"Бывает иногда в жизни такое, что одна случайно брошенная кем-то фраза переворачивает наше представление о мире, о тех людях, которых считал друзьями, и даже о собственном прошлом.
Случилось это несколько лет назад."
* * *
Автор предупредил читателя, что его ждет некая магическая по силе воздействия фраза, способная у героя изменить ни мало ни много - мировоззрение.
* * *
Читатель послушно настроился. Он приготовился к тому, что должно быть без сомнения значительным, пусть это и произошло с героем несколько лет тому назад. Читатель - существо по определению наивное и от автора зависимое: автор излагает, а читатель верит вплоть до последний точки, и лишь потом всё предложенное подвергает оценке или сомнениям.
Он ждет роковую фразу.
* * *
А в следующем эпизоде находит телефонный монолог бывшей супруги героя:
"- Мои документы арестовали, а товар кончился. Ищи кого хочешь, выручай документы, торговать мне нечем, продавцов я разогнать не могу, делай, что хочешь, я разорена."
Ситуация действительно чреватая, соглашается читатель. Ну, искомой фразы у автора пока не получилось, но проблема налицо. И ждет, каким образом теперь изменится представление о мире у героя. Получает, однако, вполне рядовые семейные взаимоотношения и сопутствующие им сложности вкупе с воспоминанием о молодости. Ладно, - расслабляется читатель, - это преамбула, оказывается. Подождем еще.
* * *
Ждем-с.
И вдруг - после лихорадочного монолога жены - абсолютно непредсказуемое волнение героя, ничем не предусмотренное: "Когда он вытаскивал меня? И откуда?". При этом и намека на то, что его кто-то и откуда-то вытаскивал, в контексте рассказа не существует, - речь только что шла о разорившийся бывшей супруге и ее проблемах.
Продолжение этой же цитаты: "И тут словно мгла рассеялась передо мной, мир стал ясным и простым. Не пятнадцать - двадцать лет! Внезапная бледность Люлька, камешки, анонимки - и вездесущий Коляколь..." - это перед героем мгла рассеялась, а читатель вообще ничего не понимает: ни почему мгла, ни почему вдруг рассеялась, ни кто такой Люлек, ни почему бледен, какие камешки и анонимки?
Может быть, автор всё сейчас объяснит внятно?
Читатель опять ждет. Верит и надеется.
* * *
Камешки - это, оказывается, вполне товарищеские, но суровые мужские взаимоотношения, нечаянно возникающие при их бросании через голову внизу идущего и потому сверху не видного.
Коляколь - всем недруг, возможно (хотя необязательно) - сексот. Ведет себя непорядочно и пишет анонимки. Почему и зачем, и какие с того имеет дивиденды - автор умалчивает.
Люлек обнаруживает себя как комсомольский секретарь, но лишь к финалу рассказа.
* * *
Далее - вновь взаимоотношения, суровые и мужские, но уже с акцентами тех, комсомольско-секретарских, лет: "..Где ты был этим летом?.." - "Люлек, - сказал я. - Я же не спрашиваю тебя, где ты был вчера вечером!". Люлек бледнеет, как и было обещано автором.
Однако что именно происходит не по умолчанию, а на самом деле, читателю по-прежнему непонятно. Некий значительный подтекст лишь подразумевается, в тексте он не участвует. В итоге: еще одно телефонное собеседование героя с женой, и невнятный - увы - финал, в котором загадочный Филя по-прежнему играет на мандолине, зато главный герой ее не берет в руки двадцать лет...
* * *
К сожалению, обещанной автором роковой фразы, перевернувшей "представление о мире", мне обнаружить так и не удалось, хотя рассказ был перечитан мною дважды, честно и прицельно.