Темежников Евгений Александрович : другие произведения.

Пострадала ли от нашествия православная церковь?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    А.Бушков: "В отличие от русских, татары не грабили церкви и не обижали священнослужителей." Правда ли, что этим татары отличались от русских?


Пострадала ли от нашествия православная церковь?

   Предыдущая глава: Были ли покоренные народы на стороне монголов?
   Сокращения
   АБ - Александр Бушков
   ЕТ - Евгений Темежников
   НФ - Носовский и Фоменко
   АБ: Поскольку "Батыем" были Ярослав с Александром, церковь они, понятно, не трогали [9.1].
   АБ: Татары, напоминаю, с почтением относились ко всем религиям и священнослужителей обычно не трогали [9.5].
   Лаврентьевская Л: "Святу Богородицю разграбиша..., и монастырь святаго Дмитрия пожгоша, а прочии разграбиша; а черньци и черници старыя и попы, и слепыя и хромыя и слукыя и трудоватыя, и люди все иссекоша, а что чернец уных и черниц, и попов и попадий и дьяконы и жены их, и дчери и сыны их, то все ведоша в станы свои...
   И убьен бысть Пахоми архимандрит манастыря Рождества святы Богородица, да игумен Успенскый, Феодосий Спасьскый, и прочии игумени и черньци и черници, и попы и дьяконы, от уного и до старца и сущаго младенца" [7.1, т.1].
   Новгородская 4-я Л: "Взя град Переяславль копием, и изби весь, и церковь Архангела Михаила сокруши, и епископа Семиона убиша, и сосуды бесчислевы церковныя, сребряныя и златыя, и драгого камения поимаша" [7.1, т.4].
   АБ: Епископ черниговский загодя уехал в отдаленный городок, как и ростовский епископ Кирилл [9.1].
   Карамзин: "Татары сожгли Чернигов; но хотели отдыха и, через Глухов отступив к Дону, дали свободу плененному ими Епископу Порфирию. Сим знаком отличного милосердия они хотели, кажется, обезоружить наше Духовенство, ревностно возбуждавшее народ к сопротивлению" [8.5].
   Лаврентьевская Л: "Того же лета взяша Татарове Чернигов, князи их выехаша в Угры, а град пожегшее, и люди избиша, и монастыри пограбиша, а епископ Перфурья пустиша в Глухов" [7.1, т.1].
   ЕТ: Так что отнюдь не загодя.
  
   АБ: С рязанским епископом обстоит еще загадочнее -- он уехал... "когда орда окружила град"! [9.1].
  
   Лаврентьевская Л: "Епископа ублюде Бог, отъеха прочь в той год, когда рать оступила град; много же святых церквей огневи предаша, а манастыреве же и села пожгоша" [7.1, т.1].
   Вологодская Л: "А епископа ублюде бог, отъеха прочь в отход, когда рать отступила от града. Множество святых церквей огневи предаша, а монастыреве же и села пожгоша" [7.1, т.26, с.71].
  
   ЕТ: То есть уехал не тогда, когда осадили, а тогда, когда отступили. Видимо спрятался где-нибудь. Впрочем, есть и другое, более позднее сообщение.
  
   Повесть о разорении Рязани: "И пришли в церковь соборную пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами и прочими княгинями посекли мечами, а ЕПИСКОПА и священников огню предали -- во святой церкви пожгли, и иные многие от оружия пали. И в городе многих людей, и жен, и детей мечами посекли. А других в реке потопили, а священников и иноков без остатка посекли" [7.5].
  
   АБ: Есть, правда, одно исключение -- владимирский епископ Митрофан при невыясненных обстоятельствах погиб во время штурма города [9.1].
  
   Ипатьевская Л: "Епископу же преподобному во церковь убегшу, со княгинею и детьми, и повеле нечестивый огнем зажещи: ти тако душа своя предаша в руце Богу" [7.1, т.2]
   Лаврентьевская Л: "Епископ Митрофан, и княгыня Юрьева с дочерью и с снохами и со внучаты, и прочиие княгини, Володимеря с детьми, и множество много бояр и всего народа людий затворилися в церкви Богородица, и тако огнем без милости запалена быша. И помолился боголюбивый епископ Митрофанъ..., и тако скончашася. Татарове же силою отвориша двери церковныя, и видеша овы огнем скончашося, овы же оружием до конца смерти предания; явятую Богородицю разграбиша, чюдную икону одраша, украшену златом и серебром и каменьем драгым, и манастыри все и иконы одраша, а ины поимаша, и кресты честныя и ссуды священныя и книги одраша"[ 7.1, т.1].
  
   ЕТ: Так что обстоятельства смерти Митрофана выяснены, так же, как и факт разграбления церквей и убийств священников.
  
   АБ: В отличие от русских, татары не грабили церкви и не обижали священнослужителей. Погибших во времена Батыева нашествия русских священников можно пересчитать по пальцам - причем их смерть последовала в горячке боя, при том, что большая часть татарских воинов была безграмотным простонародьем, попросту не способным опознать русского попа [9.5].
  
   ЕТ: В новой редакции уже не один, а по пальцам, и то случайно, по неопытности.
  
   Повесть о разорении Рязани: "... а священников и иноков без остатка посекли" [7.5].
   ЕТ: Неужто, у автора пальцев больше, чем во всей Рязани священников и иноков?
  
   Источники и литература
   Продолжение: Требовали ли монголо-татары знатных женщин?
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"