Его жизнь парадоксальна. Все началось в детстве: Эмануэль взбунтовался против христианства (1699). А его отец, Эспер Сведберг - настоятель собора, профессор богословия Уппсальского университета и знатный либерал позволил юноше выпендриться. Последующую жизнь профессорского сына можно разделить на две эпохи:
I. 1699-1743.
В университете Эмануэль изучал только светские науки: математику, естествознание, классические языки и литературу. По окончании образования в 1709 отправляется в научную командировку: Англия, Голландия, Франция, где знакомится с последними открытиями в области механики, физики, астрономии, осваивает профессии часовщика, столяра, переплетчика, гравера и шлифовщика линз. В 1716 поступает на шведскую королевскую службу. Во время жутких, почти мифических войн Карла XII с Петром Великим назначен военным инженером. Строит систему каналов и шлюзов между Стокгольмом и Готенбургом, проектирует систему передвижения судов по суше, сухой док нового типа, изобретает пневматическое ружье, летательный аппарат, подводную лодку, паровой котел, etc, etc, etc. Но не оставляет и фундаментальную науку: издает газету "Daedalus Hyperboreus"(6 томов), где помещает на латыни статьи по естественным наукам, на шведском языке - труд по алгебре, работы, посвященные десятичной системе мер; определению долготы с помощью Луны; движению и положению Земли и планет (1717-1719).
Следующий этап его жизни темен. Это еще две заграничные командировки: Амстердам и Лейпциг (1721-1722), Богемия и Германия (1733-1734). Можно предположить: Сведенборг сталкивается с масонами. Все европейские ученые, владеющие латынью, ergo, понимающие друг друга, вплоть до конца XVIII века составляли легальную организацию масонского движения. Так, ведущий немецкий ученый того времени Готфрид Лейбниц (1646-1716) не скрывал свою принадлежность к масонам. Но я не думаю, что Сведенборг стал сторонником нового мирового порядка.
Но темное десятилетие не прошло для ученого бессмысленно. В 1734 мы видим уже другого Сведенборга - натурфилософа, создавшего цельный и всеобъемлющий онтологический труд "Opera Philosophica et Mineralia"(3 тома). Он заглядывает в науку конца XIX века. Вот, например, определение материи - состоит из бесконечно делимых частиц, пребывающих в непрерывном вихревом движении, то есть: "материя есть движение, воспринимаемое как геометрическая форма". Красиво сказал (в пику Ньютону). Главный вывод ученого: мир изначально состоял из чистой энергии, исходное движение породило сущностные качества мира, которые обретают массу, но теряют энергию, и далее "Творение" продолжается по нисходящей. Одновременно с "Opera..." издает "Prodromus philosophiae rationalis". Здесь он выступает против ученых масонов, анализирует понятия бесконечности (contra Декарта), целесообразности в природе (contra Бэкона), вопрос о связи души с телом (contra Лейбница). Уже в этих работах Сведенборг подступает к своему великому открытию, речь о котором пойдет ниже. Смутная догадка о том, что человек число и символ божественной криптографии, чей подлинный смысл нам неведом, подвигает нашего героя на скрупулезные исследования морфологии и физиологии человека. Он совершает ряд открытий (повторно открытых лишь в XIX веке): легкие очищают кровь, головной мозг мыслит, etc, etc. Сведенборг задумал масштабное 17-ти томное научное полотно - корпус "Regnum Animale", в котором собирался дать исчерпывающий ответ на вопрос о характере связи человеческой души с телом. Но труд не был закончен. В 1743 ученый прекращает исследования...
Зенит. 1743-1745.
Летом 1743 Сведенборг отправляется в очередную поездку по Европе, заводит путевой дневник (позже названный "Журналом грез"). Обычные заметки обрываются в дневнике на полуслове, далее следуют странные обрывочные записи - некий сюрреальный поток сознания. Вот пример: "Дрожа, я пытался подняться, и моя рука встретила человеческую шею, а затем ощупала и всю человеческую фигуру. Судорожная дрожь поднималась от нижней части тела к голове. Я понял, что этот человек был второе "я", что мой внутренний человек был отделен от внешнего". Было много и других видений. В чем их причина - не знает никто. Гипотезы есть. Всю жизнь им двигали честолюбие и амбиции ученого. Но его открытия и интуиции были непонятны и не нужны человечеству. Смысл жизни ускользал. И тогда к нему пришел Бог (Лондон,1745). Сведенборг осознал великий онтологический закон Бытия. Перед ним открылись Небеса и Преисподняя. Духовный кризис преодолен, он отправляется в Путешествие...
II. 1746-1772.
Чтобы описать все духовные странствия Сведенборга у меня не хватит бумаги. Остановлюсь на нескольких тезисах.
Общение Сведенборга с ангелами и духами не вызывает сомнений. Его идейный противник и критик Иммануил Кант проводил специальное расследование и засвидетельствовал ряд фактов (Кант И. Трактаты и письма. М.,1980):
Некий ювелир решил содрать с вдовы уважаемого человека вторую оплату украшений. Сведенборг поговорил с покойным мужем и показал вдове домашний тайник, где хранилась квитанция об оплате. В одной компании над Сведенборгм решили приколоться: спросили, кто из присутствующих умрет первым. Подумав, Сведенборг решительно сказал: "Олаф Олафсон умрет завтра в 5.45." И умер Олаф (точно в срок). Сведенборг предсказал и собственную смерть.
По мнению Канта, Сведенборг использовал три вида духовных странствий:
- состояние между сном и бодрствованием;
- разделение духа и тела - некоторое время каждый ведет самостоятельное существование;
- видения в бодрствующем состоянии.
Сведенборг описал путешествия по духовной Вселенной в многочисленных трудах. Среди них: "Arcana Coelestica"(8 тт. 1749-1756), "Clavis hieroglyphica"(1757), "De telluribus"(1758), "De coelo et ejus mirabilibus, et de inferno"(1758), "De ultimo judicio et de Babilon destructa"(1758) и венец всей жизни: "Vera Christiana Religio"(1771).
Теперь мы подходим к главному свершению Сведенборга, от которого захватывает дух и которое продолжает оставаться для меня тайной.
Основной закон существования мира (та самая "единая теория поля") - это Закон Соответствий. Попробую объяснить. Мир состоит из духовной энергии и вещества, граница между ними размыта, они сосуществуют и одновременно противопоставлены друг другу. Изучая материю, можно постигнуть духовный мир. Постигая духовность, мы открываем мир реальных вещей. Вселенная - комплекс символов, поддающихся расшифровке. Небо - это ангел - человек. Ад, Рай и Апокалипсис - состояния человеческого духа. Духовное имеет свое соответствие в материальном. Материальное - в духовном. Ощущение этого закона существовало у Сведенборга всегда, поэтому он умел заглядывать в будущее.
Сведенборг не был мистиком. Его язык - сухой и рассудочный, описание духовной Вселенной обладает внутренней достоверностью и красотой. Текст логически выверен в стиле математики XVIII века: "...небеса составляют единицу, состоящую из разнообразнейших частей, расположенных в совершеннейшем образе..."(?56), etc, etc, etc.
Надир. 200 лет спустя.
К ученому Мёбиусу является дух царя Соломона и посвящает его в Закон Соответствий. Осознав ужасные последствия своего гениального открытия, Мёбиус удаляется от мира. Но тогда мир приходит к нему...
Мёбиус: Ваши спецслужбы удивительно бескорыстны.
Ньютон: Признаюсь, Мёбиус, на них наибольшее впечатление произвело чье-то предположение, что вы решили проблему гравитации.
Мёбиус: Это верно.
Эйнштейн: Моя разведка предполагает, что вы создали единую теорию элементарных частиц.
Мёбиус: И вашу разведку могу успокоить. Я действительно создал единую теорию поля.
Ньютон: То есть вывели формулу Вселенной!
Эйнштейн: Смех да и только. Орды хорошо оплачиваемых физиков в огромных государственных лабораториях годами пытаются сдвинуть физику с мертвой точки, а вы добились этого так, между прочим, сидя за письменным столом в сумасшедшем доме.
Ньютон: А система всех возможных открытий, Мёбиус?
Мёбиус: Она тоже существует, Я составил ее из любопытства, как практическое дополнение к моим теоретическим выкладкам...