ИДЕОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ КУМРАНСКОЙ И РАННЕХРИСТИАНСКОЙ ОБЩИН.
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ.
1. Кумранская община.
1.1. Хозяйство Кумранской общины по данным археологических раскопок в Хирбет-Кумране, Айн-Фешхе и Айн-эль-Хувейре.
1.2. Библиотека Кумранской общины.
1.3. Идеология Кумранской общины.
1.4. Организация Кумранской общины.
2. Ессейское движение в I в.н.э.
2.1. Политическая обстановка в Иудее.
2.2. Роль Кумранской общины в ессейском движении.
3. Истоки христианства.
3.1. Движение первых христиан.
3.1.1. Место возникновения христианства.
3.1.2. Социальная основа движения первых христиан.
3.1.3. Организация раннехристианских экклесий.
3.2. Гностическое движение.
3.3. Кумранская община и раннее христианство.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Приложение 1: сиглы кумранских рукописей.
Приложение 2: кумранские гимны.
Комментарии.
Список литературы.
ВВЕДЕНИЕ.
История зарождения и первых шагов христианской религии - легенда, не имеющая под собой реальной исторической основы. Мы не располагаем ни одним историческим свидетельством о существовании первых христианских общин. Но факт остается фактом: во II веке христианство - это уже идеология, объединившая вокруг себя целый ряд общин, разбросанных по территории Римской империи. К концу II века эти общины организуются в церковь, которая представляет собой важное социальное явление в жизни Римской империи. И если идейные истоки христианства на данный момент выявлены, то остается неизвестным конкретно как, когда и где возникло христианство. На протяжении двух тысячелетий церковь привлекала к себе миллионы людей красивой легендой о страдании и борьбе за свои идеалы первых христиан. Простым людям никогда не была доступна сложная система христианских догматов, но им всегда были понятны и близки личности и жизни Иисуса, апостолов, святых.
Здесь не ставится задача развенчания христианства. Наоборот, необходимо отдать дань уважения идее, оказавшейся единственно возможной формой объединения народов Римской империи. В данной работе предполагается подумать о том, что все же собой представляли первые христиане, заложившие прочный фундамент современного христианства.
Историография по истории раннего христианства необъятна, поэтому коснемся только исследований по узкой исторической дисциплине - кумрановедению. В СССР переводами и исследованием кумранских текстов занимались К.Б.Старкова и И.Д.Амусин*1. С 1958 по 1986 годы И.Д.Амусин публиковал целый ряд исследований по отдельным вопросам организации и идеологии кумранской общины*2. Работам Амусина характерно привлечение большого фактического материала, непосредственно не касающегося общины, так же ученый приводит результаты исследований всех ведущих зарубежных кумрановедов. В его трудах наиболее полно на русском языке отражена историография кумрановедения. При этом ведущий в СССР кумрановед не делал обобщающих заключений. Он объяснял это незаконченностью исследований рукописей Мертвого моря.
Важнейшим источником по истории христианства является Библия - сборник из 77 текстов, под фольклорной и религиозной оболочкой отражающих историю древнееврейского народа; подразделяется на Ветхий Завет (ВЗ) и Новый Завет (НЗ).
ВЕТХИЙ ЗАВЕТ *3 - очень сложный по своему содержанию и истории памятник. Включает весьма разнообразные произведения: законодательные памятники (Тора), хроники и летописи (Книги Царств и др.), религиозно-политические памфлеты и исторические повести (Руфь и др.), мифы и сказания, литературу поучительного (Книги Пророков) и религиозно-философского (Иов, Экклезиаст) характера, духовные песнопения и гимны (Псалтырь), лирику любовно-эротического содержания (Песнь Песней) и многие другие. Книги ВЗ делятся на три сборника:
1. Пятикнижие Моисеево: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие - ранний пласт этих книг это фольклорная и легендарная история древних иудеев, а так же их древнейшее законодательство, основанное на устной традиции. В V в. до н.э. реформатор Эзра отредактировал и объединил эти книги в Пятикнижие (Тору).
2. Пророки (Невиим) - подразделяются на три раздела: книги старших пророков (Иисус Навин, Руфь, Кн. Судей Израилевых, 1 и 2 Кн. Царей); младших пророков (Исайя, Иеремия, Иезекииль); малых пророков (Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Хаббакук, Софония, Аггей, Захария, Малахия). Этот сборник был уже известен во II в. до н.э.
3. Агиографы или Писания (Кетубим): Псалтырь, Притчи Соломоновы, Иов, Песнь Песней, Плач Иеремии, Экклезиаст, Эсфирь, Даниил, 1 и 2 Кн. Эзры, 1 и 2 Кн. Неемии, 1 и 2 Кн. Хроник. Часть этих книг была написана в IV - III вв. до н.э.
В целом ВЗ создавался на протяжении одиннадцати веков от XIII - XII вв. до н.э. (например: эпические произведения Песнь Мириам и Песнь Деборы) и вплоть до середины II в. до н.э., когда была создана Кн. Даниила. Канонизация всего ВЗ была произведена в 90 - 100 гг.н.э. законоучителями из Синедриона в Ямнии. Оригинальный язык ВЗ - древнееврейский. В VII - IX вв.н.э. масореты из Тивериады провели большую филологическую и редакторскую работу над древнеевр. текстом ВЗ. На основе бывших в обращении рукописей со многими разночтениями они создали унифицированный текст и окончательно его узаконили. Он сохранился под названием Масоретского текста (МТ). Самые древнейшие кодексы МТ, дошедшие до наших дней: рукопись Британского музея 895 г.н.э., две рукописи Санкт-Петербургской Государственной Публичной библиотеки 916 и 1008 гг.н.э. В данной работе будут использованы цитаты из МТ, переведенные советскими историками. В основном же будет цитироваться Синодальный перевод (СП), изданный Московской Патриархией*4. СП основан на Септуагинте - это перевод ВЗ на древнегреческий язык, осуществленный в Египте в III - II вв. до н.э. и дошедший до нас в списке IV в.н.э. Во многих случаях греческий текст сильно расходится с МТ по характеру и по объему. СП включает ряд ветхозаветных апокрифов (девтероканонические книги): Товит, Иудифь, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса сына Сирахова, Кн. Баруха, 1 - 3 Кн. Маккавеев, Послание Иеремии, 2 - 3 Кн. Эзры. В основном они создавались на протяжении I в. до н.э.
В заключение следует отметить необходимость крайне осторожного использования ВЗ как исторического источника. ВЗ постоянно перерабатывался и изменялся. Данная работа не анализирует ВЗ, привлекается же он по причине обнаружения ветхозаветных рукописей в библиотеке Кумранской общины; другая не менее важная причина - влияние ветхозаветной эсхатологии на ессейское и раннехристианское движения.
НОВЫЙ ЗАВЕТ *5 - священное писание христиан. Термин "Новый Завет" был впервые употреблен (если не считать кумранских рукописей) около 192 г. в анонимном христианском сочинении. НЗ состоит из 27 книг: 4 евангелия, Деяния апостолов, 21 Послание, Апокалипсис. Самая древняя из них - Откровение святого Иоанна Богослова (Апокалипсис). Христианская традиция приписывает Апокалипсис автору четвертого евангелия и трех посланий и датирует его 95 г.н.э. Ф.Энгельс датирует Апокалипсис 68 - 69 гг.н.э.; по его версии в сложной системе символов Откровения зашифровано предсказание о I Иудейской войне и гибели Иудеи от рук римлян. Создан Апокалипсис в среде мало-азийских иудео-христиан. По времени создания после Апокалипсиса идут Послания. Наиболее древним (с последующим редактированием) считается Послание Иакова (63 г.н.э.). К началу II в. приписывается появление Посланий Павла. Тюбингенская школа (XIX в.) выявила только четыре послания действительно написанные Павлом (к Римлянам, 1 и 2 к Коринфянам, к Галатам), остальные десять Посланий Павла считаются псевдоэпиграфами. Большую сложность представляет датировка евангелий:
1. Евангелие от Матфея. Христианская традиция относит его создание к 42 г.н.э. Исследователи локализуют время написания Евангелия концом I - началом II вв.н.э. Место написания (Палестина или диаспора) неизвестно. Не является выясненным оригинальный язык Евангелия. Епископ Папий (II в.) утверждал: "Матфей записал логии на еврейском языке, а переводил их кто как мог". Но скорее всего подлинный текст Евангелия, как и всего НЗ, - греческий.
2. Евангелие от Марка. Самое краткое и древнее из всех новозаветных евангелий. Матфей и Лука основывались на нем. Христианская традиция датирует его 62 - 63 гг.н.э. и указывает место создания: г.Рим. Евангелие было написано для язычников.
3. Евангелие от Луки. Самое позднее. Написано Лукой - врачом и ученым из Антиохии - на греческом языке (койне), в середине II в., для язычников.
4. Евангелие от Иоанна. Найденный в Северной Африке папирус (Райленда), датируемый первой четвертью II в., содержит фрагменты этого Евангелия. Другие факты об его происхождении нам неизвестны.
Самую позднюю книгу всего новозаветного канона Деяния апостолов относят ко второй половине II в. Тогда же был создан и ряд Посланий. Утвержден новозавеиный канон в 363 г. на Лаодикейском соборе. В 419 г. Карфагенский собор включил в канон Откровение Иоанна.
Основным источником по теме работы являются рукописи Кумранской общины. В Приложении перечисляются известные нам сиглы этих рукописей.*6 В России изданы далеко не все тексты Кумрана.*7 Рассмотрим главные из них.
Устав Кумранской общины - принадлежит к числу знаменитых 7 свитков. Длина рукописи 190 см.; в ней много ошибок и исправлений. Содержание Устава следующее (по главам):
I,7 - II,12 обязанности вступающих, цель общины, порядок приема новициев и их испытания;
III,13 - IV,26 основы дуалистического учения общины;
Устав датируется последним десятилетием II в. до н.э. Но эта дата спорна. Устав изменялся и переписывался на протяжении всего существования Кумранской общины. Есть предположение, что первоначальный автор Устава - Учитель праведности.
К Уставу примыкает текст Двух колонок (Дополнение к Уставу). Раньше они представляли один свиток, о чем свидетельствует тождество кожи, одинаковый почерк, совпадение линии разрыва в месте соединения и следов прошивки. Но по смыслу Устав и Дополнение к нему различны. Подробно текст Двух колонок будет рассмотрен в следующем разделе. Сейчас ограничимся заключением Д.Бартельми, который разделяет К.Б.Старкова: "изображаемый здесь (Дополнение к Уставу) строй отношений напоминает организацию хасидеев так, как она изображена в 1 Кн.Маккавеев (II,42), тогда возникновение регламента следует отнести к первой половине II в. до н.э.. Хронологически и по основным идеям он примыкает в первую очередь к Дамасскому документу и Свитку Войны".*8 В СП Библии в I Кн. Маккавеев II,42 читаем: "Тогда собрались к ним (Маттафию Маккавею с сыновьями) множество иудеев, крепкие силою из Израиля, все верные закону". СП не совсем точен: речь идет именно о "хасидим", но об организации хасидеев, к сожалению, ничего нет.
В I выпуске "Текстов Кумрана" Амусин издал две группы памятников.
I группа - кумранские комментарии (пешарим). Кумранский пешер не имеет аналогов - это свойственное только Кумрану толкование ветхозаветных книг малых пророков. Ученый Брюс классифицирует принцип построения пешер:
1) Бог открыл пророкам тайну своих намерений, но эта тайна не могла быть понята, пока истолкование этой тайны не было раскрыто Учителем праведности;
2) все слова пророков относятся к концу времен;
3) конец времени уже наступил.*9
Перечислим все имеющиеся в распоряжении науки кумранские комментарии: пешер на Кн. Хаббакука, пешер на Кн. Наума, пешер на Кн. Михея, пешер на Псалом 37; и во фрагментах дошли: пешер на Кн. Софония: пешер на Кн. Осии, пешер на Кн. Исаий, пешер на Пс. 68.*10 Примечателен факт, что все пешер сохранились только в одном экземпляре. Теперь рассмотрим опубликованные Амусиным комментарии.
Пешер на Книгу Хаббакука - 2 кожаных свитка общей длиной 160 см. при высоте около 13 см. Сама Кн. Хаббакука рассказывает о вторжении халдеев в Палестину в начале VI в. до н.э. Пешер содержит только первые 2 главы книги, третья (последняя) отсутствует. Главная мысль пешера: "нечестивые жрецы" Иерусалима совершили несправедливость по отношению к посланному Богом Учителю праведности и будут за это наказаны. Так как при расшифровке книги, кумраниты опять уже по-своему зашифровали ее, ученые затрудняются определить время создания пешера и значение некоторых символов. Датировки колеблются в пределах 175 - 63 гг. до н.э.
Пешер на Книгу Наума - папирусный фрагмент 10 на 11,5 см. Этот пешер единственный, упоминающий 2 исторических имени: Деметрий и Антиох. Дж.Аллегро считает, что текст отражает события 88 г. до н.э., когда Александр Яннай (103 - 76 гг.), царь из рода Маккавеев подавил шестилетнее народное восстание с фарисеями во главе. Последние призвали в Палестину царя из рода Селевкидов Деметрия III Евкера (94 --88 гг.), сына Антиоха Грина. Деметрий нанес поражение Яннаю, в результате чего 6 тысяч фарисеев предали восставших. Яннай подавил восстание. Есть и другие предположения. Г.Раули отождествляет Деметрия с Деметрием I Сотером (161 - 150 гг), а Антиоха - с Антиохом III Великим (223 - 187 гг.).*11 Но посмотрим, что произошло после подавления восстания Яннаем. Когда он умер, в период правления его вдовы Александры Саломеи (76 - 67 гг.) к власти пришли фарисеи и жестоко расправились с политической опорой режима Янная сектой саддукеев. Иудея была обессилена и довольно легко в 63 г. до н.э. завоевана римлянами. После анализа текста Амусин поддерживает точку зрения Аллегро и датирует создание пешера после 63 г.*12
Так же Амусин опубликовал пешарим на Кн. Осии, Кн. Михея, Пс. 37.
2 большая группа - флорилегии. То же как и пешарим несут эсхатологическую направленность, но это лишь подобранные по смыслу сборники цитат из ВЗ. К флорилегиям относятся: Антология мессианско-эсхатологических текстов (вторая половина I в. до н.э.), Благословения патриархов (I в. до н.э.), Мидраш Мельхиседек (начало I в.н.э.), Собрание цитат мессианско-эсхатологического содержания (начало I в. до н.э.)
В 1 вып. "Текстов Кумрана" опубликованы еще: Книга Тайн и Молитва Набонида (вторая половина I в. до н.э.). Еще мы располагаем текстом Шифрованного астрологического документа и Кумранским антифарисейским памфлетом.*13
Все эти тексты имеют большое значение для исследования идеологии Кумранской общины и ее сравнения с раннехристианской.
Большая часть кумранских произведений осталась недоступной, если не считать разбросанные по монографиям и статьям цитаты и изложения. По мере возможности будем их использовать.
В кумранских пещерах обнаружены франгменты фетхозаветных апокрифов. Следовательно, можно предполагать, что данные апокрифы находились в Кумранской общине целиком. Нам доступен текст Заветов 12 патриархов, язык оригинала древ.евр., созданы в Палестине в 103-65 гг.д.н.э.*14 Во фрагментах располагаем русским переводом Еноха I, написан в Палестине на арам.языке.*15 Датируют Еноха I различно: от 162 г.д.н.э. (правление Иуды Маккавея) до 66 г.н.э. Имеется также франгмент Книги Юбилеев, создана на евр. языке в Палестине, приблизительно 110 г.д.н.э. - I в.н.э.*16 Апокрифы, наряду с ветхозаветными книгами были широко распространены в Иудее в I в.н.э.
Для характеристики политической обстановки в Иудее в I в.н.э. важнейшим источником являются труды Иосифа Флавия "Иудейская война" и "Иудейские древности", изданные впервые на русском языке в Санкт-Петербурге, в 1900 г. Иосиф Флавий родился в 37 г. В молодости изучал юриспруденцию, увлекался вопросами религии, служил священником в Иерусалимском храме. В 66 г. - губернатор Галилеи. После I Иудейской войны - раб импрераторов Флавиев. Все свои труды написал в Риме. Главная цель работ И.Флавия - защита и оправдание иудейского народа. Поэтому все исторические факты приводятся им крайне тенденциозно. Умер И.Флавий в начале II в.н.э.
К сожалению, значительная часть источников, связанных с ранним христианством, осталась нам недоступной. Это почти все новозаветные апокрифы за исключением евангелий Фомы и Филиппа. Они входят в библиотеку гностической общины, найденную в древнем поселении Хенобоскион, на восточном берегу верхнего Нила, к северу от Луксора, в 1946 г. Рукописи (а их около сорока) датируются серединой III - серединой IV вв.н.э. Написаны на коптском языке. Но оригинальный язык - греческий и созданы они во II в.н.э.
Нам недоступны работы Филона Александрийского, апологетов II в., Отцов Церкви.
Из античных авторов будут привлечены: Плиний Старший и Плиний Младший.*17
В заключение обзора следует отметить, что из-за невозможности в полном объеме охватить все источники так или иначе касающиеся нашей темы, работа не претендует на полное и всесторонее исследование. Ее цель: сравнить доступные нам материалы по деятельности ессейских и раннехристианских общин.
1. КУМРАНСКАЯ ОБЩИНА.
1.1. Хозяйство Кумранской общины по данным археологических раскопок в Хирбет-Кумране, Айн-Фешхе и Айн-Эль-Хувейре.
Первые кумранские 7 свитков были обнаружены в 1947 г.*18 Археологические раскопки начаты в 1951 г. экспедицией Ролана де Во и Л.Хардинга. На западном побережье Мертвого моря с 1951 по 1969 гг. обнаружено три кумранских поселения. Из них наибелее крупное Хирбет-Кумран: располагался на небольшой возвышенности (80 на 80 м.), окруженной оврагами, в 1,5-2 км. Западнее Мертвого моря. В дальнейшем мы только это поселение будем называть кумранским, остальные же - поселениями ессеев. Результаты раскопок опубликовал Р. де Во. На русском языке наиболее подробные отчеты раскопок содержатся в работах Амусина.
Чисто кумранское поселение просуществовало в Хирбет-Кумране с 130 г.д.н.э. до 68 г.н.э. Это укрепленный поселок военного типа без жилищных построек. На его территории находятся: башня, зал со скамьями вдоль стен, скрипторий, кухня, красильня, прачечная, гончарная мастерская, гончарные печи, зал собраний (трапезная), посудная комната, различные ремесленные мастерские, большие цистерны с лестницами, складские помещения. В поселении были обнаружены: мельница, керамика иродианского типа (I в.д.н.э.), светильники, железные серпы, ключи, кольца, ножи, фибулы, котелок, топорик-кирка, клады монет (2 горшка необычной для Кумрана формы: 408 монет и 1 сосуд кумранского типа:150 монет, в основном это тетрадрахмы тирского чекана, 17 грамм серебра, отчеканены: 9-8 г.д.н.э. - 1 г.д.н.э.-1 г.н.э.), в различных местах поселка - еще около 415 монет, в 26 местах - аккуратно сложенные в сосуды или прикрытые черепками остатки костей животных (баранов, коз, ягнят, козлят, телят, коров, быков).
Вокруг Кумрана найдено три кладбища с общей численностью захоронений 1100. Изучено 50 захоронений. Обряд захоронения очень специфичен.*19 В могилах нет никакого инвентаря, возраст мертвых не превышает 50 лет. Есть 7 женских и 4 детских захоронений, но на более поздних участках кладбища.
Между Хирбет-Кумраном и расположенным южнее на 3 км. оазисом Айн-Фешха обнаружены остатки строений площадью 60 на 64 м. На протяжении 500 м. с севера на юг тянется стена, ограждавшая сады или насаждения от моря. Возле стены есть строение из трех комнат площадью 10 на 12 м.
В самом оазисе находится строение общественного характера. К югу от него расположен огороженный пустырь и сарай с тщательно выстланным полом. На территории оазиса существует так же двор, часть которого, занятая системой бассейнов, соединенных небольшими каналами, представляла кожевенную мастерскую.
Рядом с Айн-Фешхой в Вади-Семаке есть искусственная пещера с толстым слоем пепла.
Воды источника Айн-Фешха стекают в пруд, который имеет 20 м. в поперечнике.
Поселение Айн-Эль-Хувейр обнаружено экспедицией П.Бар-Адона в 15 км. Южнее Хирбет-Кумрана. Там находится строение, состоящее из зала и двух комнат общей площадью 19 на 43 м. Внутри строения найдены: печи, зернохранилища, пифосы, котлы для приготовления пищи, светильник, монеты (37 г.д.н.э. - 44 г.н.э.) В 800 м. севернее строения расположен некрополь кумранского типа. Обследовано 20 захоронений: 7 женских, 12 мужских и 1 детское (мальчик 7 лет).
По археологическим данным можно полно обрисовать хозяйственную деятельность поселенцев на берегу Мертвого моря. Начнем с оазиса Айн-Фешха. На его территории произрастали финиковые пальмы, о чем свидетельствует Плиний Старший [Естественная история, V,17,73]*20 (финики сушились в сарае с тщательно выстланным полом), рос также высокий тростник, различные травянистые растения. Последние служили кормом скоту. О развитии скотоводства свидетельствует: огороженный пустырь - загон для скота, сильно утоптанная козами и овцами земля у источника и водоема. В водоеме в древности водилась рыба. Почва в оазисе солончаковая, но, возможно, существовало огородничество в ограниченных размерах. Иоанн Мосх свидетельствует, что монахи, жившие в V в.н.э. в районе горы Мардес (Хирбет-Мирд, 9 км. западнее Айн-Фешхи) получали овощи из огорода, расположенного в 9 км. восточнее от них, почти у самого Мертвого моря. Р. де Во объясняет возможность огородничества тем, что один из древних источников располагался на высоком уровне и был поэтому пресным. Наличие зернохранилищ и мельницы предполагает существование земледелия. Хлеб могли выращивать в соседней долине Букейна, связанной с Кумраном древней дорогой. В искусственной пещере в Вади-Семаке изготовляли поташ, который шел на отбелку полотна и изготовление мыла. Из тростника плели корзины и циновки. Из Мертвого моря добывали соль и асфальт, из последнего изготовляли смолу и различные примеси для лекарственных настоек из трав. Ремесленное производство было сосредоточено в Хирбет-Кумране. Здесь изготовляли керамику, возможно,ковали сельскохозяйственные орудия (назначение ряда мастерских не выяснено).
Таким образом, хозяйство Кумранской общины носило замкнутый. Натуральный характер, что не является исключением для данного времени. Исключительное явление - сама жизнь в Иудейской пустыне. С июня по сентябрь здесь не выпадают дожди и температура поднимается выше +50 градусов по Цельсию. Общинники обитали в пещерах или под навесами и в палатках (найдены следы от вбитых колышков) вокруг трех вышеназванных комплексов. Обеспечение себя всем необходимым в условиях пустыни требовало от них большого мужества и выдержки. Наличие довольно значительной денежной казны дает возможность предположить, что часть своей продукции община реализовывала на внешнем рынке или часть членов общины занималась отхожим промыслом в Иерихоне или в Иерусалиме (до него от Айн-Фешхи было 7-8 часов верховой езды). Утверждение о замкнутости и натуральности кумранского хозяйства нарушает также сообщение в Уставе общины об употреблении кумранитами виноградного сока. Виноградники в Иудейской пустыне культивировать невозможно. Единственно приемлемым объяснением может служить сообщение Фармера о том, что в нескольких километрах от Хирбет-Кумрана, в Абу-Табаке имеются следы виноградников. Так как захоронение на кладбище в Абу-Табаке (описанное Мастерманом 1901-1913 гг.) совпадает с кумранской спецификой, значит кладбище в Абу-Табаке принадлежало ессейскому поселению. Но Р. де Во считал возможность произрастания виноградников в Абу-Табаке не совсем реальной.*21
Все, что связано с вопросом о внешних контактах Кумранской общины, будет рассмотрено ниже. В заключение же отметим - именно замкнутый, натуральный характер экономической базы общины дал ей возможность просуществовать в Палестине почти 200 лет и при этом вести независимый образ жизни и заниматься политикой.
1.2. Библиотека Кумранской общины.
В одиннадцати пещерах в районе Кумрана найдены фрагменты около 600 книг. Полностью сохранились только 7 свитков из первой пещеры и 5 свитков из одиннадцатой пещеры. Основное хранилище книг находилось в искусственно созданной четвертой пещере, здесь найдены остатки 400 свитков. Ни одна рукопись не имеет датировки. Палеографический анализ позволяет определить время создания рукописей II в.д.н.э. - первой половиной I в.н.э.
Библиотека содержит экземпляры всех ветхозаветных книг, кроме Кн.Эсфири, при этом отдельные экземпляры старше самой Кумранской общины, например, фрагмент Кн.Исайи. Из апокрифической литературы имеется ряд фрагментов Кн.Еноха I (отсутствуют главы 37-71), 12 фрагментов Кн.Юбилеев, из Заветов 12 патриархов найдены только заветы Левия и Нафтали. Кумраниты создали собственные апрокрифы. Это Завет Амрама отца Моисея на арам. языке. Его отрывки сильно повреждены. Амраму - отцу Моисея, Аарона и Мириам привиделся главный ангел тьмы Милкиреша - "царь нечестия" и "царь праведности". Под последним вполне возможно скрывается Мельхицедек. Амрам проповедует: "И сыны тьмы будут сожжены..." Эти три цитаты - все, что нам известно об этом апокрифе. Существуют также апокрифы: Кн.Бытия, Кн.Второзакония, Молитва Набонида. К оригинальным произведениям общины помимо Устава и пешарим относятся такие важные для нас произведения:
Свиток Гимнов - сильно поврежден; дошло 35 отдельных гимнов, начинающихся словами: "Я благодарю тебя, Господи..."; близки к библейским каноническим псалмам; произносились в самый главный праздник: день "возобновления Завета"; написаны, предположительно, основателем Кумранской общины Учителем праведности; гимны - один из основных идеологических документов общины.
"Война сынов света против сынов тьмы" - не имеет аналогий с другими текстами Кумрана. Как считает И. ван дер Плуг, первичный текст был сочинением апокалиптического типа, весьма близким к пророческим частям Библии. В нем говорилось о борьбе всего народа Израиля против своих врагов, но кумраниты изменили "народ" на "остаток" Израиля и обратили произведение против собственного народа.*22 Не располагая самим текстом, приведем его краткое содержание: в начале говорится о целях войны, о врагах, о длительности борьбы; III,1-III,12 описываются воинские трубы и порядок трубных сигналов в лагерях и на войне; III,13-V,2 рассказывается о военных флагах и знаменах; V,3-14 о видах оружия; V,16-VII,7 о военном строе; VII,9-IX,9 об обязанностях священников и значении даваемых ими трубных сигналов; IX,10-18 о различных тактических построениях и маневрах; X-XV здесь содержатся молитвы и песнопения, произносимые священниками перед началом сражений, в ходе борьбы, после поражений и побед; в последних столбцах описывается порядок участия священников в войне.*23 Не смотря на доминирование эсхатологических идей (документ повествует о приближающемся конце всех времен, которые закончатся 40-летней войной, в которой помимо людей будут участвовать небесные силы, стихии и в конце вмешается Яхве, чтобы помочь кумранитам одержать победу), мы считаем важным отметить, что в документе сущетвует план ведения реальной войны.
Дамасский документ. Рукописи документа X и XI вв.н.э. были обнаружены в Каире в XIX в. и тогда же определены как ессейские. В пещерах Кумрана найдено 9 фрагментов Дамасского документа. Документ принадлежит общине совершенно отличной по организации от кумранской, но с кумранской идеологией. Документ делится на две больших части:
1. "Увещевания" - здесь есть намеки на историю возникновения общины и появления ниспосланного Богом Учителя праведности; содержится краткий обзор всей истории древнееврейского народа от "сыновей Ноя" до "царства Велиала" и переселения общины "Нового союза" в "Дамаск";
2. Законодательная часть - здесь дается распорядок повседневной жизни общины, положения о суде, свидетелях и судьях, о клятвах, о соблюдении субботы, об очищении водой и правилах чистоты и нечистоты, сектантские истолкования библейских предсказаний. Нет никаких сомнений, что по идеологическим воззрениям община Дамасского документа примыкала к Кумранской общине (общие термины, символические обозначения, жанр).
Найдено еще большое количество идеологических произведений и текстов с неопределенным содержанием.
Библиотека создавалась на территории самого Хирбет-Кумрана: обнаружен скрипторий - узкий длинный зал, в котором находились остатки гипсового стола 5 м. длины и 0,5 м. высоты, чернильницы с остатками чернил, два других стола с чашеобразными выемками для воды.
Итак, раскопки в Иудейской пустыне и находки в кумранских пещерах свидетельствуют о существовании в I в.н.э. системы поселений общины, обладающей развитой идеологией, не ставшей всеобщей религией по причине замкнутого характера общины. Наличие собственной, независимой религиозной идеологии позволяет нам говорить о Кумране, как о важном явлении в политической жизни Иудеи I в.н.э.
1.3. Идеология Кумранской общины.
Начнем с краткого экскурса в историю Кумранской общины.
Как известно, в период маккавейского восстания существовали организованные вооруженные группы хасидеев. Их особенностью являлось строгое соблюдение ветхозаветных законов. Большинство ученых считает их предшественниками ессеев. Они пришли на помощь Маккавеям, что способствовало более быстрой победе иудеев в борьбе за независимость. Дальнейший же отказ хасидеев поддерживать правительство, может объясняться тем, что во главе их стоял один из священнических родов (или несколько родов), которые до восстания вместе с родом Йехойарив (Маккавеи) поочередно осуществлял службы в храме.*24 Хасмонейская династия взяла в свои руки политическую и религиозную власть, что противоречило Священному писанию, по которому царь мог быть только из рода Давида. Таким образом, появление ессейства можно считать политическим актом, когда один из равноправных с Маккавеями жреческих родов, не признав их власти, ушел в идейную оппозицию.
Основываясь на строгом соблюдении Торы, ессеи противопоставили себя всему иудейскому народу, что потребовало от них самоизоляции. В дальнейшем они, отталкиваясь от иудейской религии, разработали собственное учение, которое и отражено в библиотеке Кумранской общины.
Главное отличие от ортодоксального иудейства у кумранитов - учение о дуализме: в мире друг другу противостоят духи Правды и Кривды, света и тьмы, они находятся в постоянной борьбе как во внешнем мире, так и в каждом человеке. Кумраниты - это люди, которые победили в себе дух Кривды, они называли себя "сынами света", все остальные люди - "сыны тьмы" и весь мир вне общины - "царство тьмы".
Элементы дуалистического учения общины прослеживаются и в ветхозаветной литературе. Так, например, в Премудростях Иисуса сына Сирахова (33:14) читаем: "Противоположность зла - добро... жизни - смерть... человека праведного - нечестивец... света - тьма; взгляни на все деяния Бога - все они по два находятся друг против друга". Не исключено влияние на дуализм кумранитов и религии зороастризма.
В интересной связи с учением о дуализме и как бы отрицая его, находится другое важное понятите кумранской идеологии - учение о предопределении: все что должно произойти в мире делается по воле Бога. В Свитке Гимнов (I,7-8) читаем: "И прежде чем Ты (Яхве) создал их, Ты знал все их деяния во веки веков, (ибо без Тебя ничто) не делается и ничего не познается без Твоей воли".
Но следуя кумранскому учению дуализма, вытекает, что в мире идет война между ангелами Света и Тьмы и каждый человек по собственной воле выбирает чью сторону принять. По видимому, в этом парадоксе причудливо проявила себя политика жреческой руководства общиной: подчеркивая абсолютную свободу совести и независимость поступков человека, но прикрываясь абсолютной волей Бога, оно осуществляло давление на умы и поступки рядовых кумранитов. Очень интересно мнение ученого Меррила: "Предопределение не противоречит свободной воле; это объясняет, почему люди "свободно" избирают. И если это представляется нам иррациональным, это так должно и быть, ибо мы, подобно отшельникам из Кумрана, должны воспринимать крайние проявления жизни и смерти верой, а не разумом".*25
Из учения об изначальном дуализме и предопределении вытекает третья характерная черта кумранской идеологии - концепция "избранничества". В тесной связи с ней находятся и эсхатологические воззрения кумранитов. По их представлениям, община живет в последний период истории. Близится время, когда разразится решающая битва между "сынами Света" и "сынами Тьмы" (в которой будут участвовать космические силы), в результате победят силы Света, а мир Тьмы уничтожен. После победы избранники Бога на земле - кумраниты будут приравнены к ангелам.
Следует отметить, что ожидание конца мира и гибели всех грешников свойственно вообще ветхозаветной эсхатологии. Принципиальное отличие кумранской в том, что в "День Суда" оправданы будут только кумраниты.
На протяжении всей своей истории кумранская идеология изменялась, откликаясь на новые идейные течения в Иудее. Особенно это показательно на примере кумранского мессианизма.
Мессия, в своем первоначальном историческом смысле - человек, помазанный на царство (Давид), представитель Бога на земле, осуществляющий Его волю. Помазанниками могли быть и пророки. Так, в Кн.Исайи(61:1):"Дух Господа Бога на мне, ибо Господь помазал меня благовествовать нищим, исцелять сокрущенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам - открытие темницы".
В кумранском Уставе есть фраза: "...до прихода пророка и помазанников (мессий) Аарона и Израиля"(IX,11). Как мы видим, мессий могло быть и несколько и каждый выполнял свою функцию: мессия Аарона - жреческую, а мессия Израиля - царскую. В Тексте Двух колонок описывается культовое пиршество в котором участвует "Помазанник Израиля", при этом подчеркивается, что мессия по своему положению находится ниже жреца, который благословляет пищу и первый протягивает руку к ней. В Тексте написано: "Если породит (приведет) (Бог)Помазанника"(II,11-12). Многие поняли фразу буквально и указали на ее христианское происхождение. Получается, что Сын Бога на эсхатологическом пиршестве стоит ниже простого жреца. По нашему мнению, эта фраза означает только всеобщую предопределенность Богом всего происходящего в мире.
Из всего этого следует, что мессиями могли быть люди, получившие от Бога определенную власть. Такое понимание мессии в Кумране соответствовало представлениям всего иудейского общества. Нельзя забывать, что и Иисус выступал как помазанник из рода Давида (мессия Израиля - в кумранском понимании).
Мы не знаем, где и когда зародилось понятие о божественном происхождении мессии. В кумранской библиотеке есть фрагмент, условно названный Мессианским текстом на арамейском языке:
/9/ ...(его) власть над всеми живущими будет могущественной.
/10/ ...(за)мыслы его, так как избранник Бога он, порождение Его и дух Его дыхания,
/11/ ...(за)мыслы его будут для вечности.
Вполне возможно, что именно кумраниты первыми сделали шаг к конкретизации представлений о мессии божественного происхождения. Но это непосредственно не вытекает из системы идеологических представлений кумранитов.
Здесь сделан только беглый и обобщенный обзор кумранской идеологии. Не затронута роль Учителя праведности - этот недостаток постараемся восполнить в последней части работы.
Свое исследование кумранской идеологии Амусин заканчивает такими словами: "Дуалистические, эсхатологические и мессианские воззрения являются характерной и определяющей чертой Кумранской общины. Они наложили глубокий отпечаток на всю жизнь общины, отразились в социальной организации, общественно-религиозной практике и во всей системе ее идеологии".*26 Добавим, что идеология общины служила созданию организации людей, готовых к борьбе с внешним царством Тьмы. Руководящие идеологи Кумрана формировали из рядовых общинников силу, готовую нерассуждающе подчиняться.
1.4. Организация кумранской общины.
Введение к "Текстам Кумрана" И.Д.Амусин начинает словами, почтившими память великих социалистов-утопистов XVIII в. Их идеи во многом были предвосхищены и осуществлены на практике кумранитами. В дальнейшем советский кумрановед никогда больше не возвращался к подобному отождествлению. Это понятно: коммунистическая основа организации общины поддается критике на основании существующих текстов, в реальной жизни расхождений могло быть еще больше.*27
Наиболее полно описывает организацию общины ее Устав.
С первых же строк Устав требует от "добровольно предавшихся" ненависти к окружающему миру и подчинение общине, внесение всего имущества. Но помимо имущества требуется полное пожертвование всех своих знаний и сил на службу общине. Это очень суровое требование. Соблюдение его строго регламентировано в Уставе. Но и вступить в общину мог далеко не каждый. За прием новых членов отвечало специальное должностное лицо - "человек,надзирающий во главе общины старших" (Устав VI,14). Новичок подвергался расследованию "относительно его разума и его дел" (Устав VI,14). Нам известны специальные инструкции, предназначенные для психологического исследования характера новиция.*28 Интересен принцип построения данных инструкций: по внешнему виду человека, его поведению определялись те потенциальные пороки личности, которые он скрывает, выявлялись так же и хорошие качества. Система кумранитов универсальна: человек несет в себе 8-9 частей, количество частей принадлежащих свету и тьме колеблется. Ошибки при определении быть не могло, так как новиций проходил двухлетний испытательный срок (Устав VI,21). И в дальнейшем, все время пребывания в общине подвергался суровому контролю. Зашифрованность данных инструкций доказывает существование группы, обладающей недоступным знанием.
Церемония приема новициев в полноправные члены подробно описана в I-II таблицах Устава. Церемонией руководили священники. Она происходила в ежегодный праздник "День возобновления Завета" и помимо новициев в этот день подвергались проверке все члены общины вне зависимости от стажа.
Основная структурная единица общины - 10 человек (Устав VI,3). В таблице II,21-22 описано деление общины на тысячи, сотни, пятидесятки, десятки. Большинство ученых считает, что данное деление носит эсхатологический, фантастический характер. Нам представляется более верной точка зрения на истинность данного деления, подразумевающего все ессейское движение, включающее несколько тысяч человек.
Вообще таблица VI очень важна для выяснения организации общины. Таблица начинается словами: "Этим должен руководиться во всех местах поселения"(VI,1-2), что уже подразумевает действие Устава не только в Хирбет-Кумране.
При каждой десятке постоянно находился жрец, он являлся старшим. Далее в таблице указано на "неотступное присутствие" в десятке "изучающего Учение", он же треть каждой ночи руководит чтением священных книг. Эту обязанность мог исполнять левит. В Уставе упоминается еще "вразумляющий"(III,13), "разумеющий" (IX,12,21) в учении общины. Скорее всего, это "изучающий Учение" левит, или руководящий десяткой священник.*29
Далее таблица говорит о сложной иерархии существовавшей в общине. Священники, левиты и раббим ("старшие" - рядовые члены общины) - эти три группы распадались на неподдающиеся классификации таксономические уровни. Каждый общинник занимал только свое, особое положение. Старшинство соотносилось не по группам, а по каждому человеку отдельно. В строке 26 читаем: "упорствуя, вопреки слову своего товарища, записанного перед ним (т.е., старшего - К.Б.Старкова)". В начале следующей таблицы упоминается книга, в которой, возможно, были записаны все кумраниты сообразно своему положению: "И если будет говорить в ярости против одного из жрецов, записанных в книгу, то будет наказанным один год..."(VII,2). VI таблица, 20 строка: "запишет его (новиция) в список с его долей". VI таблица говорит и о совместных заседаниях кумранитов, при этом: "Жрецы сидят первыми, старцы вторыми, а весь остальной народ сидит всяк в свой черед"(VI,8-9). Подобная сложность иерархии наталкивает нас на один существенный вывод.
Основное должностное лицо в общине - "надзирающий за работой старших"(VI,20) - меваккер. Он отвечал за хозяйство, финансы, трудовые дела. При переводе слова надзиратель (меваккер) на древнегреч.яз., мы обнаруживаем, что во главе хозяйства Кумранской общины находился епископ*30.
Конец VI и вся VII таблица содержат Дисциплинарный Устав общины. Общинника наказывали не только за крупные нарушения, но и за любые мелкие проступки. Высшей мерой наказания считалось изгнание из общины.*31 Изгнанию подвергался кумранит, произносящий проклятие при чтении списка членов общины, клевещущий против старших, критикующий устои общины; изгонялся и ветеран, проживший в общине свыше 10 лет, если он выступал против старших. За более мелкие нарушения кумраниты наказывались "отделением от чистоты раббим", т.е. переводились в положение новиция.*32 Другой вид наказания: лишение части пищевого пайка. Так, например, за обман своего товарища кумранит лишался части пайка на 3 месяца(VII,6); если заснет во время общего собрания - на 30 дней(VII,10-11); за беспричинный смех - на 30 дней(VII,14-15). При растрате общинного имущества кумранит обязан был "возместить его целиком" (VII,6-7). Этот пункт дал возможность предположить ученым отсутствие коллективной собственности в Кумране. Амусин также признает ограниченность коллективной собственности.*33 Но в своем переводе Устава К.Б.Старкова дает буквальное прочтение слова "целиком" - "головой его", что может означать не возмещение своей частной собственностью, а отработку физически. Но это спорное место, как и тождественное с ним из таблицы V,16-17. Следует все же признать подавляющее преобладание коллективной собственности (монеты, например, не были найдены в пещерах, где обитали кумраниты, а были сконцентрированны в двух кладах).
Система наказаний подчеркивает строгость дисциплины, существовавшей в общине. Сомневаться в том, выполнялись ли действительно наказания в реальной практике, у нас нет оснований.
Не менее важной для исследования организации общины является VIII таблица. Во главе общины стоял Совет: "(Пусть будут) в Совете общины 12 человек, а жрецов трое, совершенных во всем открытом из всей Торы..."(VIII,1). Дальше идет характеристика членов Совета и заканчивается она интересной фразой: "Когда эти пробудут назначенными в основе общины в течении двух лет при совершенстве поведения, то пусть отделятся как святыня, внутри совета людей общины: и всякое слово, сокрытое от Израиля*34, какое найдется у человека расследующего, пусть (тот) не скрывает его от этих (людей) из-за боязни духа отступничества"(VIII,10-12). Здесь подразумевается некая элитарность и замкнутость Совета. Во главе Совета стоял "расследующий" - это тот же "человек, надзирающий во главе общины старших", ведавший приемом новициев. Он являлся главным руководящим идеологом общины.
Член общины должен был славословить Бога во все периоды суток, в праздники и будни (Устав X,1-5). Другой обязанностью члена общины являлось постоянное ритуальное очищение водой (баптизм). При этом подразумевалось, что очиститься может только человек, предварительно раскаявшийся. Упоминает Устав и о постоянных совместных трапезах, несших помимо прямого назначения и эсхатологическую окраску. Текст Двух колонок подразумевает на трапезах кумранитов присутствие мессии. Часто проводились у кумранитов общие собрания. Что происходило на этих собраниях, нам неизвестно.
Таким образом, изучив Устав, можно сделать ряд определенных замечаний, относящихся к организации общины.
Руководили общиной два лица: человек, надзирающий во главе раббим (идеологические функции) и человек, надзирающий над работой раббим (хозяйственные функции). Вся община делилась на десятки, во главе которых находились священники и их помощники левиты. Они следили за работой десятки и за соблюдением ею всех ритуалов и обрядов. Подобная организация напоминает военную.
Выше отмечалась крайняя сложность иерархии Кумранской общины. Но известно, что в любом коллективе нет резко очерченных определенных групп - каждый человек занимает свое особое место сообразно со своими качествами. Устав, в котором так реально и конкретно состояние коллектива, доказывает свою достоверность и полную правдивость. Он не был просто свитком, им руководствовались в жизни.
Итак, кумраниты жили и работали десятками. Наблюдали за работой десятки и воспитывали ее священник и левит. Помимо изнурительного труда, каждую ночь десятка читала священное писание. По ночам священник растолковывал ветхозаветные книги в соответствии с современной обстановкой, воспитывал по ним кумранитов в духе ненависти к различным сектам, Римской империи и готовил общинников к борьбе с миром. Скорее всего кумранский жанр пешер являлся устным жанром. Толковались в кумранском духе все библейские книги. Об этом свидетельствует то, что немногие кумранские коментарии сохранились только в одном экземпляре - это были своего рода образцы. Доказательством может служить и то, что "надзиратели и вразумляющие (священники и левиты) устно разъясняли новициям основы секретного учения общины", - такой вывод делает Амусин, исследуя Устав.*35 На основе приведенных фрагментов можно увидеть, что значительная часть учения хранилась в тайне от рядовых общинников, а поэтому нигде не записывалась.*36
Кумранская община, имеющая в своей основе военную организацию и руководящий идеологический центр, должна была иметь практическую цель. Цель держалась в тайне, для рядовых общинников ее маскировали в эсхатологическое ожидание конца света и прихода мессии. Но результатом деятельности любой подобной организации может быть только приход к власти. Политическая обстановка в Иудее I в.н.э. соответствовала данной цели.
2. ЕССЕЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В I в.н.э.
2.1. Политическая обстановка в Иудее.
В конце I в.д.н.э. при правлении Ирода I в Иудее завершился процесс эллинизации. В I в.н.э. Палестина уже не восточная страна, а очень сложный конгломерат, в котором перемешались западные и восточные культура, социальная организация, формы управления. Население Палестины довольно пестро: иудеи, идумеи, сирийцы, самаряне, вавилоняне, финикийцы, на границах - кочевники. К востоку от Иордана существовало государство Декаполис - 10 независимых эллинистических городов с самоуправлением. Военные поселения македонских колонистов концентрировались в Самарии. По всей Палестине были разбросаны колонии римских ветеранов.*37
В это же время Ирод I строит по всей стране целый ряд городов и крепостей по римскому образцу. Население их главным образом нееврейское. Эти города становятся форпостами римского владычества в Иудее.*38
Представителяли эллинизма среди иудеев были члены религиозно-политической секты саддукеев. Социальная основа саддукеев: местная знать, принадлежащая к 24 священническим родам. Саддукеи были широко образованы, прекрасно знали античную и восточную философию, отрицали бессмертие души и предопределение будущего, признавали полную духовную свободу человека, в религии строго следовали закону Моисея. В политике поддерживали власть римлян и подчеркивали ее прогрессивное влияние на Иудею, поэтому занимали руководящие посты в Синедрионе. Только саддукеи исполняли функции первосвященников в храме. Пользовались ничтожным влиянием на население. По этой причине в Синедрионе постоянно составляли политический блок с фарисеями.
Духовной и политической жизнью рядовых масс Иудеи руководила религиозно-политическая секта фарисеев. Оценить однозначно эту секту довольно трудно. Специальных трудов по истории движения фарисеев в русской и советской историографии не существует. Иосиф Флавий в работе "Древности иудейские" так характеризует фарисеев:
Они ведут строгий образ жизни и отказываются от удовольствий. Разумному следуют - разум благо, охранитель от желаний. Почтительны к престарелым и не противоречат им. Верят в судьбу. Не отнимают у человека свободы воли, но подчиняют ее Богу. Верят в бессмертие души. Имеют влияние на народ. Все священнодействия: молитвы, жертвоприношения народ совершает только с их разрешения. Все убеждены, что фарисеи на деле и словах стремятся к высокому.
Я.Л.Чертк в своем переводе "Иудейской войны" И.Флавия (СПб.,1900) посвящает фарисеям предисловие:
Они - ядро и лучшая часть народа, последователи книжников (соферим), толкователи Торы в соответствии с современностью. Устраивали школы от низших до высших. Учили и толковали Тору всенародно в синагогах, распространяя знание в народе, были народными судьями. Строгая нравственность, скромность, благочестие, умеренность, приветливость, милостивое правосудие, преклонение перед законом и принципами свободы и справедливости составляли черты их характера. Народ льнул к фарисеям, с любовью подчинялся узаконениям, вооружался на врагов. Народ инстинктивно видел в фарисеях залог своего бытия, оплот и защиту против незаконной власти и злоупотребления властью. Сохранение иудаизма - главная цель этих народных учителей и законоведов. Воспитывали народ в строго национальном духе.
Оценка кумранитами фарисеев однозначна: "толкователи скользкого". Сравнивая фарисея с блудницей, кумранский автор пишет: "Из уст ее исходит пустословие и [язык]ом [бормочет вздо]р, заблуждение остается всегда на устах ее. Словами своими насмешливо оболь[ща]ет, чтобы извращать [учение] иахад уста[ми] порочности".*39
В моногорафии "Рукописи Мертвого моря" И.Д.Амусин приводит такие данные о фарисеях:
Народ называл их "перушим" - "отделившиеся", "обособленные" и "цевуим" "крашеные" (лицемеры). Социальная опора движения: средние и мелкие землевладельцы, торговцы, возможно - ремесленники. В основном фарисеи являлись низшим жречеством, учеными "книжниками". Поэтому, служа в синагогах по всей территории Палестины, они являлись главными исполнителями закона. Находясь в тесном контакте с массами и ежедневно сталкиваясь с разнообразными проявлениями социально-экономической жизни народа, фарисеи прекрасно понимали невозможность строгого соблюдения устаревшей Торы. Они пользовались устным преданием - новыми законами, сложившимися в результате многолетней практики и путем толкования выводившиеся из Торы. Смертная казнь теперь заменялась денежным штрафом, была прекращена отмена всех долгов в каждый юбилейный (пятидесятый) год. Здесь фарисеи выполняли задачу ограждения народа от влияния других религий, утверждения исключительности и замкнутости иудеев.