Население Аравии было довольно однородно в этническом отношении - оно говорило на языках южной ветви семитической группы (наиболее известные современные представители этой ветви - арабский язык и некоторые языки нынешней Эфиопии - Абиссинии), но во многом различалось по своему хозяйственному укладу и уровню общественного развития. Обширные степные пространства (по-арабски-бадия) были населены немногочисленными племенами кочевников (бадауин, откуда происходит слово "бедуин").
Образ жизни бедуинов, как и образ жизни других кочевников, изменялся крайне медленно, так что те данные, которые для первых столетий нашей эры даёт так называемая доисламская поэзия арабов, в какой-то мере имеют значение и для характеристики быта бедуинов в I тысячелетии до н.э. Бедуины кочевали по песчаным степям Аравийского полуострова со стадами мелкого рогатого скота и одногорбых верблюдов (дромадеров). Время приручения верблюда человеком неизвестно: хотя изображение человека рядом и верблюдом дошло из Египта ещё от времени VI династии, а верблюда с поклажей - от времени XVIII династии, однако первые достоверные известия об отрядах воинов на верблюдах имеются лишь от самого конца II тысячелетия до н.э. Верблюд как вьючное животное для караванов не применялся в Передней Азии ещё и в начале I тысячелетия до н.э., кроме как у арабов, у которых он имел уже в то время широкое распространение. У аравийских кочевников разведение верблюдов достигло, повидимому, особенного развития и обеспечивало их не только вьючным скотом, но и шерстью и молоком.
Бедуины жили первобытно-общинным строем: земля, вода, пастбища были собственностью рода и племени. Высшей формой социальной организации было племя (кабила); племена делились на роды (каум), а роды - на патриархальные семьи (ахль - шатёр). Родовые связи были чрезвычайно крепки: вне рода человек был ничто. До сих пор бедуин, называя себя, указывает прежде всего название своего племени, а затем уже своё личное имя. В жизни бедуинов играл большую роль обычай кровной мести, и часто целые племена истребляли друг друга в кро вавых войнах, мстя за убийства. Во главе племён стояли шейха, власть которых была ограничена советом представителей отдельных родов.
На юге Аравии развилось ирригационное земледелие и сложились древнейшие рабовладельческие государства. Здесь, главным образом на территории Йемена, находят многочисленные памятники южноарабской рабовладельческой цивилизации: плотины и цистерны, развалины укреплений, дворцов и храмов, вещи и надписи. Рабовладельческое общество в Южной Аравии сложилось в конце II тысячелетия до н. э., повидимому, независимо от других переднеазиатских рабовладельческих обществ. На протяжении первого тысячелетия его существования здесь имелись по меньшей мере четыре государства: Минейское (Ма'ин), Саба, Хадрамаут и Катабан. О последних двух известно мало.
Древнейшим из южноарабских государств было Минейское. Большинство учёных датируют его 1200-650 гг. до н.э.; некоторые исследователи, однако, склоняются к более поздней датировке. Народ минеев существовал ещё в последние века до нашей эры. По надписям известно около 25 минейских царей.
Несколько позже возникает Сабейское государство, датируемое примерно 950-115 гг. до н. э. Оно существовало, таким образом, длительное время параллельно с Минейским.
О внутреннем строе южноарабских государств известно мало. В древнейшие времена (X-VII вв. до н.э.) они,повидимому, несколько напоминали ранние государства древнего Востока (города-государства Шумера и Аккада, Ашшур и др.). Около 650 г. до н.э. правителей-жрецов древней Сабы сменяют "цари Сабы", столицей которых был город Мариб. В древнейших южноарабских государствах ещё были сильны пережитки племенной организации, однако "племена" были организованы не на основе кровного родства, а по территориальному признаку. "Катабан" обозначало и царство и составлявшие его племена. В Сабе племя сабеев было господствующим; остальные находились в зависимости от него; обычное выражение надписей-"Саба и племена". Позднее остальные племена были уравнены с сабеями, причём все были обязаны военной службой.
Впервые под своим именем арабы встречаются в ассирийских источниках (ариба, арабу). Арабский шейх Гиндибу участвовал в коалиции сирийских царьков, оказавших в 854 г. до н. э. сопротивление ассирийским войскам в Северной Сирии; Гиндибу привёл с собой 1000 верблюдов. Позднее многие ассирийские цари вплоть до Ашшурбанапала (VII в. до н.э.) воевали с арабскими кочевниками. [ВИ]
Возможно, что именно в связи с упадком сабейской торговли в конце II в. до н.э. в Южной Аравии происходят значительные политические перемены. Около 115 г. прекращается существование Сабейского государства и власть над Южной Аравией переходит к химьяритам, обитателям крайнего юго-запада Аравии. Примерно в это же время прекращает своё существование царство Катабан. Правители химьяритов называют себя "царями Сабы и Раидана".[ВИ]
Античные арабы были семитскими племенами, кочевавшими по Аравийскому полуострову. После того, как египтяне и хетты образовали свои царства, около 1200-1100 гг. до Р.Х. южные арабские племена осели, образовав царства. Северные племена остались кочевыми.[НС-200]
ХРОНОЛОГИЯ (до н.э.) XIV век. Образование Минейского царства.
XIII-X век. Образование Сарбейского царства.
VIII век. Образование Аусанского царства и Хадрамутского царства.
VII век. Завоевание Аусана Сабейским царем Карибилом Ватаром Великим.
VII век Сабейско-хадрамаутский союз V-IV века Маинско-хадрамаутский союз II-I века Катабанско-хадрамаутские войны I век Образование Химьяритского царства. Завоевание химьяритами всей Южной Аравии.
АРМИИ Мадианитяне, разорившие Израиль во времена Гедеона, совершали стремительные броски, используя верблюдов. Скорее всего, воины не имели никаких доспехов и были вооружены только луками. Их единственно возможной тактикой была тактика "ударил и убежал". В VII в. до Р.Х. арабские царства объединились против Ассирии. Подробности этой эпохи неизвестны, но можно предположить, что 500 лет оседлой жизни сделали арабов во многом похожими на арамеев. Кочевые племена оставались рассеянными и изолированными друг от друга. Но они представляли большую опасность. Мадианитяне смогли нанести израильтянам серьезный ущерб прежде чем их вытеснили обратно. Некоторые кочевники поступали на службу в палестинские и сирийские армии. Так при Каркаре (853 г. до н.э.) арамейцев поддерживал Гиндибу, араб, располагавший 1000 верблюдов (а, следовательно, 1000 погонщиков и 1000 лучников). Рельеф, изображающий один из походов Ашшурбанипала показывает, что даже в VII в. до арабы не носили никаких доспехов, сидели на верблюдах по двое и из оружия использовали простые луки.[НС-200]
Надгробие со всадником и верблюдом. Южная Аравия. Конец I тысячелетия до н.э.
ФОРТИФИКАЦИЯ
Южноарабский храм в Хугге. I тысячелетие до н.э. Реконструкция
ИСТОЧНИКИ [ВИ] Всемирная история. Москва, 1955-1956.
[MaA-109] Ancient Armies of the Middle East. Osprey. Men-at-arms 109. 1981
[НС-200] Терещенко Д.Г. Древние армии Ближнего Востока 3500-612 до н.э. Новый солдат 200. 2002