Удивительная культура индейцев майя, создавших величественные архитектурные сооружения и поражающий точностью календарь, но не знавших ни гончарного круга, ни колеса, возникла среди мрачных лесов Центральной Америки, простирающихся по берегам реки Усумасинты. Белокаменные города с великолепными дворцами, пирамидами и храмами, украшенными цветными каменными рельефами, колоннами и иероглифическими надписями, просуществовав несколько столетий, были постепенно оставлены жителями. Их развалины, покрытые землей и глиной, обвитые лианами и поросшие кустарником, надолго затерялись в глубинах девственного леса, кишащего ядовитыми змеями, скорпионами и москитами. А индейцы майя, начиная с V века н. э., начали переселение на Юкатан, где воздвигли новые города, еще более пышные и величественные - Чечен-Ицу, Кабах, Ушмаль, Тулум и другие, к настоящему времени успевшие, как и те, покинутые ими раньше, превратиться в развалины.
Что же заставило индейцев майя, бросив обжитые места, двинуться в нелегкий путь через горы, леса и болота? Тайна заброшенных городов, похороненных в непроходимой сельве, до сих пор не раскрыта. Археологи выдвигают разные гипотезы - их ровно столько, сколько и самих майяологов. Самая романтическая принадлежит юкатанскому автору Хосе Диас Болио. По его мнению, майя шли... навстречу солнцу.
Древние индейцы майя были солнцепоклонниками. Их жрецы именовали себя служителями солнца, а имя правителя Тулума - города Рассвета - было "Солнечный лик".
По индейской легенде, когда-то очень-очень давно на земле жила супружеская пара - Солнце и Луна. Как и древнегреческие боги, они были подвержены человеческим страстям и слабостям. Однажды серебряная Луна изменила мужу, за что он в гневе выбил у нее один глаз. Поэтому, переселившись на небо, Луна стала светить намного слабее своего божественного супруга. Но, даже покинув землю, эта супружеская чета не перестала ссориться. Когда их ссоры становятся особенно бурными, происходят затмения.
Солнце, посылающее свои животворные лучи на землю, освещающие и согревающие ее, - одно из главных божеств майя. Индейцы верили, что наше светило, совершая ежедневный путь по небосклону, страшно устает. Единственное, что могло восстановить его утраченные силы - это человеческая кровь; и они не жалели крови для своего бога. Майя изобретали все новые и новые способы жертвоприношений. Приведу описание одного из них, пожалуй, самого изощренного.
Четыре жреца, разрисованные синей краской (синий цвет - символ жертвоприношения), поднимались на вершину жертвенной пирамиды и клали живого человека на жертвенный камень. Один из жрецов каменным ножом вскрывал ему грудь и, вырвав из нее еще живое, трепещущее сердце, струей сильно бьющей крови окроплял алтарь. Потом он сбрасывал тело вниз, где другие жрецы снимали с трупа кожу и надевали ее на себя.
Пожалуй, можно согласиться с тем, что люди, приносившие своему божеству такие ужасные жертвы, были способны покинуть обжитые города и двинуться на восток только ради того, чтобы оказаться как можно ближе к нему. А Хосе Диас Болио был убежден в этом. По его утверждениям, индейцы верили, что на Юкатане они смогут найти место, где рождается солнце. Жители этого полуострова и сейчас готовы подтвердить, что Юкатан - единственное место в Центральной Америке, где восход можно наблюдать ежедневно.
И все же самая восточная точка на территории древних майя находится не на Юкатане, а на лежащем рядом острове Косумель. Индейцы называют его Ах-Кусамиль-Петен - "Остров ласточек". Этот остров почитался древними майя как ни одно другое священное место их земли. Дальше за ним, на восток - до самого горизонта - простираются только воды Карибского моря.
Благодаря Жаку Кусто, остров Косумель со второй половины прошлого века стал известен всему миру. Знаменитый исследователь океанских глубин был поражен красотой его подводного мира и снял там несколько документальных фильмов.
Остров Косумель представляет собой вершину подводной горы и поднимается над водой всего на три метра. Его подводная часть покрыта живописными цветными кораллами, между которыми снует множество тропических рыбок. Также там обитают большие зеленые мурены, барракуды, скаты и черепахи. Вода изумительно прозрачна, а ее температура в течение года почти не изменяется. Поблизости находится Паланкар - подводный риф с тихими отмелями, черными кораллами, желтыми трубчатыми губками, пещерами и расщелинами, - по величине он уступает только Большому барьерному рифу в Австралии.
Не удивительно, что на Косумель отовсюду съезжаются любители подводного плавания. Но пляжи, отели и дайвинг-клубы расположены только на западном побережье и занимают лишь незначительную территорию. Остальная территория, принадлежащая Национальному Парку, покрыта густым непроходимым лесом и населена лишь лисами и броненосцами. Заросли скрывают десятки майяских храмов, отданных на откуп разрушительному действию времени. В отличие от материковых храмов, эти постройки невелики по размерам, и архитектура их очень проста - они представляют собой прямоугольные сооружения с единственным входом. В старину к этим крохотным святилищам стекались тысячи паломников со всех концов майяского мира, чтобы поклониться своим богам. На Косумеле молились не только солнцу, но и "Богине с ногами ласточки", "Богу с луком", а также богине Иштель, супруге великого бога Ицамны. Богиня Иштель была защитницей женщин и материнства. На острове находились десятки ее скульптур и посвященных ей храмов, а также единственный майяский оракул, где она через жрецов прорекала желающим будущее. Множество молодых индеанок посещали остров, чтобы испросить защиты у своей покровительницы.
За маяком у мыса Селараин, на восточном побережье Острова ласточек, находятся развалины храма "Пять ворот". Почему этому сооружение дано такое название - неизвестно, так как у храма всего лишь один вход. Возможно, оно имеет какое-то символическое значение.
В отличие от других местных святилищ, сооружение имеет второй этаж, над которым высится свод в виде гигантской каменной раковины, окруженный четырьмя настоящими морскими раковинами. Острие свода направлено вверх - к солнцу, а изображенный на нем виток спирали, по-видимому, призван символизировать движение светила по небу.
Точка, где стоит храм "Пять ворот", находится ближе всех других точек острова к той стране, куда так упорно стремились индейцы майя. Фасад храма обращен на восток - к месту рождения солнца.
Когда его желтый диск появляется над краем горизонта, и сияющие лучи касаются поверхности вод, море начинает сиять, словно в его глубине зарождается новое светило. В эти торжественные минуты, как и много столетий назад, храм "Пять ворот" озаряется изумительным ярким светом.
Но этого чуда уже никто не видит. Современные индейцы забыли свою историю. Берег пуст, и лишь маленькие попугайчики резвятся в развалинах покинутого святилища.