Перенос столицы (формально по соображениям безопасности от жунов) был предпринят удельными князьями, утвердившими Пин-вана на царствование после свержения Ю-вана. При этом значение дома Чжоу резко упало, получив ограниченный удел, дом Чжоу, по сути дела, превратился в такое же удельное княжество, а ван стал "первым среди равных". Тем не менее формальное главенство чжоуского вана сохранялось.
Период Восточного Чжоу с 722 года до н.э. по 481 год до н.э. называется Период Весны и Осени (Чуньцю) - по названию известной исторической летописи.
В этот период с центром (Чжоу) взаимодействовали вассальные царства Цай, Чэнь, Чу, Хуа, Цзинь, Лу, Ци, Цинь, Шу, Сун, Вэй, У, Янь, Юэ, Чжэн.
Наибольшее значение приобрели царства Цзинь, Чу, Ци и Цинь, а также царство Чжэн, которые активно вмешивались в дела центрального двора и нередко определяли политику.
Среди удельных князей в это время стали выделяться гегемоны, которые потом формально утверждались ваном. Гегемоны нередко обладали большей властью и влиянием, чем чжоуский ван. [w]
Период "Уба" -"пять гегемонов" [ВИ.1]
В результате уничтожения монархии Западного Чжоу и усиления тех представителей рабовладельческой аристократии, которые были поставлены прежде чжоускими царями во главе отдельных областей, положение в стране резко изменилось. По существу с VIII в. дон. э. уже не было единого государства, страна распалась на множество самостоятельных и полусамостоятельных государств, которые вели между собой ожесточённую борьбу; в процессе этой борьбы происходило поглощение более слабых государств более сильными. В VII-VI вв. до н.э. на территории Китая господствовало пять крупных царств, в подчинении у которых находились остальные, более мелкие царства. Эти пять царств получили в китайской истории название "пяти гегемонов" (или деспотов, "Уба"). Такими гегемонами были царства Ци, Чу, Цинь, Цзинь и в известной степени Сун.
Ци охватывало большую часть территории современной провинции Шаньдун. Столицей его был город Линьцзы. В первой половине VII в. до н.э. в Ци был проведён ряд экономических и военно-административных реформ, которые значительно укрепили это царство. Была установлена государственная монополия на соль и железо, проводились мероприятия по поощрению торговли, разработке недр, была упорядочена система налогов, взимавшихся с учётом качества земли, реорганизована армия, проведён строгий учёт податного населения, и официально было признано разделение его на сословия (учёные, земледельцы, ремесленники и торговцы). Царство Ци, несмотря на сравнительно небольшие размеры своей территории, сумело поглотить десяток других владений и царств. Оно было в течение свыше 20 лет гегемоном среди сильнейших царств.
Вторым гегемоном в течение нескольких лет в середине VII в. до н. э. было царство Сун.
В 632 г. выдвигается царство Цзинь. Оно поглотило свыше 20 владений и охватывало территорию всей современной провинции Шаньси, части провинций Хэбэй, Шаньдун, Хэнань и Шэньси. С востока на запад территория царства Цзинь простиралась на тысячу с лишним километров.
Четвёртым гегемоном было царство Цинь. В начале ему принадлежала только часть современной провинции Ганьсу. В дальнейшем, после перенесения Пин ваном столицы на восток, земли, прежде принадлежавшие парям Западного Чжоу и расположенные в современной провинции Шэньси, были постепенно захвачены царством Цинь. Оно вело успешные войны с кочевыми племенами западных жунов и стало гегемоном на северо-западе. Царство Цинь пыталось установить своё господство над другими царствами в Северном и Центральном Китае, но в то время (VII-VI вв.) ему не удалось этого добиться, так как оно столкнулось с сопротивлением других сильных царств, в особенности со стороны Цзинь.
Царство Чу было самым крупным. В VII-VI вв. до н. э. оно поглотило 45 других, более мелких царств в бассейне рек Хуай, Хань и Янцзы. Коренным населением Чу были земледельческие племена. К концу VII в. царство Чу стало одним из сильнейших и наиболее передовых в экономическом отношении царств. В 597 г. до н. э. в результате разгрома объединённых сил царств Чжэн и Цзинь царство Чу стало одним из пяти гегемонов в Китае. В дальнейшем право на господство в стране оспаривают и другие царства (У, Юэ и др.).
Перечисленные выше царства по существу диктовали свои условия чжоуским парям. Борясь между собой, они заключали союзы с другими царствами. VII и VI века проходят в постоянной борьбе между царствами-гегемонами, причём в этой борьбе чжоуские пари подчас играли лишь роль наблюдателей, так как были бессильны оказать какое-либо влияние на ход событий. В борьбе с кочевыми племенами эти царства обычно оказывали друг другу поддержку.
Восточное Чжоу превращается в такое же владение, как и остальные царства, даже в более слабое. Хотя правитель Восточного Чжоу продолжал носить титул царя (вана), но это не имело никакого реального значения.В VI в. царский титул присвоили себе и правители царства Чу, что знаменовало окончательный развал чжоуской монархии.
Период между 770 и 256 годами до н.э. известен как Восточный Чжоу по названию столицы в Ло-и. Он традиционно делится на два подпериода: "Весны и осени", государства Лу, до 479 года, и "Воюющие государства" после этого. Часто проводится различие между рыцарскими, аристократическими войнами первого периода и массовыми армиями и безжалостным профессионализмом последнего. На самом деле истинной картиной была неуклонная эволюция, и можно найти множество примеров безжалостного полководчества еще в VIII веке и индивидуального героизма еще позже. Конечно, никогда не было особого уважения к правам небольших государств, которые начали поглощаться более сильными соседями с 720-х годов и далее, и там, где им разрешалось выжить, обычно включались в один из союзов, возглавляемых крупными державами. Сотни независимых государств были сокращены к XX-му веку всего до восьми сколько-нибудь значимых: Цинь, Ци, Чу, Юэ, Йен, Хань, Вэй и Чао, последние три были образованы в результате распада старой великой державы долины Хванхоа. Было много причин для успеха этих государств, но важно, что все они изначально находились на периферии китайского мира и смогли расшириться за пределы и увеличить свою силу за счет ассимиляции варварских народов. Например, правящий дом Цинь изначально был кланом племени Ти, в то время как Ци укрепил свою власть в VI веке, объединив Ю полуострова Шаньдун. Цинь, Чу и Юэ, в частности, были настолько подвержены влиянию варваров, что прошло много времени, прежде чем их соседи вообще признали их китайцами; но со времени своего первого появления в истории они переняли местные формы политических и военных институтов центральных государств.
Различие между китайцами и варварами все еще было очень неясным, и племена, обычно считавшиеся варварскими, существовали между организованными государствами и внутри них, жили в городах и поддерживали силы колесниц, как истинные китайцы, и часто снабжали их союзниками. Ти, например, сражались с Ци против Вэй в 640 году и с Цинь против Чу в 601. Однако после VI века большинство этих племен были поглощены или изгнаны в засушливые пограничные земли, и выжившие фигурируют в китайских записях главным образом как враги.
VIII-V века были временем наибольших культурных различий между государствами, но внутренне они становились все более централизованными, поскольку государственная служба, основанная на заслугах, заменила старую знать. О могуществе государства судили по количеству колесниц, которые оно могло выставить, и это дает нам приблизительное представление о расцвете великих держав: например, Цинь, который мог собрать 700 колесниц в 632 году, имел 4900 к 537 году. В 720 году у Ци было всего 100, но в начале V века их было более 4000. Эпоха была эпохой повсеместных войн, увеличивающихся по масштабам и жестокости по мере того, как государства расширяли свои амбиции. К V веку они открыто боролись за господство над "Всем под Небесами".
Первоначально правители продолжали классифицироваться в соответствии с системой рангов Западного Чжоу, приведенной здесь с американскими переводами на английский: Кунг, "герцог"; Хоу, "маркиз"; По, "граф"; Цзы, "виконт"; и Нань, "барон". Однако в 704 году правитель Чу принял титул Ван, "король", и большинство крупных государств в конечном итоге последовали его примеру. Титул Па, или "гегемон", был присвоен пяти ведущим государственным деятелям, первым из которых был герцог Хуан из Ци в начале VII века, который в разное время выступал в качестве "лорда-протектора от имени короля Чжоу" и осуществлял определенную власть над другими государствами, но эта власть никогда не было намного больше, чем номинально. В VII и VII веках доминировала серия войн между альянсом, возглавляемым Чу, с одной стороны, и северными державами Цинь и Ци, с другой. Причиной была решимость королей Чу захватить плацдарм над Хванхоем, но победы северян при Ченг-пу в 632 году и Йен-лине в 575 году сдержали их. Тем временем центральные государства, такие как Лу, Сун и Чэн, на короткое время претендовали на власть, но затем снова погрузились в безвестность. Их слабость проистекала из разных причин. Сун, верный своему происхождению от династии Шан, так и не смог централизовать власть и вступил в войну под разделенным командованием двух главнокомандующих и военного министра, Он потерпел поражение от Чу при реке Хунг в 638 году, и в конце концов отказался от военных амбиций и возглавил серию неудачных дипломатических инициатив, направленных на установление мира. Чэн, сначала лидер северных государств, был затмен растущей силой Цинь в VII веке, в то время как Лу оставался под контролем древней аристократии, больше заинтересованной в ритуалах, чем в войне.
В 506 году на сцену вырвалась новая сила. Государство У на юго-востоке было варварским по происхождению, но научилось китайским военным методам у генерала-беженца Чу и в течение нескольких десятилетий вело пограничный спор с Чу, первоначально из-за нескольких тутовых деревьев. В 506 году армия Ву вторглась в Чу, выиграла пять сражений и разграбила столицу Ин. Чу был временно нейтрализован, хотя его король был позже восстановлен с помощью армии Цинь; и Ву начал буйствовать, закончившись только его разрушением в 473 году еще более варварской южной державой Юэ. Юэ, предки вьетнамцев, оставались занозой в боку Чу до их окончательного поражения в 333 году. Тем не менее, эти южане были ответственны за важные инновации в военном искусстве, включая использование железа, которое, вероятно, было передано через Ву с юга примерно в 500 году до нашей эры.
В V веке наступил временный тупик, поскольку амбиции каждой из ведущих держав по очереди были сорваны. Цинь, который долгое время страдал от нестабильности, потерпел поражение от своих бывших союзников при Цзин-Яне в 453 году, что привело к его распаду и основанию трех новых держав. Однако в экономическом и культурном отношении это была эпоха большого прогресса, и население Китая увеличилось с 12 миллионов в 650 году до целых 40 миллионов. Перенаселение стало еще одним фактором, подталкивающим государства к войне.
Армии Восточного Чжоу [MAA-218] Не стоит слишком серьезно относиться к правилам, которые, как предполагается, регулировали конфликты в период "Весны и осени". Например, говорилось, что государство не должно вторгаться в другое, пока оно отвлечено восстанием или в год смерти его правителя, но на самом деле это были излюбленные времена для использования слабости другого. Побежденные государства также не должны были быть аннексированы, но даже анналы законопослушного государства Лу полны примеров того, как это происходило. На самом деле не было никакой реальной разницы между этим и предположительно более безжалостным временем "Воюющих государств".
VIII-V века были временем расцвета колесниц, которые появлялись в большем количестве, чем когда-либо до или после, но пехоте часто удавалось победить их. Например, в Цу в 613 году крестьянское восстание свергло правителя, и отряд из 800 колесниц, посланный его союзниками, чтобы восстановить его, был разгромлен крестьянской армией. Похоже, что колесницы были менее мобильны, чем можно было бы подумать, и пехота могла легко перехитрить их, если только местность не была идеально ровной, а движение твердым. Результатом стало то, что энтузиазм простых людей был более чем когда-либо необходим для ведения войны, а правители, как известно, консультировались с народными собраниями, прежде чем принимать решение о политике.
С конца VI века зависимость от колесниц уменьшилась, отчасти из-за влияния таких государств, как Ву, которые никогда не принимали их в больших масштабах, и к 540 году обнаруживается, что колесничие спешиваются, чтобы сражаться в горной местности. Некоторое время хроники продолжали уделять особое внимание стрельбе из лука на колесницах между дворянами, концентрируясь на отдельных героях, таких как Ланг Шин, опальный офицер, который в 624 году искупил свою репутацию, возглавив самоубийственную атаку колесничих Цинь против Цинь при Панг-я, одержав победу почти в одиночку. Но к 500 году меч начал набирать популярность, и с этого времени мечи начинают преобладать над луками в повествованиях о битвах, меч и щит, по-видимому, считаются лучшей комбинацией для боя пехоты, чем копье или кинжал-топор. В 520 году армия Ци разгромила войска Хуа, отбросив свое длинное оружие и бросившись в пешую атаку с мечами, шаг, который, несомненно, получил моральное преимущество, поскольку подразумевал большее желание рисковать в ближнем бою. Даже на этом раннем этапе, похоже, не было особых возражений против использования обмана или использования неуместного чувства чести врага. "Цо Чуань" рассказывает, как в 520 году некий Пао из Хуа промахнулся стрелой по генералу Сину и собирался выстрелить снова, когда Синь окликнул его, сказав, что это не по-рыцарски - сделать два выстрела, не позволив ему защититься. Паао опустил лук и тут же был застрелен.
Организация и тактика были очень развиты. Традиционно использовались три отряда, но при необходимости их можно было изменить. При Че в 717 году три отряда ченгов были использованы, чтобы окружить врага спереди, в то время как четвертый обошел его с фланга; в то время как в 540 году Цзинь сражался пятью отрядами против Ти. Пехота была развернута в пять рядов, либо с колесницами, либо как корпус в центре; и замечание в "Искусстве войны У Чи" о том, что высоким мужчинам было дано метательное оружие, а низкорослым - копья и алебарды, подразумевает, что лучники могли быть размещены позади копейщиков, чтобы стрелять сверху. Упоминаются такие тактические построения, как "журавль и гусь" и "рыбья чешуя", в которых колесницы выстраиваются в линию впереди, а пехота позади. Все виды оружия подчинялись суровому кодексу дисциплины; например, в 540 году один цинский дворянин был обезглавлен за отказ сражаться пешим, когда ему приказали.
Непрерывная война ускорила развитие вооружений и техники. В колеснице по-прежнему находились три члена экипажа - возница, лучник слева и человек, вооруженный копьем или кинжалом справа. Колеса теперь имели до 26 спиц, а старый девятифутовый шест колесницы, источник слабости конструкции, был укорочен до шести футов. Кабины были обтянуты кожей для защиты экипажа, и начал появляться навес или зонтик, хотя его снимали в бою. Четыре лошади теперь были стандартными. Некоторые колесницы были также снабжены зазубренными бронзовыми лезвиями длиной около фута на крышках осей. Парадоксально, но, несмотря на увеличение числа транспортных средств, археологические находки бронзовой фурнитуры для колесниц в Восточном Чжоу встречаются гораздо реже, чем в предыдущие века; это может отражать тот факт, что колесницы теперь были государственной собственностью и использовались повторно, а не хоронились вместе со своими владельцами, но также вероятно, что они стали более функциональными. и меньше затрудняется чрезмерным украшением.
Доспехи и луки были похожи на более ранние типы, но кинжал-топор продолжал развиваться, и к IV веку добавление лезвия копья к концу древка превратило его в настоящую рубящую и колющую алебарду. Копья-кинжалы-топоры делились на две группы, одна длиной около девяти футов, другая около 18 футов. Мечи были в основном короткого колющего типа; клинки все еще были бронзовыми, но с V века начало появляться железо, государства Чжоу и Хань были известны своим оружием из низкосортной стали. Технология выплавки железа, однако, оставалась очень примитивной до 2-го века до нашей эры, и металл не мог заменить бронзу для большинства военных целей.
Еще одной разработкой этого периода был арбалет, приписываемый Чин Ши из Чу в 6 веке. Максимальная дальность стрельбы этого оружия, как говорили, составляла 600 шагов, но его преимущество перед обычным луком заключалось в его проникающей способности на короткой дистанции, и из-за его низкой скорострельности он был первым по популярности для защиты городов. Однако к 340 году он использовался в крупных сражениях и, возможно, способствовал упадку колесницы, которая, будучи большой, медленно движущейся мишенью, защищенной только кожей, должна была быть очень уязвимой.
Интересны две особенности ведения войны на юге в этот период: использование каторжников и слонов. Ву стал пионером использования осужденных преступников в качестве отрядов смертников в Кэ-фу в 41 году, когда 300 человек были выстроены и отправлены в атаку на армию Чу до того, как она была должным образом развернута. В Цуй-ле в 496 году Юэ, е сумев прорвать линию Ву, послали три шеренги осужденных между армиями. Этим несчастным угрожали расправой над их семьями, давали мечи и приказывали перерезать себе глотки. Войска Ву, ошеломленные этим ужасным зрелищем, были захвачены врасплох и захвачены юэ. Война на юге в целом велась с жестокостью, неизвестной северянам; потери были намного выше, и полный крах Ву и Юэ, вероятно, можно объяснить чрезмерным напряжением их живой силы, До его свержения Юэ, Ву был полностью истощен своими кампаниями, и "Цо Чуань" описывает как кости его воинов покрывали большие участки границы с Чу, "как сорняки". В 506 году, в отчаянной попытке спасти Ин от армии У, Чу развернул отряд слонов неизвестной силы, но уловка не увенчалась успехом, и вскоре город пал. Обычно говорят, что к хвостам слонов были привязаны факелы, но это толкование является неопределенным. Вероятно, их вели люди с факелами, которые затем использовали их, чтобы загнать испуганных животных в ряды Ву. Нет никаких упоминаний о том, что мужчины действительно ездили на них верхом, и каким бы ни был результат, эксперимент не повторялся.
Методы создания армии варьировались от одного государства к другому. Герцог Хуань из Ци ввел в 670-х годах формальную систему, которая давала ему преимущество перед часто бессистемными поборами его соперников. Каждая семья предоставляла одному военнослужащему обязательство служить в случае необходимости, при этом семьи были сгруппированы в три провинции по пять округов в каждой. Эта система предусматривала три армии, каждая из которых состояла из пяти отрядов. Три армии были обычным явлением для крупных государств, пережитком организации Западного Чжоу, но меньшие государства выставляли только одну или две. Лу, например, сократила свое учреждение с трех до двух, ненадолго увеличила его снова до трех, но не смогла выдержать это бремя и вернулась к двум. Это подразумевает, что армии были универсально стандартного размера, но детали отсутствуют.
Военные экспедиции были двух типов: фа, формальный марш с барабанным боем, и чин, скрытный рейд или внезапное нападение. Последнее было излюбленным способом пополнения запасов за счет кражи урожая с полей соседей, но к V веку в большинстве государств были излишки зерна, и этот тип кампании стал менее распространенным. Продвижение по службе и заслуги первоначально достигались путем сдачи голов или ушей мертвых врагов, практика, особенно популярная в Ци и Цинь, но в большинстве государств этот обычай был отвергнут в IV веке, поскольку он делал невозможным поддержание порядка на поле боя. Пленных все еще иногда приносили в жертву, и их кровь размазывалась по барабанам, чтобы призвать божественную помощь. Консультация оракулов перед битвой была еще одной освященной веками традицией, но к концу периода скептическое отношение, проистекающее из конфуцианского влияния, набирало силу. [MAA-218]
Бронзовый кинжал и ножны раннего периода восточной Чжоу. (Британский музей)
Рельеф на сосуде V века до н.э., показывающий сцены стрельбы из лука (вверху слева), осадную войну (внизу справа) и сражение с десантом (внизу слева). Ву и Юэ, в частности, были великими морскими державами и часто сопровождали свои вторжения в Чу большими флотилиями, базирующимися на реке. Обратите внимание на штандарты (внизу слева), напоминающие покрытые листвой ветви, прикрепленные к копьям или посохам. Они распространены в раннем искусстве, также изображаются летящими с задней части колесниц, и, предположительно, являются штандартами с хвостом яка, упомянутыми в письменных источниках. (Thames and Hudson Ltd.)
C: Воины Восточного Чжоу, 700-400 до н.э.
1: Телохранитель
Это один из элитных гвардейцев или ударных отрядов при дворе правителя, снятый со статуэтки V века до н.э. в гробнице маркиза Йи из Ченга. Он одет в шелк и носит богато украшенный меч; лучшие мечи были чрезвычайно ценными, рукояти были обиты шелком и украшены нефритом. Украшение на его одежде взято из узоров на сохранившихся фрагментах ткани; другими вариантами могут быть клетки, драконы, фениксы или сложные узоры.
2: Пеший лучник
Источником для этой фигуры является бронзовый сосуд V века до н.э., один из менее хорошо оснащенных рядовых войск Чжоу. Показано, что колчан носят на поясе, но неясно, был ли он подвешен к перевязи, как показано здесь, или прикреплен к поясу. Природа головного убора, который был реконструирован как натюрмортный колпак, также неясна; другие типы, изображенные на рельефах и картинах, напоминают головной убор Ха или, по крайней мере, на юге.
D: Южные воины, 600-300 до н.э.
1: Шаман.
Государство Чу сохранило много архаичных обычаев, которые вымерли в других местах, и в поэзии описывается роль ву, или шаманов, одетых в медвежьи шкуры, в вдохновении армий. Рисунки бубна и флагов взяты из раскопанных в этом районе гробниц и, возможно, имели религиозное значение.
2: Чу копьеносец
У Чу было мало богатых людей, а снаряжение часто было беднее, чем на севере, хотя элитные войска VI века до н.э. описываются как одетые в богатые шелковые плащи поверх доспехов. Этот человек несет щит из гробницы в Чан-Ша и длинное копье с лезвием, которое здесь изготовлено из бронзы, но к 300 году до н.э. могло быть стальным, "острым, как пчелиное жало". Борода отличала солдат Чу от солдат Ву, у немногих из которых было много волос на лице.
3: Ву конвиел
Один из "воинов-самоубийц", нанятых в 518 году, он носит красную мантию, ассоциирующуюся с каторжниками, и носит деревянный щит, который считался превосходящим в бою кожаные щиты Чу.
ИСТОЧНИКИ [ВИ.1] Всемирная история. Том 1. М. 1955.
[Разин] Разин Е.А. История военного искусства. Том 1.
[MAA-218] Peers C.J., McBride Angus. Ancient Chinese Armies 1500-200 BC. Osprey Publishing, 1990.
[Fort-084] Turnbull Stephen. Chinese Walled Cities 221 BC- AD 1644. Osprey Publishing, 2009.