Темежников Евгений Александрович : другие произведения.

Почему монголо-татары одни города разоряли, другие нет?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    А.Бушков: "Прежде всего, пресловутая "дикая орда" действовала с непонятной (но не для нас) избирательностью". В чём причина избирательности?


Почему монголо-татары одни города разоряли, другие нет?

   Предыдущая глава: Требовали ли монголо-татары знатных женщин?
   Сокращения
   АБ - Александр Бушков
   ЕТ - Евгений Темежников
   НФ - Носовский и Фоменко
   АБ: Прежде всего, пресловутая "дикая орда" действовала с непонятной (но не для нас) избирательностью. Волховские князья (обитавшие в Южной Волыни) отчего-то не подверглись разгрому вовсе. Преспокойно присягнули Батыю на верность, и их владения остались в полной неприкосновенности... [9.1].
   Иловайский: "Между владельцами Юго-Западной Руси нашлись такие, которые при самом появлении татар покорялись им, чтобы спасти свои уделы от разорения. Так поступили Болоховские. Любопытно, что Батый пощадил их землю под тем условием, чтобы жители ее сеяли пшеницу и просо на татарское войско" [8.4, т.1, ч.2].
  
   Ипатьевская Л: "Оттуда же пленив землю Болоховьскоую и пожег, оставили бо их Татарове, да им орють пшеницю и проса" [7.1, т.2].
  
   ЕТ: Пожгли таки. Но оставили, получив дань в виде фуража. Ничего необычного. Щадили сдавшиеся города, и не только на Руси.
  
   ВИ: "При осаде городов пощада населению давалась только в случае немедленной сдачи" [8.1, т.3, г.35].
   Архиепископ Пётр: "О соблюдении договоров ответил, что вполне соблюдают договоры с теми, кто немедленно им сдается, отбирая из них воинов, ремесленников для различных служб, нисколько не щадя тех, кто ожидает их натиска" [6.11].
   Ибн ал-Асир: "Когда [неверные] приблизились к Хамадану, к ним вышел раис (староста) города, имея с собой ношу денег и одежд и верховых животных. Они попросили пощадить жителей, и те обещали пощаду. Затем неверные оставили Хамадан" [3.3, 123]
   Ибн ал-Асир: "Жители Балха запросили пощады. Неверные согласились пощадить их, и город был сдан им в 617 (1220) году. Они не учинили ни грабежей, ни убийств, а назначили своего шихну и ушли, отправившись в Заузан, Майманд, Андхой и Фарйаб. Они завладели всеми ими и назначили в них правителей. Их жителям они не причинили зла и горестей, а только забрали мужчин, чтобы те сражались вместе с ними с теми, кто сопротивляется им" [3.3, 123].
   Киракос: "Мудрый ишхан [Джалал], как только узнал о наступлении неверных, собрал всех жителей своей страны в крепость, называемую по-персидски Хоханаберд. И когда [татары] пришли, чтобы осадить ее, и увидели, что взять крепость невозможно, стали предлагать ему заключить с ними дружеский мир. И тот мудро склонился к их намерению. А затем и сам он прибыл к ним с подарками. [Татары], воздав ему почести, вернули ему его владения и даже добавили кое-что, затем приказали ему выходить год за годом вслед за ними на войну и спокойно жить под их властью" [4.1, ф.4].
   Ибн ал-Асир: "Пришли они к Тебризу, в котором (находился) властитель Адзербайджана, Узбек, сын Пехлевана. Он не вышел к ним, да и не помышлял о бое с ними, потому что днём и ночью проводил время с пьяницами, не протрезвляясь, а только послал к ним и замирил их деньгами, одеждами и скотом. Всё это было принесено к ним и они ушли от него" [3.3].
  
   ЕТ: Как мы видим, монголы действительно не трогали города, не оказавшие сопротивления, как и говорит "классическая версия". В последнем случае ни то чтобы присягать, выходить даже не пришлось. Так что про присягу Батыю южноволынских городов это очередной ничем не подтверждённый домысел. Рязани тоже предлагали откупиться.
  
   Новгородская 1-я Л: "И оттоле послаша послы своя, жену чародеицю и два мужа с нею, к князем рязаньскым, просяче у них десятины во всем: и в людех, и в князех, и в коних, во всяком десятое. Князи же Рязаньстии Гюрги, Инъгворов брат, Олег, Роман Инъгоровичь, и Муромьскы и Проньскыи, не впустяче к градом, выехаша противу им на Воронаж. И рекоша им князи: "олна нас всех не будет, тоже все то ваше будет" [7.1, т.3].
  
   ЕТ: Десятина во всём, и в людях тоже, включая князей, и, видимо, княгинь. Это, скорее всего, и возмутило рязанцев.
  
   Источники и литература
   Продолжение: Почему монголо-татары не пошли на Новгород
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"