиту для шеи и два круглых ушных вкладыша, украшенных спиралями (Григорианский музей Ватикана).
Шлемы Монтефортино Знаменитая типология Монтефортино была местным италийским произведением, вероятно, кельтского (сенонесского) происхождения. Этот шлем в основном находили в этрусских захоронениях IV века до н.э., как, например, в Монтепульчано, или прекрасный образец, найденный вместе с бронзовыми доспехами в гробнице воина в Сеттекамини. Фактически, именно в том столетии этрусские мастерские усовершенствовали свои варианты таких галльских шлемов. Хорошо сохранившийся шлем из Умбрии, датируемый IV-III веками (Берлинский антикварный музей, инв. L78) изображены украшенные щитки для щек и бронзовые аппликации в кельтском стиле.
Этот шлем широко представлен на керамических сосудах, в картинах и скульптурах, а на рельефах гробницы IV века в Черветери он изображен с зубчатыми щитками для щек. Были найдены реальные образцы (Орвието) с трехдисковыми щитками для щек, но к III веку до н.э. эта типология, по-видимому, была полностью вытеснена долговечным зубчатым типом, который широко использовался римской армией. Ливий (XXVIII, 45,15) сообщает нам, что во время Второй Пунической войны этрусские города поставляли римлянам людей, оружие и снаряжение, и что Арреций был центром производства шлемов (вероятно, типа Монтефортино) и пилы.
Эллинистические шлемы Так называемый "фракийский шлем", производный от формы фракийских и фригийских шапок, также попал в Этрурию. В некоторых аспектах он похож на аттический шлем, но спереди у него есть козырек, который расширяется по бокам для защиты глаз и ушей. У него также есть длинные украшенные щитки для щек, обычно резко срезанные у глаз и рта и загибающиеся наружу вдоль челюсти. Этот тип шлема носит гоплит, изображенный на "Саркофаге амазонок", а также изображен на гробнице Джильоли, как из Тарквинии, так и датируемой IV веком до нашей эры.
Благодаря эллинистическому влиянию по всей Южной Италии, к середине IV века фригийский шлем, по-видимому, достиг Этрурии с вариантами халцидийского и конверсанского типов. Среди реальных образцов, вероятно, наиболее известен так называемый "шлем Ганнибала", изготовленный в Южной Италии и на самом деле принадлежащий вождю клана Тетина из Кьюзи. Это соответствует изображениям на саркофагах III-II вв. до н.э. (Орвието, Торре Сан Северо) и на урнах (Турин).
Другие шлемы Вероятный результат венетского влияния, распространенного среди северных этрусков, виден на местности Чертоза. Это тронко-коническая типология шлемов, аналогичная знаменитому образцу из Оппеано (Археологический музей Флоренции), который сформирован из двух листов, согнутых и склепанных вместе, образуя идеальный конус. В том же источнике показан другой конический шлем с длинной верхней трубкой, укрепленный металлическими дисками по всей чаше. Судя по образцу из Веруччио, могила 85 (последняя четверть VII века), этот вид шлема, вероятно, был изготовлен из плетеного каркаса с прикрепленными бронзовыми элементами.
Шлем Пилоса греческого происхождения был конического типа, о применении которого в поздний этрусский период свидетельствует погребальная урна ("Смерть Троила") из Вольтерры и "Саркофаг Амазонки" (Тарквиния). Настоящий экземпляр IV века выставлен в музее Грегориано Этруско.
1
2
3-4
1. Этрусский шлем типа Негау, начало 5 века до н.э., из Ареццо. (Археологический музей Гайо Клинио Меценате)
2. Вид спереди на богато украшенный шлем Негау из Ломбардии, V век до н.э.; Этот великолепный полностью литой шлем является северной версией шлема из коллекции Lanuvium. Разделенный гребень-держатель на вершине имеет форму утки. Верхняя часть чаши украшена цветочным мотивом; нижняя - головой божества над большими широкими бровями и глазами со вставленными зрачками из синего стекла; а ободок - повторяющимся рисунком из спиральных раковин. (Антикварный музей, Берлин, инв. 30 018a)
3-4. Бронзовые шлемы Негау и коринфского типа этрусского производства, 474 год до н.э., из Олимпии, Греция. На шлемах, найденных в святилище в Олимпии, имеются греческие надписи: "[От] Гиарона Диноменидов и сиракузян Зевсу [добыча] от тирренов из Кумы" - то есть это военные трофеи, полученные в морской битве при Кумах в том году. (Археологический музей, Олимпия)<
5
6
7-8
9
5. Бронзовый шлем этрусского типа Пилос, середина IV века до н.э. Наряду с двумя сохранившимися боковыми трубками для боковых плюмажей когда-то была третья опора для гребня, ныне отсутствующая. Этрусские воины в шлемах Пилос видны на "Саркофаге амазонок" IV века из Тарквинии. (Этрусско-григорианский музей, Ватикан)
6Этрусский фригийский шлем III века до н.э. из Кастильоне-дель-Лаго, Сиглиано, с богатым рельефным орнаментом в виде цветов и растительности. (Национальный археологический музей Умбрии, Перуджа)
7. Бронзовый халцидийский шлем IV века из погребальной камеры, некрополь Фронтоне, Перуджа. (Национальный археологический музей Умбрии, Перуджа).
8. Этруско-халцидийский шлем из гробницы во Флоренции.
9. Грубый этрусско-халкидский шлем середины IV века типа варианта Вульчи; обратите внимание на кольцо на вершине и диск на ободке. (Этрусско-григорианский музей, Ватикан)
Щиты Аспис греческого гоплита с бронзовым лицом использовался этрусками с середины VII века до нашей эры. Диодор (XXIII, 2) сообщает нам, что "сначала [в древние времена] у римлян были прямоугольные щиты для войны, но позже, когда они увидели, что у этрусков были [круглые] бронзовые щиты, они скопировали их и таким образом покорили этрусков". Бронзовые статуэтки, росписи на керамике, фрески и урны часто представляют собой такие щиты, и были найдены настоящие образцы. На кладбищах Остерии близ Вульчи в могиле воина (могила XLVII, 525-520 годы до н.э.) находились бронзовый шлем, поножи и щит. Это включало в себя пару рельефных пластин, часть внутренних нарукавных повязок щита, изображавших засаду Ахилла на Троила у фонтана, и часть бронзовой облицовки щита. Бронзовый щит гоплита вместе с бронзовыми доспехами был найден в гробнице воина в Сеттекамини, но наиболее полным примером является щит V или IV века из Бомарцо, который сейчас находится в музее Ватикана. На нем все еще видны остатки деревянной сердцевины, кожаной подкладки, бронзовой нарукавной повязки и опор для рукояти, которые, вероятно, были обшиты шкурой. Щиты гоплитов в легком македонском варианте видны в руках поздних этрусков на скульптурах Таламоначчо.
Использовались также овальные или прямоугольные щиты с центральными выступами различной формы. Эти туреои, представленные на Situla из Чертозы, имеют ободок и полусферический выступ, на котором виден небольшой центральный выступ. Заостренный тип выступа изображен на настенной росписи в Тарквинии, в то время как настоящие бронзовые останки были найдены в других местах. На овальных или круглых щитах последнего периода (гробница Франсуа; лепнина рельефов гробницы Черветери) выступ иногда изображался в виде головы богини, предвосхищая украшенные умбоны более поздних римских времен.
Украшения на этрусских щитах были мало изучены, но они включали головы Медузы и льва. Трудно сказать, представляет ли какая-либо из эмблем дейгматон конкретного города или просто личный выбор владельца, но указание на стандартные эмблемы, демонстрируемые воинами одной и той же общины, засвидетельствовано на кувшине для вина из Траглиателлы близ Черветери (630-610 гг. до н.э.). Сцена, вероятно, представляет собой отправление на войну; семь воинов, вооруженных по три копья у каждого, несут большие щиты, украшенные изображением кабана.
1
2
1.Фреска, изображающая Ахилла, нападающего из засады на Троила, 530-520 гг. до н.э., Томба деи Тори, Тарквиния. Герой носит коринфский шлем. Хотя сейчас рисунок неразличим, при ближайшем рассмотрении он представляет собой интересный образец этрусского искусства, изображающий воина, размахивающего изогнутым мечом копис.
2. Деталь изображения этрусского гоплита в аттическом шлеме, льняных доспехах и щите из "Саркофага амазонок" IV века. На необрезанном изображении также видны бронзовые поножи с рельефом мышц. (Археологический музей, Флоренция)
3. Деталь чернофигурного декора работы "художника из Микали", около 510 г. до н.э., на керамическом изделии ольпе из Тарквинии. Сцена предполагает отправление на войну или тренировку. Всего на нем изображены семь гоплитов, марширующих вперед шеренгой, защищенных халсидийскими шлемами с высокими гребнями и аргивскими щитами, украшенными типично этрурской чеканкой. Слева изображен молодой музыкант, дующий в корну; его роль, возможно, можно сравнить с ролью мальчика-барабанщика в более поздних европейских армиях. (Национальный археологический музей, Тарквиния)
Детали амфоры из Пеша-Романа, датируемой 575-550 гг. до н.э., на которой изображено убийство Троила Ахиллом (слева). Он один изображен в бронзовой кирасе, так называемой "колоколообразной", и с дифилоновым щитом беотийского типа. На других фигурах этрусские эписематные щиты; в целом, гербы, изображенные на амфоре, включают орла, быка, треножник, козерога и пантеру. (Археологический музей, Флоренция)
ПАНЦИРИ И ДРУГИЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ Круглые нагрудные пластины, подобные той, что видна на фреске из Черветери, были созданы на основе более ранних виллановских нагрудных знаков. Хотя защита из трех дисков, вероятно, никогда не производилась в Этрурии, самнитский образец из Вульчи, вероятного осканского происхождения, и другие примеры, найденные в этрусских могилах, также могут подтвердить его использование этрусками (хотя Коуэн не исключает возможности того, что это могут быть отдельные случаи военной добычи). Простые нагрудники использовались гоплитами низкого ранга до римского завоевания, а затем, когда этруски были включены в состав римской армии.
Гипоторакс и статос "Колоколообразная кираса" аргосского типа широко использовалась первым и вторым классом этрусских воинов, о чем ясно свидетельствует иконография. Эти корсеты доходили только до талии, а нижний край был загнут вперед, чтобы отражать удары в пах или бедра, поэтому сегодня их называют "колоколообразными" или "желобообразными". Подобный загнутый край защищал шею, как горжет. Эти доспехи встречаются на многих керамических росписях, бронзовых статуэтках (например, статуэтка воина из Ортоны), рельефах буккеро и плитах (рельеф Тосканеллы). Ранний тип колоколообразной кирасы (??????????) - почти гладкой на вид - состоял из нагрудной и задней пластин, скрепленных вместе булавками, кольцами и ремешками. Более поздние варианты, например, из Южной Этрурии, которые сейчас находятся в музее Ватикана, демонстрируют систему крепления, состоящую из петли во всю длину в комплекте со штифтом с правой стороны и крепежных пряжек и ремешков с левой.
Эволюционировавшей формой, которая появилась, скорее условно, в начале V века и стала популярной в IV, была так называемая "мышечная кираса" (thorax statos, stadion). Это был бронзовый или кожаный корсет, выполненный в форме обнаженного мужского торса. Снова состоящий из двух частей, он застегивался на плечах и по бокам. Этруски переняли его у италийских греков, но очень скоро этрусские оружейники приспособили его к местным вкусам. В отличие от более ранних бронзовых корсетов, которые обеспечивали защиту только до талии, большинство из них доходят до подвздошного гребня по бокам, в то время как нижние края изгибаются вниз, обеспечивая некоторую защиту нижней части живота спереди и нижней части позвоночника сзади. Неудивительно, что ни одна из мышечных кирас из Этрурии не была найдена с наплечниками или юбкой из крылышек. Эти свисающие защитные полоски были изготовлены из скоропортящегося материала и либо прикреплялись непосредственно к краям доспехов, либо были частями органической одежды под доспехами.
Хорошо сохранившаяся мышечная кираса находится среди бронзовых находок (вторая половина IV века до н.э.) из гробницы воина Сеттекамини в Орвието. Как и другие находки, в том числе современный доспех из Вульчи, он демонстрирует особенность, отличающую доспехи этрусского производства от греческих, а именно преувеличенную и стилизованную мускулатуру. То же самое можно сказать о доспехах неизвестного происхождения, хранящихся в Карлсруэ, и о доспехах из Бомарцо (один из которых был намеренно уничтожен по ритуальным причинам во время депонирования).
Этрусские художники рисовали сцены, изображающие мужчин, одетых в простую мышечную кирасу. Например, в большинстве различных этрусских версий сцены, когда Ахиллес убивает троянских пленников у гробницы Патрокла, он изображен в этих доспехах, в то время как большинство его последователей носят льняной корсет. Детали росписи в гробнице Франсуа убедительно свидетельствуют о том, что доспехи Ахилла сделаны из кожи, но та же сцена на саркофаге Торре Сан Северо (Орвието), по-видимому, показывает мускулистые доспехи Ахилла и Аякса Оилея как металлические. Военное снаряжение, изображенное на стенах Томбы Джильоли (Тарквиния, конец IV века), включает в себя две прекрасные мышечные кирасы, очень похожие на те, что изображены на апулийских вазах. Очевидно, в то время мышечная кираса была дорогим и престижным предметом.
По крайней мере, две фрагментарные терракотовые фигуры из этрурских храмов изображают мужчин, одетых в мышечную кирасу, одна из храма Бельведер в Орвието, а другая из Розелле/Руселлы. На первом не изображены ни наплечники, ни птериги; на фрагменте из Розеллы виден только нижний край нагрудника, но на нем тоже отсутствуют птериги. На обеих фигурах кираса надета поверх широкой туники, юбка которой свисает множеством вертикальных складок. Ронкалли датирует терракоты Бельведера не позднее конца V века до нашей эры; если это правда, то это предшествует почти всем сохранившимся южноитальянским кирасам, изображающим их апулийским вазам и пренестинским цистам, а также росписям этрусских гробниц. На самом деле этот красивый корсет очень похож на образцы из Апулии и вазописи, вдохновленные ими.
Считается, что две интересные бронзовые статуэтки конца IV века в мышечных кирасах из Вероны (Археологический музей A4.95) и Вены (Музей истории искусств AS VI 28) имеют этрусское происхождение. На первом изображена кираса с высоким воротом без преувеличенной мускулатуры, нижний изгиб обеих пластин довольно пологий. Вторая статуэтка имеет мускулистый нагрудник, относительно высокую круглую шею, глубоко вырезанные проймы и довольно короткую заднюю пластину, расширяющуюся над ягодицами; крепления для двух пластин тщательно воспроизведены под мышками.
На другой бронзовой статуэтке во Флоренции (Археологический музей, 348) изображена плотная мускулистая кираса, предположительно из кожи; у нее есть наплечники, вырезанные из того же куска материала, что и спина, а на вырезе нагрудника видны две маленькие вертикальные складки. Обе пластины отлиты в виде металлической кирасы, с утолщенными и расширяющимися нижними краями.
Варианты эллинистических доспехов с коротким нагрудником и птеригами, а часто и поясом, завязанным вокруг груди, видны на урнах и памятниках, начиная с IV века и вплоть до римского завоевания. Доспехи, представленные на фронтоне Таламоначчо (150-130 гг. до н.э.), показывают, что этруски уже служили в римской армии, одетые, по-видимому, в кожаный вариант, в одном случае украшенный растительным узором на груди.
Линоторакс и композитные доспехи Точно так же, как коринфский шлем уступил место более практичному халкидскому типу, бронзовая "колоколообразная кираса" уступила место более легкому и гибкому льняному корсету. Он был сделан из слоев льна, сшитых или склеенных вместе, с наплечниками, прикрепленными на уровне лопаток и пропущенными вперед, чтобы прикрепиться шнурами к металлическим "пуговицам" на груди. Ниже талии свисал двойной ряд прямоугольных крылышек, внутренний ряд немного длиннее внешнего. Тело могло быть дополнительно защищено металлическими пластинами или чешуей, либо покрывающими все целиком, либо расположенными в виде узоров. По словам художников и скульпторов, этот корсет обычно надевали поверх короткой туники, которая, по-видимому, открывалась спереди.
Многочисленные изображения линоторакса в этрусском искусстве указывают на широкий диапазон его распространения, от архаического до эллинистического периодов, а их качество раскрывает детали его композиции. Начиная с первой половины V века до нашей эры в Этрурии было изготовлено множество бронзовых обетных фигурок, носящих такие доспехи, и картины также дают много свидетельств. Два наиболее подробных изображения видны на гробнице Франсуа (Аякс Оилеус) и так называемом "Саркофаге жрецов" из Тарквинии. Лучшее свидетельство украшенных и расписанных корсетов находится в "Саркофаге амазонок", также из Тарквинии, датируемом второй половиной IV века до н.э.; показаны различные линотораксы, как простые, так и образующие своего рода композитные доспехи, изготовленные из льна и кожи и усиленные чешуей. Другими важными источниками являются расписные архитектурные терракоты, изображающие сцены сражений или воинов (Цере, Чивита Кастеллана, Орвието, Фалерии Ветерес), и погребальные урны. Защитные одежды сложной конструкции можно увидеть в этрусском искусстве VI века, на бронзовых зеркалах, урнах, статуэтках, саркофагах и особенно на картинах. Чешуйки, покрывающие льняной корсет, представлены на картине из гробницы Васи Дипинти (Тарквиния, 500 г. до н.э.) и на статуэтке 475-450 гг. до н.э. (статуэтка Ларана, музей Флоренции); они похожи на греческие аналоги и надеваются поверх одежды с коротким двойным рядом крылышек. Этрусские бронзовые фигурки, демонстрирующие похожие доспехи, относятся к более позднему V и IV векам, самая красивая фигурка из Фальтероны датируется 420-400 годами до н.э. На картинах Тарквиния видны черты, идентифицирующие составные кирасы из полотна и пластин. В некоторых случаях конструкция имеет горизонтальные секции, состоящие из прямоугольных (возможно, армированных) плит. На доспехах Аякса Теламония из гробницы Франсуа видны горизонтальные полосы с прошитыми соединениями, но наплечники и верхняя часть туловища защищены пластинами, установленными вертикально на льняной подкладке. Такие пластины также представлены в белом цвете, а следы декора ярко-красного цвета могут представлять собой кожаные элементы. Еще одним типом композитной кирасы, разработанной в III веке и представленной на погребальных урнах, были стеганые льняные нагрудники с металлическими или кожаными чешуйками, покрывающими грудь, спину и плечи. Часто изображается полукруглый фартук, похожий на древнегреческий зостерес, закрывающий живот, обычно также покрытый чешуей.
На терракотовом рельефе VI века в Лувре изображены этрусские воины, облаченные в кожаные доспехи. На стеле Авиле Тайтеса из Вольтерры изображен воин, вооруженный копьем и топором, одетый в тунику под лорикой с наплечниками, предложенную Даремберг-Саглио, Маккартни и Торелли как раннее изображение кожаной лорики. По словам Дукати, кожаные доспехи, по-видимому, также носили на Ситуле Чертоза, хотя и разной длины: у кавалеристов они доходили только до пояса, а у пехотинцев - до паха. Полные кольчужные доспехи видны на этрусских воинах только со II века до н.э. (фриз Таламона), то есть когда они находились под властью
1
2
3
1. Эта урна из Кьюзи, датируемая 400-350 гг. до н.э., снова изображает убийство Троила Ахиллом. Последний носит апуло-коринфский шлем с гребнем или плюмажем, свисающим набок, и пластинчатые доспехи; напротив, он сидит верхом на перевернутой мышечной кирасе павшего Троила. Все известные изображения пластинчатых доспехов в Этрурии (Cista Praenestina двух воинов, несущих раненого товарища; Марс из Тоди; фрески гробниц, саркофаги, урны) датируются IV веком, что позволяет предположить их появление в этрусских доспехах. (Национальный археологический музей, Кьюзи)
2. Изображение чудовища Герионея в полном композитном доспехе из Томбы дель Орко, 325-300 гг. до н.э.; акварель Якобсена. (Национальноый археологический музей Тарквинии)
3. Детали лицевой и оборотной сторон бронзовой статуэтки середины IV века до н.э., известной как "Марс из Тоди". По своей конструкции доспех напоминает линоторакс, с обычными наплечниками, прикрепленными к бронзовым пуговицам, и надевается поверх двух наложенных друг на друга рядов свисающих крыльев. Однако, похоже, что он полностью покрыт или усилен прямоугольными металлическими пластинами. (Этрусско-григорианский музей, Ватикан)
1
2
3
4
1. Изображение этрусского гоплита на "Саркофаге амазонок" IV века; см. фото G1. Вариации декоративных узоров, наблюдаемые на изображениях льняной кирасы, свидетельствуют о том, что художники обладали детальным знанием меняющейся моды на такие доспехи, что отражало традицию курсива. (Археологический музей, Флоренция)
2. Деталь небронированного гоплита из "Саркофага амазонок"; он носит шлем халкидийского стиля во фригийском стиле и синий хитон, и художник подчеркивает нарукавную петлю внутри его щита. (Археологический музей, Флоренция)
3. Деталь другого этрусского гоплита на "Саркофаге амазонок" IV века из Тарквинии, на котором явно надето что-то вроде композитного корсета пластинчатого вида. (Археологический музей, Флоренция)
4. Деталь с фресок в "Гробнице Франсуа" IV века из Вульчи. Сцена представляет собой гомеровский эпизод, когда Ахиллес казнил пленных троянцев. Ахиллес (слева) изображен в мышечной кирасе, возможно, из кожи. (Справа) Аякс Великий, которого этруски называли Айвас Тламунус, носит составную кирасу, по-видимому, льняную, с укрепляющими пластинами голубовато-белого цвета на наплечниках и груди.римлян.
Защита ног и рук Поножи имитировали греческие образцы, вероятно, под влиянием италийских греков. Местные вкусы, тем не менее, очевидны во многих реальных образцах и на различных памятниках (например, саркофаг из Торре Сан Северо). Изготовленные из медного сплава и надеваемые путем сгибания металла, поножи демонстрируют рельефные мышцы голени. Тиснение часто выполнялось художественно, как, например, на коленях, украшенных рельефными львиными головами, посвященными Геркулесу (музей Виллы Джулия). На другой паре анатомических бронзовых поножей из Капоскалы (конец VI - начало V века до н.э., Музей Грегориано Этруско) видны декоративные выгравированные линии, очерчивающие икры. В поздний период поножи оставались простыми, но отличались не менее прекрасным мастерством изготовления, как, например, пара, сохранившаяся из гробницы Сеттекамини (вторая половина IV века до н.э.).
Интересно, что этруски, по-видимому, сохранили защиту бедер позже, чем греки. Эта особенность исчезает из греческих доспехов в начале V века до нашей эры, но видна в этрусской иконографии с VI по крайней мере до IV века (саркофаг Торре Сан Северо). То же самое верно и для защиты предплечий; те, что в гробнице Франсуа, представлены светло-голубым цветом, вероятно, предназначенным для обозначения железа или посеребренной бронзы.
В некоторых археологических образцах таких доспехов сохранились фрагменты подкладки из кожи и губки, чтобы предотвратить натирание.
1-2
3
4
1. Полная этрусская бронзовая кираса с мускулами из Бомарцо, V-IV века до нашей эры.
2. Отдельные образцы бронзовых поножей конца VI- начала V веков до н.э. из Вульчи; высота обоих примерно 50 см. (Этрусско-григорианский музей)
3. Этрусский бронзовый доспех IV века до н.э. из могилы "воина Сеттекамини" в Орвието: нагрудные и задние пластины мышечной кирасы thorax statos, демонстрирующие сильно стилизованную мускулатуру, характерную для этрусских оружейников; тяжелый щит гоплита; поножи с рельефным рельефом; и шлем типа Монтефортино. (бывший Голини)
4. Этрусско-умбрийские бронзовые поножи, 350-325 гг. до н.э., из погребальной камеры, некрополь Фронтоне, Перуджа. (Национальный археологический музей Умбрии, Перуджа)
Кавалерия и колесницы Некоторые статусные предметы с боковыми элементами в форме лошади в стиле Вольтерра найдены в могилах VII и 58 некрополя Липпи в Веруччио (VII век до н.э.), свидетельствующие о деятельности там кавалерии. Период ориентализации ознаменовался ввозом быстрых и проворных пород, особенно подходящих для использования в качестве кавалерийских скакунов.
Кавалеристы часто изображаются в коринфских шлемах. "Рогатый" шлем в коринфском стиле носит всадник, изображенный на кувшине, вероятно, из гробницы близ Вульчи (середина VI века). Возможно, что это изображение было создано по образцу южноитальянского импорта греческого происхождения, подобного образцам в Государственном музее Касселя, или найденным в Лукании, а теперь находящимся в местном музее в Поликоро (древняя Гераклея). Другие шлемы, засвидетельствованные для кавалеристов, относятся к халкидской типологии, как изображено в гробнице Пульчинеллы (Тарквиния, 520 г. до н.э.), на которых изображен всадник в шлеме с гребнем и круглым щитом. Кавалеристы на терракотовых рельефах едут верхом без какой-либо сбруи, за исключением удил и поводьев. В гробнице Быков представлена очень элегантная сбруя кавалериста Тарквиниев; лошадь представляет собой уздечку с коричневыми ремешками, имеющими золотую вставку в месте их пересечения на уровне ушей. Уздечка украшена висячими амулетами, прикрепленными к фракийским удилам. Копыта и хвост окрашены в синий цвет.
Как всадники вступали в битву как конные гоплиты, так и царь VI века вышел на поле боя как ?????????. Согласно Хелбигу, фризовая плита, найденная в Тосканелле, изображает отправление этрусской армии. За жрецом следуют два гоплита и колесница, в которую забирается царь в тяжелых доспехах, чтобы занять свое место рядом с возницей. Остатки колесниц были найдены в могилах VII-VI веков, что позволяет предположить, что в соответствии с тенденциями Восточного Средиземноморья все чаще использовались боевые колесницы, еще более роскошные на вид и облицованные рельефными листами бронзы. Помимо перевозки ведущих воинов, для которых они были символами статуса, они оказались эффективным средством контроля над отдаленными районами. На плите, датируемой первой половиной VI века (святилище Пьяцца д'Арми, Вейи), изображена колесница, запряженная одной лошадью, с полностью вооруженными воинами. Со второй половины IV века на "Саркофаге амазонок" из Тарквинии изображена колесница, запряженная четырьмя лошадьми, с колесами с восемью спицами. Подобные колеса изображались вплоть до римского периода (например, Таламоначчо); в более поздние века колесницы, вероятно, использовались магистратами как знак престижа, но уже не на поле боя.
1
2
3
1. Начиная с середины VI века и далее, находясь под греческим влиянием, этруски изображали греческих мифологических персонажей, но в военном снаряжении своего места и времени. Эта деталь резного этрусского саркофага III-II веков изображает популярный миф об Этеокле и Полинике, сыновьях Эдипа. Обратите внимание на фригийский шлем и составные доспехи фигуры на переднем плане, которые включают полукруглый "фартук", по-видимому, покрытый чешуей, защищающий брюшную полость. (Археологический музей, Флоренция)
2. Деталь из этрусского кувшина, датируемого примерно 550 годом до н.э., представляющая миф об Ахилле и Троиле. Здесь Ахилл изображен в бронзовом доспехе: коринфском шлеме с гребнем, на котором изображены пучки трех цветов; архаичной греческой кирасе в форме колокола; и анатомических поножах. (Музей Юре, Великобритания)
3. На другой стороне кувшина изображен всадник; на нем рогатый коринфский шлем и необычная - композитная? - колоколообразная кираса, покрытая лаком двух разных цветов и снабженная наплечниками. (Музей Юре, Великобритания)
Символы ранга и знаки отличия Символами власти этрусских царей были золотая корона, пурпурная туника и плащ, скипетр с орлом, трон из слоновой кости и фасции. Согласно Дионисию Галикарнасскому (II, 29) и Ливию (II, 8), это были первые королевские регалии, которые этрусские цари привезли в Рим. Дионисий (III, 61-62) упоминает, что Тарквиний Приск носил скипетр из золота и слоновой кости, украшенный золотым орлом Юпитера. Его утверждение подтверждается Вергилием (Эн., VIII, 506) и Силием Италийским (X, 41), согласно которым слово sceptrum имело этрусское происхождение. Последний автор также утверждает, что фасции - топор, обвязанный прутьями, символизирующий власть бить и казнить, - происходили из города Ветулония (VIII, 483-485), от которого сохранился интересный экземпляр. Гробница Франсуа является самым ранним источником (портрет Вел Сати, владельца гробницы) о тоге пикта, одежде, вышитой или расписанной (латинское picta имело оба значения) обнаженными воинами и свитками по краям, которую носили короли во время триумфальных шествий. Согласно Дионисию, Флору и Макробию, Тарквиний Великий также носил такую расшитую золотом пурпурную тогу (Рим. Ант. III, 61; Эпит. I, 5; Сб. I, 6, 5).
На стелах VI века до нашей эры этрусские принцы часто изображаются с копьем и топором в руках как символы королевской власти, первые предвосхищают hasta summa imperii римских времен. Этрусские полководцы держали в руках обоюдоострый топор, символизирующий (подобно фасциям) их империю: власть жизни и смерти над своими людьми. Здесь достаточно вспомнить топор, найденный в Ветулонии, и погребальную стелу Авеле Фелускеса из близлежащего Кастильоне-делла-Пеская (VII век до н.э.), на которой принц-воин размахивает обоюдоострым топором.
Что касается signa в римском смысле единиц измерения, источники подтверждают тезис о том, что у этрусков были стандарты животных, которым подражали римляне. Римские источники (Lydus, Mag. I, 8; Serv., Aen. XI, 970) также приписывает этрускам или сабинянам происхождение знаков манипуларии - тактических штандартов, используемых для определения местоположения командного пункта войск в бою.
Музыкальные инструменты Большинство основных музыкальных инструментов, на которых играла римская армия в консульский и имперский периоды, были этрусского происхождения, и музыканты хорошо известны в этрусской военной иконографии. Труба, вместе со щитом и топором, появляется как символ военной власти тарквинийского князя уже в первой половине VII века до нашей эры. Приписывается этрусское происхождение тубе, инструменту, на котором играли субуло (тибицин, тубицен; Варрон, De Lingua Latina, VII, 35; Фест, 403). Согласно одной традиции, он широко использовался среди тирренов и был изобретен их одноименным праотцем самим Тирреном. Другие римские источники сообщают, что этрусские цари Пизео (основатель Пизы; Plin., нац. Hist. VII, 56) или Малеус из Регисвиллы или Ветулонии (Лакт., Комм. В стат. Theb. IV, 224, VI 404) были первыми, кто использовал трубу для передачи приказов войскам, сражающимся в сомкнутом строю. Аналогично, греческие трагики называют трубы "тосканскими".
Афиней (IV, 82, 184) ясно утверждает, что κέρατα (рога) и трубы были изобретениями этрусков. Одним из первых инструментов религиозного и военного назначения был литуус, разновидность тубы с изогнутым концом (Ливий, I, 78). Неповрежденный экземпляр из Цере, длиной 1,6 м, сейчас находится в Григорианском музее Ватикана. О его военном применении свидетельствуют этрусские росписи и терракотовые рельефы (например, плита из Латинской цистерны, музей Эшмола, Оксфорд). Опять же, римляне унаследовали литуус от этрусков, сохранив его форму и используя термин tuba tyrrena, чтобы отличить его от их длинной прямой трубы. Согласно Диодору (V, 40, 1), этруски также находили сальпинкс (труба, напоминающая тубу, но короче ее) полезным в военных целях и использовали его при разработке тактики пехоты.
Одежда Мы знаем по вазописям и бронзовым изделиям (веронские и венские статуэтки), что кирасу обычно, но не всегда, надевали поверх короткой свободной туники. Обычно это видно на шее, предплечьях и в виде короткой пышной юбки, которая часто оставляла гениталии частично открытыми. Это неудивительно, учитывая, что многие воины сражались обнаженными или были прикрыты доспехами только до пояса. Иногда (статуэтка Флоренции) туника представляет собой короткую пышную юбку с узкими вертикальными складками и без рукавов. Красные туники были характерны для поздних этрусков и до сих пор использовались в римской армии (скульптуры Таламоначчо, урны).
Этрусская мода, введенная в VI веке до нашей эры, представляла собой нечто вроде куртки, закрывающей грудь (стела Ларта Нини из Фьезоле, последние десятилетия 6 века). Его часто заменяли короткой греческой туникой, доходившей до верхней части бедер, которую так часто было видно под доспехами гоплитов. Цвета, видимые на этрусских картинах, - белый, черный, красный, фиолетовый, песочный, охристый, коричневый, зеленый и светло-голубой. На саркофаге Сперандио (начало V века) изображены воины, вооруженные копьями, возвращающиеся с битвы. Их военная форма навьючена на вьючных мулах, в то время как они носят длинные туники до икр и плащи тебенна, некоторые из которых снабжены капюшонами.
Начиная с VI века этрусская элита широко использовала сапоги длиной до икр с плоскими или приподнятыми носками (саркофаг Сперандио). Для богатых офицеров мы также можем предположить обувь из вышитой кожи, усиленную бронзой. Воины также иногда носили деревянные сандалии, укрепленные бронзой, но часто они ходили босиком. Важно отметить, что среди иконографии мы также находим ранние изображения знаменитых римских калиг, которые, вероятно, были этрусского происхождения (урны из Вольтерры и Перуджи), включая детали прибитых гвоздями подошв (фриз из Таламона).
ЭКСПАНСИЯ ЭТРУСКОВ. VI век до н.э.
(1) Ларс Порсенна, Лукумо Клевсинский, с колесницей. Реконструкция этрусского царя, увековеченного поэмой Маколея "Гораций на мосту". Хотя в их снаряжении могли быть вариации, вероятно, что у динатотатои в тяжелой броне было полное вооружение: коринфский шлем с высоким лофосом, расписная кираса в форме колокола, защита бедер и поножи, украшенные рельефными львиными масками. Плащ и гребень на шлеме в пурпурно-золотых тонах, символизирующих царскую власть. Колесница основана на образце из Монтелеоне-да-Сполето, украшенном бронзовыми панелями, представляющими миф об Ахилле.
(2) Гоплит первого класса Расенна, Клевсин. Первоклассные гоплиты носили защиту, подобную греческой, хотя и изготовленную их собственными оружейниками. У воина высокого статуса, скопированного с Томбы делла Скиммия (480 г. до н.э.), халцидийский шлем с перьями в стиле курсива по бокам гребня. На его ранней мускулистой кирасе видны наплечники, покрытые красным лаком. В остальном он защищен поножами и гоплоновым щитом, украшенным, возможно, гербом города. Его оружие - копье и изогнутый однолезвийный меч копис.
(3) Этрусский валторнист. Валторнист играет роге, который сейчас хранится в Национальном музее Этруско, Вилла Джулия, Рим. Этот бронзовый рог меньше, чем более поздние образцы периода Римской империи; происходящий от доисторических инструментов из бычьего рога, он имеет почти круглую форму (ex aere ricurvo).
ВОЙНЫ ЭТРУСКОВ С РИМОМ, V ВЕК ДО НАШЕЙ ЭРЫ
(1) Римский трибун Авл Коссус, 437 год до н.э. Реконструкция основана на рассказах Ливия и на костяных табличках из Пренесте, на которых изображены латинские гоплиты. Он вооружен копьем и обоюдоострым мечем-ксифосом и несет круглый щит из клипеума. Гребень и диадема его шлема аттического типа. Его кожаные доспехи скопированы с римского воина, изображенного на "Гробнице Франсуа".
(2) Толумний, Лукумо из Вейи. Ливий (IV, 17-19) и Плутарх (Ромул, XVI) дают нам важные свидетельства использования линоторакса этрусским царем. После единоборства между царем Вейи Толумнием и Авлом Корнелием Коссом в 437 году до н.э. льняные доспехи первого были освящены в храме Юпитера Феретрия: "...
(3) Лучник. Использование составного изогнутого лука (arcus sinuosus) засвидетельствовано на расписных табличках периода Тарквиниев; изготовленный из скрепленного дерева и рога, он требовал большой силы для натягивания. Вергилий цитирует этрусских лучников, использующих колчан или leves gorytus (X, 168).
ПОСЛЕДНИЕ ВОЙНЫ, IV век до н.э.
(1) Аристократическая женщина из Расенны. Эта этрусская дама скопирована с фресок Томба дель Орко и одета по общепринятой моде "Великой Греции": головной убор с гирляндами, серьги в форме диска, длинный плащ поверх плиссированной льняной туники и кальцеи репанди на ногах.
(2) Гоплит Расенна из Вельзны. Реконструкция воина из гробницы Сеттекамини близ Орвието, в результате которой были найдены шлем в стиле Монтефортино, щит и мускулистая кираса. Археологические фрагменты этрусских щитов из могил в Перудже и Сеттекамини дают нам ясные доказательства тяжелого стиля ведения боя фалангой в V-IV веках. Центральное положение нарукавной петли porpax показывает, что она проходила вокруг руки чуть ниже локтя, с рукояткой у края; это было полезно только при линейном построении "стены щитов", типичном для фаланги гоплитов.
(3) Расенна гоплит из Тутере. Одна из самых впечатляющих статуй воинов, почти в натуральную величину "Марс из Тоди", датируемая примерно 350 годом до н.э., демонстрирует использование пластинчатых доспехов. Ламели могли быть выполнены из бронзы или - как следует из их белого цвета во многих художественных изображениях - из белого металла или даже из органического материала, такого как кость.
ПОЗДНИЕ ЭТРУСКИ, III ВЕК
(1) Наемник Расенна, Тарчуна Надпись из Тарквинии свидетельствует о наемнической службе одного из ее жителей в Капуе во время Второй Пунической войны. Этот воин скопирован с так называемого "Саркофага амазонок' из Тарквинии, на котором украшение каждого корсета индивидуализировано, отражая практику реальной жизни. Одно из главных различий между греческими и этрусскими льняными корсетами на памятниках заключается в том, что последние гораздо чаще украшены расписными цветочными и растительными узорами.
(2) Морская пехота Расенны, римский флот. Пунические войны Этрусские морские пехотинцы служили в римском флоте во время Пунических войн. Урны из Вольтерры, изображающие моряков или морских пехотинцев III-I веков, демонстрируют использование конических войлочных шапок (пилои) и мягкой или стеганой одежды, вероятно, изготовленной из войлока и шерсти (коактили и центоны). Морские бойцы часто использовали топоры (секиры) и длинные сложные древковые орудия (дрепаны), чтобы рубить такелаж вражеских кораблей, когда они собирались вместе для абордажа.
(3) Аристократический всадник Маркналь Тетина; Клевсин, 225-200 гг. до н.э. Последний период изготовления доспехов этрусками показывает использование композитных доспехов с льняными, набивными и чешуйчатыми элементами. Богато украшенные `эллинистические' шлемы, по-видимому, изображены на этрусских урнах из Вольтерры, датируемых примерно 200 годом до нашей эры. Они часто имеют фригийскую форму, с загибающимся вперед расширением купола, украшенными щитками для щек и двумя боковыми плюмажами из перьев.
ЭТРУСКИ В РИМСКОЙ АРМИИ, II-I ВЕКА ДО Н.Э.
(1) Ликтор. На урнах из Вольтерры изображены корнишоны и ликторы, сопровождающие победителей или магистратов; этот ликтор скопирован с Томбы дель Конвеньо (некрополь Монтероцци, Тарквиния). Он одет в тогу габина и держит железный обоюдоострый топор (bipennis).
(2) Лошади. Необычная урна из Вольтерры, представляющая миф об Этеокле и Полинике, изображает братьев, одетых как римские кавалеристы того периода, в беотийских шлемах, украшенных перьями Марса, щитах попанской типологии, кожаных доспехах (сполы), поножах и коротких мечах.
(3) Центурион. Этот римский центурион, скопированный с урны в музее Флоренции, носит псевдокоринфский шлем, украшенный поперечной кристой. Его композитные доспехи сделаны из кожи (наплечники), мягкого материала (основной корсет), а на груди бронзовые чешуйки (squamae). Обратите внимание на его сапоги calcei и богато разнообразную расцветку его доспехов.
(4) Легионер. Реконструированный по урне из Сартеаны, римлянин носит шлем эпохи Монтефортино, найденный на форуме Новум. Его панцирь сочетает в себе бронзовый нагрудник кардиофилакса и линотораксовый корсет. Мы добавили единственный левый понож и изогнутый продолговатый щит легионера его времени; его оружием являются хаста и испанский гладиус.
(5) Магистрат. Поглощение Этрурии Римом привело к тому, что ведущие этрусские семьи поднялись по государственной иерархии. Этот чиновник, скопированный со знаменитой статуи Ауле Метеле, носит тогу exigua поверх туники; пурпурный ангустиклави последнего и золотое кольцо на левой руке идентифицируют его как члена ордена всадников. Одет в высокие сапоги calcei с язычком, застегивающиеся на шнурки.
ФЛОТ Этруски признавали, что контроль над Тирренским морем имеет основополагающее значение для защиты их торговых путей с севера на юг. Они использовали корабли, оснащенные одинарными или двойными рядами весел; источники сообщают нам, что этрусских моряков очень боялись и они славились легендарными подвигами (такими как кража статуи Геры с острова Самос). Греки считали их пиратами за их смелые деяния в Средиземном море. Так называемая "ваза Аристонотоса", вероятно, изготовленная в Цере греческим художником примерно в 650 году до н.э., по мнению ряда ученых, изображает морскую войну между этрусками и греками. На нем показано столкновение большого корабля типа "пентеконтор" с другим военным кораблем, оснащенным тараном. На обоих кораблях видны воины с копьями, шлемами с гребнями и большими украшенными щитами. Еще одно изображение с этрусской вазы, датируемой 500 годом до н.э., - это черная картина, выполненная "художником Микали", на которой изображено таранящее судно, на котором бегущие воины и лучники, похоже, готовы взять на абордаж вражеский корабль.
1. Морская битва на вазе Аристонота, 675-650 годы до н.э. Капитолийский музей, Рим.
2. Битва при Алалии. Реконструкция Дж. Равы.
Тесей и Ариадна на Наксосе. Рельеф этрусского погребального саркофага II века до н.э. Музей Гарначчи, Вольтерра.
Судно этрусков (реконструкция) [БК]
Hа каменных надгробиях древних захоронений в центральной части Италии (IV век до н. э.) изображены суда этрусков. Напоминая формой древние суда финикийцев, эти корабли отличались более крупным изгибом штевней и имели много общего с более поздними судами североевропейских народов. Как и на судах викингов, весла проходили через отверстия в бортах, чем обеспечивались удобное (низкое) положение гребцов и их защита высоким бортом. Зазоры между веслом и бортом закрывались короткими кожаными рукавами. Управлялось судно одним рулевым веслом с поперечным румпелем, закрепленным снаружи корпуса на правом борту. Мачта, устанавливаемая в средней части, несла прямой парус с одним реем. По верхним поясам обшивки проходил орнамент в виде стилизованного изображения волны. Обшивка корпуса имела украшения с изображением листьев. Ахтерштевень с навешенными по обеим сторонам щитами завершался украшением в виде рыбьего хвоста. Такие же щиты крепились в верхней части форштевня и по всему борту. В носовой части судна устанавливался проемболон в виде головы барана - конструктивный элемент, защищавший корпус при ударе тараном неприятельского корабля. Боевой металлический таран устанавливался на уровне ватерлинии и крепился к килевой балке. Широкие, высокобортные корабли этрусков были достаточно мореходны для плавания в Средиземном море.
ИСТОЧНИКИ [Elite-223] D'Amato Raffaele, Salimbeti Andrea. The Etruscans 9th-2nd Centuries BC. Osprey Publishing, 2018.
[ЗЭКВ] Козленко А. Закат Этрурии: в кольце врагов.
[ЗЭРЗ] Козленко А. Закат Этрурии: римское завоевание.
[ТМР] Козленко А. Тирренские морские разбойники.
[ЭВ] Этрусские воины
[ЭК] Этрусский корабль