Власть государства, притеснения которой растут в наше время все больше и больше, в действительности есть ни что иное, как вредная и бесполезна надстройка, которая начинается для нас только с XV века - надстройка, сделанная в интересах капитализма, и бывшая уже в древности причиной падения Рима и Греции, а также других центров цивилизации на Востоке и в Египте.
Человек изначально стремится располагать своей личностью и работать над тем, что он хочет и сколько он хочет, без того, чтобы кто-либо имел право принуждать его к этому. Сегодня эта цель достигнута только отчасти. По мере того, как человек освобождался и завоевывал личную свободу, новые экономические условия навязывались ему, чтобы урезать его свободу, выковать для него новые цепи и угрозой голода и нищеты подвести его под ярмо. Согласно букве закона, труд не является сегодня ни для кого принудительным. Однако, эта свобода кажущаяся. Под формой аренды, найма и процента, платимых капиталисту, рабочий, менеджер, фермер продолжают отдавать нескольким господам вместо одного господина те же три дня в недели, что и при крепостничестве! Принуждение сегодня не телесное: человека выбрасывают на улицу, заставляют жить в конуре, видеть голод своих детей. Это средство лучше, чем кнут и пряник.
При теперешнем режиме, часто более жестоком и более неумолимом, чем старый режим, человек сохраняет чувство личной свободы. Мы должны признать, что весь современный прогресс и все наши надежды на будущее основываются на этом чувстве свободы, как бы ограничена она не была в действительности. Самое сильное обвинение против современного общества, которое мы выдвигаем, состоит в том, что Свобода, столь дорогая сердцу каждого человека, остается все время воображаемой и призрачной благодаря тому, что люди вынуждены продавать свою силу капиталисту. Современное государство есть могучее оружие для удержания человека в таком вынужденном положении и достигает этого при помощи привилегий, монополий, которые отдает своим олигархам в ущерб простому работнику.
Если государство при помощи воинской повинности, народного образования, которым оно управляет в интересах правящих лиц, при помощи церкви и тысяч чиновников обладает колоссальной властью над своими подданными, то эта власть еще усиливается при помощи налогов. Ведь те, кто стоит у власти, пользуются теперь налогами не только затем, чтобы лично обогащаться. Но затем, чтобы создавать и разрушать состояния, накоплять громадные богатства в руках немногих привилегированных, чтобы создавать монополии, разорять народ и порабощать его богатым. И все это происходит так, что плательщики и не догадываются о масштабах власти, которую они доверяют своему правительству. Не из общинного труда, произведенного с свободного общего согласия, а именно из завоевания, из крепостного права происходят налоги, которые мы платим государству. Наивные люди - "Дорогие граждане" - как их именуют во время выборов, - привыкли видеть в налоге средство для совершения великих дел цивилизации. Налог предоставляет правительству удобную возможность создавать большие состояния за счет малых, поощрять одну область за счет другой. Если капитализм помог создать современное государство, то современное государство создает и питает капитализм. И называется все это красивым словом - демократия.
Мы утверждаем, что работать для укрепления государственного капитализма, централизованного в руках правительства и сделавшегося всемогущим, значит работать против современного прогресса, ищущего новых форм организации общества ВНЕ ГОСУДАРСТВА. Мы находим ясно выраженное направление народа организоваться вне государства и заменять его все более и более, захватывая, с одной стороны, важные экономические функции, а с другой стороны - функции, которые государство продолжает рассматривать как свои - наука, образование, медицина, - но которые никогда не могло выполнять надлежащим образом.
Идеология демократии имеет целью удержать народ в умственном рабстве. Цель государства - держать его в полуголодном состоянии, в экономическом рабстве. Мы стремимся стряхнуть с себя оба этих ярма.