Автор, вызывающий дружественное чувство. Прочитала, сижу, смотрю в экран - старая проблема: очень трудно выразить впечатление словесно, когда что-то просто хорошо. Парадокс: о недостаточном и экспериментальном можно собеседовать долго, а когда принимаешь напрямую сердцем - слова растворяются в признательности, в ответном эхе, и никакой внятной аналитической структуры на бумагу лечь не может. Единственный выход - сесть и написать собственное, чтобы собой продлить тональность, начатую другим.
* * *
Рассказ про бабушку обрадовал. Здесь то самое, о чем всё время пытаюсь напомнить пишущим: разные возраста - разные задачи. Разные смыслы. Разное наполнение. Но никакое из них НЕ МЕНЬШЕ любого другого. Рада за автора, что передал умение уходящего поколения пребывать в удивляющем нас, уже совсем на них не похожих, созвучии с жизнью. При общении с такими людьми всегда возникает подозрение, что ты сам чего-то самого важного лишен: кажется, что они никогда не были враждебны миру, и мир по отношению к ним не был агрессивен. Сама собой подразумевается гармония человека и жизни. Сейчас ее ищут - по преимуществу тщетно - в медитативных практиках, а вот наши бабушки и матери знали это как природу верности всему живому. Им не нужно было завязываться в асану и дышать левой-правой ноздрей, чтобы почувствовать в себе несомненность Бога. Он был для них естеством, как воздух. И неважно, как часто они поминали его имя, и были ли приобщены к официальной религии или нет. Как-то само собой и подразумевалось, и практиковалось... Куда только делось?
* * *
Единственное замечание Игорю: излишне многословная у Вас проза. Вы ощупью придвигаетесь к сердцу каждого абзаца, боясь, видимо, спугнуть ведущее Вас чувство или солгать в чем-нибудь. Получается много слов. Половина сказанного - тонкая и нежная поэзия в прозе, а половина - хворост, ей сопутствующий. Предлагаю обратить внимание на финал последней миниатюры, - там, где вовлечены в образный ряд основные команды компьютеру - на удачное, лаконичное и жесткое решение: "- "ВЫРЕЗАТЬ" - "КОПИРОВАТЬ" - "ЗАМЕНИТЬ" - "ОЧИСТИТЬ" - "УДАЛИТЬ" - "СОХРАНИТЬ" - "СОХРАНИТЬ КАК"... Сохрани, Господи, - шепчу я.
Если утрировать, то это и есть тот сухой остаток (ну, может быть, и слишком сухой, с точки зрения потребности автора в живом письме), которому практически не нужно никаких дополнений. И если бы автор привык акцентировать главное в своих рассказах на таком уровне, он бы добился концентрации любви и смысла, завораживающей читателя. Понимая, что творческая структура Игоря Чурбанова скорее всего не потерпит такой лаконичности, все-таки прошу его обратить внимание на сам алгоритм.
* * *
Деликатные и заинтересованные замечания Дана Марковича, вдруг вопреки своей краткости разразившегося прямо-таки потоком симпатии, показались верными. Хочется надеяться, что автор найдет возможность к ним прислушаться.