Темежников Евгений Александрович : другие произведения.

Армии Виллановы 950-600 до н.э

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ КУЛЬТУРЫ ВИЛЛАНОВЫ 950-700 до н.э.



Вооруженные силы стран мира: Общее оглавление
Вооруженные силы Этрурии: 700-264 до н.э.

  ХРОНОЛОГИЯ (годы до нашей эры)
  900-750. Протоистория этрусков (виллановская культура): формирование ранних этрусских народов и их поселений, среди которых могущественные Вейи, Вельхи (Вульчи) и Тарквинии доминировали на прилегающих территориях. VIII век ознаменовался развитием и экономическим ростом в Южной Этрурии таких центров, как Кайсра (Цере, Черветери).
  750-600. "Период ориентализации": торговля и войны с греками, киприотами и финикийцами. Формирование архаичной этрусской культуры и могущественной городской аристократии; расцвет Ватлуны (Ветулонии) и образование этрусского Додекаполиса.

    ВИЛЛАНОВА (культура)[w]

 []   В XII-XI веках до н.э. первые группы охотников появились на обширных территориях между долинами рек Тибр и Арно, в современном регионе Тоскана и некоторых частях Лацио и Умбрии, где они занимали естественно защищаемые плато. Вероятно, что одновременная иммиграция из Анатолии, связанная с перемещениями народов Моря, повлияла на этот регион. В IX веке до н.э. в Центральной Италии сформировалось множество общин в ходе медленного, но непрерывного процесса, который породил первое культурное проявление этрусской цивилизации; эту культуру обычно называют "виллановской" после открытия в 1853 году большого некрополя в Вилланова/Вельзна близ Болоньи. Развиваясь в раннем железном веке, эта культура была широко распространена, но демонстрирует однородные характеристики. В этот период оружие и, следовательно, организация воинов претерпели изменения, некоторые из них приобрели социальную значимость и лидерские функции.
  Этрусские погребальные обряды включали в себя как кремацию, так и погребение, но первые были преобладающими в ранний виллановский период. После кремации кости и пепел помещались в урну, накрытую чашей или шлемом, последний первоначально был выполнен из терракоты, но позже стал настоящим образцом из бронзы. Вместе с урной в гробницу мог быть помещен ряд других предметов, таких как наконечники копий, мечи и кубки. На этом прото-виллановском этапе появились новые виды оружия и декоративных предметов, например "топор-крыло", длинный меч, а также бритвы и фибулы-броши, вдохновленные восточными, эгейскими и центральноевропейскими моделями.
  Военная деятельность в VIII веке до н.э. становится еще более очевидной из-за захоронения целых бронзовых доспехов - шлемов, щитов, мечей, топоров и удил для лошадей. Очевидное процветание центров Вилланована с течением времени позволяет предположить, что они не практиковали тотальную завоевательную войну, но такие серьезные находки подтверждают фундаментальную важность и, следовательно, социальное возвышение воина в этих племенных обществах. Зарождение олигархического общества (т.е. с военной властью и экономическими ресурсами, сосредоточенными в руках немногих) уже видны на погребальных памятниках VIII века до н.э., особенно в Южной Этрурии. Этот процесс привел бы к появлению сильной и ограниченной аристократии - так называемых этрурских князей из римских литературных источников, - чья власть была бы увеличена за счет внешних военных завоеваний. Структура населения Этрурии в периоды вилланована и ориентализации также способствовала формированию армий: деревенские общины с населением одинакового размера были равномерно распределены по всей территории.


  АРМИЯ
  Война была самым сложным видом деятельности, осуществляемым такими небольшими деревенскими общинами, состоящими из нескольких семейных групп, организованных под руководством своих старейшин. Самый богатый аристократический класс мог позволить себе полное вооружение и основывал свое социальное превосходство на роли воина, но распространение снаряжения в могилах предполагает, что низший класс тоже все чаще носил оружие из-за увеличения числа внешних конфликтов. В могилах раннего периода щиты встречаются редко; на могилах конца VIII века до н.э. видно растущее количество щитов или миниатюрных копий, символизирующих статус мужчин, способных носить оружие.
  Не все взрослые мужчины достигали звания "профессионального воина": мужчин лишь изредка хоронили с мечами, а не с копьями, что свидетельствует о заметных социальных различиях. Из латинских авторов и игувинских табличек следует, что вооруженные силы были разделены на молодых мужчин с копьями или без них и более зрелых мужчин с мечами или без них. Мы можем разумно предположить, что вступление в армию несло с собой не только риск, но и социальные преимущества: доступ к политически активной части общества, право на грабеж и долю любой земли, которая могла быть завоевана.
  Аристократия, составлявшая костяк любой армии, была вооружена как защитным, так и наступательным снаряжением: бронзовыми шлемами, четырехугольными бронзовыми пластинами, прикрепленными кожаными ремнями к туловищу, большими щитами, копьями, мечами и кинжалами. Наличие роскошных лошадиных удил в некоторых могилах указывает на то, что некоторые из более богатых людей сражались верхом. Низший класс, находившийся под командованием элитных воинов, был скромно экипирован деревянными щитами, копьями, дротиками, топорами и кинжалами. Меч, вероятно, был предпочтительным оружием высших чинов; таким образом, тот факт, что только некоторые из "появляющихся" старейшин были вооружены как мечом, так и копьем, может указывать на то, что ряды были выстроены в соответствии с внутренней организацией. Их развертывание в бою, возможно, основывалось на группах небольшой численности, сформированных людьми примерно одного возраста под руководством наиболее опытных и доблестных. Эта структура, разделенная на "манипулы" по возрастным группам, демонстрирует первую попытку организации "психологически спонтанной" группы путем разделения растущих деревенских сообществ на курии.

 [] Снаряжение воина-аристократа, конец IX века до н.э., из могилы Монтероцци 3, некрополь Аркателле, Тарквиния. Эти великолепные находки - бронзовый шлем с гребнем из Вилланована, наконечник копья, меч с "антеннами" и фибуловая брошь. (Национальный археологический музей, Тарквиния)

  Тактика
  Сражения, в которых старшие вели в бой молодых, не предполагали упорядоченных линейных построений или сложной тактики. Если бы не просто засады, сражения были бы беспорядочными схватками, в которых за обменом дротиками следовали более или менее короткие рукопашные схватки, после которых победившая сторона преследовала и убивала своих убегающих противников, прежде чем вторгнуться и разграбить их деревню.
  В армии Вилланована индивидуальный героизм ставился выше любой концепции компактного боевого порядка. После первого обмена дротиками и камнями воины вступили в бой с врагом, используя копья в качестве колющего оружия. После первого столкновения сражения вскоре распались на серию единоборств, в которых старшие бойцы пользовались преимуществом владения короткими мечами с треугольными ребристыми лезвиями. Все вооружение виллановского воина, по-видимому, наводит на мысль о способе ведения боя, в котором физическая сила и ловкость были наиболее важными факторами; они не были закованы в тяжелую, жесткую броню, но были защищены щитом и несколькими защитными элементами, расположенными на теле. Те, кто мог позволить себе сражаться верхом или на колесницах, предпочитали длинный меч с параллельными лезвиями, называемый археологами "антеннами" или "тарквиниями". Кавалерия, несомненно, была эффективной ударной силой, способной переломить ход сражения и осуществлять контроль на больших расстояниях.

  ОРУЖИЕ И ЭКИПИРОВКА
  НАСТУПАТЕЛЬНОЕ ВООРУЖЕНИЕ
  Мечи, кинжалы, топоры, дротики и копья изготавливались как из бронзы, так и из железа. Массовое использование железа для производства оружия началось в Этрурии примерно в 800-760 годах до н.э., вероятно, под влиянием эвбейских греков. Бронзовое оружие изготавливалось путем плавления в формах, а затем обрабатывалось ковкой, в то время как железное изготавливалось путем ковки при высокой температуре металлических прутков, изготовленных в специальных печах.
  Мечи и кинжалы
  Мечи виллановского периода демонстрируют преемственность с образцами позднего бронзового века. От них произошли все типы, использовавшиеся тирренцами в раннем железном веке: варианты "язычковой рукояти", курсив и "западная рукоятка", а также мечи-антенны. Ученые спорят о деталях происхождения и распространения, но ясно, что это оружие в различных вариантах из бронзы и железа произошло от прототипов так называемых мечей "Науэ II" позднего бронзового века, где кузнец ввел прочную рукоять для улучшения более ранних мечей, которые имели узкий наконечник и никакой практичной ручки. Грифзунгеншвертены раннего железного века были короче своих прототипов (максимум 70 см).
  Мечи с "язычковой рукоятью", выделенные курсивом, имели лезвия, склонные к треугольной форме, с различными бороздками, параллельными краям; их короткая длина и острое острие наводят на мысль о колющем оружии. Преобладающей типологией в этрусском районе Вилланован (образцы из Тарквинии) является так называемый тип Понтеканьяно, характеризующийся треугольным лезвием с линзовидным сечением, небольшим ребром и тонкими линиями, параллельными краям, и длиной от 40 до 60 см. Они датируются IX-VII веками до н.э. и отличаются от прототипов бронзового века главным образом полукруглой формой верхней части рукояти, к которой крепилось навершие из двух частей, и меньшим количеством отверстий для заклепок (4-6) для крепления рукоятей-захватов из органического материала. Также известно крепление металлическими проволоками и клеями, как в образце из могилы 495 в Понтеканьяно. Тип "западной рукояти", характеризующийся расширяющейся/уменьшающейся формой, был засвидетельствован только в могиле из Популонии/Фуфлуна-Пуплуна, и это явно импорт с Сардинии.
  Третьим типом, происходящим из Центральной Европы, был меч-"антенна" с двумя параллельными изогнутыми рогами, поднимающимися из навершия. Прекрасные образцы бронзы IX-VIII веков найдены в некрополе Беначчи Капрара (Болонья) и из Тарквинии. У них лезвие с параллельными гранями, сужающееся к острию с небольшой кривизной; в редких случаях лезвие слегка изогнуто для рубящих ударов. Ножны были в основном бронзовыми, иногда украшенными одним или несколькими дисками. Некоторые были из дерева или кожи, обтянутые листовой бронзой, украшенные рельефными или резными геометрическими мотивами или сценами охоты, и часто с нанесенными на устье украшениями из слоновой кости. Примером дорогих и тщательно продуманных ножен, ремешки которых часто украшены бронзовыми подвесками, может служить образец VIII века из Вульчи (некрополь Остерия), устье которого украшено спиралевидной вставкой, украшенной изображениями двух статуэток, или меч "воина из Прато Розелло".
  Бронзовые или железные кинжалы были бы гораздо более распространены, их длина варьировалась бы от 25 см до 41 см. Выделяются три основных типа: (1) из бронзы, с коротким широким треугольным лезвием и отверстиями для заклепок для крепления рукоятей из органического материала; (2) из железа, с более длинным треугольным лезвием, увеличенной частью рукояти, закрепленной внутри эфеса заклепками; и (3) из бронзы, удлиненный треугольный, отлитый за одно целое с рукоятью.
  Обычно менее утонченное, чем мечи, такое оружие просто прикреплялось к кожаному или тканевому поясному ремню, обычно с правой стороны. Однако один железный короткий меч первой половины VIII века до н.э. был обнаружен недалеко от Вольтерры/Велатри - гробницы XIV, некрополь Герручча - вместе с украшенными железными дисками (диаметр 8,6 см/3,4 дюйма), сохранившими внутри следы ткани, так что, вероятно, элементы подвесного пояса. Рукоять оружия была сделана из кости, укрепленной железными кольцами и медными украшениями. Другой красивый железный кинжал раннего железного века с костяной рукоятью и бронзовыми ножнами был привезен из Вейи. Кинжалы, мечи и топоры также могли носить засунутыми за широкие кожаные пояса, иногда простые, но иногда покрытые рельефными бронзовыми пластинами; также использовались перевязи, часто украшенные бронзовыми подвесками.
  Личное снаряжение воина также включало ножи общего назначения и бритвы. Различные ножи, обнаруженные близ Флоренции, Леприньяно (в Лациуме) и Перуджи и относящиеся к периоду ориентализации, имеют длину 21,8-24,4 см; у одного лезвие слегка загнуто вверх, а у другого из Вульчи рукоятка украшена маленькими "плавающими уточками' и концентрическими кругами. Были найдены бритвы с литыми кольцевыми ручками, на которых изображены две стилизованные птичьи головы. Неокрашенные полулунные бритвы с широкими, почти круглыми лезвиями длиной 9,8 см были найдены в Сиене (Сейна), Вольтерре и Витербо (Сурина).
 [] 1  []2
  1. "Треугольный" меч с заостренным концом в форме буквы "Т" и бронзовыми ножнами; первая половина VIII века до н.э., из некрополя Монтероцци, Тарквиния. (Национальный археологический музей, Тарквиния)
  2. Нож, датируемый "периодом ориентализации", VIII-VII веками до н.э., из Кастильоне-дель-Лаго; Британский музей. В этой категории (тип 8) представлено тонкое змеевидное лезвие с утолщенным овальным сечением вдоль тыльной стороны и отдельно изготовленная рукоятка с гнездом из кованого бронзового листа. (Рисунок Андреа Салимбети, экс-Биетти-Сестьери и Макнамара)


  Топоры
  Будучи дешевыми и простыми в изготовлении, топоры были широко используемым оружием. Хотя длина древка, должно быть, менялась, сохранившиеся лезвия имеют размер 12-22 см (4,7- 8,6 дюйма), трапециевидную форму с прямыми или слегка сужающимися сторонами и слегка изогнутой режущей кромкой. Многие из этих топоров с наконечниками из литой бронзы были привезены с Сардинии, в частности те, что имели два заостренных боковых выступа (найдены также на Балеарских островах, на итальянском и Иберийском побережьях и даже в Ирландии). Топор, использовавшийся исключительно пехотой, стал менее полезен по мере увеличения использования для защиты тела, но этруски разработали модели с более длинными древками для использования двумя руками. Это обязывало пользователя носить свой щит на спине, как показано на воине, представленном на люстре "Circolo del Tritone' в Ветулонии/Ватлуне. В период ориентализации также начинает документироваться использование двуглавого топора (bipennis).
  Археологи классифицируют виллановские топоры на два основных типа, в зависимости от способа крепления древка к лезвию (см. рисунки). Образцы "первого типа" имеют разделенное гнездо, открытое с обеих сторон, которое пришлось забивать молотком вокруг разделенного продолжения рукояти, в то время как топоры "второго типа" имеют одно гнездо, обеспечивающее более надежную фиксацию. Оба типа имели крепления из металлической проволоки или органических ремешков.
 [] 1  [] 2  [] 3  []4
  1. Бронзовые боевые топоры из Кортоны: (слева) "крылатый" топор, названный так из-за формы плеч, X век до н.э.; (справа) топор, украшенный "ушком", VII век до н.э. (Музей Этрусской академии и делла Читта ди Кортона)
  2-4. Наконечники топоров, ранний железный век; Британский музей.


  Копья и дротики
  Как колющие копья, так и метательные дротики для охоты и войны встречаются во множестве на италийских памятниках, и они явно были распространены в армиях виллановцев. Изучение сохранившихся следов древка копья во многих гнездах выявило древесину acer, калины, боярышника, сосны, самшита, бука и кизила, которые также использовались для изготовления древков топоров.
  Копье (хаста), основное оружие для ближнего боя, требовало силы и практики и использовалось тяжеловооруженными виллановскими воинами высшего класса. По сути, это колющее оружие, его можно было использовать подмышечным хватом для нанесения ударов по ногам, щиту или груди противника, или предплечьем для нанесения ударов по щиту или шлему. Его редко бросали, и только на короткие расстояния.
  Бронзовый или железный наконечник копья (cuspis) обычно имел форму лаврового или оливкового листа, различной длины и ширины, с по-разному закругленными краями и усиленный центральным ребром. Существуют также примеры двулопастной (`цифра 8') или треугольной формы листа. Вариантов много, и они различаются формой лезвия, сечением острия, соотношением между головкой и гнездом, сечением гнезда и т.д. Копья этого периода варьировались в длину от 1,5 м до 2 м и весили около 1 кг. Длина наконечника копья обычно составляла 20-30 см, но - очень редко - до 52-70 см (например, железный образец из Прато Розелло) или даже больше.
  Иногда в середине древка имелось что-то вроде рукояти, сделанной из металлической проволоки, или проволока использовалась для крепления наконечника к древку (например, железное острие копья длиной 37,2 см (12,6 дюйма) из некрополя Рипари, Вольтерра, первые десятилетия VIII века). Большая часть проволоки была бронзовой, но встречаются и железные образцы (Прато Розелло, Артимино/Аритма, VIII-VI вв. до н.э.).
  Металлический приклад или наконечник (spiculum) греческого происхождения (saurotХr) часто использовался для того, чтобы воткнуть оружие в землю, когда оно не используется, или для обеспечения возможности других движений руками, или даже мог использоваться в качестве оружия экстренной помощи. Наконечники обычно были бронзовыми, многоугольными или коническими и крепились к древку штифтами. Один образец длиной 7,3 см, классифицированный как тип 1, был найден в Больсене/Вольсинии; этот короткий, простой предмет имеет закругленный наконечник. Другой (тип 3) из Орвието, длиной 10,2 см (4 дюйма), имеет четко выраженный приподнятый ободок, граненый корпус с двумя точечными отверстиями и плоский наконечник. Один очень длинный, тонкий экземпляр (подтип 5) имеет коническую форму, длиной 44,6 см, с отчетливым, слегка расширяющимся ободком, слегка граненым корпусом, заостренным кончиком и без видимых точечных отверстий; верхнюю часть украшает опоясывающая полоса из надрезанных линий.
  Среди реальных образцов наконечников копий не все имеют простой, утилитарный внешний вид. Один образец раннего железного века из близ Флоренции имеет коническое гнездо и узкое листовидное лезвие округлого профиля длиной 29,9 см. Граненое гнездо имеет центральную грань, выступающую за пределы соединения с лезвием, внешние боковые углы у основания гнезда и два боковых отверстия для булавок; в нижней части лезвия также есть два небольших круглых отверстия. Примечателен резной декор: на лезвии заштрихованные треугольники, волнистые и зигзагообразные узоры, круги и ряды точек, окружающие оба отверстия и по краям; а на розетке противоположные заштрихованные треугольники, круги, зигзагообразные линии и ряды точек.
  Несколько очень крупных наконечников копий длиной от 44,5 до 52 см, которые сейчас находятся в коллекции Кастеллани в Британском музее, были привезены из Тарквинии и Бомарцо/Полимартиума. У них тонкие, конические, граненые гнезда без отверстий для булавок и длинные узкие лезвия со слегка закругленными нижними частями и двумя широкими продольными бороздками; на одной стороне центрального гребня видны несколько косых отметин. Когда их клали в могилу, некоторые из них были согнуты, вероятно, намеренно. Формально принадлежащие к традиции изготовления бронзового оружия раннего железного века, эти образцы были найдены в важных погребениях, датируемых периодом ориентализации.
  Копье было в основном метательным оружием, использование которого требовало большого мастерства от ловкого воина, обычно слабо защищенного небольшим щитом. Им пользовались как пешие, так и конные, и при себе имелось несколько видов оружия. Мужчины, вооруженные двумя дротиками, видны на сосуде из могилы 23 в Страделло делла Чертоза (Болонья). Дистанция метания составляла 40-50 м, меньше, если бросать с лошади. Длина составляла 85-90 см, с бронзовым наконечником, обычно конической или пирамидальной формы, иногда с боковыми "крыльями", длина которых обычно варьировалась от 18 см до 30 см, хотя пример из Ареццо имеет размеры 15 см. Поэтому находки иногда можно спутать с наконечниками для копий.
  В источниках также упоминаются дротики из цельного дерева, предположительно с закаленными в огне наконечниками. Это дешевое и, по сути, доисторическое оружие использовалось наряду с копьями с бронзовыми наконечниками с VIII века; легкие всадники также использовали короткие деревянные дротики длиной около 60 см.
 [] 1 [] 2  []3
  1. Железные наконечники копий и дротиков, бронзовая бритва и ее фрагменты, а также малоберцовая кость из различных захоронений в Вольтерре, VIII вв. до н.э. (Музей Гуарначчи, Вольтерра)
  2. Наконечники копий раннего железного века типа 15 из Бомарцо близ Витербо; Британский музей. Все эти замечательные образцы имеют длину 97,4 см (38,3 дюйма), с тонкими лезвиями в форме пламени и коническими гнездами. Вдоль краев лезвия и (справа) средней жилки видны ряды декоративных надрезанных треугольников. Наконечник копья из Олимпии в Греции очень близок по форме и размеру.
  3А. Наконечник копья в форме листа раннего железного века, вероятно, намеренно изогнутый во время отложения, и обух из коллекции Кастеллани.
  3B. Наконечник копья из Ареццо, Британский музей; граненое гнездо имеет два боковых отверстия для булавок


  Луки и стрелы
  Исходя из небольшого количества найденных бронзовых наконечников стрел, некоторые ученые предполагают, что использование лука в виллановском мире было очень ограниченным или что он использовался больше для охоты, чем на войне. Это может отражать гомеровский идеал воина-аристократа, который презирал метательное оружие в пользу славы рукопашного боя. Редкие найденные наконечники стрел в основном двух типов. Один из них имеет форму равнобедренного треугольника с прямым основанием или ласточкиным хвостом и заостренным или четырехугольным выступом; изготовлен из многослойной бронзы, у него отсутствует среднее ребро. Другой изготовлен из литой бронзы, лезвие в форме оливкового листа имеет среднее ребро с крепким четырехугольным углублением. Более поздние и усовершенствованные наконечники стрел, независимо от формы, имеют коническое или пирамидальное углубление. На некоторых примерах из Популонии виден небольшой выступ назад с одной стороны, который действовал бы как зазубрина, когда стрела попадала в плоть. В так называемой могиле колесницы в Популонии (период ориентализации) были найдены очень редкие железные наконечники стрел; они имеют длину 6 см и диаметр 8 мм.
  Простой лук этого периода изображен на бритве VIII века, найденной в могиле 16 в Беначчи Капрара, Болонья. О наличии составного изогнутого лука того же периода свидетельствует бритва из Ветулонии (музей Гроссето), на которой изображен охотник, натягивающий лук в форме, напоминающей греческую букву Σ (упоминается в источниках для скифского составного лука).
 [] Наконечники стрел позднего раннего железного века, (А) из Перуджи и (Б) из Орвието; Британский музей.

  ЗАЩИТНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ
  Шлемы, нагрудники, щиты и поножи были доступны только более богатым классам и, следовательно, представляли собой символы социальной и военной власти. Мастерство этрусских оружейников отражено в рассказе о создании Мамурием вспомогательных щитов для римского царя Нумы Помпилия и свидетельствует об ожиданиях их местных покровителей еще в 8-7 веках.
  Шлемы
  Шлем хорошо задокументирован как в археологии, так и в иконографии и демонстрирует технические навыки и эстетические вкусы виллановских мастеров. Основными типами, использовавшимися в этот период, были шлем с гребнем (с заостренной или круглой чашей); так называемый шлем-колокол, поднимающийся к остроконечному набалдашнику; и более простой, так называемый тип калотты.
  Бронзовый шлем с гребнем получил свое название от характерного квазитреугольного листа, который венчает чашу спереди назад, повторяя ее контуры большую часть пути вниз, под которым спереди и сзади были установлены тройные наборы выступающих стержней (эта ориентация четко показана на различных статуэтках (например, из Эсте/Атеист). Внешний вид, как правило, украшался чеканкой, вписанными геометрическими узорами или аппликациями. Этот шлем, вероятно ахейского происхождения, позже распространился в Центральной и Западной Европе, а оттуда в Италии. Его высота и богатая орнаментация отличали бы владельца на поле боя, но гребень также выполнял защитную функцию, ловя или отклоняя удары по чаше.
  Шлем с италийским гребнем и заостренной чашей относится к близкородственной группе; находки сосредоточены в Южной Этрурии, особенно в Тарквинии и Вейях, и вполне вероятно, что мастерские, где изготавливались эти шлемы, находились в этих городах. Он состоял из двух частей, половинки, по-видимому, обрабатывались отдельно перед сборкой с помощью заклепок. По краям чаши были просверлены отверстия для крепления внутренней подкладки; двойной обод у основания шлема на некоторых статуэтках, по-видимому, показывает толстую нижнюю крышку.
  Что касается хронологии, керамическая копия шлема с гребнем и заостренной чашей, найденная в Тарквинии на уровне Вилланован I A, может датироваться концом X или началом IX века до н.э., в то время как бронзовый шлем Вилланована IB (могила Монтероцци 3) датируется IX веком. Другой тарквинийский образец вполне может быть столь же ранним, а третий принадлежит Вилланова IC и датируется первой половиной VIII века (могила I, Поджо дель'Импиккато); два примера из Вейи также датируются этим веком. Несколько примеров были найдены более широко распространенными в Италии, а фрагменты шлемов с италийскими гребнями и похожим декором известны из Дельф и Олимпии, вероятно, это либо военная добыча, захваченная греками, либо подношения по обету этрусскими путешественниками. Украшение некоторых шлемов включает в себя рельефные изображения передних частей птиц на чаше и выступы, окруженные концентрическими кругами на внутренней части гребня. Прекрасные образцы такого рода шлемов происходят из Тарквинии (первая половина VIII века), из Вейи (гробница 871, некрополь Канал дель Фоссо) и из Бисенцио/Везентума (Ле Буккачче, могила I - конец VIII века), а также великолепный образец из Поджо-алле-Крочи (Вольтерра), датируемый 725-700 годами до нашей эры. Один из самых великолепных образцов, вероятно, найденный в Вульчи близ Витербо, сегодня находится в Британском музее и демонстрирует методы строительства и отделки (см. иллюстрацию на стр. 17). Чаша и гребень изготовлены из двух отдельных кованых листов, соединенных у основания двумя прямоугольными пластинами, которые накладываются друг на друга и приклепываются с обеих сторон. Два листа гребня соединены в верхнем и нижнем углах тремя заклепками с приплюснутыми головками и обжатием по внешнему краю. Обе стороны нижней чаши украшены пятью рядами больших выступов, разделенных и окаймленных двойными рядами маленьких выступов; над этими полосами рельефно изображен шлем с гребнем между противостоящими головами и шеями пар птиц.
  Шлемы с гребнями и круглыми чашами поступают в основном из Вейи, вероятно, их главного центра производства. Образец из Нарсе полностью изготовлен из двух листов бронзы, как и шлемы с заостренными чашами, хотя большинство гребней других были изготовлены из отдельных листов. Трудно сказать, как были прикреплены гребни, но, вероятно, с помощью пайки: на достаточно сохранившихся образцах заклепок не видно. В образце из Грота Грамичча, могила 648, гребень представлял собой цельный лист бронзы; другой образец из Кватро Фонтанили, могила AA10B (Veii), имел гребень, сделанный из трех параллельных листов свинца, склепанных вместе. Орнамент на этих шлемах отличается от орнамента на шлемах с заостренными чашами, но часто включает элементы стиля гребня и выступа. Эти шлемы в основном принадлежат Виллановану IIB (последняя четверть VIII века), даже если керамическое изображение одного из них из Тарквинии предшествует им на столетие. Это говорит о том, что этот тип возник раньше, чем указывают бронзовые находки, и две серии шлемов с гребнями в Италии, возможно, перекрывались во времени.
  Более простая калотта или колпачковый шлем хорошо видна на крышках урн для погребения. Выкованный из цельного листа бронзы, он мог иметь выступы или "гнезда" на верхнем куполе: декоративные литые выступы (Veii, Grotta Gramiccia) и/или простые гнезда, которые служили бы для крепления гребней из перьев или конского волоса. Образцы были найдены в Тарквинии, Популонии и Мантуе/Манте. Один из самых древних происходит из некрополя Монтероцци (Тарквиния), датируемый концом 10-го и 8-м веками до нашей эры. Вокруг нижней части расположены четыре ряда очень маленьких выступов с тремя рядами более крупных выступов между ними. Над ними двойная аркада из крошечных выступов, под каждой аркой находится выступ среднего размера. Вдоль бортика расположены пары отверстий, в которые могли бы поместиться подкладка из скоропортящегося материала, ремешок для подбородка, накладки на щеки или защита шеи. Верхняя розетка высотой 6 см украшена горизонтальными линиями; как и на изделиях из Центральной Европы, она отлита, но ручка наверху сплющена, а не сферическая.
  Другой конкретный образец, вероятно, из Тарквинии (сегодня находится в Бадиш-Ландесмузее, Карлсруэ), представляет собой круглый шлем-колокол с "остроконечным" набалдашником высотой 19 см и диаметром по краю до 23,5 см. На каждой стороне ободка есть по три маленьких отверстия, а спереди и сзади еще по паре отверстий. Над ними расположены три ряда крошечных выступов, разделенных двумя рядами выступов большего размера, а над верхним рядом крошечных выступов проколоты еще два маленьких отверстия спереди и сзади. Ручка очень четко отлита. Любопытная бронзовая насадка в форме трезубца с тремя маленькими фигурками была вставлена в верхнюю часть через фланец, который точно соответствовал гнезду внутри верхней части ручки (фигурки сильно напоминают аналогичные поздние виллановские образцы из Бисенцио). Бронзовая урна, найденная вместе со шлемом, помогла датировать его концом 8 века до нашей эры. Наиболее впечатляющие образцы шлемов без ручек или гнезд находятся в Поджо-дель-Импиккато (Тарквиния), где шлем из Фосса-Грейв II демонстрирует великолепное лобное украшение, создающее впечатление человеческого лица.
  Все эти шлемы оставляли открытыми лицо и уши, что ограничивало защиту, но обеспечивало хорошее зрение и слух. Первоначально у многих был гребень с перьями, иногда прикрепляемый непосредственно (как на простом шлеме calotte или "горшке"), иногда вставляемый в металлический держатель для гребня. Конский волос, например, в варианте Vetulonia, был закреплен между двумя заклепанными половинками гребня.
  Шлемы виллановского типа использовались после VIII века до н.э. (Идиче, Веруччио). Помимо бронзовых шлемов, которые, вероятно, были отличительными чертами аристократов, простые шапки из толстой кожи, возможно, носили простые воины. В некоторых центрах Вилланована, например, в окрестностях Болоньи, полное отсутствие металлических шлемов контрастирует с изображениями воинов, которые, по-видимому, носят такие органические головные уборы. Их модели можно увидеть на каэританских крышках для урн, имитирующих военные головные уборы; на них изображены диски, которые были интерпретированы как металлические аппликации, которые могут сохраниться как бронзовые диски, найденные в могилах вокруг Болоньи, Бисенцио и Ареццо.
 [] 1  [] 2  []
  1. Терракотовая крышка VIII века до н.э. для погребальной урны (т.е. для кремационного пепла) в форме шлема с гребнем, украшенного бронзовыми пластинками и металлическими выступами. Такие имитации часто украшались геометрическими узорами того же типа, что и настоящие бронзовые образцы. Этот фрагмент может быть из могилы 66 некрополя Монтероцци, местонахождение "Фонтаначча", в Тарквинии. (Национальный археологический музей, Тарквиния)
  2. Бронзовый шлем с гребнем, состоящий из двух частей, из Витербо/Вульчи, конец раннего железного века; Британский музей. (слева) вид спереди/сзади, (справа) вид сбоку; его высота составляет 35,2 см (13,8 дюйма), а диаметр по краю - 22,5 см (8,8 дюйма). Обратите внимание на рельефное украшение, в том числе над нижними рядами выступов то, что выглядит как контур шлема с гребнем между двумя парами противоположных птичьих голов и шей. Три отверстия рядом с ободком с обеих сторон, вероятно, указывают на крепление подбородочного ремня или подкладки; фрагмент грубой ткани был найден внутри шлема из могилы Монтероцци 1 в Тарквинии. (Рисунки Андреа Салимбети, экс-Биетти-Сестьери и Макнамары)
  3. Круглый шлем-колокол из некрополя Поццо, Тарквиния; первая половина VIII века до н.э.; Национальный археологический музей, Тарквиния. Имеет высоту 21 см и диаметр по краю 23,5 см (9,2 дюйма); обратите внимание на "остроконечную" ручку, просверленную, очевидно, для шлейфа. Шлемы Villanovan, изготовленные из тонкого листового металла, нуждались в толстой набивке или подкладке, чтобы обеспечить эффективную защиту. Отверстия вокруг ободков указывают на их наличие, а также, возможно, на защиту шеи и/или щек из органического материала, проходящую ниже краев.


  Щиты
  Металлические щиты встречаются редко во всех погребениях и отсутствуют в более старых могилах. Их редкость может быть объяснена как их высокой стоимостью, так и широким использованием щитов из дерева и кожи, таких как бычья шкура. Драгоценные бронзовые щиты (как и шлемы) хранились семьями умерших, а миниатюрные изображения были заменены для захоронения в могилах.
  С X века до н.э. сохранились следы использования старых двустворчатых щитов эгейского происхождения. Миниатюры размером до 5,4 см были найдены в могиле XXI в Пратика-ди-Маре (Лациум), состоящие из небольших вогнутых бронзовых дисков с тиснением в виде двойного концентрического ряда точек и сохраняющих декоративный элемент для соединения двух дисков. Они имеют некоторое соответствие с фрагментарной находкой из Бролио неопределенной даты, которая хранится в Кастильоне-Фиорентино. Этот круглый щит, изготовленный из цельного листа бронзы, имеет диаметр 54 см и слегка выпуклый; он украшен по краям и в середине кружочками с маленькими круглыми выступами. Центр не имеет выступа, но сплющен и укреплен большими коническими шляпками гвоздей. Хотя край очень тонкий, на нем нет никаких признаков усиления, и нет никаких признаков ручек или захватов.
  Многочисленные изображения виллановских щитов позволяют нам выделить две другие основные типологии. Более старой моделью, характерной для IX-VIII веков до н.э., был так называемый римский щит, приписываемый сабинянам. Изготовленный из дерева, кожи или (редко) плетения, он изображается в виде овала или эллипсоида, его носят рядом с более округлыми щитами (некрополь Беначчи Капрара, Болонья, могила 62). Могила Поццо в Поджо-алла-Гуардия (Ветулония) сохранила с VIII-VII веков каменную модель такого овального щита. На нем изображен одинарный или тройной обод, центральный трехсторонний выступ и поверхность, разделенная на сегменты. Подобно позднекельтским и раннеримским образцам, этот вид щита имел вертикальное центральное ребро усиления из дерева, иногда (но не всегда) снабженное бронзовым выступом, и мог быть покрыт скоропортящимся материалом и украшен. Заостренное усиливающее ребро (spina) эволюционировало в центральные выступы в форме раковины, затем в форму омеги, что видно на щитах из гробницы Регулини-Галасси (Черветери) в Григорианском музее. Сольнье и Мартинелли также сходятся во мнении о существовании круглых кожаных щитов в виллановской Этрурии, вероятно, изготовленных из кирасы буйи. Образец из Веруччио (могила В, период ориентализации) представлял собой простой деревянный диск диаметром около 50 см (19,6 дюйма), покрытый бронзовой металлической фурнитурой, изображающей воинов, львов и уток. Круглые щиты этих органических типов появились в Этрурии до 8 века.
  Второй тип щита, появившийся в VIII веке до н.э., был круглым, слегка выпуклым и изготавливался из бронзы. Вероятно, он произошел от щита эвбейских греков, которые переняли его у ассирийцев. Диаметры варьировались от 50-60 см до 90-100 см (19,6-39,4 дюйма). Он был оснащен одной металлической рукояткой двойной Т-образной формы, заклепанной по центру, и кольцами для плечевых ремней. Прекрасные образцы круглых украшенных бронзовых щитов, с умбонами или без них, были найдены во многих этрусских центрах; около 60 образцов из 100, найденных в Италии, происходят из этрусских районов, главным образом вокруг Тарквинии, Черветери и Вейи. В Казале Мариттимо (гробница А, 8-7 вв.) щит слегка выпуклый, украшен по краям четырьмя линиями маленьких круглых выступов, а в середине тремя линиями кругов и тремя маленькими круглыми выступами. Центральная область была без выступа, но сплющена и укреплена двумя маленькими круглыми плоскими пластинами.
  Некоторые из этих щитов напоминали украшения, изготовленные из скоропортящихся материалов. Бронзовый щит из Вейи (могила 2079, найден с наконечником копья, ножом и другими предметами) имел центральное трехстороннее углубление диаметром 72 см (28,3 дюйма) и был окантован железной проволокой, предназначенной для удержания на месте органических слоев, образующих сердцевину щита. Заклепки внутренней рукояти из свинца и бронзы удерживали умбон на месте. Украшение образовывало маленькие и большие треугольники, в точности как на изображениях круглых органических щитов на вымышленном шлеме из Читта-делла-Пьеве или Ветулонии. Бронзовый щит "воина из Корнето" был украшен растениями. (Следует напомнить, что дерево, кожа, плетеные изделия и бронза могли быть объединены для получения более прочного щита.) Подобные бронзовые щиты, украшенные несколькими линиями небольших выступов, спиралей, волн и кругов, все еще использовались в архаичную эпоху этрусков; образец VII века был обнаружен в некрополе Петрина в Нарсе/ Тевналтии.
 [] 1  []2
  1. Щит из листовой бронзы, украшенный в соответствии с традициями Вилланована, вторая половина VIII века до н.э., из Фолиньо, некрополь Кольфиорито. (Национальный археологический музей Умбрии, Перуджа.)
  2. Реконструкция бронзового щита из так называемой гробницы воина Корнето в Тарквинии, 730-720 годы до н.э. В нескольких находках бронзовых виллановских щитов (например, из Веруччио) сохранились остатки органического материала, свидетельствующие о том, что они были изготовлены из нескольких слоев кожи, покрытых бронзовым листом. Однако в данном случае центральная рукоятка прикреплена непосредственно к бронзе, а подвесные "погремушки", по-видимому, были прикреплены к внутренней стороне щита, возможно, для психологического эффекта. (Национальный археологический музей, Тарквиния)


  Панцири и другие средства защиты
  В Центральной Италии, особенно в Этрурии и Лациуме, основную защиту воина обеспечивала металлическая нагрудная пластина (кардиофилакс), хотя она была не столь распространена, как кирасы-диски центральных южных районов. Эта пластина предназначалась для защиты груди и сердца, как следует из ее греческого названия. Она появилась в районе Вилланован примерно в 760-720 годах до н.э., более или менее одновременно с появлением бронзовых щитов.
  Простая металлическая грудная клетка закрывала верхнюю часть туловища, в некоторых случаях доходя также до плеч, а иногда также имелась задняя пластина. Де Маринис классифицировал многочисленные образцы на два основных типа:
  (а) эллиптическая форма с равными противоположными сторонами, вогнутая или выпуклая, обычно без украшений (например, пектораль из Больсены, могила 25). Максимальная ширина составляет более 27 см, а высота немного меньше. Исключением с богатым декором является бронзовая пектораль из `гробницы воина' в Тарквинии (27х30 см).
  (б) простая четырехугольная или прямоугольная форма, иногда с закругленными сторонами, всегда украшенная геометрическими мотивами (например, пектораль из Тарквинии, некрополь Монтероцци, могила М9, VIII век до н.э.). Стороны похожи на (а), но менее изогнуты: прямые и вогнутые, прямые и выпуклые, две вогнутые и две выпуклые, или одна прямая, а остальные выпуклые. Максимальная ширина составляет менее 25 см, высота аналогична или меньше (например, грудная клетка размером 16,8х14,5 см дюйма в `гробнице воина' из Прато Розелло, Артимино - самая северная этрусская находка). Другие были найдены в Вейях, Вольтерре и Веруккьо. Интересно, что грудные кости Вейи состоят из двух одинаковых пластин, соединенных маленькими гвоздями с плоскими головками. Украшения были выгравированы или выбиты, как на шлемах.
  Оба типа пластин имели отверстия для крепления грудных и задних пластин к кожаной сбруе или корсету, которые либо крепились к вертикальным и поперечным ремням, либо пришивались непосредственно к кожаной подкладке. Размеры пластин были рассчитаны таким образом, чтобы обеспечить как можно больше движений шеи и талии. Естественное расположение таких пластин привело бы к тому, что вогнутые стороны были бы обращены к подлокотникам.
  Небольшой предмет снаряжения в коллекциях Британского музея может представлять собой очень редкий образец круглой задней пластины такой защиты; на урнах классического этрусского периода видны ремешки, крепящие такие маленькие диски по центру задней части. Другой круглый элемент, пектораль, был найден в Веруччио (могила 89). Подобно некоторым обычным нагрудным пластинам, эти диски кирасы представляли собой серию подвижных заклепок, предназначенных (как образец из Больсены, могила 25, Ла Каприола) для крепления кольцевого усиления на спине. В этом образце реконструкция ширины поперечной планки (14 см/5,5 дюйма) стала возможной благодаря небольшому поддерживающему шнурку. В таких случаях поперечная планка, поддерживающая грудную клетку, вероятно, была защищена головками заклепок.
  Один очень редкий сохранившийся этрурский нагрудник, сохранившийся в Базеле (см. фото С2), относится к цельной бронзовой кирасе, датируемой VIII-VII веками до н.э., и демонстрирует сходство с рельефными бронзовыми европейскими доспехами из Филлингов. Другая необычная форма представлена бронзовой кирасой "пончо" из Нарсе (Музей Университета Филадельфии) и, выполненной из золота и меди, из гробницы Реголини-Галасси из Цере. Возможно, эгейского происхождения, они предвосхищают полный комплект доспехов, использовавшихся более поздними этрусками, но связаны с определенными группами; их можно идентифицировать по бронзовому нагруднику (aeneum pectoris tegumentum), который использовали жрецы Салии в архаичном Риме. Возможный льняной вариант этого типа, возможно, усиленный металлическими полосками, можно увидеть на знаменитой `вазе воина' из Микен.
  Воины вилланована также носили защиту из мягкой кожи, и иногда единственной защитой были широкие эллиптические бронзовые пластины на поясных ремнях (cincturae - см. C1). Большинство образцов, выполненных курсивом, происходят из центральной и южной Этрурии (Корнето), но известны также образцы из долины По. Хотя такая защита была известна в период Вилланована I, большинство примеров с контекстом происходят из гробниц Вилланована II. Обычно эллиптическая чеканная бляшка для ремня имела глубоко изогнутую форму, с крючковатым концом на одном конце и отверстиями для крепления к ткани ремня на другом. На каждом конце пластины могла быть вырезана хохлатая птица, и (редко) по краям могли следовать ряды выступов. Такие бронзовые накладки для ремней из кожи или других материалов покрывали переднюю часть талии, подобно украшениям, изображенным на двух статуях принцев-воинов из Казале Мариттимо (VII век до н.э.).
  О поножах свидетельствуют некоторые пары овальной формы с горизонтальным выпуклым сечением, подобные образцам из Вейи, относящимся ко второй виллановской фазе. Эти поножи следовали до-виллановским моделям, найденным в Центральной Европе, Карпатах и Эгейском регионе.
 [] 1  []2
  1. Реконструкция бронзовой нагрудной пластины из той же могилы, что и щит. Она все еще была найдена на груди погребенного воина, который был прикрыт своим щитом. По изогнутым верхнему и нижнему краям имеются отверстия для крепления к подложке, а в центре имеется богато украшенный тисненый золотой лист. Линии птиц - `плавающие утки'? - популярный мотив. (Национальный археологический музей, Тарквиния)
  2. Панцирный диск позднего вилланована или раннего этруска из Перуджи; Британский музей. Богато украшенный чеканный бронзовый лист имеет диаметр 9,2 см и прочно отлитую центральную петлю для крепления. Было высказано предположение, что это может быть задняя деталь, связанная с использованием нагрудных пластин. (Рисунок Андреа Салимбети, экс-Биетти-Сестьери и Макнамары)


  Кавалерия и колесницы
  Находки Вилланована подтверждают наличие боевых всадников и боевых колесниц, предназначенных для вождей. Иногда лошадей приносили в жертву после смерти их хозяина, следуя за ним в гробницу в соответствии с обычаем, также практикуемым на Кипре. Их сбруя включала в себя тонко украшенные наконечники из бронзы; некоторые из них были найдены в Вейях, которые вполне могли быть центром их изготовления, но в основном они происходят из Южной Этрурии, а редкие экземпляры - с севера. Первые происходят из могил периода Вейи II, хотя известны и более поздние примеры. Красивые бронзовые наконечники с боковыми элементами в форме подковы были обнаружены в Аксесе близ Масса-Мариттимы (VIII век до н.э.).
  Колесницы были предметами большой роскоши и высокого престижа. Бронзовый крестообразный элемент, интерпретируемый как возможный разделитель поводьев колесницы, датируется первой половиной VIII века (гробница XIV, некрополь Герручча близ Вольтерры), хотя древнейшими свидетельствами колесниц, предназначенных главным образом для военного использования, являются модели из Тарквинии (Сельчателло ди Сопра, могила 44) середины VIII века до нашей эры. Наибольшее распространение двухколесных колесниц происходит между виллановским и ориентализирующим периодами и вплоть до архаических времен. Важные образцы были найдены в Вульчи (некрополь Остерия) и Ветулонии (Цирколо дель Триденте, VIII-VII века). В могилах обычным вооружением, связанным с колесницей, являются два или три копья.
 [] Бронзовые удила коня, VIII век до н.э., из могилы воина в Поджо-алле-Крочи, Вольтерра. (Музей Гуарначчи, Вольтерра)

  Символы ранга
  Украшенная металлическая кираса "пончо" из Нарсе (см. В2) является исключительной находкой для этой эпохи; несомненно, предназначенная для богатого и могущественного лидера, она символизировала его статус, а также обеспечивала физическую защиту. Богатые воины также демонстрировали другой предмет роскоши военного снаряжения: металлическую "флягу", которую носили на ремне через плечо, предположительно, во время длительных маршей или кампаний (см. В3). Эти великолепно украшенные бронзовые колбы были найдены в различных местностях, включая Тарквинию и Ветулонию. Опять же, степень их орнаментации выходит за рамки какого-либо практического применения и может рассматриваться как символ ранга владельцев; мужчины низших классов обычно использовали фляги, сделанные из кожи животных.
  Другие богато украшенные предметы, которые носили высокопоставленные воины, включали ожерелья, кулоны, броши, браслеты и кольца, в основном из бронзы или ценных металлов, или украшенные янтарем, стеклом или костью. (Некоторые, возможно, даже были награждены за храбрость, как это позже сделали римляне.) Некоторые браслеты, например, из Ветулонии, демонстрируют филигранную технику, изобретенную этрусками.
  Наконец, топор уже использовался как символ власти и в церемониальных целях. Странный церемониальный образец был найден недалеко от Вольтерры (могила H1, некрополь Казале Мариттимо, начало VII века). Этот предмет был изготовлен из трех бронзовых наконечников топоров размером 20 см, отлитых вместе и прикрепленных к S-образному древку из кленового дерева длиной 90 см, обернутому по всей длине бронзовой лентой, украшенной несколькими маленькими уточками. Этот церемониальный инструмент клали на грудь умершего, и отсутствие другого оружия в могиле подтверждает гипотезу о том, что он был символом власти. Вероятно, это был предок фасций; три оси имели отверстие под точкой соединения, через которое проходило бронзовое крепежное кольцо. В погребении на колеснице из могилы А в Казале Мариттимо колесницу сопровождали шлем, кинжал, меч, два железных копья, а также группа богато украшенных бронзовых и железных топоров, соединенных вместе, как в могиле H1 в Казале Мариттимо. Археологические документы свидетельствуют о том, что в период ориентализации бронзовые топоры обозначали высокий военный ранг.

  Одежда
  Воины вилланована носили простые туники, украшенные только цветными линиями и точками. На грубых тканях часто были геометрические узоры, которые были доминирующим орнаментальным мотивом того времени. Среди военной одежды ранних этрусков древние источники упоминают тебенну (tХbennos, Dion. Hal. III, 61), тяжелый цветной плащ, который, возможно, был предком римской тоги (Сервий, Ad Aen. II, 781). Другой округлый плащ, известный как лаэна, могли носить воины; Секунда предполагает, что это произошло от греческого chlaina.
  Типично средиземноморская привычка к полной или частичной мужской наготе была известна в виллановском и этрусском мире, хотя, конечно, не как повседневная практика. Мужчины часто ходили с обнаженной грудью, в набедренных повязках и красивых остроносых сапогах. Какой бы ни была точная форма одежды, она должна была быть закреплена бронзовыми фибулами, которые в большом количестве были найдены в могилах воинов. Особенно известны фибулы, найденные в некрополе Ветулонии, которые демонстрируют технику грануляции. Этрусские фибулы можно разделить на два основных класса: (а) жесткая дуга, прикрепленная к язычку простой пружиной, которая просуществовала до римского периода; и (б) так называемая "змеиная" форма, лишенная жесткой дуги - это более древний тип, и уже появляется в шахтных гробницах. Прекрасные образцы брошей с жесткой дугой обнаружены в Орвието и Перудже. Одним из образцов промежуточного типа является серебряная фибула "булавки и пуговицы", найденная в "гробнице воина" в Корнето, которая включает в себя пять филигранных секций. Другие образцы из бронзы или электрума имеют увеличенное "змеиное" тело или заостренные выступы в виде палки или шара.
  Более поздняя римская практика указания ранга с помощью отличительных форм и декоративных элементов в обуви также восходит к этрускам. На статуэтках изображены сапоги до икр из мягкой кожи с приподнятыми заостренными кончиками, застегивающиеся спереди на шнурки.

 []   B1. (1) Предводитель на боевой колеснице, район Тарчуна
  Ранний образец боевой колесницы из могилы 15 в Кастель-ди-Десима. Воин реконструирован из могилы Монтероцци 3 в некрополе Аркателле, Тарквиния. Среди прочих предметов там были шлем с гребнем, меч с антеннами, наконечник копья и малоберцовая кость. Двустворчатый щит эгейского происхождения реконструирован по фрагментарному образцу из Бролио и миниатюрам из могилы XXI в Пратика-ди-Маре; на нем отсутствует типичная орнаментация позднего периода ориентализации. Хорошо известны бронзовые кардиофилаки, защищающие грудь. Обратите также внимание на красную "боевую раскраску", которую использовали на лице и конечностях некоторые этруски и латиняне.
  (2) Вилланован-тарквинийский воин с топором
  Воин защищен "шлемом-колоколом" из могилы Поццо, некрополь Монтероцци; пары отверстий по краю предполагают крепление подкладки из органического материала, подбородочного ремня и/или шейного щитка. Овальный щит из дерева с кожаной обивкой и имеет рельефное деревянное ребро жесткости с центральным "выступом'. Использование ожерелий и браслетов было широко распространено, но мы не знаем, в какой степени они были связаны с военной или гражданской модой.
(3) Сардинский наемник, район Пуплуна
Этот наемник, скопированный со статуэтки "Тети лучница", носит низкий рогатый кожаный шлем, бронзовый нагрудник и поножи. Его главное оружие - длинный композитный лук, сделанный из дерева, рога и сухожилий. Обратите внимание на кожаный протектор, надетый на левое предплечье.

 []   B2. (1) Виллановский кавалерист-аристократ, район Фельзна, VIII век до н.э.
  Этот кавалерист, частично реконструированный из могилы 525, Аскос Беначчи, близ Болоньи, защищен шлемом с гребнем (образец из Гамбургского музея), а на спине у него бронзовый щит (образец из Веруччио). Наступательным оружием являются копье и изогнутая антенная "сабля" из Болоньи. В могилах вокруг Болоньи найдены бронзовые удила для лошади. Лошадь имела синюю гриву и хвост, а красные отметины наводили на мысль о татуировках или клеймах, возможно, имеющих магическое значение.
  (2) Протоэтрусский вождь, область Нарсе, 730 г. до н.э.
  Бронзовые доспехи вождя, в основном скрытые плащом, богато украшенные резьбой, имеют форму "пончо"; они состоят из цельных передней и задней пластин, соединенных ремешками под мышками. По словам Коуэна, он был создан для человека с очень широкими плечами и сильно развитой мускулатурой груди. Шлем с гребнем над округлой чашей высотой 43 см сделан из двух листов бронзы, частично скрепленных вдоль гребня путем складывания одного листа поверх другого.   (3) Вождь Вилланован, область Тарчуна, второй половины VIII в до н.э.
  Реконструкция "воина Корнето" в полном вооружении, к которому мы добавили из другой могилы калотту или шапку-шлем, с украшением, напоминающим человеческое лицо. Корсет Корнето, возможно, представлял собой ранний образец льняного корсета (линоторакса), застегивавшегося на бронзовые пуговицы и крючки. Он был усилен бронзовым наплечником и прямоугольным нагрудником, украшенным золотой фольгой и украшенным чеканными рисунками плавающих уток, стилизованными цветами лотоса и другими деталями. Наплечник, надеваемый справа (сторона, не закрытая щитом), напоминает наплечник из ахейской могилы в Дендре в Арголиде; на нем сохранились следы набивки, подтверждающие, что части металлических доспехов были обшиты органическими материалами для удобства. Более ранний обычай этрусских воинов красить лицо в красный цвет был сохранен римлянами для некоторых особых церемоний, в связи с выкрашенной в красный цвет статуей Юпитера Капитолийского в ритуале statuarum praetextae.

 []   B3.(1) Вождь виллановцев из области Веруччио
Шлемы с гребнями в могилах Веруччио заставило некоторых ученых предположить, что эта область была сильно колонизирована Тарквиниями или Вейями, где производились такие шлемы. Гребень этого примера сделан из окрашенного конского волоса, смешанного с золотыми нитями, о чем свидетельствуют находки в некрополе (например, могила Липпи 89). В это время вожди Веруккьо были вооружены короткими железными мечами в богато украшенных ножнах и украшенными орнаментом топорами. На его копье опирается щит с красивым рельефным орнаментом, скопированым с экспоната Базельского музея.
  (2) Рачу Каканас, ветулонский вождь, с боевой колесницей
  Могила этого названного Расенна - этрусского дукса Ветулонии была одной из самых богатых военными находками, включая остатки его колесницы, запряженной двумя лошадьми, укрепленной бронзовыми дисковыми фалерами. Прислоненной к колесу, мы показываем внутреннюю часть его круглого бронзового щита диаметром 84 см, вероятно, изготовленного в Тарквинии. Шлем имеет расширенный полусферический купол и расширяющийся обод. Его оружие включало богато украшенный кинжал в ножнах из слоновой кости, копье, ножи и трапециевидный топор. Позолоченный пояс и мы добавили пару поножей из соседней могилы. Обратите внимание на скипетр, символ власти.
  (3)Ликтор, Ветулония
  Человек в могиле ликтора, вероятно, был солдатом, вооруженным простым мечом, топором и двумя ножами, но с важным символом фасций на плече, так что, вероятно, он был стражником. Он одет в типичную для того периода тунику на подкладке и гордо размахивает своей фасцией, общая длина которой составляет 60 см. Когда различные армии заключали военные союзы, считается, что ликторы были посланы к главнокомандующему другими вождями в знак их временного подчинения.




    ИСТОЧНИКИ
[Elite-223] D'Amato Raffaele, Salimbeti Andrea. The Etruscans 9th-2nd Centuries BC. Osprey Publishing, 2018.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"