АБ: "Некто Филипп, приор провинции Святой земли доминиканского ордена, - пишет современный историк, - принимая желаемое за действительное, отписал в Рим, что христианство господствует везде на монгольском востоке". Почему же - "принимая желаемое за действительное"? Так и обстояло. "Монгольским востоком" была Русь, вполне христианская страна [9.1].
ЕТ: Христианство отнюдь не было прерогативой европейцев и действительно было распространено на Востоке и не только на Руси. Но какое это было христианство?
"Усилиями миссионеров несторианство было широко распространено среди иранских, тюркских и монгольских народов Центральной Азии, Великой степи и Кавказа, в том числе, осетин, хорезмийцев, согдийцев, тюркютов, хазар, половцев, каракитаев, кереитов, меркитов, найманов, уйгуров, карлуков, киргизов... В 635 г. несторианство проникло в Китай, первые императоры династии Тан (Тай-цзун и Гао-цзун) покровительствовали несторианам и позволяли им строить церкви. Несторианство проникло даже в Японию. Таким образом, несторианство в древности стало самой распространённой (как по территории, так и по количеству исповедующих) формой христианства. Проникло несторианство и в Индию".
Рис.1.
ВИ: "Знатная верхушка племени кераитов ещё в начале XI в. приняла христианство несторианского толка" [8.1, т.3, г.35].
"Как сообщает арабский историк Абу-ль-Фарадж бин Харун, кереитский хан обратился в 1007 г. к несторианскому митрополиту в городе Мерв с просьбой принять его в христианскую веру вместе с народом. Хан при крещении получил имя Маргуз (Мэргус, Мархус, Маркус, Марк), всего было крещено около 200 тысяч человек. С учётом детей и стариков численность кереитов в начале XI века можно примерно определить в 400 тысяч".
РАД: "У них [кераитов] были уважаемые государи из своих племен. В то время в тех пределах они имели больше силы и могущества, чем другие племена. До них дошел призыв Иисуса, - мир ему! - и они вступили в его веру" [3.2, к.1, ф.3].
АБ: Нужно уточнить, что среди монголов было много христиан [9.1].
ЕТ: Нужно ещё уточнить, что христиане-монголы были в основном несторианами, что обнаружил Рубрук.
Рубрук: "В 15 городах Катайи живут несториане и имеют там епископа в городе по имени Сегин... Несториане там ничего не знают. Они произносят свою службу и имеют священные книги на Сирийском языке, которого не знают, отсюда они поют, как у нас монахи, совершенно не знающие грамоты, и отсюда они совершенно развращены. Прежде всего они лихоимцы и пьяницы; некоторые из них, живущие вместе с Татарами, имеют даже, подобно Татарам, многих жен. Входя в церковь, они подобно Саррацинам, моют себе нижние части тела, в пятницу едят мясо и, по Саррацинскому обычаю, устраивают в этот день попойки. Редко бывает в этих странах епископ, может быть, едва один раз в пятьдесят лет. Тогда они заставляют его поставлять в священники всех младенцев, даже в колыбели, отсюда все мужчины их - священники. И после этого они женятся, что совершенно противно учению святых отцов, и бывают двоеженцами, так как и священники, по смерти первой жены, берут другую. Все они преданы симонии, не исполняя даром ни одного таинства. Они озабочены судьбою своих жен и малюток, почему стараются не о расширении веры, а о наживе. Отсюда случается, что, когда некоторые из них воспитывают каких-нибудь сыновей знатных Моалов, то, хотя и учат их Евангелию и вере, однако своей дурной жизнью и страстями скорее удаляют их от закона христианского, так как жизнь самих Моалов и даже Туинов, то есть идолопоклонников, более невинна, чем жизнь этих священников" [6.9].
ЕТ: То есть, католик Рубрук считает несториан хуже идолопоклонников! Он сетует о судьбе пленных христиан.
Рубрук: "Тогда там было большое количество христиан: венгерцев, аланов, русских, георгианов и армян, которые все не видали причастия с тех пор, как были взяты в плен, так как несториане сами не хотели допускать их к себе в церковь, если те не перекрестятся снова так, как они говорили" [6.9].
ЕТ: Также и Сартака Рубрук считает лжехристианином.
Рубрук: "Что касается до Сартаха, то я не знаю, верует ли он во Христа, или нет. Знаю только, что христианином он не хочет называться, а скорее, как мне кажется, осмеивает христиан. Именно он живет на пути христиан, тo есть Русских, Валахов, Булгаров Малой Булгарии, Солдайнов, Керкисов и Аланов, которые все проезжают через его область, когда едут ко двору отца его, привозя ему подарки; отсюда он тем более ценит христиан. Однако, если бы явились Саррацины и привезли больше, их отправили бы скорее. Он имеет также около себя священников несториан, которые ударяют в доску и поют свою службу" [6.9].
Доминиканский монах: "Хотя те называются тартарами, много в их войске лжехристиан и команов, которых по-тевтонски мы называем вальвами" [6.3].
ЕТ: Команы или вальвы это по русски половцы, а по своему кыпчаки. А вот лжехристианами как раз и именовали несториан, преданных анафеме.
ЕТ: В 1287 г. ильхан Аргун послал в Рим уйгура-несторианина Раббан Саума, который посетил также Францию и Англию. Вот что он сказал кардиналам в Риме.
Раббан Саум: "Узнайте, отцы, что многие наши отцы шли в земли монголов, тюрок и китайцев и проповедовали. Теперь многие монголы христиане; из числа царских детей, цариц есть крещеные и исповедующие Христа. И с ними в их лагере есть церковь. Они очень уважают христиан, и многие из них верующие. У царя же, так как он состоит в дружбе с мар католикосом, есть желание взять Палестину и области Сирии, и он просит у вас помощи для взятия Иерусалима. Поэтому он избрал и послал меня, потому что я христианин и у вас будет доверие к моим словам" [1.18, 1].
ЕТ: Далее был диспут, который выявил различия в вере католиков и несториан. Это выходит за рамки нашей темы.
НФ: Мусульманство первоначально, как хорошо известно, было христианским течением - несторианством [9.3].
ЕТ: Вам это действительно "хорошо известно"? А вот побывавшим у татар это не то чтобы было "хорошо известно", а вообще неизвестно. Они прекрасно различали несториан и мусульман (сарацинов).