Раскопки в долине Инда показали, что здесь уже в III-II тысячелетиях до н.э. существовала яркая и самобытная цивилизация. В 20-х годах XX в. здесь было обнаружено несколько поселений городского типа, имеющих ряд сходных черт. Культура этих поселений была названа культурой Хараппы, по имени населённого пункта в провинции Пенджаб, вблизи которого было открыто первое из этих городских поселений. Раскопки проводились также в Мохенджо-Даро (провинция Синд), археологическое изучение которого дало наиболее значительные результаты.
Расцвет культуры Хараппы относится к концу III тысячелетия до н. э. Предшествующие этапы её развития почти неизвестны, так как нижние культурные слои основных поселений ещё не исследованы. Можно предположить лишь, что к началу III тысячелетия до н.э. уже начался процесс хозяйственного освоения долины Инда.
Раскопками обнаружены в большом количестве медные и бронзовые орудия, но изделия из железа не найдены даже в верхних слоях поселений культуры Хараппы. Медь и бронза в древнейшей Индии, так же как и в других странах, не могли полностью вытеснить камень, который продолжал широко использоваться для изготовления орудий труда (ножей, зернотёрок), оружия (палиц), весовых гирь, сосудов и других предметов домашнего обихода. Из металлических орудий труда были найдены бронзовые и медные топоры, серпы, пилы, долота, ножи, бритвы, крючки для ловли рыбы и т. п.; из предметов вооружения - мечи-кинжалы, наконечники стрел и копий. Возможно, что некоторые из этих изделий были завезены сюда, однако точно установлено, что, например, в Мохенджо-Даро горячая и холодная обработка металлов находилась на довольно высоком уровне. Раскопки показали, что жители поселений культуры Хараппы знали свинец, умели изготовлять изделия из золота и серебра, применяя при этом паяние. [ВИ.1]
Первые поселения земледельцев возникли около 9 тыс. лет назад в плодородных долинах Инда и его притоков, а около середины III тыс. до н.э. здесь уже существовала одна из крупнейших городских цивилизаций древности - так называемая Индская цивилизация (по названию реки Инд, в долине которой обнаружены наиболее значительные памятники). Это третья по времени появления мировая цивилизация (после государств Месопотамии и Египта). Она была открыта сравнительно недавно, в 20-х гг. ХХ в. Проводимые с тех пор археологические раскопки открыли более 200 памятников этой цивилизации. Большинство из них находится сейчас на территории Пакистана, но есть они и в Северной Индии. Крупнейшие известные к настоящему времени городские центры - Хараппа и Мохенджо-Даро, среди меньших по размеру поселений можно выделить Чанху-Даро, Калибанган, Суркотада и морской порт Лотхал. По названию одного из крупнейших городов археологическая культура именуется также Хараппской. Время существования этой цивилизации относят приблизительно к 2300-1700 гг. до н.э. Уровень развития Индской цивилизации был очень высоким - в раскопанных городах обнаружены дома в два-три этажа, прекрасные художественные произведения, а также множество печатей и несколько табличек с надписями. Расшифровать эти надписи до сих пор не удается, так как пока не найдена билингва - параллельная надпись на двух языках, один из которых известен (именно такая надпись помогла расшифровать египетскую письменность).[Носов]
АРМИИ Лошадей в Индской цивилизации не знали. Армии того времени состояли исключительно из пехоты.
Вооружение воинов Индской цивилизации составляли лук и стрелы, праща, копья с широким листовидным наконечником, одно- или двулезвийные топоры, булавы, кинжалы и ножи. Металлом для изготовления оружия служила медь, а затем и бронза. Наконечники стрел и навершия булав порой изготовлялись из камня.
Несколько найденных в Мохенджо-Даро круглых медных бляшек позволяют говорить о существовании пластинчатого панциря, состоявшего из мягкой основы с нашитыми на нее кружками-бляхами. Однако массового распространения защитные панцири явно не имели, что косвенно подтверждается широким распространением длиннолезвийных топоров-секир, предназначенных для боя с бездоспешным противником. Пока не обнаружен ни один образец шлема того времени, так же как и ни одна деталь щита, что, в общем, объяснимо, если щиты изготовлялись полностью из кожи, дерева или тростника. На некоторых печатях из Хараппы есть изображения людей, возможно, удерживающих щиты".
На некоторых образцах оружия и орудий труда имеются надписи, но, к сожалению, расшифровать их пока не удалось. Возможно, это цифры, указывающие на количество предметов на складе. В Хараппе надписанных предметов больше, чем в Мохенджо-Даро, поэтому предполагают, что первый город немного старше второго". Где-то в XVIII-XVI в.в. до н.э. Индская цивилизация прекратила свое существование. Причины этого неясны, хотя выдвигалось множество гипотез. Ясно лишь, что она погибла не от внезапной экологической катастрофы. По-видимому, цветущие города приходили в упадок постепенно. Нерациональное ведение земледелия привело к постепенному истощению почвы, и население начало покидать эти места. Раскопки в Мохенджо-Даро показали, что поздним слоям соответствует повсеместное ухудшение как уровня культуры, так и уровня жизни в целом. В то же время, судя по данным археологии, в последней фазе своего существования города Харапиской культуры все больше полагались на оборону за стенами своих цитаделей. Снаружи и внутри цитадели в Мохенджо-Даро было найдено множество метательных снарядов, что говорит об активной обороне города. Кроме того, в Мохенджо-Даро обнаружены несомненные свидетельства резни - множество скелетов мужчин, женщин и детей с колотыми и рублеными ранами от топоров и мечей. Скелеты располагались в скорченном положении, в каком они оказались после падения. Несчастные не были захоронены, что говорит о том, что город после этого уже не был населен. Поэтому, возможно, упадок Индской цивилизации был непосредственно связан с миграциями ариев, хотя их приход в Индию обычно датируется несколько более поздним временем".
Считается, что индоевропейские племена, известные как арии, начали мигрировать в Индию через северо-западный проход из степей Центральной Азии во второй половине II тыс. до н.э. Особенно активно их миграции происходили предположительно в XIV-XII вв. до н.э. Постепенно арии продвигались все дальше в глубь Индостана, заселяя территорию от реки Инд до долины Джамны и Ганга, а также плато Декан. Племена темнокожих исконных жителей (дравидов) были частично оттеснены на юг, а частично ассимилировались. В истории Индии начался новый период - Ведийский.[Носов]
ВООРУЖЕНИЕ
Щиты Щиты, вероятно, были известны еше во времена Хараппской культуры. Однако все, чем мы располагаем, - это печати из Хараппы с изображениями людей, возможно, удерживающих щиты"", и пиктографические изображения из Мохенджо-Даро, предположительно демонстрирующие то же самое.
Пиктографические изображения из Мохенджо-Даро, предположительно воины со щитами.
Доспехи В Мохенджо-Даро были обнаружены круглые медные бляхи диаметром около 2 см. По краю блях идет отогнутый бортик, не позволявший острию оружия соскользнуть с бляхи в расположенный рядом зазор. Центральная часть многих блях также сделана выпуклой, что усиливало защитные свойства подобно тому, как ребро усиливает жесткость клинка. Судя по этим признакам, пластинки, несомненно, использовались для изготовления пластинчатого панциря. Для этого они нашивались на мягкую основу нитью, пропущенной через два отверстия по краям или через припаянную изнутри блях петельку. Бляхи датируются первой - второй четвертью II тысячелетия до н.э.
Детали пластинчатых и чешуйчатых доспехов: 1и 2 - из Мохенджо-Даро
Шлемы Ни один образец шлема или какой-либо фрагмент, который можно было бы ассоциировать со шлемом, пока не найден ни в одном поселении Хараппской цивилизации. Возможно, шлемы не имели распространения у воинов долины Инда в тот период, хотя в раннединастическом Шумере того же времени они несомненно существовали.
Мечи и кинжалы
Копья и дротики Наконечники копий Индcкой цивилизации представляют собой плоские пластины, в большинстве случаев листовидной, реже треугольной формы. Материалом для их изготовления служила как медь, так и бронза. Все обнаруженные образцы черещковые, то есть снабжены хвостовиком, вставлявшимся в древко; втульчатые наконечники не встречаются. Ребра жесткости отсутствуют. Полагают, что наконечники вставлялись глубоко в распил в древке так, что древко образовывало ребра жесткости. В противном случае они бы погнулись даже при слабом ударе". Некоторые образцы имеют два отверстия в основании наконечника вблизи хвостовика. Через эти отверстия наконечник привязывался к древку. Подобные наконечники копий с отверстиями для привязывания характерны также для хеттского оружия, хотя сама форма наконечников заметно отличается.
Наконечники копий Индской цивилизации.
Топоры Топоры конца III - первой половины II тысячелетия до н.э. по форме можно разделить на четыре группы.
Булавы Множество наверший булав было найдено в Мохенджо-Даро и других городах Харапиской культуры, что свидетельствует о частом использовании этого вида оружия. Навершия булав изготовлялись из камня (известняка, песчаника, алебастра, мрамора и других пород) и, реже, из меди. Выделяют три формы наверший: линзовидную, грушевидную и шаровидную. Многие линзовидные навершия, очевидно, раньше имели заостренный боевой край.
Пращи Праща была известна еще обитателям цивилизации в долине Инда. Множество пуль для пращи было обнаружено в Мохенджо-Даро. Встречаются двух форм: круглые (диаметром около 2,5 см) и яйцевидные (до 6,4 см в длинуи 4,1 см в диаметре). Они весят примерно 170 г и 340 г и изготовлены из обожженной глины.
Луки О форме и конструкции луков Индской цивилизации ничего сказать нельзя - пока не обнаружено ни одного изображения лука, как нет и никаких археологических данных. Можно лишь утверждать, что лук был известен жителям долины Инда, так как найдено значительное количество наконечников стрел.
ФОРТИФИКАЦИЯ Высокого уровня достигло строительное искусство. Окружённые мощными стенами поселения культуры Хараппы занимали иногда площадь в сотни гектаров. [ВИ.1]
И Хараппа, и Мохенджо-Даро сосредотачивались на холмах и состояли из нижнего города и цитадели, имеющую важнейшее значение и состоящую из защитного вала, платформы и стены из сырцовых кирпичей, облицованной снаружи кладкой из обожженных кирпичей. Вся конструкция достигала высоты 18-20 метров; на ней располагались культовые сооружения и залы для собраний. В цитадели Мохенджо-Даро были также размещены главный городской рынок и хранилище, имевшие большое значение для нормальной жизни города, и поэтому привлекавшие повышенное внимание со стороны тех, кто городом управлял. В Хараппе, о которой мы меньше знаем, аналогичные хранилища располагались в нижнем городе - между цитаделью и рекой.[Мортимер]
ИСТОЧНИКИ [ВИ.1] Всемирная история. Том 1. Москва, 1955.
[Носов] Носов К.С. Традиционное оружие Индии. Эксмо, 2011.
[ХЦ] Как погибла Харрапская цивилизация и что привнесли в долину Инда прибывшие арии.
[Мортимер] Мортимер У. Древний Индостан. Раннеиндийская цивилизация. М.: Центрполиграф, 2005 г.