Темежников Евгений Александрович : другие произведения.

Требовали ли монголо-татары знатных женщин?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    А.Бушков: "Якобы сластолюбивый Батый, прослышав о потрясающей красоте супруги Федора, вызвал его к себе и потребовал привести жену, а когда князь отказался, велел убить и его, и всю его свиту". Могло ли такое быть?


Требовали ли монголо-татары знатных женщин?

   Предыдущая глава: Пострадала ли от нашествия православная церковь?
   Сокращения
   АБ - Александр Бушков
   ЕТ - Евгений Темежников
   НФ - Носовский и Фоменко
   АБ: "Повесть о разорении Рязани Батыем" рисует абсолютно не правдоподобную версию гибели в 1237 г. рязанского князя Федора Юрьевича. Якобы сластолюбивый Батый, прослышав о потрясающей красоте супруги Федора, вызвал его к себе и потребовал привести жену, а когда князь отказался, велел убить и его, и всю его свиту [9.1].
  
   Повесть: "И пришел князь Федор Юрьевич на реку на Воронеж к царю Батыю, и принес ему дары, и молил царя, чтобы не воевал Рязанской земли. Безбожный же, лживый и немилосердный царь Батый дары принял и во лжи своей притворно обещал не ходить войной на Рязанскую землю. Но хвалился-грозился повоевать всю Русскую землю. И стал просить у князей рязанских дочерей и сестер к себе на ложе. И некто из вельмож рязанских по зависти донес безбожному царю Батыю, что есть у князя Федора Юрьевича Рязанского княгиня из царского рода и что всех прекраснее она красотой телесною. Царь Батый лукав был и немилостив в неверии своем, распалился в похоти своей и сказал князю Федору Юрьевичу: "Дай мне, княже, изведать красоту жены твоей". Благоверный же князь Федор Юрьевич Рязанский посмеялся и ответил царю: "Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь". Безбожный царь Батый разъярился и оскорбился и тотчас повелел убить благоверного князя Федора Юрьевича, а тело его велел бросить на растерзание зверям и птицам, и других князей и воинов лучших поубивал" [7.5].
   ЕТ: "Классическая версия" считает это вполне правдоподобным.
  
   Храпачевский: "Это вполне правдоподобно -- монгольские ханы часто требовали и получали (как уже упоминалось в рассказе о войнах с чжурчжэнями и тангутами) знатных принцесс из домов правителей покоренных народов в виде своеобразного знака заключения соглашения о мире и подчинении" [8.18, 129].
   Багратиони: "Кияздан, родственник Чингиз-хана, овладев обширными странами, вступил в Иверию с великими силами, дабы поработить и сию страну под иго жестокого своего властительства. Опустошив большую часть иверских владений, он требовал от царицы Русуданы, чтоб она прислала к нему дочь свою Тамару быть в числе его жен. Угрозы Кияздана побудили царицу отдать ему свою дочь. Тиран обещался не принуждать ее к оставлению христианской веры и, удовольствуясь сею жертвою, вышел из Иверии" [4.9, ф.3].
   Алтан Тобчи: "Бурхан, [владыка] народа хашин, вступил в мирные переговоры, говоря: "Стану твоей правой рукой, отдам свою силу!", - и выслал Чингис-хагану дочь по имени Чахан" [1.3, с.219].
   Юань Ши: "Цзиньский владетель отправил посла добиваться мира и преподнес [Чиигисхану] принцессу Ци го-гу ичжу, дочь Вэйшао-вана, в дар вместе с золотом, шелками, пятьюстами молодыми девушками и юношами и тремя тысячами коней" [2.6, цз.1, 169].
  
   0x01 graphic
  
   ЕТ: Обычай сей отошёл в прошлое не так уж и давно. Наполеон, наголову разгромив Австрийскую империю, потребовал себе в жёны и получил дочку Австрийского императора Марию Луизу. Правда, ему пришлось развестись с Жозефиной, ибо христианская традиция не допускала многожёнства. Китайская же принцесса стала четвёртой женой Чингиса. Это в его духе.
  
   АБ: Чингисхана вела не жажда грабежа, а некая высокая идея [9.5].
  
   ЕТ: Конечно, не грабежа. Его идея куда "выше". Он сам её сформулировал.
  
   Чингис-хан: "[Величайшее] наслаждение и удовольствие для мужа состоит в том, чтобы подавить возмутившегося и победить врага, вырвать его с корнем и захватить все, что тот имеет; заставить его замужних женщин рыдать и обливаться слезами, [в том, чтобы] сесть на его хорошего хода с гладкими крупами меринов, [в том, чтобы] превратить животы его прекрасноликих супруг в ночное платье для сна и подстилку, смотреть на их розоцветные ланиты и целовать их, а их сладкие губы цвета грудной ягоды сосать!" [3.2, т.1, ф.11].
  
   ЕТ: Вот и вся идея. Умри, лучше не скажешь. Чикатилло у кормила власти!
  
   АБ: Самое примечательное, что средневековые татары времен Чингисхана и его сыновей были, полное впечатление, единственным народом, который не практиковал издевательства над пленниками и жителями захваченных городов. Убивать - убивали, что греха таить. А вот какого бы то ни было мучительства избегали [9.5].
  
   РАД: "В той местности, на берегу реки, был огромный лес. Чингиз-хан расположился там и приказал поставить на огонь 70 котлов; в них сварили [заживо] врагов-смутьянов, которых он захватил" [3.2, к.2, ф.5].
   Джузджани: "Когда город Хорезм взяли и народ из города вывели в степь, то он (Туши) приказал отделить женщин от мужчин и удержать всех тех женщин, которые им (монголам) понравятся, остальным же сказать, чтобы они составили два отряда, раздеть их догола и расставить вокруг них тюрков-монголов с обнаженными мечами. Затем он сказал обоим отрядам: женщинам обоих отрядов вступить между собою в кулачный бой. Те мусульманские женщины с таким позором дрались между собою на кулаках и часть дня избивали друг друга. Наконец (монголы) накинулись на них с мечами и всех умертвили" [3.7].
  
   ЕТ: Не мучительство. Обычное "веселье".
  
   НФ: Известны многочисленные примеры того, что "монгольские" ханы были женаты на византийских царевнах. Следовательно, по мнению романовских историков, изнеженные византийские царевны переселялись из своих роскошных дворцов в юрты-палатки диких кочевников. Ведь от Золотой Орды якобы не осталось никаких городов, никаких зданий. Жили, выходит, в палатках, мерзли, ели жесткую конину... [9.3].
  
   ЕТ: Византия в то время, вернее то, что от неё осталось после четвёртого крестового похода, была данником монголо-татар и готова была для самосохранения отдать всё что угодно, включая царевен. И вовсе не романовские историки это выдумали.
  
   Ибн Баттут: "О третьей хатуни (жене хана Узбека). Имя ее Баялунь. Она дочь владыки Константинополя Великого, султана-такфура. Мы зашли к этой хатуни. Она сидела на резном троне с серебряными ножками; перед нею (было) до 100 византийских, тюркских и нубийских девушек, стоявших и сидевших; во главе ее (находились) отроки. Были перед нею (еще) дворецкие из Византийцев. Она расспросила о нашем положении, о нашем приезде, о дальности нашей родины, плакала и находившимся в руках ее платком утирала лицо свое вследствие своей жалости и сострадательности" [3.10].
  
   ЕТ: Плач не плач, а жить надо. А как жили в Орде?
  
   НФ: Одни, кутаясь в шкуры, пили воду и кумыс, другие, облачась в порфиру и виссон, - изысканные вина [9.3].
  
   Ибн Баттут: "О хатунях и порядке их. Каждая хатунь их ездит в арбе; в кибитке, в которой она находится, навес из позолоченного серебра, либо из разукрашенного дерева. Лошади, которые везут арбу ее, убраны шелковыми позолоченными покровами. Возница арбы, который сидит верхом на одном из коней, молодой парень, называемый улакши. Хатунь сидит в своей арбе; на право от нее женщина из старух, называемая улухатунь что значит визирша, а слева также женщина из старух, называемая куджукхатунь что значить хаджиба. Перед нею (хатунью) шесть маленьких девушек, которые называются бенат (дочери), отменной красоты и крайнего совершенства, а позади ее две такие же (девушки), на которых она опирается. На голове хатуни -- бугтак, т. е. нечто в роде маленькой короны, украшенной драгоценными камнями, с павлиньими перьями на верху. На ней (хатуни) шелковая одежда, усыпанная драгоценными камнями, в роде мантии, какую одевают Византийцы... При хатуни (находятся еще) 10 или 15 византийских и индийских отроков, одетых в шелковую, шитую золотом одежду, убранную драгоценными камнями. У каждого из них в руке жезл либо из золота или серебра, либо из дерева, покрытого ими (золотом и серебром). Позади арбы хатуни (следует) около 100 (других) арб. В каждой арбе три или четыре прислужницы, большие и малые, в шелковых одеждах и с шапочками на головах. За этими арбами (едут) до 300 арб, в которые впряжены верблюды и волы. Они везут казну хатуни, ее имущество, одежды, пожитки и съестные припасы... Всякая хатунь (живет) на этот лад" [3.10].
  
   ЕТ: Кушала византийская царевна не одну только конину.
  
   Ибн Баттут: "Угощение, которое подносилось хатуни на каждом привале в этом крае, состояло из конины, баранины, воловины, дуки, кумыса, коровьего и овечьего молока... В числе угощения ей (хатуни) приносили вина, которые она пила, да свиней, которых, (как) рассказал мне один из ее приближенных, она ела" [3.10].
  
   ЕТ: Свиней и вино мусульмане не употребляют, но для византийки делалось исключение. Так что не кониной единой. Хан даже отпустил её домой к папе-императору и она уехала и мужа "пидманула пидвела".
  
   Ибн Баттут: "Ехала с целью навестить (отца) и разрешиться от бремени... Когда находившимся в свите хатуни Тюркам стало ясно, что она (снова обратилась) к вере отцовской и желает остаться при нем (отце), то они попросили у нее позволения вернуться в свою землю" [3.10].
  
   ЕТ: Оставил ли папа у себя блудную дочь, или вернул её мужу, история умалчивает. А может правоверный Узбек-хан был даже рад, избавившись без кровопролития от жёнушки, закусывающей вино свиным салом.
  
   НФ: И наоборот [9.3].
  
   ЕТ: Было и наоборот: монголо-татары принуждали своих вассалов жениться на монгольских принцессах. Отказ также был чреват последствиями.
  
   Бейбарс: "Менгутемир старался женить сына его, султана Масуда, на жене отца его, Урбайхатуни, но Масуд отверг это неслыханное предложение, возмущаясь его безобразием, безнравственностью и уклонением от пути законности, и ему не было другого спасения от нее, как бегство от нее. Он (действительно) и бежал оттуда в сопровождении двух сыновей своих" [3.16].
  
   Источники и литература
   Продолжение: Почему монголо-татары одни города разоряли, другие нет?
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"