Тедеев Дмитрий Юрьевич : другие произведения.

Искусства смерти, несущие мир

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Заметка в сокращённом виде опубликована в газете "Луганская правда" в 2000г. Здесь представлена более полная версия

Искусства смерти, несущие мир

  
   - Бить или не бить? Возможно ли овладеть боевыми искусствами без реальных контактных боев с полным сопротивлением противника?
   - Сначала неплохо определиться, что такое "боевое искусство" и что такое "реальный бой". В традиционном понимании "боевым искусством' является искусство ведения реального смертельного боя, обычно с использованием холодного оружия, искусство убивать и не быть убитым. В старину "реальный бой" означал смерть, поэтому при обучении бои обычно не проводились. При этом старые школы воспитывали очень умелых бойцов, ведь человек знал, что от уровня его подготовки будет зависеть его жизнь и жизнь его близких, поэтому выкладывался при обучении полностью. В наше время "боевыми искусствами' все чаще называют просто различные виды спорта, а `реальными баями" - спортивные поединки с неизбежными ограничениями. Разумеется, чтобы достичь успеха в спорте, нужно готовиться под правила именно этого вида спорта, и бои тут нужны. Правда, "реальность" таких боев очень условна. Действительно реальный противник редко стремится к соблюдению спортивных правил, противников этих может оказаться несколько, у них может быть оружие и т. д. И случаи, когда спортсмены, в том числе контактных видов, погибали, например, от ножа пьяного хулигана (с которым запросто разделались бы на ринге или татами), далеко не единичны. Айкидо является боевым искусством в традиционном понимании, т. е. искусством выживания в смертельно опасной ситуации, а не спортом. Реальные бои на тренировках не проводятся. Вместо этого изучаются и отрабатываются действия в различных опасных ситуациях, которые могут возникнуть в жизни.
   - В чем отличается отношение к тренеру у них и у нас?
   - На Востоке сенсей - это Учитель, он не просто тренер, он учит жизни. На западе сенсей - это чуть ли не прислуга, человек, которому заплатили, наняли, и поэтому он обязан сделать некую работу, научить чему-то. У нас отношение бывает разное, чаще ближе к западному.
   - Почему ритуалы восточных видов единоборств не прижились на нашей земле?
   - Наши люди неохотно делают то, в чём не видят практического смысла. Отношение к занятиям у нас обычно не как к священно действию, а как к спортивным тренировкам. Рационализм, скептицизм у нас довольно сильны, и это, на мой взгляд, не так уж плохо. Наших не очень-то заставишь слепо копировать ритуал, механически, как дрессированные обезьяны совершать некие сложные и непонятные действия.
   Но некоторые элементы ритуала, имеющие несомненное практическое значение, у нас всё же прижились. Например, в Айкидо ритуал выполняется, но осмысленно. Для того, чтобы выразить уважение к традициям, создать благоприятную атмосферу на тренировке, ввести себя в нужное состояние.
   - Что вообще мы делаем не так, как они?
   - Меньше внимания уделяем духовной практике, традициям, более критично относимся к своим учителям, больше стремимся не к самосовершенствованию, а к самоутверждению. Трудно сказать, хорошо это или плохо. Мы не лучше и не хуже их, мы просто другие. - Ваше мнение: "Они отдают нам все, что знают", или нет? Что главное, что они нам не дают?
   - Я не замечал, чтобы японцы что-нибудь намеренно скрывали от нас. По-моему, они дают нам то, что мы готовы воспринять на нашем уровне, давать больше этого просто нет смысла. - Есть ли какая-то легенда о восточных боевых искусствах, которая вам особенно запомнилось? - Мне нравится легенда о двух мечах. Оба меча окунули в ручей, и листья, медленно плывущие по нему, как только наталкивались на лезвие первого меча, рассекались надвое. Но ни один лист не столкнулся со вторым мечом, все проплывали мимо невредимыми. В этом один из принципов Айкидо: владея смертоносным оружием, постарайся удержаться от его применения.
   - В боевых искусствах очень интересная тенденция: 50% идут в силовые органы (ФСБ, МВД, прокуратуру, спецподразделения), 50% - в криминал. В чём причина?
   - Я такой тенденции совершенно не усматриваю. Не так уж много восточников стремится в силовые структуры, а в криминал - вообще редчайшие случаи. Это исключение, а не тенденция. В Айкидо очень большой процент людей творческих, гуманитарных профессий: врачи, преподаватели, художники, музыканты. Истинное боевое искусство несёт в жизнь мир, добро, гармонию, но вовсе не насилие.
   - Эмоции в бою, как и какие Вы воспитываете у своих учеников?
   - в бою чем меньше эмоций, тем лучше, эмоции в бою, даже положительные, искажают восприятие ситуации, мешают быстрой и точной её оценке. Тренироваться же лучше, особенно детям, с ощущением радости, весёлого азарта. Стараюсь поддерживать соответствующую атмосферу на тренировках.
   - Когда ученик уходит и уводит часть спортсменов, образуя самостоятельный клуб - Ваша реакция?
   - Положительная. Если ученик уходит или даёт себя увести, значит что-то его в моём клубе серьёзно не устраивает. Он всё равно уйдёт рано или поздно, так что чем раньше, тем лучше. Больше времени и внимания смогу уделить тем., кто больше в этом нуждается, кому нравится заниматься именно у меня, которых интересует в Айкидо то же, что и меня.
   - Есть такая инициатива - детприёмники закрепить за школами боевых искусств. Ваше мнение - это даст обществу больше положительных фактов или отрицательных?
   - Ничего это не даст обществу, ни положительного, ни отрицательного. Беспризорные дети - это следствие болезни общества, а не его причина. Говорить о нравственности детям, которым безнравственное общество переломало судьбы, это всё равно, что объяснять жертве, как и какую пользу она может принести своему палачу. Этим детям не помешали бы силы в неравной борьбе с безнравственным обществом, но приёмы, к примеру, каратэ, здесь мало помогут.
   - Ваше мнение, что более реально на улице против 2-3 и более соперников - бокс, борьба, дзюдо, каратэ, рукопашка, айкидо?
   - Реальнее всего - спринтерский бег. А если убежать невозможно, то шансы уцелеть зависят не столько от стиля, сколько от уровня подготовки, психологического настроя.
   - Вы проводили какие-нибудь проверки ученика, испытания? Если да, то какие?
   - Регулярно провожу аттестации у детей. Для них это - серьезный экзамен. Проверяются не только знания технических приемов, но и навыки выживания в опасной ситуации, например, при нападении 2-3 человек, умение держать под контролем ситуацию вокруг себя, психологическая устойчивость, выносливость и т.д.
  
   Вопросы задавал Владимир Кутовой

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"