Темежников Евгений Александрович : другие произведения.

Зачем князья ездили в Орду?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    А.Бушков: "Сам Батый, как пишут русские летописи, приглашает его в "Орду" и встречает с почестями". О каких-же почестях пишут летописи?


Зачем князья ездили в Орду?

   Предыдущая глава: Что делал Ярослав Всеволодович до нашествия?
   Сокращения
   АБ - Александр Бушков
   ЕТ - Евгений Темежников
   НФ - Носовский и Фоменко
   АБ: Сам Батый, как пишут русские летописи, приглашает его в "Орду" и встречает с почестями, поставив "первым над князьями" [9.1].
  
   Татищев: "Батый же, воевав и одолев Угры, возвратился в Поле снова обратно; и поставил наместников и властелинов своих по всем градам русским; затем повелел всем князям русским, оставшимся в Руси, прийти к нему и поклониться ему. Когда же приходили князи, тогда прежде повелевал своим волхвам сложить два огня и проводить всех князей русских и с боярами их сквозь огонь, и поклоняться кусту, идолам их, и огню, и от даров, которые приносили хану, часть некую во огонь кидали. И так приводили их к хану, и многие творили повеления его ради славы света сего скоро погибающего" [8.15, ч.3].
   Карамзин: "Батый звал к себе великого Князя. Ослушание казалось Ярославу неблагоразумием в тогдашних обстоятельствах России, изнуренной, безлюдной, полной развалин и гробов: презирая собственную личную опасность, Великий Князь отправился со многими Боярами в стан Батыев, а сына своего, юного Константина, послал в Татарию к Великому Хану Октаю который в сие время, празднуя блестящие завоевания Моголов в Китае и в Европе, угощал всех старейшин народа. Никогда, по сказанию Историка Татарского, мир не видал праздника столь роскошного, ибо число гостей было несметно. - Батый принял Ярослава с уважением и назвал главою всех Князей Российских, отдав ему Киев (откуда Михаил уехал в Чернигов). Так Государи наши торжественно отреклись от прав народа независимого и склонили выю под иго варваров. Поступок Ярослава служил примером для Удельных Князей Суздальских: Владимир Константинович, юный Борис Василькович, Василий Всеволодович (внук Константинов) также били челом надменному Батыю, чтобы мирно господствовать в областях своих" [8.5].
  
   Новгородская 1-я Л: "Того же лета князь Ярослав Всеволодич позван цесарем татарскым Батыем, иде к нему в Орду" [7.1, т.3].
  
   ЕТ: Не приглашён был князь, а позван. Вот каким тоном звали татары русских князей
  
   Софийская 1-я Л: "Мне покорил Бог многы языкы. Ты ли един хочеши не покоритися державе моеи. Но аще хочеши сблюсти ныне землю свою, то приди ко мне, узриши честь и славу царствия моего" [7.1, т.5].
  
   ЕТ: Выражаясь современным языком, позван подписывать капитуляцию и платить контрибуцию.
  
   Казанский Л: "И от того времени обложен и нача первое великий князь Ярослав Всеволодич Владимерский царю Батыю в Златую Орду дани давати, изнеможение видя людеи своих и конечныя ради погибели земля своея, запустение еще же и злобы царевы бояся, и властелеи его варвар насилия терпети не могуще" [7.1, т.19].
  
   ЕТ: С такими же "почестями" Гитлер французов, в Компьенском лесу в 1940 г. принимал и "дал ярлык" Петену на управление Францией, вернее тем, что от неё осталось.
  
   АБ: Отчего то принято считать, что все поголовно русские князья испытывали к "ордынским татарам" лишь враждебность, злость, обиду, ненависть. Правда, при этом не уточняется, откуда это стало известно. Мемуаров князья не оставили [9.1].
  
   ЕТ: Уточняется.
   Ипатьевская Л: "О злее зла честь Татарьская! Данилове Романовичю князю бывшу велику, обладавшу Русскою землею, Кыевом и Володимером и Галичем, со братом си иными странами: ныне сидеть на колену и холопом называется, и дани хотять, живота не чаеть и грозы приходять. О злая честь Татарьская! Его же отец бе царь в Русской земли, иже покори Половецкую землю и воева на иные страны все, сын того не прия чести: то иный кто может приятии? Злоб ибо их и лести несть конца: Ярослава великого князя Суждальского зелием умориша; Михаила князя Черниговьского, не поклонишася кусту, со своим боярином Федором ножем заклана быста" [7.1, т.2].
  
   АБ: Воля ваша, но я в эту чепуху поверить не в состоянии. Поскольку возвращаются все те же проклятые вопросы: почему "ордынцы" нигде, ни в одной стране, завоевание которых им приписывает классическая версия, не относились с таким доверием и радушием к местным князькам? [9.1].
  
   Карпини: "Они посылают также за государями земель, чтобы те являлись к ним без замедления; а когда они придут туда, то не получают никакого должного почета, а считаются наряду с другими презренными личностями, и им надлежит подносить великие дары как вождям, так и их женам, и чиновникам, тысячникам и сотникам; мало того, все вообще, даже и сами рабы, просят у них даров с великою надоедливостью, и не только у них, а даже и у их послов, когда тех посылают к ним. Для некоторых также они находят случай, чтобы их убить, как было сделано с Михаилом и с другими; иным же они позволяют вернуться, чтобы привлечь других; некоторых они губят также напитками или ядом. Ибо их замысел заключается в том, чтобы им одним господствовать на земле, поэтому они выискивают случаи против знатных лиц, чтобы убить их. У других же, которым они позволяют вернуться, они требуют их сыновей или братьев, которых больше никогда не отпускают, как было сделано с сыном Ярослава, некиим вождем Аланов, и весьма многими другими. И если отец или брат умирает без наследника, то они никогда не отпускают сына или брата; мало того, они забирают себе всецело его государство, как, мы видели, было сделано с одним вождем Солангов" [6.8].
  
   АБ: Однако "традиция" нам вещает, что, скажем, ростовский князь Борис Васильевич (1231 - 1277) за 14 лет княжения дважды ездил к Великому хану в Каракорум - да вдобавок восемь раз - в Орду на Волгу! Не князь, а реактивный снаряд! Получается, что всю свою сознательную жизнь, все четырнадцать лет правления он только и делал, что сновал туда сюда, туда сюда: Ростов-Китай, Китай-Ростов, Ростов Орда, Орда-Ростов! Интересно, как же его подданные терпели этакого "путешественника"? То то пребывали в запустении дела, пока князинька долгими годами ездит по степям! История Бориса Ростовского и иные, ей подобные, имеют смысл в одном единственном случае - если Каракорум располагался где то поблизости, на Волге или в Крыму. В этом случае поездка туда отнимала не годы, а недели, и все становится на свои места. Волга или Крым - все таки не край света [9.1].
  
   ЕТ: Однако, "традиция" нам вещает, что, Борис Васильевич был ростовским князем 39 лет (1238-1277). В Орду на Волгу ездил 7 раз (1244, 1245, 1250, 1256, 1257, 1258, 1277). "Наиболее правдоподобным объяснением этих, столь частых поездок (в 1250-е гг.) надо считать догадку Карамзина о том, что князья Северо-Восточной Руси, "Сведав намерение татар обложить Северную Россию, подобно Киевскому и Черниговскому княжению, определенною данию по числу людей, желали отвратить сию тягость, но тщетно" [8.36, т.17, 191-192].
   К Великому хану в Каракорум не ездил НИ РАЗУ, это выдумка. Так что по истории Бориса Ростовского установить местоположение Каракорума нельзя.
  
   Источники и литература
   Продолжение: Кто представлял Батыя на выборах великого хана?
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"