Чекмарев Владимир : другие произведения.

Байки Измайловского Вернисажа, Век Двадцатый

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Дорогие жители Москвы, а особенно районов Гальяново и Измайлово, всем вам безусловно известен такой яркий уголок нашего города, как знаменитый Измайловский Вернисаж. Вот небольшая "Вернисажная" летопись XX и XXI веков нашей Эры.

 []

БАЙКИ ХХ ВЕКА



      Дорогие жители Москвы, а особенно районов Гальяново и Измайлово, всем вам безусловно известен такой яркий уголок нашего города, как знаменитый Измайловский Вернисаж. Вот небольшая "Вернисажная" летопись XX и XXI веков нашей Эры.

       
 []

        БАЙКА ПЕРВАЯ. ДЕКОРАТИВНОЕ ДЕКАЛЬТИРОВАНИЕ

        Когда началась Перестройка, мы увидели многое, о чем раньше даже и думать не могли. Например, робко объявившееся частное предпринимательство, стыдливо называемое Коопераций, вызывало кучу эмоций, от явного неприятия до любопытства, переходящего в глубокий интерес. Одной из новаций был Измайловский вернисаж, о нем и пойдет рассказ.

        Я в то время был уже на гражданке и работал начальником АХЧ в одном из Московских НИИ. И когда в один прекрасный день дверь моего кабинета открылась, и я увидел возвышено-бледное от внутренних страданий лицо моего друга Александра, то понял, что-либо он опять раздумал (решил) жениться либо подвигнулся поменять философскую ориентацию "Утомленного интеллигента", на что-нибудь более грубое, вроде психотипа поручика Ржевского ...
      Оказалось, третье! Мой бедный друг связался с кооператорщиками! Как вы наверняка помните, так называли тогда кооператоров и иже с ними. В устах кухонно-диванной интеллигенции это прозвище носило презрительный оттенок. Была помню в ходу фраза - "Я лучше дома буду сидеть, чем Сникерсами торговать". Так вернемся к проблемам моего приятеля...
        Один дальний родственник Александра, наладил выпуск деколей для кухонных емкостей, т.е. переводные картинки с надписями: Соль, Перец, Пшено, Маца, Кореандр, сушеная пыльца дикой выхухоли и.т.д.
      Александру вручили пачку этих изделий и предложили их распродать, получив процент с продажи и на этом разбогатеть. Сашка решил сделать это на Вернисаже, но один идти туда стеснялся и решил привлечь меня, дабы хоть какое-то время кто-то свой смог постоять рядом с ним и при случае поддержать огнем и маневром. Мне было интересно посмотреть Вернисаж, тем более с этой стороны мушки, и я согласился, но как истинный хозяйственник подумал о рекламе, и мы засели за изготовление оной.
        Сначала мы решили придумать слоганы, тем более за примерами далеко ходить было не надо, мы сразу вспомнили похожие вирши Маяковского, и работа закипела (Армянский коньяк так же присутствовал в нужном количестве). Получилось конечно скорее по Стругацким (вот по дороге едет ЗИМ им я буду задавим), но что вышло, то и вышло ...

        Коль на банке для продуктов ярко светится деколь, вы не спутаете сахар, крупы, пряности и соль !

        В банках все найти сумеешь, коль деколь туда наклеишь !

        У кого есть три рубля - покупайте деколя !

        Деколь это компас в кухонном море,
      наклеишь и больше не знаешь горя !

        Чтоб изгнать из сердца боль, покупайте наш деколь !

        Наклеил деколь и заботы прочь, продукты всегда обеспечены. Мужчина! Скорее купи деколь - отличный подарок для женщины !

        Трое скинутся по рублику и уйдут друзьями, потрясая публику сдвижными деколями !

        Тетя Маша, дядя Коля, не уйдите без деколя !

        Когда мы закончили эти бессмертные творения, увидев которые Владимир Маяковский сжёг бы от зависти Окна РОСТа, мы приступили к переработке инструкций по применению деколей. Ибо простому человеку было бы сложно догадаться, что куда и как с этим дивайсом творить.

      Название придумал Сашка, а в стихотворную форму все это безобразие привел Ваш покорный слуга.

        Да... Напиши я эти строфы в году 1837, Пушкин был бы жив, ибо прочитав мои стихи Дантес, выстрелил бы в меня, а не в потомка Арапа Петра Великого.

        Итак... Инструкция по декоративному декольтированию

        Придя домой возьми деколи, нарежь и в воду опусти
        Потом секунд через сто двадцать, деколи к банкам приложи
        Прижавши пальцем сей рисунок, ты нежно, словно лепесток
        Основу тихо вынимаешь и твой деколь на банке... СТОП!
        Нельзя сейчас же в эту банку пшено и сахар засыпать
        Деколь он нежен, хоть и ярок, деколю нужно подсыхать
        Вот через час деколь подсохнет и банки будут полный сюр
        И сыпь туда чего угодно, соль, сахар или корм для кур

        Подписали мы этот апофеоз рекламной поэзии, весьма скромно:
        Панаев (Скобичевский) и Скобичевский (Панаев).

        И вот наступил день дебюта. Субботним утром, мы явились на Вернисаж и влились в пестрые ряды его участников. Народ там кстати был весьма пестрый и интересный. Вокруг нас находился следующий контингент:

        Дядя Лёша (сотрудник НКВД на пенсии) - продавал кукольных лохматых разноцветных гусениц на веревочках (мы называли их Враги народа);

        Евгения Ивановна (Старший научный сотрудник из какого-то института) - торговала лично вышитыми салфетками (Весьма эстетичными);

        Берримор* (Хиппарь, с ним постоянно была соответствующая девица, возможно даже одна и та же, но цвет волос спорадически менялся. А такая постоянная отличительная черта, как фингал, присутствовала, то под левым глазом, то под правым, а то и под обоими) - продавал значки с двусмысленными надписями. Самым ходовым был значок с "Василием Блаженны", с подписью "Поле Чудес";

        "Я" Зеленый (Поэт, поменявший фамилию в паспорте на "Я" и красящий пряди волос в зеленый цвет) - продавал свои стихи, а если их не покупали раздавал даром;

        Иконщик Федя (всегда пьяный и громогласный, у него все время было лицо человека, который выпил больше чем мог и меньше чем хотел) - торговал самописными иконами**;

        Вот в такой пестрый микрокосм попали мы с моим другом Александром. Мы встали слева от входа на Аллею, и прикрепили плакат с инструкцией прямо на колонне входной арки, Шурик робко развернул в дрожащих руках веер деколей и процесс пошел. Около нас сразу сгрудился народ, но интересовали их увы не деколи моего друга, а инструкция по декольтированию. Успех был полный, некоторые люди даже записывали полюбившиеся им отрывки. Но сами деколи, неблагодарная публика, почему-то покупать не спешила, видимо в толпе была напряженка с дядями Колями и тетями Машами.

        Надо сказать, что в то время у меня было хобби. Я строил пластиковые модели бронетехники масштабом 1 : 32 и больше, получалось вроде не плохо (ко мне даже приезжали с телевидения). И несколько готовых моделей мне не очень нравились, а так как на Вернисаже вовсю продавались игрушки-самоделки, я взял с собой эти не кондиционные модели. Короче, у Шурика купили одну деколь, у меня смели все танчики, оставив взамен четверть моего оклада. И я, умножив эту сумму на 8 выходных в месяц, глубоко задумался и безмерно загрустил. Так закончился наш первый визит сюда...

        Но главное это то, что на Вернисаже нам понравилось и мы решили туда захаживать и случалось тут много забавного и даже немного грустного, были "Пепелацы имени господина ПЖ", "Веселые могендовиды" и многе другое, но это будет уже совсем другая история про Маугли, удава Каа и медведя Балу

        ПРИМЕЧАНИЯ

        *Берримора прозвали Берримором, за рассказанный им анекдот, про то как Берримор кормит Сэра Генри пориджем. Короче - "ПОРИДЖ СЭР"

        **Иконщик Федя, прославился фразой - "Ты что не веришь что этот Святой лука XVII века? Я же его всю ночь рисовал!

        
 []

        БАЙКА ВТОРАЯ. КОТ МАХМУД И ВЕСЕЛЫЕ МОГЕНДОВИДЫ

        Как я уже когда-то писал, в конце восьмидесятых годов, мой приятель Саша и я, стали завсегдатаями Измайловского вернисажа и вот еще одна из историй того времени...

        На Вернисаже тех лет люди торговали в основном своими картинами и ремесленными поделками и ходили туда не столько ради прибытка, сколько ради общения. У Вернисажников тех времен, считалось классом, выставлять нечто такое, чего нет ни у кого. Я, начав с нескольких показавшихся мне неудачных танчиков, из моей самопальной коллекции, был поражен тем насколько они успешно были расхватаны публикой и продолжил в том же стиле, ну в смысле почти в том же. То есть имея кучу отходов от изготовленных ранее моделей, я стал лепить из них придуманных мною лично монстров и это очень хорошо катило. Трое моих наиболее верных адептов, даже стали собирать коллекции из моих поделок и активно конкурировали между собой. Тем более, что каждая из моих поделок была единственной в своем роде. Особенно мне запомнился восьми башенный КВ-1000.
        Но тут и Шурик сказал свое веское слово, затмившее историю с деколями. Вычитав в Юном Технике, конструкцию некоего забавного девайса, он проработав всю ночь, выдал на гора первую партию. Его кот, по кличке Махмуд, принимавший естественно самое бурное участие в производстве, выйдя утром на двор, был принят сидевшими на лавочке старушками за как минимум кота Баскервилей, настолько он был перемазан красками, являвшимися частью технологического процесса...
      А технология производства " забавных катышков" (курсив мой). Была следующей...

        Надо было сваять из фольги пилюлю, величиной с две фаланги пальца гражданского половозрелого мужчины с высшим образованием. Разместить внутри оной пилюли маленький шарик от подшипника, который и был секретным движителем игрушки, а потом для пущего дизайна эту пилюлю покрасить. Главной проблемой был естественно кот Махмуд. Он искренне хотел помочь хозяину и помощь это была многоликой. Во-первых, простодушно-коварное животное решило, что будет очень весело смахнуть на пол баночку с подшипниками и что благодарный Саша, который естественно всю жизнь мечтал собирать по всей квартире раскатившиеся шарики, в благодарность выдаст любимому зверику много сметаны и рыбы. В процессе покраски, Махмуд решил помогать хозяину выбирать цвета красок, для чего был опрокинут ряд пузырьков с оными. Когда несчастное животное было отлучено от разноцветных пузырьков, кот решил, что будет очень весело прыгать со шкафа на любимого хозяина, в тот момент когда он шепча неприличные словосочетания, раскрашивал свои дивайсы.
        Некоторая проблема была с ассортиментом красок, ибо белой было больше всего, но Измайловский Леонардо нашел решение...
        Ампулы были покрашены в белый цвет, а потом были орнаментованы разноцветными точками и полосками, что придало им вид огромных муравьиных яиц.
        Заключительным штрихом, был апофеоз верности и преданности милого животного именуемого котом. Неустрашимый Махмуд отважно спас хозяина от группы непонятных пестрых предметов, зловеще затаившихся на листе бумаги и бывшими естественно образцами готовой продукции. Несчастное животное, на своей шкурке поняло, что далеко не всегда Героев награждают за подвиги, бывает оказывается, что за подвиги и наказывают. Вот и помогай людям после этого.

        И вот наступил день премьеры на Вернисаже. Разноцветные овальные сфероиды, радостно блестели на солнце и при прикосновении к ним, выделывали абсолютно не предсказуемые кульбиты. Для пущего эстетизма, они были размещены в большой старой доброй советской банке из-под черной икры. Правда Берримор, будучи с бодуна, подкрепленного парой пива, пристал к Александру с вопросом, мол почему часть игрушек раскрашены в цвета флага Израиля, но данная критика была признана не конструктивной. Гости Вернисажа по достоинству оценили забавную игрушку и некоторые даже её покупали, потом поток посетителей спал и часть народа (и Шурик в том числе), потянулась за прохладительными напитками. И тут к нашей точке подошла некая строгая дама и брезгливо указав маникюром на паюсную банку с Сашкиными творениям, поинтересовалась, а что это за безобразие?
        На её беду рядом из наших был только Берримор, который как уже намекалось выше был похмелен и благостен (благостность его была заметна по тому, что сегодня у его пассии практически не было фингалов). И Берримора как говориться понесло...
        Он объяснил тетеньке, что это яйца израильских гигантских муравьев, чрезвычайно редких и запрещенных к вывозу из земли обетованной животных. В Израиле их ценят за расцветку повторяющую израильский флаг и за чрезмерное жизнелюбие, ибо муравьи эти размножаются непосредственно внутри яиц и сейчас он это докажет. В доказательство свои слов Берримор встряхнул баночку с "муравьиными яйцами" и они стали радостно ползать, подпрыгивать, переворачиваться и предаваться прочим акробатическим изыскам, исключительно за счет металлических шариков внутри, а никак не за счет инстинктов размножения...
        Народ уже вернулся и закончил хохотать над рассказом довольного Берримора, а испуганный визг невольной любительницы мирмекологии, все еще доносился откуда-то из далека.

        Р.С. Сашкины творения, весь Вернисаж теперь называл не иначе как - "Весёлые могендовиды".

        Р.Р.С. Тетенька напуганная Берримором, оказалась чиновницей из райисполкома, посланной на разведку. Чиновники узнал, что на их территории, появились люди, которым весело и интересно жить и которым вдобавок наплевать на власть бюрократии. И задумали эти чиновники, кару страшную... Но это будет совсем другая история, о Бандерлогах, Ширхане и других обитателях Измайловских джунглей

        
 []

        БАЙКА ТРЕТЬЯ. КОТ БЕГЕМОТ РАБОТЫ САЛЬВАДОРА ДАЛИ

        Измайловский Вернисаж настолько расцвел, и приносил столько радости хорошим людям, что чиновники просто не могли остаться в стороне от такого безобразия. После того как плоды творчества Александра, не без помощи Берримора, до полусмерти напугали разведчицу из райисполкома, Советская власть нанесла по зеленому ростку свободного искусства и предпринимательства ответный удар. Чиновники вытащили на свет бумагу по которой на Вернисаже могли торговать только члены свободного Союза Художников "Битца". Перестройка была уже в конце разгара, брожение умов было в норме и народ ответил на все это веселым матом и общим пофигизмом. Но я будучи человеком законопослушным и дисциплинированным, и по этим двум прискорбным поводам, мне таки пришлось вступать в данный Союз художников.
        Если честно, то я абсолютно не умел рисовать, но общение в армии со старшиной Тарасюком и годы на гражданской хозяйственной работе, научили меня находить выход из любого положения...

        Я представил на суд высокой комиссии аж два творения...

        Первое мое полотно, представляла стилизованную кошачью морду, намалеванную маслом, на изнанке куска оргалита, многие годы верно служившего дном у ящика канцелярского стола. На коте был галстук - бабочка, но главной фенькой была надпись внизу картины, а она гласила - "Кот Бегемот". У демократически настроенной творческой интеллигенции было тогда две святыни, журнал Огонек и Булгаков. Так что над моим Котом немного похихикали, но гнобить не стали из уважения к Мэтру (в смысле к Булгакову). Но когда я предъявил второе полотно...

        История его происхождения была следующей... Я зашел в магазин уцененных товаров и увидел прилавок, заваленный некондицией с часового завода. Это были стрелки, колесики, циферблаты и прочая лабуда и продавались они по копейке. И меня осенило! От детского набора масляных красок, которыми я ваял кота Бегемота, еще много чего осталось и в обозримом будущем я больше дарить Миру шедевры не собирался (Как выяснилось зря). А намедни я купил альбом Дали и перед глазами еще стояли его изыски. Так что я закупил рубля на два часовой мелочи. Выдавил на очередной кусок оргалита все оставшиеся масляные краски, художественно их размазал и хаотично посыпал стрелками, колесиками и циферблатами. Назвал я это - "Спираль времени". Эта моя работа окончательно всех убедила, что я истинный художник и мне выдали заветную бумажку.
        В субботу, придя на Вернисаж, я гордо вывесил свои картины, и Алексанндр и Берримор моментально сделали вид что именно они растирали художнику мне краски, приводили манекенщиц и точили кисти. Таким образом мы легализовались так сказать художественной группой.
        А потом поперли зрители и моего Кота купил Вилли Токарев (был тогда такой известный бард шансона), денег я с него естественно не взял, а удовольствовался визиткой с автографом. Следующими были актеры с Таганки, которые тоже любили Котов. Честно говоря, у меня было три Кота, один финальный и два эскизы, но я не смог разобраться где из них кто и взял всех троих, на чем не прогадал. А потом настала очередь и "Спирали времени". На неё запала парочка буржуинских туристов и меня на мое счастье в этот момент не было рядом, ибо я по молодости и простоте, не смог бы провести маркетинговую операцию так лихо и гениально, как это сделали, только что вкусно пообедавшие коньячком Александр, Берримор, иконщик Федя и примкнувший к ним в качестве молчаливой галлюцинации, дядя Леша НКВД.
      Они быстро объяснили оробевшим иностранцам, что это последняя сохранившаяся работа, подпольного кружка художников-диссидентов имени Дали и Кандинского. И эти картины они творили по ночам в тайне от Кей Джи Би. А все другие работы этого гениального автора, раздавили танками агенты НКВД, во времена знаменитой "Бульдозерной выставки". Александр даже всхлипнул (от сдерживаемого хохота), но нашел в себе силы показать обвиняющим перстом на дядю Лешу, который радостно закивал, понимая, что за верность демократическим идеалам, ему светит дополнительные сто грамм халявного, но очень хорошего коньяку. Не выдержав такого маркетинга, буржуины поплыли сдались. И когда я вернулся к своим, то меня встретили радостные лица друзей, размахивающих двумя зелеными бумажками с портретами президента ЮСЫ и громко требовавшие продолжения банкета. Я естественно проставился, но иконщика Федю это и погубило. Его сосед и компаньон иконщик Вася, попросил продать свою икону, но не дешевле чем за 500 рублей. Но перебравший своего и халявного коньячку Федя, запомнил цифру двести, заплаченную за мою "Спираль", так что Федя продал несчастную икону за триста рублей и гордо похвастался этим своему партнеру, как он всех превзошел умом и ловкостью, за что сразу же получил в рубильник, на что вельми обиделся. Да-а-а-а... Звериные законы бизнеса, добрались и до художников.
        А Котов я потом ваял десятками и улетали они на ура, а вот со "Спиралями" была незадача. Часовую мелочь в том магазине смели под чистую. Художников блин развелось. А я перешел на строительство пепелацев, ведь надо было мне хотя бы попытаться переплюнуть Веселых могендовидов Александра, но это была уже совсем другая история по Багиру, Маугли и господина ПЖ.

        
 []

        БАЙКА ЧЕТВЕРТАЯ. ПЕПЕЛАЦ ГОСПОДИНА ПЖ И ПРИМЕНЕНИЕ КОЗ В ВОЕННОМ ДЕЛЕ

        Что меня всегда поражало на Вернисаже, так это культурный уровень большинства местных участников (называть торговцами этих милых людей не поворачивается язык). Литература, театр, живопись, философия и безусловно кино, все эти искусства жарко и профессионально обсуждались и больше того, Вернисаж очень своевременно откликался на события культурной жизни страны, в том числе и ассортиментом. Иногда диспуты были насколько оживленными, что покупателей просто игнорировали, от них просто отмахивались, что бы не мешали разговаривать о вечном и прекрасном. В один из понедельников показали по ТВ "Киндзадзу", тогда еще не было столько программ как сейчас и фильм посмотрели практически все. А во вторник проходя по хозяйственному магазину, мой глаз что-то царапнуло, я пригляделся к полке и обалдел. Там стоял самый настоящий Пепелац. В голове у меня забрезжила радостная мысль, что наконец-таки у меня появилась возможность, переплюнуть "Веселые могендовиды" Шурика...
        Вот как например Данила сделал Малахитовую чашу, он отсек от камня все лишнее. Но отец Кабани копал глубже, он объяснил нам, что суть вещей отнюдь не та, что написана в инструкции, и оную надо понимать и рассматривать по-настоящему. Так что я окинул взглядом магазинные полки и построил вещи по типу их глубинной полезности, для изготовления дивайса под названием "Пепелац имени господина ПЖ". Короче, заработало воображение, хозяйственная сметка и техническая смекалка
        Сам по себе, удививший меня скобяной Пепелац, у штатских назывался "Миксером, ручным, пластмассовым", т.е. стаканчик с крышкой из пищевого пластика. Прямоугольная хрень, вертящаяся на пепелаце, нашлась в канцтоварах в образе счетных палочек для первого класса. Мини-электромоторчики продавались в игрушках, в отделе детского творчества, ну а магнитиков и герконов (реле включающееся в магнитном поле) и красной изоляции, у меня как у крепкого хозяйственника, был полный примус.
        В результате, утром в субботу, Вернисажное солнце освещало стоящий передо мною рядок миниатюрных пепелацев (объем 240 грамм), с надписями "Пепелац господина ПЖ" и "Пепелац имени Данелии", рядом с ними лежали изящные красные гравицапы и стоило оную гравицапу поднести к пепелацу, как прямоугольная хрень наверху (бывшая счетная палочка) начинала задорно вращаться. И что тут начало-о-о-ось...
        Народу все это вельми понравилось, и посетители Вернисажа резко разделились на три группы. Первая группа радостно раскупала данный гаджет, вторая группа стояла и гадала, а как это все работает, (из этой трибы запомнилась пара джентльменов с явно инженерным образованием, они минут двадцать поблескивая (один очками, другой ВУЗовским поплавком) гадали, а как оно работает. Меня убила наповал, фраза очкатенького технического гения - "Ну в гравицапе конечно магнит, но отчего же оно вертится?". Мдя, Галилей блин).
        Но самой интересной была третья группа. Я думаю, что для вас дорогие читатели не является особым секретом то, как наш народ любит халяву...
        Так вот, непрерываемым потоком шли люди: лично знавшие Данелию, участвовавшие в съемках Киндзадзы, лично строивших настоящий пепелац и.т.д. и.т.п. Александр будучи человеком весьма ироничным, периодически обращался к толпе с вопросом - "Родственники господина ПЖ есть?" А Берримор радостно восклицал: -" А я очень люблю господина ПЖ"
        В общем шутка удалась и все пепелацы улетели со свистом.

        
 []
        И тут, видимо, чтобы нам не стало скучно, подтянулся племянник нашей соседки по Вернисажу Евгении Ивановны. Вьюнош собирался в армию и хотел выяснить у знающих людей как там и что, и не в последнюю очередь, его интересовало как там с женским вопросом. На его беду Берримор, уже благостно перешедший из разряда бодуна, к подготовке бодуна следующего, был в состоянии любви ко всему живому, перерастающей в тягу к общению. Несмотря на то, что как истинный хиппарь он никогда и близко не был к Армии, тем не менее Берримор высыпал на бедного рекрута кучу всевозможной информации, о сексуальной жизни в армии, причем с упором на латентную аморальность. (Кстати, посмотрев недавно "Триста спартанцев" с Гоблинским переводом, я вспомнил этот эпизод и стал подозревать что автором этого перевода был Берримор). Ну а дурные примеры, как говорится заразительны...
        Александр, будучи человеком гуманным и воспитанным, тем не менее рассказал затравленному юноше, что в армиях Ксеркса и Дария, толпам продажных женщин дозволялось сопровождать войска в походах, но перед важными битвами, их обычно нейтрализовали. Когда же ужаснувшийся кандидат в рядовые, воспрошал о методах нейтрализации, Сашка сделал страшное лицо и провел ладонью по горлу.
        А простовато-добродушный я (Правда, правда. В пионерское детство, я носил собранную макулатуру не в приемный пункт утильсырья, как все нормальные дети, а в школу). Так вот, простовато-добродушный я, рассказал новобранцу, что Римским легионам сопутствовали в походах стада коз и помимо прочего этих коз, можно было есть.
        И тут к нашим торговым местам подошла колоритная пара, здоровенный чел с бритым затылком и цепью толщиной с черенок метлы, в сопровождении длинноногой подруги, смотревшей на окружающий её мир, широко раскрытыми бессмысленными глазами. Девица, восторженно щебеча, стала рассматривать салфетки Евгении Ивановны, а Челу было явно скучно, и он благосклонно обхватив своей лапищей подругу за шею (не пугайтесь, сзади), добродушно пробасил:
        -" Ну что коза, пошли пообедаем"-
        Как же мы все грохнули. Здоровяк хотел сначала обидится, но потом решив, что мы так искренне оценили его юмор, благосклонно нам кивнул и увел свою Козу. (Видимо обедать).
        А потом наш Вернисаж кончился. Берримор со своей пассией уехал в Ригу, дядя Леша переселился в деревню, иконщики влипли в историю с левыми иконами и исчезли, у мужа Евгении Ивановны нашлись немецкие корни и она убыла в Бундесрейх, а мы с Александром, поняв что живем уже совсем в другой стране, занялись выживанием, а это занятие не допускало Вернисажных развлечений, да и Вернисаж стал уже совсем не тот, там не стало главного, теплоты и романтики.
        Как философски заметил Сашка - "Вернисаж это фильтр. Отсюда есть шанс подняться вверх или опуститься вниз, но остаться тут невозможно".

        
 []

        БАЙКА ПЯТАЯ. ВСЕ ВЫРОЖДАЕТСЯ И ЛОШАДИ ТОЖЕ

        Летели годы, менялись президенты. И мы ностальгируя решили посетить места былых сражений за свободное искусство. Так сказать, Портос и Д` Артаньян, решили двадцать лет спустя проведать монастырь Дешо и бастион Сен-Жерве. Вернисаж к этому времени присоседился к Черкизону и огородился деревянной крепостной стеной с башнями, а ля осада Козельска. Вход стал платным, но для пользующихся платной стоянкой, была халява и мы, заплатив 150 рублей, сэкономили аж 20. Итак новый Вернисаж...

        Ассортимент изначально не потрясал. Не было уже фантастических танчиков, не говоря уж о "Весёлых могендовидах" и "Пепелацах господина ПЖ". Вместо расставленных веселыми шпалерами разномастных этюдников и планшетов, были солидные торговые ряды и было даже подозрение, что товар на части точек принадлежит одному хозяину.
        Что бросилось нам в глаза в первую очередь, так это непохожесть участников процесса, на наших стародавних коллег. Сейчас на Вернисаже стояли именно торговцы, и в очень солидной части это были наемные работники. То есть торговали не своим. Особенно это бросалось в глаза, когда чел не мог объяснить, что он собственно продает. Во вторую очередь сильно упала местная кухня. Мы помню потребляли хорошие закуски, типа бутербродов с копченостями и местами с рыбкой, кофе с коньячком из термосов и вощще... Причем мы принимали пищу, отходя от точки, дабы не смущать покупателей и зрителей. А тут, прямо среди наград несуществующих стран, бюстов максима Горького и наконечников стрел с Куликовского поля, стояли корытца с Дошираком и народ чавкая из них хлебал. Пусть это было не массово, но все равно не комильфо это право. Хотя теперь тут было весьма много точек с едой и питием, что на старом Вернисаже просто отсутствовало, но пользовались ими в основном посетители.
        Ну а типажей хватало и сейчас, хотя не таких ярких как когда-то...

        Был тут один продавец экзотично-хмурого вида, который продавал старинные безделушки, сломанные часы, запчасти к механизмам неизвестного назначения и прочие интересные ненужности, но была в нем некая колючая изюминка. Он ненавидел всех людей, которые к нему подходили, выражая это соответствующей мимикой. Ну а если потенциальный клиент осмеливался спросить сколько чего стоит, то ему заявлялось, что цена объявляется только тем, кто действительно хочет что-то купить, ну а что бы потрогать предмет, надо было давать залог в валюте. Видимо этот джентльмен ходил сюда не торговать, а самоутверждаться.

        Художники стали пожиже и опять же зачастую их заменяли у картин продавцы, причем не всегда адекватные. Я как-то раз захотел сфотографировать на верхней аллее Александра и его даму, но на нас с воплями накинулась пожилая девушка заявившая, что в поле моей камеры попадают картины, которыми она торгует и теперь я ей должен пятьдесят баксов, а лучше сто. Я человек воспитанный и не люблю сквернословить при женщинах и тем более в их адрес, но в данном случае я превозмог воспитание и высказал предположение, что родители данной достойной леди были братом и сестрой и поэтому её никогда не возьмут работать ни в один приличный портовый публичный дом, и отнюдь не её целомудрие и благонравие будут этому причиной. По-моему, она до сих пор стоит там с разинутым ртом.

        Но попадалась среди художников и старая гвардия. Мы были свидетелями буквально Гиляровской сцены. Вальяжный художник, с седой шевелюрой, растущей прямо из лысины и переходящей непосредственно в бороду, а ля Карл Маркс, беседовал под водку с друзьями и вкусно употребив стаканчик хлебного вина, аристократично защелкал пальцами, в смысле, а чем бы этаким закусить. В этот момент мимо проезжала молоденькая дщерь кавказских гор, с тележкой-буфетом. Художник элегантно подцепил с подноса бутерброд, смачно откусил половину и вернул его назад. Глаза у Буфетчицы стали величиной с блюдца, и она с заикающимся акцентом вопросила, а что же она скажет другим покупателям. На что художник благодушно предложил ей версию о том, что мол у бутербродов тоже бывает война, в которой неизбежны потери различных частей тела, и сделав паузу в несколько тактов, вынул из кармана сторублевую купюру и барственно бросил ее на поднос. Короче наш человек.

        И еще у местных старожилов была манера, прямо посредине меж торговых рядов играть во всевозможные шахматы и нарды.

        Ну а покупатели были своеобразны не менее, чем на старом Вернисаже...

        Помню случай, когда к прилавку с деревянными фигурками животных неизвестных пород, подошла жутко стесняющаяся женщина и робея перед деятелем прикладного искусства, выдавила из себя изящно-культурную, по её мнению, фразу - " мужчина, сколько стоит ваше удовольствие?"-
        Естественно имея ввиду цены на фигурки. Но на её беду, хозяин на этот момент отсутствовал и за планшетом стоял Берримор (в состоянии "пол литра и еще раз по сто"). Он обрушился на бедную любительницу малых форм, заявив, что он не только не продает свое удовольствие, но и даже не платит за чужое, и вообще женщины обнаглели, раз домогаются его прекрасного тела за деньги. После чего без всякого перерыва спросил, сколько она ему заплатит и есть ли у неё хата. Коварная развратница, естественно с позором отступила. Короче Берримор опять победил.

        Но буду честен, персонажей тут тоже хватало...

      Очень сильно выделялся отряд "знатоков". Данные индивидуумы часами торчали возле прилавков, рассказывая какие они крутые коллекционеры, приценивались к значкам, монетам и прочим антикам. Просили отложить выбранное на срок от часа до месяца и естественно ничего не покупали. У тех несчастных продавцов, что по причине легкой интеллигентности, не могли послать прилипал куда подальше, было на лицах минорно-философское выражение коровы, которую доит деревенский вор.

        Кишели жизнерадостные иностранцы, при виде которых продавцы приходили в нездоровое оживление и объясняли, что все это стоит не только One hundred, но даже и One thousand. Диапазон товара предлагаемого простоватым буржуинам распространялся от пенсне Лаврентия Павловича и подстаканников со стола Генералиссимуса, до запасного Ордена Победы с кителя дорогого Леонида Ильича.

        Немецкую часть этих буржуинов терроризировал пьяненький дедок, с криком "хенде хох абгемахт", протягивавший им горсть октябрятских звездочек.

     
 []

        Запомнился еще один старичок торгующий самопальными немецкими кепи-егерками. Периодически он одевал один из своих дивайсов и сразу хотелось выяснить, чем он занимался до 1945 года.

        Но был на новом Вернисаже раздел, которого не было и быть не могло на старом, это был сектор военной старины. Каски, форма, знаки различия и амуниция всех армий и времен и так называемые ММГ, то есть Макеты Массо-Габаритные огнестрельного оружия. Поначалу было весьма непривычно видеть россыпи маузеров, наганов и парабеллумов на прилавках, небрежно висящие на столбах МП-40, известные как Шмайсеры и грозные рыльца МГ и Максимов, застывшие на станках. Этот раздел был по-настоящему нам интересен. И люди там были интересные, особенно те, кто торговал железками, это были спецы прекрасно знающие свой предмет и многие из них, явно побывали по обе стороны от мушки.

        Ну и умилила Вернисажная "блошка", антикварная её часть была очень похожая на Парижский блошиный рынок, но увы не по ценам. А пролетарский сегмент сверкал чистенькой нищетой. Но старого Вернисажа уже не было, он канул в Лету увы навсегда.

        Как сказал барон Дю Валлон, де Брасье, де Перфон, известный так же как Портос: - "Все вырождается и лошади тоже", и как еще раньше вроде говорил Гераклит Эфесский: "В одну реку нельзя войти дважды - все течет, все меняется"

        Р.С. НО ОДНАЖДЫ НОВЫЙ ВЕРНИСАЖ СГОРЕЛ. НО НЕ ПУГАЙТЕСЬ, ПОТОМ ЕГО СНОВА ОТСТРОИЛИ

     
 []

      Владимир Чекмарев Москва. 1991 - 2015

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"