Аннотация: Это поиск глубокой сути мультика "Ежик в тумане"
Ироническо-философский трактат Ёжик в тумане
В Мультфильме "Ёжик в тумане" образ главного героя - Ёжика, это типичная русская душа, находящееся в постоянном творческом поиске, неуверенная, блуждающая в тумане. Даже само имя Героя Ёжик в уменьшительно ласкательной форме, говорит об отношении автора к герою как очень маленькой и незаметной своей внешностью личности, но с богатым внутренним миром.
Ёжик идет не пустой, в руках у него узелок, это говорит о некой наполненности душевного состояния Героя, которым он спешит поделится. В узелке лежит баночка малинового варенья к чаю, ассоциирующееся с домашним теплом и уютом. Именно этими добродетельными качествами наш Герой собирается наполнить дом его близкого друга Медвежонка. Само то, что пугливый Герой начинает это нелегкое путешествие говорит об одиночестве Ёжика, о его тяге к общению, во время чаепития. Ведь не за чаркой вина, а именно, во время чаепития рождаются философские разговоры о бытие, символ это пересчет звезд в ночном небе, ведь звезда это как бы незыблемые истины мироздания, которые постигают Ёжик и Медвежонок. Все это говорит об уважение героя к традициям восприятия, и стремление осмысленно следовать им и вести за собой других.
Не смотря на то, что цель Ёжика заранее известна это Медвежонок, который звучными призывами постоянно, во время путешествия Ёжика, напоминает об этом главному герою, дыбы он погруженный в свои естествоиспытательские размышления о натуральности сущего, не сбился с пути, это голос дружбы, помогающий в трудную минуту. Начало размышлений мы четко видим в момент встречи Ёжика с Большой белой лошадью. Лошадь это предвестник, страж у ворот, пред заходом в таинственный мир тумана. Лошадь это соединяющее звено мира реального и ирреального, она находится в обоих мирах одновременно, голова над туманом, а ноги тонут в нем. Лошадь медленно, пережевывает траву, спокойно созерцая окружающею действительность, так как она житель обоих миров, для неё уже нет тайн, в этом причина ее спокойствия.
Первое, яркое размышление героя выражается фразой, "Интересно, а лошадь захлебнется, если ляжет спать в тумане". Говорит нам о том, что причина возникновения размышлений Герою неизвестна, она пугает его, он боится войти в туман, даже в первые секунды хочет повернуть обратно, но тяга к неизведанному медленно влечет Ёжика в глубины тумана, и он погружается в него...
Густой туман, это нечто иное, как размышления Героя, в котором то и дело появляются и исчезают образы, вначале расплывчатые затем все более материализующиеся, иногда наш Герой пытается убежать от них, или просто зажмурится, что бы они прошли мимо. Дубовый листок опускающийся в туман пред Ёжиком до смерти испугал ого, но подробно изучив данное явление Герой понимает что, не надо боятся, не все так страшно в это расплывчатом мире, он вооружается инструментом изучения в виде веточки, это прообраз палки-копалки первого известного инструмента первых ученых, и постепенно подходит к огромному старому Дубу.
Дуб это образ древнего архаичного философа, который навечно поселился в ирреальном мире грез, чтобы ничто не отвлекало его от размышлений от приближения к вечности, пребывая в постоянной медитации, он разучился двигаться, говорить понятным для всех языком. Общение с приходящими в его мир, Дуб налаживает с помощью мыслеобразов, которые, посылает одиноким путникам, стараясь донести до них, истину которую постиг. Этим посланием и был сухой лист, некий прообраз папирусного манускрипта, таким глубокомысленным способом Дуб, приветствовал Ёжика, предвещая их встречу, так как он уже заранее знал, что это произойдет, знал зачем Ёжик зашел в туман и когда выйдет. Но Ёжик не понял пророчества, не понимая символического языка Дуба, языка этого мира.
Но чем больше находится Герой в тумане, тем больше он освобождается от страха, осваивается в этом мире непонятного, сливается с ним. Но расслабляется здесь нельзя, об этом Ёжику несколько раз напоминает летучая мышь.
Из неоткуда появляется следующий образ - Филин фрико-подобное абсолютно безумное, не кем и нечем неудержимое существо. Филин это не что, иное, как отражение сумасшедших мыслей Героя, которые по прошествии первого страха знакомства с туманом, попятам следуют за ним, эти мысли должны были возникнуть в мире, без четких границ и очертаний где психика Героя подвержена сильному давлению извне. И Ёжик поддается этим безумным мыслям, увидев колодец, символ неисчерпаемого начала мира ведь именно вода порадела туман, он ведомый безумием и эйфорией от освоения нового, кричит в колодец "Аа" и слушает эхо, не обращая внимания, на многозначность появления этого символа в его размышлениях. Ёжик передразнивает полет мотылька, мимолетных мыслей не связанный с основной направленностью размышления. Но тут же осуждает крик в колодец своего двойника сумасшедшего фрика Филина, говоря "Псих!" и разводя руками, как бы говоря "Что я могу поделать с ним он сумасшедший". Мы видим, Герой обладает замечательным качеством, взглядом на себя со стороны и глубоким самоконтролем он осуждает свое временное помешательство, но пока не знает, что с этим делать.
Из состояния помешательства Ёжика выводит внешний фактор, шумное приближение Чего-то большого, и героя, наконец, одолевают все страхи сразу, начинает метаться по туману и теряет свой узелок, то есть состояние эйфории быстро сменяется ужасом осознания одиночества в этом мире. Он вспоминает, что он маленький, и беззащитный Ёжик. Происходит резкий процесс отрезвления от бредовых мыслей, и осознание потери своей ноши, того чем он собирался поделится с другом. Ежик начинает судорожно искать узелок, но горечь потери смешанная со страхом постепенно нарастает, и в этот переломный момент к не шумно приближается То огромное, что испугало его, Ёжик зажмурился и приготовился к самому худшему... Но Это оказалась охотничья собака, образ личности ангела хранителя этого мира, бескорыстно служащей и знающий как к кому помочь, эффектно приходящий в самое нужное время, обнюхав Ёжика собака уходит в туман и возвращается с утерянным узелком Ёжика, возвращая герою его цель и суть путешествия. Но наш Герой уже находится в паническом состоянии, он так и не решился посмотреть своему ангелу-хранителю в глаза, и не поблагодарив за подарок сделанный Собакой бросается наутек.
Перед ним мелькают все предыдущие образы, как перед смертью проходит перед глазами вся жизнь, Герой и думает, что это смерть, он уже не управляет своими мыслями, а мысли правят ним, заставляя совершать непонятные движения.
Так он неожиданно для себя попадает в Реку. По началу Ёжик думает что это река отделяющая живых от мертвых. Но эта река является как символ бренного течения жизни. Она подхватила его и понесла. Герой уже почти перестал размышлять, расслабился, доверившись реке, и не заметил появления еще одного образа - большой рыбы, хранителя реки провожатого в этом текучем мире. Герой уже почти распрощался с жизнью, и хранитель явился из темных глубин реки, что бы вернуть Ёжику жизнь и проводить его по ней. Хранитель мысленно заговорил с Ёжиком, чтобы не пугать его, своим присутствием, и Ёжик услышал чужие мысли, неожиданно для себя, он почти осознал, причину появления всех образов Тумана, и то чему научился там, в тумане... Рыба предложила подвезти Ежика, и он поблагодарил её. После чего Рыба хранитель исчезла в реке.
Наш герой наконец-то добрался до домика своего друга. Медвежонок это образ такой гостеприимной простой души, "Рубахи-парня", нуждающегося в мудрых друзьях, таких как Ёжик, который подобно сталкеру уходит в неведомое, чтобы вынести сокровенное и поделится с другими. Но в этот раз Ёжик зашел слишком далеко, он почти перешел грань сознания, почти стал безумным, а потом чуть не погиб.
Медвежонок изливает свое гостеприимство на лучшего друга, но Ёжик не слышит его, он осознал Туман, понял, что и почему, и его манит туда обратно. Он размышляет, а как там лошадь в тумане, как рассказать, объяснить все Медвежонку, поймет ли он, зачем Ёжику нужно вернуться в туман.
И они начинают считать звезды...