Темежников Евгений Александрович : другие произведения.

Известны ли истории государства кочевников?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    А.Бушков: "Истории и впрямь неизвестны случаи, когда рассеянные на огромных пространствах кочевники вдруг создали бы если не могучее государство, то могучую армию, способную завоевывать целые страны". Так ли это?


Известны ли истории государства кочевников?

   Начало: Монгольская империя. Что известно всем?
   Сокращения
   АБ - Александр Бушков
   ЕТ - Евгений Темежников
   НФ - Носовский и Фоменко
  
   АБ: Истории и впрямь неизвестны случаи, когда рассеянные на огромных пространствах кочевники вдруг создали бы если не могучее государство, то могучую армию, способную завоевывать целые страны. За одним-единственным исключением - когда речь заходит о "монголо-татарах"... Как справедливо замечал Морозов, нет в мировой истории примеров создания кочевниками государств или разгрома государств чужих [9.1].
  
   ЕТ: О гуннах во главе с Атиллой я узнал в 5-м классе школы. Впрочем, в новой книжке, автор, не отрицая государства в западных степях, по-прежнему, отрицает их в восточных.
  
   АБ: Поскольку у монголов не было ровным счетом никаких традиций государственности... [9.5].
  
   ЕТ: ... поэтому давайте поговорим о восточно-азиатских степях.
  
   Эрджен Хаара: "На север от Великой китайской стены и Туркестана, в современной Монголии и южной степной полосе Сибири в XIII в. возникает Монгольская держава. Быстрое образование обширной кочевой империи в истории Средней Азии не представляет чего-либо необычайного. Приводившие к такому результату народные движения вызывались различными причинами, преимущественно экономического характера, и при условиях кочевого быта быстро распространялись на тысячи верст, охватывая целый ряд племен и народов, пока не встречали какие-нибудь труднопреодолимые естественные преграды. Такие среднеазиатские державы образовались во II и в IV вв. - первой была империя гуннов, второй - тюркская империя, но обе они ограничились объединением кочевых народов и захватом только немногих культурных областей, всегда находившихся под ударами кочевников" [8.21].
  
  
   Империя гуннов []
   Рис.1. Империя гуннов
  
  
   Тюркский каганат []
   Рис.2. Тюркский каганат
  
   Трепавлов: "Объединение большей части народов евразийских степей в политический союз (позднее в государство) происходило неоднократно. Сложившаяся задолго до основания Монгольской империи культурная общность номадов служила материальной основой лёгкой и быстрой консолидации. Вероятно, можно говорить даже о непрерывном существовании тенденции к объединению, зародившейся ещё в скифскую эпоху. Именно материальный критерий называл хуннский шаньюй, говоря в 176 г. до н.э. ханьскому императору: "Итак, все народы, натягивающие лук, оказались объединёнными [нами] в одну семью... И монголы, и тюркоязычные найманы, и, вероятно, остальные кочевые обитатели Центральной Азии считались одним "народом", у которого должен быть один хан. Значит, в предимперские времена здесь бытовала концепция объединения, подобная хуннской, возникшая в условиях культурной общности номадов и продиктованная необходимостью совместной защиты родовых стойбищ...
   Монгольская государственность развилась на своей собственной основе, явилась плодом общественного развития в Центральной Азии XII - начала XIII в. Но её форма, в отличие от содержания, была традиционной, т.е. существовала в виде институтов, уже апробированных в кочевых державах раннего средневековья. Наиболее заметное влияние на её генезис оказали традиции древнетюркских и Уйгурского каганатов VI-IX вв". [8.16, с.46].
  
  
   Уйгурский каганат []
   Рис.3. Уйгурский каганат
  
   ЕТ: Обсуждение кочевых государств, предшествовавших Монгольской империи, выходит за рамки обсуждаемого вопроса. Интересующихся отсылаю к книге Паркера. "Татары. История возникновения великого народа" [8.12], где рассказано обо всех домонгольских каганатах.
  
   АБ: Вы поверите, что кочевники бедуины из аравийских степей однажды отправились бы завоевывать Южную Африку, дойдя до мыса Доброй Надежды?... Разумеется, все это -- чистейшей воды вздор. Однако, если сопоставить расстояния, выйдет, что от Монголии до Адриатики "монголам" пришлось бы пройти примерно столько же, сколько аравийским бедуинам -- до Кейптауна... Не просто пройти, уточним -- по дороге еще и захватить несколько крупнейших государств того времени: Китай, Хорезм, опустошить Грузию, Русь, вторгнуться в Польшу, Чехию, Венгрию... [9.1].
  
   ЕТ: Именно "кочевники-бедуины из аравийских степей однажды отправились" завоевывать другие страны. К мысу Доброй Надежды не пошли, нечего им там делать. Но до Пуатье во Франции и до Сыр-Дарьи в Средней Азии дошли. Расстояние не меньшее. Не просто прошли, уточним -- по дороге еще и захватили несколько крупнейших государств того времени: Сасанидский Иран, большую часть Византийской империи, Армению, Хорезм, Вестготское королевство в Испании, вторглись в королевство Франков. Сражались одновременно с франками и с китайцам, которые друг о друге не ведали.
  
  
   Походы арабов []
   Рис.4. Походы арабских бедуинов
  
   АБ: Обычно кочевые народы, не имеющие территориальной привязки, держатся небольшими группами, изредка нападая на соседей [9.1].
  
   Греков: "Древнерусская летопись (Лаврентьевская и Ипатьевская) полна рассказов о частых набегах кочевников половцев на русские земли. Типичными могут быть признаны следующие слова летописи по Лаврентьевскому списку о 1093 г.: "Половци воеваша много, и возвратишася к Торцьскожу и изнемогоша людье в граде гладомь, и предашаяся ратным; половци же, приимше град, запалиша и огнем, и люди разделиша". В другом месте, под 1094 г., читаем: "Хрестьян изгублено бысть, а друзии полонени и расточени по землям". Едва ли есть у нас основания не доверять летописи в ее утверждении о множестве половецких набегов... Постоянные набеги кочевников - явление обычное. Путем набегов кочевники добывают себе добро (добычу), которое входит заметной статьей в систему их "хозяйства". Летопись полна сообщениями об уводе большой добычи в виде разнообразного имущества, в том числе скота, и людей" [8.3].
  
   ЕТ: На приведённой иллюстрации видно, как "небольшими группами, изредка" венгерские кочевники терроризировали всю Европу, пока не осели.
  
  
   Набеги венгров []
   Рис.5. Набеги венгерских кочевников на Европу
  
   АБ: При том, что у кочевника есть одно несомненное преимущество, хранящее его от любых причуд оседлой власти, вообще не понравившейся ему власти: мобильность. На то он и кочевник. Пришелся не по нраву самозванный хан - собрал юрту, навьючил коней, усадил жену, детей и старую бабушку, взмахнул плеткой - и подался за тридевять земель, откуда добыть его чрезвычайно затруднительно [9.1].
  
   ЕТ: За тридевять земель живут другие люди, которые считают эту землю своей и ей чужаков с их скотом не нужно.
   ВИ: "Каждый род, каждое племя имели свои, более или менее твёрдо закреплённые за ними, районы кочёвок, в границах которых происходила смена пастбищ... Объединения племён найманов, кераитов, тайчжиутов и других беспрестанно нападали друг на друга с целью захвата пастбищ и военной добычи: скота, рабов и другого богатства" [8.1, т.3, г.35].
  
   ЕТ: Это было до Чингис-хана. При нём принята яса, привязавшая всех людей.
   Джувейни: "А еще яса такая: чтобы никто из тысяч, сотен или десятков, к которым он приписан, не смел уходить в другое место, или укрываться у других, и никто того человека не должен к себе допускать, а если кто либо поступит вопреки этому приказу, то того, кто перебежит, убьют всенародно, а того, кто его укрыл, ввергнут в оковы и накажут. Посему никто чужого к себе допускать не может" [3.1].
   Бридия: "Все стойбища устанавливаются и перемещаются по повелению кана; поскольку он сам определяет места для вождей, которые [в свою очередь назначают места] для тысячников, а они -- для сотников, а те -- для десятников" [6.15].
   Рубрук: "Они не имеют нигде постоянного местожительства и не знают, где найдут его в будущем. Они поделили между собою Скифию, которая тянется от Дуная до восхода солнца; и всякий начальник знает, смотря по тому, имеет ли он под своею властью большее или меньшее количество людей, границы своих пастбищ, а также где он должен пасти свои стада зимою, летом, весною и осенью. Именно зимою они спускаются к югу в более теплые страны, летом поднимаются на север, в более холодные" [6.9].
  
   АБ: Вот подходящий пример: когда в 1916 г. царские чиновники чем то особенно допекли кочевников казахов, те преспокойно снялись и откочевали из Российской империи в соседний Китай. Власти ( а речь идет о начале двадцатого века! ) просто напросто не смогли им помешать и воспрепятствовать! [9.1].
  
   ЕТ: А вот другой подходящий пример.
   ВИ: "Один из монгольских феодалов в 40-х годах XV в. жаловался минскому императору, что от него самовольно ушли в Китай 1500 аратских семейств. Минский император вернул их обратно "законным владетелям" [8.1, т.3, г.35].
  
   ЕТ: Это было после освобождения Китая из-под монголов, когда у китайцев ещё на прошла ненависть к ханам. А что было тогда, когда перед ними все трепетали? Например, часть половцев признала власть монголов, а часть нет, и откочевала на Русь. Что сделали монголы?
   Новгородская 1-я Л: "Прислаша послы, к русскым князем: "се слышимъ оже идете противу нас, послушавше Половьц; а мы вашеи земли не заяхом, ни город ваших, ни сел ваших, ни на васъ придохом, не придохом богом пущени на холопы и на конюси свое на поганыя Половче; а вы възмите с нами мир; аже выбежать к вам, а биите их оттоле, а товары емлите собе: занеже слышахом, яко и вамъ много зла створиша; того же деля и мы бием"" [7.1, т.3].
   ЕТ: Русские не вернули беглых "холопов и конюхов". В итоге война, Калка, разгром и опустошение. Аналогичное требование было предъявлено венгерскому королю.
  
   Батый: "Узнал я сверх того, что рабов моих куманов ты держишь под своим покровительством; почему приказываю тебе впредь не держать их у себя, чтобы из-за них я не стал против тебя. Куманам ведь легче бежать, чем тебе, так как они, кочуя без домов в шатрах, может быть, и в состоянии убежать; ты же, живя в домах, имеешь замки и города: как же тебе избежать руки моей?" [6.1].
   ЕТ: Белла не испугался, в итоге вскоре пришлось магистру Рогерию писать "Горестную повесть о разорении Венгерского королевства татарами" [6.14]. В XX в. нравы смягчились и страх пропал, да и в 1916 г. царская власть уже на ниточке висела, фронт еле держался, только войны с Китаем тогда не хватало. Да и в самом Китае в это время революция со всеми вытекающими последствиями - анархии и развала. Поэтому, пример не подходящий.
  
   АБ: Сомнительно, что Чингиз-хан сумел сплотить дикие кочевые народы и заставить их завоёвывать мир - это значило, что они должны были отказаться от кочевой жизни. Уж очень странные мотивы появились у кочевников - бросить свои семьи, и по какой-то причине ехать вдаль завоевывать им вряд ли нужные земли [9.1].
  
   ЕТ: Не только не странно, а по-иному и быть не могло. При огромной рождаемости и экстенсивном ведении хозяйства равновесие среди степных племён с высокой рождаемостью поддерживалась высокой смертностью в межплеменных войнах каждого с каждым. Вот как образно рассказывает о тех временах детям Чингис-хана Коко-Цос:
   ССМ: "Небо звездное бывало, поворачивалось - вот какая распря шла всенародная.
   На постель тут не ложилися, все добычей поживлялися.
   Мать широкая земля содрогалася - вот какая распря шла, всеязычная.
   В одеяло тут не кутались, все мечами переведывались.
   Друг на друга всяк посягал, вольной волею никто не живал.
   В общей свалке ли кому уйти, в смертной сече ли кому сдобровать?" [1.1]
  
   ЕТ: Да ещё китайцы "контролировали" рост народонаселения степи.
   Мэн-да бэй-лу: "Главарь [государства] Гэ Юн стороной узнал об этом и с тревогой сказал: "Татары непременно явятся бедствием для нашего государства!" И тогда отдал приказ срочно отправить войска в жалкое захолустье и истребить их. Через каждые три года посылались войска на север для истребления и уничтожения [татар], и это называли "сокращением совершеннолетних"" [2.2].
  
   ЕТ: После объединения было запрещено убивать друг друга, "сокращение совершеннолетних" прекратилось, смертность резко уменьшилась, а рождаемость осталась прежней. Произошёл демографический взрыв, за пару десятилетий выросло огромное количество воинственных молодых людей, а при многожёнстве, ещё и холостых. Без расширения жизненного пространства вовне, в степи просто начался бы голод.
  
   АБ: Стоит напомнить, что настоящих кочевников практически нигде и никому не удавалось "посадить на землю" - ни бедуинов, ни пуштунов... [9.1].
  
   ЕТ: Бедуин по определению арабский кочевник (бадави - обитатель пустыни). Как только он осел, он перестаёт быть бедуином, но не перестаёт быть арабом. Нынешние арабы - жители городов, потомки бедуинов. Да и предки жителей Уланбатора тоже когда-то кочевали, как и жителей Будапешта. Так что очень даже удавалось.
  
   Греков: "Основная масса их (половцев) вела кочевой образ жизни; однако половцы были уже охвачены в некоторой своей части процессом перехода на оседлый земледельческий-труд. Да иначе и быть не могло. Известно, что кочевники, находясь в состоянии феодализирующегося общества, в районах, смежных с земледельческой полосой, переходят на оседлое состояние. Таковы факты истории Семиречья и Хорезма. В первом случае мы имеем интересный процесс оседания кочевников -- тюркешей, огузов, карлуков и других -- в IX-- XI вв., сопровождающийся отюречением согдийского оседлого населения. Во втором, т. е. в Хорезме, мы наблюдаем тот же процесс оседания кочевников огузов (туркмен), с одной стороны, и кыпчаков, с другой" [8.3].
  
   НФ: В наши дни почти невозможно представить, что это государство в Средние века было одним из могущественнейших агрессоров, завоевавшим "полмира" и простершим свое влияние вплоть до Западной Европы и Египта! Остается только предположить, что эта могущественная империя каким-то странным образом деградировала. В рамках скалигеровской истории в этом нет ничего удивительного. Такого рода факты и их интерпретации скалигеровская версия истории нам предлагает довольно часто: падение и исчезновение Вавилонского царства, падение Римской империи, одичание Европы в темные Средние века и т. п. [9.2].
  
   ЕТ: Давайте огласим весь список. Развал Испанской колониальной империи, над которой "не заходило солнце", развал раскинувшейся на трёх континентах Османской империи, развал крупнейшей европейской Австро-Венгерской империи, развал Российской империи, развал самой большой в истории человечества Британской колониальной империи, наконец, развал Советского Союза на пике военного могущества. Или тоже невозможно представить? Я в СССР родился, и мне тогда невозможно было представить, что он распадётся. А он распался, вопреки здравому смыслу. И деградацию я на своём родном заводе своими глазами вижу, есть что с чем сравнивать: как было раньше, и как стало сейчас. Так что никаких странностей, всё как всегда, и Скалигер тут ни причём. Это скорее философский закон отрицание отрицания, спирального развития. Да и странно слышать такое от авторов, по версии которых раньше в мире была одна единственная империя, которая вдруг распалась.
  
   Источники и литература
   Продолжение: Почему монголов именовали татарами?
  
  

Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"