Рассказ "Я ХОЧУ БЫТЬ С ТОБОЙ..." - традиционно-сбивчивое ностальгическое общение мужчин-русских-эмигрантов в баре, в той греющей иллюзии теплоты, когда понимание приходит само собой, вне зависимости от языка, но в очень большой зависимости от выпитого. Почему и нет, почему бы и не существовать мужскому клубу в литературе. Мне лично, чисто по-читательски, не очень это интересно - похоже на рядовую вполне качественную запись в ЖЖ, там многие пишут о подобных состояниях очень неплохо. Загадка в том, что многие из этих многих совершенно не предполагают себя писателями.
* * *
Второй рассказ - "НА МОСТУ В СЕНТЯБРЕ" богаче. Предчувствие-неизбежность-отчаяние-надежда - никто не нырял буйной головушкой с Манхетеннского моста, нигде не взрывались небоскребы, и вообще что-то незримо избежалось само собой, и время повернуло не то чтобы вспять, но в более правильную сторону. В рассказе передано состояние той обреченности, которая через неволю странным образом граничит со свободой. Это трудно объяснить и кажется парадоксальным, но автор это чувство сумел вызвать.
* * *
При этом хочу заметить, что некоторые массивы реальной информации, существующие сами по себе в виде общемировых символов (хоть война 41-45, хоть американская трагедия, хоть наш затонувший "Курск" - ряд возможно продолжать долго), по моему глубокому убеждению лучше не вводить в авторский текст на уровне личной образной медитации. Такой прием есть отсылка к уже зафиксированному спектру переживаний, а не самостоятельная работа художника. Получается, что писатель воспользовался своего рода условным рефлексом: читателю тут же ясно, что именно он должен испытывать.
Есть, конечно, и этическая сторона у этого приема (времени прошло маловато, чтобы снижать факт до творческих вольностей), но такие вопросы каждый решает самостоятельно.