Основную массу современного Геродоту населения Северного Причерноморья составляли племена скифов, о которых он сообщает целый ряд обстоятельных сведений. По данным Геродота, подтверждаемым и материалами археологии, скифы населяли всю южную часть Причерноморья: от устья Дуная, Нижнего Буга и Днепра до Азовского моря и Дона. Хотя материальная культура, получившая распространение на всей этой обширной территории, в различных райовах обладала известными местными особенностями, но в целом в ней, безусловно, обнаруживаются черты типологической общности. Эта общность сказывается и в типах повсеместно распространённой скифской керамики, и в типах оружия, конских наборов, и в характере погребального обряда. По образу своей хозяйственной жизни скифы подразделялись на племена оседло-земледельческие и кочевые, скотоводческие. Перечисляя известные ему земледельческие племена, Геродот прежде всего называет каллипидов и алазонов - ближайших соседей основанной выходцами из Милета на берегу Буго-Днепровского лимана Ольвии; из этого города он в основном вёл свои наблюдения. Обращает на себя внимание, что первое из этих двух племён - каллипидов - Геродот считает возможным назвать и другим именем - "эллино-скифы", настолько они уже, очевидно, ассимилировались с греческими колонистами. За каллипидами и алазонами в перечне Геродота следуют скифы-пахари, населявшие оба берега Буга и территорию на запад от Нижнего Днепра, и скифы-земледельцы, жившие по течению Днепра на расстоянии 11 дней плавания от его устья. Скифия времени Геродота не была этнически единой, в её состав входили и не родственные скифам племена. Так, невидимому, не скифского происхождения были земледельческо-скотоводческие племена, жившие в лесостепи.
Скифы-кочевники и так называемые царские скифы, которых Геродот считает самыми сильными и воинственными из всех скифов, населяли степное пространство на восток от Днепра и до Азовского моря, включая и степной Крым. Геродот подчёркивает, что эти племена добывали себе пропитание но земледелием, а скотоводством и жилища свои устраивали в повозках. Более подробно об особенностях их кочевого быта пишет современник Геродота, неизвестный нам по имени автор одного приписываемого Гиппократу медицинского трактата. Он также обращает внимание на то, что у скифов "...нет домов, а живут они в кибитках, наименьшие из которых четырёхколёсные, а иные и шестиколёсные; со всех сторон они закрыты войлоком и разделяются, как дома, - одни на два, другие на три отделения. Они непроницаемы ни для дождя, ни для снега, ни для ветра. В возы эти запрягают по две и по три пары безрогих волов. В таких кибитках живут женщины, а мужчины едут верхом на конях". У скифов-кочевников животноводство достигло относительно высокой ступени развития, и они в V-IV вв. владели огромными стадами и табунами скота. Распределение этого скота между соплеменниками не было равномерным.
Завоевательные вторжения скифов в Малую и Переднюю Азию и их победоносная борьба с персидскими войсками Дария были бы немыслимы при отсутствии крупных племенных объединений. Следует, однако, решительно отвергнуть мнения тех буржуазных учёных, которые эти племенные объединения скифов наделяют чертами чуть ли не государств феодального времени и представляют их в виде мощной "Скифской державы", якобы возникшей в Северном Причерноморье ещё в VII в. до н.э. Объединения скифских племён, как и другие племенные союзы этой эпохи, отличались непрочностью и изменчивостью своего состава, что, естественно, отражалось и на характере власти возглавлявших их вождей: эта власть, очевидно, нередко была лишь номинальной.
Объединения племён такого типа стали приобретать характер объединений государственных лишь во второй половине IV в. до н. э., когда в Северном Причерноморье возник большой племенной союз под главенством скифского царя Атоя. В короткий срок Атею удалось подчинить своей власти ряд соседних фракийских племён и города западнопонтийских греков. Но объединение Атея просуществовало очень недолго: после того, как Атей был наголову разбит войсками Филиппа II Македонского, оно сразу же распалось. В конце III в. до н.э. возникает более прочное объединение скифских племён с центром в Крыму.
Существующие в современной науке представления о культуре скифов основаны как на свидетельствах античных писателей, так и на непосредственных памятниках этой культуры: скифских городищах и курганах, разбросанных по всему югу нашей страны, многочисленных находках скифской керамики разнообразных форм и видов, изделий из бронзы, железа и драгоценных металлов, оружия-- наконечников скифских стрел и копий, скифских железных мечей - акинаков и т.д. Вещи скифского типа получили распространение не только на территории самой Скифии, их находят и далеко за её пределами, например на Кавказе, в Сибири и даже в Передней Азии. Сильное влияние скифской культуры испытало на себе в V в. до н.э. население лесостепной полосы Восточной Европы, а южнее - население Фракии.
Внешний вид и одежда скифов известны главным образом по их изображениям на золотых и серебряных сосудах и других художественных изделиях, преимущественно греческой работы, найденных в таких всемирно известных курганах, как Куль-Оба (Керчь), Чертомлыцкий, Солоха (Нижний Днепр) и ряд других. В своих произведениях на скифские сюжеты греческие мастера-художники с поразительным реализмом дали образы скифов в мирном и военном быту. Сражались скифы преимущественно на конях, хотя в дальнейшем, по мере роста оседлости, появляется и скифская пехота. Геродот даёт очень подробное и живое описание военных обычаев скифов, но, может быть, несколько преувеличивает их воинственность. [ВИ.2]
Геродот различал племена скифов по способу их занятий: скифы-пахари жили в долинах Буга и Днепра, скифы-кочевники к востоку от Днепра; кроме этих племен, Геродот упоминает "скифов царских", но не поясняет, кто они и где жили. Советские археологи установили, что "царские скифы" кочевали в районе реки Молочной. У скифов было развито скотоводство и особенно коневодство, вследствие чего главным родом войск у них была конница. В могилах скифских племенных вождей находят десятки и даже сотни скелетов лошадей, принесенных в жертву и захороненных вместе с вождями.
В VII веке до н.э. у скифских племен имелись уже органы военной демократии: собрание племен, вожди племен и совет племенных вождей. Одной из главных задач такой общественной организации было ведение войны. В связи с этим у скифов особенным почитанием пользовался бог войны, которому приносились большие жертвы. К VI веку до н.э. власть скифских вождей стала наследственной и превратилась в царскую власть. Возникло мощное скифское государство, представлявшее собой большую политическую силу и просуществовавшее несколько столетий. Скифы в VII в. до н.э. вели завоевательные войны. Они вторглись в Малую Азию, где господствовали, по сообщению Геродота, 28 лет. В VI-V веках до н.э. скифы вели оборонительные войны, в частности успешно отразили попытку персидского войска поработить Скифию.
У скифов все мужчины были воинами. "У скифов, - пишет Аристотель, - во время одного из праздников не позволялось пить круговую чашу тому, кто еще не убил ни одного врага".
По словам Геродота, скиф получал долю добычи в бою по количеству убитых врагов, в доказательство чего он приносил своему царю их головы. В древних народных сказаниях говорится, что воинственный скифский народ поклонялся мечу, как арабы камню, как персы реке. Скифы отличались свободолюбием, храбростью и упорством в борьбе. Геродот считал скифов выдающимся по уму, мудрейшим из народов. По словам другого древнего историка - Юстина, "Это был народ в трудах неутомимый, в войнах неукротимый, а крепость телесных тел его была чрезвычайная. Они ничего не приобрели, что можно было бы потерять, в победах не искали ничего, кроме одной славы".
Основным оружием скифов были лук и длинное копье. Скифский лук состоял из двух серповидных частей, вероятно из двух рогов, соединенных прямой смычкой. Геродот говорит, что скифы натягивали тетиву лука не к груди, а к плечу и искусно стреляли как с правого, так и с левого плеча. Наконечники стрел делали различной формы, часто их пропитывали змеиным ядом, "дабы смертельную рану сделать вдвое смертельнее" (Овидий). Скифский воин - это конный лучник. Сила его, по словам Овидия, заключалась "в стреле, в полном колчане и в быстром, не знающем устали, коне". Кроме лука и копья, скифы имели короткий меч и арканы.
Защитное вооружение скифа составляли щит, чешуйчатый панцырь и шлем. Щит был небольшой и делался из кожи. Панцирь состоял из медных, а впоследствии из железных пластинок, которые нашивались на кожу так, что пластинки одного ряда закрывали до половины пластинки другого ряда. Такой панцирь плотно прилегал к телу и не стеснял движений воина.
Боевой порядок скифов состоял из отдельных ватаг (родовых отрядов), которые выстраивались в одну линию. Несколько отрядов высылалось вперед для засад и в резерв для поддержки частей боевого порядка, теснимых противником. Глубина боевого порядка была неопределенной; большое внимание уделялось равнению по фронту и сомкнутости строя, часто имевшего форму клина. Бой вели в конном строю и никогда не спешивались.
Нередко скифы старались победить своего противника не силой, а военной хитростью. Бой обычно начинали вечером действиями дальних засад, обходами противника и притворным отступлением с неожиданным переходом в контратаки. При успешном исходе боя скифы преследовали противника до полного его уничтожения или рассеивания. Потерпев поражение, они не отказывались от борьбы, а продолжали ее до тех пор, пока окончательно не были разбиты наголову или не добивались перелома в свою пользу.
Скифы постоянно ощущали недостаток в пастбищах. Но главное, что ослабляло силу их сопротивления,- это межплеменная рознь. [Разин]
Хотя неспециалистам мало известно об этом периоде и регионе, можно с уверенностью сказать, что скифы господствовали на юго-востоке Европы и на Среднем Востоке более трех веков подряд. Они являлись практически современниками классического греческого мира. Скифские конные лучники были первой восточной армией, оказавшей огромное влияние на европейское сознание в течение последующих 2000 лет. Скифы не принадлежали к тюркомонголоидной расе, как гунны и монголы. Они были индо-европейцами с прямыми чертами лица. Мы знаем это по дошедшим до нас изображениям на металле, а также по обрывкам языка скифов сохранившимся в трудах греческих историков.
Мастерство верховой езды и стрельбы из лука превратило скифов из кочевого степного племени в мощную военную силу. В разное время они воевали против ассирийцев, мидийцев, персов и македонцев. Во время своего расцвета они господствовали на огромной территории, которую занимал Советский Союз. Однако, скифы сохранили обычаи кочевого племени: они устанавливали постоянные отношения с оседлыми земледельцами и скотоводами, с которых регулярно собирали дань.
Мы знаем об обычаях и внешнем виде скифов гораздо больше, чем о многих более древних культурах, хотя они не оставили нам письменных памятников. Южная окраина скифских владений граничила с северными пределами Греции в районе Черноморского побережья, вдоль которого располагались торговые греческие города. Именно здесь Геродот, чьи труды являются главным письменным источником, получил основные сведения о скифах. Вероятно, здесь же скифы встретились с греческим кузнецами. К нашему счастью, у этих сильных и смелых людей была большая любовь к изображениям на драгоценных металлах: хороший вкус, который сказался в выборе именно греческих мастеров для изготовления этих изображений; а также способ захоронения, благодаря которому эти реликвии стали доступны для изучения историков.
Скифы жили в начале железного века. Они населяли степи, расположенные к северу от Черного моря. Хотя "скифский период" в истории Восточной Европы продолжался менее 400 лет (с седьмого по третий век до новой эры), скифы оставили о себе яркие воспоминания. Тысячу лет спустя после прекращения их существования в качестве независимого народа центральную часть их владений вместе с подчиненными территориями продолжают называть "Великой Скифией".
С самого начала появления на мировой сцене скифы принимали участие в великих походах своего времени. Они нанесли поражение современной им Ассирии, Урарту, Вавилонии, Мидии и Персии.
Древнегреческий историк Геродот пишет, что до скифов степи, прилегающие к Черному морю, населяли киммерийские племена. Скифы покорили киммерийцев. Преследуемые ими, киммерийские кочевники пересекли Кавказский хребет и рассеялись по городам Западной Азии. Скифы под предводительством короля Мадьяса разгромили Медеса, встретившегося им на пути.
В начале VII века скифы воевали против Ассирии. Однако, ассирийские летописи очень избирательны в описании событий: они много рассказывают о победах ассирийцев и обходят молчанием их поражения. К счастью, до нас дошли не только летописи, но и доклады шпионов, а также записи вопросов, которые ассирийские цари задавали своим оракулам, когда искали у них совета перед сражением.
После некоторого периода военных действий между Ассирией и Скифией ассирийскому царю Эсархаддону удалось на время заключить перемирие: он преподнес скифскому царю Партатуйе богатые дары и отдал ему в жены свою дочь. Скифы тем временем обратили оружие против Палестины и Египта. Библейский пророк говорит о скифах как "о могущественном древнем народе, чей язык трудно понять. Колчаны этих храбрых воинов подобны открытой могиле. Они забирают урожай хлеба и винограда, овец и быков вместе с твоими сыновьями и дочерьми в придачу". Только заплатив огромную дань скифам, фараон Псамметик, правивший в 663-609 г.г., избавил свою страну от их вторжения.
Из Египта скифы возвратились в Ассирию. В 650-620 г.г. до н.э. Мидия - одно из богатейших государств Древнего Востока - попала под их влияние. В 612 до н.э. году скифско-мидийская армия захватила Ниневию и уничтожила ассирийскую империю.
Геродот пишет о господстве скифов в Азин следующее: "Они опустошили всю Азию. Скифы не только собирали дань установленного размера, но и совершали набеги, забирая все, что могли увезти с собой. Однажды Киаксар и мидийцы пригласили скифов на пир, после которого убили их." Это дает основание думать, что скифы лишились доминирующего положения из-за предательства. В любом случае, в конце VII века до н.э. основная часть армии кочевников отправилась назад, на Северный Кавказ.
Однако, многое остается неясным относительно скифских войн на Среднем Востоке. Неизвестно. что представляло собой войско скифов: была ли это объединенная и дисциплинированная "государственная" армия или они двигались к югу разрозненными кочевыми отрядами. Мы также не знаем, как много скифов осталось на Среднем Востоке и сколько ушло в Причерноморские степи. Несомненно, скифы почерпнули для себя много полезного, взаимодействуя с народами Среднего Востока. В области военного искусства им не было равных: они с одинаковым успехом воевали пешими и конными, умели сражаться с кавалерией и пехотой, брать штурмом хорошо укрепленные города. Но для победы в войне с мощными древними империями одной храбрости и воинского мастерства было недостаточно.
Большое значение имели доспехи и оружие, с помощью которых воин мог поразить врага, сам оставаясь невредимым. Военное облачение скифов сформировалось во время войн на Среднем Востоке. До этого они не использовали защитных доспехов. Мы знаем о скифских доспехах и оружии благодаря раскопкам их захоронений. Скифы хоронили своих умерших соплеменников в могилах, называемых курганами. Внешне курган выглядел как большой холм земли. Воина на его пути в вечность сопровождала наиболее ценная часть его имущества. В могиле обычного воина, как правило, находился лук с несколькими дюжинами стрел, пара копий или копье и дротик. Царские захоронения заключали в себе целые арсеналы. Здесь были защитные доспехи, шлемы, мечи, колчаны со стрелами, множество копии; а в ранних захоронениях находили многочисленные скелеты лошадей.[НС-141]
Сложение Скифского царства со скифами-царскими во главе относится, по-видимому, к V в. до н. э., так как только в это время в степях появляются сравнительно богатые катакомбные погребения с вещами греческого происхождения. Только в этом веке скифы-царские, утвердившись в степях, распространяют свою власть на земледельческое население Среднего Приднепровья и, получив средства для развития торговли с греческими колониями, устанавливают прочные связи с ними, позволяющие царю Ариапифу иметь в Ольвии своего поверенного в делах грека Тимна (IV, 76), а его сыну Скилу подолгу жить в городе в специально выстроенном доме. Ко времени Геродота скифы-царские в общении с греками заслонили собой все остальное население Скифии. Сношения с земледельцами велись не непосредственно, а через них. По-видимому, этим объясняется то, что Геродот, отметив, что скифы-пахари сеют хлеб на продажу, больше ничего о них не сообщает. Он ничего о них не знал.[Артамонов]
Малая Скифия в Крыму Цари: Скилур (130-114), Палак (114-111), Ходарз (?)
ХРОНИКА СОБЫТИЙ начало VII в. - покорение Урарту киммерийцами и скифами; войны скифов на Среднем Востоке, свидетельства о которых остались в ассирийских летописях
670-е - скифский царь Партатуйяя воюет с Ассирией и берет в жены дочь ассирийского правителя Эсархаддона
середина VII в. - царь Мадьяс ведет скифов к грапицам Египта
652-626 - период скифского влияние в Мидии.
612 - захват скифами, мидийцами и халдеями Ниневии и уничтожение Ассирийской империи
конец VII в. - Медес заставил скифов отступить через Северный Кавказ к Северному Понту
начало VI в. - скифский философ Апакарс отправляется в Грецию
514-512 - скифы дают отпор персидскому царю Дарию
496 - поход скифов к Херсонесу во Фракии
конец 490-х - скифы ведут переговоры со спартанским царем Клеоменсом с целью создания союза для войны с персами
350 - начало вторжения сарматиан в пределы скифских владений
339 - скифско-македонская война: царь Атей погибает в бою с армией Филиппа II
330 - командующий Алексапдра Македонского Зопирион потерпел поражение от скифов возле Олбии
310-309 - победа скифов на реке Фатис
200-е - скифы постепенно перемещаются в Крым
110-106 - скифы терпят поражение от босфорского царя Митридата Евпатора.
IV век до н.э. был вершиной расцвета Скифии и началом упадка. Постепенно родственные скифам племена сарматиан стали пересекать Дон и вторгаться в их земли. По неизвестным нам причинам владения скифов год от года сокращались. Ненадолго они задержались в "Малой Скифии", области, расположенной в Крыму и нижнем течении Днепра. Они уступили степи северного Понта сарматианам, а два столетия спустя после победы на реке Фатис совсем исчезли с исторической сцены. Скифы оставили нам тайну своего расцвета и упадка, а также великолепное наследство из работ по металлу, на которых их мастера с помощью искусной гравировки запечатлели сцены былого величия нации.
АРМИИ СКИФОВ Сегодня трудно точно установить порядок организации скифской армии. Письменные источники утверждают, что она подразделялась на кавалерию и пехоту. Это же подтверждают археологические раскопки. Кавалерия составляла главную силу скифской армии, что было типичным для кочевых народов. Геродот пишет, что каждый скифский воин был конным лучником. С другой стороны, Диодор Сикул утверждает, что в одном из сражений у скифов было в два раза больше пехотинцев, чем кавалеристов. В этом нет ничего удивительного, ведь Диодор описывает события конца IV века до н.э., когда среди скифов наметился переход к оседлой жизни. А большинство участников описываемого им сражения было набрано из областей, где этот процесс шел особенно быстро.
В течение почти всей истории скифов подавляющее большинство их воинов были конниками. Пехотинцами были беднейшие из скифов, а также рекруты из оседлых племен, проживающие на подчиненных скифам территориях. Простые воины этих племен, обязанные нести воинскую повинность, служили пехотинцами, а их более зажиточные военачальники - кавалеристами.
Основную часть кавалерии составляли легко вооруженные воины, одетые лишь в звериные шкуры. Ударной силой скифского войска была тяжелая кавалерия. И кони, и всадники были хорошо защищены. Кавалеристы были дисциплинированы, имели определенный боевой порядок и владели некоторыми приемами ведения боя. В начале сражения скифы забрасывали противника стрелами и камнями из пращей. Приблизившись, они пускали в ход дротики: затем, сомкнув ряды в более плотном боевом порядке, наносили основной удар по центру вражеского войска.
Скифы были способны к маневрам во время сражения: пробиваясь через ряды противника, они перестраивались на ходу, меняя, если надо, направления движения, чтобы нанести удар в нужном месте в нужное время. Когда строй противника был прорван, в бой вступала легкая кавалерия, которая доводила дело до конца.
В сражениях участвовало почти все взрослое население Скифии, включая множество женщин. Мы не можем даже примерно подсчитать, сколько воинов могли скифы вывести на поле боя одновременно. А вот скифские цари знали численный состав своей армии. Геродот пишет, что скифский царь Ариант приказал каждому скифу принести по одному наконечнику от стрелы и сложить их в кучу. В результате было собрано так много наконечников. что царь решил изготовить из них памятник. Известно, что сосуд, отлитый из этих наконечников, имёл стенки толщиной в шесть пальцев и вмещал в себя 600 амфор. Согласно принятой в Аттике системе мер, это составляло 23.400 литров. Фисидид пишет, что в скифской армии было более 150.000 воинов. Ни один народ Европы и Азии не мог противостоять скифам в одиночку, особенно когда скифы объединялись. А действовали они, как правило, на редкость единодушно, что вообще-то не было характерно для кочевых племен, состоявших из более или менее независимых групп, которые едва ли можно было объединить даже на поле боя. Этому факту есть два объяснения. Прежде всего - это характер данного народа. К тому же Скифия была военным государством. вся социальная структура которого была нацелена на военные нужды.
Здесь можно вспомнить слова великого персидского царя Дария, называвшего скифов "народом воинов".[НС-141]
ВООРУЖЕНИЕ СКИФОВ Защитные доспехи.
С середины второго тысячелетия до новой эры на Среднем Востоке носили гибкие кожаные доспехи - корсеты, покрытые мелкими бронзовыми или железными чешуйками, перекрывавшими друг друга. Поняв, что чешуйчатые доспехи хорошо защищают от ударов копья и меча, скифы после нескольких лет проб и ошибок нашли наиболее эффективный способ расположения чешуек. Чешуйчатые доспехи в военном деле явились такой же важной вехой, как открытие и использование бронзового и железного оружия пороха и артиллерии.
В отличие от кузнецов Среднего Востока, которые изготавливали чешуйчатыми лишь корсеты, защищавшие туловище, скифы покрывали небольшими металлическими пластинками и другие доспехи: шлемы, щиты, пояса и матерчатую одежду. Скифские мастера, изготавливавшие доспехи, вырезали чешуйки из листа металла с помощью ножниц или заостренного инструмента. Для изготовления корсета с длинными рукавами требовалось несколько дюжин чешуек, которые прикреплялись к мягкой кожаной основе тонкими кожаными же ремешками или сухожилиями животных. Каждая чешуйка располагалась таким образом, что перекрывала расположенную рядом на одну треть или наполовину. Верхний ряд чешуек перекрывал нижний ряд. Таким образом, на большей части поверхности доспехов перекрывавшие друг друга чешуйки образовывали три-четыре слоя металла, которые непросто было пробить копью или стреле. Корсет не стеснял движений конного воина - лишь в кольчуге можно было двигаться еще свободнее.
Доспехи были различными по внешнему виду и по конструкции. У облегченных доспехов чешуйки располагались только вокруг шеи и в верхней части груди и только спереди. Корсет, защищавший туловище, напоминал рубашку с короткими рукавами, покрытую железными чешуйками. До нас дошло очень мало образцов корсетов с длинными рукавами. В конном бою особенно важна была защита плечей. Часто пластинками покрывали верхнюю часть спины, плечи и верхнюю часть груди с левой и с правой стороны. Для облегчения движения разные части корсета покрывали пластинками разных размеров: на плечах и локтях располагались мелкие чешуйки, а на спине и животе - пластинки побольше, которых было меньше по количеству. Чешуйки изготавливались из одного вида металла, как правило, железа. Но у нас также есть образцы комбинированных корсетов. на которых можно видеть. как железные, так и бронзовые чешуйки. Должно быть, отряд скифских воинов в таких доспехах являл собой великолепное зрелище. Можно представить, как сверкала полированная бронза множества корсетов в солнечных лучах! В курганах знатных воинов и царей находили доспехи с позолоченными чешуйками, а также бронзовые чешуйки с изображением львов, оленей и лосиных голов.
Процесс усовершенствования доспехов шел неравномерно. Имеющиеся у нас образцы шлемов говорят о разнообразии стилей и материалов, из которых они изготавливались.
В VI веке до н.э. скифы носили плотно прилегающие к голове тяжелые шлемы, отлитые из бронзы. У этих шлемов были пластины, прикрывающие щеки. Такой шлем надежно защищал затылок. Множество образцов таких шлемов было найдено на Северном Кавказе, особенно в районе Кубани, где были раскопаны самые древние курганы. Можно предположить, что в них были захоронены военачальники, принимавшие участие в скифских походах на Среднем Востоке. Популярное название этого стиля - "кубанский шлем". В V веке до н.э. шлемы, покрытые перекрывающими друг друга пластинками, стали вытеснять "кубанский" шлем. Кожаные фригийские шапки, заостренные вверху, имели назатыльники и защищавшие щеки пластины. Единственный важный элемент, которого в них не было - это назальная пластина. Правомерно предположить, что такие шлемы надежно защищали от ударов меча. "Чешуйчатые" шлемы были широко распространены.
В V веке знатные скифские воины стали носить греческие шлемы. Из скифских курганов, где, судя по находкам, были захоронены далеко не рядовые воины, извлекли более 60 легких, прочных и красивых бронзовых шлемов греческого изготовления. Это были изделия коринфского, колхидского и аттического типа. В V веке до н.э. скифские кожаные наголенники, покрытые металлическими пластинками, частично сменились греческими металлическими поножами. Должно быть, их использовали только тяжелые кавалеристы. Отличительной чертой конного воина в доспехах VI - начала V века до н.э. были обитые железом гамаши. Его соплеменник конца V-IV века носил поножи поверх матерчатых шаровар. У богатых военачальников поножи были иногда позолоченными. Пара таких поножей была найдена около 150 лет назад. Сейчас она находится в Эрмитаже. На наколенниках у них изображена голова Горгоны, а с боков ногу обвивают две змеи. Такие доспехи носили тяжелые кавалеристы.
Скифы придавали большое значение щитам, а также их украшению. У простых воинов былин щиты, плетеные из ивовых прутьев. У тяжелых кавалеристов были массивные щиты, обитые железом. Классическая конструкция скифского щита была следующей: к деревянному основанию прикреплялись железные пластинки, которые крепились к основе и между собой с помощью проволоки. Некоторые, по-видимому, самые богатые воины имели щиты, покрытые одной круглой железной пластиной, на который располагались украшения, выполненные из других металлов. На щитах, покрываемых чешуйками, иногда делали такие же украшения. Две золотых декоративных пластины, более 30 см длиной каждая, были найдены в могилах знатных скифских воинов рядом с кубанскими станицами Костромская и Келермесская. Одна из них выполнена в форме оленя, другая - в форме леопарда. Для скифов было типичным украшать доспехи и другое военное снаряжение фигурами животных. Бронзовое изображение рыбы было найдено в кургане недалеко от знаменитой "Толстой могилы". А в царской могиле в Кул Оба обнаружили золотое изображение оленя. Стиль, в котором выполнено этого изображение, явно отражает греческое влияние.
Другой важной частью скифских защитных доспехов являлся кожаный пояс, который отделывали железными, бронзовыми и даже серебряными и золотыми полосками. На типичном широком поясе пешего воина раннего периода, который, в отличие от кавалериста, не имел возможности укрыться за лошадиной шеей, располагалось несколько чешуек или полосок. У скифов также были узкие пояса для ношения мечей, кинжалов, боевых топоров, луков, колчанов, точильных камней и кнутов. Со временем защитный пояс уменьшился в размерах. В конце концов его полностью заменил корсет.
Конские доспехи также были различными. С VI века до н.э. металлические пластины и подвесные украшения на уздечке защищали голову коня. Иногда использовали кожаную пластину с прикрепленными к ней железными чешуйками. Кусок толстого войлока закрывал грудь лошади. Вражеские стрелы "вязли" в нем, не пробивая насквозь.
Луки и стрелы У каждого скифского воина был лук со стрелами. Во всех мужских могилах - как царей, так и простых воинов; в одной из трех женских и даже во многих детских могилах найдено множество наконечников от стрел. Лук сопровождал скифа от колыбели до могилы и даже далее - в загробный мир, так как скифы верили, что оружие обязательно понадобится воину в потусторонней жизни для охоты и боя. Луки скифской модели были широко распространены как Восточной и Западной Европе, так и Центральной Азии. Наконечники от стрел находили в степных курганах на всей территории Евразии.
Жаль, что материалы, из которых изготавливались луки - дерево, кость и сухожилия животных - в земле быстро разлагаются. Всего в нескольких могилах из 5.000 вскрытых скифских захоронений сохранились некоторые останки этого древнего оружия. Однако, по ним почти невозможно точно восстановить внешний вид скифского лука. К счастью, мы располагаем и другими материалами для изучения, к которым относятся изображения на металле, скульптурные изображения и описания древних авторов.
Остатки лука из кургана Три Брата, 1-3 - деревянные пластины; 4 - кора
В дошедших до нас описаниях скифский лук сравнивается с греческой буквой "сигма". Аммиан Марселин пишет: "В то время, как другие народы изготавливали луки из гибких ветвей, скифские луки напоминают полумесяц с загнутыми внутрь концами." Средняя часть лука всегда была изогнутой. Это описание соответствует изображениям скифских луков на золотых и серебряных чашах, найденных в могилах царей в Кул Оба и под Воронежем. В могилах некоторых знатных воинов сохранились лишь концы лука и то место, за которое держали оружие при стрельбе. Судя по рисункам и длине стрел, лук был достаточно коротким - до 80 см. Однако, максимальное расстояние полета стрелы у всех видов классического восточного "составного" (усиленного) лука больше зависело от упругости материала, чем от длины перекладины. Древние авторы сообщают, что тетиву такого лука изготавливали из конского волоса или из сухожилий животных.
Древко стрелы делали из камыша или из тонких березовых веток. Хвост стрелы традиционно изготавливали из птичьих перьев. Наконечники стрел были железными, бронзовыми или костяными. Стрелы были различных видов. Одни предназначались для охоты, другие - для боя. Боевые стрелы могли пробивать доспехи, щиты и шлемы. Среди извлеченных из курганов находок есть стрелы с трехгранными наконечниками. Они имеют строгую аэродинамическую форму. Сегодня можно только изумляться мастерству древних "оружейников" и точности их изделий, простота и безупречность линий которых вполне сравнима с современными ракетами.
Стрела скифского лука могла точно поражать цель на достаточно большом расстоянии. В могиле под Олбией, древнем торговом городе, расположенном в устье Днепра - Буга, была обнаружена надпись, свидетельствующая о том, что некто Анаксагор, сын Димагора, выпустил стрелу из своего лука на расстояние 522 метра. Так как у жителей города Олбия, как и у других жителей древних городов черноморского побережья, скифский лук был в почете, справедливо предположить, что лучник достиг результата, поразительного даже для сегодняшнего дня, используя оружие степных всадников.
По-видимому, скорость стрельбы скифских лучников была не меньше, чем у искусных лучников средневековья - 10-12 выстрелов в минуту. Скифские воины брали с собой в бой от 30 до 150 стрел, которые они могли израсходовать за 3-15 минут стрельбы. Учитывая, что в большинстве сражений участвовало несколько сотен конных лучников, можно вообразить густоту града стрел, обрушивавшегося на противника. Пробивная сила стрел также была значительной. В некоторых могилах были обнаружены скелеты с наконечниками стрел, пробившими череп или позвоночник на 2-3 см. На многих древних чашах и сосудах изображены воины с пробитыми стрелой щитами и доспехами. Многие античные авторы утверждают, что наконечники скифских стрел были отравлены.
Скифские лучники на античных вазах
Скифский лук был очень мощным и тугим. Для натяжения его тетивы требовалась огромная сила, а для стрельбы из него - большая сноровка. Согласно Геродоту, Геракл, покидая Скифию, оставил сыновьям свой лук, сказав при этом, что лишь тот из них, кто сможет натянуть его тетиву, станет правителем Причерноморских степей. Это удалось сделать младшему из сыновей по имени Скиф. От него впоследствии и произошло племя скифов. Эта записанная Геродотом легенда объясняет, почему в искусстве скифов лук занимает такое большое место, а также почему это оружие передавалось от одного воина к другому.
Во время перехода лук носили в специальном чехле, из которого его извлекали лишь для боя или охоты. Киммерийцы, населявшие Причерноморские степи до скифов, использовали чехлы очень простой формы. Скифский футляр, называемый греками "горитососм", помимо самого лука, вмещал еще до 75 стрел. Жаль, что ни один такой экземпляр полностью не сохранился до наших дней - в курганах были найдены лишь полусгнившие остатки кожи. Однако, нам известно, что длина футляра составляла две трети длины лука, а отделение для стрел имело крышку с металлическим замком. В ранних скифских захоронениях было найдено множество таких замочков из бронзы, кости и даже золота.
Встроенный в футляр колчан для стрел часто покрывали золотом, украшенным изображениями оленей. Но так как эта пластина покрывала лишь часть "горитоса", раскопки ранних захоронений неё могут дать нам сведений, необходимых для восстановления его полного вида. Лишь в IV веке до н.э. весь "горитос" стали покрывать пластинами различных металлов. Первый экземпляр такого футляра для лука был извлечен из царской могилы под Чертомлюком. Его большая золотая пластина покрыта растительным орнаментом, изображениями животных, а также мужчин, женщин и детей в одежде греческого стиля. На ней также есть предметы домашней утвари, оружие и даже архитектурные строения. В течение десятилетий продолжалась дискуссия о том, что это за изображения. Ныне установлено, что золотая пластина украшена иллюстрациями к "Илиаде" Гомера; в частности, там есть сцена посещения Ахиллом острова Скирос.
В течение 50 лет "горитос" из чертомлюкского захоронения оставался уникальной находкой. Потом было найдено еще три золотых пластины, аналогичных первой. По-видимому, кузнец по металлу, возможно, грек по происхождению, имел мастерскую в одном из скифских торговых центров. В ней он, должно быть, изготовил по заказу скифских царей и знатных воинов не одну такую золотую пластину. Некоторые пластины были украдены из могил и переплавлены. Нам кажется, что не так уже много подобных реликвий, ожидающих своих открывателей, осталось ныне в земле.
Совсем недавно была сделана находка, подтверждающая существование других золотых пластин, которыми были покрыты "горитосы" удачливых военачальников. На территории Греции, возле поселения под названием Вергина, была вскрыта очень богатая могила македонского царя. Среди прочих археологических находок находились остатки "горитоса", идентичного найденному 100 лет назад в скифском захоронении на Северном Кавказе. Скифский футляр для лука со встроенным в него колчаном для стрел не использовался ни греками, ни македонцами. Совершенно непонятно, каким образом мог попасть скифский "горитос" в могилу знатного македонского воина - вероятно, самого Филиппа II. Незадолго перед тем, как было сделано это захоронение, между Филиппом Македонским и королем скифов происходили переговоры. Стороны не пришли к соглашению. и между македонцами и скифами началась война. В 339 до н.э. 90-летний скифский царь Атей был убит в сражении с македонцами, захватившими богатые трофеи. Видимо, "горитос", найденный в могиле македонского воина, являлся частью даров, ритуальный обмен которыми происходил во время переговоров; или был частью военной добычи. Этот экземпляр, а также "горитос", найденный под Карагодешем на Северном Кавказе, по форме похож на футляр из-под Чертомлюка и на другие находки, извлеченные из скифских курганов. По виду этих находок можно предположить, что они пережили штурм и разграбление города. Ученые полагают, что этим городом была легендарная Троя.
Интересный экземпляр "горитоса" был найден незадолго перед Первой мировой войной в царском скифском захоронении Солока. В целом он похож на описанные выше образцы, но на нем есть необычное изображение. На серебряных и золотых пластинах большинства "горитосов", как правило, изображались животные и классические военные сцены. На "горитосс" из захоронения Солока изображен эпизод из жизни скифов. В центре композиции трое молодых пеших скифов сражаются с двумя скифскими же всадниками постарше. Слева молодой воин. вооруженный боевым топором и щитом, атакует конного скифа, вооруженного копьем. Этот всадник спешит на помощь своему товарищу по оружию, на которого напали двое молодых скифов, которые стащили его с коня и убили до того, как он успел обнажить свой меч. Конный воин постарше, кажется, потерпел поражение. Эта сцена напоминает историю, рассказанную Геродотом.
Он пишет, что скифы, отправляясь в поход в западную Азию, оставили своих жен и множество рабов в Скифии. От этих рабов и скифских женщин произошло юное поколение, которое подняло восстание против старшего поколения скифских воинов, возвратившихся из Медины. Юные скифы выкопали глубокий ров от Крымских гор до Азовского моря и атаковали старшее поколение воинов при попытке пересечь его. В начале стычки старшие скифы были не в силах одолеть молодых. Затем один из воинов воскликнул: "Что мы делаем? Сражаясь с ними мы лишь истощим силы и убьем множество своих рабов. Давайте отложим свои копья и возьмем в руки кнуты. Если мы будем сражаться с ними с оружием в руках, как с равными воинами, это будет признанием их благородного происхождения. Но когда они увидят у нас в руках кнуты, они поймут, что они являются всего лишь нашими рабами, и не смогут нам сопротивляться." Так они и сделали. Увидев кнуты, изумленные рабы забыли о битве и бежали. Пожилые скифские воины спокойно вернулись к себе домой.
По-видимому, на "горнтосе" из захоронения Солока изображен один из эпизодов сражения между ветеранами и молодыми скифами. Интересно, что, хотя на Древнем Востоке широко применяли колчан лишь для ношения стрел, ни у одной из дошедших до нас скифских скульптур, ни на одном изображении на металле мы не найдем колчана. Везде можно видеть только футляр для лука со встроенным в него колчаном, или "горитос".
Кажется, праща была среди скифов очень популярным оружием. В скифских захоронениях было найдено множество камней для метания из пращи. В одной могиле их оказалось 75.
Мечи и кинжалы Другим важным оружием скифов были меч и кинжал. Записи древнегреческого путешественника, историка и географа Геродота, сделанные им в V веке до н.э. при наблюдении за жизнью народов Причерноморья, остаются для нас главным письменным документом для изучения культуры и быта той эпохи. Геродот пишет, что Арес - бог войны, был единственным божеством, которому поклонялись скифы и в чью честь они сооружали алтари. Согласно их верованиям, от этого божества зависела удача на войне. В каждом отдельном регионе скифского царства сооружали холм из собранного в большую кучу хвороста. На вершину такого холма помещали железный меч. Это был алтарь богу войны, которому ежегодно здесь приносили в жертву скот и лошадей.
Сказанное Геродотом подтверждают результаты археологических раскопок возле Запорожья. Скифам было нелегко сооружать алтари из хвороста, как того требовала традиция - ведь они обитали в степях, почти лишенных леса. Вместо этого они чаще делали насыпи из песка. Одна из таких насыпей была обнаружена возле Запорожья. Вокруг нее находились могильные курганы IV века до н.э. Сам алтарь оказался "старше" могил на 100 лет. так как меч, найденный на его вершине, датируется У веком до н.э.
Происхождение скифского меча не совсем ясно. но материал, из которого он изготовлен, свидетельствует о том, что скифы заимствовали его у киммерийцев, населявших до них Причерноморские степи. К концу VII века до н.э. скифский меч имел заточенное с обоих сторон лезвие, сужающееся к концу. Длина его была, как правило, 60-70 см, хотя однажды в Крыму был найден огромный меч VI века до н.э. века метровой длины. Кинжалы такой же формы, как и меч, были 35-40 см в длину.
Самые древние находки начала VIII веков до н.э. были извлечены из курганов в районе станиц Мельгуновская и Келермесская. Этими находками являлись два меча, различающиеся лишь второстепенными деталями. В основном они практически идентичны. Можно предположить, что оба орудия были изготовлены в одной кузнице; во всяком случае, по одному образцу. У обоих мечей рукоятка и ножны покрыты тонкими золотыми декоративными пластинами, на которых отчеканены геометрические узоры и фигуры животных, среди которых есть реальные представители земной фауны - олени, козы, львы; а есть мифические животные - гибриды козы, льва, быка, рыбы и стрелка из лука (имеется ввиду человек-воин) в различных сочетаниях. На обоих мечах имеются изображения крылатых богов, стоящих вокруг священного дерева. У этих изображений нет единого стиля. Художественный метод данного мастера представляет собой причудливую смесь различных стилей, характерных для ремесленников из Урарту (современная Армения), Ассирии и Медины. Некоторые животные, изображенные на ножнах, например, олень и горный козел, впоследствии стали типичными мотивами в искусстве скифов.
Эти мечи были привезены скифами с захваченных территорий Среднего Востока и Малой Азин. Неудивительно, что местные кузнецы, изготавливая изделия по заказу скифов, смешивали стили различных культур. Со временем скифский меч изменил свою форму. В V веке до н.э. веке лезвие с одинаковыми сторонами заменилось лезвием в форме удлиненного равнобедренного треугольника. постепенно сужающегося к концу по всей длине оружия. А в IV веке до н.э. вместо заостренных с двух стороны лезвий появились лезвия, заточенные с одной стороны. В IV до н.э. веке гарда также претерпела изменения. Вместо двух перекрещивающихся брусков появилась полоска металла с загибающимися внутрь концами, а в течение IV до н.э. века она снова приняла простую овальную форму. Рукоятка эфеса также изменилась. Из цилиндрической она стала гораздо более удобной для захвата - сужающейся к краям или овальной.
На протяжении всей своей истории скифы изготавливали ножны из дерева и покрывали их кожей. Их подвешивали к поясу. продевая ремень через выступающее ушко. На извлеченных из курганов скульптурных изображениях меч расположен справа.
Удивительное захоронение было недавно обнаружено у селения Белозерка рядом с Воронежем. Оно не похоже ни на одно из обнаруженных археологами ранее. Для скифа, захороненного своими соплеменниками 23 века назад, проделали глубокое узкое отверстие на дне могилы н вставили в него меч острием вниз: лишь головка эфеса осталась над уровнем пола. Этот меч был обрядовым. Его рукоятка и ножны покрыты тонкими золотыми пластинами. На ножнах изображены дикие животные, охотящиеся за добычей: лев и гриффон хватают оленя; рядом крадутся два леопарда. На выступающем "ушке" ножен изображена голова дикого хряка. Интересен не только странный способ захоронения, но тот факт, что подобные изображения были обнаружены на мечах из знаменитых курганов в Кул Оба, раскопки которых были произведены около 150 лет назад на окраине Керчи. Украшение на ножнах из Кул Оба имеет много общего с белозерской находкой. А вот изображения на "ушках" ножен различаются. Главные сцены из пяти фигур совершенно идентичны. Скорее всего, они нанесены на пластину одним и тем же оттиском. Меч из Белозерки короче меча из Кул Оба. Это объясняет, почему на белозерском экземпляре отсутствуют несколько сцен, которые есть на оружии из Кул Оба, Это является веским доказательством в пользу того, что в городах северного побережья Черного моря, вероятно, в Пантикапее или другом городе Босфорского царства, существовали торговые центры, где продавали доспехи.
До недавнего времени считалось, что большинство скифских мечей были короткими. Но когда были найдено множество мечей с длинными лезвиями, наш взгляд на боевую тактику скифов изменился, так как конный воин с длинным мечом имел большие возможности в сражении как с пехотой, так и с кавалерией.
Копья, дротики и топоры
Скифы широко применяли копья и дротики. Рядом с каждым захороненным воином всегда находили по одному-два копья. В некоторых могилах их было больше двух: например, в царском кургане возле города Бердянска на Азовском море находилось более 10 копий и дротиков. До недавнего времени историки полагали, что у скифов были только короткие копья и дротики, которые можно было использовать лишь в ближнем бою. Этот вывод они делали из того простого факта, что могилы скифов невелики в длину и в них навряд ли могло поместиться более длинное оружие. До тех пор. пока не обратили внимание на то, что древко в могиле лежит отдельно от наконечника, никому не приходило в голову, что копья перед захоронением могли просто-напросто ломаться надвое. Тогда стало ясно, что скифское копье правомернее называть пикой, так как оно было более трех метров в длину и явно предназначалось для конного боя.
Образцы железных наконечников копий из курганов у с. Колбино. V-IV вв. до н. э.
Образцы железных наконечников дротиков из курганов у с. Колбино
Более короткие копья, по 1,7-1,8 метра длиной, использовались как метательное и как колющее оружие. По рисункам и фотографиям находок, извлеченных из скифских курганов, можно сделать вывод, что короткие копья применялись как в бою, так и на охоте. Брошенное умелой рукой, такое копье могло ранить или убить на расстоянии до 30 метров. Наконечники как длинных, так и коротких копий были разных форм. Чаще они имели форму листа с острием посередине и в них было углубление для древка. Длина наконечника варьировалась в широких пределах: от 30 до 72 см. Более длинные наконечники изготавливали, по-видимому, для увеличения пробивной силы оружия. Дротики были исключительно метательным оружием. Их наконечники были совсем другой формы. У них был длинный железный черенок с небольшой пирамидальной головкой, снабженной зазубринами. Ясно, что такая форма придавалась наконечнику специально, чтобы его было труднее извлечь из раны или пробитого щита.
Около сотни боевых топоров различных типов было извлечено из захоронений на бывшей территории Скифии.
Один великолепный экземпляр был найден в знаменитом кургане рядом со станицей Клермесская. Весь он, за исключением узкого лезвия. был покрыт золотой пластиной. Внимательно присмотревшись к украшениям на топоре, можно заметить влияние нескольких стилей. На лезвии выгравированы горный козел и олень. Изображения коз украшают обух топора. На покрытой золотом рукоятке можно видеть настоящих н мифических животных, птиц и насекомых.
Небольшие булавы являлись не только оружием, но и символом власти. Великолепный образец такой булавы был найден в кургане Солока.
Подводя итоги, можно с уверенностью утверждать, что скифы в период своего расцвета изготавливали высококачественное оружие всех видов, известных в эпоху до изобретения пороха; а также доспехи для пешего и для конного боя, в которых скифский воин мог противостоять любому противнику. У скифов не было лишь сабли и кольчуги. Однако, есть некоторые данные, свидетельствующие о том, что скифы все таки использовали кольчугу.
Большая часть скифских доспехов и оружия изготавливалась местными кузнецами. Они расходовали огромное количество как местного, так и привозного железа и бронзы, которое обрабатывали с большим мастерством. Для самых богатых скифов греческие мастера изготавливали великолепное ритуальное оружие. Греки, будучи непревзойденными мастерами в обработке золота и серебра, создавали настоящие шедевры. Уцелевшее внутри могил своих бывших владельцев богато украшенное оружие, а также панцири и щиты преодолели разрушающее действие времени и ныне являются достоянием лучших мировых музейных коллекции.
Полагают, что достижения скифов в изготовлении оружия оказали значительное влияние на его развитие в соседних землях. Греки понтийских колоний переняли у скифов почти все существующие тогда виды оружия. Множество экземпляров скифского оружия было найдено за тысячи километров к северу, западу и востоку от Скифии: за Полярным кругом, в Германии и Монголии.[НС-141]
Скифы во Фракии. V в. до н.э.
А: Скифия, VI в. до Р.Х.
Скифский воин па охоте столкнулся с двумя представителями враждебного племени. Завязалась перестрелка, которая служит отличной тренировкой перед будущей войной.
А1: Скифский лучник
Скифский лучник готов к "парфянскому выстрелу", выстрелу с разворотом, против хода коня. Этот прием был в арсенале каждого кочевника. Одежда для типична для скифа: свободная куртка, расшитые шаровары и сапоги с короткими голенищами. На боку висит горитос - комбинированный колчан-саадак, вмещающий и лук, и стрелы.
А2 и АЗ: Скифские воины из враждующего племени
Оба преследователя в целом одеты также, как и первый воин. Одежда скифов из разных групп мало различалась между собой, одинаковой была и базовая экипировка.
В: Скифия, V в. до Р.Х.
Знатный скиф беседует с женщиной в лагере. По законам гостеприимства полагалось принимать всех, пожаловавших в гости.
В1: Знатный скиф
Знатный скиф облачен в кожаный чешуйчатый панцирь и держит греческий шлем. Греческая экипировка часто встречалась скифов. Меч и кинжал относятся к типу акинака.
В2: Скифский воин
Скифскому воину предоставился случай подстрелить кролика. Воин облачен в греческий льняной панцирь, скифскую мягкую остроконечную шапку, а кроме лука вооружен мечем-акинаком. Его горитос отделан бронзовой пластиной.
В3: Скифская женщина
Скифская женщина изображена по рисункам на греческих вазах. Обувь и одежда реконструированы из остатков, обнаруживаемых в сибирских курганах.
А-1. Скифский царь начала VI века до н.э.
Примерный облик скифского царя конца эпохи войн на Среднем Востоке. Внешний вид восстановлен по находкам из захоронений возле кубанской станицы
Келермесская. Щит извлечен из могилы возле станицы Костромская. Топор царя, рукоятка и ножны его меча обшиты золотом с гравировкой, выполненной мастером из Урарту (Армении) в присущем скифам стиле. Он также вооружен копьем и луком со стрелами, которые, как мы видим, находятся в "горитосе" (футляре для лука и стрел), украшенном золотой пластиной с гравировкой, золотой замок "горитоса", вероятно, греческой работы отлитый из бронзы шлем скифского происхождения. Доспехи из нашитых на кожу железных чешуек типично скифские. В центре обитого железом щита находится изображение леопарда. Украшенная золотом уздечка и нагрудная перевязь скифской работы. На седле типично скифская накидка.
А-2. Знатаный воин из Урарту.
Оружие и доспехи, которые вы видите на рисунках, воссозданы благодаря находкам, обнаруженным при раскопках в крепости Тешебани на территории
современной Армении (древнего государства Урарту). На воине шлем, типичный для мастеров из Урарту. Доспехи чешуйчатой конструкции состоят из
бронзовых пластинок. Рядом с воином мы видим бронзовый колчан с гравировкой и железный меч с резной ручкой из слоновой кости. Одежда воина реконструирована исследователями по настенным росписям и керамическим изделиям из Урарту.
В-1. Скифский воин конца VI - начала V века до н.э.
Воссоздан по находкам из захоронения возле хутора Поповка Полтавской области. Воин вооружен железным мечом, боевым топором и копьем. Широкий пояс, найденный в кургане рядом с деревней Щучинка, состоит из нескольких рядов железных чешуек и длинных изогнутых пластин, нашитых на кожу Облицовка щита достаточно редкая: он покрыт костяными пластинами, прикрепленными к деревянному основанию.
В-2. Скифский воин IV века до н.э
Восстановлен по находкам из захоронения рядом с деревней Ильиицы Винницкой области. Кожаные доспехи в районе груди имеют накладные бронзовые пластины. Пояс сделан из маленьких железных полосок. Поножи работы греческого мастера. Воин вооружен луком со стрелами, дротиком и копьем. Жакет из меха или овечьей шерсти скопирован с нагрудного изображения из захоронения "Толстая могила". Стиль прически, в принципе, нетипичный для скифов, взят с изображения на золотых пластинах, найденных в кургане Кул Оба. Рядом с воином лежит его убитый враг из фракийцев.
В-3. Фракийский воин VI века до н.э.
Костюм воина восстановлен по росписям на греческих вазах и по фракийским изображениям на металле. Оружие, найденное благодаря археологическим раскопкам, включает в себя меч, типичный для этого региона и периода. Обратите внимание на шапку из лисьего меха, длинный декоративный плащ и ботинки, отделанные, козьим мехом.
С-1. Скифский воин V века до н.э.
Облик богатого воина восстановлен по находкам из захоронения возле деревни Волковцы Полтавской обл. Кожаные доспехи с нашитыми на них чешуйками напоминают доспехи воинов со знаменитого гребня Солока. Щит типичного вида с окантовкой из кожи по контуру обит железными полосками, которые прикреплены проволокой друг к другу и к деревянному основанию. Широкий пояс состоит из узких железных полосок. Обратите внимание на длину меча. Воин вооружен также копьем, кинжалом и луком со стрелами, находящимися в горитосе. Одежда воина скопирована с изображения на чаше из захоронения "Гиаманова могила". Изображенная здесь уздечка была найдена в могиле почти целой.
С-2. Знатный скифский воин IV века до н.э.
Облик восстановлен по находкам из захоронения возле деревни Волковцы. Шлем воина греческого "аттического" стиля. Бронзовые чешуйки нагрудных доспехов и костяные пластинки наплечников были найдены в могиле. Дополнительной защитой туловища является широкий пояс из бронзовых пластинок. Воин вооружен заостренным боевым топором, рукоятку которого обвивает спиральное золотое украшение, а также копьем, дротиком и луком со стрелами. Горитос украшен золотыми пластинами. Похожие золотые пластины нашиты на рукава жакета. Украшенная золотом уздечка сохранилась почти полностью. На ремнях нагрудной упряжи мы видим декоративные бронзовые пластины.
D-1. Воин V века до н.э., полностью облаченный в доспехи.
Облик восстановлен по археологическим находкам, извлеченным из захоронения рядом с селом Стайкин Верх, расположенном в лесостепной зоне Северной Украины. Тяжелые железные чешуйчатые доспехи прекрасно защищают туловище, руки и ноги. Изображение щита скопировано с гребня из захоронения Солока и с рисунка па вазе из-под Кул Оба; также использовались другие источники. У этого воина полный комплект вооружения: меч, боевой топор, копье и лук со стрелами.
D-2. Воин конца V - начала IV века в полном облачении.
Археологи полагают, что этот воин был рядовым солдатом. Несмотря на это у него были прекрасные чешуйчатые доспехи скифской работы, прекрасно сохранившиеся в захоронении возле деревни Новорязановка. Покрытый чешуйками шлем сделан в форме шапки. Уши и затылок воина защищены железными полосками. Обратите внимание на типичный пояс из бронзовых полос. Гамаши прикреплялись к бронзовым пуговкам, установленным па внутренней поверхности доспехов, с помощью специальных петель. У воина мы видим типичный комплект вооружения.
Е-1. Скифский царь конца V - начала IV века до н.э.
Облик царя восстановлен по находкам из захоронения Солока. На царе-воине мы видим полный комплект доспехов. Шлем переделан из греческого образца, изготовленного в Аттике, Колхиде или Коринфе. Доспехи, защищающие туловище, чешуйчатой конструкции, с короткими рукавами. Обратите внимание на поножи греческого изготовления, у которых отсутствует верхняя часть. Вероятно, это сделано для того, чтобы легче было управлять лошадью. Щит, обитый железными полосами, из захоронения Солока. Обратите внимание на чашу, подвешенную к поясу. Она изготовлена греческими мастерами, а украшена в характерном для скифов стиле. Рукоятка меча и ножны покрыты позолоченной пластиной из серебра. Греческий мастер изобразил на них сцену боя. Булава, заткнутая за пояс, являлась знаком высшего социального положения и оружием. Уздечка лошади богато украшена несколькими статуэтками. Бронзовые украшения нагрудной упряжи выполнены чисто в скифском стиле. Все украшения на лошадиной сбруе скорее выполнены скифскими мастерами, чем иностранными. На передней части седла мы видим украшения в виде золотых треугольников. На одежде и обуви мы видим нашитые декоративные золотые пластины. Крученое металлическое ожерелье работы греческого мастера. Широкие браслеты - еще один символ царского положения.
Е-2. Знатный скифский воин IV века до н.э. в полном облачении.
Облик восстановлен по фрагменту изображения на золотой пластине скифской работы, найденной в Геремесовском захоронении. Бронзовый шлем колхидского стиля, изготовленный в Италии, имеет чешуйчатый назатыльник, добавленный местными кузнецами. Тяжелые чешуйчатые доспехи местного производства с длинными рукавами дополнены нагрудной пластиной. Поножи намеренно видоизменены: их коленные части были вырезаны, а вместо них изготовлены куполообразные наколенники - доспехи тяжелого пехотинца немного модифицировали для удобства ношения конным воином. Некоторые источники демонстрируют редкие чешуйчатые нагрудные доспехи для коней. Щит, обитый железными полосами, с бронзовым изображением рыбы был найден недалеко от города Орджоникидзе Днепропетровской обл. "Горитос", покрытый великолепной золотой пластиной с выгравированным на ней орлом, был изготовлен греческим мастером по скифскому заказу. Этот экземпляр горитоса был найден в кургане Дорт Оба в Крыму.
F-1. Синдо-меотский знатный воин V века до н.э. в полном облачении.
Фигура скопирована со скульптурного изображения, находящегося в музее города Краснодара. Бронзовый шлем, изготовленный в северной Италии, был найден рядом с кубанской станицей Даховская, недалеко от того места, где была обнаружена скульптура. Облицованный чешуйками щит восстановлен по скульптурному изображению на гребне Солока и недавним находкам из Херсонской области. На воине надет кожаный жакет с длинными рукавами. Обратите внимание на то, что подол сзади длиннее, чем спереди. На груди бронзовые пластины с изображением животных. Эти изображения, вероятно, несли защитную функцию, а также имели эстетическое и магическое значение. Есть археологические данные, служащие доказательством того, что рукава доспехов состояли из железных полос. Подол доспехов и их нагрудная часть покрыты железными чешуйками. На скульптурном изображении ясно видны меч, кинжал, вложенный в ножны с кисточкой, кнут с двумя кисточками и "горитос" с двумя луками и стрелами.
F-2. Знатный скифский воин V века до н.э.
Изображенные доспехи были найдены в захоронениях г.Нимфаум в Крыму. Ныне они в музее Оксфорда. Шлем иллирийского стиля был переделан скифским кузнецом, который отрезал назатыльник и прикрепил его к лобной части в форме козырька. В кургане также была найдена плечевая часть кожаных доспехов классического вида с прикрепленными к ним бронзовыми чешуйками. На груди воина мы видим бронзовое украшение в виде лосиной головы. Пояс состоит из фигурных бронзовых полосок. Поножи типичной для скифов конструкции: полосы из бронзы скреплены между собой и прикреплены к кожаному основанию проволокой. На позолоченной рукоятке и ножнах меча совмещаются декоративные элементы, присущие как греческому, так и скифскому стилю. Меч был найден в захоронении "Острая Могила" возле деревни Томаковка. Роскошная золотая пластина, украшавшая отделение для стрел в "горитосе", была извлечена из захоронения возле деревни Ильичево в Крыму.
F-3. Скифская женщина-воин знатного происхождения, IV век до н.э.
В женских могилах в окрестностях Орджоникидзе было найдено несколько экземпляров женского военного костюма, принадлежавших женщинам-воинам. Они не носили доспехов, как мужчины. Их костюм включал в себя элементы повседневной женской одежды: шлем, напоминающий тиару (диадему), жакет без воротника с длинной юбкой. Помимо этого они носили мужские шаровары. Вооружены они были, как правило, копьем, дротиком и луком со стрелами. В женском "горитосе" было дополнительное отделение для ножа. Мечей в женских захоронениях почти нет, было найдено всего три меча. Зато неизменно находили зеркала, подобные тому, что изображено па этом рисунке подвешенным к поясу.
G. Скифский царь со свитой во время перехода, IV век до н.э.
Одеяние царя с рисунка 1 и царицы с маленьким сыном с рисунка 2 восстановлены по находкам из захоронения "Толстая Могила" возле Орджоникидзе. На царе железный чешуйчатый корсет с наплечниками, окантованными золотом. Грудь царя украшает шеврон из кожи, выкрашенной в красный цвет и покрытой золотой фольгой. Железный скифский пояс и бронзовые греческие поножи довершают комплект царских доспехов. За поясом у царя находится булава, являющаяся символом высшего социального положения. Меч с гравировкой по золоту изготовлен греческим мастером, работавшим по скифскому эскизу. Серебряная пластина. которой облицован горитос, украшена фигурками животных из позолоченной бронзы. Рукоятка кнута украшена спиральной золотой лентой и кисточкой из золотых шариков. Царское одеяние щедро украшено золотыми пластинами. На груди царя мы видим известное ныне во всем мире украшение работы греческого мастера. Платье, платок и головной убор царицы украшены точно такими же золотыми пластинами. Расположение этих пластин в могиле позволило восстановить внешний вид костюма. Обратите внимание на зеркало, подвешенное к поясу. Совсем юный наследник престола носит знаки царского отличия - крученое металлическое ожерелье на шее и браслеты на руках. Уздечка царского коня украшена пластинками из позолоченного серебра с гравировкой работы греческого мастера, а нагрудная перевязь - типично скифским бронзовыми фигурками. Личная охрана короля следует за ним под знаменем, состоящем из лошадиных хвостов, укрепленных на шесте. На знатном войне с рисунка 3 мы видим доспехи. найденные в кургане под Днепропетровском. Уздечка его коня, украшенная серебром и нагрудная перевязь с фартуком из бронзовых пластин извлечена из захоронения в Красном Куте.
H-1. Молодой скифский воин IV века до н.э.
Молодой воин незнатного происхождения приносит голову первого убитого им врага своему царю, от которого получает в награду ритуальную чашу с вином. Он
вооружен типичным для скифа оружием - луком со стрелами. В руках у него голова македонского военачальника. Рядом с молодым воином лежат отнятые им у врага доспехи и оружие. Греко-македонский шлем и поножи были найдены в таинике под Олонешцами в Молдавии, щит - в Курджипском захоронении на Кубани, а
обломки меча - в Олбии. Обратите внимание на длинные волосы воина. По обычаю, он имел право состричь их лишь после того, как убьет первого врага.
H-2. Скифский вождь IV века до н.э.
Вождь одного из племен, признавших власть Босфорского царя. Облик вождя восстановлен по находкам, обнаруженным в царском захоронении Кул Оба под Керчью на Крымском полуострове. Многие железные чешуйки доспехов позолочены. Пояс состоит из позолоченных железных полос. Поножи греческого изготовления. Обратите внимание на богатые золотые пластинки, украшающие головной убор и одежду вождя; на крученое металлическое ожерелье, браслеты и кольца, изготовленные греческим мастером: на рукоятку и ножны меча, покрытые золотыми пластинами: на нож и точильный камень, оправленные в золото. Деревянный щит, покрытый кожей и украшенный золотым изображением оленя, также изготовлен греческим мастером, работавшим по заказу скифов.
H-3. Молодой знатный воин IV века до н.э.
Личная охрана царя, состоявшая из воинов благородного происхождения, носила доспехи греко-скифского типа. состоявшие из чешуек и полосок. Изготавливали такие доспехи, скорее всего, мастера Босфорского царства. Изображенные поножи извлечены из захоронения "семи братьев" на Кубани. Меч найден в кургане рядом с деревней Большая Белозерка возле Запорожья.
ФОРТИФИКАЦИЯ Еще во второй половине V в. до н.э. в Нижнем Поднепровье в районе г. Никополя на левой стороне реки возникло Каменское городище, единственный этого рода памятник в степной Скифии. Это была ставка скифского царя и столица Скифского царства, там же поселились многочисленные ремесленники, снабжавшие кочевых скифов произведениями своего мастерства: кузнечного, ювелирного, костерезного и других. Туда же по Днепру прибывали греческие купцы со своими товарами. Городище расположено на берегу Днепра между Белозерским лиманом и рекой Конкой и занимает площадь около 12 км2, уступая по величине только Бельскому городищу. Крутые обрывистые берега надежно защищали доступ к этому городищу со стороны рек и лимана, с напольной же стороны оно ограждено валом и рвом. В юго-восточной оконечности городища находится "акрополь" в виде примыкающего к реке Конке вытянутого четырехугольника, с других сторон обведенного валом. По верху вала прослеживаются остатки стены из сырцовых кирпичей. Значительная часть площади городища оставалась незаселенной, а на остальной находятся следы столбовых, плетневых наземных и углубленных [115] в землю, состоящих из нескольких помещении построек с открытыми очагами и признаками распространенного у населения ремесленного, преимущественно кузнечного производства. В "акрополе" встречены остатки сооружений из камня, следов ремесленной деятельности в нем не обнаружено. О торговле с греками свидетельствуют многочисленные фрагменты привозной тарной керамики (амфор). [Артамонов]
ИСТОЧНИКИ [ВИ.2] Всемирная история. Том 2. Москва, 1956.
[Разин] Разин Е.А. История военного искусства. Том 1.
[НС-141] Скифы 700-304 до н.э.
[НС-40] Варвары.
[НС-55] Степные конные лучники 600 до н.э. -1300 н.э.
[Солдат 47-48] Скифы 700-300 до н.э.
[MAA-137] The Scythians 700-300 BC. Osprey Publishing, 1983
[Elite-120] Mounted Archers of the Steppe 600 BC-AD 1300
[Артамонов] Артамонов М.И. Киммерийцы и скифы (от появления на исторической арене до конца IV в. до н.э.), Л.: ЛГУ, 1974.
[Черненко-1] Черненко Е.В. Скифские лучники.
[Черненко-2] Черненко Е.В. Скифские допехи.
[Гуляев] Гуляев В.И. Скифы: расцвет и падение великого царства. 2006 г.
[Алексеев] Алексеев С.В., Инков А.А.. Скифы: исчезнувшие u владыки степей. М.: Вече, 2010 г.