Темежников Евгений Александрович : другие произведения.

Что такое орда?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    А.Бушков: "Вы никогда не задумывались, что означает само слово "орда"? В поисках ответа я для начала закопался в глубины польского языка". Может для начала стоит закопаться в глубины других языков?


Что такое орда?

   Предыдущая глава: Были ли у кочевых народов города?
   Сокращения
   АБ - Александр Бушков
   ЕТ - Евгений Темежников
   НФ - Носовский и Фоменко
   АБ: Вы никогда не задумывались, что означает само слово "орда"? В поисках ответа я для начала закопался в глубины польского языка.
   ЕТ: Ещё бы в глубины японского закопался. Слово изначально тюрское: "от тюрк. ordu - лагерь, дворец хана". [http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/41079]
   Чан Чунь: "Мы вступили в становище и тут оставили телеги; на южном беpегу были тысячи телег и юpт... Оpда, по-нашему сказать, походный двоpец. Колесницы и юpты оpды имеют величественный вид; такого великолепия не было у дpевних Шаньюй" [2.5].
   Бридия: "Стойбища кана и принцев называются по-тартарски орды. Городов они не имеют, но в различных местах они устраивают стойбища [наподобие городов]. Есть у них один город, который называется Каракарон, возле которого наши братья были в полдня пути, когда они находились в Желтой Орде, то есть лучшем дворе императора" [6.15].
   Рубук: "Отсюда двор на их языке называется ордой, что значит середина, так как он всегда находится по середине их людей, за исключением того, что прямо к югу не помещается никто, так как с этой стороны отворяются ворота двора" [6.9].
  
    []
   Рис.1. Передвижение Орды
  
   Павел Иовий: "Вместо городов имеют они обширные становища, не обведенные ни рвами, ни насыпями, но защищаемые бесчисленным множеством всадников, вооруженных стрелами. Татары разделяются на орды; это слово на их языке значить собрание народа в одно целое, на подобие Государства. Каждою ордою управляет особенный вождь, избираемый по знатности рода или по воинским доблестям... Татарских орд, как известно, находится бесчисленное множество, ибо Татары владеют обширными степями, простирающимися до самого Китая (Cathayum), знаменитой страны на берегах Восточного океана" [6.17].
  
   НФ: По свидетельству Сигизмунда Герберштейна, немецкого дипломата XVI века, автора "Записок о Московитских делах", "орда... на их языке значит собрание или множество" [9.3].
  
   Герберштейн: ""Орда" же на их языке значит "собрание" или "множество". Впрочем, всякая орда имеет свое название, а именно: Заволжская, Перекопская, Ногайская и многие другие" [6.24, 7].
   ЕТ: Дипломат Герберштейн владел польским, не закапываясь в его глубины, но приводит таки татарское толкование слова орда.
  
   НФ: Нельзя не отметить очевидную близость слов "орда" (Рать) и русско-украинского "рада", то есть "совет", а также "ряд = порядок". [9.2].
  
   ЕТ: Забавное совпадение с днём нынешнем. Украинсая Рада это стало быть Орда.
  
   НФ: Орда -- это, говоря современным языком, русское войско, армия [9.1].
   НФ: Орда - это старое русское слово, означающее крупное воинское объединение, рать. В доромановские времена русские вооруженные силы подразделялись на орды [9.3].
   НФ: Однако еще в XVII веке употребление этого слова было другим. Оно означало просто "войско", Рать [9.3].
  
   ЕТ: Никогда слово орда не употребляется русскими для обозначения русского войска.
  
   НФ: В самом деле, откроем "Словарь русского языка XI-XVII веков" на слово "орда"... Таким образом, слово "орда" в значении "войско" с успехом применялось по отношению к шведским и к немецким войскам. И, естественно, к русским [9.3].
  
   ЕТ: В самом деле, открываем и читаем.
   http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_13.pdf
  
   ОРДА, ж. 1. Ханская ставка; столица, центр государства кочевников.
   2. Название крупных тюркских и монгольских феодальных государств и союзов кочевых племён, прежде всего Золотоордынского государства (XIII-XV вв.).
   3. Военно-племенная организация у кочевников; племя кочевников вообще.
   4. Воинство; воинственный народ, племя.
  
   ЕТ: В четвёртом значении употребляется только когда речь о врагах. Так же как слово "полчища", слово "орда" несёт негативный оттенок. Например, статья в "Красной звезде" от 30.10.41 начинается словами: "Дикие немецко-фашистские орды убийц и насильников терзают нашу родную прекрасную землю".
   С немецкой стороны, не к ночи помянутый доктор:
   Геббельс: "Эта война носит превентивный характер, и она воспрепятствовала тому, чтобы дикие большевистские орды вторглись в Европу и опустошили её".
   ЕТ: Ни в одном из выступлений Геббельс не назвал Вермахт ордой.
  
   НФ: Но, оказывается, И РУССКИЕ ВОЙСКА ТАКЖЕ НАЗЫВАЮТСЯ ОРДОЙ!. Причем, не где-нибудь, а в знаменитой "Задонщине". Вот, например, что говорят Мамаю после его поражения на Куликовом поле: "Чему ты, поганый Мамай, посягаешь на Рускую землю? То тя била ОРДА Залеская" [9.2].
  
   ЕТ: Почему не сказано, кому принадлежат эти слова в "Задонщине"?
  
   Задонщина: "И молвили ему фряги: "Что же это ты, поганый Мамай, заришься на Русскую землю? Ведь побила теперь тебя орда Залесская" [7.14].
  
   ЕТ: Оказывается, так говорят фряги, западноевропейские колонисты в Крыму, сражавшиеся на стороне Мамая, что от читателей пытаются скрыть. Сам автор "Задонщины" русское войско именует иначе.
  
   Задонщина: "То стучит могучая рать великого князя Дмитрия Ивановича...
   А воеводы у нас надежные, а дружина в боях испытанная...
   рази, князь великий, со своей храброй дружиной поганого Мамая-хиновина" [7.14].
  
   ЕТ: Подведём итог. Орды, в первом смысле - центры политической власти, походные ставки. Города - центры ремёсел и торговли, подчиняются ордам, платят им дань. Курултаи проводятся не в городах, а в ордах. Поэтому Карпини с Поляком не были в Каракоруме, о котором знали лишь понаслышке.
   Карпини: "Там нет селений, а также и каких-нибудь городов, за исключением одного, который слывет довольно хорошим и называется Каракарон, но мы его не видели, а были почти за полдня пути до него, когда находились в Сыр-орде, каковая является главным двором их императора" [6.8].
  
   ЕТ: Зато Рубруку посчастливилось в нём побывать, куда он отправился из орды Менгу-хана.
   Рубрук: "Толмач пришел к нам и сказал: "Мангу-хан жалеет вас и дает вам сроку пробыть здесь два месяца; тогда пройдет сильный холод. И он поручает передать вам, что здесь вблизи, в десяти днях пути, есть хороший город, по имени Каракарум. Если вы желаете отправиться туда, он сам прикажет доставить вам необходимое; если же вы желаете остаться здесь, вы можете это, и получите необходимое. Однако вам трудно будет ездить вместе со двором" [6.9].
   ЕТ: То есть хан предпочитает орду городу.
  
   АБ: Якобы (Угедей) потомок кочевников, кочевую жизнь он отчего-то терпеть не мог - и занимался градостроительством на широкую ногу [9.5].
  
   ЕТ: Откуда взята нелюбовь Угедея к кочёвкам неизвестно. Строить города не означает жить в них постоянно. В Юань-ши ежегодные записи о передвижениях Угедея [2.6, цз.2]. Каждое лето он "спасается от жары", и каждый раз в разных местах.
   РАД: "В течение семи лет [Угедей] наслаждался жизнью и развлекался; передвигался с летовок на зимовки, с зимовок на летовки радостный и счастливый и постоянно был поглощен различными наслаждениями с красивыми женами и луноликими пленительницами сердец" [3.2].
  
   ЕТ: Но было ли у кочевников оседлые жители?
   Греков: "Численно кочевая часть Улуса Джучи, быть может, и не преобладала над оседлой, однако в области политической она играла первенствующую роль" [8.3].
   Хакимов: "В середине XIII в. большинство населения Золотой Орды, включая его правящую элиту, вело кочевой образ жизни. Иностранные путешественники застали Бату-хана в степном лагере, хотя он основал свою столицу Сарай на Волге. К XIV в. правящая элита начала оседать в городских центрах. Время правления Берке-хана может быть обозначено как начало отказа от кочевого образа жизни, хотя даже Узбек-хан не вел полностью оседлую жизнь" [8.27, с.17].
   Ибн Батут: "Потом поехал я в табор Султана, который был тогда на месте, называемом Биш-Таг (пять гор) и вскоре достиг орды его, или лагеря... Там увидели мы целый движущийся город, с улицами, домов, мечетями и кухнями; по повелению Султана Мугаммеда, мгновенно все останавливается на том месте, где он велит. Султан Узбек весьма могущ" [3.10].
   Барбаро: "Лишь только правитель остановился, они сразу же раскидывают базары, оставляя широкие дороги. Если это происходит зимой, то от множества ног животных образуется величайшая грязь; если же летом, то величайшая пыль. Тут же, немедленно после того, как поставлены базары, они устраивают свои очаги, жарят и варят мясо и приготовляют свои кушанья из молока, масла, сыра. У них всегда бывает дичина, особенно же олени. В их войске есть ремесленники -- ткачи, кузнецы, оружейники и другие, и вообще есть все необходимые ремесла. Если бы ты спросил меня: "Они, значит, бродят, как цыгане?" -- я отвечу отрицательно, так как -- за исключением того, что их станы не окружены стенами, -- они представляются [нам] огромнейшими и красивейшими городами" [6.21].
  
   ЕТ: Таким образом, степные государства это сосуществование оседлого городского и кочующего сельского населения.
   Герберштейн: "Они [не остаются долго на одном и том же месте и] считают большим несчастьем длительное пребывание в одном месте. Поэтому иногда, рассердившись на детей [и призывая на них тяжкое несчастье], они обычно говорят им: "Чтоб тебе как христианину все время сидеть на месте и наслаждаться собственным зловонием!" Поэтому, стравив пастбища в одном месте, они со стадами, женами и детьми, которых везут с собой на повозках, переселяются в другое. Впрочем, живущие в городках и городах следуют другому образу жизни" [6.24, 7].
  
   ЕТ: Можно провести параллель с западноевропейским феодализмом, при котором города были центрами ремёсел, тогда как замки в сельской местности были политическими центрами, а основная масса населения жила в деревнях. У кочевников правители жили не в замках, а в ордах - сосредоточениях военной силы, и получали дань с городских ремесленников.
   Карпини: "В земле Саррацинов и других, в среде которых они являются как бы господами, они забирают всех лучших ремесленников и приставляют их ко всем своим делам. Другие же ремесленники платят им дань от своего занятия. Все посевы они убирают в житницы своих господ; однако те отпускают им семян, а также столько хлеба, сколько им вполне достаточно для продовольствия; другим же каждому они дают на день хлеба на вес, но очень немного, а также не уделяют им ничего другого, как небольшую порцию мяса трижды в неделю. И они делают это только для тех ремесленников, которые пребывают в городах" [6.9].
  
   НФ: Сегодня мы привыкли к тому, что слово "Орда" может относиться лишь к толпам диких кочевников [9.3].
  
   ЕТ: "Мы привыкли", видимо, сказано в узком смысле: "Мы, Носовский и Фоменко, привыкли...". Потому что широкие слои населения привыкли к другому смыслу этого слова. В Великую Отечественную миллионы уходили на фронт с песней "Вставай страна огромная", призывающей к бою с "проклятою ордой". Никому в голову не приходило, что сражаться предстоит с "толпами диких кочевников".
  
   Источники и литература
   Продолжение: Как долго ехать до Каракорума?
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"